Чукреев В.А. ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
6.5. ОБ ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чукреев Вадим Андреевич соискатель кафедры прокурорской деятельности Уральской государственной юридической академии, прокурор
Контакты автора: paliac@mail.ru
Аннотация. Статья Чукреева Вадима Андреевича под названием «Об особенности цели и задачи прокурорского надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности» посвящена прокурорскому надзору за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности. В настоящей статье Чукреев Вадим Андреевич провел достаточно серьезную работу по раскрытию теоретических аспектов определения цели и задачи прокурорского надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности, выявления их понятия, специфических свойств, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Автор раскрыл сущность и содержание данных понятий, их особенности и проблемы в достижении и решении указанных целей и задач, а также предложил соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации.
Ключевые слова: прокурорский надзор, цели и задачи прокурорского надзора, экстремистская деятельность, противодействие экстремистской деятельности, предупреждение и пресечение действий экстремистской направленности, полномочия прокуратуры
ABOUT FEATURE OF THE PURPOSE AND A PROBLEM OF PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION OF EXECUTION OF THE LAW ON COUNTERACTION OF EXTREMIST ACTIVITY
Chukreev Vadim Andreevich the competitor of chair public prosecutor's Activity of the Ural state Law academy
Annotation: The article of Chukreev Vadim Andreevich entitled «About feature of the purpose and a problem of public prosecutorial supervision of execution of the law on counteraction of extremist activity» is devoted public prosecutorial supervision of execution of the law on counteraction of extremist. In the present article Chukreev Vadim Andreevich has spent serious enough work on disclosing of theoretical aspects of definition of the purpose and a problem of public prosecutor's supervision of execution of the law on counteraction of extremist activity, revealing of their concept, specific properties, their interrelations and interconditionality. The author has opened essence and the maintenance of the given concepts, their features and a problem in achievement and the decision of the specified purposes and problems,
and also has offered respective alterations in the legislation of the Russian Federation.
Keywords: prosecutorial supervision, purposes and problems of public prosecutor's supervision, extremist activity, counteraction of extremist activity, prevention and suppression of actions of an extremist orientation, powers of Office of Public Procuracy
В литературе, при рассмотрении вопросов противодействия экстремистской деятельности часто обращается внимание на то обстоятельство, что ст. 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», не упоминает в числе субъектов противодействия экстремистской деятельности, органы прокуратуры 1. Вместе с тем рассматриваемый Закон, в последующих содержащихся в нем статьях, называет органы прокуратуры в числе органов, находящихся, без преувеличения, на передовом рубеже борьбы с экстремизмом. Прежде всего, это выражается в предоставлении прокурорам дополнительных полномочий, направленных как на пресечение, так и на устранение проявлений экстремизма.
Прокурорский надзор за законностью в сфере противодействия экстремизму является специфическим видом государственной деятельности, направленный на регулирование возникающих общественных правоотношений в данной сфере. Эта функциональная деятельность органов прокуратуры осуществляется от имени государства, поскольку, никем из иных ветвей власти и управления осуществлена быть не может, и представлена в качестве высшей формы государственного контроля.
Основная цель прокурорского надзора в указанной сфере - это укрепление законности и правопорядка в системе противодействия экстремизму путем эффективного использования полномочий, предоставленных прокурору законом. В системной связи с целями прокурорского надзора, осуществляемого в рассматриваемой области, находятся его задачи, понимаемые как конкретные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.
Исходя из требований, содержащихся в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации»2, основными задачами органов прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии экстремистской деятельности следует считать:
- целенаправленное и эффективное осуществление надзора за соблюдением законодательства о противодействии экстремизму;
- полное и своевременное выявление правовых актов противоречащих Конституции РФ и законодательству о противодействии экстремизму;
- своевременное выявление правонарушений и оперативное принятие действенных мер по их пресечению и восстановлению нарушенных прав граждан, интересов общества и государства;
- установление лиц, виновных в нарушении законодательства о противодействии экстремизму и привлечение их к установленной законом ответственности;
- выявление причин и условий, способствующих нарушениям законодательства о противодействии экстремизму и принятие мер по их нейтрализации или устранению.
Задачи прокурорского надзора за исполнением анти-экстремистского законодательства обусловлены положениями Конституции РФ, - основным законе Российской Федерации, имеющей высшую юридическую
силу и прямое действие. В ней, установлены запреты на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13), на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.19), пропаганду и агитацию такого превосходства (ст.29). В то же время, являясь основой создания и развития законодательства, направленного на противодействие экстремистской деятельности (экстремизму), Конституция создала предпосылки к разработке иных источников законодательства, направленных на решение данного вопроса. Так, 25 июля 2002 г. был принят ФЗ №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», затем был принят ряд подзаконных актовЗ . Вместе с тем, ст. 8 Федерального Закона о прокуратуре РФ предусматривает, положение в соответствии с которым деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью координируют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры. Законодатель обязал прокурора координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Следовательно, взяв за основу цели органов прокуратуры РФ, регламентированные Конституцией РФ и законами, действующими на территории Российской Федерации полномочиями органов прокуратуры РФ, (в том числе и на положениях ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» в которой говориться, о прокуратуре РФ как системе органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации), можно сделать вывод, что важнейшей задачей прокуратуры РФ в данной отрасли прокурорской деятельности является целенаправленное и эффективное осуществление надзора за соблюдением законодательства о противодействии экстремизму.
Прокурорский надзор за исполнением закона о противодействии экстремисткой деятельностью в теории и практики прокурорского надзора отнесен к надзору за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории Российской Федерации. Осуществление данного направления надзора включает в себя в качестве ее составляющих выявление нарушений закона и реагирования на выявленные правонарушения. Данное обстоятельство обуславливает и содержание соответствующих задач стоящих перед органами прокуратуры.
Следовательно, одной из задач является полное и своевременное выявление правовых актов противоречащих Конституции РФ и законодательству о противодействии экстремизму
Решение данной задачи, обеспечивается наличием следующих условий обуславливающих успешное ее решение, Во-первых, наличием соответствующих полномочий прокуратуры РФ, во-вторых, специфическими инструментами прокурорского надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности и в-третьих, необходимой профессиональной подготовкой прокурорских кадров. Исходя из отчетных данных и фактов, приведенных Генеральным прокурором Российской Федерации на последнем заседании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 27 апреля 2011 г. такие условия созданы и оказывают существенное позитивное влияние на решении данной задачи.4
Так, например, прокурором Гаринского района установлено, что Положение о межведомственной комиссии по профилактике экстремизма в Гаринском городском округе, утвержденное постановлением главы администрации Гаринского городского округа от 17.08.2009 г. № 188, принято с нарушением предоставленных органам местного самоуправления полномочий в сфере реализации задач по профилактике экстремистской деятельности. В связи с чем, прокурорам Гаринского района 21.12.2010 г. принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворенье.
Решение другой задачи связано со своевременным выявлением органами прокуратуры нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельностью, оперативным принятием действенных мер по их пресечению и восстановлению нарушенных прав граждан, интересов общества и государства.
Как показывает практика, органы прокуратуры РФ благодаря своей многофункциональной природе способны обеспечивать активную защиту национальных интересов Российской Федерации путем непосредственного осуществления целенаправленных правовых действий по выявлению и нейтрализации средствами прокурорского надзора угроз национальной безопасности страны посредством координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвуя в правотворческой деятельности, решая неотложные задачи борьбы с посягательствами на интересы личности, общества и государства. В силу своего положения в механизме государственной власти, используя широкие и уникальные полномочия, прокуратура принимает также активное опосредованное участие в обеспечении национальных интересов и национальной безопасности России ввиду общей целевой направленности ее деятельности на укрепление основ конституционного строя, утверждение авторитета права, ограждение общества не только от противоправных, но и от иных негативных явлений и процессов, способных причинить ущерб национальной безопасности. Прокуратура располагает в целом достаточным потенциалом прогнозирования, что позволяет ей работать на упреждение, включая в поле своего зрения не только проявившиеся, но и зарождающиеся угрозы безопасности в различных областях жизни общества и государства, сосредоточивая свое внимание, прежде всего на тех направлениях, которые тесно связаны с дестабилизационными проявлениями в обще-стве.6
Так, например, факт распространения запрещенной литературы местной религиозной организации Свидетели Иеговы выявлен прокурором г. Первоуральска в ходе проведения проверки по обращению гр. Глазко-вой Т.Ф., по результатам проверки в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности» 21.01.20-10 г. председателю комитета местной религиозной организации объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона, запрещающего распространение экстремистских материалов.7
Установление лиц, виновных в нарушении законодательства о противодействии экстремизму и привлечение их к установленной законом ответственности так же является важнейшей задачей прокурорского надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности.
Осуществляя надзор за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности, прокурор наделен полномочием требовать привлечения нару-
Чукреев В.А. ОСОБЕННОСТИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
шивших закон лиц к различным видам ответственности - материальной, дисциплинарной. При этом закон не регламентирует форму прокурорского реагирования. Практика прокурорского надзора выработала и эффективно использует в подобных ситуациях представление прокурора об устранении нарушений закона, в котором наряду с постановкой вопроса об устранении допущенных нарушений закона, а также причин и условий, способствующих этому, ставится вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности. В этом случае в мотивировочной части представления прокурор обязан указать, какой материальный закон должен быть применен при решении вопроса об ответственности виновных в нарушении закона лиц. Требование прокурора о привлечении к ответственности может быть оформлено постановлением. Как правило, к такой форме реагирования на незаконные действия лиц, виновных в нарушении законодательства о противодействии экстремизму, практика прокурорского надзора прибегает лишь в случае привлечения лица к административной ответственности.
Так, ходе проведения проверки исполнения закона о противодействии экстремистской деятельности, проводимой прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга в магазине «Книги», был установлена факт распространения продавцом Жемальдиновой С.В. книг В.А. Истархова «Удар русских богов» и В.М. Демина «От Русичей к Россиянам», которые признаны экстремистскими. Прокурором района по результатам проверки 06.05.2010 г. были вынесены постановления о возбуждении административного производства по основаниям ст. 20.29 КоАП РФ. На основании данного постановления мировым судьёй Железнодорожного района г. Екатеринбурга возбуждено административное производство И.П. Хлоповская и Е.В. Деаина привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.8
Еще одной, далеко немаловажной задачей стоящей при осуществлении прокурорского надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности, является принятие мер по их нейтрализации или устранению.
Для выявления, предупреждения и пресечения действий экстремистской направленности, а также причин и условий способствующих им, необходимо объединение усилий органов государственной власти, правоохранительных органов и общественных организаций. Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, координирует деятельность правоохранительных органов, в ходе которой проводятся проверки, осуществляется уголовное преследование по делам данной категории.
Так по результатам проверки информации, полученной из УФСБ РФ по Омской области, прокуратурой г. Омска было установлено, что рок-группой "Order" в студии регионального общественного фонда "Фонд развития детского и юношеского творчества "Аркан" записан музыкальный альбом "Музыка белых", содержащий песни экстремистского характера, которые не менее двух раз исполнялись на концертах. Согласно заключению лингвистической экспертизы, тексты песен этого альбома способны возбуждать ненависть и вражду к людям других национальностей, в частности, унижают достоинство представителей еврейской национальности и монголоидной расы. В целях устранения выявленных нарушений законодательства в адрес
начальника управления культуры администрации Омска прокуратурой города внесено представление, председателю фонда "Аркан" направлено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Кроме того, городской прокуратурой в один из районных судов направлено соответствующее заявление, в результате рассмотрения которого альбом "Музыка белых" группы "Order" признан экстремистским и запрещен для распространения, а песни - для исполнения.9 Своевременное проведение прокурорских проверок, возбуждение уголовных дел, их расследование на высоком профессиональном уровне, применение соответствующих мер реагирования, является важной задачей в деятельности прокуратуры. Эффективное противодействие экстремизму должно быть обеспечено целенаправленной профилактической деятельностью прокуратуры, основанной на взаимодействии с иными правоохранительными органами, органами государственной власти и общественными объединениями.
Таковы особенности цели и задач, стоящих перед органами прокуратуры в процессе осуществления надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности.
Список литературы:
1 Винокуров А. Борьба с экстремизмом средствами прокурорского надзора // Законность. 2002. № 11. С. 34
2 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"
3 Например: Указ Президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» от 06.09.2008г. №1316; Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 18.01.2003г. № 27
4 Доклад Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации 27 апреля 2011 г./ Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
http://genproc.gov.ru/management/appearences /do-cument-23/).
5 См. Докладная записка об исполнении приказа Генерального прокурора РФ № 362 от 19.11.2009 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» Наряд 17 прок. Свердловской обл. 2010 г.
6 Кашепов В.П. Защита прокуратурой национальных государственных интересов и национальной безопасности // Российское право № 1, 2007 г. С. 152
7 Сборник информационных материалов прокуратуры и правоохранительных органов Свердловской области по выявлению и пресечению экстремистских проявлений в молодежной среде, в том числе в образовательных учреждениях всех уровней Екатеринбург, 2011 г. С.20.
8 Сборник информационных материалов прокуратуры и правоохранительных органов Свердловской области по выявлению и пресечению экстремистских проявлений в молодежной среде, в том числе в образовательных учреждениях всех уровней Екатеринбург, 2011 г. С. 21.
9 Бондаренкко В. Действовать вместе //Законность 2008 г. № 1. С.18.
References:
1. Vinokurov A. Struggle with extremism means of public prosecutor's supervision//Legality. 2002. № 11. Page 34.
2 The federal law of 1/17/1992 N 2202-1 (edited from 2/7/2011) "About Office of Public Prosecutor of the Russian Federation".
3 For example: the Decree of the President of the Russian Federation «About some questions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» of 06.09.2008г. №1316; the Governmental order of the Russian Federation «About the Position statement about an order of definition of the list of the organizations and physical persons in which relation there are data on participation in extremist activity, and finishings of this list to data of the organizations which are carrying out operations with money resources or other property» of 18.01.2003. № 27.
4 The report of Y. Chayka at session of the Federation Council of Federal meeting of the Russian Federation on April, 27th, 2011 / the Official site of the State Office of Public Prosecutor of the Russian Federation, http://genproc.gov.ru/management/appea-rences/document-23/.
5 The report about execution of the order of the General public prosecutor of the Russian Federation № 362 of 11/19/2009 «About the organization of public prosecutor's supervision of execution of the legislation on counteraction of extremist activity» the Dress 17 Office of Public Prosecutor of Sverdlovsk area of 2010.
6 Kashepov V.P. Protection Office of Public Prosecutor of national state interests and national safety//the Russian right № 1, 2007. Page 152.
7 The collection of information materials of Office of Public Prosecutor and law enforcement authorities of Sverdlovsk area on revealing and suppression of extremist displays in the youth environment, including in educational institutions of all levels Ekaterinburg, 2011. Page 20.
8 The collection of information materials of Office of Public Prosecutor and law enforcement authorities of Sverdlovsk area on revealing and suppression of extremist displays in the youth environment, including in educational institutions of all levels Ekaterinburg, 2011. Page 21.
9 Bondarenko V. Operate together//Legality of 2008 № 1. Page 18.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Об особенности цели и задачи прокурорского надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности» соискателя кафедры прокурорской деятельности УрГЮА Чукреева Вадима Андреевича
Статья Чукреева Вадима Андреевича под названием «Об особенности цели и задачи прокурорского надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности» посвящена прокурорскому надзору за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку противодействие экстремизму в наши дни является основной задачей государства и общества и вызывает многочисленные дискуссии и большой научный интерес.
В современной научной литературе и среди работников занимающихся правоприменительной практикой существуют проблемы в определении цели и задачи прокурорского надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности.
В настоящей статье Чукреев Вадим Андреевич провел достаточно серьезную работу по раскрытию теоретических аспектов определения цели и задачи прокурорского надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности, выявления их понятия, специфических свойств, их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Автор раскрыл сущность и содержание данных понятий, их особенности и проблемы в достижении и решении указанных целей и задач, а также предложил соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации.
Все вышеуказанное, а также то, что статья соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода, предопределило возможность, рекомендовать научную статью Чукреева Вадима Андреевича «Об особенности цели и задачи прокурорского надзора за исполнением закона о противодействии экстремистской деятельности» к публикации.
Профессор,
д.ю.н. Е.Р. Ергашев