Совершенствование регламентации правовых средств прокурорского реагирования на правонарушения экстремистской
направленности
Меркурьев В. В., Борисов С. В.'
Ключевые слова: противодействие экстремизму, прокуратура, акты прокурорского реагирования, законодательство о противодействии экстремистской деятельности, профилактика экстремизма, предостережение, предупреждение, решение и требование прокурора.
Аннотация. Статья посвящена вопросам прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности. В социально-экономических условиях российского общества и в нормативно-правовом регулировании борьбы с экстремизмом и терроризмом произошли изменения, которые требуют переосмысления. Анализируется правовая основа мер прокурорского реагирования в сфере противодействия проявлениям экстремизма. Рассматривается опыт работы органов прокуратуры в данном направлении. Целям укрепления законности в рассматриваемой сфере будет способствовать принятие правотворческих решений, направленных на оптимизацию регулирования актов прокурорского надзора и практику их применения.
DOI: 10.21681/2226-0692-2016-3-50-57
Российским законодательством определены правовые и организационные основы противодействия экстремизму2, установлена ответственность за осуществление экстремистской деятельности.
Реализация законодательства в указанной сфере - сложная задача, требующая взаимодействия всех сил и средств не только государственных органов (субъектов) [4, с.263], осуществляющих противодействие данному явлению, но и всего гражданского общества, а именно: повышение эффективности деятельности по формированию терпимого отношения к лицам различных национальностей и вероисповеданий, этническому и культурному воспитанию молодежи; привлечение к этой работе представителей общественных и религиозных объединений, национальных диаспор.
С момента публикации первой статьи авторов на эту тему в социально-экономических усло-
2 См.: положения Конституции РФ, УК РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031 (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) и др.
виях российского общества и в нормативно-правовом регулировании борьбы с экстремизмом и терроризмом произошли изменения, которые требуют переосмысления.
Существенное влияние на ситуацию в рассматриваемой сфере оказывают следующие факторы: введение экономических санкций антироссийскими политическими силами и международными финансово-промышленными группами, целями которых являются дестабилизация социально-политической ситуации в стране, формирование негативного отношения к действующей власти; угрозы совершения терактов представителями экстремистских и неонацистских организаций Украины; активизация рекрутирования новых членов международных экстремистских (террористических) организаций из числа молодежи; миграция в Россию граждан из государств Центральной Азии, входящих в сферу деятельности международных террористов; рост протестной активности граждан в ряде субъектов РФ поддерживаемый некоммерческими организациями (далее - НКО), финансируемых из-за рубежа.
1 Меркурьев Виктор Викторович, доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции, заведующий отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]
Борисов Сергей Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: [email protected]
Кроме того, развитие российского сегмента сети «Интернет» используется модераторами радикализма для создания специальных ресурсов деструктивной направленности, активного использования социальных сетей для пропаганды идеологии экстремизма, вовлечения в переписку с террористами несовершеннолетних граждан. До настоящего времени на серверах американских компаний продолжает функционировать медиа-ресурс международной террористической организации «Имарат Кавказ»3.
В целях оптимизации мер противодействия экстремистской деятельности государственными органами стала реализовываться Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года4, разработана новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации5, принято новое Положение о Национальном антитеррористическом комитете6, образована Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма и др. [3, с.54].
Вместе с тем работу по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере противодействии экстремистской деятельности нельзя признать завершенной. Это в полной мере относится и к правовому регулированию деятельности органов прокуратуры в рассматриваемой сфере.
В предмет надзора за исполнением законов дополнительно включаются вопросы, касающиеся сферы межнациональных отношений и противодействия экстремистской деятельности:
1) обеспечения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным и религиозным объединениям, а также других обстоятельств, в том числе соблюдение конституционных прав граждан на определение своей национальной принадлежности, на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, а также свободы совести и вероисповедания;
2) исполнения миграционного законодательства, нарушения которого занимают ведущее место
3 Сайт «Кавказ-Центр» действует в том числе на территории РФ.
4 Утв. Президентом Российской Федерации 28.11.2014, Пр-2753.
5 Утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683.
6 Утв. Указом Президента РФ от 26.12.2015 № 664 «О
мерах по совершенствованию государственного управления в
области противодействия терроризму».
в формировании причинного комплекса межнациональных конфликтов, экстремизма (терроризма).
Во-первых, эти факторы способствуют интеграции мигрантов в криминальный рынок занятости.
Во-вторых, создается угроза нарушению преимущественных прав на трудоустройство российских граждан.
В-третьих, посредством миграционных потоков в страну проникают лица с чуждой коренному населению системой взглядов, культурой, в том числе представители международных террористических организаций. С учетом этого эффективная работа по предупреждению межнациональных конфликтов должна быть неразрывно связана с контролем за миграционными процессами, обеспечением прав и свобод как коренного населения, так и мигрантов;
3) исполнения законов общественными объединениями, сформированными по национальному признаку, а также всеми религиозными объединениями, включая вопросы профессионального религиозного образования; обеспечения государственных гарантий культурной и языковой самобытности национальных меньшинств;
4) законности проведения публичных мероприятий. Несмотря на выдвигаемые лозунги социального характера, большая часть массовых акций сопровождается участием представителей экстремистски настроенных сообществ и объединений, что обусловливает необходимость реализации полномочий по надзору за исполнением законов при проведении массовых публичных мероприятий структурными подразделениями органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.
Вопросы устранения нарушений законодательства в рассматриваемой сфере, привлечения к ответственности виновных в этом лиц прокуроры решают через полномочные органы, включая органы, наделенные функциями контроля, предъявляя к ним основанные на законе требования, являющиеся для последних обязательными, невыполнение которых влечет наступление соответствующего вида ответственности. В этом проявляется особенность и специфика прокурорских полномочий.
Требование пункта 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»7, согласно которому при осуществлении надзора за
7 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472 (далее - Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»).
исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, подчеркивает именно вневедомственный и межотраслевой характер прокурорского надзора как института, предназначенного для универсальной, постоянной и эффективной защиты конституционно значимых ценностей, распространяющегося и на те сферы общественных отношений, применительно к которым действует специальный (ведомственный) государственный контроль (надзор).
При этом во взаимоотношениях с другими органами, осуществляющими функции государственного контроля (надзора), прокуратура занимает координирующее положение, что обусловливается наличием как специального правового регулирования порядка реализации ею надзорных функций (на которые не могут быть распространены общие подходы к организации и проведению специального (ведомственного) государственного контроля (надзора), в том числе в части определения плановости, предмета контрольно-надзорной деятельности, полномочий осуществляющих ее субъектов, степени правовой детализации процедурных условий), так и особого организационно-кадрового механизма, призванного обеспечивать реализацию функции надзора за исполнением законов в системе органов прокуратуры лицами, имеющими высокую правовую квалификацию, и не требует детальной регламентации порядка реализации ими надзорных функций, более необходимой в отношении других видов государственного контроля (надзора).
По мнению Конституционного суда РФ8, федеральный законодатель, действуя в пределах достаточно широкой дискреции и используя - с учетом сложившихся в государстве экономических и социальных условий и состояния законности в конкретных сферах общественных отношений -сочетание общих и дифференцированных подходов к правовому регулированию осуществления государственными органами контрольно-надзорных функций и полномочий, вправе устанавливать в соответствии с требованиями, вытекающими из Конституции РФ, определенные особенности орга-
8 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации Агора, Правозащитного центра Мемориал, международной общественной организации «Мемориал», региональной общественной благотворительной организации Гражданское содействие, автономной некоммерческой организации Забайкальский правозащитный центр, регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушки-ной» (далее - Постановление КС РФ от 17.02.2015 № 2-П/2015).
низации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов.
Важнейшим средством осуществления надзора за исполнением законов выступают проверки, которые можно охарактеризовать как совокупность проводимых прокурорами с учетом предусмотренной компетенции в отношении поднадзорных им органов и иных лиц мероприятий, имеющих своей целью оценку содержания деятельности объектов и субъектов прокурорского надзора на предмет соответствия Конституции России и законов, действующих на территории РФ. Прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона, по большому счету речь идет о комплексном полномочии, поскольку все перечисленные в п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» правовые возможности прокурора связаны с проведением проверки [1, с.180, 193].
Постановлением КС РФ № 2-П/2015 положения п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства предполагают проведение органами прокуратуры проверок исполнения законов НКО в пределах определенного предмета конкретной проверки, обусловленного наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности НКО и ее должностных лиц, которые нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью НКО, с вынесением о том мотивированного решения, подлежащего доведению до сведения проверяемой НКО.
Следует отметить, что прокурор может получить информацию о правонарушениях экстремистской направленности либо о нарушении законов о противодействии экстремистской деятельности в период выполнения своих полномочий, которая не поступила установленным порядком, при этом он обязан при выявлении нарушений закона требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реаги-рования9.
9 Подпункт 1.5 приказа Генерального прокурора РФ от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» (далее - приказ Генерального прокурора РФ № 362).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что поводом для проведения проверки должны быть фактические данные, полученные в установленном законом порядке, из соответствующих источников, информация о которых известна и не вызывает сомнения, а содержание самих данных отражает сведения о событии, других обстоятельствах, свидетельствующих о фактах и лицах, в чьих поступках (деяниях) содержатся все признаки правонарушения.
Для пресечения и предупреждения правонарушений экстремистской направленности прокурорам необходимо в полной мере использовать имеющиеся полномочия, предусмотренные ст. 6 - 11, 13 Федерального закона № 114-ФЗ, а именно: объявление предостережения и вынесение предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности; обращение в суд с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения, иной организации и запрещении их деятельности, о прекращении деятельности средства массовой информации; о признании информационных материалов экстремистскими.
Предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности определено законом как средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения, а условием для его применения является наличие достаточных, предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, при отсутствии оснований для привлечения лица к уголовной ответственности.
Обращаем внимание, что прокурор вправе объявить предостережение о недопустимости нарушения закона10 лишь должностным лицам, в то время как в случаях нарушения законодательства о противодействии экстремизму, предостережение о недопустимости экстремистской деятельности объявляется руководителю организации и другим соответствующим лицам с указанием основания объявления предостережения11.
Большое количество вопросов в теории и практике прокурорской деятельности вызывает ст. 7 Федерального закона № 114-ФЗ, в которой предусмотрено вынесения предупреждения прокурора о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Отметим, что в доктрине до настоящего времени дефиниция «предупреждение прокурора» как правового средства пока не сформулирована. Сравнивая его с предостережением проку-
10 Статья 251 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
11 Статья 6 Федерального закона № 114-ФЗ.
рора о недопустимости нарушения закона, можно сделать вывод о том, что указанные правовые средства имеют определенное сходство, а именно: являются актами прокурорского реагирования; вносятся в письменной форме; направлены в будущее, когда правонарушение (в первом случае) и преступление (во втором) еще не совершено, но прокурор имеет достоверные сведения о возможном их совершении; содержат требование о недопустимости нарушения закона; объявляются (вносятся).
Вместе с тем, они далеко не идентичны и имеют различия, которые заключаются в следующем:
> основанием для вынесения предостережения о недопустимости нарушения закона, предусмотренного ст. 251 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», является наличие сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности;
> предупреждение вносится коллективному органу, а предостережение о недопустимости нарушения закона направляется в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам;
> в предостережении срок не устанавливается, а в предупреждении указываются конкретные сроки12;
> различны правовые последствия неисполнения предостережения и предупреждения: так, в предупреждении указывается лишь на возможность привлечения лица к предусмотренной законом ответственности, а в случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что предупреждение есть специфическое средство прокурорского реагирования, обладающая характерными признаками, существенно отличающаяся от других правовых средств и в связи с этим, полагаем, требует отражения в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» как новый вид акта прокурорского реагирования.
Целесообразность применения предупреждения как отдельно, так и вместе с представленными в порядке осуществления прокурорского надзора другими актами прокурорского реагирования - это вопрос правоприменения, который каждый
12 См: ст.7, 8 Федерального закона № 114-ФЗ.
прокурор должен решать сам, исходя из собранных в период проверки фактов, актуальности и значимости проблемы.
В частности, в марте 2016 г. руководству религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» заместителем Генерального прокурора РФ было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, предусмотренной ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ, в котором предложено в двухмесячный срок принять конкретные организационные и практические меры, направленные на недопущение в дальнейшем нарушений федерального законодательства, а также устранение причин и условий, им способствовавших.
Представление об устранении нарушений закона вносится руководителем органа прокуратуры (прокурором или его заместителем) в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения13. Эта формулировка допускает адресование акта реагирования в вышестоящий орган (должностному лицу) по отношению к органу (должностному лицу), где непосредственно выявлены нарушения закона. Подобный алгоритм избирается прокурором в случаях, когда ранее направленные непосредственно поднадзорным ему органам или должностным лицам акты реагирования не достигли желаемого результата и нарушения продолжают иметь место. Следовательно, необходима постановка вопроса о принятии мер к самому руководителю органа (должностному лицу), которые не в состоянии в силу субъективных причин устранить самостоятельно нарушения. А также способствующие им причины и условия. Подобная практика имеет место [1, с.235].
Рассмотрение обозначенной нами темы будет неполным, если не осветить вопрос, связанный с надзорным правовым средством прокурора, предусмотренным в ст. 10 Федерального закона № 114-ФЗ, - решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения. В соответствии с принципом императивности требования, изложенные в данном правовом средстве прокурора - обязательны к исполнению.
Например, 12.04.2016 решением прокурора Республики Крым была приостановлена деятельность общественного объединения «Меджлис крымско-татарского народа» в связи с обращением в Верховный суд Республики Крым с иском о признании организации экстремистской и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации. Основанием для его предъявления стали мно-
13 Пункт 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
гочисленные обращения крымско-татарского населения, в том числе руководителей национальных общественных объединений, а также многочисленные факты совершения экстремистских правонарушений, в частности путем проведения несанкционированных массовых публичных мероприятий и иных противоправных акций. Верховный Суд Республики Крым 26.04.2016 признал доводы прокуратуры полностью обоснованными, удовлетворив в полном объеме заявленные исковые требования. Решение в законную силу еще не вступило14.
Генеральный прокурор РФ и его заместители в настоящее время наделены полномочиями15 по направлению в Роскомнадзор требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. См. рис. 1.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ № 30116 необходимо уделять особое внимание надзору за исполнением законодательства, направленного на ограничение доступа к информации экстремистского содержания в сети Интернет (с этой целью введена Временная инструкция), поскольку благодаря информационно-коммуникационным технологиям экстремистская деятельность становится элементом медийной повестки дня в масштабах страны. Под видом «обмена мнениями» экстремисты получили возможность вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «сочувствующих», осуществлять призывы к экстремистской деятельности [2, с.150].
Факты таких призывов пресекались в Хабаровском крае, Астраханской, Волгоградской обла-
14 «По иску прокурора Республики Крым вынесено решение о запрете деятельности т.н. Меджлиса крымскотатарского народа». URL: http://rkproc.ru/ru/news/po-isku-prokurora-respubliki-vyneseno-reshenie-o-zaprete-deyatelnosti-tn-medzhlisa-krymsko (27.04.2016).
15 Статья 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Федеральный закон № 149-ФЗ).
16 Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.06.2014 № 301«0б
организации работы по рассмотрению уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направлению требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию» (далее - приказ Генерального прокурора РФ № 301).
стях и др., где благодаря активной деятельности органов прокуратуры удалось не допустить массовых (публичных) мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка.
Согласно Временной инструкции при поступлении в структурные подразделения органов прокуратуры обращений граждан, содержащих в качестве одного из доводов требование о блокировании информационного ресурса по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 149-ФЗ, копия обращения передается в подразделение, уполномоченное рассматривать соответствующие уведомления, о чем заявителю сообщается в итоговом ответе (пп. 1.3). В случае обнаружения в сети Интернет запрещенной информации в ходе проводимых органами прокуратуры надзорных мероприятий работником, выявившим нарушение, составляется рапорт на имя вышестоящего прокурора (пп. 1.4). Рапорт прокурорского работника об обнаружении в сети Интернет запрещенной информации рассматривается в порядке, установленном пп. 3.6 - 3.8 Временной инструкции.
На сегодняшний день по требованиям Генерального прокурора РФ (заместителей) прекращен доступ более чем к 1000 Интернет-ресурсам, с 7 тыс. сайтов удалена информация с призывами к экстремистской деятельности. Заблокировано 160 веб-ресурсов, созданных для сбора денежных средств в поддержку боевиков в Сирии, а также заблокирован доступ к страницам в социальной сети «В Контакте», посредством которых сторонники украинских националистических группировок «Правый сектор» предпринимали попытки организации массовых беспорядков и несанкционированных публичных акций.
В целях формирования единообразной практики по реализации прокурорами предоставленных ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ полномочий по направлению в суд заявлений о признании информационных материалов экстремистскими Генеральной прокуратурой РФ издан приказ17, в котором отмечено, что при решении вопросов, связанных с признанием информационных материалов экстремистскими, прокурорам не следует допускать действий, могущих спровоцировать неблагоприятные социальные последствия. В частности, необходимо учитывать, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
17 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2016 № 159 «О порядке реализации полномочий по направлению в суд заявлений о признании информационных материалов экстремистскими».
Мониторинг сети Интернет работниками органов прокуратуры позволил выявить русскоязычные сайты, созданные в целях сбора средств для боевиков в Сирии и вербовки новых членов НВФ из числа граждан России. На этих ресурсах размещались пропагандистские информационные материалы (всевозможные видеоролики в духе современной поп-культуры, книги, статьи комментарии, т.е. обеспечивалось полное информационное и идеологическое сопровождение лиц, проявивших интерес к т.н. «террористической романтике»). И, разумеется, на сайтах встречаются номера банковских карт и реквизиты «КИВИ-кошельков» для сбора пожертвований на «джихад» и религиозную литературу.
Значимой остается и реализация прокурорами полномочий, предусмотренных федеральными законами по запрету экстремистских и террористических организаций. По состоянию на 01.06.2016 в России запрещена деятельность 71 организации18: 47 экстремистских и 24 террористических19.
С 03.06.2015 вступил в законную силу Федеральный закон № 129-ФЗ20, предусматривающий основания и порядок признания нежелательной деятельности иностранной или международной неправительственной организации на территории страны на основании решения Генерального прокурора РФ или его заместителей по согласованию с МИД России.
В 2015 г. в рамках реализации полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона № 272-ФЗ21 заместителем Генерального прокурора РФ приняты решения о признании нежелательной на территории страны деятельности 5 иностранных неправительственных организаций22. Учитывая общую направленность деятельности указан-
18Террористические и экстремистские организации и материалы. Официальный сайт НАК России: URL: http://nac. gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy. html (дата обращения: 04.05.2016).
19 Так, в 2015 г. признаны террористическими: ВОД «Народное ополчение им. К. Минина и Д. Пожарского»; экстремистскими организациями военно-патриотический клуб «Белые Кресты», местная религиозная организация «Свидетелей Иеговы города Тюмени» и т.д.
20 Федеральный закон от 23.05.2015 № 129-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ).
21 Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 272-ФЗ).
22 «Национальный фонд в поддержку демократии» (National Endowment for Democracy), США; «Фонд Открытое Общество» (Open Society Foundations), Фонд Сороса, США; «Институт Открытое Общество Фонд Содействия» (OSI Assistance Foundation); «Американо-российский фонд
ных организаций, они представляют угрозу основам конституционного строя России, обороноспособности и безопасности государства.
Помимо прочего ими оказывалась финансовая помощь российским НКО, выполняющим функции «иностранного агента» и участвующим в политических процессах на территории РФ [5, с.106-110].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости применения прокурором всего арсенала мер прокурорского реагирования, предусмотренного законодательством, не ограничиваясь лишь некоторыми из них с целью устранения криминогенных факторов на первоначальных этапах их формирования. Для этого, по мнению руководства прокуратуры, требуется обеспечить комплексный, системный надзор за исполнением федерального законодательства всеми органами, наделенными полномочиями в указанных сферах.
Последовательная, наступательная позиция прокуратуры нередко является единственным залогом надлежащего исполнения этими органами возложенных на них законом обязанностей по профилактике экстремизма, а информация прокуроров, внесенная в адрес руководителей поднадзорных объектов, часто служит весомым основанием для принятия дополнительных организационных, нормативных и финансовых мер, по совершенствованию этой работы.
Целям укрепления законности в рассматриваемой сфере будет способствовать принятие правотворческих решений, направленных на оптимизацию регулирования актов прокурорского надзора и практику их применения.
ifpfjitypopcktii о piisii мршншип ГрпЧЯДЫИе Li !||ii|hJ 1 мерно itrpm Illt.-UIN1 ГМС1\ЯЯ ii hi] jo| шшшошш м ре и yjn;ii м. рвсггроьтт!гьня язщр.i 1гш11; ijj utl eav и "i еифорныщю hci 1.1 J '1 ■ 1 ч( № ццформяцци, н I Hi [it>| ] V1HLI3 H m H1-IV iL'itmUminMX 0 i) ШШПП'е ИНфорМИШГНн'н
(1№(КТЫ Роскомнадюр по гр^бававдю
прютлотдепствря 1 е«ерацьного прокурора [1 его заместителей
Объекты Роском надзор —► провайдер
(адресаты)
хостинга или иное лицо —►
владелец ресурса
Ф(ф Mil Тре^рлание направляется в Роскомн&дзор
( роки ! 1рпвайдер в течение 1 суток информирует
НС ПОЛ lit II [I и __ _ владельца ресурса
Право» ЦБ Офаничеиие доступа к информационным
I Hlf И* 1С J In ktl ресурсам, распространяющим запрещенную
неисполнения информации!, удаление информации
(ЛЬкалоышпв Обжал ива мне в суд
Рис. 1
Литература
1. Винокуров А.Ю. Научно-практический комментарий Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М.: Издательство Юрайт, 2016.
2. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4 (9).
3. Меркурьев В.В., Агапов П.В. Вопросы регламентации действий руководителя контртеррористической операции // Мониторинг правоприменения 2016. № 2 (19).
4. Настольная книга прокуроров / под общ ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Издательство Юрайт, 2016.
5. Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор: монография / [П.В. Агапов, С.В. Борисов, А.С. Васнецова] Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2015.
по экономическому и правовому развитию» (USRF), Национальный Демократический Институт Международных Отношений (National Democratic Institute for International Affairs).
Improving the regulation of legal means for prosecutorial response to extremism offences
Merkur'ev V., Borisov S.2
Keywords: countering extremism, public prosecution service, prosecutorial response acts, laws on countering extremist activity, extremism prevention, prosecutor's warning, notice, decision, and order.
Abstract. The paper is devoted to issues of prosecutorial supervision over the execution of the laws on countering extremist activity. It is required to reconsider the changes that have occurred in the social and economic conditions of the Russian society and in the legal regulation of combating extremism and terrorism. The legal foundation for measures of prosecutorial response in the sphere of countering manifestations of extremism is analysed. The experience acquired by public prosecution service bodies in this field is considered. Strengthening of rule of law in the sphere under consideration would be promoted by taking law-making decisions directed at optimising the regulation of instruments of prosecutorial supervision and the practice of their implementation.
DOI: 10.21681/2226-0692-2016-3-50-57
References
1. Vinokurov A.Iu. Nauchno-prakticheskii kommentarii Federal'nogo zakona "O prokurature Rossiiskoi Federatsii" (postateinyi), M.: Izdatel'stvo Iurait, 2016.
2. Kubiakin E.O. Molodezhnyi ekstremizm v seti Internet kak sotsial'naia problema, Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl', 2011, No. 4 (9).
3. Merkur'ev V.V, Agapov P.V. Voprosy reglamentatsii deistvii rukovoditelia kontrterroristicheskoi operatsii, Monitoring pravoprimeneniia, 2016, No. 2 (19).
4. Nastol'naia kniga prokurorov, pod obshch. red. S.G. Kekhlerova, O.S. Kapinus, nauch. red. A.Iu. Vinokurov, M.: Izdatel'stvo Iurait, 2016.
5. Ekstremizm: strategiia protivodeistviia i prokurorskii nadzor: monografiia, P.V. Agapov, S.V. Borisov, A.S. Vasnetsova, Akademiia General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii, M., 2015.
2 Viktor Merkur'ev, Doctor of Science in Law, Professor, Senior Councillor of Justice, Head of Division at the Research Institute of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow. E-mail: [email protected]
Sergei Borisov, Ph.D. in Law, Associate Professor, Leading Research Scientist at the Research Institute of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Russian Federation, Moscow. E-mail: [email protected]