Научная статья на тему 'Некоторые вопросы школьной гигиены в связи с политехническим обучением в средней школе'

Некоторые вопросы школьной гигиены в связи с политехническим обучением в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы школьной гигиены в связи с политехническим обучением в средней школе»

В табл. 2 приведены данные, полученные на крысах методом условных рефлексов. Для работы брали по 5 крыс, из них 2 служили контролем. Из табл. 2 видно, что крысы, получавшие с кормом капусту и сухье стебли гороха, обработанные в вегетационный период препаратом ГХЦГ, а также капусту и репу, обработанные ДДТ, не обнаружили нарушении условнорефлекторной деятельности. Этим же крысам затем скармливали ряд других продуктов, обработанных в период вегетации препаратами ГХЦГ и ДДТ, и никаких нарушений условнорефлекторной деятельности у них не было обнаружено.

В то же время крысы, получавшие ГХЦГ и ДДТ в масляном растворе и в сухарях в дозах, в несколько раз меньших, чем они получали с продуктами, обработанными этими препаратами в период вегетации, обнаружили на 4—-8-й день опыта признаки нарушения условнорефлекторной деятельности, для восстановления которой потребовалось около 30 суток после прекращения затравок.

Выводы

1. Изученные нами препараты инсектицидов ГХЦГ и ДДТ сами по себе являются токсичными для организма даже в весьма малых количествах. Остаточные количества их, как правило, сообщают обработанным продуктам неприятные вкус и запах.

2. Процессы брожения теста из муки, загрязненной ГХЦГ или ДДТ, и выпечка хлеба из него не снимают токсических свойств ГХЦГ и ДДТ.

3. Растительные пищевые продукты, изготовленные из культур, обработанных в вегетационный период препаратами ГХЦГ или ДДТ, могут содержать органические хлорсодержащие соединения — продукты распа да ДДТ, ГХЦГ или нетоксические изомеры их, но не обладают токсическими свойствами для животных. При санитарно-гигиенической экспертизе указанных выше продуктов мы рекомендуем руководствоваться ич органолептическими свойствами. При отсутствии в этих продуктах посторонних вкуса или запаха они могут быть допущены для питания на общих основаниях, в противном случае их следует браковать. .

4. В случае необходимости проверить токсичность продуктов, обработанных ГХЦГ или ДДТ, может быть использован метод условных рефлексов на предварительно подготовленных к опыту белых крысах путем кормления их этими продуктами в течение 10—15 дней.

& ц. гу.

А. Л. Дворкина •

Некоторые вопросы школьной гигиены в связи с политехническим обучением в средней школе

Из кафедры педагогики Харьковского педагогического института имени Г. С. Сковороды

XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза поставил перед органами народного образования серьезные и ответственные задачи «...приступить к осуществлению политехнического обучения в средней ■ школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению»

1 Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 годы, Госпслитиздат, 1952, стр. 27.

Политехническое обучение в советской школе осуществляется следующими основными путями: 1) ознакомлением учащихся с общими основами техники и сельского хозяйства на уроках в процессе преподавания основ науки (физики, химии, биологии и др.); 2) углублением знаний, приобретенных в процессе преподавания основных предметов в различных предметных, технических и сельскохозяйственных кружках (электротехнических, радиотехнических, авиамодельных, физико-технических кружках по изучению трактора и автомобиля и др.), в учебных мастерских в процессе выполнения различных практических работ дома (изготовление моделей, конструкций, приборов, работ по съемке планов, черчение планов, карт и др.), в процессе участия школьников в общественно-полезном труде, как, например, в различных работах по оборудованию и благоустройству школы (простейший ремонт школьной мебели, планировка и благоустройство игровых и спортивных площадок, дорожек, озеленение школы и окружающей местности, древонасаждение, сбор семян и др.).

Большое значение как средство политехнического обучения приобретают производственные экскурсии, которые способствуют знакомству учащихся с современной социалистической техникой в промышленности и сельском хозяйстве.

Несомненно, что гигиеническое обоснование форм и методов политехнического обучения, связанных с различными видами деятельности учащихся, в значительной степени поможет правильной организации политехнического обучения в школе. Школьные гигиенисты обязаны заняться рационализацией трудовых процессов, с которыми учащиеся будут знакомиться в школе при политехническом обучении. Эта работа должна охватывать такие вопросы, как: а) гигиенически правильная организация режима труда учащихся с нормированием темпа и установлением рационального чередования периодов труда и отдыха; б) рационализация трудового процесса и отдыха; в) правильная организация рабочего места, стандартизация рабочих инструментов и подбор их соответственно возрасту и росту детей; г) сочетание теоретических и практических занятии применительно к особенностям различных возрастов.

Таким образом, центральное место в работе школьных гигиенистов должны занять вопросы гигиенического обоснования форм и методов осуществления политехнического обучения в школе, а также глубокое изучение и организация гигиенически рационального режима работы в кабинетах, технических кружках, школьных мастерских, на пришкольном участке и т. д.

Научная рационализация умственного и физического труда основывается на учении великого русского физиолога И. П. Павлова.

Рациональная организация любой трудовой деятельности должна обеспечить оптимальные условия деятельности коры головного мозга, создание такого динамического трудового стереотипа, который обеспечил бы экономию времени и энергии во время работы, снижение утомляемости и повышение производительности труда.

При изучении физиологических основ рационального режима труда и отдыха в школе целесообразно применять методы, используемые в гигиене труда с учетом возрастных особенностей детей (исследование реакций нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем на различные виды работ, определение газового обмена и др.).

Особое внимание в научно-исследовательской работе следует обратить на гигиеническое обоснование режима работы в технических кружках и школьных мастерских, так как эти занятия будут проводиться по линии внешкольной работы, следовательно, нужно будет предварительно продумать, как правильно планировать их, чтобы они не вызывали переутомления детей.

В непосредственной связи с вопросами организации режима труда, рационализации трудового процесса и повышения производительности

труда стоят вопросы изучения метеорологических условий, освещенности, состава воздуха тех помещений, где будет производиться практическая> работа детей, с целью выявления влияния условий внешней среды лабораторий, мастерских и других помещений на функциональное состояние учащихся, а также для характеристики санитарных условий труда и последующего их улучшения.

Сочетание гигиенических исследований внешней среды с исследованиями функционального состояния организма школьников во время работы поможет выявить различные причины, могущие в отдельных случаях отрицательно влиять на самочувствие и работоспособность детей. Это в значительной мере поможет научно обосновать целесообразность того или иного режима труда и отдыха.

В связи с некоторым изменением учебного процесса, обусловленным введением политехнического обучения, возникает необходимость в разработке норм для учебных кабинетов, помещений, где будут проводиться занятия технических кружков, и учебных мастерских, а также пришкольных участков, которые должны быть учтены при создании новых типовых проектов школ.

Для осуществления задач политехнического обучения школы оснащаются различными приборами, инструментами и оборудованием. В связи с этим перед школьными гигиенистами возникают и такие важные вопросы, как разработка стандартов оборудования кабинетов и мастерских, а также детского сельскохозяйственного инвентаря с учетом возраста детей.

Наряду с этим, школьные гигиенисты должны усилить работу по> медицинскому наблюдению за учащимися, разработать вопросы врачебного контроля при различных видах трудовых процессов в школе с учетом различных возрастных и анатомо-физиологических особенностей учащихся.

На первых этапах научно-исследовательской работы в области политехнического обучения должны быть использованы, обобщены, а в некоторых случаях критически переработаны уже имеющиеся в распоряжении школьной гигиены данные о работе учащихся в мастерских, на пришкольном участке и пр. Необходимо также использовать и умело-обобщить материалы по гигиене труда подростков, обучающихся в ремесленных училищах, школах фабрично-заводского обучения, в техникумах, с тем чтобы все ценное использовать в общеобразовательной школе с учетом возрастных и анатомо-физиологических особенностей детей.

При проведении санитарно-просветительной работы с детьми, а также при изучении в школах вопросов гигиены в учебном курсе анатомии и физиологии человека необходимо освещать вопросы, касающиеся рациональной организации труда рабочего. Школьников нужно знакомить с гигиеническими условиями различных производств и мерами по их. улучшению, с предупреждением производственного травматизма и рядом других моментов, специфичных для различных производств. Это. очень важно для того, чтобы учащиеся, посещая производство, изучали не только технику его, а и фиксировали свое внимание на вопросах гигиенически правильной, рациональной организации труда на производстве, на охране труда рабочего, на вопросах санитарного режима производства и т: д.

В связи с планированием экскурсий как одним из важных средств осуществления политехнического обучения школьные гигиенисты должны продумать ряд гигиенических мероприятий при их организации: время проведения, выбор наиболее удачного маршрута, способ передвижения», остановки для отдыха; при экскурсиях на далекое расстояние в каждом конкретном случае следует продумать режим питания, питьевой режим» и т. д.

Необходимо использовать имеющуюся литературу об экскурсиях школьников и разработать ряд гигиенических мероприятий, специфичных для производственных экскурсий.

В связи с поставленными вопросами, когда педагоги все настойчивее будут обращаться к школьным врачам за консультацией, особенно необходимо:

1) в институтах усовершенствования врачей, на кафедрах школьной гигиены медицинских и педагогических институтов предусмотреть и разработать тематику цикла лекций для школьных врачей и педагогов по вопросам гигиенических мероприятий в школе в связи с политехническим обучением и, таким образом, обеспечить условия повышения квалификации школьных врачей;

2) изменить систему подготовки студентов по школьной гигиене на санитарно-гигиенических и педиатрических факультетах медицинских институтов в направлении обогащения будущих школьных врачей гигиеническими знаниями в области политехнического обучения;

3) издать литературу для школьных врачей и педагогов, посвященную гигиеническим вопросам политехнического обучения.

Успешное выполнение решений XIX съезда КПСС о введении политехнического обучения в общеобразовательной школе не может быть осуществлено без учета данных передовой советской школьной гигиены, развивающейся на основе материалистической павловской физиологии.

•й- -А- #

И. Г. Гуслиц, Д. Д. Новофастовский

Из опыта работы по промышленной гигиене Киевской городской санитарно-эпидемиологической

станции

Из Киевской городской санитарно-эпидемиологической станции

В нашей санитарно-эпидемиологической станции работа по про-мышленно-санитарному надзору ведется по плану, составляемому с учетом изучения технологии промышленных предприятий, оценки их сани-тарно-технического состояния, показателей заболеваемости и потребности в оздоровительных мероприятиях.

В районных санитарно-эпидемиологических станциях на каждое предприятие заведен лицевой счет, в который занесены: а) санитарно-гигиеническая характеристика ведущих цехов предприятий, в том числе характеристика газоопасных мест, материалы по углубленным лабора-торно-инструментальным исследованиям воздушной среды и метеорологических условий; б) показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности, данные по профессиональной заболеваемости и результаты диспансерных и периодических медицинских осмотров; в) комплексные планы по снижению заболеваемости; г) планы задания по оздоровлению условий труда; д) копии основных постановлений главных врачей городских и районных санитарно-эпидемиологических станций, государственной санитарной инспекции, которые выносятся в результате санитарных обследований и оценки указанных выше данных, а также копии постановлений городской государственной санитарной инспекции и актов приемки в эксплуатацию строительства; е) материалы контроля исполнения и проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.