Научная статья на тему 'Некоторые вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы в контексте противодействия угрозам национальной безопасности'

Некоторые вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы в контексте противодействия угрозам национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яворский М. А.

В статье рассматриваются отдельные аспекты, связанные с реформированием уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в контексте противодействия основным угрозам национальной безопасности: экстремизму и терроризму. Автором предлагается внести ряд изменений как в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов УИС, так и в систему подготовки кадров сотрудников УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яворский М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы в контексте противодействия угрозам национальной безопасности»

Майор внутренней службы М. А. ЯВОРСКИЙ, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Самарского ЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются отдельные аспекты, связанные с реформированием уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в контексте противодействия основным угрозам национальной безопасности: экстремизму и терроризму.

Автором предлагается внести ряд измене -ний как в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов УИС, так и в систему подготовки кадров сотрудников УИС.

На современном этапе своего развития Россия переживает значительные преобразования, повышаются требования к качеству и эффективности деятельности органов охраны правопорядка как к одному из главных показателей правового общества. Поэтому вопросы реформирования и совершенствования деятельности отечественных правоохранительных органов в настоящее время настолько актуальны, что приведение любых дополнительных аргументов в пользу необходимости их изучения и разрешения просто излишне.

Сейчас мы с уверенностью можем говорить о новом историческом периоде развития не только полицейских органов страны, но и всей правоохранительной системы России в целом. Пример тому - проводимая модернизация уголовно-исполнительной

системы России, являющейся важным и объективно необходимым социальным институтом. В системе правоохранительных органов любой страны пенитенциарные органы занимают особое место, а их деятельность является существенным и необходимым элементом государственности.

Наряду с традиционными задачами (а прежде всего -это исполнение наказаний), которые присущи всем без исключения «тюремным» ведомствам, УИС России активно реализует и правоохранительную функцию в конкретном ее понимании. УИС, являясь составной частью правоохранительных органов страны, давно вышла за рамки узковедомственных ориентиров (например, охраны осужденных или их конвоирования). Совершенно справедливо утверждение о том, что реформа УИС не может ограничиваться лишь решением сугубо профессиональных, ведомственных задач, а должна проводиться в контексте социальных изменений и преобразований правоохранительной системы государства в целом [1].

Учитывая значимость и масштабность реформирования УИС, а также повышенное внимание общества и руководства страны к органам, обеспечивающим общественный порядок и безопасность, считаем необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.

Сегодня ФСИН России самым непосредственным образом принимает активное участие не только в завершающей стадии борьбы с преступностью, стадии исполнения наказаний, но и является инициативным субъектом про-

тиводеиствия основным угрозам национальной безопасности [2]. Это и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ; и борьба с групповой и организованной преступностью; и профилактика террористических актов и экстремистских проявлений.

Обращает на себя внимание тот факт, что ежегодно территориальными органами ФСИН России предотвращаются десятки тысяч правонарушений. По официальным данным только в 2010 году в исправительных колониях для взрослых осужденных было предотвращено около 70 тыс. преступлений, а в следственных изоляторах и тюрьмах страны сотрудники УИС пресекли свыше 33 тыс. уголовно-наказуемых деяний [3].

Оперативными аппаратами органов УИС на постоянной основе проводятся мероприятия по установлению лиц, причастных к незаконному обороту взрывчатых веществ и компонентов, используемых при изготовлении самодельных взрывных устройств. Осуществляется выявление лиц, являющихся пособниками активных участников незаконных вооруженных формирований, а также лиц, причастных к совершению террористических актов. И это несмотря на то, что данные направления деятельности УИС России, включающей в себя органы и учреждения, исполняющие наказания, а также осуществляющие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, на законодательном уровне не задекларированы. Компетенции органов УИС в сфере противодействия различным проявлениям экстремизма и терроризма весьма ограничены и в силу специфики стоящих перед ними задач и имеющихся полномочий [4].

Так ни в федеральном законодательстве [5], ни в ведомственных нормативных правовых актах органы УИС прямо не указаны в качестве правомочных субъектов противодействия экстремизму и терроризму - наиболее опасных и масштабных явлений современности, получивших распространение в нашей стране.

Статья 4 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» определяет достаточно широкий круг органов, осуществляющих противодействие экстремизму. В соответствии с этой нормой федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в проти-

водействии экстремистской деятельности «в пределах своей компетенции» [6]. Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2003 № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [7] определены основные участники противодействия этим негативным явлениям. К таковым относятся: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу.

Вместе с тем, не являясь одним из «центральных компетентных органов», ФСИН России активно осуществляет деятельность по основным направлениям противодействия экстремизму:

принимает профилактические меры, направленные на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

осуществляет выявление, предупреждение и пресечение экстремистской активности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Сотрудниками оперативных аппаратов ФСИН России с использованием возможностей специальных подразделений ФСБ и МВД России на постоянной основе проводится оперативно-профилактическая работа в отношении осужденных лиц, отбывающих наказание за преступления экстремистской направленности. Реализуется взаимодействие с территориальными ОВД в форме обмена оперативно-значимой информацией по профилактике террористических актов и экстремистских проявлений, осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению осужденных, имеющих отношение к диверсионно-террористической деятельности, и приверженцев религиозных экстремистских течений, занимающихся идеологической обработкой осужденных с целью обращения в радикальные вероисповедания.

Межведомственное сотрудничество в указанных аспектах выступает необходимым условием

эффективного противодействия экстремизму. При этом само противодействие можно определить как комплекс мероприятий по профилактике, предупреждению, пресечению и выявлению различных проявлений экстремизма, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных по экстремистским мотивам, а также деятельность по разрешению межконфессиональных и межнациональных конфликтов.

Необходимо отметить, что эффективность противодействия таким современным угрозам обществу, как экстремизм и терроризм, во многом определяется умело налаженным сотрудничеством, взаимодействием государственных (в первую очередь правоохранительных органов) с различными общественными и религиозными объединениями. За последние годы в учреждениях УИС накоплен определенный положительный опыт совместной работы со священнослужителями в духовном и нравственном воспитании осужденных. Одной из задач, стоящих перед религиозными организациями, является формирование у осужденных моральных и нравственных установок на недопущение проявлений межконфессиональной и межнациональной нетерпимости. Таким образом, участие религиозных объединений в предупреждении и профилактике экстремизма и терроризма весьма оправданно.

Помимо этого, оперативными подразделениями ФСИН России пресекаются каналы проникновения к осужденным материалов экстремистского характера (литературы, аудио- и видеоматериалов) [8]. Предотвращаются попытки проникновения в учреждения УИС псевдорелигиозных объединений и «религиозных деятелей», пропагандирующих, например, агрессивные формы исламского фундаментализма. Таким образом, создаются барьеры, препятствующие распространению экстремистских идей. В этой связи хотелось бы отметить, что своевременное получение органами УИС оперативной информации о намерениях религиозных экстремистских организаций является эффективным средством пресечения преступных посягательств на интересы общества, условием обеспечения его безопасности.

Наряду с этим ФСИН России претворяется комплекс предупредительно-профилактических мероприятий по обеспечению безопасности осужденных, личного состава и персонала УИС, членов их семей.

Не раскрывая тактику реализации оперативно-розыскных мер по противодействию экстремизму и терроризму, можно привести следующий положительный пример работы сотрудников территориальных органов УИС по одному из направлений указанной деятельности.

В ходе проведения в 2011 году обысковых мероприятий в одной из исправительных колоний УФСИН России по Республике Мордовия в помещении мечети была обнаружена и изъята литература, включенная в Федеральный список экстремистских материалов:

книга Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури «Мухаммад. Да благословит его Аллах и приветствует» (решение Городищенского районного суда Пензенской области от 22.02.2008);

книга «Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны» (решение Бугурус-ланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007 и определение Бугуруслан-ского городского суда Оренбургской области от 19.10.2007);

брошюра «Ислам сегодня» (решение Бугу-русланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007 и определение Бугуруслан-ского городского суда Оренбургской области от 19.10.2007);

книга Абдуррахмана Раафата аль-Баши «Картинки из жизни сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)», (решение Городищенского районного суда Пензенской области от 21.02.2008);

брошюра «Разъяснение основ веры: заметки об истинном вероучении» (решение Бугу-русланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007 и определение Бугуруслан-ского городского суда Оренбургской области от 19.10.2007);

книга «Основы ислама» (решение Бугурус-ланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007 и определение Бугуруслан-ского городского суда Оренбургской области от 19.10.2007) и другие [9].

Материалы проверки по данному факту были направлены по подследственности в управление следственного комитета при прокуратуре России по Республике Мордовия (ныне Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Мордовия).

Приведенный пример лишь малая часть положительных результатов подразделений ФСИН России по противодействию экстре-

мизму и терроризму, которое является одним из направлений, лежащих в основе обеспечения национальной безопасности государства. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время это противодействие стало самостоятельным направлением оперативно-служебной деятельности органов УИС. Таким образом, фактически они выступают в роли активного субъекта борьбы с экстремистской деятельностью.

Немаловажным является вопрос о нормативном закреплении положений, относящихся к организации деятельности органов УИС России по противодействию различным проявлениям экстремизма и его крайне опасной форме - терроризма. По нашему мнению, органы УИС должны быть наделены соответствующими полномочиями в этой сфере. Следует также разработать рекомендации и утвердить инструкции по указанному направлению деятельности органов УИС.

Необходимость адекватного реагирования на проявления экстремизма предъявляет особые требования и к организации обучения сотрудников УИС. В сложившейся ситуации требуется разработка и внедрение в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников УИС специальных учебных программ, направленных на овладение приемами и методами выявления, пресечения, предупреждения и профилактики экстремистских проявлений.

Зачастую сотрудники УИС имеют неверные сведения как о традиционных религиозных конфессиях, у которых сложились устойчивые и конструктивные правовые отношения с государством, так и о неорелигиозных организациях деструктивного характера. Это существенно затрудняет распознавание приверженцев тоталитарных сект и экстремистски настроенных религиозных деятелей. Необходимо согласиться с мнением А. А. Нуруллаева о том, что современная религиозная ситуация, усиление межконфессиональных и внутри-конфессиональных противоречий, бурное проявление религиозной экстремистской деятельности требуют от силовых структур не только правовых, но и религиоведческих и этнологических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к усилению религиозной нетерпимости и обострению межнациональных отношений, а нередко становится и препятствием на пути организации межрелигиозного диалога [10].

Базовая подготовка сотрудников УИС, помимо обучения основам вероисповеданий, должна включать в себя формирование и развитие, например, таких навыков, как распознавание отклонений в поведении, мотивированных религиозной или национальной враждой; осознание важности профессионального реагирования на такие отклонения. Перечень необходимых навыков и умений, которыми должен обладать сотрудник УИС, может также включать умение работать с информацией об инцидентах, связанных с проявлениями нетерпимости к представителям тех или иных религиозных конфессий или этнических групп.

Модернизация законодательства в указанной сфере и рекомендации, предложенные нами, могут способствовать совершенствованию правоприменительной практики органов УИС, в том числе и по отдельным аспектам обеспечения национальной безопасности.

1. Ялунин В. У. Реформа уголовно-исполнительной системы современной России (Проблемы, тенденции, перспективы): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 22

2. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Росс. газ. - Федеральный выпуск. -№ 4912 (88) от 19.05.2009.

3. Официальный сайт ФСИН России. Статистика. URL: http://www.fsin.su/statistics/ (дата обращения: 20.07.2011).

4. Основные задачи и полномочия органов УИС России изложены в Положении о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314).

5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031 (с последними изменениями); Федеральный закон от 6.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3452.

6. СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

7. СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1127.

8. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. Федеральный список экстремистских материалов. URL: http://www.minjust.ru/ru/ activity/nko/fedspisok/ (дата обращения: 20.07.2011).

9. Материал предоставлен УФСИН России по Республике Мордовия.

10. Нуруллаев А. А. Проблемы диалога религий в эпоху глобализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. - 2001. № 3. - С. 34. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.