Научная статья на тему 'Актуальные проблемы функционирования уголовно-исполнительной системы'

Актуальные проблемы функционирования уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
944
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лосева Светлана Николаевна

Анализируются основные направления профилактики коррупционных правонарушений, терроризма и экстремизма в местах лишения свободы, даются предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лосева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE FUNCTIONING THE PENAL SYSTEM

The main directions of prevention of corruption offenses, terrorism and extremism in places of imprisonment are analyzed; offers on their improvement are given.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы функционирования уголовно-исполнительной системы»

8.26. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Лосева Светлана Николаевна. Должность: Старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства. E-mail: snloseva@yandex.ru

Аннотация: Анализируются основные направления профилактики коррупционных правонарушений, терроризма и экстремизма в местах лишения свободы, даются предложения по их совершенствованию. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденные, терроризм, экстремизм, коррупция.

ACTUAL PROBLEMS OF THE FUNCTIONING THE PENAL SYSTEM

Loseva Svetlana Nikolaevna. Position: Senior researcher. Place of employment: research Institute of FPS Russia. Department: study of domestic and foreign experience, history of UIS, the comparative analysis of penal law. E-mail: snloseva@yandex.ru

Annotation: The main directions of prevention of corruption offenses, terrorism and extremism in places of imprisonment are analyzed; offers on their improvement are given.

Keywords: penitentiary system, correctional institutions, convicted, terrorism, extremism, corruption.

Непрекращающаяся деятельность международных экстремистских и террористических организаций становится одним из ключевых факторов, угрожающих целостности России, ведет к росту нестабильности в граничащих с нашей страной государствах СНГ. Идеологи экстремистских организаций пытаются сформировать оппозиционно настроенные к федеральному центру общественно-политические структуры и провести, используя идеи радикализма, антигосударственные акции с целью создания условий для изменения существующего конституционного строя.

В исправительных учреждениях (ИУ) увеличивается число осужденных, отбывающих наказание за терроризм и преступления экстремистской направленности. Совершая эти преступления, они преследуют своекорыстную цель посеять межнациональную ненависть и вражду в многонациональной стране, которой является Россия. Находясь в местах лишения свободы, преступники экстремистско-террористического толка не меняют своих взглядов и установок, открыто или тайно продолжают разжигать межнациональную или межконфессиональную рознь, прибегают к провокациям для обострения этнической напряженности [1, с. 68].

Лица, осужденные за террористические преступления и входящие в этнические группировки отрицательной направленности, оказывают существенное влияние на состояние этноситуации в учреждениях УИС. В среднем до 80% участников таких групп составляют осужденные в возрасте до 30 лет.

Повышенную противоправную активность в местах лишения свободы проявляют лица, представляющие экстремистские религиозные течения, в частности ваххабизм. Своим поведением они противопоставляют себя основной массе осужденных и провоцируют ме-

жэтнические конфликты, чреватые совершением тяжких преступлений. Необходимость их предотвращения диктует принятие мер, адекватных конкретной ситуации, - от распределения малыми группами по локальным секторам до изоляции отдельных осужденных или их перевода в другие исправительные учреждения [1, с. 101].

В связи с продолжающимся ростом преступлений террористического характера и экстремистской направленности, совершаемых на территории Российской Федерации, сложной обстановкой в республиках Северо-Кавказском регионе и активностью банд подполья по пропаганде ваххабизма и привлечению новых членов в ряды незаконных вооруженных формирований, количество лиц, заключенных под стражу и осужденных за преступления террористического характера и экстремисткой направленности, в учреждениях УИС, вероятно, будет продолжать расти.

Уголовно-исполнительная система (УИС) является одним из важнейших звеньев государственного аппарата в борьбе с преступностью, неотъемлемой частью правоохранительной системы страны. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности оперативных подразделений ФСИН России остается взаимодействие в области противодействия терроризму, экстремизму и организованной преступности с органами безопасности. Оперативными аппаратами УИС принимаются все необходимые меры по оказанию содействия правоохранительным органам в раскрытии преступлений террористического характера и экстремистской направленности, в выявлении и перекрытии каналов финансирования незаконных вооруженных формирований, разоблачении и разработке их активных участников. В условиях сохраняющейся террористической угрозы безопасности Российской Федерации в территориальных подразделениях ФСИН России в рамках своей компетенции проводится работа по противодействию терроризму и экстремизму.

Учитывая изложенное, а также степень опасности, исходящей от противоправной деятельности экстремистских организаций, в целях противодействия экстремизму, предотвращения террористических актов, установления преступных и иных связей участников экстремистских групп, находящихся в местах лишения свободы, их замыслов предлагаются следующие меры противодействия терроризму и экстремизму, профилактики этнических конфликтов в местах лишения свободы.

В целях выявления и ранней профилактики распространения экстремистской идеологии среди спецконтингента проводить целенаправленную работу по выявлению лиц, поддерживающих и пропагандирующих экстремистскую деятельность, а также лиц, ранее состоявших в организациях националистического толка, проводить с указанными лицами разъяснительную работу об уголовной ответственности за участие в экстремистской деятельности и распространение запрещенных материалов.

Одним из основных приоритетов в работе правоохранительных органов Российской Федерации должно стать получение оперативной информации, направленной на предотвращение экстремистских и террористических акций, а также профилактика таких преступлений. Важным источником получения данной информации являются исправительные учреждения, в которых отбывают наказания лица, осужденные за экстремистскую и террористическую деятельность.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Лосева С.Н.

В целях стабилизации обстановки необходимо принять дополнительные меры по недопущению концентрации осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности, особенно в исправительных учреждениях Северо-Кавказского региона.

В качестве профилактической меры воздействия в отношении лиц, осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности, освободившихся из мест лишения свободы, установить за данной категорией лиц в соответствии с действующим законодательством административный надзор.

Для установления каналов финансирования экстре-мисткой деятельности на постоянной основе проводить мониторинг состояния лицевых счетов осужденных, содержащихся в местах лишения свободы за преступления террористического характера и экстре-мисткой направленности. Особое внимание при изучении лицевых счетов уделить лицам, входящим в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму [5, с. 49].

И, наконец, в целях недопущения распространения среди спецконтингента экстремистской идеологии проверять по федеральному списку экстремистских материалов поступающую в учреждения УИС религиозную и иную литературу. Изъятые материалы направлять для оценки и принятия решения в территориальные подразделения МВД России по линии противодействия экстремизму [7, С. 98]. В случае обнаружения данных материалов у обвиняемых и осужденных принять меры к документированию данных фактов, изъятию материалов и привлечению к ответственности их держателей.

В сфере предупреждения межнациональных и межэтнических конфликтов в ИУ предлагаются следующие меры.

Одним из основных направлений предупреждения, а следовательно, и снижения количества межэтнических конфликтов в исправительных учреждениях может стать переход от воспитания у осужденных терпимости к поведению различных этнических групп к обеспечению сотрудничества между этносами, в частности, путем рациональной организации их досуга и отдыха, проведения совместных культурно-массовых, спортивных мероприятий, грамотного решения вопросов санитарно-бытового обслуживания.

В комплекс мероприятий по предупреждению противоправных проявлений со стороны этноосужденных наряду с мерами общего и индивидуального характера включить создание модели перевоспитания лиц, представляющих различные этносы; изучение причин и условий формирования криминальной этнической субкультуры и ее негативного влияния на этноосужденных [3].

В отношении отдельных категорий этноосужденных, особенно выходцев с Северного Кавказа и из Средней Азии, представляется необходимой разработка методик их исправления и перевоспитания с учетом этнопсихологии, обычаев, традиций, мировоззрения, этнографической специфики.

Поскольку из-за различий географических, политических, социально-экономических и иных причин этноси-туация в местах лишения свободы неодинакова, целесообразно ввести разработку этнической характеристики исправительного учреждения, которая бы

позволила осуществлять постоянный мониторинг за состоянием оперативной обстановки, а на уровне территориальных органов ФСИН России отслеживать и регулировать оптимальное долевое соотношение в составе осужденных представителей разных наций и народностей. Кроме того, целесообразно стараться раздельно размещать осужденных различных этносов исходя прежде всего из того, что, по данным исследований, антикавказские установки проявляются у 5060% русского населения, а в местах лишения свободы преобладают осужденные именно русской национальности.

В противодействии криминальным и иным противоправным этническим проявлениям в среде осужденных следует максимально использовать возможности оперативно-розыскной деятельности. Для повышения профессиональной квалификации сотрудников оперативных подразделений необходимо прежде всего повысить уровень их информированности о масштабах и особенностях этнической преступности в местах дислокации ИУ, а также организовать систематическое целевое обучение личного состава. Целесообразно также рассмотреть вопрос о создании специализированных оперативных подразделений (групп) территориальных органов ФСИН России в регионах с наибольшим распространением этнической преступности [6, с. 98].

Мощным фактором дестабилизации нормальной деятельности всего государственно-властного механизма является коррупция. Особую опасность представляет коррупция в правоохранительных органах, следствием которой является грубое нарушение принципа законности, что подрывает веру граждан в справедливость государственной власти и создает питательную среду для различных проявлений экстремизма и ксенофобии. Например, используя коррумпированность некоторых сотрудников УИС, осужденные к лишению свободы продолжают взаимодействовать с соучастниками, оставшимися на свободе, незаконно получают условно-досрочное освобождение или «комфортные» условия отбывания наказания. Вследствие этого в общественном сознании может сформироваться мнение о фактической безнаказанности лиц, виновных в совершении преступлений, но имеющих возможность «откупиться». Для профилактики коррупционных правонарушений в условиях изоляции целесообразно:

организовать и повсеместно проводить в каждой службе, подразделении, учреждении, органе уголовно-исполнительной системы антикоррупционный мониторинг, предполагающий определение круга наиболее характерных и уязвимых для проявлений коррупции участков и направлений в их служебной деятельности;

по линии каждой службы сформировать банк данных, концентрирующий сведения о типичных приемах и тактике сокрытия коррупционных преступлений под видом случайного недосмотра, халатности и иных якобы неумышленных действий, исключающих возможность применения к виновным заслуженных мер наказания [4, с. 8];

определить с возможностью последующей корректировки номенклатуру руководящих сотрудников УИС, в отношении которых ввести практику их официального уведомления о добровольном участии в полиграфном опросе. По мере совершенствования методик опроса ввести обязательное, не реже одного раза в три-пять лет применение полиграфа в отношении руководите-

лей различных рангов и лиц, назначаемых на руководящие должности и при проведении аттестации. Аналогичные опросы периодически выборочно практиковать и в отношении рядовых сотрудников;

в качестве средства выявления предрасположенности кандидатов, поступающих на службу в УИС, к совершению правонарушений коррупционной направленности, предусмотреть специальное психологическое тестирование;

ввести обязательную личную ответственность непосредственных руководителей подразделений за факты коррупции подчиненных, выявленные в ходе оперативно-служебной деятельности других подразделений УИС, иных правоохранительных органов;

в каждый отчет о расследовании факта коррупции включить раздел, предусматривающий отражение конкретной работы руководителя по предупреждению и выявлению фактов коррупции среди подчиненных.

Таким образом, эффективное функционирование УИС видится в решении (хотя бы частичном) рассмотренных выше проблем.

Список литературы:

1. Галахов С.С. и др. Экстремизм в современном обществе. Социальные и криминологические аспекты: моногр. М., 2014.

2. Годунов И.В. Энциклопедия противодействия организованной преступности. М., 2005. С. 69.

3. Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Утв. приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72.

4. Казарян Э.А. Некоторые вопросы квалификации дачи и получения взятки по законодательству Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. № 4 (36).

5. Миронов В.О. Преступления, совершаемые в исправительных учреждениях, и их предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2012.

6. Предупреждение пенитенциарных правонарушений: метод. пособ. М., 2014.

7. Пинкевич Т.В., Зубалова О.А. Противодействие преступности: уголовная политика и проблемы правоприменительной практики // Проблемы экономики и юридической практики - 2017 - № 4 С. 96-99

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 87,24%

Рецензия

на статью С.Н. Лосевой «Актуальные проблемы функционирования уголовно-исполнительной системы»

Представленная на рецензирование статья является актуальной, имеет теоретическое и прикладное значение. В рецензируемой статье автор анализирует актуальные проблемы развития уголовно-исполнительной системы, намечает некоторые пути решения имеющихся спорных вопросов.

На прошедшей в феврале 2018 года коллегии ФСИН России борьба с терроризмом и экстремизмом, противодействие коррупции были названы в числе приоритетных задач, стоящих перед всеми без исключения подразделениями уголовно-исполнительной системы.

Терроризм и экстремизм превратились в одну из наиболее опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно- политических проблем. В современных условиях террористическая деятельность характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, что обуславливает ее международный характер и осложняет работу, в том числе и учреждений уголовно-исполнительной системы. Федеральная служба исполнения наказаний является одним из неотъемлемых инструментов создания Россией эффективной государственной системы противодействия терроризму и экстремизму. Поэтому в системе мер по предупреждению, выявлению и пресечению этих явлений на ФСИН России лежит серьезная ответственность.

То же самое относится и к коррупции. В 2017 году из 13 тысяч лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений, каждый двенадцатый занимал должность в органах законодательной или исполнительной власти. Нельзя снижать темпов борьбы с этим социальным злом, и в этой деятельности ФСИН России также принадлежит важная роль.

Оригинальность текста статьи по системе «Антиплагиат» составляет 87,24%.

Вывод: статья С.Н. Лосевой «Актуальные проблемы функционирования уголовно-исполнительной системы» соответствует тематике и требованиям, определенным редакционной коллегией научного журнала «Проблемы экономики и юридической практики» и может быть рекомендована к опубликованию в данном журнале.

Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор С.И. Гирько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.