8.26. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Лосева Светлана Николаевна. Должность: Старший научный сотрудник. Место работы: НИИ ФСИН России. Подразделение: отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства. E-mail: [email protected]
Аннотация: Анализируются основные направления профилактики коррупционных правонарушений, терроризма и экстремизма в местах лишения свободы, даются предложения по их совершенствованию. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, осужденные, терроризм, экстремизм, коррупция.
ACTUAL PROBLEMS OF THE FUNCTIONING THE PENAL SYSTEM
Loseva Svetlana Nikolaevna. Position: Senior researcher. Place of employment: research Institute of FPS Russia. Department: study of domestic and foreign experience, history of UIS, the comparative analysis of penal law. E-mail: [email protected]
Annotation: The main directions of prevention of corruption offenses, terrorism and extremism in places of imprisonment are analyzed; offers on their improvement are given.
Keywords: penitentiary system, correctional institutions, convicted, terrorism, extremism, corruption.
Непрекращающаяся деятельность международных экстремистских и террористических организаций становится одним из ключевых факторов, угрожающих целостности России, ведет к росту нестабильности в граничащих с нашей страной государствах СНГ. Идеологи экстремистских организаций пытаются сформировать оппозиционно настроенные к федеральному центру общественно-политические структуры и провести, используя идеи радикализма, антигосударственные акции с целью создания условий для изменения существующего конституционного строя.
В исправительных учреждениях (ИУ) увеличивается число осужденных, отбывающих наказание за терроризм и преступления экстремистской направленности. Совершая эти преступления, они преследуют своекорыстную цель посеять межнациональную ненависть и вражду в многонациональной стране, которой является Россия. Находясь в местах лишения свободы, преступники экстремистско-террористического толка не меняют своих взглядов и установок, открыто или тайно продолжают разжигать межнациональную или межконфессиональную рознь, прибегают к провокациям для обострения этнической напряженности [1, с. 68].
Лица, осужденные за террористические преступления и входящие в этнические группировки отрицательной направленности, оказывают существенное влияние на состояние этноситуации в учреждениях УИС. В среднем до 80% участников таких групп составляют осужденные в возрасте до 30 лет.
Повышенную противоправную активность в местах лишения свободы проявляют лица, представляющие экстремистские религиозные течения, в частности ваххабизм. Своим поведением они противопоставляют себя основной массе осужденных и провоцируют ме-
жэтнические конфликты, чреватые совершением тяжких преступлений. Необходимость их предотвращения диктует принятие мер, адекватных конкретной ситуации, - от распределения малыми группами по локальным секторам до изоляции отдельных осужденных или их перевода в другие исправительные учреждения [1, с. 101].
В связи с продолжающимся ростом преступлений террористического характера и экстремистской направленности, совершаемых на территории Российской Федерации, сложной обстановкой в республиках Северо-Кавказском регионе и активностью банд подполья по пропаганде ваххабизма и привлечению новых членов в ряды незаконных вооруженных формирований, количество лиц, заключенных под стражу и осужденных за преступления террористического характера и экстремисткой направленности, в учреждениях УИС, вероятно, будет продолжать расти.
Уголовно-исполнительная система (УИС) является одним из важнейших звеньев государственного аппарата в борьбе с преступностью, неотъемлемой частью правоохранительной системы страны. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности оперативных подразделений ФСИН России остается взаимодействие в области противодействия терроризму, экстремизму и организованной преступности с органами безопасности. Оперативными аппаратами УИС принимаются все необходимые меры по оказанию содействия правоохранительным органам в раскрытии преступлений террористического характера и экстремистской направленности, в выявлении и перекрытии каналов финансирования незаконных вооруженных формирований, разоблачении и разработке их активных участников. В условиях сохраняющейся террористической угрозы безопасности Российской Федерации в территориальных подразделениях ФСИН России в рамках своей компетенции проводится работа по противодействию терроризму и экстремизму.
Учитывая изложенное, а также степень опасности, исходящей от противоправной деятельности экстремистских организаций, в целях противодействия экстремизму, предотвращения террористических актов, установления преступных и иных связей участников экстремистских групп, находящихся в местах лишения свободы, их замыслов предлагаются следующие меры противодействия терроризму и экстремизму, профилактики этнических конфликтов в местах лишения свободы.
В целях выявления и ранней профилактики распространения экстремистской идеологии среди спецконтингента проводить целенаправленную работу по выявлению лиц, поддерживающих и пропагандирующих экстремистскую деятельность, а также лиц, ранее состоявших в организациях националистического толка, проводить с указанными лицами разъяснительную работу об уголовной ответственности за участие в экстремистской деятельности и распространение запрещенных материалов.
Одним из основных приоритетов в работе правоохранительных органов Российской Федерации должно стать получение оперативной информации, направленной на предотвращение экстремистских и террористических акций, а также профилактика таких преступлений. Важным источником получения данной информации являются исправительные учреждения, в которых отбывают наказания лица, осужденные за экстремистскую и террористическую деятельность.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Лосева С.Н.
В целях стабилизации обстановки необходимо принять дополнительные меры по недопущению концентрации осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности, особенно в исправительных учреждениях Северо-Кавказского региона.
В качестве профилактической меры воздействия в отношении лиц, осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности, освободившихся из мест лишения свободы, установить за данной категорией лиц в соответствии с действующим законодательством административный надзор.
Для установления каналов финансирования экстре-мисткой деятельности на постоянной основе проводить мониторинг состояния лицевых счетов осужденных, содержащихся в местах лишения свободы за преступления террористического характера и экстре-мисткой направленности. Особое внимание при изучении лицевых счетов уделить лицам, входящим в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму [5, с. 49].
И, наконец, в целях недопущения распространения среди спецконтингента экстремистской идеологии проверять по федеральному списку экстремистских материалов поступающую в учреждения УИС религиозную и иную литературу. Изъятые материалы направлять для оценки и принятия решения в территориальные подразделения МВД России по линии противодействия экстремизму [7, С. 98]. В случае обнаружения данных материалов у обвиняемых и осужденных принять меры к документированию данных фактов, изъятию материалов и привлечению к ответственности их держателей.
В сфере предупреждения межнациональных и межэтнических конфликтов в ИУ предлагаются следующие меры.
Одним из основных направлений предупреждения, а следовательно, и снижения количества межэтнических конфликтов в исправительных учреждениях может стать переход от воспитания у осужденных терпимости к поведению различных этнических групп к обеспечению сотрудничества между этносами, в частности, путем рациональной организации их досуга и отдыха, проведения совместных культурно-массовых, спортивных мероприятий, грамотного решения вопросов санитарно-бытового обслуживания.
В комплекс мероприятий по предупреждению противоправных проявлений со стороны этноосужденных наряду с мерами общего и индивидуального характера включить создание модели перевоспитания лиц, представляющих различные этносы; изучение причин и условий формирования криминальной этнической субкультуры и ее негативного влияния на этноосужденных [3].
В отношении отдельных категорий этноосужденных, особенно выходцев с Северного Кавказа и из Средней Азии, представляется необходимой разработка методик их исправления и перевоспитания с учетом этнопсихологии, обычаев, традиций, мировоззрения, этнографической специфики.
Поскольку из-за различий географических, политических, социально-экономических и иных причин этноси-туация в местах лишения свободы неодинакова, целесообразно ввести разработку этнической характеристики исправительного учреждения, которая бы
позволила осуществлять постоянный мониторинг за состоянием оперативной обстановки, а на уровне территориальных органов ФСИН России отслеживать и регулировать оптимальное долевое соотношение в составе осужденных представителей разных наций и народностей. Кроме того, целесообразно стараться раздельно размещать осужденных различных этносов исходя прежде всего из того, что, по данным исследований, антикавказские установки проявляются у 5060% русского населения, а в местах лишения свободы преобладают осужденные именно русской национальности.
В противодействии криминальным и иным противоправным этническим проявлениям в среде осужденных следует максимально использовать возможности оперативно-розыскной деятельности. Для повышения профессиональной квалификации сотрудников оперативных подразделений необходимо прежде всего повысить уровень их информированности о масштабах и особенностях этнической преступности в местах дислокации ИУ, а также организовать систематическое целевое обучение личного состава. Целесообразно также рассмотреть вопрос о создании специализированных оперативных подразделений (групп) территориальных органов ФСИН России в регионах с наибольшим распространением этнической преступности [6, с. 98].
Мощным фактором дестабилизации нормальной деятельности всего государственно-властного механизма является коррупция. Особую опасность представляет коррупция в правоохранительных органах, следствием которой является грубое нарушение принципа законности, что подрывает веру граждан в справедливость государственной власти и создает питательную среду для различных проявлений экстремизма и ксенофобии. Например, используя коррумпированность некоторых сотрудников УИС, осужденные к лишению свободы продолжают взаимодействовать с соучастниками, оставшимися на свободе, незаконно получают условно-досрочное освобождение или «комфортные» условия отбывания наказания. Вследствие этого в общественном сознании может сформироваться мнение о фактической безнаказанности лиц, виновных в совершении преступлений, но имеющих возможность «откупиться». Для профилактики коррупционных правонарушений в условиях изоляции целесообразно:
организовать и повсеместно проводить в каждой службе, подразделении, учреждении, органе уголовно-исполнительной системы антикоррупционный мониторинг, предполагающий определение круга наиболее характерных и уязвимых для проявлений коррупции участков и направлений в их служебной деятельности;
по линии каждой службы сформировать банк данных, концентрирующий сведения о типичных приемах и тактике сокрытия коррупционных преступлений под видом случайного недосмотра, халатности и иных якобы неумышленных действий, исключающих возможность применения к виновным заслуженных мер наказания [4, с. 8];
определить с возможностью последующей корректировки номенклатуру руководящих сотрудников УИС, в отношении которых ввести практику их официального уведомления о добровольном участии в полиграфном опросе. По мере совершенствования методик опроса ввести обязательное, не реже одного раза в три-пять лет применение полиграфа в отношении руководите-
лей различных рангов и лиц, назначаемых на руководящие должности и при проведении аттестации. Аналогичные опросы периодически выборочно практиковать и в отношении рядовых сотрудников;
в качестве средства выявления предрасположенности кандидатов, поступающих на службу в УИС, к совершению правонарушений коррупционной направленности, предусмотреть специальное психологическое тестирование;
ввести обязательную личную ответственность непосредственных руководителей подразделений за факты коррупции подчиненных, выявленные в ходе оперативно-служебной деятельности других подразделений УИС, иных правоохранительных органов;
в каждый отчет о расследовании факта коррупции включить раздел, предусматривающий отражение конкретной работы руководителя по предупреждению и выявлению фактов коррупции среди подчиненных.
Таким образом, эффективное функционирование УИС видится в решении (хотя бы частичном) рассмотренных выше проблем.
Список литературы:
1. Галахов С.С. и др. Экстремизм в современном обществе. Социальные и криминологические аспекты: моногр. М., 2014.
2. Годунов И.В. Энциклопедия противодействия организованной преступности. М., 2005. С. 69.
3. Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Утв. приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72.
4. Казарян Э.А. Некоторые вопросы квалификации дачи и получения взятки по законодательству Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. № 4 (36).
5. Миронов В.О. Преступления, совершаемые в исправительных учреждениях, и их предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2012.
6. Предупреждение пенитенциарных правонарушений: метод. пособ. М., 2014.
7. Пинкевич Т.В., Зубалова О.А. Противодействие преступности: уголовная политика и проблемы правоприменительной практики // Проблемы экономики и юридической практики - 2017 - № 4 С. 96-99
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 87,24%
Рецензия
на статью С.Н. Лосевой «Актуальные проблемы функционирования уголовно-исполнительной системы»
Представленная на рецензирование статья является актуальной, имеет теоретическое и прикладное значение. В рецензируемой статье автор анализирует актуальные проблемы развития уголовно-исполнительной системы, намечает некоторые пути решения имеющихся спорных вопросов.
На прошедшей в феврале 2018 года коллегии ФСИН России борьба с терроризмом и экстремизмом, противодействие коррупции были названы в числе приоритетных задач, стоящих перед всеми без исключения подразделениями уголовно-исполнительной системы.
Терроризм и экстремизм превратились в одну из наиболее опасных по масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно- политических проблем. В современных условиях террористическая деятельность характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, что обуславливает ее международный характер и осложняет работу, в том числе и учреждений уголовно-исполнительной системы. Федеральная служба исполнения наказаний является одним из неотъемлемых инструментов создания Россией эффективной государственной системы противодействия терроризму и экстремизму. Поэтому в системе мер по предупреждению, выявлению и пресечению этих явлений на ФСИН России лежит серьезная ответственность.
То же самое относится и к коррупции. В 2017 году из 13 тысяч лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений, каждый двенадцатый занимал должность в органах законодательной или исполнительной власти. Нельзя снижать темпов борьбы с этим социальным злом, и в этой деятельности ФСИН России также принадлежит важная роль.
Оригинальность текста статьи по системе «Антиплагиат» составляет 87,24%.
Вывод: статья С.Н. Лосевой «Актуальные проблемы функционирования уголовно-исполнительной системы» соответствует тематике и требованиям, определенным редакционной коллегией научного журнала «Проблемы экономики и юридической практики» и может быть рекомендована к опубликованию в данном журнале.
Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор С.И. Гирько