старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, заслуженный юрист Российской Федерации
начальник отдела ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, майор внутренней службы
Проблемы проведения оперативных лингвистических исследований по выявлению и пресечению распространения экстремистских материалов в учреждениях уголовно-исполнительной системы
ф Issues of operational linguistic researches on identification ф
and suppression of distribution of extremist materials in institutions of a penal system
А. П. ИСИЧЕНКО A. P. ISICHENKO
А. М. ФУММ A. M. FUMM
Аннотация. Анализируется законодательство о противодействии экстремизму применительно к потребностям учреждений УИС, отмечаются возникающие при этом проблемы, обосновываются предложения и рекомендации по совершенствованию организационно-правового обеспечения пенитенциарной практики.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистские материалы, федеральный список экстремистских материалов, противодействие экстремистской деятельности, оперативные лингвистические исследования.
Annotation. The authors consider the legislation on counteraction to extremism in relation to requirements of penal correction system institutions, the difficulties arising at the same time are noted, offers and recommendations about improvement of organizational legal support of penitentiary practice are proved.
Keywords: extremism, extremist materials, federal list of extremist materials, counteraction to extremist activity, operational linguistic researche.
Экстремизм как приверженность к крайним взглядам и действиям несет в себе значительную социальную опасность. Распространение экстремистской идеологии, допускающей применение насилия для достижения неблаговидных целей, рост масштабов пропаганды экстремистских идей в обществе являются питательной почвой терроризма -самой опасной формы экстремизма.
Экстремистские материалы в виде религиозной литературы все чаще проникают в учреждения УИС, где их распространителями выступают подверженные экстремизму осужденные и лица, содержащиеся под стражей. С учетом высокой опасности распространения религиозного и иных видов экстремизма в местах концентрации нередко агрессивных представителей разных этносов и вероучений
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
противодействие поступлению в учреждения УИС экстремистской литературы и иных экстремистских материалов приобретает особую значимость. Президент Российской Федерации В. В. Путин обратил внимание на необходимость «оперативно реагировать на любые экстремистские проявления, от кого бы они ни исходили» [1].
В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистские материалы - это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Как видно из приведенного определения понятия экстремистских материалов, его содержание довольно сложно для восприятия как с юридической, так и с языковой точки зрения. Не менее сложно постижение смысла текстов конкретных экстремистских материалов, изобилующих не только общелитературной, но и специальной лексикой. Признание информационных материалов в качестве экстремистских закон возлагает на федеральные суды, которым, как и другим правоприменителям, для уяснения языкового смысла таких материалов приходится обращаться к помощи лингвистов [2].
Федеральный список экстремистских материалов, функции по ведению, опубликованию и размещению которого в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с указанным федеральным законом и Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, возложены на Минюст России, формируется на основании поступающих копий вступивших в законную
силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. При этом наименование и индивидуализирующие признаки информационных материалов, признанных экстремистскими, включаются в названный федеральный список в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда. Сведения об информационных материалах, содержащихся в федеральном списке, являются открытыми и общедоступными. Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов утвержден приказом Минюста России от 11.12.2015 № 289. Доступ к этим сведениям обеспечивается путем не только их размещения на официальном сайте Минюста России, но и опубликования в средствах массовой информации, в частности в «Российской газете».
Для противодействия распространению экстремистских материалов в местах лишения свободы и следственных изоляторах важное практическое значение имеет выявление информационных материалов, издаваемых экстремистскими организациями под видом религиозной литературы. С учетом этого вся поступающая в учреждения УИС печатная продукция (книги, газеты, журналы и др.) подлежит изучению на предмет возможного наличия в ней экстремистских материалов.
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (ч. 1 ст. 13) на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой юридическую ответственность.
Законодательство Российской Федерации устанавливает, в частности, административную ответственность за распространение экстремистских материалов. Статья 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), именуемая «Производство и распространение экстремистских материалов», предусматривает административную ответственность за «массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материа-
[email protected] www.orfsin.ru
8
лов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения». Это означает, что привлечение к административной ответственности за производство, распространение или хранение в целях распространения экстремистских материалов возможно лишь после того, как информация о материале, признанном в судебном порядке экстремистским, будет официально обнародована, т. е. помещена в указанный федеральный список или опубликована в «Российской газете».
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, могут быть граждане (в том числе осужденные, подозреваемые, обвиняемые), должностные и юридические лица.
Массовое распространение экстремистских материалов в форме устного обнародования содержащихся в них идей или реализации соответствующей печатной продукции может осуществляться и в случае совершения ряда уголовно наказуемых деяний. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 20 52), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280), возбуждение деятельности или вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282), организацию деятельности экстремистской организации (ст. 2822).
Применительно к учреждениям УИС призывы к экстремистской деятельности могут иметь место, например, при подготовке или в процессе массовых беспорядков, так называемых протестных акций, иных форм группового неповиновения. Даже при отсутствии признаков преступления такие факты представляют по меньшей мере профилактический интерес.
Можно выделить три типичные ситуации, требующие реагирования на экстремистские проявления со стороны лиц, содержащихся в учреждениях УИС, и их документирование:
1) наличие у осужденного литературы или иных предположительно экстремистских материалов;
2) совершение осужденным административного правонарушения, связанного с массовым распространением экстремистских материалов;
3) участие осужденного в совершении преступления террористического характера или экстремистской направленности.
В первой, наиболее часто встречающейся ситуации документирование выявленного факта наличия экстремистских материалов у осужденного осуществляется чаще всего посредством составления акта изъятия (иногда акта добровольной выдачи) на основании общих предписаний ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Достоинством этого закона, по мнению И. Л. Хромова, является то, что он содержит в основном нормы прямого действия [3].
В случае выявления признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, необходимо учитывать следующее. Дела об указанном правонарушении уполномочены рассматривать судьи. Такие дела возбуждаются прокурором. Протоколы о данном правонарушении также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции). Поэтому материалы, содержащие признаки рассматриваемого правонарушения в деяниях осужденного, по смыслу закона должны направляться надзирающему прокурору или в органы внутренних дел для составления протокола об административном правонарушении.
Если распространение экстремистских материалов осужденным имело место при совершении преступления, то документирование его противоправных действий осуществляется в порядке и формах, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
Во всех рассмотренных ситуациях при отсутствии изъятой у осужденных литературы в федеральном списке экстремистских материалов, а в спорных случаях и при их наличии в этом списке ключевым доказательством экстремистского характера указанной литературы может стать официальное мнение специалистов-языковедов. Этим и обусловлена особая значимость оперативных лингвистических исследований.
Как показывает практика, оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), в рамках которых чаще всего выявляется и документируется наличие у осужденных экстремистской литературы, - это наведение справок, сбор образцов
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
для сравнительного исследования, исследование предметов и документов1.
Формальных оснований для проведения названных и других оперативно-розыскных мероприятий в рассматриваемых случаях на первый взгляд в законе не имеется. Однако если учесть, что многие проявления экстремистской деятельности российским законодательством криминализированы, в реальности нередко сопряжены с уголовно наказуемыми деяниями, то наличие и распространение экстремистской литературы в среде осужденных представляет угрозу общественной безопасности и может свидетельствовать о подготовке к совершению преступлений. При этом следует исходить из того, что основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий тесно связаны с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности (ОРД), поэтому для их проведения достаточно предположения относительно подготовки или совершения преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на уголовно наказуемые деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Это вытекает из таких задач ОРД, как выявление, предупреждение, пресечение преступлений [4].
Результаты проведения перечисленных и других ОРМ фиксируются в различных оперативно-служебных документах: актах, справках, рапортах, а в случаях, предусмотренных законом, - и в протоколе. Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществляющее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Протоколом оформляются и материалы, содержащие признаки производства и распространения экстремистских материалов (ст. 28.2 КоАП РФ).
Потребность в языковедческих исследованиях в сфере противодействия экстремистской деятельности в условиях функционирования учреждений УИС может возникать
1 Документы, отражающие результаты этих оперативно-розыскных мероприятий, как правило, безоговорочно принимаются судами в качестве доказательств совершения рассматриваемого административного правонарушения.
не только и не столько в рамках производства по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, сколько в процессе повседневной оперативно-служебной деятельности. При этом чаще всего и возникает потребность в оперативных лингвистических исследованиях литературы на предмет установления ее принадлежности к экстремистским материалам.
При организации таких исследований необходимо исходить прежде всего из возможностей, которыми располагают государственные судебно-экспертные учреждения Минюста России. В их состав входят 42 лаборатории судебных экспертиз (ЛСЭ), 9 региональных центров судебной экспертизы (РЦСЭ) и Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (РФЦСЭ) [5].
Экспертизы и оперативные лингвистические исследования по делам, связанным с проявлениями экстремизма, наряду с РФЦСЭ проводят шесть РЦСЭ (Дальневосточный, Приволжский, Северокавказский, Сибирский, Уральский, Южный) и восемнадцать ЛСЭ. Все они являются федеральными бюджетными учреждениями. Лингвистические исследования по указанным делам могут проводиться и экс-пертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел при наличии в них соответствующих специалистов. Однако следует иметь в виду, что приказом Минюста России, МВД России, ФСБ России от 25.11.2010 № 362/810/584 руководителям указанных экс-пертно-криминалистических подразделений предписано обеспечить приоритет проведения таких исследований по заданиям подразделений по противодействию экстремизму органов внутренних дел.
Придавая должное значение выявлению и изъятию экстремистской литературы, предотвращению ее распространения среди осужденных, оперативные подразделения учреждений УИС накопили определенный практический опыт. В то же время его дальнейшее развитие сдерживается нерешенностью ряда организационно-правовых проблем.
В частности, хранение осужденными экстремистской литературы без цели ее массового распространения в законе не признается правонарушением, то есть не влечет даже дисциплинарной ответственности. Поэтому
[email protected] www.orfsin.ru 10
ее изъятие осуществляется сотрудниками учреждений УИС на свой страх и риск. Для восполнения этого правового пробела в развитие положений Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» было бы логичным внести соответствующие поправки хотя бы в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
На законодательном уровне представляется необходимым закрепить право сотрудников УИС самостоятельно составлять в отношении осужденных протоколы о правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ, и направлять соответствующие материалы прокурору для решения вопроса о возбуждении административного производства.
В должностных инструкциях сотрудников оперативных и других подразделений учреждений УИС желательно предусмотреть обязанности по выявлению у спецконтингента литературы и иных материалов экстремистской направленности, признаков экстремистских правонарушений, а также их документированию.
В целях повышения уровня осведомленности сотрудников учреждений УИС, в первую очередь оперативного состава, в вопросах религиоведения территориальным органам ФСИН России целесообразно организовать проведение обзорных лекций о сущности, сходстве и различиях мировых религий, а также их искажениях радикальными религиозными течениями.
Для усвоения основ методики лингвистических исследований экстремистских материалов на основе обобщения региональной практики их проведения было бы полезно обеспечить серию публикаций или проведение ведущими специалистами-языковедами занятий с оперативным составом пенитенциарных учреждений с разбором типичных ошибок, допускаемых при организации указанных исследований.
Реализация этих рекомендаций, на наш взгляд, могла бы способствовать повышению эффективности противодействия распространению экстремистской литературы и совершению экстремистских правонарушений в учреждениях УИС.
1. Галахов С. С., Кубякин Е. О., Сальников Е. В., Тузов Л. Л. Экстремизм в современном обществе. Социальные и криминологические аспекты : монография. М., 2014.
2. Родионов Д. А. Социально-психологическая экспертиза информационных материалов с целью выявления признаков преступлений экстремистской направленности // Научный портал МВД России. 2015. № 1 (29).
3. Хромов И. Л. Противодействие преступности в учреждениях, исполняющих наказания: криминологические и оперативно-розыскные аспекты. М. 2011.
4. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского. 4-е изд., перераб. М., 2017.
5. Федеральные бюджетные судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции Российской Федерации : [перечень] // Минюст России : [сайт]. URL: http//minjust.ru/print/40474.