Научная статья на тему 'Причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений экстремистского характера в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, обеспечивающих изоляцию от общества'

Причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений экстремистского характера в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, обеспечивающих изоляцию от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
949
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ПРИЧИНЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / COUNTERACTION TO EXTREMISM / THE CAUSES OF ADMINISTRATIVE VIOLATIONS / PENAL INSTITUTIONS / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яворский Максим Александрович

На основе анализа результатов деятельности пенитенциарных учреждений России, материалов прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности и судебных решений сформулированы типичные причины совершения и обстоятельства, которые способствуют совершению административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, обеспечивающих изоляцию от общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яворский Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAUSES AND CONDITIONS CONTRIBUTING TO COMMISSION OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF EXTREMIST NATURE IN THE PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA, PROVIDING ISOLATION FROM SOCIETY

The author on the basis of the analysis of the results of the activity of penitentiary institutions of Russia, materials of the prosecutor’s supervision over execution of legislation on combating extremist activities and judicial decisions formulated typical causes and circumstances contributing to the Commission of administrative offenses, provided for by article 20.3 and article 20.29 of the Russian code of administrative offences in the penal institutions of Russia, a security-handling isolation from society.

Текст научной работы на тему «Причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений экстремистского характера в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, обеспечивающих изоляцию от общества»

Яворский М. А. Причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений экстремистского характера в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, обеспечивающих изоляцию от общества // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 1 (76). C. 36-40.

Yavorsky М. А. The causes and conditions contributing to commission of administrative offences of extremist nature in the penitentiary institutions of Russia, providing isolation from society. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 1 (76). Pp. 36-40. (In Russ.)

УДК 340

М. А. Яворский

Самарский юридический институт ФСИН России,

Самара, Россия

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА

Яворский Максим Александрович - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, полковник внутренней службы.

Е-mail: yavorm@mail. ru

На основе анализа результатов деятельности пенитенциарных учреждений России, материалов прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности и судебных решений сформулированы типичные причины совершения и обстоятельства, которые способствуют совершению административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в учреждениях уголовно-исполнительной системы России, обеспечивающих изоляцию от общества.

Ключевые слова: противодействие экстремизму, причины административных правонарушений, исправительные учреждения, административная ответственность.

M. А. Yavorsky

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary System of Russia,

Samara, Russia

THE CAUSES AND CONDITIONS CONTRIBUTING TO COMMISSION OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF EXTREMIST NATURE IN THE PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA, PROVIDING ISOLATION FROM SOCIETY

Yavorsky Maksim А. - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of State and Legal Disciplines, Colonel of Internal Servise.

The author on the basis of the analysis of the results of the activity of penitentiary institutions of Russia, materials of the prosecutor's supervision over execution of legislation on combating extremist

© Яворский М. А., 2017

activities and judicial decisions formulated typical causes and circumstances contributing to the Commission of administrative offenses, provided for by article 20.3 and article 20.29 of the Russian code of administrative offences in the penal institutions of Russia, a security-handling isolation from society.

Key words: counteraction to extremism, the causes of administrative violations, penal institutions, administrative responsibility.

Отечественное административно-деликтное законодательство играет важную роль в регулировании общественных отношений, возникающих в процессе противодействия экстремизму. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 (КоАП РФ) содержит много статей, предусматривающих ответственность за административные правонарушения, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских мотивов и побуждений. Тем не менее статистические данные о количестве совершенных административных деликтов, судебная практика свидетельствуют, что наиболее популярными и, пожалуй, самыми массовыми из экстремистских являются правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами» и ст. 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов».

В 2014 г. за публичную демонстрацию запрещенной символики по ст. 20.3 КоАП РФ административное наказание было назначено более чем 450 правонарушителям, в 2015 г. -уже около 1,2 тыс. человек. За распространение экстремистских материалов к административной ответственности в 2014 г. было привлечено свыше 400 человек [1].

Анализ практики противодействия экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) России, открытые материалы судебной практики свидетельствуют о резком росте количества выявленных в следственных изоляторах (СИЗО) и исправительных учреждениях (ИУ) фактов административно наказуемого экстремизма, ответственность за которые предусмотрена ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ. Только в 2013 г. в пенитенциарных учреждениях было зарегистрировано около ста фактов изъятия запрещенных на территории Российской Федерации экстремистских материалов [2, с. 102]. Вице-президент Российской криминологической ассоциации, доктор юридических наук профессор В. В. Меркурьев говорит уже о 132 случаях изъятия печатных изданий экстремистского содержания в объеме свыше 300 экземпляров [5]. Результаты анализа эффективности работы по профилактике экстремизма свидетельствуют о гораздо больших объемах выявляемой экстремистской продукции. Только в Новосибирской области в ходе прокурорских проверок исправительных учреждений, проведенных в 2013 г., обнаружено рекордное количество материалов экстремистского характера, внесенных в федеральный список (42 (!) экземпляра книг, а также 31 (!) CD- и DVD-диск). В исправительных учреждениях Удмуртской Республики в 2013 г. подтвержден 21 факт изъятия экстремистских изданий. В 2014-2016 гг. негативная тенденция также прослеживается.

Определенное беспокойство вызывает и расширение географии распространения экстремизма в пенитенциарных учреждениях. Литература, аудио-, видеоматериалы экстремистского характера были обнаружены в учреждениях УИС Владимирской, Иркутской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Рязанской, Тверской, Ульяновской областей, республик Адыгея, Алтай, Мордовия, Хакасия, других субъектов Российской Федерации.

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://ivo.garantru/#/document/12125267 (дата обращения: 30.01.2017).

Проявления экстремизма в сфере пенитенциарных отношений, посягая на общественный порядок и общественную безопасность, на права и законные интересы граждан, нарушают требования режима работы и правила внутреннего распорядка учреждений, обеспечивающих изоляцию правонарушителей от общества, могут способствовать дезорганизации их деятельности, спровоцировать массовые беспорядки.

Представляется, что выявление причин и условий совершения административных правонарушений экстремистского характера имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы России. В этой связи А. В. Петрянин отмечает, что в пенитенциарной профилактике правонарушений экстремистской направленности главными целями являются снижение или полное устранение экстремистской мотивации у лиц, осужденных за совершение экстремистских преступлений, а также ее нераспространение на других осужденных. Достижение поставленной цели возможно только при своевременном выявлении и устранении всех детерминант экстремистской деликтности в местах лишения свободы [4, с. 101].

Полагаем, что КоАП РФ не случайно содержит положение о том, что среди прочих обстоятельств, подлежащих выяснению, по делам об административных правонарушениях должны устанавливаться причины и условия их совершения (ст. 26.1). Закон обязывает судей, органы или должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, при установлении причин и условий, способствовавших их совершению, вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (ст. 29.13). Последние, в свою очередь, в течение месяца со дня получения представления обязаны его рассмотреть и сообщить о принятых мерах.

Анализ результатов деятельности территориальных учреждений УИС России, материалов проверок исполнения законодательства о противодействии экстремизму, проведенных органами прокуратуры, а также анализ практики привлечения к административной ответственности за экстремистские правонарушения позволил обобщить и выделить типичные причины и обстоятельства, способствующие их совершению в СИЗО и ИУ. В частности, сюда следует отнести:

1. Несоответствие требованиям уголовно-исполнительного законодательства организации и состояния ведомственного контроля за деятельностью администраций СИЗО и ИУ по вопросам содержания под стражей и отбывания наказания в виде лишения свободы лиц, совершивших преступления экстремистского характера.

2. Ненадлежащее обеспечение строгой изоляции заключенных под стражу лиц и осужденных к лишению свободы за совершение преступлений экстремистского характера и террористической направленности.

3. Несоблюдение администрациями СИЗО и ИУ требований закона о режиме содержания заключенных под стражу лиц и отбывания лишения свободы осужденными, выражающееся в ненадлежащем осуществлении надзора за ними и проведении обыскных мероприятий.

4. Непринятие мер по разобщению групп следственно арестованных лиц и осужденных к лишению свободы, входящих в число преступных формирований экстремистской направленности, пропагандирующих и распространяющих экстремистскую идеологию.

5. Нарушения требований ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации1 о привлечении к труду осужденных за совершение преступлений экстреми-

1 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://ivo.garantru/#/document/1306500 (дата обращения: 30.01.2017).

стского характера (анализ показал, что подавляющее большинство таких осужденных не были трудоустроены (!)).

6. Отсутствие разъяснительной работы среди осужденных к лишению свободы относительно административной ответственности за пропаганду экстремизма и распространение материалов экстремистского характера.

7. Недостаточная организация просветительской работы среди верующих лиц, заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы.

8. Ненадлежащее (формальное) проведение воспитательной работы с лицами, осужденными за совершение преступлений по экстремистским мотивам.

9. Отсутствие в учреждениях УИС России информационных массивов, наглядных материалов, содержащих сведения о развенчании идей националистического и экстремистского толка, о догмах традиционных религий.

10. Отсутствие индивидуального подхода к проведению психокоррекционных мероприятий по формированию антиэкстремистского сознания, вовлечению осужденных в социально ориентированную деятельность.

11. Бессистемность в контроле за приобретением и хранением заключенными под стражу лицами и осужденными к лишению свободы литературы и иных информационных материалов.

12. Непринятие мер к пресечению каналов поступления и своевременному изъятию материалов экстремистского характера.

13. Отсутствие надлежащей регламентации порядка формирования библиотечных фондов СИЗО и ИУ с учетом требований антиэкстремистского законодательства.

14. Нарушение порядка проведения сотрудниками СИЗО и ИУ проверок поступающих в учреждения материалов печатных изданий, материалов на видео - и аудионо-сителях.

15. Несвоевременное обновление печатных списков экстремистских материалов в библиотеках СИЗО и ИУ.

16. Несвоевременное ознакомление сотрудников администраций СИЗО и ИУ с Федеральным списком экстремистских материалов.

17. Ненадлежащий контроль за литературой, поступающей в библиотеки СИЗО и ИУ.

18. Непринятие мер по недопущению использования лицами, заключенными под стражу и осужденными, средств мобильной связи в целях размещения материалов с экстремистской (нацистской) символикой.

Проведенное исследование никоим образом не преследует цели создать единый и «универсальный каталог причин административной деликтности» экстремистских правонарушений в пенитенциарных учреждениях. Соглашаясь с утверждением ученых-юристов М. В. Костенникова, А. В. Куракина и Н. П. Мышляева о том, что создание такого реестра «не имеет сколь-нибудь ощутимых перспектив» [3, с. 58-59] и вряд ли вообще возможно (в том числе в связи с объективными трудностями сбора, анализа и систематизации информации), все же позволим себе заключить следующее. Знания о типичных (часто встречающихся) причинах и условиях совершения административных правонарушений экстремистского характера в учреждениях УИС России в первую очередь важны для разработки необходимых профилактических мероприятий и могут поспособствовать предупреждению не только административно наказуемого экстремизма, но и криминальных форм его проявления.

Библиографический список

1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в 2014 году // Министерство внутренних дел Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/results/annual_reports (дата обращения: 02.02.2017).

2. Ештокин А. П. Политика противодействия экстремизму в местах лишения свободы как составная часть стратегии национальной безопасности России // Среднерусский вестник общественных наук. 2015.№ 2. С. 101-106.

3. Костенников М. В., Куракин А. В., Мышляев Н. П. Причины административных правонарушений // NB: Административное право и практика администрирования. 2015. № 3. С. 44-62.

4. Петрянин А. В. Пенологические особенности предупреждения преступлений экстремистской направленности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 23. С. 101-106.

5. Предупреждение экстремистской деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России в контексте решения задач сохранения и развития личности осужденных: доклад профессора Меркурьева Виктора Викторовича, вице-президента Российской криминологической ассоциации, доктора юридических наук // Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению: офиц. сайт. 2016. 23 янв. URL: http://anastasia-uz.ru/news/preduprezhdenie_ ehkstremistskoj _dej atelnosti_v_ispravitelnykh_uchrezhdenij akh_fsin_rossii/2016-01-23-12945 (дата обращения: 30.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.