Научная статья на тему 'Некоторые вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде'

Некоторые вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1361
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / АНТИЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EXTREMISM / YOUTH EXTREMISM / SOCIAL PREVENTION / PREVENTION OF YOUTH ASOCIAL ACTIVITIES / PREVENTION OF EXTREMISM / YOUTH POLICY / COUNTER-EXTREMISM IDEOLOGY / YOUTH EMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT / UPBRINGING / EDUCATION / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Некрасова Елена Владимировна

Данная статья посвящена проблеме профилактики молодежного экстремизма в российском обществе. Рассматриваются понятия экстремизма, молодежного экстремизма, профилактики, представлены классификация и основные направления профилактической деятельности. Акцентируется внимание на таких мероприятиях по профилактике экстремизма, как развитие и укрепление молодежной политики, ювенальной юстиции, антиэкстремистской идеологии (включая идею патриотизма), молодежной занятости, социальной компетентности, превентивных возможностей средств массовой информации. Автор делает вывод о том, что важным является разработка научно обоснованной эффективной стратегии противодействия экстремизму c учетом особенностей российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of extremism in the youth community

This article is devoted to the problem of prevention of the youth extremism in the Russian society. The notions of extremism, youth extremism, and prevention are considered, classification and the main assignments of preventive activity being presented. Such preventing extremism activities as development and strengthening of youth policy, juvenile justice, counter-extremism ideology (including the idea of patriotism), youth employment, social competence, mass-media preventive possibilities are emphasized. The author draws a conclusion that the important thing is elaboration of scientifically proved effective anti-extremism strategy regarding the particularities of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде»

УДК 316.485+316.754+316.758

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2

Е. В. Некрасова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Явление экстремизма в молодежной среде приобрело в современном мире значительную распространенность, что особенно актуально для российского общества. Молодежь выступает основным носителем экстремистских тенденций, являясь наиболее импульсивной и подверженной внешним влияниям социальной группой, которая в силу недостаточного опыта и знаний зачастую не способна адекватно оценить ситуацию и принять в большей степени рационально-конструктивное, нежели эмоционально-агрессивное решение проблемы. Этнические, политические, религиозные проявления молодежного экстремизма имеют значительную социальную и личностную опасность, негативные последствия, что обусловливает необходимость изучения его сущности и, главным образом, возможностей эффективного противодействия данному феномену с акцентом на его профилактику. Рассмотрению данной проблематики посвящена настоящая статья.

С философско-социологической точки зрения под экстремизмом, по определению А. А. Козлова, понимается «социально-биологический и психологический феномен, в основе которого лежит превышение пределов допустимого при наличии злого смысла или умысла» [1, с. 13]. Среди других, более узких трактовок экстремизма, можно выделить такие, как «приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)» [2], или «приверженность к крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей» [3, с. 162]. Как полагает П. В. Агапов, «"экстремизмом" правомерно называть действия, направленные на достижение крайних, предельных состояний человеческого сознания, что выражается в системе деструктивной активности и провоцирует конфликт. Здесь экстремизм выступает осознанной деятельностью и направлен на приближение результата крайними средствами, отличающимися от установленных норм и правил» [4, с. 20].

Экстремизм в молодежной среде, по мнению В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок, представляет собой «социально обусловленные формы отклонения от развития экстремального типа сознания молодежи и нарушения меры в выборе адекватных моделей поведения, выражающегося в приверженности крайним взглядам и поступкам, представляющим опасность для окружающих» [5, с. 66]. Негативный характер изменений социального положения молодежи становится фактором отклонения экстремальности, свойственной молодежному возрасту, от нормального развития, что приводит к экстремистскому поведению.

Поскольку экстремистская деятельность имеет негативные социальные и личностные последствия, важное практическое значение имеет вопрос профилактики экстремизма. Некоторые аспекты данной проблемы содержатся в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Так, согласно ст. 3 Закона, к основным направлениям противодействия экстремистской деятельности относятся: принятие профилактических мер, направленных на пред-

© Е. В. Некрасова, 2012

упреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Несмотря на то, что в Законе указывается на необходимость профилактических (в том числе воспитательных, пропагандистских) мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, осуществляемых федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в приоритетном порядке, важному вопросу профилактики экстремизма законодателями уделено недостаточно внимания, не рассмотрены направления и конкретные меры профилактической работы.

Вместе с тем, ученые-социологи, психологи, педагоги, правоведы серьезно исследуют проблему профилактики асоциального поведения молодежи и, в частности, молодежного экстремизма. Профилактика экстремизма является составной частью социальной профилактики (в том числе, профилактики асоциальных явлений, входящей в структуру социальной профилактики). Социальная профилактика представляет собой «научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности» [6, с. 105], что создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности в целом.

Субъектами социальной профилактики выступают государственные и общественные организации, отдельные лица (социальные работники, педагоги, врачи, юристы и др.), объектами — отдельные молодые люди, группы молодежи, их семьи; молодежь в целом (если речь идет об общей профилактике).

Выделяют разные классификации (структуры) социальной профилактики. Так, профилактику можно классифицировать по видам профессиональной предупреждающей деятельности: педагогическая, психологическая, правовая, медицинская и др. Существует классификация профилактики по социально-демографическим признакам объекта превенции: гендерному, возрастному, образовательному. В частности, по признаку возраста объекта выделяют профилактику в подростково-молодежной среде.

Профилактику асоциальных явлений в молодежной среде можно представить как систему организационных, социально-медицинских, педагогических, правовых, информационно-просветительских и иных мер, осуществляемых в молодежной среде в целях предупреждения возникновения и развития асоциального образа жизни молодежи. Данный вид профилактики является наиболее интегральным, направленным на молодежь в целом.

Что касается специальной профилактической деятельности (в отношении молодых людей с асоциальным поведением, относящихся к «группам риска», а также их семей), то она представляет собой особый комплекс организационных, социально-медицинских, педагогических, правовых, информационно-просветительских и иных мероприятий в целях устранения причин и последствий асоциальных проявлений и предупреждения дальнейшей эскалации негативного потенциала данных категорий молодежи. Специальный уровень профилактики относится к предупреждению отдельных видов асоциальных проявлений (наркомании, проституции, экстремизма и т. д.).

Индивидуальный уровень профилактики асоциальных явлений предполагает проведение непосредственной психолого-педагогической и иной работы с конкретным человеком.

В общем виде структура профилактики асоциальных явлений предполагает наличие первичной и вторичной превенции в зависимости от стадии проблемы. Первичная превенция заключается в недопущении, предупреждении возникновения и (или) дальнейшего развития зарождающихся асоциальных проявлений. Вторичная профилактика осуществляется в уже социально нездоровой среде (где асоциальные проявления находятся в процессе развития) для предотвращения усугубления деструктивного поведения (потенциала) и окончательного его купирования (искоренения).

Профилактика экстремизма как одного из видов асоциального поведения также подразделяется на первичную и вторичную. Первичная профилактика — это работа по предотвращению притока (рекрутирования) новых членов в экстремистские формирования, вторичная — профилактическая работа с участниками самих экстремистских формирований. Деятельность гражданских организаций сосредоточена преимущественно на первичной профилактике. Вторичная профилактика осуществляется государственными силовыми структурами и иными специализированными государственными органами (в том числе и контрпропагандистской направленности).

Наиболее существенными институтами (субъектами) профилактики экстремистских установок и поведения молодежи являются: государство, семья, система образования и воспитания, СМИ, система физической культуры и спорта, сфера культуры, система работы с молодежью.

Проблематика профилактики экстремизма может быть также представлена в следующих двух измерениях: первое — воздействие на личность, второе — на среду формирования и обитания личности [1, с. 15]. Необходимым в успешном осуществлении данной деятельности является координация усилий различных структур и служб между собой и с властью, выработка единых стратегий.

Одним из принципов противодействия экстремистской деятельности, согласно ст. 2 Закона «О противодействии экстремистской деятельности», является неотвратимость наказания за её осуществление. Данный принцип очень важен в деле противодействия экстремизму. Противодействие должно быть адекватно по своей силе самому действию. При этом главным в борьбе с экстремистскими организациями является сама необходимость юридической ответственности каждого из участников (в том числе, лидеров) таких формирований за содеянное в зависимости от степени ущерба, причиненного личности и обществу.

Законодательно устанавливается уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества (ст. 282-1 УК РФ [7]), деятельности экстремистской организации (ст. 282-2 УК РФ [7]), действующих по мотивам расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Тем не менее, на практике экстремистские организации не встречают должного противодействия со стороны органов государственной власти, судебных органов. Поскольку судебные решения об их антисоциальной деятельности в большинстве случаев не выносятся, данные объединения остаются в статусе обычных «неформалов» и к уголовной ответственности не привлекаются, что представляет собой серьезную проблему.

С учетом результатов экспертных опросов, а также исследований в молодежной среде (проведенных лабораторией исследования проблем молодежи НИИКСИ СПбГУ в 2006 г. «Анализ условий и факторов формирования экстремистских настроений в среде петербургской молодежи и определение стратегии профилактики экстремизма», Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН в 2006-2007 гг. в рамках проекта «Экстремизм в российской молодежной среде», кафедрой социологии молодежи социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова среди студенческой молодежи г. Москвы в 2006 г. «Изучение проблем экстремизма в молодежной среде» [8, 9, 10] и др.), можно выделить приоритетные меры, направленные на совершенствование, повышение эффективности профилактической работы в сфере молодежного экстремизма.

Так, необходимым является проведение в стране более социально ориентированной и социально справедливой политики, в том числе, реальной государственной молодежной политики, доходящей до каждого молодого человека. Известно, что основными социальными факторами обострения молодежного экстремизма являются факты проявления социальной несправедливости в отношении молодежи, ухудшения её материального положения, дискриминации молодежи по возрастному признаку, нарушения прав молодых людей. Необходимо расширение возможностей для самореализации молодежи и повышения её жизненного уровня. Фактором, в значительной степени способствующим повышению эффективности профилактики экстремизма в молодежной среде, является развитие ювенальной юстиции и ювенального права, призванных обеспечить реализацию прав молодежи законными способами.

Противодействие экстремизму в молодежной среде может быть эффективным только посредством осуществления конкретных мер, направленных на формирование институтов гражданского общества и правового государства, а также усиления мер для обеспечения безопасности, правопорядка в стране и повышения ответственности за его нарушение (в том числе, за действия экстремистского характера). Необходимо активизировать работу силовых ведомств по борьбе с экстремизмом, ужесточить законы по противодействию экстремистской деятельности. Важным является и усиление контроля над соблюдением законности в деятельности правоохранительных органов: неправомерные действия полиции также приводят к эскалации экстремистских действий.

Снижению уровня экстремизма может также способствовать четкое определение целей страны и общества на перспективу, формирование и развитие антиэкстремистской идеологии. «Борьба с террором — это, прежде всего, борьба с конкретной идеологией и только затем борьба с носителями этой идеологии. Такой идеологии должна быть противопоставлена другая система идей, и следует сделать все необходимое для того, чтобы эта система идей завладела умами и сердцами людей, т. е. стала материальной антитеррористической силой» [11, с. 8]. На смену идеям экстремизма должны прийти патриотизм и гражданственность молодежи.

Важную роль играет правильное формирование общественного мнения, поскольку в социально-психологическом аспекте последнее может быть мощным стимулятором как правомерного, так и противоправного поведения. Многочисленные исследования свидетельствуют, что правильно ориентированное общественное мнение служит действенным фактором в борьбе с преступностью (равно как и с экстремизмом). Оно может создавать атмосферу такой нетерпимости, которая существенно затрудняет реализацию противоправных устремлений отдельных граждан, а с другой стороны,

попустительство, терпимость общественного мнения к тем или иным видам преступлений способствует их дальнейшему распространению и росту [12, с. 125].

В деле формирования общественного мнения большое значение имеет деятельность СМИ, которые могли бы выступить в качестве действенного «оружия» профилактики экстремизма. В научной литературе деятельность СМИ по профилактике преступлений называют, по формулировке Ф. К. Рябыкина, «общепрофилактическими мерами использования средств массовой информации» [12, с. 136]. Однако, следует отметить, что на сегодняшний день в российском обществе профилактические преимущества СМИ практически не используются: напротив, во многих СМИ агрессия, насилие и экстремизм не столько осуждаются, сколько культивируются.

Необходимым является расширение госзаказа (в том числе, в СМИ) для антиэкстремистской пропаганды среди молодежи, воспитания в ней нетерпимости к экстремизму. Контрпропагандистские мероприятия должны осуществляться как среди молодежи, не имеющей отношения к экстремистам (с целью создания иммунитета к экстремистским влияниям), так и в самих экстремистских формированиях (в целях распада данных объединений, ухода из них лидеров). Полезна также работа с родителями, которые после подобных контрпропагандистских мероприятий не захотели бы видеть своих детей в рядах экстремистов [13, с. 443-444].

Необходимо усиление контроля деятельности СМИ, распространения Интернет-сайтов экстремистской направленности, ограничение пропаганды агрессии, насилия в СМИ; реальное, а не декларативное запрещение использования экстремистской символики, продажи и распространения среди молодежи литературы экстремистского содержания.

Важным является обеспечение доступности и обязательности среднего образования, повышение уровня и качества образования в целом (в том числе, в области прав человека); усиление воспитательной работы с молодежью; формирование и развитие системы патриотического и гражданского воспитания молодежи, являющегося сильным сдерживающим, блокирующим экстремизм фактором (что должно прийти на смену идеям экстремизма), воспитание гуманизма и толерантности в молодежной среде, повышение уровня культуры молодежи.

Необходимо включение молодежи в конструктивные виды деятельности, канали-зирование агрессивной активности в просоциальное русло. Важно внедрение системы мер по поддержке конструктивных социальных инициатив молодых людей, оказанию содействия в формировании социально позитивных групп молодежи, развитию и поддержке позитивных форм её самоорганизации, включение молодежи в деятельность органов управления, предоставление молодежи большей возможности участия в решении проблем страны, региона.

Серьезной является проблема молодежной занятости. Экстремистские установки зачастую катализируются социально-профессиональным исключением или недостаточным включением молодого поколения в трудовую деятельность, что характеризуется социальной и психологической дезадаптацией молодежи и приводит к деструктивным последствиям, которые, как считает С. А. Петунова [14, с. 24-25], проявляются в двух формах — агрессии и «бегстве от ситуации». Агрессивную форму можно представить как атаку на препятствие или барьер (молодежная преступность, различные виды молодежного экстремизма, «разборки» групп и субкультур молодежи между собой). Агрессия направляется на любой случайный объект, например, посторонних

людей, не причастных к самой причине агрессии (хотя в сознании агрессора эти люди могут выступать косвенными виновниками сложившегося положения). Форма «бегства от ситуации» характеризуется эскалацией аутодеструкции.

При этом актуальной проблемой является не только открытая, явная безработица, но и её скрытые формы. «Скрытая безработица представляет собой такое состояние занятости, при котором за внешними показателями нанятости и наличия занятий происходят процессы социального отчуждения и социальной неполноценности трудящегося человека» [15, с. 30].

Молодежь как наиболее социально незащищенная категория является главной жертвой скрытой безработицы. Именно трудящиеся из числа молодежи подвергаются дискриминационным требованиям при устройстве на работу, находятся под прессом систематических нарушений работодателями трудового законодательства и становятся первыми кандидатами на увольнение. Весьма распространенным явлением в области молодежной занятости является трудовая деятельность не по специальности, где уровень требуемой квалификации уступает имеющемуся у работника. Поэтому на государственном и региональном уровне важно больше внимания уделять проблемам молодежного рынка труда, несформированности занятости молодежи («дать возможность молодым работать и нормально зарабатывать»).

Основополагающее значение в профилактике экстремизма молодежи имеет воспитательный аспект: подросток, воспитанный в нравственности, никогда не пойдет громить рынки или избивать людей другой национальности. Поэтому многое зависит от семейного воспитания, его неконфликтогенных моделей, аспектов формирования гражданственности, патриотизма и неприятия экстремистских установок, нетерпимости в семье к экстремизму и терроризму. Важную роль играет семейная профилактика, социальное оздоровление семьи, социальная работа с неблагополучными, депривиро-ванными семьями, поддержка семьи на государственном уровне.

Особое внимание следует обратить на проблему развития социальной компетентности молодых людей, что также зависит от семейного и образовательного факторов. Социальная (включая и профессиональную) некомпетентность нередко порождает экстремистские проявления. При этом человек, в силу недостатка воспитания, образования, общей культуры, не способен разобраться в ситуации, сделать правильные выводы, понять менталитет или мировоззрение (неагрессивное, невраждебное) других, а интолерантность является одной из составляющих некомпетентности.

В свою очередь, компетентность, согласно определению В. Н. Келасьева и И. Л. Пер-вовой, представляет собой личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно, толерантно взаимодействовать с социальным окружением [16, с. 275-276]. Важным компонентом социальной компетентности выступает именно способность к конструктивным формам общения, открытость человека к взаимодействию с другими людьми. Формирование толерантности должно произрастать из более широкого понятия формирования компетентности личности.

Известно, что социализация является процессом активного усвоения молодыми людьми правил и норм поведения, принятых в обществе, что, в свою очередь, предполагает наличие творчества и позитивной молодежной инициативы, запускающих процесс общественного омоложения, или перемен, вносимых молодежью, — ювенти-

зации. «По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально-политической и ценностной системе общества» [17, с. 10]. Для того чтобы молодежная инициатива была конструктивной и нашла свое социальное воплощение, государством должны быть созданы соответствующие условия, особенно с помощью ресурсного обеспечения данных инициатив. Необходимым является включение молодежи в конструктивные виды деятельности.

В том или ином виде идея социальной активизации молодежи находится в основе молодежной политики современного общества. Однако, в действительности во многих ситуациях данные замыслы имеют лишь декларативный характер, что имеет мало общего с реальной практикой, и часть молодого поколения не имеет возможности реализовать личностный потенциал в социально позитивных видах деятельности.

Особое внимание следует уделять поведению маргинально ориентированных подростков и процессу предупреждения преступлений (в том числе, экстремистской направленности) в их среде, являющейся питательной почвой для экстремизма. В частности, Д. И. Аминов и Р. Э. Оганян предлагают специальную Программу, включающую в себя четыре основных уровня: докриминальный, предкриминальный, криминальный и посткриминальный, управление исполнением которой, координация её профилактических мероприятий может, на их взгляд, эффективно осуществляться межведомственной Комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ [18, с. 131-133].

Существенным является утверждение в стране здорового образа жизни, широкое рекламирование и внедрение в сознание молодежи позитивного образа молодого россиянина и конструктивных путей самореализации, достижения жизненного успеха. В целом необходимо осуществление на государственном уровне мероприятий по развитию и защите социального здоровья молодежи, разработка научно обоснованной эффективной стратегии и тактики противодействия экстремизму, что позволит более эффективно предупреждать назревающие экстремистские тенденции и ликвидировать уже существующие. Известно, что единого и универсального средства профилактики, раз и навсегда способного избавить общество от экстремизма, не существует. Но с помощью профилактических стратегий можно значительно сократить уровень экстремизма в молодежной среде.

Стратегия государства в отношении формирования молодого поколения, включающая в себя и профилактические меры, должна, по мнению А. А. Козлова, строиться на следующих принципах [13, с. 518-519]: защита среды обитания и развития детей и молодежи; защита процесса развития человека, начиная с раннего детства, в соответствии с законами и этапами развития личности; защита прав молодых людей; социальная помощь и поддержка различным категориям молодежи. Формирование молодого поколения должно осуществляться в соответствии с концепцией культуры мира.

Подводя краткий итог вышеизложенному, необходимо отметить, что у несовершеннолетних и молодых людей, в соответствии с особенностями подростково-юношеского, молодежного возраста, может проявляться риск экстремизации сознания и поведения, поэтому важно как можно раньше купировать асоциальную деятельность, в чем и заключается суть профилактических мероприятий, направленных на формирование социального здоровья молодежи.

Литература

1. Козлов А. А. Проблемы исследования и профилактики экстремизма // Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма: мат-лы межд. науч.-практ. конф. / под ред. А. А. Козлова. СПб., 2004. С. 11-17.

2. Советский энциклопедический словарь / глав. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1988.

3. Ланцов С. А. Террор и террористы: Словарь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 187 с.

4. Агапов П. В. Социальный экстремизм: опыт категориально-понятийного анализа // Экстремизм в молодежной среде: теоретические и практические аспекты: сб. статей / Редкол.: До-бреньков В. И. и др. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 19-25.

5. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Феномен молодежного экстремизма: сущность, формы, социальные детерминанты // Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ). Сборник материалов социологического исследования / под ред. Л. Я. Дятченко. Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. С. 63-74.

6. Курбатов В. И. Социальная работа для студентов вузов. 2-е изд. Ростов н/Д., 2005. 156 с.

7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63 ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/popular/ ukrf/10_40.html#p4977 (дата обращения: 20.12.2011 г.)

8. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / под ред. А. А. Козлова. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003. 560 с.

9. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М.: Academia, 2009. 320 с.

10. Добреньков В. И., Смакотина Н. Л., Васенина И. В. Экстремизм в молодежной среде: результаты социологического исследования / под ред. В. И. Добренькова. М.: МАКС Пресс, 2007. 56 с.

11. Козлов А. А., Теплов Э. П. Терроризм в молодежном сознании: угроза и вопросы безопасности. СПб., 2007. 302 с.

12. Аминов Д. И., Жариков Ю. С., Ревин В. П. Предупреждение преступлений: отечественный и зарубежный опыт (криминологическое и уголовно-правовое исследование) / под ред. В. П. Ре-вина. М., 2010. 227 с.

13. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / под ред. А. А. Козлова. СПб., 2003. 560 с.

14. Петунова С. А. Психология занятости. Чебоксары, 2002. 48 с.

15. Ракитский Б. В. Занятость и безработица: российские и международные принципы, нормы, проблемы // Трудовая демократия. Вып. 39. М., 2001. 43 с.

16. Келасьев В. Н., Первова И. Л. Современные трактовки социальной компетентности: толерантность — интолерантность // Толерантность и интолерантность в современном обществе: Восток-Запад: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. И. Л. Первовой. СПб., 2008. С. 274-281.

17. Лисовский В. Т. О молодежи и молодежной политике: в 2 т. Т. I / под общ. ред. А. А. Козлова. СПб., 2005. 312 с.

18. Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада ЛТД, 2005. 196 с.

Статья поступила в редакцию 20 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.