УДК 316.485.2+316.758+316.754 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 4
Е. В. Некрасова
ЭКСТРЕМИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В настоящее время значительную распространенность в российском обществе приобрело явление экстремизма. Основным носителем экстремистских тенденций выступает молодежь как наиболее импульсивная и подверженная внешним влияниям часть общества. Растущая склонность представителей молодого поколения к экстремизму выражается в том, что при оценке молодыми людьми общественной ситуации преобладают радикализм и агрессия. Вышеизложенное актуализирует проблему экстремизма в молодежной среде и обусловливает необходимость изучения его природы и современных особенностей. Данной проблеме и посвящена настоящая статья.
С философско-социологической точки зрения, экстремизм, по словам А. А. Козлова, представляет собой «социально-биологический и психологический феномен, в основе которого лежит превышение пределов допустимого при наличии злого смысла или умысла» [1, с. 13]. Среди других, более узких трактовок экстремизма, можно выделить такие как «приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)» [2] или «приверженность крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей» [3, с. 162].
При определении экстремизма необходимо отметить проблему относительности данного понятия, которое интерпретируется в зависимости от отрасли знания — философской, социологической, культурологической, правовой, педагогической или психологической. Большое значение имеет также научная позиция исследователя, его ценностное отношение к данному явлению. «В связи с этим в современном гуманитарном знании дается обобщающая характеристика экстремизма как сложного социокультурного феномена, как определенной системы идейно-политических, правовых и моральных установок, качеств личности (социальной группы), типа поведения, проявляющаяся при выборе цели и средств ее достижения во взаимоотношениях людей, в отношении к окружающей среде, всегда основанных на крайних взглядах, силовых методах, превышающих пределы допустимости в определенных нормативно-ценностных и правовых социальных структурах [4, с. 8].
Экстремизм — всегда негативная характеристика, это одна из форм отчуждения, и прежде всего отчуждения от общечеловеческих, общекультурных ценностей. «Экстремизм — это не только проявление девиации, он социально патологичен, поскольку в нем присутствуют две определяющие его сущность характеристики: а) превышение порога допустимого и б) элемент зла (в объективном и субъективном значениях), — проявляющиеся в сознании и последующих действиях» [5, с. 29]. Значимым для оценки феномена экстремизма является рассмотрение категорий зла, злого умысла.
По своему содержанию зло является противоположностью добру, это категория морального сознания, которая служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от зла социального (противоположности
© Е. В. Некрасова, 2011
блага). Обычно как моральное зло оцениваются отрицательные поступки людей, несправедливые действия того или иного человека; несправедливые условия жизни рассматриваются как зло социальное.
В свою очередь, «злой умысел — есть осознанное, представляющее более или менее спланированный акт, действие, как проявление воли, имеющей в своей основе злой смысл, то есть присущая действию, процессу, идеологии качественная определенность, воплощающая в обобщенном виде представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения» [6, с. 582].
Различают следующие основные виды экстремизма: этнический, политический и религиозный. Кроме того, экстремизм классифицируют по сферам человеческой активности: в межличностном общении (бытовой экстремизм), во взаимодействии полов (сексуальный), в отношении к природе (экологический), в экономической сфере, в сфере искусства и СМИ, морали и права и др. Зачастую экстремизм принимает не только явные, но и скрытые, однако, не менее опасные формы, что требует отдельного детального научного анализа. Рассмотренные виды характерны и для молодежного экстремизма, являющегося его разновидностью по социально-демографическому, в частности, возрастному признаку.
Экстремизм также может выражаться в стихийных (носящих спонтанный, случайный, импульсивно-эмоциональный характер) и организованных, институциональных формах. При этом наиболее опасной формой молодежного экстремизма является институциональный, находящий свое воплощение в деятельности молодежных организаций экстремистской направленности, в первую очередь — националистических и религиозных.
Следует отметить, что в современном российском обществе, с присущими ему высоким уровнем общей агрессивности, социальной напряженности, разобщенности членов общества и социальных групп друг с другом и органами власти, маргинализи-рованностью, наблюдается, по мнению А. А. Козлова, так называемый «фон экстремизма», являющийся постоянно присущим и детерминированный следующими факторами: резким снижением уровня и качества образования; падением уровня культуры; утечкой большого числа образованных людей за границу (1 млн 250 тыс. человек за последние 3 года). При этом человеческий капитал России беднеет качественно, а отсутствие достаточного уровня образованности и культуры населения приводит к росту экстремистских настроений, подпитываемых и поддерживаемых определенными социальными слоями: представителями мелкого бизнеса, маргинальными группами, безработными и др. В частности, в связи с общим фоном экстремизма в российском обществе, экстремистская идеология все больше укореняется и в молодежной среде, что в свою очередь этот фон повышает.
Таким образом, экстремизм, в том числе, среди молодежи, становится массовым явлением, и речь идет уже о социальной болезни, затрагивающей суть отношений в обществе.
Типичные экстремисты отличаются набором следующих характеристик: предпочтением силовых вариантов при решении жизненных задач; неспособностью к консенсусу; стремлением идти к цели кратчайшим путем; нечувствительностью к боли и потерям других людей; склонностью в своих действиях руководствоваться принципом «цель оправдывает средства». К этому следует добавить генетическую, психологическую и психиатрическую характеристики, а также специфику биологических реакций [1, с. 15].
В основе своей экстремизм содержит агрессию. Она свойственна человеку от природы, может быть полезной, позитивной (защитная агрессивная реакция в ответ на нападение), зачастую немотивированной (например, случайное агрессивное действие на многолюдной улице при столкновении и др.). Согласно безмотивационным концепциям, агрессия определяется как «причинение вреда другому человеку» [7, с. 25]. Однако социальную и личностную опасность представляет именно негативная, мотивированная агрессия, лежащая в основе экстремизма. По мнению большинства исследователей, целью агрессивного поведения в основном является намеренное причинение ущерба другому человеку [7, с. 31]. При этом агрессия понимается как «действие, целью которого является причинение ущерба другому организму», «некоторый вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) [7, с. 32], «индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей» [8, с. 81]. Крайней формой агрессии, намеренного стремления причинить серьезный физический ущерб другому лицу, является насилие [7, с. 32].
В отличие от агрессии, экстремизм, по мнению А. А. Козлова, во-первых, имеет мотивацию, поэтому он всегда агрессивен (но при этом не всякая агрессия является экстремизмом). Во-вторых, это в большей степени не действие, а уже поведение, присущее именно людям взаимодействие с окружающей средой. В-третьих, экстремизм зиждется на определенной идеологической концепции как явление социальное, а, следовательно, концептуальное, идеологическое [9, с. 82]. Третий признак в наибольшей степени отражает коренное отличие экстремизма от агрессии (а также насилия).
Вид агрессии, основной целью которой является причинение ущерба другому лицу или даже уничтожение жертвы, часто называют «враждебной», а также «эмоциональной», «аффективной» или «гневной», поскольку она вызывается негативным эмоциональным возбуждением. Есть различия между этим поведением и более инструментально ориентированными агрессивными действиями, или инструментальной агрессией, при которой нападение, причинение вреда жертве является не основной целью, а скорее средством достижения некоторой другой цели (принуждение, контроль, доминирование, формирование предпочитаемой идентичности, завоевание одобрения группы и др.), которая для агрессора более важна, чем само причинение ущерба жертве. Мысль об этой цели инициирует атаку [3, с. 33, 45].
Существует и еще один вид агрессии, не имеющей никакой иной цели, кроме получения удовольствия от самого совершения насилия над жертвой, причинения ей боли и страданий. Данный вид агрессивного поведения очень опасен, весьма распространен среди подростковых банд и говорит об абсолютном отсутствии каких-либо моральных принципов у их представителей. В этом случае насилие и убийства совершаются из легкомысленного отношения к человеческой жизни, отсутствия представления о ценности жизни другого человека в системе ценностей таких подростков. Зачастую данные бандитские группировки появляются в результате распространения внутри городов так называемой «субкультуры насилия», когда в ближайшем окружении подростка (в том числе, в семье) культивируются и поощряются грубая сила, агрессия, ненависть, злость, уничтожение всех, кто не нравится. Субкультура насилия и криминальная субкультура в молодежной среде являются питательной почвой для распространения экстремизма.
Здесь следует отметить также и феномен дегуманизации (обесценивания) жертвы в сознании агрессора. Объекты насилия воспринимаются им как «существа низшие», «недостойные», «недочеловеки», не представляющие никакой ценности», «заслуживающие» страданий; при этом «запускается» механизм самооправдания и возникает полное отсутствие жалости к жертве.
В методологическом плане важно различать экстремизм и экстремальность. Так, экстремальность — это не всегда кризис или конфликт, а лишь заострение проблемы. При этом само творчество невозможно без экстремумов процесса развития. Экстремизм же всегда обостряет ситуацию, доводя ее до крайности, до режущих противоречий, превышая пределы допустимого, в силу чего спокойное конструктивное решение проблемы, как правило, становится невозможным [9, с. 86].
Экстремизм в молодежной среде имеет свою специфику в содержании и основных формах проявления, что обусловлено возрастными особенностями, а также положением молодежи как социально-демографической группы в обществе. Молодежному возрасту свойственна экстремальность сознания и поведения как проявление социально-групповых сущностных свойств молодежи. Так, «под экстремальностью как сущностной характеристикой молодежи понимаются различные формы проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуальноличностном уровнях» [10, с. 64]. Негативный характер изменений социального положения молодежи становится фактором отклонения экстремальности от нормального развития как по уровню, так и по направленности. Поэтому экстремизм в молодежной среде, по мнению В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок, представляет собой «социально обусловленные формы отклонения от развития экстремального типа сознания молодежи и нарушения меры в выборе адекватных моделей поведения, выражающегося в приверженности крайним взглядам и поступкам, представляющим опасность для окружающих» [10, с. 66].
Особенностью молодежного экстремизма является его ярко выраженный групповой характер, групповое оформление экстремистского поведения. Так, «экстремизм конституируется как характеристика специфических форм группового сознания», «концептуализация агрессии сознанием некоторых групп» [11, с. 12]. Он «выражает специфическую идентичность определенных групп людей, которые находятся в ситуации открытого несогласия с нормами и ценностями доминирующей культуры» [11, с. 12]. Этот групповой феномен также является специфическим жизненным стилем некоторых групп.
Действия экстремистов продиктованы некими ложными «благородными высшими мотивами» во имя какой-то «высшей цели», идеи, существующими лишь в их собственном представлении. Однако страшны не только сами идеи, объединяющие молодых людей в экстремистские неформальные группы или движения, которыми «живут» соответствующие адепты, но и то, какими средствами они стараются навязать их обществу. По мнению Д. И. Аминова и Р. Э. Оганяна, среди людей, являющихся носителями идей экстремистской направленности, весьма редки те, кто борется за так называемую «чистую» идею. Многие из них преследуют как раз сугубо прагматические цели — власть и деньги (12, с. 11, 14).
Однако если рассмотреть мотивы участия молодежи в движениях (разной направленности), выявленные в ходе исследования «Экстремистские проявления в молодежных
движениях»1, то можно отметить следующее. У представителей националистических объединений из числа молодежи преобладали такие мотивы как идейная близость (46,8%); борьба за справедливость (27,4%); борьба с иноверцами, с представителями других национальностей (24,2%); протест (22,6%); борьба с инакомыслием (22,6%); желание участвовать в общественной деятельности (11,3%); объединиться, чтобы почувствовать силу (9,7%); желание «потусоваться» (8,1%); сделать политическую карьеру (4,8%); романтика (1,6%). В некоторых молодежных объединениях фигурировали также мотивы поддержки нынешнего политического курса и желание заработать [13, с. 121].
Важной чертой экстремистских групп является сопротивление переменам, которые могут содержать в себе угрозу существованию группы или ее влиянию. В результате интенсивного сопротивления (в процессе совместной деятельности) многие группы могут добиться довольно высокого уровня сплоченности и организованности, что является основным условием эффективности действий всей группы. Зачастую члены групп реагируют не на реально угрожающие события, а на их субъективный образ [14, с. 86]. По данным исследователей, в 2007 г. на территории Российской Федерации действовала 141 молодежная группировка экстремистской направленности общей численностью не менее полумиллиона человек [15, с. 5]. За год в Российской Федерации происходит более 300 преступлений на почве расовой и национальной ненависти, религиозной вражды и ксенофобии. Лишь по 70 из них возбуждаются уголовные дела. До суда доходят не более 10. И лишь в 3-4 случаях суды выносят обвинительные приговоры [12, с. 182].
Преступления экстремистской направленности относятся к «преступлениям ненависти» («Hate Crimes»), число которых в России резко возросло за последние годы. Так, только в Санкт-Петербурге преступления ненависти совершаются почти еженедельно [16, с. 263]. В основе данного вида преступлений лежит определенное предубеждение, предрассудок в отношении той или иной социальной группы, приводящие к тому, что составляет суть преступлений ненависти, — проявлению ксенофобии и преследованию на почве национальной, расовой, религиозной вражды, а также по мотивам гомофобии, неприязни к каким бы то ни было категориям населения (в основном к представителям маргинализированных групп — нищим, бездомным, инвалидам и др.) [16, с. 260-261].
В молодежной среде явление экстремизма зачастую перерастает в терроризм. Поскольку экстремистские формирования постоянно «эволюционируют», образуются новые, наиболее агрессивные и социально опасные структуры, в частности, молодежные боевые группы (МБГ), действующие с середины 90-х годов по настоящее время, и главным образом боевые террористические организации (БТО). Первые из них — молодежные боевые группы — относятся к организациям ультраправой молодежи, в первую очередь, скин-движению и отличаются от остальных крайней степенью жестокости в отношении своих идеологических противников, регулярно используют прямое физическое насилие. По прогнозам специалистов, в дальнейшем некоторые наиболее фанатично настроенные члены этих групп могут осуществить переход от индивидуальных (разрозненных) агрессивных акций к планированию систематических актов насилия в отношении больших групп людей. Таким образом, молодежная боевая группа становится боевой террористической организацией [15, с. 11-12].
1 Исследование проведено в 2006-2007 годах Отделом социологии молодежи ИСПИ РАН в рамках проекта «Экстремизм в российской молодежной среде».
Боевая террористическая организация (БТО) представляет собой новое и наиболее опасное из ультраправых антисоциальных молодежных объединений. По мнению С. Беликова, в общих чертах БТО можно охарактеризовать как «организованную группу лиц, основная противоправная деятельность которой направлена на неоднократное совершение взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Цель такой группы — нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти, а также политическая и психологическая дестабилизация путем угрозы повторения террористических актов» [15, с. 13]. Рассматриваемые формирования наиболее опасны и менее уязвимы еще и потому, что отличаются организованностью и сплоченностью участников, конспиративностью деятельности, запланированностью противоправных акций (тяжких и особо тяжких преступных деяний), наличием спе-циалистов-взрывотехников. Такие организации необходимо ликвидировать, применяя ко всем участникам соответствующее наказание.
Результаты исследования «Анализ условий и факторов формирования экстремистских настроений в среде петербургской молодежи и определение стратегии профилактики экстремизма», проведенного сотрудниками лаборатории исследования проблем молодежи НИИКСИ СПбГУ в 2006 году, показывают следующий потенциал экстремистских настроений среди молодежи в этническом, политическом и религиозном аспектах. На вопрос «Случалось ли, что причиной проявления Вашей агрессивности была национальность (раса)?» 21,9% респондентов ответили утвердительно. Что касается отношения молодежи к экстремистским партиям и движениям в нашей стране, то «в чем-то их поддерживают» 36,5% молодежи, при этом «сами бы в них вступили» 3,8%. На вопрос: «Как Вы готовы бороться за свои идеи, интересы?» — 13,8% опрошенных дали ответ: «Невзирая на законность и нравственные нормы», 24,2% затруднились с ответом. С ситуациями, в которых причиной агрессивности являлось вероисповедание, сталкивались 5,7% респондентов.
Данные другого исследования «Изучение проблем экстремизма в молодежной среде», проведенного кафедрой социологии молодежи социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова среди студенческой молодежи Москвы в 2006 году, демонстрируют следующие, во многом экстремистские, настроения в студенческой среде [17, с. 46-54]. Так, 56% студентов считают приемлемым для себя принцип «цель оправдывает средства», 9% респондентов предпочитают решать вопросы силовыми методами, и для 20% студенческой молодежи «жизнь человека не самая главная ценность в мире». На вопрос: «Как вы поступите, если в Вашем присутствии будут оскорблять человека за его национальность?» — 25% ответили, что «будут осуждать, но вряд ли вступятся», а 19% даже «могут и одобрить, в зависимости от национальности оскорбляемого». При этом с утверждением, что «люди некоторых национальностей по природе лучше других», «скорее согласны» 20% и «полностью согласны» 11% опрошенных (еще 11% затруднились с ответом). Экстремистские партии и движения, существующие в нашей стране, «в чем-то поддерживают» 20% студенчества, 4% «сами бы в них вступили».
Поскольку экстремистская деятельность имеет негативные социальные и личностные последствия, необходимым является всестороннее противодействие экстремизму, включая его профилактику. Согласно ст. 3 Закона «О противодействии экстремистской деятельности», к основным направлениям противодействия экстремистской деятель-
ности относятся: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Профилактика экстремизма подразделяется на первичную и вторичную. Первичная профилактика — это работа по предотвращению притока (рекрутирования) новых членов в экстремистские формирования, вторичная — профилактическая работа с участниками экстремистских формирований.
Законодательно устанавливается уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества (ст. 282-1 УК РФ), деятельности экстремистской организации (ст. 282-2 УК РФ), действующих по мотивам расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Тем не менее, на практике экстремистские организации не встречают должного противодействия со стороны органов государственной власти, судебных органов. Поскольку судебные решения об их антисоциальной деятельности в большинстве случаев не выносятся, члены данных формирований остаются в статусе обычных «неформалов» и к уголовной ответственности не привлекаются, что представляет собой серьезную проблему.
Анализ причин, факторов, проявлений экстремизма, механизмов его появления и развития подтверждает необходимость разработки научно обоснованной стратегии и тактики противодействия данному социальному злу. Необходимо более эффективно предупреждать назревающие экстремистские тенденции и ликвидировать уже существующие. Известно, что единого и универсального средства профилактики, раз и навсегда способного избавить общество от экстремизма, не существует. Как и преступность, экстремизм в той или иной мере и в том или ином виде будет существовать в любом социуме (хотя бы даже на уровне экстремистских убеждений определенных групп и личностей). Но с помощью профилактических стратегий и научно обоснованных мер можно значительно сократить уровень экстремизма в молодежной среде.
Литература
1. Козлов А. А. Проблемы исследования и профилактики экстремизма // Актуальные вопросы исследования и профилактики экстремизма: мат-лы междунар. науч.-практ. конф-и (11-13 октября 2004 г.). СПб., 2004. С. 11-17.
2. Советский энциклопедический словарь / глав. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1988.
3. Ланцов С. А. Террор и террористы: словарь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 187 с.
4. Добрынина В. И., Кухтевич Т. Н. Сущность и причины молодежного экстремизма // Экстремизм в молодежной среде: теоретические и практические аспекты: сб. статей / редкол.:
В. И. Добреньков и др. М., 2007. С. 5-18.
5. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / под ред. А. А. Козлова. СПб.: Химиздат, 2003. 560 с.
6. Козлов А. А. Экстремизм // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М.:Academia, 2008. С. 582-584.
7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Питер, 2007. 510 с.
8. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: метод. пособие / С. Н. Ениколопов, Л. Ф. Ерофеева, И. Соковня и др.; под ред. И. Соковни. М.: Просвещение, 2002. 158 с.
9. Томалинцев В. Н., Козлов А. А. Введение в социальную экстремологию. СПб.: Изд-во
С.-Петерб. ун-та, 2005. 220 с.
10. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Феномен молодежного экстремизма: сущность, формы, социальные детерминанты // Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии среди молодежи (Центральный федеральный округ). Сборник материалов социологического исследования / под ред. Л. Я. Дятченко. Белгород, 2008. С. 63-74.
11. Красиков В. И. Экстрим: Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М.: Водолей Publisher, 2006. 494 с.
12. Аминов Д. И., Оганян Р. Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада, 2005. 196 с.
13. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. М.: Academia, 2009. 320 с.
14. Козлов А. А., Теплов Э. П. Терроризм в молодежном сознании: угроза и вопросы безопасности. СПб.: Элексис Принт, 2007. 302 с.
15. Беликов С. НАЦИ-боевики. Участие молодежи в деятельности боевых террористических организаций как дестабилизирующий фактор межнациональных отношений в современной России / под ред. В. И. Илюшенко. М., 2008. 44 с.
16. Гилинский Я. И. «Преступления ненависти» как проявление дискриминации // Толерантность и интолерантность в современном обществе: Дискриминация: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. И. Л. Первовой. СПб., 2007. С. 260-269.
17. Добреньков В. И., Смакотина Н.Л., Васенина И. В. Экстремизм в молодежной среде: результаты социологического исследования / под ред. В. И. Добренького. М.: МАКС Пресс, 2007. 56 с.
Статья поступила в редакцию 26 июня 2011 г.