Научная статья на тему 'Некоторые вопросы продовольственной безопасности России в свете изменения геополитической ситуации'

Некоторые вопросы продовольственной безопасности России в свете изменения геополитической ситуации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / кооперация / нормативно-правовое регулирование / государство / политика / государственная политика / food security / cooperation / standard-legal adjustment / state / politics / state politics

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липич Оксана Александровна

Рассматриваются основные направления государственной политики в области продовольственной безопасности Российской Федерации, проводится анализ имеющихся нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF FOOD SECURITY OF RUSSIA IN THE LIGHT OF THE CHANGING GEOPOLITICAL SITUATION

In the article the main directions of the state policy in the area of food security of the Russian Federation, the analysis, the existing normative-legal acts of the Federal and regional level.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы продовольственной безопасности России в свете изменения геополитической ситуации»

УДК 347

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

SOME ISSUES OF FOOD SECURITY OF RUSSIA IN THE LIGHT OF THE CHANGING GEOPOLITICAL SITUATION

О. А. ЛИПИЧ (O. A. LIPICH)

Рассматриваются основные направления государственной политики в области продовольственной безопасности Российской Федерации, проводится анализ имеющихся нормативно-правовых актов федерального и регионального уровня.

Ключевые слова: продовольственная безопасность; кооперация; нормативно-правовое регулирование; государство; политика; государственная политика.

In the article the main directions of the state policy in the area of food security of the Russian Federation, the analysis, the existing normative-legal acts of the Federal and regional level.

Key words: food security; cooperation; standard-legal adjustment; state; politics; state politics.

В современном мире вопросам обеспечения продовольственной безопасности как одной из глобальных проблем, имеющих приоритетное значение, отводится ключевая роль. Несмотря на то, что каждый человек, согласно рекомендациям ФАО, имеет право на полноценное питание, не каждая страна в современном мире может обеспечить достаточную экономическую и физическую доступность продовольствия для населения. В то же время обеспечение устойчивого экономического развития страны на основе сбалансированного полноценного питания населения является важным критерием оценки ее конкурентоспособности.

Нестабильная экономическая ситуация в мире может привести к сокращению поставок продовольствия из стран-экспортеров. Современная Россия должна в полной мере использовать свой уникальный аграрный потенциал. При этом главной задачей является не только самообеспечение населения основными продуктами питания, но и восстановление утраченных позиций среди ведущих экспортеров продовольствия в мире [1].

Последние изменения в геополитической ситуации, введение против России эко-

номических санкций проблему продовольственной безопасности государства ставят на первый план. Следует отметить, что основные направления государственной политики РФ в области продовольственной безопасности нашли свое отражение в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», где в частности отмечается, что продовольственная безопасность России обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги [2]. Все эти аспекты получили более детальную регламентацию в «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации» [3].

© Липич О. А., 2015 76

В частности, разработана совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. В связи с этим основная цель реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации направлена на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности.

Поэтому продовольственная безопасность Российской Федерации (далее - продовольственная безопасность) является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета -повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Анализ положений Доктрины позволяет сделать вывод о том, что для оценки состояния продовольственной безопасности используются определенная система показателей продовольственной безопасности РФ и критерии их оценки. Кроме того, в ней нашли отражение вопросы о рисках и угрозах обеспечения продовольственной безопасности. Раздел IV Доктрины посвящен основным направлениям государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Следует отметить, что Доктриной предусмотрены также механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

В этой связи несколько слов необходимо сказать о системе нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы продовольственной безопасности Российской Федерации. Так, вопросы продовольственной безо-

пасности нашли свое отражение в нормативно-правовых актах международного уровня. Нельзя не упомянуть такой из них, как Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности (Рим, 16 ноября

2009 г.), в которой отмечается, что в результате проведения крупных региональных и международных совещаний были приняты обязательства по увеличению поддержки сельского хозяйства, развития сельских районов и обеспечения продовольственной безопасности на национальном и международном уровнях. Так, в п. 7.2 предусматриваются положения об объединении усилий и опыта для работы в рамках Глобального партнерства по сельскому хозяйству, продовольственной безопасности и питанию с учетом развития существующих структур в целях усиления регулирования и укрепления сотрудничества, улучшения координации на глобальном, региональном и национальном уровнях и обеспечения того, чтобы национальные и региональные интересы были должным образом услышаны и учтены [4].

Однако наиболее важное значение для Российской Федерации в настоящий момент, на наш взгляд, приобретают международные договоры и соглашения со странами АТЭС. Среди них следует назвать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об экономическом и научно-техническом сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (Пекин, 27 мая

1994 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области оценки соответствия импортируемой и экспортируемой продукции (Пекин, 25 апреля 1996 г.), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики (Пекин, 25 апреля 1996 г.) и т. п.

Действующая Конституция РФ в качестве основ конституционного строя закрепляет в ч. 1 ст. 8 единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств конкретизируется в комментируемой статье в контексте фе-

деративного устройства России. Названные основы обеспечиваются запретом на установление внутренних таможенных границ, в которых располагались бы таможенные территории [5].

Анализ, имеющихся источников в сфере правового регулирования продовольственной безопасности позволяет сделать вывод о том, что в основном источники представлены нормативно-правовыми актами подзаконного характера федерального уровня и нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Так, например, Закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» определяет, что правовую основу обеспечения безопасности в РФ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Региональные приоритеты Российской Федерации и формы оказания помощи в сфере содействия международному развитию, содействия обеспечению продовольственной безопасности и сельскохозяйственному развитию государств - получателей помощи обозначены в Указе Президента РФ от 20 апреля 2014 г. № 259 «Об утверждении Кон -цепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию» [6]. Реализация этих направлений осуществляется посредством нормативно-правовых актов регионального уровня.

Так, на территории Забайкальского края принят и действует, например, Закон Забайкальского края от 1 ноября 2011 г. № 570-ЗЗК «О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Забайкальского края» [7], определяющий основные направления деятельности органов государственной власти Забайкальского края по обеспечению продовольственной безопасности Забайкальского края, формированию и регу-

лированию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Забайкальского края и т. п.

В соответствии со ст. 44 Устава Забайкальского края [8], в целях повышения инвестиционной привлекательности Забайкальского края Правительством края одобрены основные направления развития международной и внешнеэкономической деятельности Забайкальского края на 2011-2015 гг. [9], поскольку в Забайкальском крае достаточное развитие получило торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с субъектами иностранных государств.

Исполнительным органом государственной власти региона, определяющим перспективные направления развития в сфере международного сотрудничества и внешнеэкономических связей является Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края [10].

Так, например, Министерство в целях дальнейшего укрепления равноправных и взаимовыгодных отношений, активизации межрегионального и приграничного сотрудничества, развития связей хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Забайкальского края Российской Федерации и Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики способствует реализации Соглашения между Правительством Забайкальского края и Народным Правительством Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

На сайте Министерства систематически в разделе «Внешнеэкономические связи» размещается информация о предложениях по бизнес-сотрудничеству компаний КНР, а также экспортно-импортные предложения предприятий Забайкальского края. В связи с этим представляется, что в свете изменяющейся геополитической ситуации в решении вопросов продовольственной безопасности РФ возрастает значение уже имеющихся международных договоров и соглашений Российской Федерации со странами - участниками АТЭС и, в частности, Китаем.

На наш взгляд, одним из способов решения вопросов продовольственной безопас-

ности России могло бы стать сотрудничество организаций системы потребительской коо-перации с зарубежными партнерами. Тем более, что на сегодняшний день мы можем отмечать положительный исторический опыт, когда уменьшение рисков и угроз продовольственной безопасности советского государства осуществлялось посредством потребительской кооперации.

1. Оловянников Д. Г. Развитие продовольственного рынка региона в системе обеспечения продовольственной безопасности : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Улан-Удэ, 2010. -С. 1.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

3. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120.

4. Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности (Рим, 16 ноября 2009 г.).

5. Конституция РФ [принята 12 декабря 1993 г.].

6. Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию : Указ Президента РФ от 20 апреля 2014 г. № 259.

7. О продовольственной безопасности и рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Забайкальского края : Закон Забайкальского края от 1 ноября 2011 г. № 570-ЗЗК.

8. Об основных направлениях развития международной и внешнеэкономической деятельности Забайкальского края на 2011-2015 годы : Распоряжение Правительства Забайкальского края от 21 декабря 2010 г. № 704-р.

9. Об утверждении Положения о Министерстве международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края : Постановление Правительства Забайкальского края от 13 апреля 2010 г. № 144.

10. Об утверждении Положения о Министерстве международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края : Постановление Правительства Забайкальского края от 13 апреля 2010 г. № 144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.