Научная статья на тему 'Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Бурятия и Забайкальского края с Китаем и Монголией: состояние и проблемы'

Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Бурятия и Забайкальского края с Китаем и Монголией: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
656
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / КИТАЙ / МОНГОЛИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / КОНКУРЕНЦИЯ / REPUBLIC OF BURYATIA / ZABAYKALSKY KRAI / CHINA / MONGOLIA / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / FOREIGN TRADE / FOREIGN INVESTMENTS / FOREIGN LABOR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Башкуева Е. Ю., Атанов Н. И.

В статье, на основе анализа внешнеэкономического сотрудничества Республики Бурятия и Забайкальского края с Китаем и Монголией в разрезе таких ключевых составляющих как внешняя торговля, инвестиционное и миграционное сотрудничество, выявлены глубокие ассиметрии и наличие неиспользуемых резервов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Башкуева Е. Ю., Атанов Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXTERNAL ECONOMIC COOPERATION OF THE REPUBLIC OF BURYATIA AND ZABAYKALSKY KRAI WITH CHINA AND MONGOLIA: STATE AND PROBLEMS

In article the analysis of the external economic cooperation of the Republic of Buryatia and Zabaykalsky Krai with China and Mongolia in a sphere of such key components of foreign economic activity as foreign trade, investment and migratory cooperation is carried out.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Бурятия и Забайкальского края с Китаем и Монголией: состояние и проблемы»

УДК 399.9 (571.1/5)

© Е.Ю.Башкуева,Н.И.Атанов

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ С КИТАЕМ И МОНГОЛИЕЙ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Статья подготовлена в рамках междисциплинарного интеграционного проекта СО РАН № 146 «Трансграничные отношения в азиатской части России: комплексная оценка преимуществ и угроз».

В статье, на основе анализа внешнеэкономического сотрудничества Республики Бурятия и Забайкальского края с Китаем и Монголией в разрезе таких клю-

чевых составляющих как внешняя торговля, инвестиционное и миграционное сотрудничество, выявлены глубокие ассиметрии и наличие неиспользуемых резервов.

Ключевые слова: Республика Бурятия, Забайкальский край, Китай, Монголия, внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, иностранные инвестиции, иностранная рабочая сила, конкуренция.

E.Yu. Bashkueva, N.I. Atanov

THE EXTERNAL ECONOMIC COOPERATION OF THE REPUBLIC OF BURYATIA AND ZABAYKALSKY KRAI WITH CHINA AND MONGOLIA: STATE AND PROBLEMS

In article the analysis of the external economic cooperation of the Republic of Bu-ryatia and Zabaykalsky Krai with China and Mongolia in a sphere of such key components offoreign economic activity as foreign trade, investment and migratory cooperation is carried out.

Keywords: Republic of Buryatia, Zabaykalsky Krai, China, Mongolia, foreign economic activity, foreign trade, foreign investments, foreign labor.

Приграничные регионы, в силу своего геоэкономического положения, выступают в качестве естественных «мостов», контактных зон экономического сотрудничества соседних стран; при этом развитие приграничных взаимосвязей в наибольшей степени зависит от характера экономических и политических взаимоотношений на межгосударственном уровне, от соотношения контактных и барьерных функций границ. Республика Бурятия и Забайкальский край - два субъекта Российской Федерации, непосредственно граничащих с Монголией, а Забайкальский край - и с Китаем. Протяженность границы Бурятия и Монголии равна 1275 км, Забайкальского края и Монголии - 800 км, Забайкальского края и Китая -850 км. Длительная история приграничных взаимодействий, благоприятное географическое местоположение, богатая минерально-сырьевая база -это часть факторов, выдвигающих Республику Бурятия и Забайкальский край в категорию перспективных партнеров для ведения совместного бизнеса с соседними странами.

Внешнеэкономические отношения Бурятии с Монголией в настоящее время регулируются соглашением между Правительством РФ и Правительством Монголии «О торгово-экономическом, научно-техническом и приграничном сотрудничестве аймаков Монголии с Республикой Бурятия», заключенным в 1999 г.; протоколом о торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия (Российская Федерация) и Администрацией Селенгинского аймака Монголии, подписанном в 2009 г.

Двухстороннее сотрудничество между Республикой Бурятия и КНР закреплено лишь одним соглашением о торгово-экономическом, научно-

техническом и культурном сотрудничестве между Республикой Бурятия и Автономным районом Внутренняя Монголия (КНР), подписанном в 2003 г.

Забайкальский край сотрудничает с Монголией на основе Соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве (2002 г.). Край имеет двусторонние связи с сопредельными аймаками Монголии: Восточным и Хэнтийским, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве (2009 и 2010 гг.). С Китаем Забайкальский край имеет более широкие связи. Подписано соглашение между Правительством Забайкальского края Российской Федерации и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (2010 г.), а также соглашение между Правительством Забайкальского края Российской Федерации и Народным Правительством Автономного района Внутренняя Монголия КНР о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве (2010 г.).

Внешняя торговля. Внешнеторговый оборот Республики Бурятия с Китаем за 2005-2012 гг. вырос почти в 3 раза с 132 до 370,2 млн долларов США, в том числе экспорт - в 2,5 раза, импорт - в 2 раза. Наивысшего показателя он достиг в 2011 г. (453,3 млн долларов). Результаты Забайкальского края в торговле с Китаем выше, чем у Республики Бурятия, чему в значительной мере способствует его приграничное положение, а также наличие самого крупного сухопутного российско-китайского пропуска через государственную границу «Забайкальск-Маньчжурия». Однако в отличие от Республики Бурятия внешнеторговый оборот Забайкальского края с КНР за 2005-2012 гг. вырос лишь в 1,5 раза, с 391,2 млн до 577,4 млн долларов США (табл. 1). Наивысшие достижения были в 2007 г. - 729 млн долларов. Забайкальский край в значительно большей степени, чем Республика Бурятия, интегрирован в торговлю с Китаем. В общем объеме внешней торговли края Китай занимает 79% (в 2012 г.), в Республике Бурятия, соответственно, лишь 31%. В структуре экспорта у Республики Бурятия устойчиво доминирует древесина и машиностроительная продукция. Забайкальский край поставляет в Китай в основном сырьевые товары: древесину, а также металлы и изделия из них, доля которых неуклонно снижается из-за истощения запасов металлолома в крае. В импорте РБ и ЗК из Китая преобладают продовольственные товары, продукция легкой промышленности, машиностроения (крупнотоннажные грузовые машины и мини-сельхозтехника для крестьянских хозяйств и подворий) и строительные материалы.

Таблица 1

Показатели развития внешней торговли Республики Бурятия и Забайкальского края, 2005-2012 гг. (млн долларов США)

Показатели Годы

2005 2007 2011 2012

м рц Уд. вес го Уд. вес м Рм . ^ и го Уд. вес м СМ Уд. вес го Уд. вес м СМ Уд. вес го Уд. вес

Внешнеторговый оборот (ВТО), всего 368,1 о о 1 409,5 0 0 1 552,4 0 о 1 753,5 0 о 1 903,3 0 о 1 734,6 0 0 1 1 187 0 о 734,3 0 о

ВТО с Китаем <ч т 35,9 391,2 95,5 3 3 63,9 9 <4 7 96,7 453,3 50,2 9 5 5, 81 370,2 31,2 577,4 78,6

ВТО с Монголией 11, 00 9, 0, <ч К- 3,97 о" 61,4 00 <4 6, 0, 45,3 о,

Экспорт, всего 346,4 4, 9 246,1 60,1 366,3 66,3 355,2 К" 4 724,0 80,2 214,8 29,2 943,1 79,4 216,9 29,5

Экспорт в Китай <ч 36,4 241,4 8, 9 иг 63,3 346,3 97,5 384,3 5 91,6 42,6 321,2 86,7 80,8 14,0

Экспорт в Монголию о 11,5 4, 0, 00 т 10,4 2,02 О" 52,07 <ч К- 00 3, 42,45 93,6 о,

Импорт, всего 21,7 9, 5, 163,4 39,9 186,1 33,7 398,3 52,9 179,3 19,8 519,8 70,8 243,9 20,5 517,3 70,4

Импорт из Китая 6,53 30,1 149,8 91,7 120,79 64,9 382,7 96,1 9 6 38,5 507,4 97,6 20,0 496,5 86,0

Импорт из Монголии 1,43 6, 6, 3,54 с* 1,95 9,39 <4 3, 0, 2,83 <4 0,031 о,

Источник: ведомственная статистика Министерства экономики РБ и Министерства экономического развития ЗК

За 2005-2012 гг. внешнеторговый оборот (ВТО) Республики Бурятия с Монголией улучшился незначительно: с 41 млн долларов США в 2005 г. до 45,2 млн долларов США в 2012 г. Наивысшее достижение этого показателя было в 2008 г. - 74 млн долларов США. Более того, в 2012 г. ВТО Республики Бурятия с Монголией снизился на 26,3% к 2011 г., в том числе по экспорту на 18,5%, импорту - почти на 70%. По данным Министерства экономики Республики Бурятия, одной из причин сокращения объемов импорта является временное ограничение на ввоз в Россию животноводческой продукции из-за неблагоприятной эпизоотической ситуации в Монголии.

В структуре экспорта Республики Бурятия в Монголию преобладают продовольственные товары и машиностроительная продукция. Ассортимент экспортной продукции Монголии в Республику Бурятия крайне ограничен - это мясо и субпродукты I категории, плавиковый шпат. Несопоставимо более низкие показатели внешней торговли с Монголией у Забайкальского края. За 2005-2012 гг. результаты приграничной торговли с Монголией незначительны: с 3,8 до 4,3 млн долларов США (113%).

Структура и объемы экспорта двух субъектов свидетельствуют не только о низкой диверсифицированности их экономик, но и о явно невысоком потенциале экспорт ориентированных производств - лесной промышленности и машиностроения. Товарообмен между ними ограничен поставляется продукцией пищевой промышленности.

Инвестиционное сотрудничество. Анализ динамики привлеченных иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия и Забайкальского края (табл. 2) показал, что с 2010 г. наметилась устойчивая тенденция стабильного роста поступлений иностранных инвестиций на территорию Забайкальского края. Приток иностранного капитала в экономику Республики Бурятия, напротив, претерпевает сокращение. В целом Республика Бурятия на порядок отстает от соседнего Забайкальского края по притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ), в т.ч. из КНР. Поступление инвестиций из Монголии в оба приграничных региона практически равно нулю.

Таблица 2

Динамика притока иностранных инвестиций в Республику Бурятия и Забайкальский край, 2008-2012 гг. (тыс. долл. США)

2008 2009 2010 2011 2012

РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК

Всего 231494,0 78995,7 103732,0 48549,5 34811,6 70325 30210,3 150183,3 25979,1 215337,7

Китай 11470,0 7927,1 9470,8 17498 604,2 21865,1 1039,4 100301,9 6767,6 80923,9

|Удельный вес инвестиций из Китая в общем объеме иностранных инвестиций, % 4,9 10 9,1 36 1,7 31 3,4 66,7 26 37,58

Монголия 12480,7 - 0,2 - - 0,1 - - - -

Удельный вес инвестиций из Монголии в общем объеме иностранных инвестиций, % 5,4 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Источник: ведомственная статистика Министерства экономики РБ и Министерства экономического развития ЗК.

За рассматриваемый период в обоих субъектах Федерации произошли диаметрально противоположные изменения. Если на старте, в 2008 г. приток ПИИ в Республику Бурятия был выше, чем в Забайкальский край почти в 3 раза, то в 2012 г. Забайкальский край привлек ПИИ в 8,3 раза больше, чем Республика Бурятия. При этом в Республике Бурятия произошел абсолютный спад притока ПИИ: с 231,5 млн в 2008 г. до 25,9 млн долларов США в 2012 г. (в 8 раз).

В Республике Бурятия инвестиционная деятельность китайских компаний сконцентрирована в жилищном строительстве, лесозаготовке и торговле. Среди совместных проектов можно отметить инвестиционный проект «Комплексная застройка 104 микрорайона г. Улан-Удэ», в которой участвует китайская компания ООО «Тян-Чен». В настоящее время корпорация «Металлы Восточной Сибири» и «Китайская международная инженерно-строительная компания цветной металлургии» подписали договор на проектирование и строительство Озерного ГОК. Правительством Республики Бурятия ведутся активные переговоры с китайскими инвесторами для строительства ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань».

В Забайкальском крае с участием китайского капитала осуществляется ряд перспективных инвестиционных проектов по разработке полезных ископаемых и лесных массивов с последующим вывозом полуфабрикатов в Китай. В настоящее время крупными российско-китайскими инвестиционными проектами в Забайкальском крае является освоение Березовского железорудного месторождения (Нерчинско-Заводский район) с участием ООО «Горнопромышленная компания "Лунэн"» (КНР), полиметаллического месторождения Нойон-Тологой (Александрово-Заводский район)

ООО «Байкалруд», учредителем которого является «Тайчжоуская промышленная компания Хуатянь», провинция Чжэцзян, (КНР), строительство Амазарского целлюлозного завода (Могочинский район), инвестором которого является ООО «Хэйлунцзянская международная инвестиционная корпорация по освоению ресурсов "Синбан"» и другие проекты. Как видим, Программа сотрудничества Российского Дальнего Востока и Восточной Сибири с Северо-Восточными провинциями Китая на период 2009-2018 гг. более успешно реализуется в Забайкальском крае, нежели в Республике Бурятия.

Миграционное сотрудничество. В настоящее время Республика Бурятия и Забайкальский край как приграничные регионы Байкальской Азии стали одним из крупных регионов-реципиентов, принимающих иностранных мигрантов. Республика Бурятия и Забайкальский край, с одной стороны, является типичными сибирскими регионами с низкой плотностью населения, дефицитом трудовых ресурсов, а с другой - приграничной территорией, где пространственная международная мобильность населения приобретает особое значение, затрагивает интересы демографической безопасности и территориальной целостности государства. По данным табл. 3, основная доля иностранной рабочей силы в рассматриваемых регионах представлена гражданами КНР. Что касается выходцев из Монголии, их привлечение на рынок труда Республики Бурятия и Забайкальского края составляет единичные показатели. Предпочтительными видами деятельности китайцев в обоих регионах являются строительство, лесное и сельское хозяйство, торговля.

Таблица 3

Использование иностранной рабочей силы в Республике Бурятия и Забайкальском крае, 2005-2012 гг. (чел.)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК

Трудовых мигрантов 3391 14436 3525 19830 8081 31323 13190 33681 10254 26594 4959 21261 5299 17921 5041 18525

всего

В том числе:

- граждане КНР 2231 11758 2609 15915 4685 22983 8928 27273 7350 21991 3234 15371 3724 8382 3465 8619

- их доля

от обще-

го коли- ОО 0 8 00 т 8 6 00 2 7 т 00 5 7 о 9 6

чества

(в%)

- граждане СНГ 1074 2705 4 3618 2526 8340 3186 6065 2178 4253 1339 5184 1176 5176 1248 5324

- их доля

от обще-

го коли- <ч 00 00 ,—1 00 ,—1

т т

чества

(в%)

Источник: ведомственная статистика УФМС по РБ и ЗК

Основной целью пребывания китайских граждан в Республике Бурятия и Забайкальском крае является работа по найму. Кроме того, китайские граждане посещают Республику Бурятия и Забайкальский край с деловыми, гуманитарными, туристическими и частными визитами, а также в качестве учебных мигрантов (табл. 4). Приток граждан КНР в Забайкальский край в силу географической близости значительно превышает (в 8 раз) аналогичный показатель в Республике Бурятия. Это объяснятся проводимой политикой правительства Республики Бурятия, направленной на более рациональное использование потенциала безработного контингента населения.

Таблица 4

Цели пребывания граждан КНР в Республике Бурятия и Забайкальском крае (чел./%)

Цели 2006 2007 2008 2009 2010

пребывания РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК РБ ЗК

Работа 2880 14342 3494 25984 6695 41632 4568 22416 2235 17966

по найму 37% 48% 39% 64% 57% 76% 44% 65% 25% 73%

Деловая и 3042 7524 3251 10036 2634 9728 2649 4290 2551 1506

гуманитарная 39% 25% 37% 25% 22% 18% 26% 16% 28% 6%

Туризм 875 4065 1374 3946 943 2253 645 4226 2634 3830

11% 13% 15% 10% 8% 4% 6% 0,9% 30% 16%

Частная 758 3876 338 384 949 623 1534 313 731 376

9% 13% 4% 0,9% 9% 1,1% 15% 0,9% 9% 1,5%

Учеба 130 291 239 432 326 758 494 901 691 731

2% 1% 3% 1,1% 3% 1,4% 5% 3% 8% 3%

Другие 30 1% - 73 1% - 122 1% - 406 4% - - -

Источник: ведомственная статистика УФМС по РБ и ЗК

Присутствие китайских трудовых мигрантов в Республике Бурятия и Забайкальском крае, вопреки распространенным мнениям об их глобальной экспансии на территорию России, пока не представляет серьезных угроз. По мнению экспертов, китайская рабочая сила отличается кратно более высокой производительностью труда и дисциплинированностью по сравнению с отечественной [1, с. 154]. Доходы местных бюджетов пополняются за счет притока китайских туристов и студентов.

Таким образом, анализ состояния экономического взаимодействия Республики Бурятия и Забайкальского края с Монголией и Китаем показал, что два соседних государства не входят в число абсолютных лидеров в отношениях с Республикой Бурятия и Забайкальским краем*. Трудовые ресурсы из КНР занимают важный сегмент рынка труда обоих регионов, в то время как привлечение ИРС из Монголии имеет нулевые показатели из-за аналогичных ограничений в использовании трудовых ресурсов. Каждый приграничный субъект федерации сам формирует и реализует свою внешнеэкономическую стратегию и тактику, что в ряде случаев провоцирует межрегиональную конкуренцию на внешнем рынке, играющей на руку противоположной стороне в понижении цен.

Торговля с Китаем осуществляется по сценарию соседней страны. Структурная и ценовая политика полностью задается Китаем. Забайкалье поставляет Китаю исключительно сырьевые ресурсы и продукты простейшей первичной переработки. Китай поставляет в регион продовольствие, потребительские товары, трудовые ресурсы и автотракторную технику: большегрузные автомобили, мини-трактора и шлейф рабочих машин к ним. Если наибольший удельный вес в экспорте Забайкалья в нулевые годы занимал металлолом, то с исчерпанием его запасов на передовую позицию вышла торговля древесиной: пиловочником и продуктами первичного лесопиления.

Торговля с Монголией на порядки меньше, чем с Китаем, ввиду примерно сопоставимого уровня экономик, с преимущественно сырьедобы-вающей специализацией и широким горизонтом предложений со стороны китайского рынка, с конкурентными преимуществами по ценовой составляющей.

Выполненный анализ дает основание для следующих выводов:

1. Следует признать, что приграничная торговля Республики Бурятия и Забайкальского края является не фактором социально-экономического развития, а средством выживания региональной экономики и населения.

2. Сотрудничество Забайкалья с регионами Китая осуществляется в режиме экономической зависимости под диктовку китайских партнеров.

3. Импортозависимость Забайкальского края от Китая по потребительским товарам (продовольствие, товары первой необходимости, бытовая техника и т.д.) ведет к атавизму традиционных видов хозяйственной деятельности забайкальцев, прежде всего в сельскохозяйственной и строительной сферах.

4. Пролонгация существующего тренда грозит консервацией торговых отношений по схеме минеральное сырье и древесина с российского Забайкалья в обмен на торговую продукцию Китая, что может привести к окончательной потере экономической безопасности региона.

* Только по объему внешнеторгового оборота Китай является основным партнером Забайкальского края (80%)

Для выхода из ситуации «младшего брата» на уровень симметричного сотрудничества необходима срочная и кардинальная схема парадигмы существующей восточной внешнеэкономической политики России, в том числе в области приграничного сотрудничества. Дальнейшее взаимодействие между регионами Забайкалья и Монголией будет зависеть от факторов как благоприятных, так и негативных [2].

Прежде всего, приграничные регионы Сибири и Дальнего Востока, являющиеся периферийно-окраинными, с депрессивной экономикой, дисперсно заселенными территориями, нуждаются в изменении статуса со значительно большим государственным «дирижизмом», в управлении, нежели в настоящее время. Нуждаются в модернизации также государственные институты управления внешнеэкономической деятельностью и создании гражданских институтов содействия развитию внешних связей [3]. Ахилессовой пятой остается несовершенство нормативной правовой базы в данной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Козыкина Н.В. Китайская миграция в Забайкальском крае: состояние и тенденции развития: дис. ... канд. полит. наук. - Москва, 2011.

2. Атанов Н.И., Булгатова И.Ф. Современное состояние и перспективы приграничного сотрудничества Республики Бурятия и Забайкальского края с Монголией // Приграничное сотрудничество: Россия, Китай, Монголия: материалы ме-ждунар. науч.-практ. конф. - Чита: Экспресс-издательство, 2009.

3. Атанов Н.И., Башкуева Е.Ю. Государственные и гражданские институты управления развитием внешнеэкономической деятельности регионов Сибири: состояние и перспективы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - Т. 6. - 2013. - № 3 (29). - С. 27-35.

Башкуева Елена Юрьевна, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН. Тел./факс: 8(3012) 23-50-32, e-mail: [email protected]

Атанов Николай Иванович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН. Тел: 89246533844, e-mail: [email protected]

Bashkueva Elena Yurievna, Candidate of historical sciences, Junior research fellow, Department of regional economic studies of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, tel./fax: 8(3012) 23-50-32, e-mail: [email protected]

Atanov Nikolay Ivanovich, Doctor of Economics, professor, Chief research fellow, Department of regional economic studies of the Buryat Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, tel. 89246533844, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.