Научная статья на тему 'Потенциал сотрудничества приграничных муниципальных образований Забайкальского края и сопредельных территорий Китая (Приаргунский и Забайкальский районы)'

Потенциал сотрудничества приграничных муниципальных образований Забайкальского края и сопредельных территорий Китая (Приаргунский и Забайкальский районы) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
188
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / ПРИАРГУНСКИЙ РАЙОН / PRIARGUNSKY DISTRICT / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / ZABAIKALSKY REGION / ПРИГРАНИЧНЫЙ РАЙОН / BORDER AREA / ЕCONOMIC POTENTIAL / ZABAIKALSKY DISTRICT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Башкуева Е. Ю., Атанов Н. И.

В статье обобщены результаты статистического анализа и экспедиционного обследования сопредельных с Китаем Приаргунского и Забайкальского районов Забайкальского края. На этой основе дана оценка экономического и инфраструктурного потенциалов, перспектив приграничного сотрудничества. Анализ социально-демографического положения, состояния сельского хозяйства, промышленности, внешнеэкономического сотрудничества обследованных районов позволил сформулировать выводы и рекомендации по активизации приграничного взаимодействия с сопредельной территорией Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Potential of Cooperation of Border Municipalities of the Zabaykalsky Region with Neighboring Territories of China (Based on Materials of the Priargunsky and Zabaykalsky Districts)

In article the results of the statistical analysis and survey expedition of neighboring with China the Priargunsk and Zabaikalsky districts regions of the Zabaykalsky Region are systematized and generalized. On this basis the assessment of economic and infrastructure potentials, prospects of border cooperation is given. The analysis of social and demographic situation, condition of agriculture, the industry, the external economic cooperation of the surveyed areas allowed to formulate conclusions and recommendations about activization of border interaction with the neighboring territory of China.

Текст научной работы на тему «Потенциал сотрудничества приграничных муниципальных образований Забайкальского края и сопредельных территорий Китая (Приаргунский и Забайкальский районы)»

Потенциал сотрудничества приграничных муниципальных образований Забайкальского края и сопредельных территорий Китая (Приаргунский и Забайкальский районы)1

Е.Ю. БАШКУЕВА, кандидат исторических наук. E-mail: bashkueva@yahoo.com Н.И. АТАНОВ, доктор экономических наук, Бурятский научный центр СО РАН, Отдел региональных экономических исследований, Улан-Удэ. E-mail: orei.bnc@mail.ru

В статье обобщены результаты статистического анализа и экспедиционного обследования сопредельных с Китаем Приаргунского и Забайкальского районов Забайкальского края. На этой основе дана оценка экономического и инфраструктурного потенциалов, перспектив приграничного сотрудничества. Анализ социально-демографического положения, состояния сельского хозяйства, промышленности, внешнеэкономического сотрудничества обследованных районов позволил сформулировать выводы и рекомендации по активизации приграничного взаимодействия с сопредельной территорией Китая. Ключевые слова: экономический потенциал, Приаргунский район, Забайкальский район, Забайкальский край, приграничный район, внешнеэкономическая деятельность

Экономическое пространство современной России характеризуется огромной дифференциацией регионов по уровню социально-экономического развития. Разрыв между наиболее богатыми и бедными - в десятки раз. По данным «РИА Рейтинг», в пятерку регионов-лидеров по экономическому развитию входят Москва, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Санкт-Петербург, Тюменская и Сахалинская области. К примеру, по объему ВРП на душу населения Москва превосходит аутсайдера - Республику Ингушетия - в 14 раз (по итогам 2012 г.)2. Среди отсталых, депрессивных территорий, испытывающих серьёзные трудности в социально-экономическом развитии, особое место занимают окраинные приграничные регионы, стратегически важные для государства, как из-за своей уязвимости, так и вследствие

1 Исследование выполнено в рамках экспедиционного проекта СО РАН № 40 «Оценка экономического потенциала приграничных муниципальных образований субъектов России, Монголии и Китая» и междисциплинарного интеграционного проекта СО РАН № 146 «Трансграничные отношения в азиатской части России: комплексная оценка преимуществ и угроз».

2 URL: http: // riarating.ru/ (дата обращения: 02.09.2014).

ЭКО. - 2014. - №11 БАШКУЕВА Е.Ю., АТАНОВ Н.И.

огромного неиспользуемого потенциала экономической и культурной интеграции с сопредельными странами3.

Условия и уровень развития муниципальных образований территорий российского приграничья сильно различаются, что связано с характером отношений с сопредельными муниципалитетами соседних стран, местом муниципального образования в системе хозяйственных связей региона, уровнем социального развития и другими факторами4.

Смещение вектора мировой экономической активности на восточноазиатское направление актуализирует проблему встраивания восточных регионов России в межстрановое разделение труда с Китаем, Монголией, Республикой Корея, Японией и др. Однако стремление России к интеграции осложняется тем, что российские территории обладают крайне низким демографическим потенциалом и уступают приграничным территориям Китая в стратегическом планировании приоритетных направлений развития промышленности, уровне развития торговли, участии в международных транспортных сетях, обеспечении продовольственной безопасности, инвестиционной привлекательности и т. д.

Для оценки потенциала приграничного экономического и гуманитарного сотрудничества были обследованы два приграничных муниципальных района - Забайкальский и Приаргунский, являющиеся контактными зонами с китайским приграничьем через пункты пропуска «Забайкальск - Маньчжурия» и «Старо-цурухайтуй - Хэйшаньтоу».

Экспедиционные полевые работы проведены специалистами Отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН и Института экономики и организации промышленного производства СО РАН в июне 2013 г. с использованием статистического анализа углубленных полуформализованных интервью, экспертного опроса, наблюдений. В качестве экспертов выступили специалисты профильных министерств Забайкальского края (министерств международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма; экономического

3 ГранбергА. Г. Основы региональной экономики: Учебник для ВУЗов. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - С. 495.

4 АтановН.И., МункодугароваА.Б. Депрессивные приграничные регионы: проблемы развития// ЭКО. - 2014. - №6. - С. 142-151.

развития и промышленной политики, сотрудники администраций муниципальных образований (МО) Приаргунского и Забайкальского районов (главы МО, начальники ключевых отделов); главы сельхозпредприятий, в том числе крестьянских и фермерских, личных подсобных хозяйств, производственных кооперативов).

Географическое и социально-демографическое положение. Приаргунский и Забайкальский районы занимают юго-восточные пограничные территории Забайкальского края и по южному направлению непосредственно граничат с Автономным районом Внутренняя Монголия (АРВМ) КНР, с запада Забайкальский район граничит также с Дорнодским аймаком Монголии.

Обследованные районы характеризуются следующими показателями (табл. 1).

Таблица 1. Общие сведения о Приаргунском и

Забайкальском районах Забайкальского края

Регион Площадь, тыс. км2 Число населенных пунктов Население (1 января, тыс. чел.) Плотность населения, чел./км2

2002 2012

городское сельское городское сельское

всего на 100 км 2 1155,3 1099,4

Забайкальский край, всего 431,9 387 90 738,5 416,8 2,5

20,3 21,0 729,8 369,6

Забайкальский р-н 5,3 8 152 10,3 10,3 3,8

27,0 21,5 12,2 8,8

Приаргунский р-н 5,2 13 251 10,9 16,1 4,1

Источник табл. 1-3: данные Забайкалкрайтстата. и^: http://chita.gks.ru

По занимаемой территории на оба приграничных муниципальных района приходится по 1,2% от всей территории Забайкальского края, а по численности населения - 1,9% в Забайкальском районе и 2,0% - в Приаргунском. В приграничных районах выше плотность населения и количество населенных пунктов на 100 км2. За 11 анализируемых лет (2002-2012 гг.) численность населения края сократилась на 55,9 тыс. чел., при этом в Забайкальском районе наблюдался незначительный рост - на 700 чел., в Приаргунском - снижение на 5,5 тыс. чел. Естественный прирост за 2008-2012 гг. по Забайкальскому краю

составил 1676 чел. на 100 тыс. населения (табл. 2). В Забайкальском районе, напротив, наблюдается снижение темпов прироста: со 159 до 155 чел. за период. В Приаргунском районе дно спада пришлось на 2010 г., после чего начался рост (в 2012 г.- 92 чел. против 72 чел. в 2008 г).

Таблица 2. Естественный прирост (+), убыль (-) населения в Забайкальском и Приаргунском районах в 2008-2012 гг., чел.

Регион 2008 2009 2010 2011 201 2

Забайкальский край 1720 2561 2246 2521 3396

Забайкальский р-н 159 146 133 144 155

Приаргунский р-н 70 63 47 88 92

Миграционный источник имел положительную динамику только в Забайкальском районе до 2011 г включительно, но уже в 2012 г. наметилась отрицательная тенденция, что можно интерпретировать как исчерпание положительных ожиданий со стороны потенциальных предпринимателей к полюсу интенсивного развития приграничного бизнеса в пгт. Забайкальск (табл. 3).

Таблица 3. Миграционный прирост (убыль) населения в Забайкальском и Приаргунском районах в 2008-2012 гг., чел.

Регион 2008 2009 2010 2011 2012 Итого за период

Забайкальский край -3621 -2617 -4882 -9280 -7606 -28006

Забайкальский р-н 300 251 151 303 -9 996

Приаргунский р-н -224 -156 -335 -325 -386 -1426

За пять лет число уехавших из края превысило число прибывших на 28 тыс. чел., в том числе из Приаргунского района -на 1426 чел. Это обусловлено, прежде всего, передислокацией воинских подразделений (в пгт. Приаргунск базировался пограничный отряд, а в п. Досатуй - танковая часть)5. Кроме того, по данным официальной статистики, подтверждаемым мнениями экспертов, в селах Приаргунского и Забайкальского районов наблюдается постоянный отток молодежи в крупные города как для получения образования, так и из-за отсутствия перспектив трудоустройства и достойного уровня жизни в родных селах.

5 Новикова М. С. Территориальная дифференциация социально-экономического развития приграничных районов Забайкальского края: автореф. дисс. ... канд. географ. наук: 25.00.24. - Улан-Удэ, 2011. - С. 14.

Несмотря на действующие целевые программы по стимулированию рынка труда, государственной поддержке в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации, дефицит кадров наблюдается не только в производственной сфере, но и в здравоохранении и образовании. Уровень официальной безработицы, по данным 2012 г.6, относительно невысок (2,9% в Приаргунском районе, 1,3% - в Забайкальском), при 10,6% по Забайкальскому краю. Чтобы решить проблему, муниципальные власти проводят в центре занятости Приаргунского района профобучение безработных граждан по сельскохозяйственным профессиям с дальнейшим трудоустройством.

При этом обследованные районы привлекают иностранных мигрантов на сезонные работы, и некоторые остаются на постоянное место жительства, заключив брак с представительницами местного населения. Например, в п. Приаргунск есть несколько семей, где жена - русская, муж - китаец, причем, по словам экспертов, это не фиктивные браки. Эти семьи ведут прибыльный бизнес в сфере услуг.

Почти 40% опрошенных экспертов оценивают состояние сотрудничества Забайкальского края с зарубежными странами на рынке иностранной рабочей силы как «удовлетворительное», треть - как «неудовлетворительное», а оставшаяся треть респондентов затруднились дать ответ на этот вопрос. При этом положительно относятся к приглашению иностранной рабочей силы лишь каждый четвертый, отрицательно - каждый третий, а нейтральную позицию занимают почти половина опрошенных. Эксперты высказали мнение, что иностранную рабочую силу следует привлекать только в заранее определенные секторы экономики (строительство, сельское хозяйство, добычу и переработку полезных ископаемых), отдавая предпочтение квалифицированным кадрам. На наш взгляд, при неблагоприятной демографической ситуации в обследованных районах грамотное и контролируемое использование иностранных рабочих целесообразно для подъема производительных сил.

В целом эксперты характеризуют жителей приграничных районов как «пассивных, равнодушных». На территории Приар-гунского района нет ни одного территориального общественного

6 и^: Ь1Нр: //www.chita.gks.ru (дата обращения: 02.09.2014).

самоуправления. Такая же пассивность у местного населения наблюдается и в сфере развития приграничного сотрудничества по принципу: лучше жить так, как есть, чем бок о бок с иностранцами, демонстрирующими предпринимательскую активность и трудолюбие.

Инфраструктура. Уровень благоустройства сельских населенных пунктов обследованных приграничных районов довольно низок, строительство жилья и объектов соцкультбыта практически не ведется, имеющиеся здания ветшают, на дорогах ремонтируются только самые плохие участки. В с. Дурой Приар-гунского района не решается проблема с берегоукрепляющими работами в пойме реки Аргунь. Образовавшиеся рвы несут угрозу жилым домам и близлежащим объектам. Из-за качественного берегоукрепления р. Аргунь с китайской стороны и подмыва берегов с российской граница, определенная фарватером, постепенно смещается, и китайская территория увеличивается за счет российской.

Транспортная и погранично-таможенная инфраструктура представлена тремя объектами - двусторонним автомобильным пунктом пропуска «Староцурухайтуйский - Хэйшаньтоу», многосторонними автомобильным и железнодорожным пунктами пропуска «Забайкальск - Маньчжурия» (все сопредельные пункты - Автономный район Внутренняя Монголия). Отметим, что изношенность основных фондов и материально-технической базы обследованных пунктов пропуска является «узким местом» в транзите грузов.

По материалам анкетного опроса экспертов оценивалась работа приграничных и таможенных служб на пунктах перехода госграницы. Более 70% опрошенных считают, что данные службы работают «удовлетворительно», треть респондентов отметили, что «сложность таможенных и пограничных процедур» является причиной невысокого уровня вовлеченности Забайкальского края в международное экономическое сотрудничество. Очевидно, необходимы дальнейшее упрощение и совершенствование работы таможенных и пограничных служб для интенсификации приграничной внешнеэкономической деятельности.

Сельское хозяйство. Территория обоих районов находится в зоне рискованного земледелия. Вместе с тем преобладание на юго-востоке Приаргунского района черноземных и аллюви-

ально-луговых почв делает этот регион весьма благоприятным для растениеводства. Однако сложные погодные условия, возделывание зерновых культур без качественных паров и применения минеральных удобрений приводят к потере урожая, что, в свою очередь, влияет на финансовый результат деятельности предприятий.

Экономика Приаргунского района характеризуется аграрной специализацией с преобладанием растениеводства над животноводством. Данный район, наряду с Александрово-Заводским и Агинским районами Забайкальского края, входит в число лидеров края по объемам произведенной продукции сельского хозяйства на душу населения. В 2012 г. данный показатель составил в Приаргунском районе 75 тыс. руб., увеличившись на 28,21 п.п. по сравнению с 2011 г. У Забайкальского района позиции скромные: всего 18,21 тыс. руб. (2012 г.)7.

В Приаргунском районе действуют 14 сельхозпредприятияй, 112 крестьянских и фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 5423 личных подсобных хозяйства. В районе имеются два племенных завода и один племенной репродуктор по разведению овец, два - по мясному скотоводству. По поголовью крупного рогатого скота район занимает третье место после Могойтуйского и Агинского (30381 гол.- 2012 г.), по поголовью свиней - первое (15356 гол.), овец и коз - пятое место среди муниципальных районов Забайкальского края (42546 гол.)8.

Забайкальский район по профилю экономической деятельности также является сельскохозяйственным, но с меньшим потенциалом, чем соседний Приаргунский: шесть сельхозпредприятий, 60 крестьянских и фермерских хозяйств и 1254 личных подсобных хозяйства. Ведущая специализация - мясное скотоводство, однако по производству мяса он занимает лишь 20-е место в крае, а по производству зерна - 17-е из 29 районов. На развитие животноводства негативное влияние оказывает сложная эпизоотическая ситуация в районе (вспышки бруцеллеза, ящура и др.).

Развитие сельского хозяйства двух районов сталкивается с проблемами, характерными для всей аграрной России. Кроме

7 URL: http: // www.chita.gks.ru (дата обращения: 02.09.2014).

8 URL: http: // www.chita.gks.ru (дата обращения: 02.09.2014).

того, аномальная засуха 2003-2011 гг. существенно подорвала социально-экономическое состояние сельскохозяйственной отрасли в обоих районах. В 2012 г. в связи с более благоприятными погодными условиями урожайность увеличилась. Например, в Приаргунском районе валовой сбор зерна составил 68407 т (рост к уровню 2011 г. в 2,1 раза) при урожайности 18 ц/га против 7 ц/га в 2011 г. В Забайкальском районе урожайность зерновых значительно ниже - 10,5 ц/га, валовой сбор зерна составил лишь 1527 т9.

Управление развитием сельского хозяйства осуществляется на основе программ: в Приаргунском районе - «Устойчивое развитие сельских территорий муниципального района "При-аргунский район" Забайкальского края на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; в Забайкальском - муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие АПК Забайкальского района (2007-2012 гг.)». Утверждена и действует муниципальная целевая программа «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса муниципального района "Забайкальский район" (2013-2020 годы)»10. В 2013 г. программой предусмотрены субсидии на приобретение элитных семян, племенных сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники, а также комплексных автономных энергетических станций, включая ветроэнергетические установки и солнечные батареи. Но из предусмотренного объема бюджетного финансирования 1,5 млн руб. выделено лишь 498 тыс. руб. (33%)11.

Анализ отчетных материалов и экспертных интервью со специалистами-аграрниками позволил выявить ключевые проблемы развития сельского хозяйства Приаргунского и Забайкальского районов, а именно:

- отсутствие организованных каналов сбыта продукции;

- низкий уровень цен на реализуемую продукцию;

- рост цен и тарифов на ГСМ, электроэнергию, средства защиты растений, семена, удобрения, транспортные услуги и др.;

- значительный износ сельскохозяйственной техники;

9 URL: http: //www.chita.gks.ru (дата обращения: 02.09.2014).

10 URL: http: //www.приаргунск.забайкальскийкрай.рф (дата обращения: 03.09.2014).

11 URL: http: //www.приаргунск.забайкальскийкрай.рф (дата обращения: 03.09.2014).

- дефицит как высококвалифицированных управляющих и инженерно-технических работников, так и рабочих профессий (чабан, тракторист, водитель и т.д.).

Кроме этого, эксперты отметили угрозу ветеринарному благополучию, обусловленную неудовлетворительным санитарным состоянием р. Аргунь, которая загрязняется с китайской стороны различными отходами.

Промышленность и инвестиционные проекты. Промышленность в приграничных районах представлена единичными объектами. В Приаргунском районе это - Приаргунская ТЭЦ, угольный разрез «Кутинский», «Агроремтех» и несколько пищевых предприятий. Анализ данных муниципальной статистики показал, что по объему произведенной продукции промышленного производства на душу населения в Приаргунском и Забайкальском районах сложилась отрицательная динамика. Фактический показатель за 2012 г. составил, соответственно, 19,7 тыс. руб. и 10,844 тыс. руб.12 В Приаргунском районе на развитие промышленного производства повлияло снижение объемов добычи угля (ООО «Разрез "Кутинский"»). При плане на 2012 г. 30,0 тыс. т угля фактически добыто 15,3 тыс. т (планировалась поставка на Приаргунскую ТЭЦ 11500 т угля, но сделка не состоялась). Из-за трудного финансового положения сельхозтоваропроизводителей в ОАО «Агроремтех» сократились заказы на ремонт сельхозмашин. Эти два объекта и на перспективу останутся основными точками роста промышленности.

К значимым инвестиционным проектам относится агроинду-стриальный парк, цель которого - создание и развитие крупных экспортоориентированных сельскохозяйственных производств с применением кластерного подхода на свободных земельных участках (на 140 тыс. га земельной площади) в границах Приаргунского района и прилегающих к нему территориях соседних районов, с привлечением российских и иностранных инвесторов.

Обрабатывающие производства Забайкальского района включают производство строительных материалов (ООО «Хуа Лун» - выпуск кирпича), а также пищевое (Забайкальское райПО, ООО «Даурия», индивидуальные предприниматели).

12 и^: Ь1Нр: //www.chita.gks.ru (дата обращения: 03.09.2014).

Месторождения бурого угля, плавикового шпата, цеолитов, базальта, кварцитов и других ценных минерально-сырьевых ресурсов не разрабатываются, так как инвестиций ни с российской, ни с зарубежной стороны пока не поступало, хотя администрацией Забайкальского района достаточно грамотно разработан инвестиционный паспорт, причем ряд проектов напрямую затрагивает сферу приграничного сотрудничества.

Среди наиболее перспективных следует отметить инвестиционный проект по расширению производства мясных полуфабрикатов на базе ООО «Даурия» в сельском поселении Даурия (отрасль - пищевая и перерабатывающая), создание совместной российско-китайской промышленной зоны «Дуэт» (ресторанная деятельность, оптовая и розничная торговля), трансграничного туристического парка «Восточные ворота России Забайкальск -Маньчжурия» (отрасль - производственная, туристическая) и нового интегрированного экономического города «Забайкальск-Сити» (материальное производство, сфера услуг социально-культурной ориентации).

Для разработки стратегических документов развития Забайкальского района привлекаются авторитетные российские и зарубежные институты. Так, в 2013 г. специалистами Центра стратегических разработок (г. Москва) была подготовлена амбициозная «Стратегия создания и развития новой экономики города Забайкальск». Сформулированы цели и задачи, определены ключевые показатели: создание 27 тыс. рабочих мест, увеличение численности населения не менее чем на 60 тыс. чел., привлечение до 2 млн туристов из Китая в год, не менее 200 млрд руб. ежегодных налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, обеспечение прироста ВРП региона к 2025 г. на 75% по сравнению с 2014 г. Разработчиками стратегии выделены сильные стороны пгт. Забайкальска как точки локализации комплексного инвестиционного проекта. Так, сосредоточение около 70% входящего в Китай железнодорожного трафика может стать базой для развития логистики и обрабатывающих производств, есть большие возможности для развития туристического рынка (около 5 млн туристов, в основном из южных регионов Китая, в летний период ежегодно посещают соседний г. Маньчжурия). В Забайкальском крае вне г. Читы проживают более 700 тыс. человек - это достаточный потенциал участников

рынка труда, которых могут привлечь заработная плата и перспективы развития. Кроме того, обозначены политические приоритеты по созданию новых полюсов роста на востоке России. Слабые стороны - это низкий базовый уровень развития инфраструктуры, человеческого капитала и отсутствие какого-либо реноме на инвестиционной карте России.

Для развития промышленности Забайкальского района специалистами Центра стратегических разработок был предложен кластерный подход (углехимический, лесопромышленный и туристический кластеры и логистический комплекс). На наш взгляд, нецелесообразно создавать в Забайкальске игорную зону, предложенную разработчиками в качестве ключевой составляющей туристического кластера. Это может привести к криминализации и станет угрозой безопасности приграничного района.

Перспективы развития пгт. Забайкальск интересуют и иностранных специалистов. Так, Московский филиал Исследовательского института Номура (Япония) в 2012 г. предложил подготовить концепцию развития «экономического города Забай-кальск, жизнеспособного и привлекательного для иностранных инвесторов», однако фактических продвижений проекта нет.

Внешнеэкономические связи и приграничное сотрудничество. В настоящее время институты приграничного взаимодействия в двух обследованных районах практически не сформированы. В Приаргунском районе контакты администрации и населения с партнерами из соседнего государства ограничиваются либо проведением (не чаще 1-2 раз в год) совместных праздников, причем преимущественно с участием русского населения китайского Приаргунья, либо спортивных соревнований с такой же частотой. Население района также выезжает в Автономный район Внутренняя Монголия КНР для приобретения дешевых промышленных и хозяйственных товаров.

В Приаргунском районе функционирует только одно совместное российско-китайское предприятие «Виктория» (специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции), у которого существуют проблемы как с реализацией произведенной продукции, так и с материально-техническим снабжением (высокие проценты по кредитам, износ сельхозтехники и т.д.). На территории района также имеется недостроенный свинокомплекс на 4000 гол. свиней, на базе которого создано

3 ЭКО. - 2014. - №11

новое предприятие ООО «Тяньцзань» совместно с китайскими инвесторами, которые внесли уже 17 млн руб. На сегодня завезено 28 племенных свиней из Новосибирска породы «сибирская белая мясная». Кроме того, планируется развитие растениеводства - посев зерновых на 1000 га, овощей на 10 га. В 2014 г. в планах - завершить строительство и в 2015 г. сдать объект в эксплуатацию.

Несколько лучше ситуация в Забайкальском районе. В структуре администрации функционирует управление внешнеэкономических связей и инвестиционной политики, при этом его руководитель работает в ранге заместителя главы администрации муниципального района. У администрации Забайкальского района сложились хорошие добрососедские отношения с правительством г. Маньчжурия. Однако все разработанные и согласованные инициативы не реализуются из-за отсутствия инвесторов и финансирования, а также федеральной нормативно-правовой базы по приграничному сотрудничеству, прежде всего, закона РФ «О приграничном сотрудничестве».

Для инвесторов из Китая наиболее привлекательны сырьевые производства, так как Китай испытывает их существенный недостаток. При этом нельзя не учитывать и экологические риски при реализации совместных трансграничных проектов13.

Как справедливо отмечает российский исследователь Л. Б. Вардомский, подъемная сила российско-китайской приграничной и челночной торговли в последние годы уже исчерпана, а новые стимулы и направления приграничной кооперации пока не заработали14. Отметим, что поток российских туристов через Забайкальск в сопредельный китайский город Маньчжурия значительно сократился. Россиянам стали доступны поездки в более развитые города Китая - Пекин, Шанхай, Шеньян, Чанчунь и др. Очевидно, и российской, и китайской стороне следует искать новые направления и инструменты приграничного сотрудничества для привлечения туристов и притока капиталов.

13 Глазырина И. П., Забелина И. А., Клевакина Е. А. Экологическая составляющая экономического развития: приграничные регионы России и Китая // ЭКО.- 2014.- № 6. - С. 5-24.

14 Вардомский Л. Б. Российское порубежье в условиях глобализации. -М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - С. 123.

Выводы и предложения. Анализ результатов проведенного обследования показал, что внешнеэкономическая деятельность и приграничное сотрудничество обследованных районов находятся на уровне развития, соответствующем имеющемуся человеческому (физический, ментальный, квалификационный), экономическому и управленческому потенциалу партнеров.

Благоприятными условиями для приграничного сотрудничества Приаргунского и Забайкальского районов являются территориальная близость с Автономным районом Внутренняя Монголия КНР и Дорнодским аймаком Монголии, наличие контактных пограничных зон в виде международных пунктов пропуска и стратегических автотранспортных и железнодорожных магистралей, соединяющих районы с крупнейшим северным сухопутным портом Китая - г. Маньчжурия. Важные моменты - наличие резервов свободных площадей сельхозугодий для создания совместных сельскохозяйственных производств, улучшающийся инвестиционный климат районов и меры государственной поддержки предпринимательской деятельности, а также неослабевающий интерес китайских предпринимательских структур к созданию совместных производств на российской территории.

При этом пгт. Забайкальск имеет ряд дополнительных преимуществ - транспортно-логистический терминал, мощность которого позволяет осуществлять крупные импортные и экспортные грузопотоки и склад временного хранения ЗАО «РОСТЭК-Забайкальск» для обслуживания импортных и экспортных грузов. В городе развит институт муниципального управления внешнеэкономической деятельностью.

Факторы, которые тормозят активизацию внешних связей двух обследованных районов:

- дефицит предприимчивых людей для ведения бизнеса, прежде всего, на международном уровне;

- принятые законы Забайкальского края «Об осуществлении международных и внешнеэкономических связей», «О туризме и туристической деятельности», постановления Правительства края «Об утверждении порядка осуществления международных и внешнеэкономических связей муниципальных районов Забайкальского края» не восполняют пробелы российского законодательства в данной сфере;

- излишняя забюрократизированность пограничных и таможенных служб, волокита на пунктах пропуска, следствием чего является кратно более медленная скорость прохождения физическими лицами госграницы на российской стороне по сравнению с аналогичными процедурами на китайской. Отчасти по этой причине в 2012 г. количество физических лиц, пересекающих российско-китайскую границу, сократилось почти на 15 тыс. чел. по сравнению с 2011 г.;

- физическая и моральная изношенность основных фондов пропускного пункта «Староцурухайтуйский» и дорожной инфраструктуры Приаргунского и Забайкальского районов.

Позиция авторов относительно перспектив развития двух районов по результатам исследования формулируется следующим образом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• При существующем дефиците трудовых и инвестиционных ресурсов целесообразно избрание «мягкого» эволюционного варианта развития сотрудничества с соседними странами во избежание потенциальной угрозы асимметрий и диспа-ритетов из-за неэквивалентного участия сторон.

• Требуются более углубленное изучение и мониторинг экономики, социальной сферы, политики сопредельных Китая и Монголии, чтобы не допустить ошибочных решений.

• Развитие сотрудничества с китайскими предпринимателями целесообразно в следующих секторах экономики:

- аграрно-промышленном (растениеводство, животноводство, перерабатывающая промышленность);

- въездном туризме на территорию районов для китайских граждан из южных провинций, которые в летний период посещают Хулунбуирский аймак Внутренней Монголии.

• Заимствование более продвинутого китайского опыта, в частности для организации в окрестностях пгт. Забай-кальск мощностей по лесопилению и обработке древесины, поступающей из внутренних регионов России для экспорта в Китай, на условиях аутсорсинга. Для этого надо принять нормативный акт Правительства РФ, регулирующий порядок и механизмы взаиморасчетов юридических лиц, занятых в сфере лесного бизнеса внутри России (лесоэкспортеры)

и переработчиками пиловочника в приграничных территориях, наделив последних полномочиями лесоэкспортеров.

• С учетом растущих грузо- и пассажиропотоков через пункт пропуска «Староцурухайтуйский» и необходимости активизации внешних связей Приаргунского и близлежащих муниципальных районов с китайскими партнерами целесообразно срочно приступить к строительству нового погранично-таможенного комплекса, не уступающего по величине и мощности аналогичному на китайской стороне (модернизация действующего из-за обветшалости и износа нецелесообразна).

• Проведение берегоукрепительных работ на р. Аргунь имеет особую важность не только в экономическом, но и в политическом плане.

Таким образом, обследованные районы обладают значительным неиспользуемым потенциалом экономического развития. Однако из-за демографических и инвестиционных ограничений собственными силами воплотить его в жизнь они не в состоянии. Проблему можно решить, используя механизмы приграничного сотрудничества с сопредельным Китаем. Предстоит большая кропотливая работа по грамотному выстраиванию экономических приоритетов и взаимодействий с учетом интересов местного населения и национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.