Политология
УДК 327
Арсентьева Ирина Ильинична Irina Arsentyeva
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ С ПРИГРАНИЧНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
КНР (статья первая)
RECOMMENDATIONS FOR ORGANIZATION OF COOPERATION OF ZABAYKALSKY KRAI WITH PRC’S BORDER TERRITORIES
(article one)
Обосновывается тезис о том, что одним из ключевых факторов обеспечения безопасности Забайкальского края выступает сотрудничество с приграничными территориями КНР. В этой связи автором даются рекомендации по организации данного сотрудничества в экономической сфере
Ключевые слова: Забайкальский край, СевероВосточный регион КНР, приграничное сотрудничество, экономическая сфера, торговля
In the article the author proves the idea that cooperation with PRC’s border territories is one of the key factors in ensuring security of Zabaykalsky Krai. In this regard the author makes recommendations for organization of this cooperation in economical sphere
Key words: Zabaikalsky Krai, PRC’s North-East Region, border cooperation, economical sphere, trade
Российская Федерация сталкивается с множеством вызовов и угроз национальной безопасности [9], что в значительной степени является следствием геополитической специфики страны: в силу пространственной протяженности она «может по всем направлениям... наносить, а одновременно и получать удары» [5; С. 169]. Геополитические вызовы и угрозы затрагивают в первую очередь приграничные субъекты Федерации, что обусловлено экономическим, демографическим и культурно-религиозным давлением сопредельных государств на российскую территорию [1; С. 192].
Г» о о о о
Забайкальский край — приграничный субъект Российской Федерации, по территории которого проходит один из самых протяженных участков российско-китайской границы. В 2009 г., согласно данным Всемирного банка, Китай по объему номи-
нального ВВП занял третье место в мире после США и Японии. По итогам 2010 г. Китай занял второе место по величине номинального ВВП и второе место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Согласно прогнозу «Мир в 2050 году», опубликованному крупнейшей в мире аудиторско-консалтинговой компанией Рпсе'м^егИошеСоореге, к 2025 г. экономика Китая превзойдет экономику США [12].
Географическое соседство с Китаем дает Забайкалью определенные преимущества, компенсируя удаленность от главных экономических центров России. Однако анализ торгово-экономического взаимодействия Забайкальского края и приграничных территорий КНР позволяет выделить целый ряд вызовов и угроз региональной безопасности:
— ориентация практически всех международных связей Забайкальского края на КНР (например, в 2009 г. на долю КНР пришлось 94,4 % внешнеторгового баланса края [7; С. 3]);
— выраженная сырьевая направленность экспорта;
— концентрация инвестиционных вложений в сырьевом секторе экономики;
— неразвитость приграничной инфраструктуры;
— усиление конкуренции на региональном рынке труда в связи с наличием дешевой рабочей силы из КНР.
С одной стороны, моноориентация на торговлю с КНР создает зависимость забайкальской экономики от китайских внешнеторговых приоритетов и, следовательно, потенциальную угрозу региональной безопасности. С другой стороны, подобная монозависимость имеет объективные географические основания, и в отсутствии ощутимых отечественных государственных и частных инвестиций китайские ресурсы ( инвестиционные, трудовые и др.) выступают на сегодняшний день самым значимым фактором развития Забайкальского края. В этой связи необходимо при поддержке федерального Центра максимально интенсифицировать торгово-экономические контакты с КНР, для повышения эффективности которых представляется целесообразным предпринять следующие шаги.
1. Сформировать «пояс развития» в пограничных с Китаем районах Забайкальского края путем создания льготных условий для российских и иностранных инвесторов, работающих в полосе до 200...300 км от линии российско-китайской границы. Концепция «пояса развития» подразумевает комплекс нормативно-правовых актов и организационных действий, направленных, с одной стороны, на предоставление отечественным и иностранным инвесторам налоговых льгот, мер господдержки, строительство особых экономических зон и т.д.; с другой — на обеспечение экономической, демографической и прочей безопасности Забайкальского края и России в целом [3; С. 69-71].
2. Изменить подходы к подготовке рабочих кадров. На 1 января 2001 г. численность населения Читинской области (вместе с Агинским Бурятским автономным округом) составляла 1178,8 тыс. человек, на 1 января 2010 г. — 1117 тыс. человек, т.е. снизилась более чем на 5 % [10]. Сокращение численности населения ведет к уменьшению плотности заселения, которая и так невысока, снижаются перспективы дальнейшего освоения географического пространства края. Сокращение численности детей и подростков снижает объемы и качество подготовки квалифицированных кадров в учебных заведениях, что ослабляет научный, инновационный и экономический потенциал.
Следует отметить, что обеспеченность трудовыми ресурсами является одним из основных факторов низких темпов экономического развития не только Забайкальского края, но и большинства восточных субъектов Федерации. По подсчетам российских специалистов, для обеспечения 7...8 % экономического роста трудовые ресурсы этих регионов должны увеличиться на 15 млн человек. Кроме того, для развития Сибири и Дальнего Востока «архиострое» значение имеет проблема низкой производительности труда [8; С. 34]
Отдельной проблемой является снижение потенциала имеющихся трудовых ресурсов. В связи с низкой рождаемостью и миграционным оттоком населения трудоспособного возраста ( в основном это молодые люди до 30 лет) происходит стабильное старение населения: в 2007 г. в Забайкальском крае 15,2 % населения — люди старше трудоспособного возраста, в 2008 г. — 15,5 %, в 2009 г. — 15,8 % [10]. Наблюдается миграционный отток людей с высшим образованием. Такая ситуация приводит к тому, что местные трудовые ресурсы оказываются неконкурентоспособными, т.е. неспособными обеспечить региональное социальноэкономическое развитие.
Обострение проблемы трудовых ресурсов приводит к импорту рабочей силы из КНР. И даже при наличии российских кадров предприятия зачастую предпочи-
тают китайскую рабочую силу по причине ее производительности и зарплатоемкости. Поэтому параллельно с изменением государственной политики необходимо готовить в Забайкальском крае квалифицированные рабочие кадры, которые в будущем смогут занять свою нишу на предприятиях, расположенных в «поясе развития». Китайская рабочая сила является дешевой только в том случае, если она неквалифицированная или низкоквалифицированная. Квалифицированные китайские рабочие, а именно такие будут требоваться в будущем, рассчитывают на зарплату не ниже 1000 долларов США. К этому нужно прибавить расходы на их визы, проживание, медицинское обслуживание и т.д., поэтому на владельцев предприятий ложится серьезное финансовое бремя. В такой ситуации подготовленные российские рабочие кадры ( особенно, если учесть, что в Забайкальском крае номинальные денежные доходы в расчете на одного человека в марте 2011 г. — 15132,5 руб. [10]) могут составить реальную конкуренцию китайским рабочим, что будет способствовать закреплению населения в приграничных с Китаем районах. В противном случае в недалеком будущем эти районы превратятся в пустынные территории, поскольку жители, не имея нормальных жизненных условий и возможности реализовать свои знания и трудовые навыки, будут стремиться мигрировать [3; С. 71].
3. Совершенствовать приграничную инфрастуктуру. В Забайкальском крае функционируют девять пунктов пропуска, пять из которых находятся на российско-китайской границе. Их общей проблемой является необустроенность и неукомплектованность. Наиболее развитой инфраструктурой характеризуется железнодорожный пункт пропуска в поселке Забайкальск, который является крупнейшим в России международным железнодорожным пунктом пропуска. В 2000 — 2007 гг. темпы роста грузооборота через пункты пропуска на российско-китайской границе составляли ежегодно в среднем 15,5 %, а грузооборот через Забайкальск рос в среднем на 24,3 % [6; С. 17]. Сегодня через станцию переме-
щается до 70 % российско-китайских грузов, в том числе осуществляются перевозки нефти в рамках программы «Нефть для Китая». По данным Забайкальской таможни, в 2009 г. было оформлено почти 21,5 млн т грузов [7; С. 9].
Помимо железнодорожного пункта пропуска, в поселке Забайкальск находится международный автомобильный пункт пропуска (МАПП). На сегодняшний день это единственный автомобильный пункт пропуска на российско-китайской границе, работающий круглосуточно. Его отличительная особенность заключается в том, что структура пропускных операций асимметрична и ориентирована в основном на ввоз из Китая партий товаров и грузов китайского производства как на пассажирском, так и на грузовом направлениях. Однако построенный по проекту конца 1980-х гг. автопереход уже к 2002 г. перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к международным пунктам пропуска. При проектировании не была учтена особенность структуры пропускных операций на пассажирском направлении. Технические средства устарели и выработали установленные ресурсы, локальные вычислительные сети изначально отсутствовали, распределение транспортных потоков нерациональное, большая территория режимной зоны [7; С. 8].
В остальных международных пунктах пропуска, расположенных на территории Забайкальского края, инфраструктура практически не развита. Так, таможенное оформление и пограничный контроль на пункте пропуска Староцурухайтуйский как на пассажирском, так и на грузовом направлении производится в зале таможенного оформления таможенного поста. При этом оформление и досмотр транспортных средств на грузовом и легковом направлениях при въезде и выезде из РФ осуществляются одним должностным лицом таможенного поста. Это приводит к задержкам при оформлении товаров и транспортных средств.
Китайская сторона, напротив, проводит постоянную модернизацию своих пун-
ктов пропуска. Так, в 2009 г. завершена реконструкция сопредельного Староцуру-хайтуйскому китайского пункта пропуска Хэйшаньтоу. Новый автомобильный пункт пропуска построен по проекту австралийской инженерно-консалтинговой фирмы «Эпплярд Форест». Пассажирское и грузовое направления разделены, построены зал въезда и выезда, площадь каждого составляет 2000 кв. м. Пропускная способность пункта пропуска: пассажирская — 2 млн человек в год, грузовая — 2 млн т грузов в год. Кроме того, сдана в эксплуатацию подъездная к пункту пропуска автодорога Хэйшаньтоу-Лабудалинь протяженностью 78 км [7; С. 10].
Асимметрия в инфраструктурном развитии Забайкальского края и приграничных территорий КНР ( автономного района Внутренняя Монголия и провинции Хэйлунцзян) препятствует паритетному межрегиональному взаимодействию. Кроме того, неразвитость приграничной инфраструктуры — серьезный барьер для внешнеэкономической, инвестиционной и туристической деятельности Забайкальского края. Поэтому актуальными остаются вопросы совершенствования приграничной инфраструктуры, скорейшей реконструкции и обустройства пунктов пропуска на границе с КНР. При этом очевидно, что без крупных инфраструктурных проектов, финансируемых из федерального бюджета, риски потери контроля Центра над дальневосточными и восточносибирскими территориями, в том числе над Забайкальским краем, будут только усиливаться.
4. Сформировать благоприятный инвестиционный климат для иностранных (прежде всего, китайских) инвесторов. Для Забайкальского края в силу географического положения главную роль играет инвестиционный потенциал КНР. В 2009 г. Китай стал крупнейшей страной-инвестором края (в 2008 г. занимал третье место после Кипра и Казахстана), китайские вложения составили 17,5 млн долларов США, увеличившись по сравнению с 2008 г. более чем в два раза [7; С. 23]. Поэтому основные усилия следует сосредоточить на
формировании благоприятного инвестиционного климата для китайских инвесторов. Однако отношение к ним заметно отличается ( в худшую сторону) от отношения к инвесторам из Японии, Южной Кореи и тем более из Западной Европы и США. Во многом это обусловлено мифами «о желтой опасности», циркулирующими не только в обыденном сознании россиян, но и среди политической элиты.
Средняя плотность населения в Забайкальском крае составляет 2,5 чел/кв. км; в семи пограничных с Китаем районах она несколько выше — 2,7 чел/кв. км. Но это обусловлено высокой плотностью заселения экономически развитого муниципального образования г. Краснокаменск и Красно-каменского района, где средняя плотность населения составляет 12,6 чел/кв. км. В остальных шести районах этот показатель колеблется от 0,7 (Газимуро-Заводский район) до 4,9 (Приаргунский район) чел/ кв. км [10]. Население КНР, согласно официальной статистике, уже превысило 1 млрд 300 млн человек. В трех пограничных с Россией китайских провинциях — Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин — еще в конце прошлого столетия проживало свыше 104 млн, средняя плотность составляла 130 чел/кв. км [11; С. 113].
Забайкальский край граничит с автономным районом Внутренняя Монголия (плотность населения 20,2 чел/кв. км) и провинцией Хэйлунцзян (83 чел/кв. км), которые многократно превосходят его в демографическом отношении. Поэтому у населения края постепенно формируется достаточно устойчивый комплекс опасений и предубеждений по отношению к китайским мигрантам и гражданам КНР в целом. Эти опасения носят как вполне рациональный, так и нерациональный характер, но само их существование, массовость, воздействие на поведение населения делают их самостоятельной угрозой региональной безопасности. А поскольку систематизированная институциональная основа решения миграционных проблем отсутствует, возникает почва для конфликтов, которые впоследствии могут перейти с регионального уровня
на общенациональный.
Однако сегодня угрозу национальной безопасности России представляет стремительное ухудшение демографической ситуации в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а не китайские мигранты, количество которых в бытовом сознании явно преувеличено. Согласно данным Управления Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю, в течение 2009 г. на миграционный учет по месту пребывания ( временно пребывающие на территории края) поставлено 49113 иностранных граждан, из них 32221 (65,6 %) составили граждане КНР. Последние приезжают в основном для осуществления трудовой деятельности. 22416 граждан Китая (69,6 %) поставлены на миграционный учет по работе по найму, в большинстве своем это сезонные рабочие, что доказывает статистика на конец августа 2010 г.: всего на территории края временно находилось 5960 граждан КНР.
В сознании жителей и политической элиты Забайкальского края должно сформироваться понимание того, что на сегодняшний день одним из немногих реальных шансов улучшения экономической ситуации ( а значит, решения других проблем регионального развития) является увеличение иностранных, в первую очередь китайских инвестиционных вложений. В этой связи необходимо сосредоточить усилия на формировании и укреплении положительного международного имиджа Забайкальского края.
5. Использовать при торгово-экономическом взаимодействии с Северо-Восточным Китаем региональный подход,
что подразумевает экономическую интеграцию Забайкальского края, Иркутской области и Республики Бурятия, образующих Байкальский регион. Такая необходимость обусловлена тем, что КНР проводит политику активизации процессов регионализации и экономического укрупнения своих территорий. Китайские власти справедливо полагают, что экономики отдельных провинций, особенно соседних, должны представлять собой единый, взаимосвязанный
комплекс. Поэтому процесс региональной кооперации становится решающим фактором при разработке и реализации программ экономического развития страны. Народный политический консультативный совет Китая неоднократно рассматривал вопросы экономического объединения трех северо-восточных провинций — Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян — с автономным районом Внутренняя Монголия в целях создания «северо-восточного экономического пояса». Подобный подход создает условия для эффективного выхода этих территорий на международные рынки, в первую очередь российский. Соответственно, необходим симметричный ответ российских регионов на новые тенденции экономического развития КНР в приграничном пространстве.
Кроме того, экономическая интеграция с Иркутской областью и Республикой Бурятия позволит Забайкальскому краю расширить географию международных связей и, следовательно, преодолеть монозависимость от КНР. Это обусловлено тем, что уровень зависимости от КНР указанных субъектов Федерации не такой критический, как Забайкальского края. По итогам 2009 г., на долю КНР пришлось 26 % импорта в Иркутскую область; в структуре экспортных поставок из Иркутской области поставки в Китай составляют 26,3 % от общего объема [2]. Основные международные партнеры Иркутской области, помимо КНР, — Япония, США, Монголия, Казахстан ( в общей сложности область поддерживает торгово-экономические отношения почти с 80 странами мира). В Бурятии экспортные операции в 2009 г. осуществлялись с партнерами из 29 стран мира. Основные торговые партнеры в экспорте — Китай (36,8 % общего объема экспорта), Объединенные Арабские Эмираты
— (29,3 %), Иран (8,7 %), Монголия (8,2 %) , Азербайджан (6,8 %) . Импортные операции осуществлялись с партнерами из 18 стран дальнего и ближнего зарубежья. Основные партнеры по импортным поставкам — Украина (49,2 %), Китай (19,7 %), Монголия (13,1 %), Белоруссия (11,9 %), Чехия (1,3 %) [4].
Подводя итоги анализу вызовов и угроз безопасности Забайкальского края при его торгово-экономическом взаимодействии с приграничными китайскими территориями, еще раз акцентируем внимание на следующих моментах. Сегодня необходима принципиально новая государственная политика, направленная на форсированное развитие приграничного российского периметра, формирование эффективной региональной экономики, восстановление, сохранение и преумножение человеческого капитала. Необходима согласованная работа федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. Нужны управ-
ленческие кадры, способные к инновационным формам деятельности в сложных социально-экономических условиях. Однако, прежде всего, нужны огромные инвестиционные вливания. Сможет ли федеральный Центр изыскать их уже в ближайшее время? Скорее ситуация складывается таким образом, что без использования «ки-
О 1 О Ґ* ° о о
тайского фактора» Забайкальский край невозможно вывести из кризиса. Поэтому стратегию регионального развития следует разрабатывать, основываясь не на страхах и предубеждениях по отношению к КНР, а на четких правовых рамках приграничного сотрудничества и системном учете открывающихся возможностей и их последствий.
Литература
1. Арсентьева И.И. Приграничные регионы в системе национальной безопасности России (на примере Забайкальского края) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 108. — С. 191-198.
2. В провинции Ляонин (КНР) состоится презентация Иркутской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.irkobl.ru/events/detail.php?ID=155446.
3. Галсанов Б.Г., Арсентьева И.И. Проблемы социально-экономического развития Забайкальского края и перспективы их решения // Управление мегаполисом. — 2010. — № 6. — С. 65-74.
4. Итоги внешнеторговой деятельности Республики Бурятия за 2009 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://egov-buryatia.ru/index.php?id=259.
5. Маккиндер Х.Дж. Географическая ось истории // Полис. — 1995. — № 4. — С. 162-169.
6. Международное сотрудничество, внешнеэкономические связи и туризм Забайкальского края в 2008 г. — Чита: Экспресс-издательство, 2009. — 108 с.
7. Международное сотрудничество, внешнеэкономические связи и туризм Забайкальского края в 2009 г. — Чита: Экспресс-издательство, 2010. — 124 с.
8. Михайленко А.Н. «Мягкая» сила и развитие российского Дальнего Востока // Управление мегаполисом. — 2010. — № 6. — С. 29-35.
9. Михайленко А.Н., Груздов С.В. Понятия угрозы и вызова национальной безопасности // Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. — 2011. — Т. 253. — № 2. — С. 57-63.
10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chita.gks.ru/default.aspx.
11. China Statistical Yearbook 1999. — Beijing, 1999.
12. The World in 2050 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.pwc.com/ gx/en/world-2050/beyond-the-brics.jhtml.
Коротко об авторе_____________________________
Арсентьева И.И., д-р полит. наук, доцент кафедры востоковедения Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) [email protected]
Научные интересы: международные отношения, национальная и региональная безопасность Российской Федерации
______________________Briefly about the author
I. Arsentyeva, Candidate of Philosophical Sciences, associate professor of oriental studies department, Zabaikalsky State University
Scientific interests: international relations, national and regional security of Russian Federation