7. Гуляихин В.Н. Семья как субъект ранней правовой социализации // Юридические исследования . 2013 . № 7. С. 56—66 .
8. Денисенко И.К. Влияние институтов правовой социализации на формирование правовой компетентности и правового поведения личности // Историческая и социально-образовательная мысль . 2012 . № 1 . С. 245—248 .
9. Дилигенский Г Россия на пороге нового тысячелетия: дифференциация или фрагментация? (о политическом сознании в России) // Мировая экономика и международные отношения . 1999. № 9. С. 38—48 .
10. Кудрявцев В.Н, Казимирчук В.П. Современная социология права . М . , 1995. 303 с
11. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация в современном мире / Пер . с англ . М . М . Макарова . М, 2000 . 345 с .
12. Мамардашвили М. Как я понимаю философию . М . , 1992 . 415 с .
13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения . М . , 1968 . Т. 46 . Ч . I . 907 с .
14. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Известия высших учебных заведений . Правоведение . 2000 . № 2 . С . 23—31 .
15. Сорокин В.В. Государственность переходного периода (теоретические вопросы): Автореф . дис . ... канд . юрид . наук . Екатеринбург, 1999. 58 с .
16. Фромм Э. Концепция человека у Маркса // Душа человека . М . , 1992 . 430 с .
17. Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе // Правоведение 2001 № 4 С 30—39
18. Эриксон Э.Г. Детство и общество . СПб . , 2002 . 416 с .
Е.М. Крупеня
Некоторые вопросы правовой социализации в современной России
Рецензия на статью О.А. Попандопуло «Правовая социализация в современном российском социуме»
При написании этого текста его автор стремился не столько оценивать содержание работы О.А. Попандопуло, сколько изложить собственные суждения, которые родились при внимательном знакомстве с материалами статьи на тему правовой социализации в современном общегражданском российском социуме и ее сюжета — проблемы модификации общественно-нормативных кодов поведения людей .
Ольга Александровна Попандопуло представила статью, которая интересна, прежде всего, тем, что она подготовлена в контексте новых методологических вызовов современного этапа развития научной рациональности (постклассики, постнеклассики, неклассики, постмодерна) (об этом подробнее см . : [5; 6; 7; 8]) .
Для неклассического периода развития науки характерно, в частности, то, что научные разработки ведутся не по предметному, а по проблемному признаку. А это, в свою очередь, предполагает самую широкую меж-дисциплинарность (холизм) [4].
Рецензируемая статья представляет собой, надо отметить, весьма удачный пример исследования некоторых проблемных вопросов правовой социализации в России, осуществленного на «стыках и пересечениях» с другими сферами социального и гуманитарного знания . Автор статьи, специализируясь в предметной области философии, демонстрирует уважительное отношение к опыту своих авторитетных предшественников (М . К. Мамардашвили, Э. Фромм и др.), но в процессе раскрытия основных положений своей работы обращается к достижениям других социальных дисциплин . Среди них педагогика, социология и др . (о них речь пойдет ниже) . Тем самым работа О.А. Попандопуло демонстрирует эвристический ресурс междисциплинарности по приращению нового знания о различных аспектах правовой социализации
При прочтении небольшой по объему и одновременно содержательно емкой статьи О А Попандопуло становится очевидным, что автор пытается осмыслить вопросы, которые являются традиционными и для такой области социального и гуманитарного знания как теория государства и права . Большинство из основных субъектов правовой социализации, о которых рассуждает автор статьи, а именно — государство и гражданское общество и его политическая система, традиционно составляют область разработок теоретиков права и интегрированы в систему объекта науки «Теория государства и права».
В познавательном плане знакомство с исследовательской позицией О А Попандопуло интересно еще и потому, что в общей теории государства и права некоторые из анализируемых проблем пока не получили всеобъемлющего решения
В продолжение отметим, что автор в статье обращается и к такому идеальному объекту теоретического правоведения, как правовая культура Это явление более общего свойства по отношению к правовой социализации в России и модификации общественно-нормативных кодов поведения в условиях усвоения паттернов общества потребления Правовая культура выступает своеобразным социокультурным ландшафтом, на фоне которого разворачивается современная правовая социализация
В своей статье Ольга Александровна затрагивает этот аспект темы не только на уровне общества и его институтов, но и, что особенно важно, на уровне личности человека (гражданина)
Бессмысленно спорить с тем, что социализация в России сегодня, как и всегда, нацелена на формирование гражданина, обладающего правосознанием, качество которого определяется и на уровне правовой идеологии, и на уровне правовой психологии, что важно для формирования устано-
вок правомерного поведения . Сегодня среди представителей профессионального цеха теоретиков права на этот счет утвердилась конвенция .
В современных условиях приобретает особое значение и для науки, и для практики позиция автора статьи относительно аксиологической (ценностной) компоненты проводимых системных реформ, выступающих социальным фоном правовой социализации В теоретико-правовом дискурсе хорошо известно, что в основе правовой культуры и общества (его институтов), и человека (гражданина) находится определенный идейный комплекс — совокупность фундаментальных идей и ценностей, усиленных значительным этическим элементом, таких как справедливость, свобода и ответственность, единство прав и обязанностей, гуманизм, демократизм и др А среди них, разумеется, соответствующее своему значению место занимает и такая ценность, как Человек — обладатель прав и свобод, субъект обязанностей и ответственности, член гражданского общества и гражданин государства
Интерес представляет взгляд автора рецензируемой статьи на особенности функционирования таких институтов общества, которые призваны формировать и передавать правовой опыт последующим поколениям: семья, бизнес, государство, школа и др.
К комплементарной части рецензии стоить добавить и объективную, хотя и нелицеприятную, но, без сомнения, смелую оценку современного состояния правовой политики российского государства и его институтов, выступающих зачастую «не гарантами социального порядка, а устроителями его уродливого подобия — жестокой, неправовой бесчеловечной аномии». При этом суждения автора вполне аргументированы, а работы, на которые О . А. Попандопуло ссылается, принадлежат авторитетным экспертам в области теоретико-правового анализа (В .А. Бачинин) .
К позитивным сторонам статьи стоит отнести и представленную авторскую концепцию определения понятия «правовая социализация».
В целом, статья О А Попандопуло представляет собой законченное, целостное по форме и завершенное по содержанию научное исследование малой формы . Ее авторство и оригинальность исследовательского подхода с элементами творчества сомнений не вызывают. Рецензируемую научную статью отличает продуманное использование полученных теоретических знаний, а полученные в ходе исследования результаты завершаются обоснованными выводами
Тем не менее статья не свободна от положений, на которые стоит обратить особое внимание в плане полемики и стимулирования дальнейшего научного поиска О некоторых из них подробнее
Ольга Александровна утверждает, что правовая социализация должна выступать как «открытая управляемая система, оказывающая адаптивное воздействие на человека и общественные группы с помощью механизмов воспитательной и обучающей деятельности, в которую включены институ-
ты гражданского общества». В связи с вышеизложенным, представляется важным обратить внимание на один принципиальный момент. А именно на то, что в предложенной Ольгой Александровной системе правовой социализации не находится место человеку — члену гражданского общества, гражданину государства . В такой управляемой системе человек позиционируется как объект, на который воздействуют «при помощи механизмов воспитательной и обучающей деятельности» . Думается, представленная исследовательская позиция не отражает всей системы сложных диалектических связей между объектом и субъектом социализации В предложенном изложении позиция автора статьи в некоторой степени дегуманизирует процесс социализации, что, как представляется, «бросает вызов», например, основным принципам гуманной педагогики Да и в правовом смысле предложенное определение понятия не совсем корректно
Такая позиция, как следует из текста, противоречит другим положениям работы Так, в ходе своих рассуждений Ольга Александровна справедливо подмечает, что в правовой культуре современной России слишком укоренены традиции, которые диссонируют ценностям правовой культуры вообще В условиях, при которых из всех названных автором статьи основных институтов социализации сегодня в России укрепило свои позиции лишь государство, качество правовой политики которого оставляет желать лучшего, недооценка человека (гражданина) как носителя правовых ценностей и актора правового поведения в процессе правовой социализации, безусловно, чревато негативными и крайне опасными для общества последствиями
Полагаю, что для успешной политико-правовой социализации личности в условиях современных вызовов (вестернизации, общества потребления, информационного общества, глобальных вызовов современности) следовало бы расширить круг субъектов социализации за счет включения в него самого человека в качестве самостоятельного актора, адекватно особенностям определенных этапов и форм социализации личности .
Сама жизнь дает этому предложению прекрасные примеры . Один из них — Международный конкурс научно-творческих работ «Правовая культура — основа гармоничного развития личности и общества» В рамках подготовки творческих проектов конкурсанты используют собственный опыт правовой социализации . Например, по организации праздников для воспитанников дошкольных учреждений, посвященных памятным датам в жизни государства (День защитника Отечества, День Победы), участие в такой экспериментальной площадке сетевой демократии, как «Активный гражданин», исследовательская работа в архивах своего лицея и др
Важно учитывать личный опыт правовой социализации в проектировании различных ее стратегий, в частности, сочетая тактики управления и самоуправления, централизации и сетевой организации и др
Едва ли можно спорить с тем, что важным институтом правовой социализации и формирования моделей правомерного поведения остается
школа . Но согласиться с утверждением уважаемой Ольги Александровны о том, что современная российская школа «не имеет еще четких социально-правовых ориентиров, основанных на национальной идее, а поэтому процессы правовой социализации носят во многом стихийный характер», конечно, трудно, поскольку школа включена в систему образования, которое функционирует на основе законодательства Оно, кстати, значительно обновлено в последнее время И хотя практика его реализации еще далека от совершенства, утверждение о том, что у школы в России нет правовых ориентиров, отражает правовую реальность, конечно, не в полной мере
Поддерживая утверждение автора статьи о том, что «для успеха модернизации необходимо в корне изменить сложившуюся ситуацию в данной области» (правовой социализации), все же следует отметить, что в статье не предложены пути и средства изменения ситуации
Иными словами вопросы «как изменить?», «что послужит инструментом для такого изменения?» не только остаются без ответа, но и не ставятся В плане дальнейшей разработки обозначенных в статье проблем автору, как представляется, может помочь имеющаяся научная информация по вопросу о публично-правовой активности личности и ее мотивации, отражающей ценностей правовой культуры общества По мнению автора рецензии, политико-правовая (публично-правовая) активность — это свойство субъектов действовать энергично, целенаправленно и избирательно в рамках имеющихся субъективных прав и юридических обязанностей в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека, иных правовых ценностей, а также в целях формирования собственной личности, своих взглядов и установок (этому объекту социо-гуманитарных исследований автор рецензии посвятил ряд работ, например, [1; 2; 3] и др . ) .
Полагаю, что именно политико-правовая (публично-правовая) активность личности является эффективным средством правовой социализации как системного взаимодействия институтов политической системы гражданского общества (СМИ, бизнеса, школы и др .) и субъектов правовой политики государства
В заключение подчеркну, что автор данного текста в полной мере отдает себе отчет в том, что его позиция может быть столь же небесспорна, как и некоторые положения рецензируемой статьи О А Попандопуло
Литература
1 . Крупеня Е.М. Социокультурные особенности политико-правовой (публич-
но-правовой) активности гражданина в России // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика . Материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессор Феликса Михайловича Рудинского . М . , 2015 . С. 74—77.
2 . Крупеня Е.М. Значение политико-правовой активности в контексте взаимо-
действия гражданского общества и государства // Взаимодействие граж-
данского общества и государства в России: правовое измерение: Коллективная монография / Под ред. О. И. Цибулевской . Саратов: Поволжский институт управления им . П . А. Столыпина, 2013 . С. 234—249.
3 . Крупеня Е.М. Об эвристических перспективах неклассической методоло-
гии анализа функций права (в контексте статусного публичного права и публично-правовой активности личности) // Социальные функции права: материалы круглого стола / Под ред . д . ю . н . , проф. А . Г. Чернявского . М . : Русайнс, 2015. С. 144—159.
4 . Крупеня Е.М. Современное правоведение в поисках эвристических ресур-
сов междисциплинарности (по материалам девятых философско-правовых чтений памяти академика В . С. Нерсесянца) // Вестник Московского городского педагогического университета . Серия: Юридические науки . 2015 . № 1 (17). С. 103—105.
5 . Малахов В.П. Методологические и мировоззренческие проблемы современ-
ной юридической теории. М. , 2011 .
6 . Малахов В.П. Общая теория государства и права . К проблеме правопони-
мания . М . , ЮНИТИ, 2013 .
7 Методологические проблемы современной юридической науки: Коллективная монография по итогам круглого стола № 5 в Московском институте государственного управления и права / Под общ ред д ю н , проф Д . А. Пашенцева и д . ю. н . , проф . А. Г. Чернявского . М . : Русайнс, 2015. 304 с .
8 . Честнов И.Л. Постклассическая теория права . СПб . : Алеф-пресс, 2012 .