Научная статья на тему 'Правовая социализация в современном российском социуме'

Правовая социализация в современном российском социуме Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1583
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовая социализация / воспитание / семья / школа / средства массовой информации (СМИ) / российское государство / институты гражданского общества / legal socialization / education / family / school / media / the Russian government / civil society institutions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попандопуло Ольга Александровна

Статья посвящена анализу деятельности субъектов правовой социализации личности, получающих паттерны потребительского общества и оказывающих сильное влияние на социально-правовую эволюцию человека. Исследование показало, что изменения в российском социуме привели к модификации процесса правовой социализации, изменили границы и общественно-нормативные коды социализирующей деятельности ее агентов. В статье сделан вывод, что в трансформирующемся российском обществе значительную роль играют пять агентов (субъектов) правовой социализации, которым приходиться прилагать немалые усилия для преодоления отчуждения личности от существующей правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SOCIALIZATION IN RUSSIAN SOCIETY: THE MODIFICATION OF SOCIAL AND LEGAL CODES OF CONDUCT

This article analyzes the activity of the subjects of legal socialization receiving patterns of the consumer society, and has the strongest influence on the evolution of social and legal rights. The study shows that changes, having taken place in Russian society, led to the modification of legal socialization processand changed the boundaries and socio-regulatory codes socializing activities of its agents. The author concludes that in a transformed Russian society the most significant role is played by five agents (subjects) of legal, which had to make considerable efforts to overcome the alienation of the individual from the existing legal system.

Текст научной работы на тему «Правовая социализация в современном российском социуме»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

О.А. Попандопуло

УДК 1:316

Правовая социализация в современном российском социуме

Статья посвящена анализу деятельности субъектов правовой социализации личности, получающих паттерны потребительского общества и оказывающих сильное влияние на социально-правовую эволюцию человека . Исследование показало, что изменения в российском социуме привели к модификации процесса правовой социализации, изменили границы и общественно-нормативные коды социализирующей деятельности ее агентов . В статье сделан вывод, что в трансформирующемся российском обществе значительную роль играют пять агентов (субъектов) правовой социализации, которым приходиться прилагать немалые усилия для преодоления отчуждения личности от существующей правовой системы

Ключевые слова: правовая социализация, воспитание, семья, школа, средства массовой информации (СМИ), российское государство, институты гражданского общества

Развитие современной России связано не только с реформированием политической и правовой системы общества, экономическим ростом, но и с формированием новых правовых ценностей, отношений и субъектности личности . В российском обществе создаются предпосылки для прогрессивного изменения деятельности субъектов с целью формирования эффективной модели правовой социализации Она должна носить управляемый характер, поскольку является непременным условием «старта» необходимых прогрессивных преобразований . Динамично меняющаяся социально-правовая реальность обусловливает нарастание темпов социализации человека, его интеграции в систему объективных правоотношений

В формировании моделей правовой социализации необходимо учитывать общественно-экономический фактор, о котором писал К. Маркс, отмечавший дисциплинирующее влияние капитала: «Историческое назначение капитала будет выполнено тогда, когда... всеобщее трудолюбие благодаря строгой дисциплине капитала, через которую прошли следовавшие

© Попандопуло О .А. , 2016

друг за другом поколения, разовьется как всеобщее достояние нового поколения» [13, с. 280] . Следовательно, можно говорить о двоякой роли капитала, который, с одной стороны, паттернами потребительского общества выхолащивает нравственные начала социализации, с другой — дисциплинирует общественное поведение человека . Пожалуй, следует также согласиться с К . Марксом в том, что история — это развитие человека и одновременно растущего отчуждения Коммунизм должен был освободить от отчуждения, при котором индивид не признает себя в качестве творца, и запустить процесс самореализации личности, позволяющий ей преодолеть отчужденность мира . Однако в современном мире человек выступает все более как подчиненное существо, которое не имеет «воли к жизни» и возможности использовать свой потенциал. Но его жизнь не должна стать «средством обеспечения бытия класса, нации или государства» [16].

В современном обществе правовая социализация должна выступать как открытая система, оказывающая адаптивное воздействие на человека и общественные группы с помощью механизмов воспитательной и обучающей деятельности, в которую включены институты гражданского общества «Составной частью процесса социализации индивида выступает правовое воспитание, осуществляемое такими социальными институтами, как семья и система образования» [6]

В любом обществе семья является носителем исторически обусловленного нравственно-правового комплекса, она начинает закладывать в сознание человека правила поведения и принципы отношения к Другому на самых ранних этапах его развития В современном обществе институт семьи и брака переживает системный кризис, что негативно сказывается на его роли в качестве субъекта правовой социализации . Одним из его проявлений является феномен, суть которого заключается в доминирующей роли матерей в семье, когда они практически полностью отвергают экзистенциальные интересы и потребности своих детей . Исследователи данного процесса дали ему название «мамизм» (momism) [18, с . 240]. Семьи такого рода создают неблагоприятный психосоциальный контекст для первичной правовой социализации ребенка Принижение и умаление позитивной роли мужского начала в семье приводит к «спутанности» развивающегося правового сознания ребенка . В его ценностную систему может так и не войти уважение к закону, олицетворяемому для малыша отцом, который представляет для него не только мир мысли, путешествий и приключений, но и мир закона, порядка и дисциплины . Если в раннем возрасте отец не приучил его к порядку и дисциплинированности, то сильно возрастает вероятность того, что в будущем этим займутся уже в более жесткой форме общественные институты и правоохранительные структуры

Еще одним значительным признаком кризиса института семьи и брака, вызванного также и процессами вестернизации российского общества,

выступает постепенное снижение воздействия старшего поколения на раннюю правовую социализацию. Это ведет к нарушению связи между поколениями, в силу которого большинство положительных качеств характера человека (стойкость, усердность, старательность, трудолюбие, приоритет справедливости и правды), наработанные старшим поколением, не делегируются должным образом молодежи Эти процессы современные ученые связывают с тем, что ускоряющиеся темпы глобализации выступают под девизом доминирования индивидуализма, потребительских ценностей [5] и уменьшения значимости мужчины в семье как символа закона, побуждают общество к изменению ценностной системы правосознания . Необходимым условием успеха процесса правовой социализации на начальных этапах развития ребенка является «гармоничный синтез мужского и женского начала семьи, благодаря которому формируется психосоциальная основа социальной зрелости и нормального правосознания человека» [7].

Отказ от традиционных ценностей и переход к обществу потребления вызвал ситуацию аксиологического и когнитивного диссонанса у значительной части российских граждан Советский философ М К Мамардаш-вили с горечью писал в 1990 году: «В результате, что мы видим вокруг себя, в наших грязных домах, пустых магазинах и в наших людях, лица которых сведены звериным оскалом? Насилие, садизм и отсутствие законности копились десятилетиями и не находили выхода, поскольку существовала монополия государства на насилие и беззаконие. Теперь, когда монополия нарушена или нейтрализована, вся мерзость прет наружу из самых темных уголков человеческого "я". Если мы и спали в течение 70 лет, то отнюдь не невинным сном праведника, пробуждающегося во всей своей красе и чистоте Во сне мы переродились, выродились Ведь можно проснуться и насекомым, как один из персонажей Кафки Вот что происходит в настоящий момент в Москве, Ленинграде, Тбилиси . ..» [12, с . 4] . С этой мыслью сложно не согласиться, однако, следует отметить, что принуждение, деспотизм и недостаток законности скапливались в нашем государстве веками, а не десятилетиями В процессе взросления и формирования личности происходит раздвоение правового сознания индивида, ему необходимо сделать выбор ориентиров правового поведения, которые не имеют системного характера в нашем социуме Тем не менее доминирующие агенты социализации в итоге и определяют вектор социального развития личности как субъекта общественно-правовых отношений Из-за сложной социально-экономической ситуации в российском обществе (когда большинство родителей заняты на работе, а в это время их дети находятся в детских учреждениях или организациях) уменьшается влияние отца и матери на процесс первичной правовой социализации, и, соответственно, увеличивается роль учреждений образования, целью которых является «формирование системы знаний, убежденности, мотивов и привычки социально-активного поведения» [14, с . 23].

Еще А. Адлер отмечал, что школьная система образования органично связана с социальными и национальными идеалами, которые культивируются государством . «Связь школы с общественными идеалами, безусловно, обеспечивается правительством Именно в силу его влияния национальные идеалы отражаются в школьной системе. Правительство с трудом может добраться до родителей или семьи, однако внимательно следит за школами в своих же интересах» [1, с . 125]. Школа, являясь одним из основных субъектов правовой социализации, является также и агентом государства . Учитель должен ориентировать своих учеников, прежде всего, на общечеловеческие ценности и идеалы (справедливости, уважения прав и свобод другого, равенства перед законом, эквивалентный обмен), которые находят свое закрепление в установках естественного и позитивного права В связи с этим, можно согласиться с мнением А Адлера, утверждавшего, что школе легче, чем семье, управлять процессом социализации, поскольку она выступает более автономно от клановых интересов, имеет более беспристрастные установки, ближе к общенациональным требованиям и потребностям В период обучения в школе наиболее контрастно, чем в семье, обнаруживаются все те просчеты и недоработки, допущенные родителями в ходе воспитания своих детей . Но современная российская школа не имеет еще четких социально-правовых ориентиров, основанных на национальной идее Поэтому процессы правовой социализации носят во многом стихийный характер. Для успеха модернизации необходимо в корне изменить сложившуюся ситуацию в данной области

В ходе модернизации российского общества посредством правовой социализации личность должна приобретать достаточно высокий уровень правовой культуры, а также фундаментальную установку активно действовать правомерными методами и средствами Ведь только при наличии правовых знаний и ориентаций у человека формируются установки социального поведения, которые могут быть как законопослушными, так и наоборот Исходя из этого, необходимо особо отметить роль средств массовой информации в процессе правовой социализации «В информации о нормах права решающее значение имеет то, к кому она направлена . Некоторые нормы права относятся к небольшому числу лиц, другие касаются всех . Правовая норма, которая должна быть доведена до сведения каждого, распространяется с большими трудностями, и сообщение информации о ней требует больших затрат. Члены общества знают и хорошо усваивают общие требования права, вошедшие в правовое сознание как социальные ценности общества . Вместе с тем, частные и специальные правовые предписания не всегда им известны Другими словами, члены общества лучше знают общие права и обязанности, входящие в содержание социального статуса личности, чем конкретный смысл отдельных нормативных положений» [10, с. 264] .

В наше время актуальной задачей является позитивное информационное воздействие на российских граждан, объективно необходимое для успеха модернизации и правовой социализации В ходе проведенного анализа американский исследователь П Лазарсфельд установил, что медиавоздей-ствие на общество проходит в два этапа Сначала СМИ оказывают влияние на авторитетных лидеров социальных групп, а те, в свою очередь, «передают» свои убеждения посредством воздействия на других людей в процессе межличностной коммуникации [11]. Другими словами, СМИ активно воздействуют на граждан через доминирующих агентов правовой социализации Но в современном российском обществе само понятие «авторитет» приобрело негативный оттенок Когда похороны «вора в законе» транслируют все ведущие каналы российского телевидения, а похороны людей, которые честно жили и не жалели своей жизни, защищая Отчизну, остаются вне внимания ангажированных российских СМИ, то нельзя говорить об их позитивной роли в качестве агентов правовой социализации

В современной научной и философской мысли можно выделить два основных подхода к оценке роли СМИ в качестве субъекта социализации Часть ученых, сторонников первого подхода, придерживается мнения, что дети и молодые люди становятся восприимчивыми только к той информации, которая подтверждает их собственную позицию и может быть использована в качестве ее аргументации Для тех идей, которые мало популярны в их среде и не вызывают какого-либо серьезного интереса, они остаются «закрытыми», поскольку те не подтверждают их собственные мысли Другая же часть исследователей, сторонников второго подхода, считает, что в обществе СМИ играют роль негативного характера, поскольку отвлекают детей и взрослых от непосредственного общения друг с другом, отчуждают их от экзистенциальных интересов, вводят в «ложную» виртуальную реальность, замедляют их психосоциальную эволюцию и поощряют несдержанность в их общественных действиях

В настоящее время возможность получения правовой информации гражданами непрерывно развивается благодаря технологическому многообразию средств массовой информации, введения в информационное пространство специализированных поисковых систем Но из-за большого информационного потока человек не всегда может получить необходимую правовую информацию, найти именно то, что для него является актуальным на данный момент «Подобная ситуация может расцениваться двояко: с одной стороны, граждане страдают от отсутствия необходимой информации, а с другой — от избыточности информации, в которой им сложно разобраться Это создает трудности в использовании правовой информации в конкретных случаях, когда под влиянием постоянно возникающей новой информации утрачивается значение базовых знаний, генерализованных и закрепленных в человеческой памяти» [8] . Все-таки медиаинфор-

мация служит больше для того, чтобы укрепить существующие правовые установки человека, а не для изменения коренным образом его представлений о социально-правовой реальности .

В модернизирующемся российском обществе, кроме средств массовой информации, одним из важнейших субъектов социализации выступает государство, которое, в первую очередь, должно активно участвовать наряду с институтами гражданского общества в управлении данным процессом В нынешних условиях российское государство выступает наиболее активным агентом правовой социализации личности по сравнению с многообразными общественными структурами От качества его управления и зависит успех создания и претворения в реальность национально-государственной модели правовой социализации Критерием успешности и результативности регулирования процесса правовой социализации выступает качество работы структур, осуществляющих данную функцию . В . В . Бабас-кина выделяет ряд составляющих: «Во-первых, состояние управления (научность организации труда, организационная структура органа, порядок его деятельности, четкость распределения функций, компетенций, слаженность и согласованность всех звеньев системы органов правореализа-ции); во-вторых, микроклимат, в котором происходит работа (деловитость, творческий подход, обстановка, в которой нет места бюрократизму, формализму, волоките, проявлениям косности, равнодушия к человеку); в-третьих, субъективные качества работников органа (знание ими права, уровень правосознания, профессиональная этика, авторитет, опыт, высокие нравственные качества, общий культурный уровень) и, наконец, в-четвертых, материально-техническое обеспечение процесса реализации права» [2].

В современных условиях остается еще в значительной мере актуальной мысль Г Г Дилигенского, высказанная им в середине 1990-х годов, о «де-институционализации, которая выражается в дисфункциональности государственной власти, особенно ее законодательной и правоохранительной функций, в отсутствии реального разделения властей, в стабилизации нелегитимных форм государственно-управленческой деятельности» [3]. Несмотря на то, что на современном этапе «государство, безусловно, укрепило свое положение в общественной системе, стало важнейшим общественным институтом, его роль в социализационно-правовом процессе оценивается населением и экспертами не всегда позитивно В общественном мнении под воздействием мощного чиновничье-корпоративного фактора сложились устойчивые негативные установки в процессе правовой социализации Они проявляются в форме правового нигилизма, в условиях, когда становится ясно, что право является инструментом для достижения корпоративных интересов чиновников, тесно связанных с представителями крупного бизнеса» [2] Например, специалист в области философии и социологии права В . А. Бачинин пишет о том, что в «массовом сознании сложился стереотип "государственного неправа", которое везде демонстри-

ровало циничное пренебрежение к идеям свободы, принципам законности, коренным интересам граждан . Для него неприемлема идея гражданского общества как равновеликой силы, рассматривающей индивида не в качестве подданного государства, а как эмансипированное, частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели, обладающее неотчуждаемыми правами и сознающее самоценность собственной личности . Беззаконие верховной власти задает исходные параметры неправовой дисциплинар-ности, в пределах которой граждане имеют обязанности, но не обладают правами, знают, что необходимо, но не ведают вкуса истинной свободы То есть государство и его институты выступают не гарантами социального порядка, а устроителями его уродливого подобия — жестокой, неправовой бесчеловечной аномии» [3]

Недостаточная эффективность российского государства как субъекта правовой социализации выражается также в особенностях правовых аспектов политической сферы общества, которая объединяет многообразные линии динамичности государства в деле внедрения новых моделей взаимодействия в общественную действительность . Действенность «правовой политики государства невозможно обеспечить лишь путем установления на нормативном уровне необходимых правовых средств и механизмов Процесс трансформации целей правового регулирования в конкретные результаты завершается на этапе реализации нормативных предписаний, в ходе активной, целенаправленной деятельности субъектов правоотношений . Поэтому для повышения общей эффективности права, требуется четкая организация процесса воплощения правовых моделей в жизнь, оптимизация правореализационного механизма» [17]. В российском государстве, переживающем экономический кризис, вопрос формирования приемлемой правовой политики стоит особенно остро, ведь развитие социально-правовой сферы в данный период всегда связывается с напряжением в правовом управлении, некотором разладом в соотношении декларируемых положений и их реальном воплощении в жизнь Экономический кризис означает переход от одного состояния общества к другому «Переходный период, — отмечает В В Сорокин, — характеризуется принятием многочисленного законодательства, но многим из содержащихся в нем правовым нормам не суждено реализоваться Переходное законодательство содержит массу привлекательных положений и институтов, но юридическая практика превращает их в фикцию В итоге создается лишь видимость правовой системы» [15]

В связи с этим следует обратить внимание на качество государственного регулирования процесса правовой социализации личности, а также его специфики на фоне очевидной экономической нестабильности [4] На всех уровнях государственной власти постоянно делается акцент на важности сохранения демократических правовых ценностей, значимости правовых знаний, необходимости строго следовать курсом Конституции России . Когда россиянам приходится адаптироваться к меняющимся законодательным

актам, неинформированность о которых не может освободить их от необходимости их соблюдения, государству необходимо сформировать работающую систему социально-правового уведомления и оповещения граждан Выступая основным субъектом правовой социализации, государство характеризуется недостаточной активностью, соответственно демократические механизмы социализационного процесса и его регулирования носят в какой-то степени фиктивный характер Об этом В В Бабаскина пишет в достаточно жесткой форме . «Требуя от населения знания законов, которые мало понятны не только населению, но и самим законодателям, а также требуя от граждан выполнения законодательства, которое часто и повсеместно игнорируется представителями власти, персонифицирующими в своей деятельности государство, оно создает ситуацию ухода социализа-ционного процесса в сферу неправовых практик Таким образом, право, созданное как инструмент государственного управления процессами удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей людей, приобретает "фасадный" характер, позволяющий государству позиционировать себя в качестве гаранта демократического процесса Именно к этому характеру права государство через своих представителей все более адаптирует население страны Кроме того, к "фасадному" характеру права вынуждено приспосабливаться и самого государство, что создает наиболее острое внутреннее управленческое противоречие» [2]

Роль институтов гражданского общества в правовой социализации личности трудно переоценить Основные общественные структуры, предполагающие наличие качественного регулирования, наряду с государственными учреждениями, предлагают социальные и правовые нормы в качестве регуляторов взаимодействия субъектов права Если граждане принимают предложенные регуляторы, то социальные и правовые нормы действуют полноценно Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что именно институты гражданского общества выступают ведущим потребителем и основным агентом правовой социализации, которые в целях собственного прогресса, а также самосохранения направляют процесс правовой социализации человека

В целом, оценивая специфику и эффективность модернизирующегося российского общества как субъекта правовой социализации в ситуации нестабильности институтов права, следует сказать, что оно теснейшим образом связано с государственными институтами «Неустойчивое состояние институтов права, несомненно, снижает эффективность государственного и общественного управления ходом правовой социализации Но при этом следует отметить и другой процесс: низкая эффективность государственного и общественного управления правовой социализацией увеличивает энтропию системы институтов права, формируя ситуацию замкнутого круга, выход из которого, особенно в контексте роста угроз безопасности жизнедеятельности современного общества, должен быть найден как можно быстрее» [2]

Таким образом, оценка роли агентов социализации, оказывающих наиболее сильное влияние на социально-правовую эволюцию личности, показала, что происшедшие изменения в российском социуме привели к модификации ее социального поведения, выразившейся в изменении под воздействием потребительского общества его границ и общественно-нормативного кода . В своей совокупности деятельность субъектов представляет собой развивающуюся систему, элемент которой выполняет свою функцию на определенном этапе становления личности как субъекта права В российском обществе наиболее значительную роль играют пять агентов (субъектов) правовой социализации . Во-первых, к их числу следует отнести семью, в которой из-за общественно-экономических трансформаций усиливается негативная тенденция снижения традиционной роли отца, олицетворявшего для ребенка порядок, дисциплину и закон Во-вторых, в качестве важного субъекта правовой социализации выступает школа, которая с большим трудом выполняет социальный заказ государства на правовое воспитание и обучение молодого поколения В-третьих, большой вклад вносят средства массовой информации, выполняющие противоречивую роль (с одной стороны, важного института правового просвещения, с другой — из-за своего стремления к коммерческому успеху тиражирующие сцены насилия, беззакония и страха, негативно влияющие на правосознание человека) В-четвертых, российское государство, которое значительно укрепило свое положение в общественной системе и становится все более влиятельным агентом социализации В-пятых, еще достаточно слабые институты гражданского общества, которые в интересах придания гуманистического характера общественно-экономическому прогрессу в большей степени, чем государство, должны определять институционально-функциональные характеристики процесса правовой социализации личности

Литература

1. Адлер А. Наука жить . Киев: Port-Royal, 1997. 288 с .

2. Бабаскина В.В. Особенности использования государственных и общественных механизмов управления правовой социализацией в России // Научные проблемы гуманитарных исследований . 2010 . № 3 . С. 211—212 .

3. Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право . 2001 . № 5 . С. 14—20 .

4. Васильева Е.Н., Гуляихин В.Н. Экономическая социализация учащейся молодежи: опыт регионального исследования // Социологические исследования . 2014. № 8 (364) . С. 115—119.

5. Гобозов И.А. Интеллектуальный кризис общества // Философия и общество 2010 № 3 С 5—21

6. Гуляихин В.Н. Архетипическая матрица правового поведения человека // Философия права 2014 № 3 (64) С 75—79

7. Гуляихин В.Н. Семья как субъект ранней правовой социализации // Юридические исследования . 2013 . № 7. С. 56—66 .

8. Денисенко И.К. Влияние институтов правовой социализации на формирование правовой компетентности и правового поведения личности // Историческая и социально-образовательная мысль . 2012 . № 1 . С. 245—248 .

9. Дилигенский Г Россия на пороге нового тысячелетия: дифференциация или фрагментация? (о политическом сознании в России) // Мировая экономика и международные отношения . 1999. № 9. С. 38—48 .

10. Кудрявцев В.Н, Казимирчук В.П. Современная социология права . М . , 1995. 303 с

11. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация в современном мире / Пер . с англ . М . М . Макарова . М, 2000 . 345 с .

12. Мамардашвили М. Как я понимаю философию . М . , 1992 . 415 с .

13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения . М . , 1968 . Т. 46 . Ч . I . 907 с .

14. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Известия высших учебных заведений . Правоведение . 2000 . № 2 . С . 23—31 .

15. Сорокин В.В. Государственность переходного периода (теоретические вопросы): Автореф . дис . ... канд . юрид . наук . Екатеринбург, 1999. 58 с .

16. Фромм Э. Концепция человека у Маркса // Душа человека . М . , 1992 . 430 с .

17. Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе // Правоведение 2001 № 4 С 30—39

18. Эриксон Э.Г. Детство и общество . СПб . , 2002 . 416 с .

Е.М. Крупеня

Некоторые вопросы правовой социализации в современной России

Рецензия на статью О.А. Попандопуло «Правовая социализация в современном российском социуме»

При написании этого текста его автор стремился не столько оценивать содержание работы О.А. Попандопуло, сколько изложить собственные суждения, которые родились при внимательном знакомстве с материалами статьи на тему правовой социализации в современном общегражданском российском социуме и ее сюжета — проблемы модификации общественно-нормативных кодов поведения людей .

Ольга Александровна Попандопуло представила статью, которая интересна, прежде всего, тем, что она подготовлена в контексте новых методологических вызовов современного этапа развития научной рациональности (постклассики, постнеклассики, неклассики, постмодерна) (об этом подробнее см . : [5; 6; 7; 8]) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.