ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
О.А. Попандопуло
УДК 1:316
Правовая социализация в современном российском социуме
Статья посвящена анализу деятельности субъектов правовой социализации личности, получающих паттерны потребительского общества и оказывающих сильное влияние на социально-правовую эволюцию человека . Исследование показало, что изменения в российском социуме привели к модификации процесса правовой социализации, изменили границы и общественно-нормативные коды социализирующей деятельности ее агентов . В статье сделан вывод, что в трансформирующемся российском обществе значительную роль играют пять агентов (субъектов) правовой социализации, которым приходиться прилагать немалые усилия для преодоления отчуждения личности от существующей правовой системы
Ключевые слова: правовая социализация, воспитание, семья, школа, средства массовой информации (СМИ), российское государство, институты гражданского общества
Развитие современной России связано не только с реформированием политической и правовой системы общества, экономическим ростом, но и с формированием новых правовых ценностей, отношений и субъектности личности . В российском обществе создаются предпосылки для прогрессивного изменения деятельности субъектов с целью формирования эффективной модели правовой социализации Она должна носить управляемый характер, поскольку является непременным условием «старта» необходимых прогрессивных преобразований . Динамично меняющаяся социально-правовая реальность обусловливает нарастание темпов социализации человека, его интеграции в систему объективных правоотношений
В формировании моделей правовой социализации необходимо учитывать общественно-экономический фактор, о котором писал К. Маркс, отмечавший дисциплинирующее влияние капитала: «Историческое назначение капитала будет выполнено тогда, когда... всеобщее трудолюбие благодаря строгой дисциплине капитала, через которую прошли следовавшие
© Попандопуло О .А. , 2016
друг за другом поколения, разовьется как всеобщее достояние нового поколения» [13, с. 280] . Следовательно, можно говорить о двоякой роли капитала, который, с одной стороны, паттернами потребительского общества выхолащивает нравственные начала социализации, с другой — дисциплинирует общественное поведение человека . Пожалуй, следует также согласиться с К . Марксом в том, что история — это развитие человека и одновременно растущего отчуждения Коммунизм должен был освободить от отчуждения, при котором индивид не признает себя в качестве творца, и запустить процесс самореализации личности, позволяющий ей преодолеть отчужденность мира . Однако в современном мире человек выступает все более как подчиненное существо, которое не имеет «воли к жизни» и возможности использовать свой потенциал. Но его жизнь не должна стать «средством обеспечения бытия класса, нации или государства» [16].
В современном обществе правовая социализация должна выступать как открытая система, оказывающая адаптивное воздействие на человека и общественные группы с помощью механизмов воспитательной и обучающей деятельности, в которую включены институты гражданского общества «Составной частью процесса социализации индивида выступает правовое воспитание, осуществляемое такими социальными институтами, как семья и система образования» [6]
В любом обществе семья является носителем исторически обусловленного нравственно-правового комплекса, она начинает закладывать в сознание человека правила поведения и принципы отношения к Другому на самых ранних этапах его развития В современном обществе институт семьи и брака переживает системный кризис, что негативно сказывается на его роли в качестве субъекта правовой социализации . Одним из его проявлений является феномен, суть которого заключается в доминирующей роли матерей в семье, когда они практически полностью отвергают экзистенциальные интересы и потребности своих детей . Исследователи данного процесса дали ему название «мамизм» (momism) [18, с . 240]. Семьи такого рода создают неблагоприятный психосоциальный контекст для первичной правовой социализации ребенка Принижение и умаление позитивной роли мужского начала в семье приводит к «спутанности» развивающегося правового сознания ребенка . В его ценностную систему может так и не войти уважение к закону, олицетворяемому для малыша отцом, который представляет для него не только мир мысли, путешествий и приключений, но и мир закона, порядка и дисциплины . Если в раннем возрасте отец не приучил его к порядку и дисциплинированности, то сильно возрастает вероятность того, что в будущем этим займутся уже в более жесткой форме общественные институты и правоохранительные структуры
Еще одним значительным признаком кризиса института семьи и брака, вызванного также и процессами вестернизации российского общества,
выступает постепенное снижение воздействия старшего поколения на раннюю правовую социализацию. Это ведет к нарушению связи между поколениями, в силу которого большинство положительных качеств характера человека (стойкость, усердность, старательность, трудолюбие, приоритет справедливости и правды), наработанные старшим поколением, не делегируются должным образом молодежи Эти процессы современные ученые связывают с тем, что ускоряющиеся темпы глобализации выступают под девизом доминирования индивидуализма, потребительских ценностей [5] и уменьшения значимости мужчины в семье как символа закона, побуждают общество к изменению ценностной системы правосознания . Необходимым условием успеха процесса правовой социализации на начальных этапах развития ребенка является «гармоничный синтез мужского и женского начала семьи, благодаря которому формируется психосоциальная основа социальной зрелости и нормального правосознания человека» [7].
Отказ от традиционных ценностей и переход к обществу потребления вызвал ситуацию аксиологического и когнитивного диссонанса у значительной части российских граждан Советский философ М К Мамардаш-вили с горечью писал в 1990 году: «В результате, что мы видим вокруг себя, в наших грязных домах, пустых магазинах и в наших людях, лица которых сведены звериным оскалом? Насилие, садизм и отсутствие законности копились десятилетиями и не находили выхода, поскольку существовала монополия государства на насилие и беззаконие. Теперь, когда монополия нарушена или нейтрализована, вся мерзость прет наружу из самых темных уголков человеческого "я". Если мы и спали в течение 70 лет, то отнюдь не невинным сном праведника, пробуждающегося во всей своей красе и чистоте Во сне мы переродились, выродились Ведь можно проснуться и насекомым, как один из персонажей Кафки Вот что происходит в настоящий момент в Москве, Ленинграде, Тбилиси . ..» [12, с . 4] . С этой мыслью сложно не согласиться, однако, следует отметить, что принуждение, деспотизм и недостаток законности скапливались в нашем государстве веками, а не десятилетиями В процессе взросления и формирования личности происходит раздвоение правового сознания индивида, ему необходимо сделать выбор ориентиров правового поведения, которые не имеют системного характера в нашем социуме Тем не менее доминирующие агенты социализации в итоге и определяют вектор социального развития личности как субъекта общественно-правовых отношений Из-за сложной социально-экономической ситуации в российском обществе (когда большинство родителей заняты на работе, а в это время их дети находятся в детских учреждениях или организациях) уменьшается влияние отца и матери на процесс первичной правовой социализации, и, соответственно, увеличивается роль учреждений образования, целью которых является «формирование системы знаний, убежденности, мотивов и привычки социально-активного поведения» [14, с . 23].
Еще А. Адлер отмечал, что школьная система образования органично связана с социальными и национальными идеалами, которые культивируются государством . «Связь школы с общественными идеалами, безусловно, обеспечивается правительством Именно в силу его влияния национальные идеалы отражаются в школьной системе. Правительство с трудом может добраться до родителей или семьи, однако внимательно следит за школами в своих же интересах» [1, с . 125]. Школа, являясь одним из основных субъектов правовой социализации, является также и агентом государства . Учитель должен ориентировать своих учеников, прежде всего, на общечеловеческие ценности и идеалы (справедливости, уважения прав и свобод другого, равенства перед законом, эквивалентный обмен), которые находят свое закрепление в установках естественного и позитивного права В связи с этим, можно согласиться с мнением А Адлера, утверждавшего, что школе легче, чем семье, управлять процессом социализации, поскольку она выступает более автономно от клановых интересов, имеет более беспристрастные установки, ближе к общенациональным требованиям и потребностям В период обучения в школе наиболее контрастно, чем в семье, обнаруживаются все те просчеты и недоработки, допущенные родителями в ходе воспитания своих детей . Но современная российская школа не имеет еще четких социально-правовых ориентиров, основанных на национальной идее Поэтому процессы правовой социализации носят во многом стихийный характер. Для успеха модернизации необходимо в корне изменить сложившуюся ситуацию в данной области
В ходе модернизации российского общества посредством правовой социализации личность должна приобретать достаточно высокий уровень правовой культуры, а также фундаментальную установку активно действовать правомерными методами и средствами Ведь только при наличии правовых знаний и ориентаций у человека формируются установки социального поведения, которые могут быть как законопослушными, так и наоборот Исходя из этого, необходимо особо отметить роль средств массовой информации в процессе правовой социализации «В информации о нормах права решающее значение имеет то, к кому она направлена . Некоторые нормы права относятся к небольшому числу лиц, другие касаются всех . Правовая норма, которая должна быть доведена до сведения каждого, распространяется с большими трудностями, и сообщение информации о ней требует больших затрат. Члены общества знают и хорошо усваивают общие требования права, вошедшие в правовое сознание как социальные ценности общества . Вместе с тем, частные и специальные правовые предписания не всегда им известны Другими словами, члены общества лучше знают общие права и обязанности, входящие в содержание социального статуса личности, чем конкретный смысл отдельных нормативных положений» [10, с. 264] .
В наше время актуальной задачей является позитивное информационное воздействие на российских граждан, объективно необходимое для успеха модернизации и правовой социализации В ходе проведенного анализа американский исследователь П Лазарсфельд установил, что медиавоздей-ствие на общество проходит в два этапа Сначала СМИ оказывают влияние на авторитетных лидеров социальных групп, а те, в свою очередь, «передают» свои убеждения посредством воздействия на других людей в процессе межличностной коммуникации [11]. Другими словами, СМИ активно воздействуют на граждан через доминирующих агентов правовой социализации Но в современном российском обществе само понятие «авторитет» приобрело негативный оттенок Когда похороны «вора в законе» транслируют все ведущие каналы российского телевидения, а похороны людей, которые честно жили и не жалели своей жизни, защищая Отчизну, остаются вне внимания ангажированных российских СМИ, то нельзя говорить об их позитивной роли в качестве агентов правовой социализации
В современной научной и философской мысли можно выделить два основных подхода к оценке роли СМИ в качестве субъекта социализации Часть ученых, сторонников первого подхода, придерживается мнения, что дети и молодые люди становятся восприимчивыми только к той информации, которая подтверждает их собственную позицию и может быть использована в качестве ее аргументации Для тех идей, которые мало популярны в их среде и не вызывают какого-либо серьезного интереса, они остаются «закрытыми», поскольку те не подтверждают их собственные мысли Другая же часть исследователей, сторонников второго подхода, считает, что в обществе СМИ играют роль негативного характера, поскольку отвлекают детей и взрослых от непосредственного общения друг с другом, отчуждают их от экзистенциальных интересов, вводят в «ложную» виртуальную реальность, замедляют их психосоциальную эволюцию и поощряют несдержанность в их общественных действиях
В настоящее время возможность получения правовой информации гражданами непрерывно развивается благодаря технологическому многообразию средств массовой информации, введения в информационное пространство специализированных поисковых систем Но из-за большого информационного потока человек не всегда может получить необходимую правовую информацию, найти именно то, что для него является актуальным на данный момент «Подобная ситуация может расцениваться двояко: с одной стороны, граждане страдают от отсутствия необходимой информации, а с другой — от избыточности информации, в которой им сложно разобраться Это создает трудности в использовании правовой информации в конкретных случаях, когда под влиянием постоянно возникающей новой информации утрачивается значение базовых знаний, генерализованных и закрепленных в человеческой памяти» [8] . Все-таки медиаинфор-
мация служит больше для того, чтобы укрепить существующие правовые установки человека, а не для изменения коренным образом его представлений о социально-правовой реальности .
В модернизирующемся российском обществе, кроме средств массовой информации, одним из важнейших субъектов социализации выступает государство, которое, в первую очередь, должно активно участвовать наряду с институтами гражданского общества в управлении данным процессом В нынешних условиях российское государство выступает наиболее активным агентом правовой социализации личности по сравнению с многообразными общественными структурами От качества его управления и зависит успех создания и претворения в реальность национально-государственной модели правовой социализации Критерием успешности и результативности регулирования процесса правовой социализации выступает качество работы структур, осуществляющих данную функцию . В . В . Бабас-кина выделяет ряд составляющих: «Во-первых, состояние управления (научность организации труда, организационная структура органа, порядок его деятельности, четкость распределения функций, компетенций, слаженность и согласованность всех звеньев системы органов правореализа-ции); во-вторых, микроклимат, в котором происходит работа (деловитость, творческий подход, обстановка, в которой нет места бюрократизму, формализму, волоките, проявлениям косности, равнодушия к человеку); в-третьих, субъективные качества работников органа (знание ими права, уровень правосознания, профессиональная этика, авторитет, опыт, высокие нравственные качества, общий культурный уровень) и, наконец, в-четвертых, материально-техническое обеспечение процесса реализации права» [2].
В современных условиях остается еще в значительной мере актуальной мысль Г Г Дилигенского, высказанная им в середине 1990-х годов, о «де-институционализации, которая выражается в дисфункциональности государственной власти, особенно ее законодательной и правоохранительной функций, в отсутствии реального разделения властей, в стабилизации нелегитимных форм государственно-управленческой деятельности» [3]. Несмотря на то, что на современном этапе «государство, безусловно, укрепило свое положение в общественной системе, стало важнейшим общественным институтом, его роль в социализационно-правовом процессе оценивается населением и экспертами не всегда позитивно В общественном мнении под воздействием мощного чиновничье-корпоративного фактора сложились устойчивые негативные установки в процессе правовой социализации Они проявляются в форме правового нигилизма, в условиях, когда становится ясно, что право является инструментом для достижения корпоративных интересов чиновников, тесно связанных с представителями крупного бизнеса» [2] Например, специалист в области философии и социологии права В . А. Бачинин пишет о том, что в «массовом сознании сложился стереотип "государственного неправа", которое везде демонстри-
ровало циничное пренебрежение к идеям свободы, принципам законности, коренным интересам граждан . Для него неприемлема идея гражданского общества как равновеликой силы, рассматривающей индивида не в качестве подданного государства, а как эмансипированное, частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели, обладающее неотчуждаемыми правами и сознающее самоценность собственной личности . Беззаконие верховной власти задает исходные параметры неправовой дисциплинар-ности, в пределах которой граждане имеют обязанности, но не обладают правами, знают, что необходимо, но не ведают вкуса истинной свободы То есть государство и его институты выступают не гарантами социального порядка, а устроителями его уродливого подобия — жестокой, неправовой бесчеловечной аномии» [3]
Недостаточная эффективность российского государства как субъекта правовой социализации выражается также в особенностях правовых аспектов политической сферы общества, которая объединяет многообразные линии динамичности государства в деле внедрения новых моделей взаимодействия в общественную действительность . Действенность «правовой политики государства невозможно обеспечить лишь путем установления на нормативном уровне необходимых правовых средств и механизмов Процесс трансформации целей правового регулирования в конкретные результаты завершается на этапе реализации нормативных предписаний, в ходе активной, целенаправленной деятельности субъектов правоотношений . Поэтому для повышения общей эффективности права, требуется четкая организация процесса воплощения правовых моделей в жизнь, оптимизация правореализационного механизма» [17]. В российском государстве, переживающем экономический кризис, вопрос формирования приемлемой правовой политики стоит особенно остро, ведь развитие социально-правовой сферы в данный период всегда связывается с напряжением в правовом управлении, некотором разладом в соотношении декларируемых положений и их реальном воплощении в жизнь Экономический кризис означает переход от одного состояния общества к другому «Переходный период, — отмечает В В Сорокин, — характеризуется принятием многочисленного законодательства, но многим из содержащихся в нем правовым нормам не суждено реализоваться Переходное законодательство содержит массу привлекательных положений и институтов, но юридическая практика превращает их в фикцию В итоге создается лишь видимость правовой системы» [15]
В связи с этим следует обратить внимание на качество государственного регулирования процесса правовой социализации личности, а также его специфики на фоне очевидной экономической нестабильности [4] На всех уровнях государственной власти постоянно делается акцент на важности сохранения демократических правовых ценностей, значимости правовых знаний, необходимости строго следовать курсом Конституции России . Когда россиянам приходится адаптироваться к меняющимся законодательным
актам, неинформированность о которых не может освободить их от необходимости их соблюдения, государству необходимо сформировать работающую систему социально-правового уведомления и оповещения граждан Выступая основным субъектом правовой социализации, государство характеризуется недостаточной активностью, соответственно демократические механизмы социализационного процесса и его регулирования носят в какой-то степени фиктивный характер Об этом В В Бабаскина пишет в достаточно жесткой форме . «Требуя от населения знания законов, которые мало понятны не только населению, но и самим законодателям, а также требуя от граждан выполнения законодательства, которое часто и повсеместно игнорируется представителями власти, персонифицирующими в своей деятельности государство, оно создает ситуацию ухода социализа-ционного процесса в сферу неправовых практик Таким образом, право, созданное как инструмент государственного управления процессами удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей людей, приобретает "фасадный" характер, позволяющий государству позиционировать себя в качестве гаранта демократического процесса Именно к этому характеру права государство через своих представителей все более адаптирует население страны Кроме того, к "фасадному" характеру права вынуждено приспосабливаться и самого государство, что создает наиболее острое внутреннее управленческое противоречие» [2]
Роль институтов гражданского общества в правовой социализации личности трудно переоценить Основные общественные структуры, предполагающие наличие качественного регулирования, наряду с государственными учреждениями, предлагают социальные и правовые нормы в качестве регуляторов взаимодействия субъектов права Если граждане принимают предложенные регуляторы, то социальные и правовые нормы действуют полноценно Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что именно институты гражданского общества выступают ведущим потребителем и основным агентом правовой социализации, которые в целях собственного прогресса, а также самосохранения направляют процесс правовой социализации человека
В целом, оценивая специфику и эффективность модернизирующегося российского общества как субъекта правовой социализации в ситуации нестабильности институтов права, следует сказать, что оно теснейшим образом связано с государственными институтами «Неустойчивое состояние институтов права, несомненно, снижает эффективность государственного и общественного управления ходом правовой социализации Но при этом следует отметить и другой процесс: низкая эффективность государственного и общественного управления правовой социализацией увеличивает энтропию системы институтов права, формируя ситуацию замкнутого круга, выход из которого, особенно в контексте роста угроз безопасности жизнедеятельности современного общества, должен быть найден как можно быстрее» [2]
Таким образом, оценка роли агентов социализации, оказывающих наиболее сильное влияние на социально-правовую эволюцию личности, показала, что происшедшие изменения в российском социуме привели к модификации ее социального поведения, выразившейся в изменении под воздействием потребительского общества его границ и общественно-нормативного кода . В своей совокупности деятельность субъектов представляет собой развивающуюся систему, элемент которой выполняет свою функцию на определенном этапе становления личности как субъекта права В российском обществе наиболее значительную роль играют пять агентов (субъектов) правовой социализации . Во-первых, к их числу следует отнести семью, в которой из-за общественно-экономических трансформаций усиливается негативная тенденция снижения традиционной роли отца, олицетворявшего для ребенка порядок, дисциплину и закон Во-вторых, в качестве важного субъекта правовой социализации выступает школа, которая с большим трудом выполняет социальный заказ государства на правовое воспитание и обучение молодого поколения В-третьих, большой вклад вносят средства массовой информации, выполняющие противоречивую роль (с одной стороны, важного института правового просвещения, с другой — из-за своего стремления к коммерческому успеху тиражирующие сцены насилия, беззакония и страха, негативно влияющие на правосознание человека) В-четвертых, российское государство, которое значительно укрепило свое положение в общественной системе и становится все более влиятельным агентом социализации В-пятых, еще достаточно слабые институты гражданского общества, которые в интересах придания гуманистического характера общественно-экономическому прогрессу в большей степени, чем государство, должны определять институционально-функциональные характеристики процесса правовой социализации личности
Литература
1. Адлер А. Наука жить . Киев: Port-Royal, 1997. 288 с .
2. Бабаскина В.В. Особенности использования государственных и общественных механизмов управления правовой социализацией в России // Научные проблемы гуманитарных исследований . 2010 . № 3 . С. 211—212 .
3. Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право . 2001 . № 5 . С. 14—20 .
4. Васильева Е.Н., Гуляихин В.Н. Экономическая социализация учащейся молодежи: опыт регионального исследования // Социологические исследования . 2014. № 8 (364) . С. 115—119.
5. Гобозов И.А. Интеллектуальный кризис общества // Философия и общество 2010 № 3 С 5—21
6. Гуляихин В.Н. Архетипическая матрица правового поведения человека // Философия права 2014 № 3 (64) С 75—79
7. Гуляихин В.Н. Семья как субъект ранней правовой социализации // Юридические исследования . 2013 . № 7. С. 56—66 .
8. Денисенко И.К. Влияние институтов правовой социализации на формирование правовой компетентности и правового поведения личности // Историческая и социально-образовательная мысль . 2012 . № 1 . С. 245—248 .
9. Дилигенский Г Россия на пороге нового тысячелетия: дифференциация или фрагментация? (о политическом сознании в России) // Мировая экономика и международные отношения . 1999. № 9. С. 38—48 .
10. Кудрявцев В.Н, Казимирчук В.П. Современная социология права . М . , 1995. 303 с
11. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация в современном мире / Пер . с англ . М . М . Макарова . М, 2000 . 345 с .
12. Мамардашвили М. Как я понимаю философию . М . , 1992 . 415 с .
13. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения . М . , 1968 . Т. 46 . Ч . I . 907 с .
14. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Известия высших учебных заведений . Правоведение . 2000 . № 2 . С . 23—31 .
15. Сорокин В.В. Государственность переходного периода (теоретические вопросы): Автореф . дис . ... канд . юрид . наук . Екатеринбург, 1999. 58 с .
16. Фромм Э. Концепция человека у Маркса // Душа человека . М . , 1992 . 430 с .
17. Шундиков К.В. Цели, средства и результаты в правореализационном процессе // Правоведение 2001 № 4 С 30—39
18. Эриксон Э.Г. Детство и общество . СПб . , 2002 . 416 с .
Е.М. Крупеня
Некоторые вопросы правовой социализации в современной России
Рецензия на статью О.А. Попандопуло «Правовая социализация в современном российском социуме»
При написании этого текста его автор стремился не столько оценивать содержание работы О.А. Попандопуло, сколько изложить собственные суждения, которые родились при внимательном знакомстве с материалами статьи на тему правовой социализации в современном общегражданском российском социуме и ее сюжета — проблемы модификации общественно-нормативных кодов поведения людей .
Ольга Александровна Попандопуло представила статью, которая интересна, прежде всего, тем, что она подготовлена в контексте новых методологических вызовов современного этапа развития научной рациональности (постклассики, постнеклассики, неклассики, постмодерна) (об этом подробнее см . : [5; 6; 7; 8]) .