Научная статья на тему 'Проблема правовой социализации человека: опыт социально-философского анализа'

Проблема правовой социализации человека: опыт социально-философского анализа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1128
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОПОРЯДОК / ПРАВОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LEGAL SOCIALIZATION / LEGAL CULTURE / LEGAL CONSCIOUSNESS / LAW AND ORDER / LAWFUL PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попандопуло Ольга Александровна

В статье рассматриваются социально-философские проблемы правовой социализации личности, особенности и негативные проявления правовой социализации в российском обществе. Предполагается раскрытие одного из основных вопросов отношение «человек общество», то есть определение взаимосвязи, зависимости сущности человека от социально-правовых факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LEGAL SOCIALIZATION: THE EXPERIENCE OF SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Social-philosophical problems of law socialization of a person are considered in the article; specific features and negative displays of legal socialization in the Russian society are presented as well. The author focuses on one of the main issues, i.d. the relation "man society", paying attention to the correlation, dependence of human intrinsicality on social and law factors.

Текст научной работы на тему «Проблема правовой социализации человека: опыт социально-философского анализа»

© Попандопуло О.А., 2012

УДК 1:34 ББК 87.6

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА 1

О.А. Попандопуло

В статье рассматриваются социально-философские проблемы правовой социализации личности, особенности и негативные проявления правовой социализации в российском обществе. Предполагается раскрытие одного из основных вопросов - отношение «человек - общество», то есть определение взаимосвязи, зависимости сущности человека от социально-правовых факторов.

Ключевые слова: правовая социализация, правовая культура, правовое сознание, правопорядок, правовая личность.

За последнее десятилетие в России произошли значительные изменения в области модернизации социально-экономических отношений и формирования правовой системы, отвечающей современным требованиям и реалиям. В нашей стране был провозглашен курс на формирование правового государства и гражданского общества. Намеченных преобразований можно достигнуть с помощью совершенствования законодательства и обеспечения высокого уровня правовой культуры граждан. Актуальность решения данных проблем определяется кризисным состоянием правовой культуры в современном обществе, негативной ситуацией в сфере правоотношений и нормативной регуляции, необходимостью глубокого исследования влияния социеталь-ных трансформаций на характер эволюции человека как субъекта права [6].

Социально-философский анализ проблемы правовой социализации предполагает раскрытие одного из основных вопросов - отношение «человек - общество», то есть определение взаимосвязи, зависимости сущности человека от социально-правовых факторов. Исследовательская традиция, имеющая отношение к проблеме усвоения индивидом правовых норм, существует с античных времен, когда действенность закона связывалась с

врожденными законами поведения людей. Античные философы рассматривали личность в единой системе с обществом, человек есть политическое существо, которое готово к выполнению социальных функций [2, с. 378-379]. Потребности и способности людей они представляли как явления, лежащие в основе развития государства, то есть закон должен отвечать нуждам общества, а его организация должна быть осуществлена в соответствии со знаниями, умениями его членов. Представ ле-ния античных мыслителей оказали воздействие на дальнейшее развитие идей, на осмысление права как условия справедливости и равенства. Особенностью философских учений Средневековья является их теоцентрический характер, который утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Правопорядок на земле человек не способен установить самостоятельно, его основанием будет являться страх Божий, который, грозя человеку наказанием, помогает ему удержаться на краю бездны зла [1, с. 429]. В эпоху Возрождения начинается революционная переоценка духовных и правовых ценностей, исследование собственно проблем государства и права.

Философская мысль Нового времени обращает внимание на влияние общественных условий на индивидуальное развитие человека, не отвергая при этом понятия социальности. Свидетельством этому могут послужить слова Д. Дидро, который писал:

«Природа и строение человека таковы, что вне общества он не мог бы сохранить свою жизнь, ни развить и улучшить свои способности и таланты, ни добыть себе подлинное и прочное счастье» [12, с. 342]. Ж.Ж. Руссо утверждал, что человеческие пороки и страдания порождаются средой, плохим воспитанием, неразумным общественным устройством. По мнению П.А. Гольбаха, не природа создает дурных людей, а наши учреждения заставляют их быть такими. Ребенок, воспитанный среди разбойников, может стать злодеем, если бы он был воспитан среди добродетельных людей, то сам бы стал добродетельным человеком [5, с. 348].

В классической немецкой философии в основу правовой эволюции человека ставится процесс воспитания и социального становления личности. «Социальное становление есть направленный процесс осознания человеком общества» [13, с. 206], то есть получается, что индивид не только знающий и воспитанный, но и человек социума. В то же время, по мнению Г.В. Гегеля, у человека есть две стороны - единичность и всеобщая сущность. В связи с этим «его долг перед собой заключается частью в физическом сохранении себя, частью в том, чтобы поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы - образовать себя». Человек, считает философ, «внутри себя обладает масштабом правового», «его внутренняя сущность всегда говорит ему, как должно быть, и он в себе самом находит подтверждение или неподтверждение того, что имеет силу закона» [4, с. 152]. Л.А. Фейербах понимает сущность человека как определяемую социальными связями: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как мыслящем. Человеческая сущность налицо в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между я и ты» [15, с. 203]. Именно в сфере межличностного общения и осуществляется, по его мнению, самореализация человека, в ходе общения и совместной деятельности происходит процесс социализации. На развитие проблемы правовой социализации человека оказали заметное влияние К. Маркс и Ф. Энгельс, хотя сам

термин «социализация» употребляется ими не совсем в современном значении. К. Маркс понимал общество как систему взаимоотношений между людьми, возникающих в ходе их жизнедеятельности. Личность формируется в обществе, преодолевая свое биологическое несовершенство и приобретая социальные качества.

Рассмотрение историко-философского аспекта проблемы правовой социализации позволяет предположить, что, во-первых, правовая социализация как феномен и категория относится, в первую очередь, к предметной области психологических и социологических дисциплин, но, несмотря на это, его исследование в абстрактно-правовом ключе обязательно дополняется социально-философским анализом, сконцентрированным на поиске общественных факторов и закономерностей. Во-вторых, важным элементом является изучение влияния на правовую социализацию человека исторической, социокультурной, социально-когнитивной специфики правопонимания [8]. И, наконец, в-третьих, специфика сложившегося в обществе правового пространства позволяет выявить диалектическую взаимосвязь правовой социализации, правосознания, общественного поведения и институционально-нормативной регуляции.

Правовая социализация играет важную роль в становлении духовной культуры человека, она представляет собой важный общественный двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение человеком социальноправового опыта путем вхождения в социокультурную среду и в систему коммуникативных связей внутри общества, с другой стороны, процесс воспроизводства человеком общественных связей за счет его активной социоп-равовой деятельности, жизненной позиции и включения в правовую жизнь. Она не только связана с эволюцией личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, в процессе которого у него вырабатываются типовые социальные реакции и формы активности [10]. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Залогом полноты и всесторонности исследования проблемы правовой социализации человека является социально-философский подход к определению ее процессуальной сущности. При этом важнейшей категорией, в которой отражены наиболее сущностные черты социальных процессов, является развитие, которое мы определяем как качественное изменение состояний, происходящее при условии сохранения их основы, то есть некоего исходного состояния, порождающего новые состояния. Н.А. Бердяев полагал, что «развитие ничего не убивает, ничего не истребляет и неизбежно заключает в себе элемент консервативный. Развитие сохраняет вневременное достояние прошлого, продолжает дело прошлого, раскрывает содержание семени, посеянного не только в глубине веков, но и в глубине вечности. Развитие не есть отрицание прошлого, а есть утверждение того, что в нем заложено раскрытие вечных элементов бытия, разворачивание изначальных качеств, пребывающих в потенциальном состоянии» [3, с. 57]. Развитие процесса правовой социализации - последовательное, необратимое, закономерное, качественное изменение. Человек создает общественные механизмы обновления, рождения нового и отмирания старого. Исходя из того, что эволюция данного процесса прежде всего изменение, следует указать на то, что это не есть нечто отдельное, а комплекс изменений в идеологической системе общества. Следует также отметить, что, во-первых, правовая социализация - это диалектическое единство регрессивных и прогрессивных преобразований; во-вторых, человек, проходя первичные и вторичные ее этапы, делается принципиально другим; в-третьих, ее результатом является постоянно возрастающая индивидуализация каждого человека; и, в-четвертых, данный процесс происходит в течение всей жизни человека [11].

Согласно общеизвестной теории потребностей А. Маслоу, высшим уровнем развития являются самореализация и самоактуализация как «реализация потенциала личности», являющаяся элементом системы «самости», включающей саморазвитие, самосовершенствование и самоактуализацию как стремление человека к возможно более полному развитию своих личностных возможностей.

Стремление к саморазвитию и самореализации - это не навязчивая идея о достижении абсолютного идеала, скорее, это актуальная потребность в саморазвитии, потребность в самосовершенствовании представляет огромную ценность сама по себе [9]. Это показатель личной зрелости, эффективности и результативности процесса правовой социализации и одновременно условия ее достижения. В то же время самореализация не есть конечный уровень развития человека, так как аккумулирует в себе только индивидуально-личностные аспекты процесса развития. Любой процесс персональального развития должен заключать в себе социально значимое целеполагание. При ином подходе сам процесс правовой социализации человека теряет свою значимость и самоценность.

В рамках синергетического научно-исследовательского подхода акцентируется внимание на многонаправленность, случайность и непредсказуемость развития. И. Пригожин указывал, что такое фундаментальное явление, как эволюция человеческих культур, помимо детер-минационных процессов должно содержать некий вероятностный элемент. «Вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются значительные флуктуации. Такие системы как бы “колеблются” перед выбором одного или нескольких путей эволюции, и знаменитый закон больших чисел, если понимать его как обычно, перестает действовать. Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы. Далекие от мысли противопоставлять случайность и необходимость, мы считаем, что оба аспекта играют существенную роль в описании нелинейных, сильно неравновесных систем» [14, с. 60]. Можно утверждать, что в процесс правовой социализации в равной степени включены не только субъекты социализации, но и сами социализирующие системы, которые при определенных условиях также становятся агентами правовой социализации [7]. Вне зависимости от выбора классического или синергетического подхода к проблемам развития процесса правовой социализации принципиально важным является то, что социализация - это явление процессуального характера.

Таким образом, процесс правовой социализации продолжается всю жизнь человека,

он предполагает: одновременное усвоение социальных ролей и образцов правового поведения, позволяющих индивиду претендовать на занятие определенных общественных позиций и приобретение соответствующего социального статуса; овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями, языками и смыслами правовой культуры; приобретение собственного правового опыта и личностной идентичности; достижение статуса «взрослого» - самостоятельного и автономного деятеля, способного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с предписаниями, запретами и ожиданиями общества. Социально-философский анализ проблем правовой социализации является необходимым условиям для создания теоретико-методологических оснований их решения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья написана при поддержке гранта РГНФ и АВО №> 11-13-34003 а/В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин, А. Творения. - Т. 1. Об истинной религии (против манихеев) / А. Августин. -2-е изд. - СПб. : Алетейя, 2000. - 740 с.

2. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4 / Аристотель ; АН СССР, Ин-т философии. - М. : Мысль, 1983. - 830 с.

3. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. - М. : Междунар. отношения, 1990. - 336 с.

4. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. - М. : Мысль, 1990. - 524 с.

5. Гольбах, П. А. Избранные философские произведения / П. А. Гольбах. - М. : Мысль, 1963. -Т. 1. - 715 с.

6. Гуляихин, В. Н. Вторичная правовая социализация человека / В. Н. Гуляихин // Право и политика. - 2011. - №> 9. - С. 1583-1590.

7. Гуляихин, В. Н. Механизм правовой социализации российских граждан / В. Н. Гуляихин // Право и образование. - 2011. - N° 2. - С. 68-80.

8. Гуляихин, В. Н. Первичная правовая социализация человека / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Право и образование. - 2011. - N° 6. - С. 66-77.

9. Гуляихин, В. Н. Проблема вторичной правовой социализации человека в контексте теорий психоанализа / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Право и образование. - 2011. - № 10. - С. 57-67.

10. Гуляихин, В. Н. Ранняя правовая социализация российских граждан / В. Н. Гуляихин // Право и политика. - 2011. - № 5. - С. 857-864.

11. Гуляихин, В. Н. Решение проблемы правовой социализации воспитанников интернатных учреждений на основе компетентностного подхода / В. Н. Гуляихин, С. В. Широ // Вестник ВолГУ Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2011. - № 3 (15). - С. 110-114.

12. Дидро, Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке». В 2 т. Т. 2 / Д. Дидро. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 445 с.

13. Кант, И. Сочинения. В 6 т. Т. 2 / И. Кант. -М. : Мысль, 1964. - 510 с.

14. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой : пер. с англ. / общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича, Ю. В. Сачко-ва. - М. : Прогресс, 1986. - 432 с.

15. Фейербах, Л. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 1 / Л. Фейербах. - М. : Госпо-литиздат, 1955. - 354 с.

THE PROBLEM OF LEGAL SOCIALIZATION:

THE EXPERIENCE OF SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS

O.A. Popandopulo

Social-philosophical problems of law socialization of a person are considered in the article; specific features and negative displays of legal socialization in the Russian society are presented as well. The author focuses on one of the main issues, i.d. the relation “man - society”, paying attention to the correlation, dependence of human intrinsicality on social and law factors.

Key words: legal socialization, legal culture, legal consciousness, law and order, lawful person.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.