Научная статья на тему 'Процесс правовой социализации в условиях современного российского общества: теоретические и эмпирические аспекты'

Процесс правовой социализации в условиях современного российского общества: теоретические и эмпирические аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОНОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА / МАССМЕДИА / ИНТЕРНЕТ / LAW / SOCIAL-LEGAL SYSTEM / LEGAL SOCIALIZATION / LEGAL EDUCATION / SOCIONORMATIVE SYSTEM / MASS MEDIA / INTERNET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карнаушенко Леонид Владимирович

В российском обществе XXI в. наличествует ряд дисфункциональных аспектов социально-правовой системы, угрожающих негативными последствиями как в краткосрочном, так и средне-, а также долгосрочном периоде. Дисфункции отчетливо наблюдаются на фоне масштабных трансформаций, охвативших все основные сферы и подсистемы российского социума. Автор полагает, что в сложившихся условиях существенно возрастает значение институциональных инструментов, способствующих укреплению позиций права в российском обществе, усилению влияния социально-правовой системы на сознание и поведение людей. Одним из подобных инструментов эффективного воздействия на граждан, особенно на подрастающее поколение, выступает правовая социализация. При стабильно функционирующей системе правовой социализации институт государства добивается эффективного противодействия широкому спектру социальных отклонений; напротив, в случае, когда правовая социализация характеризуется наличием дезорганизационных признаков, государство вынуждено максимально использовать потенциал правоохранительных органов по принуждению граждан к соблюдению норм права без глубинного, социокультурного осознания людьми целесообразности правомерного поведения (как с индивидуальных, так и социальных позиций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Process of Legal Socialization in the Context of Modern Russian Society: Theoretical and Empirical Aspects

In the Russian society of the 21st century, there are a number of dysfunctional aspects of the socio-legal system that influence the society negatively in the short, medium and long term. Dysfunctions are clearly observed against a background of large-scale transformations that have taken place in all main fields and subsystems of the Russian society. The author believes that, under the current conditions, the importance of institutional tools that contribute to the strengthening of the stance of law in the Russian society and facilitate the influence of the socio-legal system on people's conscience and behavior increases significantly. Legal socialisation represents one of such effective tools of influencing the younger generation. With a stable system of legal socialization, the State achieves effective counteraction to a wide range of social deviations. On the contrary, when legal socialization is characterized by the presence of the signs of disorganization, the state is forced to make maximum use of law enforcement agencies to compel citizens to comply with the rules of law without deep, sociocultural awareness of the expediency of lawful behavior (both in the context of individual and social approaches).

Текст научной работы на тему «Процесс правовой социализации в условиях современного российского общества: теоретические и эмпирические аспекты»

Л. В. Карнаушенко*

Процесс правовой социализации в условиях современного российского общества: теоретические и эмпирические аспекты

Аннотация. В российском обществе XXI в. наличествует ряд дисфункциональных аспектов социально-правовой системы, угрожающих негативными последствиями как в краткосрочном, так и средне-, а также долгосрочном периоде. Дисфункции отчетливо наблюдаются на фоне масштабных трансформаций, охвативших все основные сферы и подсистемы российского социума. Автор полагает, что в сложившихся условиях существенно возрастает значение институциональных инструментов, способствующих укреплению позиций права в российском обществе, усилению влияния социально-правовой системы на сознание и поведение людей. Одним из подобных инструментов эффективного воздействия на граждан, особенно — на подрастающее поколение, выступает правовая социализация. При стабильно функционирующей системе правовой социализации институт государства добивается эффективного противодействия широкому спектру социальных отклонений; напротив, в случае, когда правовая социализация характеризуется наличием дезорганизационных признаков, государство вынуждено максимально использовать потенциал правоохранительных органов по принуждению граждан к соблюдению норм права без глубинного, социокультурного осознания людьми целесообразности правомерного поведения (как с индивидуальных, так и социальных позиций).

Ключевые слова: право, социально-правовая система, правовая социализация, правовое воспитание, соционормативная система, массмедиа, Интернет.

001: 10.17803/1994-1471.2018.94.9.042-050

Современное состояние российского общества исследователи оценивают как трансформационное. Изменения затрагивают различные уровни и подсистемы российского социума. Высокие скорости изменений вместе с тем продуцируют риски, в том числе и имплицитного характера, что сказывается в долгосрочной перспективе на функционировании социальной системы. Нестабильная социальная реальность, свойственная в той или иной мере любому трансформирующемуся обществу,

является источником проблем применительно к процессам преемственности и смены поколений, так как социализация и воспитание молодежи опираются на стабильные, упорядоченные картины мира, транслируемые от старших поколений к младшим. Едва ли не самая напряженная ситуация сложилась в сфере распространения правовой информации, репрезентации правовой реальности в сознании подрастающего поколения. Данный процесс несет в себе ряд системных затруднений, так

© Карнаушенко Л. В., 2018

* Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России karnl@mail.ru

350005, Россия, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128

как усвоение сложной, формализованной, объективно «обезличенной» правовой информации для носителей обыденного сознания формирует риски деструктивного восприятия. В условиях трансформирующегося общества данные риски накладываются на ряд других, так как кризисное состояние различных социально-правовых систем и подсистем в подобных условиях практически неизбежно; кризисы могут возникать как вследствие медленных, «догоняющих» изменений, так и, напротив, как результат «обвальной» ускоренной модернизации.

В. В. Бабаскина отмечает, что «трансформация российского социума изменила его социально-правовую структуру, по-новому дифференцируются отношения собственности и власти, изменяются механизмы социально-правовых аттракторов, происходит интенсивная дифференциация общества, перегруппировка элит, меняется их позиционирование в социально-правовой ситуации»1.

Следует отметить, что современное российское общество характеризуется наличием ряда системных проблем, часть из которых напрямую связана с социально-правовой системой. В частности, коррупция, криминализация сознания и социальных практик, а в ряде регионов и сложная криминогенная ситуация не способствуют успешной интеграции молодежи в социально-правовую сферу. В этих условиях теоретические знания, распространяемые системой образования, агентами правовой социализации, вступают в противоречие с объективно сформировавшейся сложной ситуацией; в этой связи практическая ситуация во многом не соответствует имеющимся теоретическим, научным данным о ней.

Вместе с тем стабильность общества и института государства во многом зависит от поведенческих, мировоззренческих, аксиологических установок людей. Именно убежденность чело-

века в важности права, необходимости следования нормам права создает необходимый базис устойчивости общества и государства. Однако усвоение подобных установок подрастающим поколением требует консолидации усилий различных социальных акторов. Весьма важное значение в данном аспекте имеет процесс социализации, в частности — правовая социализация.

Исследователи указывают, что «правовая социализация способствует усвоению молодыми гражданами идеалов, ценностей и соответствующих способов правового поведения, в то же время она служит основанием отказа людей от устаревших правил общественного поведения, устоявшихся общественных и научных взглядов и тем самым обеспечивает поступательное развитие общества»2.

По мнению О. Е. Томазовой, правовая социализация представляет собой «процесс усвоения человеком развивающихся социальных и правовых ценностей, на основе которых формируются осознанные позитивные социально-правовые и психологические установки, определяющие поведение индивида в данном социальном и правовом пространстве»3. Как отмечает Р. А. Бессарабов, правовая социализация предполагает «формирование и постоянное расширение системы социально-правовых связей, раскрытие перед личностью новых возможностей для вхождения в адекватную и позитивную жизнедеятельность общества в процессе правового воспитания»4.

Как следует из приведенных определений правовой социализации, в настоящее время научное сообщество не пришло к какому-то согласованному восприятию феномена правовой социализации — ни на уровне дефиниций, ни тем более в аспекте рефлексии ее атрибутивных характеристик. Мнения исследователей не всегда совпадают даже по ключевым аспектам

Бабаскина В. В. Институциональные основы и социальные механизмы управления правовой социализацией в России : дис. ... канд. соц. наук. Пятигорск, 2010. С. 17. Бабаскина В. В. Указ. соч. С. 18.

Томазова О. Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. С. 3—4.

Бессарабов Р. А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. 2010. № 4. С. 118.

2

3

4

проблемной ситуации, например, нет ясности о том, насколько контролируема правовая социализация со стороны института государства, какими отличиями правовая социализация характеризуется от сходных процессов правовой адаптации и воспитания. Сам процесс правовой социализации также представляется исследователями как весьма противоречивый. Отсутствие эффективных решений гносеологической проблемы ведет к существенным противоречиям в гуманитарных науках, а следовательно, определенным образом дезорганизует работу управленческих структур различных уровней, серьезно зависящих от эффективного научного поиска.

С точки зрения В. Н. Гуляихина, правовая социализация — это «диалектический процесс усвоения человеком сложной системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которой он получает парадигмальные установки для своей общественной деятельности и становится субъектом права. Индивид принимает ту часть культурного наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является»5.

Следует обратить внимание на то, что структура правовой социализации выглядит неоднородной. Различные исследователи акцентируют внимание на тех или иных структурных элементах правовой социализации. По мнению О. Е. То-мазовой, «формами правовой социализации молодежи являются консервативная и модернистская, предполагающая интенсивное усвоение молодежью новых правовых ценностей, нового правового менталитета и формирования на этой основе нового правосознания и правовой культуры»6. При этом сам процесс правовой социализации характеризуется значительной вариативностью, вследствие чего конечные эффекты процесса усвоения правовых норм, ценностей, традиций и т.п. могут существенно отличаться в зависимости от субъекта социализационно-

го процесса, социального и социокультурного контекста, в котором осуществляется данный процесс и т.п.

И. П. Усимова убеждена, что правовая социализация представляет собой сложное сочетание различных структурных элементов, являющих собой «единство объективного и субъективного, целенаправленного процессов адаптации личности к нормальной правовой жизни в обществе, а потому требует создания или активизации как благоприятных факторов и условий материальной и социальной жизни человека, так и действенной системы воспитательных усилий»7. Следует подчеркнуть, что в ходе правовой социализации наблюдается сочетанное действие ряда процессов: наряду непосредственно с самой социализацией, действует и ряд частных: адаптация, воспитание, которые будучи элементами более широкого социализационно-го процесса, выполняют важные интегративные функции по отношению к молодому поколению, вступающему во взрослую жизнь и нуждающемуся в комплексном воздействии. Подобное положение создает ряд сложностей для исследователей, так как на практике подобные процессы нередко пересекаются и характеризуются сходными признаками.

Следует подчеркнуть, что правовая социализация выполняет ряд важных функций в социальной системе — как на макро-, так и на микроуровне. Именно посредством правовой социализации молодое поколение приобщается к правовому наследию социума, к тем пластам правовой культуры, без которых невозможно полноценное развитие личности. В основе правовой социализации лежит систематическое распространение информации, научно обоснованных знаний о праве, осознанное личностное противодействие слухам, заблуждениям, дезинформации.

Несмотря на универсальный характер правовой социализации, исследователи отмечают изменения ее содержательных характеристик

5 Гуляихин В. Н. Механизм правовой социализации российских граждан // Право и образование. 2011. № 2. С. 68.

6 Томазова О. Е. Указ. соч. С. 21.

7 Усимова И. П. Правовая социализация личности : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 4.

в зависимости от «состояния конкретного контекста, под влиянием которого функциональные закономерности ее осуществления могут претерпевать изменения»8.

В контексте изложенного весьма важное значение приобретает научный и социально-управленческий анализ индикаторов, в своем комплексе свидетельствующих о протекающей активной фазе правовой социализации. В. Н. Гу-ляихин, рассматривая базисные элементы правовой социализации, отмечает «эталоны-ориентиры правового поведения, доминирующие в обществе; сложившуюся в социуме иерархическую систему социально-правовых статусов и ролей; перманентно развивающийся институт правового воспитания и обучения, важным компонентом которой является юридическое образование»9.

О. В. Третьякова анализирует взаимосвязь правовой социализации и социализации как более широкого структурного элемента процесса преемственности и смены поколений. По мнению исследователя, «целью правовой социализации является правовая информированность, выработка уважительного отношения к праву и закону, привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы»10.

Одним из серьезных препятствий на пути расширения возможностей правовой социализации в аспекте влияния на сознание и поведение людей, особенно подрастающего поколения, выступает сложность трансляции специфической социально-правовой информации на обыденное сознание. Ситуацию могла бы исправить координация с массмедиа, обладающими широким потенциалом рекламного, агитационного, пропагандистского и в целом информационно-коммуникационного воздействия на сознание людей. Именно поэтому проблема

взаимодействия агентов и институтов правовой социализации со СМИ весьма актуальна как с теоретической, так и с практической точек зрения.

О. В. Третьякова указывает, что «средства массовой информации участвуют в правовой социализации, реализуя функцию правового просвещения, иначе говоря, правовой пропаганды (распространения правовых знаний). Эта функция реализуется с помощью когнитивного метода убеждения, который не влечет обязанности подчиниться воле убеждающего, а лишь указывает на целесообразность, желательность определенного варианта поведения, подсказывает решение по какому-то вопросу»11.

Вместе с тем, как полагает исследователь, массмедиа могут характеризоваться деструктивным функционалом применительно как к социальной системе, так и отдельной личности. Так, «средства массовой информации могут стать контрагентом правовой социализации. Участие СМИ в правовой социализации личности может быть конструктивным, то есть иметь когнитивный, аксиологический и поведенческий эффекты; может иметь и дисфункциональный эффект, снижающий уровень правосознания граждан»12.

Сложившаяся ситуация в сфере правовой социализации детерминирует развитие ряда противоречий, имеющих длительную негативную инерцию в современном российском обществе. Кризис институциональных структур и агентов социализации — как на макроуровне, так и на локальных, в том числе и в сфере правовой социализации, — приводит к формированию комплексной проблемной ситуации, не имеющей очевидных решений при нынешнем развитии социально-правовых отношений.

Как указывает П. С. Самыгин, существенные проблемы правовой социализации обусловлены вакуумом воспитательных функций института государства. Автор отмечает, что «дефицит

8 Жинко А. Н. Правовая социализация личности в контексте правового воспитания и юридического образования : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2012. С. 5.

9 Гуляихин В. Н. Указ. соч. С. 69.

10 Третьякова О. В. СМИ в процессе правовой социализации личности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С. 47.

11 Третьякова О. В. Указ. соч. С. 48.

12 Третьякова О. В. Указ. соч. С. 50.

целенаправленного воспитательного воздействия на молодежь стал главным фактором того, что в современном российском обществе социализация приобретает отклоняющийся характер, способствуя закреплению в сознании и поведении молодых людей асоциальных и антисоциальных представлений и моделей. Правовая социализация российской молодежи в настоящее время происходит, главным образом, в процессе стихийного общения со сверстниками»13.

Следует отметить, что именно наличие ряда объективных проблем, локализованных на со-циетальном уровне, существенно снижает потенциал инструментов правовой социализации в современных российских условиях. Рост возможностей стихийных инструментов и каналов правовой социализации приводит к тому, что институт государства оказывается фактически исключен из данного процесса, вследствие чего закономерно начинается поиск эффективных решений выхода из сложившейся кризисной ситуации. В частности, внимание ученых и работников системы государственного управления сосредотачивается вокруг правового воспитания молодежи, предполагающего, по сравнению с правовой социализацией, значительно более серьезное вмешательство основных социальных институтов, прежде всего государства, в процесс интеграции молодежи в социально-правовую систему.

Как отмечает А. Н. Жинко, «правовое воспитание — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры. В его задачи входит формирование: а) знаний о праве; б) внутреннего уважения к праву; в) умения применять правовое знание на практике; г) привычка действовать в соответствии с правовыми предписаниями»14.

Будучи направленным на «сглаживание» дисфункции системы правовой социализации, правовое воспитание, как полагают исследователи, «должно быть направлено на формирова-

ние системы правовых знаний, представлений и правовых убеждений в необходимости, справедливости правовых предписаний, на создание в правосознании каждого подростка внутренней устойчивой основы, с помощью которой он бы мог в будущем правильно ориентироваться в системе правовых отношений»15.

Вместе с тем правовое воспитание представляет собой процесс более узкий, чем правовая социализация. Соответственно, с одной стороны, государство посредством правового воспитания имеет больше возможностей и обладает гораздо более эффективными инструментами упорядочивания усвоения правовых норм, ценностей, идеологий, с другой стороны, данный процесс во многом формализуется, бюрократизируется, вследствие чего молодежь нередко формирует субъективные барьеры восприятия подобной правовой информации.

В целях получения эмпирической информации о специфике правовой социализации российской молодежи было проведено исследование в Краснодарском крае. В качестве объекта анализа выступили агенты социализации — родители, имеющие детей в возрасте до 18 лет. Общее число опрошенных 825 человек, метод исследования — индивидуальное анкетирование, тип выборки — квотная. Были получены, в частности, следующие данные.

Вопрос: Кто в большей мере помогает Вашим детям усваивать правовые знания?

Большая часть опрошенных считает, что их детям в усвоении правовой информации помогает Интернет, — 37,8 %. Примерно одинаковое количество респондентов ответили, что их детям помогают усвоить правовые знания семья (29,0 %) и компании друзей и знакомых (28,3 %). Несколько менее распространен ответ «телевидение и другие СМИ» — 25,5 %. В то же время важность всех перечисленных вариантов отметили лишь 16,2 % участников исследования. Следует обратить внимание на невысокие оценки роли школы в процессе усвоения пра-

13 Самыгин П. С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества : дис. ... д-ра соц. наук. Ростов н/Д, 2008. С. 9.

14 Жинко А. Н. Указ. соч. С. 6.

15 Бессарабов Р. А. Указ. соч. С. 119.

вовых знаний (только 11,4 %). Кроме того, вариант «другое» отметили 8,9 %, а затруднились ответить на данный вопрос 3,6 % участников исследования. Учитывая суммарные показатели Интернета и СМИ, представляется возможным сделать вывод о том, что стихийная правовая социализация, по мнению опрошенных родителей, в настоящее время доминирует над традиционной, что, безусловно, создает ряд серьезных проблем при усвоении российской молодежью правовой информации.

Вопрос: Какой смысл Вы вкладываете в понятие «правовая социализация»? Целесообразно отметить, что под правовой социализацией большинство родителей понимают воспитание личности с позиции уважения законов, права — 62,8 %. Значительно реже участники исследования обращали внимание на информирование об интересных социально-правовых фактах — 31,1 %, а также на юридическое образование — 24,8 %. Почти каждый пятый ответ касался правовой социализации как инструмента ограждения от негативного влияния криминального мира, различных субкультур гопников, «АУЕ» и пр. — 19,6 %. Кроме того, вариант «другое» указали 14,8 % участников исследования, а затруднились ответить 3,5 %. Вопрос: Какую роль Интернет играет в процессе правовой социализации молодежи? Большинство респондентов считает Интернет играющим значительную роль в процессе правовой социализации — 73,7 % (суммарно ответы «значительную» и «скорее значительную»). Противоположного мнения, о незначительной роли Интернета, придерживаются лишь 23,8 % (совокупные ответы «незначительную» и «скорее незначительную»). В ходе исследования затруднились ответить на данный вопрос 2,5 % респондентов.

Как показало проведенное исследование, роль Интернета в правовой социализации современной молодежи рассматривается опрошенными как весьма значительная. При подобной организации передачи социально-правового опыта практически неизбежны различные дисфункциональные проявления, так как глобальная компьютерная сеть представляет собой на сегодняшний день неупорядоченное, хаотич-

ное «хранилище» разнообразных сообщений о законах, праве, государстве, часть из которых соответствует действительности, а другие, напротив, носят характер слухов, заблуждений, дезинформации и т.п.

Вопрос: Какую роль играет школа в процессе правовой социализации молодежи? Больше половины респондентов считают, что школа играет незначительную роль в процессе правовой социализации (71,8 % совокупные ответы «незначительную» и «скорее незначительную»). Лишь 24,1 % участников исследования отметили значительную роль школы в данном процессе (совокупные ответы «значительную» и «скорее значительную»). Затруднились ответить 4,1 % респондентов. Эти данные еще раз подтверждают низкое доверие родителей к институту образования, в частности к школе, именно с позиций осуществления функций правовой социализации. В результате возникает «сочетанный» эффект возрастания потенциала стихийной социализации с одновременным кризисом школьного образования, прежде всего в воспитательном аспекте.

Вопрос: С какими трудностями семья сталкивается при организации правовой социализации подрастающего поколения? На вопрос о том, с какими трудностями семья сталкивается при организации правовой социализации подрастающего поколения, были получены различные мнения участников исследования. Например, наибольшее число родителей выбрали вариант ответа «отсутствие необходимых знаний, навыков» — 42,6 %, далее следуют: «общая сложная криминогенная ситуация в обществе» — 35,9 %, «деструктивная активность Интернета, массмедиа» — 33,2 %, «отрицательное воздействие школы и дворовых компаний» — 24,9 %. Вариант «другое» отметили 12,5 %, а затруднились ответить 3,8 % респондентов.

Вопрос: Что необходимо изменить, улучшить в сфере правовой социализации молодежи?

Анализ полученных данных позволяет отметить, что больше половины респондентов (56,8 %) считают, что нужно усилить роль государства в процессе правовой социализации

молодежи; еще 21,9 % уверены, что нужно преодолеть кризис семьи и школы, так как они являются основными агентами социализации. Сторонниками кардинальных мер, полагающими, что нужно менять всю систему правовой социализации и воспитания молодежи, выступили 16,7 % респондентов. Другие варианты отметили 3,8 % участников исследования.

Проведенное эмпирическое исследование мнений родителей молодежи как агентов правовой социализации позволяет отметить, что у респондентов имеется ощущение актуальности проблемы правовой социализации молодежи в современных российских условиях. Основные сложности родители видят в росте значимости стихийной социализации, а также в кризисе школьного образования. Относительно собственной роли в процессе правовой социализации родители указывают на отсутствие нужной подготовки и знаний, а также видят необходимость получения помощи со стороны института государства.

Таким образом, подводя некоторые итоги, целесообразно отметить, что правовая социализация выполняет ряд важных функций в социальной системе. В частности, именно правовая социализация позволяет государству как социальному институту добиться эффективной адаптации граждан, прежде всего молодежи, к социально-правовой действительности. Успешная правовая социализации личности не только приводит к положительному отношению к праву, но и стимулирует негативное отношение к правонарушениям, их осуждение, духовно-нравственное несогласие с подобным поведением.

Посредством правовой социализации институт государства добивается предсказуемого, стабильного поведения граждан, добровольного следования нормам права. Государство поддерживает выполнение норм силой своего принуждения, но нуждается именно в осознанном, личностно обусловленном правомерном поведении, несмотря на противодействие ряда деструктивных факторов, связанных с различными подсистемами общества — политической, экономической, социальной, духовной. Противоречивое состояние духовной сферы российского общества XXI в. обусловило проблемы,

связанные с дезорганизацией системы правовой социализации, осложнением усвоения правовых норм вследствие неподготовленности индивидуального сознания реципиентов, на которых и нацелено социально-правовое воздействие.

В условиях трансформирующегося российского общества процесс правовой социализации претерпел значительные изменения. Многие инструменты правовой социализации оказались нивелированы происходящими изменениями. Речь в данном контексте идет главным образом о развитии информационно-компьютерных технологий и Интернета. Именно новые глобальные медиасистемы обладают потенциалом проникновения в сознание молодежи. Транслируя содержание массовой культуры потребления, в целях достижения высоких рейтингов глобальные медиа прямо или косвенно влияют на формирование отношения молодежи к праву, усвоения ею правовых норм и ценностей. Необходимо учитывать, что многочисленные сообщения массмедиа содержат в себе антиправовую информацию, криминализируют сознание подрастающих поколений. Одновременно происходит воздействие сложной социально-структурной ситуации, когда миллионы россиян живут за чертой бедности и не могут удовлетворить основные материальные потребности. В этих условиях неизбежно ухудшается криминогенная обстановка, растет влияние организованной преступности и криминальных молодежных субкультур. В условиях комплексного воздействия отрицательных факторов внешней и внутренней среды серьезно снижается эффективность правовой социализации. Государство в данных условиях нередко действует формализованными, шаблонными методами, чиновники «рапортуют» об осуществленных мероприятиях по воздействию на молодежь, не обладая достоверной информацией о степени эффективности подобного воздействия. И наконец, необходимо обратить внимание на недостаточную работу института государства с родителями, которые выступают в качестве основных агентов социализации, в том числе и правовой. В настоящее время сказывается дефицит социально-управленских ре-

шений, креативных идей именно в этой сфере. Слабо используется потенциал эмпирических исследований, прежде всего молодежного сознания, социальных практик, духовного мира. Сложная обстановка в социально-правовой сфере, однако, не означает снятия или коррек-

тировки целей, ради которых осуществляется правовая социализация. В настоящее время наука и практика призваны консолидировать усилия в целях поиска решений по повышению эффективности правовой социализации российской молодежи.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабаскина В. В. Институциональные основы и социальные механизмы управления правовой социализацией в России : дис. ... канд. соц. наук. — Пятигорск, 2010. — 193 с.

2. Бессарабов Р. А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. — 2010. — № 4. — С. 118—122.

3. Гуляихин В. Н. Механизм правовой социализации российских граждан // Право и образование. — 2011. — № 2. — С. 68—80.

4. Жинко А. Н. Правовая социализация личности в контексте правового воспитания и юридического образования : дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2012. — 212 с.

5. Самыгин П. С. Правовая социализация учащейся молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества : дис. ... д-ра соц. наук. — Ростов н/Д, 2008. — 407 с.

6. Томазова О. Е. Правовая социализация молодежи в современном российском обществе : дис. ... канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2003. — 190 с.

7. Третьякова О. В. СМИ в процессе правовой социализации личности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 6. — С. 46—51.

8. Усимова И. П. Правовая социализация личности : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2007. — 208 с.

Материал поступил в редакцию 23 апреля 2018 г.

THE PROCESS OF LEGAL SOCIALIZATION IN THE CONTEXT OF MODERN RUSSIAN SOCIETY: THEORETICAL AND EMPIRICAL ASPECTS

KARNAUSHENKO Leonid Vladimirovich — Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Theory and History of Law and the State of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia karnl@mail.ru

350005, Russia, Krasnodar, ul. Yaroslavskaya, d. 128

Abstract. In the Russian society of the 21st century, there are a number of dysfunctional aspects of the socio-legal system that influence the society negatively in the short, medium and long term. Dysfunctions are clearly observed against a background of large-scale transformations that have taken place in all main fields and subsystems of the Russian society. The author believes that, under the current conditions, the importance of institutional tools that contribute to the strengthening of the stance of law in the Russian society and facilitate the influence of the socio-legal system on people's conscience and behavior increases significantly. Legal socialisation represents one of such effective tools of influencing the younger generation. With a stable system of legal socialization, the State achieves effective counteraction to a wide range of social deviations. On the contrary, when legal socialization is characterized by the presence of the signs of disorganization, the state is forced to make maximum use of law

enforcement agencies to compel citizens to comply with the rules of law without deep, sociocultural awareness of the expediency of lawful behavior (both in the context of individual and social approaches).

Keywords: Law, social-legal system, legal socialization, legal education, socionormative system, mass media, Internet.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Babaskina V. V. Institutsional'nye osnovy i sotsial'nye mekhanizmy upravleniya pravovoy sotsializatsiey v Rossii : dis. ... kand. sots. nauk. — Pyatigorsk, 2010. — 193 s.

2. Bessarabov R. A. Pravovaya sotsializatsiya i pravovoe vospitanie // Filosofiya prava. — 2010. — № 4. — S. 118—122.

3. Gulyaikhin V. N. Mekhanizm pravovoy sotsializatsii rossiyskikh grazhdan // Pravo i obrazovanie. — 2011. — № 2. — S. 68—80.

4. Zhinko A. N. Pravovaya sotsializatsiya lichnosti v kontekste pravovogo vospitaniya i yuridicheskogo obrazovaniya : dis. ... kand. yurid. nauk. — Rostov n/D, 2012. — 212 s.

5. Samygin P. S. Pravovaya sotsializatsiya uchashcheysya molodezhi v usloviyakh sotsial'noy neopredelennosti rossiyskogo obshchestva : dis. ... d-ra sots. nauk. — Rostov n/D, 2008. — 407 s.

6. Tomazova O. E. Pravovaya sotsializatsiya molodezhi v sovremennom rossiyskom obshchestve : dis. ... kand. yurid. nauk. — Rostov n/D, 2003. — 190 s.

7. Tret'yakova O. V. SMI v protsesse pravovoy sotsializatsii lichnosti // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya : Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. — 2010. — № 6. — S. 46—51.

8. Usimova I. P. Pravovaya sotsializatsiya lichnosti : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2007. — 208 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.