НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ ря Серия Философия. Социология. Право. 11д
IЩ I 2014. № 16 (187). Выпуск 29
УДК 340.12
ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ СВЯЗЕЙ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА
В статье изложено значение укрепления правовых и социально-нравственных основ взаимосвязей личности и государства, тенденции увеличения политической активности граждан для развития российской государственности. Авторы указывают, что взаимодействие между населением и государством чаще всего строится в рамках обыденного уровня создания, охватывающего восприятие нравственной, политической и правовой действительности. Авторы приходят к выводу о том, что, составляющие основу политико-правовых связей личности и государства, нравственные нормы имеют первостепенное значение в регулировании поведения личности изнутри, в расчете на его совесть, но они мало что значат без внешней регуляции, где ведущая роль отведена правовым нормам, опирающимся на силу и неотвратимость наказания.
Ключевые слова: политико-правовые связи, личность, гражданское общество, государство, справедливость, правовое сознание, мораль, право.
Ю.К. ВОЛКОНСКИЙ11 Е.К. ВОЛКОНСКАЯ21
1) Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
e-mail: [email protected]
2Московский областной филиал Московского университета МВД России
e-mail: [email protected]
Безусловно, правовые взаимосвязи гражданина и государства, основанные на установлении и строгом соблюдении демократического законодательства, а также социально-нравственные основы таких взаимосвязей, являются необходимым условием построения современного цивилизованного государства. Именно отсутствие таких взаимосвязей привело к политическому и общественному кризису в Украине, а возможно, и к гражданской войне. За более чем двадцатилетнюю историю существования украинского государства, подобные взаимосвязи так и не были установлены. В большинстве случаев, власть была индифферентна к формированию социально-нравственных основ и конструктивного политического и правового взаимодействия как гражданина с государством, так и общества в целом.
За исключением воздействия внешних факторов, именно отсутствие отлаженной структуры законодательного и политического взаимодействия государства и украинского общества, привело к фактическому свержению легитимной власти и эскалации насилия в регионе. Отсутствие социально-нравственных основ взаимосвязей человека, как с обществом, так и с государством привело к возрождению и распространению идей нацизма и к массовому охвату русофобскими настроениями все большего числа украинских граждан. Отделение Юго-Восточной Украины и отказ от подчинения действующей власти явились результатом отсутствия легитимности этой самой власти, национального единства, цельного самодостаточного общества, приведшего к полному разрыву социально-нравственных и правовых основ в Украине.
Наличие тесных социальных и нравственных взаимосвязей и общность политических и правовых устоев населения Крыма с Россией привели к референдуму 16 марта 2014 года, результатом которого явилось образование двух новых субъектов Российской Федерации: Автономной Республики Крым и города Севастополя.
На нынешнем этапе своего развития в России существует ясное осознание необходимости и укрепления социально-нравственных взаимосвязей человека, всего общества и государства.
Многие высказывания Президента Российской Федерации В.В. Путина как нельзя нагляднее показывают и доказывают, что наличие социально-нравственных основ и правовых взаимосвязей в государстве сплачивает население и укрепляет государственность.
Складывающиеся веками социально-нравственные взаимосвязи, а также политико-правовые связи общества ведут к укреплению отношений в социуме и в межгосудар-
120
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
ственных отношениях. Расшатывание дынных устоев, уже успевших сложиться в обществе, на государственном и межгосударственном уровнях ведет не только к расслоению общества, но и возникновению межнациональных конфликтов, а также вооруженным столкновениям.
Личность, которая осуществляет свое право на самореализацию, является основополагающим фактором дееспособности, сущностным признаком общества, основанного на безукоснительном соблюдении закона, и демократического современного государства, потому что «для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в различных сферах жизни, прежде всего ему необходимо найти себя как личность»1. Личность, наделенная статусом гражданина, в отличие от простого подданного, имеет возможность и способность свободного выражения своей воли.
Формирующееся в обществе сознание, включающее в себя различного рода человеческие ценности, чувства, настроения, взгляды и пр. формирует не только общественное настроение, но и также влияет на политико-правовое сознание в государстве.
Нравственное, политическое и правовое сознание тесно взаимосвязаны между собой, и эта взаимосвязь проявляется довольно четко. Одно всегда будет завесить от другого. Формируемое на основе правового, политическое сознание дает ясную оценку нравственным взаимосвязям в обществе и государстве. Детальное отражение социальной действительности на текущий момент, именуемое обыденным сознанием, как нельзя лучше отражается в политических и правовых взаимосвязях личности и государства. Объединяющий многовековой опыт народа, его навыки, знания, мировоззрение, житейские нормы и обычаи более чем наглядно показывают состояние государства в данный период времени.
Стоит отметить, что значение обыденного нравственного сознания в жизни человека довольно велико. Не поднимаясь до теоритического сознания, большинство людей в нравственной жизни ограничивается уровнем обыденного сознания. Яркое тому подтверждение можно наблюдать в высказывании А.Лабриола: «Весь человеческий род, в сущности говоря, на протяжении своего развития никогда не имел ни времени, ни возможности ходить в школу Платона или Оуэна, Песталоцци или Гербарта. Он поступал так, как бывал вынужден поступать»2 .
Обыденный уровень представляет собой совокупность нашего опыта по освоению мира, нравственных норм и взглядов, получаемых через каждодневное будничное общение между людьми. Теоретический же уровень несет в себе нравственные понятия, концепцию, в которой содержится информация по освоению мира с учетом проблем нравственности, но уже в глобальных масштабах.
Вполне обоснованно полагать, что правосознание российского населения во взаимоотношениях с государством соответствует обыденному уровню сознания. Такие взаимоотношения строятся на действии общественного мнения. Взаимодействия на уровне юридических актов обеспечиваются силой государственного принуждения3 . Наиболее часто население вступает во взаимоотношения с государством исходя из юридических предписаний. Взаимоотношения между гражданами строятся на основе и других социальных норм, среди которых главенствующую роль играют нормы права.
Сменой эпох, вступлением человечества в новую стадию постиндустриального развития, которой в отличие от индустриального общества свойственна принципиально новая система создания материальных и духовных ценностей, их присвоения, обмена и потребления, обусловлено переосмысление роли индивидуального субъекта в политике. Эта новая система, в свою очередь, задает вектор движения цивилизации от централизации к децентрализации, от «массификации» (периода массовой демократии) к «демассифика-ции», от иерархии к независимости, от концентрации к распадению. При демассифика-ции потребностей людей их политические требования и предпочтения также становятся
1 Мишина Н.Н. Права и свободы человека и гражданина на территории брянской области (комментарии к статье 7 Устава Брянской области) // Вестник БГУ.-№2.-2011.-С.258-2б1.
2 Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М., 1983. С. 455.
3 Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право. 2005. №5. С. 84 - 90.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Философия. Социология. Право. 2014. № 16 (187). Выпуск 29
121
более разнообразными и вариативными. В результате чего «правовое пространство мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития правовых культур»4.
Как утверждает Е.М. Крупеня, «и на уровне общества, и, что особенно важно для судьбы России в контексте ее уникальной истории, на уровне государственной власти сформировалось осознание того, что становление правового, демократического и социального государства, институтов гражданского общества, их эффективное функционирование самым непосредственным образом связаны с публичной активностью граждан»5. В актах гражданской активности сконцентрирована необходимая для существования и развития государственно-правовых институций энергия - источник «нашего дальнейшего подъема», залог жизнеспособности национальной правовой системы России в условиях глобализирующегося мира и системной модернизации, усугубленной мировым финансовым и экономическим кризисом.
Уместным будет привести слова В.В. Путина, положительно отметившего «растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны» и указавшего, что государственная власть это стремление должна поддержать6.
Достижение целей модернизации напрямую зависит от того, справедливы ли законы, действующие в обществе. Справедливость не просто декларирует формальную законность, обеспечивающую регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и основывается на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируется учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение7 .
Построение правового государства основывается на признании, уважении и охране свобод и прав личности. «Основной ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами»8, - отмечает А.Ф. Черданцев.
Как указывает Б.С. Эбзеев, без лично-правовой связанности индивидов и обусловленных ею обязанностей граждан государство существовать не может в принципе; обязанности - атрибутивное свойство всякого государственно-организованного общества, а их добросовестное выполнение - условие его стабильности и развития9. Поэтому посредством системы государственных органов общество определяет требования к гражданам (обязанности) и меры юридической ответственности за их несоблюдение.
Значительное место во взаимосвязях личности и государства занимают нравственные нормы. Роль нравственности во взаимосвязях личности и государства связана с сущностью норм морали и их связью с нормами права. Моральные нормы регламентируют правила поведения категориями добра и зла, честного и бесчестного. Средствами обеспечения реализации моральных норм выступают общественное осуждение аморального поведения, религиозные установления.
Взаимосвязь норм морали и права в гражданском обществе по мере развития демократизма имеет перспективу (закономерную основу) на дальнейшее углубление.
В правовом современном государстве законодательство не должно противоречить социально-нравственным устоям общества. Личность во взаимодействии как с государством, так и с другими членами общества должна руководствоваться нормами права, основанными на моральных предписаниях. Превыше всего для личности должны быть
4 Мельников Д.С. Западная правовая культура как социокультурный феномен// Вестник БГУ.-№2.-2011.-0.255-258.
5 Крупеня Е.М. Эвристические ресурсы персоноцентристской программы в исследовании публичной активности гражданина // История государства и права. 2009. № 12. С. 43.
6 Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию (12.12.2013) // Российская газета. - Федеральный выпуск №6258 (282).
7 Мартынчик Е.Г. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите // Безопасность бизнеса. 2009. № 3. С. 11.
8 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 1999. С. 152.
9 Эбзеев Б.С. Конституции Российской Федерации - 20 лет: государство, демократия, личность сквозь призму практического конституционализма // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6.
С. 41.
122 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Ш Серия Философия. Социология. Право.
I I 2014. № 16 (187). Выпуск 29
чувство долга, честь и достоинство, моральные обязанности. Личность (гражданин), государство, право, политика должны выступать в крепкой взаимосвязи с нравственностью и гуманизмом.
Таким образом, «правовые и нравственные основы политико-правовых связей личности и государства теснейшим образом взаимосвязаны, хотя под давлением неправовых усилий определенных криминально-политических сил и нагнетаемым ими страха эта связь подвергается частым деформациям»10. У человечества имеется два основных рычага цивилизованного регулирования общественных отношений - мораль и право. Причем нравственные нормы имеют первостепенное значение в регулировании поведения личности изнутри, в расчете на его совесть, но они мало что значат без внешней регуляции, где ведущая роль отведена правовым нормам, опирающимся на силу и неотвратимость наказания.
Список литературы
1. Гаврилов В.В. Взаимодействие международной и национальных правовых систем и правосознание // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 131 - 138.
2. Крупеня Е.М. Эвристические ресурсы персоноцентристской программы в исследовании публичной активности гражданина // История государства и права. 2009. № 12. С. 43.
3. Мартынчик Е.Г. Гражданское общество и правовое государство: ценности и приоритеты в сфере борьбы с преступностью. Роль адвокатуры в их защите / / Безопасность бизнеса. 2009. № 3. С. 11.
4. Мишина Н.Н. Права и свободы человека и гражданина на территории брянской области (комментарии к статье 7 Устава Брянской области) // Вестник БГУ.-№2.-2011.-С.258-2б1.
5. Мельников Д.С. Западная правовая культура как социокультурный феномен// Вестник БГУ.-№2.-2011.-С.255-258.
6. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию (12.12.2013) // Российская газета. - Федеральный выпуск №6258 (282).
7. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М., 1983. С. 455.
8. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт, 1999. С. 152.
9. Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право. 2005. №5. С. 84 - 90.
10. Эбзеев Б.С. Конституции Российской Федерации - 20 лет: государство, демократия, личность сквозь призму практического конституционализма // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6. С. 41.
LEGAL, SOCIAL AND MORAL FOUNDATIONSPOLITICAL AND LEGAL RELATIONS AND THE STATE OF THE PERSON
In article value of strengthening of a legal and social and moral basis of interrelations of the personality and the state, a tendency of increase in political activity of citizens for development of the Russian statehood is stated. Authors specify that interaction between the population and the state most often is based within ordinary level of the creation covering perception of moral, political and legal reality. Authors come to a conclusion that, constituting a basis of political legal bonds of the personality and the state, ethical standards have paramount value in regulation of behavior of the personality from within, counting on his conscience, but they a little that mean without external regulation where the leading part is assigned to the precepts of law relying on force and inevitability of punishment.
The key words: political legal bonds, personality, civil society, state, justice, legal consciousness, morals, right.
Yu.K. VOLKONSKY 11 E.K. VOLKONSKAYA 21
1) Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky
e-mail:[email protected]
2) Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
e-mail: [email protected]
10 Гаврилов В.В. Взаимодействие международной и национальных правовых систем и правосо-
знание / / Журнал российского права. 2006. № 2. С. 131 - 138.