Научная статья на тему 'Проблемы осуществления правовой политики'

Проблемы осуществления правовой политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
641
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шашкова Анна Владиславовна

Настоящая статья посвящена анализу проблемы осуществления правовой политики в государстве. Автор анализирует происхождение и взаимодействие политических и правовых норм. В статье также ставится вопрос о политическом сознании и правосознании. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергается проблема взаимосвязи и взаимодействия государственной политики с правом. Автор приходит к выводу о необходимости проведения правовой политики как политики справедливости и заступничества, политики, основанной исключительно на праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REALIZATION OF LAWFUL POLITICS

THE PRESENT ARTICLE ANALYSES THE PROBLEM OF LAWFUL POLITICS BY THE STATE. THE AUTHOR REVIEWS THE GENESIS AND INTERACTION BETWEEN POLITICAL AND LEGAL NORMS. THE ARTICLE ALSO RISES A PROBLEM OF POLITICAL AND LEGAL CONSCIOUSNESS. THE CORE PART OF THE RESEARCH IS DEDICATED TO THE INTERACTION AND INTERCONNECTION OF THE STATE POLITICS WITH THE LAW. THE AUTHOR COMES TO THE CONCLUSION ON THE NECESSITY OF EXECUTION OF LAWFUL POLITICS IN THE STATE AS A GUARANTEE OF JUSTICE AND INTERCESSION, THE POLITICS BASED EXCLUSIVELY ON LAW.

Текст научной работы на тему «Проблемы осуществления правовой политики»

2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.02)

2.1. ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Шашкова Анна Владиславовна, доктор политических наук, доцент, канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного права МГИМО (У) России, адвокат, почетный консул Сан Винсента и Гренадин Место работы: МГИМО (У) России

[email protected]

Аннотация: настоящая статья посвящена анализу проблемы осуществления правовой политики в государстве. Автор анализирует происхождение и взаимодействие политических и правовых норм. В статье также ставится вопрос о политическом сознании и правосознании. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергается проблема взаимосвязи и взаимодействия государственной политики с правом. Автор приходит к выводу о необходимости проведения правовой политики как политики справедливости и заступничества, политики, основанной исключительно на праве.

Ключевые слова: политические нормы, правовые нормы, политическое сознание, правосознание, государственная политика.

PROBLEMS OF REALIZATION OF LAWFUL POLITICS

Shashkova Anna V., Doctor of Science (Politics), Associate Professor, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional Law MGIMO-University, Moscow Region Bar Lawyer, Honorary Consul for St. Vincent and the Grenadines Work place: MGIMO - University

[email protected]

Abstract: the present article analyses the problem of lawful politics by the state. The author reviews the genesis and interaction between political and legal norms. The article also rises a problem of political and legal consciousness. The core part of the research is dedicated to the interaction and interconnection of the state politics with the law. The author comes to the conclusion on the necessity of execution of lawful politics in the state as a guarantee of justice and intercession, the politics based exclusively on law.

Keywords: political norms, legal norms, political consciousness, legal consciousness, state politics.

Развитие политики в правовом русле осуществляется правовыми средствами. Таким образом, цели, поставленные перед правом и политикой, становятся общими, выражающими единый общественный интерес. Право оказывает влияние на политику и ее формирование путем ограничения политики рамками единого правового пространства.

Определение политики, дающееся в политической науке, обычно характеризует политику как деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области государственных отношений, которая определяется интересами такой власти, партии или группы. Именно эта область общественной жизни регулируется политическими нормами.

Политические нормы представляют собой правила поведения многочисленных и разнообразных индивидуальных и коллективных субъектов политики, участников политического процесса, политических отношений. Данные нормы закрепляются в различных политических манифестах, решениях и программах политических партий и движений.

Отражаясь в нормативно-правовых актах, политические нормы приобретают также характер правовых. Часто политические и правовые нормы тесно переплетаются либо соединяются, например, в статьях Конституции, и разделить их представляет большую сложность. Данный процесс характерен, как для законодательной, так и для исполнительной власти. Нормативно-правовые акты, в том числе законы, как правило, имеют правовое, экономическое и политическое

обоснование. Однако определенные противоречия наблюдаются между правовыми и политическими нормами.

Политическая область определяется своими традициями, требованиями, принципами, общепринятыми правилами и эталонами. Существующая политическая этика состоит из свода устоявшихся канонов, которых придерживаются добросовестные политики. К основным канонам относится соблюдение морали, законов, установленного порядка, правдивость, уважение оппонентов, служение общественному долгу, благу.

Обращаясь к сегодняшней российской политике, необходимо задаться вопросом, действует ли она в рамках таких канонов. Вряд ли такую нечистую сферу отношений между людьми можно в этом упрекнуть. Периодически демонстрируются нарушения элементарных правил политического поведения. Особенно этим характерен период выборов: дискредитация соперников, распространение о них ложной информации, война компроматов, подкуп избирателей, интриги, пустые обещания кандидатов на выборные должности, теневое финансирование, проникновение во власть криминала и т.д. Создаются и используются так называемые избирательные технологии, имиджмейкеровые фирмы и иные приемы. На избирателей оказывается психологическое давление, вплоть до угроз, осуществляется манипулирование общественным мнением. Этим явлениям необходимо противостоять и пресекать наиболее грубые нарушения в области цивилизованной политики. Этому призваны эффективно про-

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

тивостоять власть, право и законы. Необходимо строго соблюдать политические нормы, также как и правовые.

Несмотря на единый источник происхождения правовых и политических норм, способы их становления различны. Государство в лице различных государственных органов является субъектом учреждения правовых норм. Политическая норма может выступать в качестве прикрытия традиционных неформальных связей, устанавливаться жрецами, корпорациями или философами. В результате буржуазных революций появляются политические партии, влияющие на государственную власть и являющиеся посредниками между обществом и государством, которые также устанавливают политические нормы.

Политические и правовые нормы являются социальными регуляторами поведения. В качестве таких социальных регуляторов они устанавливают определенные правила поведения общего характера. Требования политических и правовых норм носят нормативный характер: они распространяют свое действие на на конкретное лицо, а на неопределенно количество лиц. В качестве нормативных правил поведения их исполнение обеспечивается не только доброй волей граждан, но и принуждением со стороны государства.

Развиваясь, политические нормы начинают выражать интересы и потребности большинства или всех классов и слоев населения. Тем самым определяется их доминирующая роль в социальном регулировании поведения людей. Одновременно политические нормы стремятся подчинить себе и другие формы социального регулирования общества - право, нравственность и другие.

Изменение политических норм имеет место вследствие изменения со временем их субъектов. Субъект правовых норм - это государство в лице государственных органов. При различных субъектах взаимозависимость политики и права, политических и правовых норм очевидна. Политические цели преследуют изменение правовых норм: без такого изменения невозможно реализовать интересы общества и государства в целом. Необходимо перевести измененные политические реалии в обязательный для исполнения инструмент. Таким образом, именно политические нормы определяют ценностные ориентиры общества, которые необходимо преобразовать в правовые нормы.

Те политические решения, которые вводятся в жизнь, должны иметь легальное закрепление, должны быть правомерны. Для этого они должны найти свое выражение в правовых нормах. Таким образом, право является инструментом политики, представляет собой один из способов юридического оформления политических решений. При взаимодействии политика и право усиливают друг друга. Взаимное влияние политики и права многопланово. Необходимо добиваться социальной полезности такого взаимного влияния.

Государство - это основной политический институт. Внешнее выражение права - правовые нормы - требуют наличия данного института. Следовательно, наличие правовых норм не может существовать вне политики. Право находит внешнее выражение в нормативно-правовых актах, в законе. А закон юридически оформляет и вводит в действие именно государство. Представители государства, проводящие стратегический курс развития государства, легитимируются посредством проводимых в государстве выборов. Данный курс, поддержанный народом через референдум либо путем представительной демократии, становится концепту-

альной основой законотворческой деятельности.

Следующая стадия - это правоприменение или право-реализация, введение закона в жизнь. Она невозможна без института принуждения, имеющегося у государства. Вопреки расхожему мнению, а также определенным противоречиям нормативных актов друг другу, законодательная база в сегодняшней России развита и обоснована. Определенная множественность законодательных актов мешает их правильной интерпретации. Однако уровень законодательной базы Российской Федерации ничем не ниже уровня основных европейских государств. В отличие от данного достойного уровня законодательного развития, правоприменение в России весьма слабо. Именно на этом уровне - на уровне правоприменения -принятые законодательные и иные нормативно-правовые акты терпят крах: они просто не реализуются.

Не все правовые нормы требуют государственного принуждения. Частное, договорное право основано на равенстве участников правоотношений и добровольности исполнения взаимных требований. Если для принуждения к исполнению каждого договора потребуется обращаться в суд, то данная отрасль права и законодательства просто умрет. Согласие подразумевает понимание сторонами положений договора и готовность к их добровольному исполнению. Возникающие договорные споры и судебное разрешение частных гражданских конфликтов является лишь подтверждением данному правилу. Государственное принуждение требуется в публично-правовых отношениях, в случае противоправного поведения субъектов права. Роль правовой нормы отсюда состоит в разумном регулирование правовых отношений между субъектами права и лишь необходимом участии государства в случае конфликта интересов данных субъектов, а чаще конфликта интереса данных субъектов с интересами государства. Таким образом, прослеживается четкая взаимосвязь права, государства и политики, правовых и политических норм, тесно переплетающихся между собой.

Правосознание и политическое сознание индивидов занимают важную роль во взаимосвязи политики и права. Индивид воспринимает окружающие его явления с помощью своих органов чувств и приходит к выводам о положительных или отрицательных последствиях взаимодействия с окружающей действительностью. Политические и правовые явления также не ускользают от субъективного интереса индивида. И если в раннем возрасте в круг интересов обычно эти явления не входят, то, по мере взросления, он начинает формировать свое собственное отношение к прошлым политическим феноменам и вырабатывает собственные политические установки.

Если исходить из того, что политика и политические явления являются объективной реальностью, то политическое сознание индивида представляет из себя субъективную реакцию на политические явления. Политическое сознание является неизбежным спутником политики и политических процессов. Само наличие политики определяется политическим сознанием. Политическое сознание идет рука об руку с политическими процессами.

Политическое сознание является одним из важнейших элементов духовной жизни общества. Политическое сознание тесно взаимосвязано с другими формами и видами осознания действительности, например, с моральными воззрениями или правосознанием: оценка индивидуумом политических явлений проходит че-

рез призму моральных категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, на основании своего индивидуального правового статуса, тех прав и обязанностей, которыми наделен данный конкретный индивид. Отношение к праву, наоборот, нередко проходит через призму политического мировоззрения. Таким образом, и политическое, и правовое сознание оказывают влияние на духовную жизнь общества. Это влияние может быть как прямое, так и косвенное. Политическое сознание и политические отношения определяются правом, а право получает политическую окраску. Отсюда можно сделать вывод, что политическое сознание представляет собой систему понятий, представлений, взглядов, установок и чувств, выражающих субъективное отношение человека к существующим политическим явлениям.

Функции политического и правового сознания достаточно близки и взаимосвязаны. Основными функциями политического сознания являются регулятивная, оценочная, познавательно-информационная и мобилизующая функция. К функциям правосознания также относятся регулятивная и оценочная функции. Общественные отношения регулируются политическим сознанием и правосознанием на основе совокупности вырабатываемых представлений и убеждений, а также с помощью ценностно-правовой ориентации соответственно. И правовые, и политические нормы выступают объектами оценки. Таким образом, индивидом оценивается отношение к различным проявлениям правовой и политической жизни.

Познавательно-информационная функция политического сознания индивида дает ему возможность правильно определить свое место в общественно-политической жизни; аналогичная познавательная функция правосознания дает индивиду возможность осмысления правовой действительности. Мобилизующая функция политического сознания побуждает человека к участию в политических процессах, правотворческая функция правосознания опосредует сам процесс правотворчества. Прогностическая состоит в предвидении будущего развития правовой и политической систем общества. Право и политика имеют воспитательную функцию. В данной функции также прослеживается влияние права и политики на общество. Российский и польский ученый Л.И. Петражицкий указывает, что эмоционально здоровое и достаточно интенсивное осознание своих прав оказывает на человека то важное воспитательное влияние, которое делает его «гражданином» по характеру, сообщает ему сознание собственного достоинства и уважения, к самому себе, что представляет собой важнейшее условие законопослушания общества.

Не всегда право представляет собой правило поведения для конкретного лица. Убеждения индивида могут вступать в противоречие с объективными правами личности. Возникают правонарушения. И не всегда законные меры пресечения и привлечения к ответственности имеют эффективный характер, в некоторых случаях они бессильны.

По выражению В.И. Ленина политические отношения относятся к числу надстроечных (идеологических) общественных отношений, которые, «прежде чем сложиться, проходят через сознание людей»1. Политиче-

1 Ленин В. И. Полное собрание сочинений (5 издание). Т. 30 (Июль 1916 - февраль 1917). М: Издательство политической литературы. 1973. С. 137.

ское сознание является источником кардинальных перемен в обществе, включая забастовки, революции и военные действия.

Повседневная жизнедеятельность отдельного индивида находится под влиянием политического сознания. Политическое сознание дает возможность индивиду более или менее осознанно определять свое место в сложных взаимоотношениях с государством, властью, различными политическими и общественными объединениями. С другой стороны, политическое сознание позволяет более эффективно реализовывать творческий потенциал индивида, реализуя возможности творчески-преобразующей деятельности индивида, ориентируя индивида в его взаимоотношениях с властью.

Политическое сознание развивалось исторически на протяжении длительного времени, менялось в зависимости от тех взглядов и ценностей, которые преследовало общество в тот или иной исторический период. Единство материальных и духовных сторон политической действительности находит отражение в политическом сознании. Экономические отношения, представляющие собой производство и воспроизводство материальных условий человеческого существования, лежат в основе процесса формирования политического сознания, заставляя индивида предпринимать шаги по созданию политических теорий и идеологий.

Политическое сознание является отражением определенной исторической эпохи, экономики, культуры, традиций и обычаев. Правосознание, являясь одновременно одной из форм общественного сознания и одним из элементов правовой системы, состоит из таких компонентов, как теории, идеи, взгляды, эмоции и чувства, ориентируя индивида в осуществлении им корректного юридически значимого поведения. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии, являющимися его основными компонентами. Если правовая идеология носит объективный характер, представляет научное выражение понимания права и его места в системе общественных отношений, то правовая психология связана непосредственно с конкретным индивидом, это его оценочное понимание правовых явлений и выражение к ним своего отношения. Правосознание определяет частоту соблюдения позитивных прав, прав, закрепленных законодательно, не являющихся естественными правами человека, действующих на определенной территории государства.

Правосознание, в зависимости от уровня осмысления правовых явлений может быть обыденным, специализированным и научным. Большинство индивидов использует обыденное правосознание, складывающееся из их личного опыта, происхождения и принятых семейных ценностей. Специализированное или профессиональное правосознание относится к лицам юридической профессии, которые в силу своего специального опыта по-иному воспринимают и трактуют происходящие правовые явления. Научное правосознание относится к обобщенному и более высокому осмыслению и исследованию правовых материй.

Политическое сознание разное в разные эпохи: оно способно меняться в зависимости от установок правящего класса. Становление правосознания исторически происходит вместе с формированием государства и права. В обществе, разделенном на классы, структура правосознания неоднородна: законодательно учитывается правосознание экономически сильного клас-

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

са. Следовательно, в чистом виде правосознание отсутствует: в зависимости от развития демократизации общества часто учитывается правосознание только господствующего слоя общества.

Также как право и политика, так правовое и политическое сознание имеют тесные взаимосвязи: политическое сознания формирует определенное отношения к праву, правосознание, в свою очередь, формирует определенное отношение к политике, они взаимозависимы и осуществляют влияние друг на друга.

Единство государства и права предполагает концепцию правового государства, в которую вписывается понятие правовой политики, проводимой государственной властью. Законодателю не следует допускать чрезмерности правового регулирования и преувеличивать возможности права. И то, и другое является результатом неграмотности законодателя, принимающего новые нормы, не учитывая другие социальные регуляторы и не выявив объективные причины неэффективности действующих норм. Избыточность правовых норм приобретает следующие негативные формы: количественную и содержательную. По количеству нормативно-правовые акты начинают противоречить друг другу. Что касается содержания нормативно-правовых актов, то они начинают необоснованно вмешиваться в общественную жизнь.

Практически все субъекты политической системы принимают участие в выработке правовой политики в демократически развитых государствах. При этом само государство организует формирование правовой политики. Такой процесс не ограничивается ни правотворчеством, ни правовым воспитанием: правовая политика находит свое определение и изменяется в ходе реализации правовых норм.

Эффективное и продуктивное взаимодействие политики и права подразумевают необходимость нахождения между ними баланса. Только в случае правовой политики нахождение баланса возможно.

Следовательно, правовая политика представляет собой особую форму выражения государственной политики, средство юридической легитимации политики, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур.

Лояльность права по отношению к политике определяется исторически. Задачей реформирования общества, задачей установления нового типа политико-правового моделирования является формирование правовой политики, соблюдение верховенства права в политике независимо от конкретной ситуации. Продуманная правовая политика является важнейшим фактором национальной безопасности государства и основой формирования его единого правового пространства.

Проблема осуществления правовой политики состоит в постоянной работе, умении всякий раз находить разумный баланс в попытке достичь единых целей. Что же из себя представляет политическое право? Политическое право представляет из себя совокупность отраслей права и политико-юридических подсистем, регулирующих политическую деятельность, адресованных участникам политики.

Отсюда возникает возможность классификации политико-юридических подсистем. Политико-юридические подсистемы могут быть классифицированы следующим образом:

- Практика реализации гражданами и объединениями их политических прав, например, праймериз.

- Практика избрания и назначения должностных лиц на

центральном, региональном и местном уровнях.

- Системообразующая практика принятия политических решений например, деятельность органов исполнительной власти по принятию нормативных актов исполнительной власти в исполнение законодательных актов.

Таким образом, политическое право непосредственно взаимодействует с политикой, однако при этом ориентировано на наиболее важные для государства и общества социально-политические явления.

Вопрос о взаимосвязи и взаимодействии государственной политики с правом приобретает с каждым годом все более важное значение: право должно иметь общеобязательный характер, когда абсолютно все индивиды равны перед законом, их права и обязанности не отличаются в зависимости от бюрократического положения в обществе. Такое право может реализовываться только в условиях реального политического курса подлинно демократических и социальных реформ.

Современная Россия страдает от отсутствия универсального правоприменения. В России требуется реализовать и букву, и дух закона, их соблюдение требуется для реализации политических решений. Ответственность за соблюдение буквы и духа закона лежит на государстве. Именно государство должно сводить политику к соблюдению правового порядка, политически реализо-вывать правовые решения, содержащиеся в законах.

Только основанная на праве политика является подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество. Гуманистическая и демократическая политика невозможна вне права и морали. В идеале политика должна формироваться на правовой и высокоморальной основе. Политика, чтобы быть будет подлинно разумной, стабилизирующей и объединяющей общество, должна основываться исключительно на праве.

Право не может и не должно быть абсолютно свободным от политики, поскольку между ними, существуют генетические взаимосвязи. Конституция и иные нормативно-правовые акты являются выражением государственной воли.

Нет никаких оснований отлучать право от политики. Аполитичности права не существует, право не возникает в вакууме, а рождается путем проявления государственной воли государственными органами. Право можно определить как одно из самых политизированных явлений современности. Закон - мера политическая, зависящая от политических интересов. Взаимосвязь права и политики прослеживается, прежде всего, через власть.

В вопросе о соотношении политики и права всегда были определенные уклоны и перегибы, являвшиеся следствием конъюнктуры. В советское время на первое место выводилась политика, идеология, экономика, но не правовые и гуманитарные ценности. Имела место трактовка права в качестве предписания сверху, приказа начальства, а не как нормы, способной оградить от произвола власти, института, охраняющего честь, здоровье и безопасность личности. Советская идеологическая мысль была обращена к правовому позитивизму. Праву была отведена роль закрепления и проведения господствующей идеологии. Идеи правового государства были чужды восприятию.

Сегодня формально провозглашённые идеи правового государства, верховенства закона, приоритета прав человека не находят отражение в реальной жизни правоприменения. В государстве можно констатировать низкий уровень правосознания. Так называемая демократия дает сбои, свобода понимается определенными слоями общества, к которым относятся и представители

власти, как вседозволенность. Идеальная ситуация с наличием правовой политики отсутствует: по-прежнему, доминантой выступает именно политика, а не право. Имеет место противостояние между политикой и правом, что должно отсутствовать в правовом государстве. Политика должна быть правовой, основанной на праве, а право - способствовать проведению разумной и справедливой государственной политики.

Право должно играть роль эффективного стабилизатора политической жизни, оно должно выражать и защищать справедливость, служить преградой на пути волюнтаристских поползновений любого рода политиков и чиновников. Государство должно научиться уважать право, закон и порядок, отрешиться от неправового мышления. Общество не должно вводиться в заблуждение пустословными чисто политическими, не основанными на праве аргументами.

Целью права является структурирование справедливой совместной жизни людей, отсутствие в ней борьбы и ожесточенных споров. Право - это барьер и заступник от ненужного зла. Отсюда и вытекает необходимость проведения правовой политики как политики справедливости и заступничества, политики, основанной исключительно на праве.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,26%.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации / Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права учебник для вузов / С.С. Алексеев, С.И. Архипов и др. -3-е изд., - М.: Норма, 2005. - 496с.

3. Алексеева Т.А. Что такое мировая политика? Международные процессы. 2005. Т. 3. С. 14.

4. Актуальные проблемы сравнительного, зарубежного и российского конституционного права : сб. науч. трудов / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. Дел Рос. Федерации, каф. конституционного права ; [науч. ред. И.А. Ракитская; отв. ред. Н.Ю. Молчаков]. - М. : МГИМО-Университет, 2017. - 674.

5. Антанович Н.А. Политика и право: проблемы взаимодействия в современной обществе // Новейшая история (1991-2006 гг.): государство, общество, личность: материалы науч.-теорет. конф. (Минск, 29 сент. 2006 г.) / Нац. Акад. Наук Беларусии. -Минск, Белорус. Наука, 2006. - 702 с.

6. Аристотель. Политика / Аристотель. - М. : Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1911. - 476 с.

7. Водолазов Г.Г. Социально-политическая система современной России: шансы на изменения // Философские науки. 2011. №9. С. 17-32.

8. Гегель. Философия права. М., 1990. С. 524.

9. Гришнова Е.Е. Политика и право: вектор взаимодействия // Теория и практика общественного развития / 2010. - № 3

10. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.. Политология: Учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - М.: Юристъ, 2002. - 511 с.

11. Законодательный процесс в зарубежных странах. М: Издательство «МГИМО-Университет», 2012. 170 с.

12. Кант И. Метафизика нравов в двух частях //Соч. в шести томах. Т. 4 (2). М., 1965. С. 478.

13. Керимов Д. А. О предмете и содержании науки управления / Д. А. Керимов // Правоведение. - 1967. - № 5. - С. 7485.

14. Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2015. - 340 с.

15. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / [Соч.] Н.М. Коркунова. - Изд. 6-е (Без имен.). - СПб: Юр. кн. магазин Н. К. Мартынова. 1904. С. 364.

16. Кудряшова Е. В. Вопросы правового регулирования и государственного планирования. Журнал российского права. 2009. № 10 (154). С. 51а - 57.

17. Кулинченко А.В. Политология / Комаровский В.С, Алексеева Т.А., Бакушев М.Д. и др.- М. 2002. С. 520

18. Лебедева М.М. Мировая политика в XXI веке: все акторы, процессы, проблемы. М. 2009. С. 142.

19. Ленин В. И. Полное собрание сочинений (5 издание). Т. 30 (Июль 1916 - февраль 1917). М: Издательство политической литературы. 1973. С. 562.

20. Лукашева Е.А. Права человека / Учебник. 2-е изд., пе-рераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. - 560 с.

21. Мухаев, Р.Т. Основы социологии и политологии/ Р.Т. Мухачев.- М., 2006.

22. Невская С. С. Л. И. Петражицкий о мотивах человеческих поступков / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 2016. № 3 (30). С. 34-44.

23. Непрозванных А.Л. Проблемы взаимодействия политики и права в современной политической жизни России // Евразийская сеть политических исследований, 2004-2010.

24. Охотский Е.В. Россия в тисках глобализации, кризиса и внешнего санкционного давления / Е.В.Охотский // Российский журнал правовых исследований». 2016. - № 2. - С. 122131.

25. Погодин А. В. Взаимодействие политики и права и проблемы правореализации в политической сфере / Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Т. 154. Кн. 4. С. 25-33.

26. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 683 с.

27. Половченко К.А. Философские проблемы права в современной России // В сборнике: Проблемы правотворчества и правоприменения в государствах центральной и восточной Европы. Минск. 2012. С. 18-19.

28. Половченко К.А. Институт конституционной жалобы как составляющая механизма защиты прав и свобод человека: опыт России. Государство и право. 2002. № 10. С. 57-63.

29. Пономарева Е.Г. Между прошлым и будущим // Свободная мысль. 2011. №11. С. 205-211.

30. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В. С. Нерсесяица. 2002. С. 202.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы / В.Н. Протасов - М.: Новый Юрист, 1999. - 240с.

32. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

33. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001 .-776с.

34. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Голо-вистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пи-голкина. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 613 с.

35. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. - 592 с.

36. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 286.

37. Червякова Е. В. Соотношение государства и права (ис-торико-теоретические аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Е. В. Червякова. - Л., 1985. - 23 с.

38. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов / А.Ф. Черданцев - М.: Юрайт-М, 2002. - 432 с.

39. Шабуров А.С. Теория государства и права: учеб. пособие : в 2 ч. / А.С. Шабуров, В.И. Шерпаев, И.В. Сошникова; [отв. за вып. В.Е. Кучинская]; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. Ч. 1. - 194 с.

40. Shashkova A.V., Rakittskaya I.A., Pavlov E.Ya. Emergence and Activity of Legal Entities in Russia in the Pre-Revolutionary Period (comparative analysis), in Bylye Gody, 2017, Vol. 46, Is. 4, pp. 1333-1344.

41. Syme R. Lawyers in Government: the Case of Ulpian // Proceedings of the American Philosophical Society. Vol. 116. 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.