Социально-политические науки
5'2018
I. ПОЛИТОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.00)
1. ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 23.00.01)
1.1. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВА И ПОЛИТИКИ
Шашкова Анна Владиславовна, доктор политических наук, доцент, канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного права МГИМО (У) России, адвокат, почетный консул Сан Винсента и Гренадин Место работы: МГИМО (У) России
Аннотация: настоящая статья посвящена анализу проблемы взаимодействия политики и права. Автор анализирует момент возникновения политики и права, а также внешние формы выражения политики и права. В статье ставится вопрос о предмете политики и права. Наиболее значимому анализу в настоящей статье подвергается проблема общностей и различия между политикой и правом. Автор приходит к выводу о наличии тесной взаимосвязи и взаимозависимости между политикой и правом, необходимости их сбалансированного взаимодействия.
Ключевые слова: предмет политики, предмет права, взаимосвязь политики и права, возникновение политики.
PROBLEMS OF INTERACTION BETWEEN LAW AND POLITICS
Shashkova Anna V., Doctor of Science (Politics), Associate Professor, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional Law MGIMO-University, Moscow Region Bar Lawyer, Honorary Consul for St. Vincent and the Grenadines Work place: MGIMO - University
Abstract: the present article analyses the problem of interaction between politics and law. The author reviews the moment of genesis of politics and law as well as their external form. The article rises a problem of the subject-matter of politics and law. The core part of the research is dedicated to the analysis of the commonness and distinctions between politics and law. The author comes to the conclusion on the existence of the close interconnection and interdependence between politics and law, the necessity of their balanced interaction.
Keywords: political subject-matter, subject-matter of law, interaction between politics and law, genesis of politics.
Закон есть мера политическая, есть политика
В. И. Ленин1
Право и государство, являющееся основным институтом (органом) политики, имеют тесную взаимосвязь. Развитие права и государства происходит одновременно, они не могут быть разделены друг с другом. Внутренняя и внешняя политика государства опирается на право. Функции, осуществляемые государством, осуществляются им с помощью права. Такие функции государства носят политический характер2
Если рассмотреть возникновение права и политики с точки зрения исторической, то возникает вывод, что право появилось ранее, чем политика и политические явления. Права человека на жизнь, свободу и собственность в догосударственном обществе осуществляются на инстинктивном уровне. С развитием и совершенствованием индивида, и реализация его естественных прав с уровня бессознательного инстинктивного, выходит на осознанный уровень.
Различные определения политики появляются в античные времена. Под политикой понимается как искусство управления людьми в цивилизованном обществе, так и участие в управлении делами государства раз-
1 Ленин В. И. Полное собрание сочинений (5 издание). Т. 30 (Июль 1916 - февраль 1917). М: Издательство политической литературы. 1973. С. 562.
2 Чердянцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов /
А.Ф. Чердянцев - М.: Юрайт-М, 2002. - с. 185.
личных классов, социальных групп и их организаций3. Правовая государственность, в свою очередь, характеризуется господством справедливых законов, таких законов, которые отражают и защищают естественные права и свободы личности, а также реальные объективные потребности общественных отношений в соответствующем правовом регулировании. Именно сочетание политических и правовых элементов является необходимым условием реализации принципа справедливости. Решение такой задачи на практике невозможно без исследования механизма взаимодействия права и политики. Обоснование механизма взаимодействия права и политики признается и ведущими специалистами в области общей теории права.
Согласно ведущему советскому и российскому ученому-правоведу Д.А. Керимову взаимодействие права и политики является одной из методологических проблем политико-правовых исследований. По мнению члена-корреспондента РАН Е.А. Лукашевой, анализ права в его соотношении с политикой позволяет выявить новые аспекты в изучении функционирования права и форм его воздействия на социальные процессы. Праву отводится регулирующая роль в обществе и государстве. Исследователь высказывает сожаление, что при анализе политической системы, ученые не уделяют праву должного
3 Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головисти-кова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - с. 319.
Шашкова А. В.
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВА И ПОЛИТИКИ
внимания, не обозначают четко те аспекты действия права, которые проистекают именно из интерпретации права в качестве одного из основных компонентов политической системы.
Не вызывает сомнения то, что политика имеет прямую связь с правом. Право, регламентируя основные политические правила и нормы, находит свое позитивное выражение в нормативно-правовых актах. Нормативно-правовые акты закрепляют допустимые полномочия и границы деятельности государственных структур, находящихся у власти, а также оппозиции. Право и политика не существуют отдельно от остальных явлений, у них отсутствует какая-либо особая самостоятельность, исключительность влияния друг на друга. Возникновение таких явлений, как политика и право, зависит от влияния множества общественных и социальных факторов.
Существует и сходство, и различие между политикой и правом. И право, и политика представляют собой общественные системы, что является их общностью. Они взаимозависимы и оказывают регулятивное воздействие на данные общественные системы. При этом они оказывают такое регулирующее воздействие отлично друг от друга: технологии применения государственной власти и способы регулирования социального порядка у политики и права отличаются. Следовательно, общность политики и права характеризуется и различиями между ними: и право, и политика являются регулятивными системами, однако суть этих систем различна.
Общности политики и права состоят в следующем:
- Единство причин и источников формирования политики и права. Назначение и цель политики и права состоят в регулятивном обеспечении стабильности существования и развития социальной системы едины. Оба явления выражают реакцию общества на социальное неравенство. Неравенство само по себе естественно. Однако данный феномен представляет собой препятствие на пути нормальному и стабильному функционированию общественной системы, в тот момент когда социальное неравенство достигает критической массы. Следовательно, обществу становится важным выработать определенные правовые и политические регуляторы. Такая необходимость назревает для гарантирования самосохранения и управляемости данной социальной системы. Она является объективной реакцией на усложнение социальной действительности, усугубление социального неравенства. Такие регуляторы согласовывают наиболее значимые интересы государства и общества, гарантируются независимость и свободу граждан. Именно политические регуляторы, устанавливающие динамичное равновесие индивида, общества и государства, могут гарантировать стабильность социальной системы в целом.
- Единая система природных и социальных факторов объективного и субъективного порядка предопределяет содержание политики и права. В качестве природных факторов выступают климатические условия, географическая среда и демографические процессы. Исторические, идеологические, экономические и национально-культурные факторы представляют собой социальные факторы. Состав таких факторов и степень их определенности являются различными в зависимости от специфики политической и правовой системы, а также от национальной специфики. Общности политики и права можно также вывести в зависимости от национальной культуры. Учет культурных особенностей в ходе принятия важных общественных решений необходим. При игнорировании культурных особенно-
стей нации принятые решения могут быть не одобрены и не исполнены обществом.
- Правила поведения в политике и праве устанавливаются через определение прав и обязанностей индивида. Регулирование действий индивида происходит с помощью кнута и пряника: при адекватном поведении индивида одобряемое поведение поощряется с точи зрения существующей политико-правовой системы, а при неадекватном поведении происходит запрет такого не-одобряемого поведения. Посредством принятия управленческих решений происходит реализация социального назначения права и политики.
Критерии для проведения разделительной линии между политикой и правом следующие:
- Целевая направленность действий субъектов политики и права. Направленность действий субъектов политики состоит в завоевании и использовании политической власти. Политические отношения возникают по поводу деятельности государства. Противоположное мнение вряд ли можно признать обоснованным. Право касается различных субъектов общества, оно направлено на справедливое удовлетворение интересов. Направление политики идет снизу вверх, от общества к государству, право имеет противоположное направление - от государства к обществу.
- По субъектам, которые формируют содержание права и политики. Выработка политики происходит в ходе осуществления деятельности различных социально-организованных групп. Сюда можно отнести классы, нации или иные группы, которые способны представить свои интересы в качестве общих интересов. Как субъект политики индивид интересен лишь как представитель интереса определенной социальной группы. Если посмотреть на право с точки зрения субъектов, то здесь выделяются государственные органы. Субъектом права может выступить также население государства или отдельной территории, принявшее участие в референдуме. Однако чаще референдумы носят необязательный характер, поэтому вопрос субъектов права сводится к представительным либо исполнительным органам государственной власти.
- Содержание политики и права также различны. Элементы, составляющие политику, более разнообразны, чем элементы, составляющие право. Несмотря на то, что нет общего согласия исследователей в определении точного состава элементов политики, сюда можно отнести политическое сознание, политические нормы, отношения по поводу власти в обществе, совокупность классовых отношений, политические организации, политические субъекты, политическую идеологию, а также любую деятельность в отношении получения и реализации политической власти. Что касается права, то оно состоит из правовых норм. Правовые нормы приводят к реализации существующей правовой идеологии. Они закрепляют юридическое содержание регулируемых ими отношений.
- Политика и право затрагивают различные сферы деятельности. Политика более емкая: она касается практически всех сфер человеческой жизни. Сюда можно отнести религию и мораль. Все, обладающее большим общественным интересом, становится объектом политики. Вмешательство государственной власти становится необходимостью. Политическая деятельность также затрагивает вопросы урегулирования социально значимых связей с помощью реализации власти. Отталкиваясь от такой оценки сферы деятельности политики, на основании широкого охвата политикой сфер общественной дея-
Социально-политические науки
5 '2018
тельности, ряд исследователей приходит к выводу, о том что право является составной частью политики. Данный вывод содержит в себе ошибочную предпосылку анализа правовых норм: далеко не во всех правовых нормах присутствует политический характер.
- Реакция на изменения политики и права совершенно различны. Политика гибка и подвижна, реакция политики на изменения общественных интересов и потребностей может быть мгновенна. Политика напрямую связана с культурой, экономикой и другими общественно значимыми сферами, она может мгновенно учитывать интересы, вытекающие из этих сфер и соответствующим образом под них подстраиваться. Право отличается консерватизмом: оно подлежит изменению через официальное нормотворчество. Отсюда определенная медлительность в изменении правовых норм, которым требуется пройти законодательную процедуру (в случае изменения законодательных актов) либо специальную процедуру принятия в органах исполнительной (в случае изменения подзаконных актов). В случае изменения или одобрения актов международного права процедура еще более усложняется: сначала необходимо согласие органа исполнительной власти для подписания акта, а потом законодательного органа для ратификации.
- По формам внешнего выражения. Внешнее выражение политики содержится в выступлениях политиков, идеологических концепциях, митингах, демонстрациях, забастовках и иных политически значимых действиях, декларациях, программах и иных документах политико-юридического свойства. Право в своей форме выражения документально определено. Отсюда отсутствует разнообразие форм внешнего выражения права. Эти формы четко определены законодательно, они содержат определенные правила поведения и характеризуются непосредственной связью с государством. Внешнее выражение форм права - это законы, указы, распоряжения. Внешнее выражение политики - это деятельность людей и их организаций.
- Формы и методы обеспечения реализации решений политики и права также различны. С одной стороны, сила и возможности политических объединений обеспечивают реализацию политических решений. С другой стороны, реализация политических решений требует поддержки населения, доверия народа, адекватности отражения общественных интересов в таких решениях. Весь государственный аппарат с помощью государственного принуждения обеспечивает реализацию правовых решений. Кроме того, привлекаются различные возможности общества путем осуществления необходимых организационных мероприятий, информируя население о содержании принятых решений.
По определению голландского юриста и государственного деятеля Гуго Гроция предметом юриспруденции являются вопросы права и справедливости, а предметом политической науки - вопросы целесообразности и пользы4.
Право и политическое государство взаимозависимы. С одной стороны, именно государство определяет систему права в качестве публичной: оно санкционирует и устанавливает определенную правовую систему, делает ее общеобязательной, устанавливая в случае ее нарушения меры принуждения и государственного воздействия. С другой стороны, государство само по себе требует поддержки и обеспечения со стороны права. Существуют
4 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.. Политология: Учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - М.: Юристъ, 2002. - с. 17.
споры о первичности государства либо права. Нельзя согласиться с утверждением, что именно государство выступает в качестве источника происхождения, изменения и развития правовой сферы. Правовые системы основываются на отношениях и связях, складывающихся вне сферы государственного воздействия - внутри гражданского общества - путем выделения отдельной личности из общественного целого, а также путем регулирования сложных процессов производства и собственности.
Система правового регулирования не устанавливает приоритеты каких-либо общественных групп. Ее ориентация состоит в регулировании всего общественно-социального пространства. Обеспечение интересов таких различных социальных групп осуществляет политика. Государство, готовое использовать все имеющиеся ресурсы, имеет интерес в укреплении позиций группы, контролирующей власть. Соединяя регулятивные возможности политики и права, государство стремиться сформировать законодательную базу.
Право имеет политическое содержание. Необходимо признать, что выражение В. И. Ульянова (Ленина) «закон есть мера политическая, есть политика» соответствует действительности. Правовые государства стремятся к осуществлению правовой политики, но не всегда политика является правовой. Поэтому отождествление закона и политики ошибочно.
Воздействие права на политику разнонаправленно. На уровне основного закона государства право закрепляет существующий общественно-политический строй и законодательно определят границы структурных элементов политической системы. Происходит легитимация правом политики: реализация различных видов политической деятельности приобретает характер прав и обязанностей субъектов политической деятельности. Она перестает быть проявлением силы или авторитета таких субъектов, а начинает пользоваться поддержкой граждан, отношения по поводу государственной власти облекаются в правовую форму, любая деятельность в сфере политики начинает опираться на право.
Право переводит политику в более эффективную, гуманную и социально ориентированную сферу, что является неотъемлемой характеристикой правового государства. Таким образом, право, с одной стороны, выступает в качестве политического средства, с другой же стороны, право формирует и четко определяет рамки политической деятельности.
Можно выделить следующие связующие основания между правом и политикой:
- Право выступает в качестве регулятора общественных отношений. Политические отношения как подвид общественных отношений также регулируются правом. Под воздействием различных участников политических процессов политика формирует основные требования к праву. Государственная власть как субъект политики принимает участие в законодательном процессе.
- Политика реализует применение правовых норм путем использования управленческой функции, а также устанавливает запреты и ограничения на их применение.
- Формы и степень жесткости контроля за выполнением норм права определяются политикой.
- Возможность изменения или отменены правовых норм также зависит от политики.
- Право выступает в качестве нормативной основы политической системы общества: структура и функции государственных органов находят отражение в позитивном праве - нормативно-правовых актах.
- Правовая система закрепляет основу политической системы, ее идеологическую, экономическую и социальную сущность, устанавливает принципы развития политической системы общества.
Шашкова А. В.
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВА И ПОЛИТИКИ
- Правовая система служит осуществлению основных функций политической системы. Основные направления деятельности политических институтов получают правовые формы реализации, что обеспечивает стабильность и эффективность процессов.
- Право и правовая система призваны разрешать противоречия политической системы общества. При устаревшем методе императивного политического руководства сложно добиться динамичного и прогрессивного общественного развития. Принимаемые актуальные нормативно-правовые акты способствуют преодолению противоречий политической системы, однако полностью их не исключают.
При всех различиях политики и права необходимо констатировать их неразрывность и взаимозависимость. Если политика и право сбалансированно взаимодействуют, это имеет благоприятные последствия для всего общества, а сами политическая и правовая система при этом гармонично развиваются. С другой стороны, при узурпировании политической власти узурпируется и право. Это может иметь опасные последствия злоупотребления властью. Отсюда следует вывод, что данные сферы должны быть разделены. Для совершенствования политико-правовых норм требуется проводить в государстве демократическую и правовую политику.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,23%.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации / Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права учебник для вузов / С.С. Алексеев, С.И. Архипов и др. -3-е изд., - М.: Норма, 2005. - 496с.
3. Алексеева Т.А. Что такое мировая политика? Международные процессы. 2005. Т. 3. С. 14.
4. Актуальные проблемы сравнительного, зарубежного и российского конституционного права : сб. науч. трудов / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. Дел Рос. Федерации, каф. конституционного права ; [науч. ред. И.А. Ракитская; отв. ред. Н.Ю. Молчаков]. - М.: МГИМО-Университет, 2017. - 674.
5. Антанович Н.А. Политика и право: проблемы взаимодействия в современной обществе // Новейшая история (19912006 гг.): государство, общество, личность: материалы науч.-теорет. конф. (Минск, 29 сент. 2006 г.) / Нац. Акад. Наук Бе-ларусии. - Минск, Белорус. Наука, 2006. - 702 с.
6. Аристотель. Политика / Аристотель. - М. : Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1911. - 476 с.
7. Водолазов Г.Г. Социально-политическая система современной России: шансы на изменения // Философские науки. 2011. №9. С. 17-32.
8. Гегель. Философия права. М., 1990. С. 524.
9. Гришнова Е.Е. Политика и право: вектор взаимодействия // Теория и практика общественного развития / 2010. - № 3
10. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.. Политология: Учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. - М.: Юристъ, 2002. - 511 с.
11. Законодательный процесс в зарубежных странах. М: Издательство «МГИМО-Университет», 2012. 170 с.
12. Кант И. Метафизика нравов в двух частях //Соч. в шести томах. Т. 4 (2). М., 1965. С. 478.
13. Керимов Д. А. О предмете и содержании науки управления / Д. А. Керимов // Правоведение. - 1967. - № 5. - С. 74-85.
14. Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2015. - 340 с.
15. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права / [Соч.] Н.М. Коркунова. - Изд. 6-е (Без имен.). - СПб: Юр. кн. магазин Н. К. Мартынова. 1904. С. 364.
16. Кудряшова Е. В. Вопросы правового регулирования и государственного планирования. Журнал российского права. 2009. № 10 (154). С. 51а-57.
17. Кулинченко А.В. Политология / Комаровский В.С, Алексеева Т.А., Бакушев М.Д. и др.- М. 2002. С. 520
18. Лебедева М.М. Мировая политика в XXI веке: все акторы, процессы, проблемы. М. 2009. С. 142.
19. Ленин В. И. Полное собрание сочинений (5 издание). Т. 30 (Июль 1916 - февраль 1917). М: Издательство политической литературы. 1973. С. 562.
20. Лукашева Е.А. Права человека / Учебник. 2-е изд., пе-рераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. - 560 с.
21. Мухаев, Р.Т. Основы социологии и политологии/ Р.Т. Мухачев.- М., 2006.
22. Невская С. С. Л. И. Петражицкий о мотивах человеческих поступков / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 2016. № 3 (30). С. 34-44.
23. Непрозванных А.Л. Проблемы взаимодействия политики и права в современной политической жизни России // Евразийская сеть политических исследований, 2004-2010.
24. Охотский Е.В. Россия в тисках глобализации, кризиса и внешнего санкционного давления / Е.В.Охотский // Российский журнал правовых исследований». 2016. - № 2. - С. 122-131.
25. Погодин А. В. Взаимодействие политики и права и проблемы правореализации в политической сфере / Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Т. 154. Кн. 4. С. 25-33.
26. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 683 с.
27. Половченко К.А. Философские проблемы права в современной России // В сборнике: Проблемы правотворчества и правоприменения в государствах центральной и восточной Европы. Минск. 2012. С. 18-19.
28. Половченко К.А. Институт конституционной жалобы как составляющая механизма защиты прав и свобод человека: опыт России. Государство и право. 2002. № 10. С. 57-63.
29. Пономарева Е.Г. Между прошлым и будущим // Свободная мысль. 2011. №11. С. 205-211.
30. Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В. С. Нерсесяица. 2002. С. 202.
31. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы / В.Н. Протасов - М.: Новый Юрист, 1999. - 240с.
32. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.
33. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001 .-776с.
34. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - 613 с.
35. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2003. - 592 с.
36. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992. С. 286.
37. Червякова Е. В. Соотношение государства и права (ис-торико-теоретические аспекты) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Е. В. Червякова. - Л., 1985. - 23 с.
38. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов / А.Ф. Черданцев - М.: Юрайт-М, 2002. - 432 с.
39. Шабуров А.С. Теория государства и права: учеб. пособие : в 2 ч. / А.С. Шабуров, В.И. Шерпаев, И.В. Сошникова; [отв. за вып. В.Е. Кучинская]; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т, Центр дистанционного образования. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. Ч. 1. - 194 с.
40. Shashkova A.V., Rakittskaya I.A., Pavlov E.Ya. Emergence and Activity of Legal Entities in Russia in the Pre-Revolutionary Period (comparative analysis), in Bylye Gody, 2017, Vol. 46, Is. 4, pp. 1333-1344.
41. Syme R. Lawyers in Government: the Case of Ulpian // Proceedings of the American Philosophical Society. Vol. 116. 1972.