Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия морали и права в политической жизни современной России'

Особенности взаимодействия морали и права в политической жизни современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
746
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОРАЛИ И ПРАВА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / LEGAL REGULATIONS / MORAL REGULATIONS / MORALITY - LAW INTERACTION / POLITICAL LIFE / LAW EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жуков Константин Сергеевич, Карнышев Александр Дмитриевич

Рассмотрена проблема двух видов норм правовых и моральных в деятельности политиков. Дается характеристика некоторых особенностей взаимодействия морали и права в политической жизни современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of Morality and Law Interaction in Political Life of Contemporary Russia

The problem of two types of regulations legal and moral in the politicians" activity is considered. The characteristic of some peculiarities of morality law interaction in political life of modern Russia is given.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия морали и права в политической жизни современной России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Серия «Политология. Религиоведение»

2009. № 1 (3). С. 112-117 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 32

Особенности взаимодействия морали и права в политической жизни современной России

К. С. Жуков*, А. Д. Карнышев**

* Иркутский государственный университет, г. Иркутск e-mail: kpgt@admin.isu.ru

** Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск e-mail: psihologi@iza.ru

Рассмотрена проблема двух видов норм - правовых и моральных - в деятельности политиков. Дается характеристика некоторых особенностей взаимодействия морали и права в политической жизни современной России.

Ключевые слова: правовые нормы, моральные нормы, взаимодействие морали и права, политическая жизнь, правовое просвещение.

Деятельность политиков любого уровня (и федерального, и регионального) более всего связана с двумя видами норм - правовыми и моральными. С одной стороны, и те, и другие нормы регулируют значительную часть политической деятельности, с другой - политики так или иначе участвуют в разработке нормативно-правовых актов (от законов до инструкций по их выполнению).

Особая роль в современной обстановке принадлежит правовым нормам. Точно так же, как и моральные нормы, они регулируют поведение человека в обществе, но в своем становлении и действии имеют некоторые отличительные признаки.

Во-первых, правовые нормы устанавливаются в официальных актах специально уполномоченными обществом или государством органами (референдум, Государственная Дума, Законодательное собрание и др.).

Моральные же нормы «вызревают» в ходе развития социальных групп, когда происходит постепенное признание общественным мнением определенных стандартов и шаблонов поведения, их «укоренение» не столько в писаных канонах, сколько в индивидуальном и коллективном сознании: в привычках, обычаях и традициях. (Это не исключает, однако, ситуаций, когда некоторые наиболее значимые моральные обычаи и традиции закрепляются в виде правовых норм: так называемое обычное право).

Во-вторых, правовые нормы сопровождаются более жесткими официальными санкциями, которые при необходимости приводятся в действие

принудительным (правоохранительным) аппаратом общества и государства: судами, прокуратурой, милицией. Моральные нормы рассчитаны больше на их добровольную реализацию, на следование им в силу внутренних убеждений, в силу признания нравов и традиций предшествующих поколений, обоснованности и справедливости общественного мнения.

В-третьих, мораль более дифференцирована в социально-психологическом плане, поскольку, хотя и выражает фундаментальные, обобщенные правила поведения (будь добрым, честным, трудолюбивым, добросовестным и т. д.), ее требования все же своеобразно воспринимаются и интерпретируются в разных слоях, стратах, группах общества (например, нормы «воровской морали»).

Правовые нормы, наоборот, хотя и конкретизируют и детализируют правила поведения организации, жизнедеятельности, но одновременно адресуют их всем гражданам определенного государства.

В истинно правовом государстве с укоренившимися нравственными традициями нормы права и нормы морали органически взаимодействуют друг с другом.

С одной стороны, требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими и законодательными органами при создании правовой нормы. Последняя в таком случае выступает в качестве квинтэссенции общественно одобряемого морального требования. Соответственно правовые нормы и законы должны воплощать в себе высшие принципы гуманизма, справедливости, равенства людей.

С другой стороны, нарушение морально санкционированной правовой нормы вызывает естественное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества, и такая ее морально-психологическая поддержка делает правовое воздействие более эффективным и в профилактике асоциального поведения, и в реализации юридических возможностей.

Так, в идеале каждый гражданин защищен в своих политических правах избирать и быть избранным, поэтому он должен быть уверенным в гарантиях правовой защиты. Но реально в современном российском обществе нередко действуют обстоятельства, которые снижают регулирующую роль права, обусловливают серьезные нарушения установленных гарантий, вызывают сложные политические последствия.

Остановимся на характеристике некоторых особенностей взаимодействия морали и права в политической жизни современной России.

1. В отличие от государств с многовековыми юридическими традициями Россия, а тем более ее регионы, только начинает строить по-настоящему правовое общество. В дореволюционном и в советском праве адекватно не были представлены важнейшие юридические документы по вопросам международного права (особенно конвенции и декларации по правам и свободам граждан и малых народов), частного права (прежде всего, вопросов собственности, имущественных и неимущественных отношений, предпринимательской инициативы, торгового права и многих других областей).

В совершенствовании, особенно на основе международных норм и стандартов, нуждается избирательное право России. Ведь только недавно в нем

установились более-менее четкие нормы о референдуме и плебисците, об основополагающих принципах выборов. К примеру, чуть больше десяти лет назад советские граждане и слыхом не слыхивали об ограничениях информационно-психологического воздействия на выборах, которые обеспечиваются:

— плюрализмом мнений,

— запретом давления на избирателя, угроз шантажа и т. п.; запретом подкупа избирателей,

— запретом проводить агитацию за день до выборов и в день выборов,

— запретом контролировать волеизъявление избирателей.

Подобного рода детали и нюансы и по другим проблемам до сих пор

достаточно полно не отражены в отечественном праве.

2. Недостаток основополагающих нормативно-правовых актов - всего лишь одна из бед России. Она усугубляется тем, что многие принятые законы в условиях экономической и финансовой нестабильности, кризиса в ряде важнейших отраслей производства неадекватно обеспечены необходимыми средствами, ресурсами и конкретными механизмами реализации (к примеру, законы о ветеранах, образовании, культуре и т. п.).

В то же время налоговое законодательство весьма жестко изымает значительную часть доходов физических и юридических лиц. И это приводит не только к потере инвестиций в производство, но и к утрате веры граждан в компетентность и деловитость государственных органов.

Нарушается один из основных принципов правового государства: не только граждане несут ответственность перед государством, но и государственная власть несет ответственность перед гражданами, действуя строго на правовой основе.

Особенно непроработанными в данном аспекте остаются законы о реализации гражданами местного самоуправления.

3. Нигилизм в области правовых норм, их неприятие и неисполнение подогревает сложная социально-экономическая обстановка. Есть весьма известная на Западе теория аномии (греч. а - отрицательная частица, и nomos -закон, т. е. отсутствие законов, социальных норм), основанная Э. Дюркгей-мом. Эта теория утверждает, что нарушение установленных правил в обществе возрастает в периоды, когда нормы не соответствуют представлениям и ожиданиям людей, противоречат их опыту, когда социальные ценности и связи становятся неустойчивыми и непоследовательными.

Это особенно заметно во время кризисов и радикальных социальных перемен, например, в связи со спадом всех видов производства, незаконной приватизацией, безудержной инфляцией и т. п.

Это давнее теоретическое положение, как говорится, «один к одному» раскрывает сегодняшнее состояние нашего общества. Социальные коллизии, часто встречающиеся в нем, подогревают «вольные нравы» в политике, ведут к пренебрежению в различных сферах организации жизнедеятельности общества, в том числе и правовых требований в избирательных кампаниях.

4. Если говорить по большому счету, российский человек «аномичен» по своему характеру. И не только в силу исторически слабой развитости право-

вой теории и практики. Отсутствует традиция большинства населения жить по закону, по правовым нормам. Еще в недалеком прошлом чаяния людей к объективности и справедливости ориентировались, как в дореволюционное, так и в послереволюционное время, на различных благодетелей и покровителей - на царя, помещика, секретаря райкома, президента и т. д. («вот приедет барин, - барин все рассудит»), на общественные органы и организации (профсоюз, комсомол, партия), а не на закон. И сегодня многие граждане «ищут правду» не в суде и юридических инстанциях, а в административных кабинетах разных уровней.

5. Нельзя сбрасывать со счетов негативизм отсутствия системы правового просвещения граждан как в масштабах всего государства, так и в конкретных регионах. Такая система, хотя и заидеологизированная, функционировала в СССР и РСФСР, но в настоящее время свернута.

Компетентные органы (юридические, правоохранительные и правоприменительные), загруженные другими функциями, уделяют данным вопросам мало внимания в средствах массовой информации толкование правовых норм и законов, прав и обязанностей граждан осуществляется бессистемно и в основном в связи с сенсационными и трагичными фактами. Не на должной высоте эта работа и в учебных заведениях разных уровней.

В частности, уверенно можно говорить, что законодательство по выборам изучается только в юридических учебных заведениях. Многие законодательные акты стали недоступными для рядового гражданина из-за незначительного тиража нормативно-правовых документов и дороговизны юридической литературы.

И все изъяны правового просвещения обусловливают бросающуюся в глаза правовую безграмотность населения, что в совокупности с другими названными причинами усиливает пренебрежение к нормам избирательного права.

Что касается формирования правосознания в психолого-педагогическом плане, то это можно обеспечить только дифференцировав подход к различным группам населения: молодежь, ветераны, женщины, предприниматели и т. п. Причем данная дифференцированность должна осуществляться по двум направлениям: а) разработка «адресных» законопроектов в интересах конкретных категорий населения; б) использование форм и способов правового просвещения в соответствии с познавательными и мотивационными особенностями каждой категории.

В целом нельзя терять из виду то обстоятельство, что знание законов в достаточной для гражданина мере вряд ли возможно. Не случайно в развитых странах каждый гражданин стремится иметь своего адвоката или постоянно обращается за консультациями в юридические организации. К подобной практике постепенно перейдут и граждане России.

Понятно и другое: политик любого уровня, особенно в период предвыборной борьбы, должен быть в ладу с законом. И здесь ему нужны соответствующие эксперты и консультанты по избирательному праву.

6. С морально-психологической точки зрения очень важно проследить некоторые последствия взаимодействия права и политики в определенные

периоды исторического развития России. Дело в том, что последние поколе -ния российских граждан в своем непосредственном опыте именно через политику встречались с областью уголовного права, причем немалому количеству из них пришлось испытать его, как говорится, «на собственной шкуре». Все это формировало стойкую отрицательную оценку права, правоприменительных и правоисполнительных органов. Особенно отрицательно на массовом сознании отразились:

— сталинские репрессии 30-50-х гг. прошлого столетия по отношению к «врагам народа» (личностям и даже целым этносам), которые таковыми совершенно не были;

— необоснованное осуждение правовыми органами и «оболваненным» общественным мнением защитников установленных в мировом сообществе прав и свобод человека, так называемых диссидентов (Солженицын, Сахаров и др.), которым наклеивались ярлыки «злопыхателей» и «отщепенцев»;

— неоправданное, но на «законном», одобренном народом, партией и правительством основании, преследование лиц с активной предпринимательской жилкой («спекулянты»), которые в других странах не только не подвергались гонениям, но и всемерно, в том числе законодательно, поддерживались.

Произошедшая в последнее время реабилитация таких и «иже с ними» правонарушителей при всей ее юридической справедливости внесла в общество, по крайней мере, два негативных момента:

— во-первых, полученный многими опыт «отсидки в местах не столь отдаленных» принес с собой не только практику девиантного поведения, но и знакомства и связи с «авторитетами» преступного мира, что сегодня особо отражается и на криминализации общества, и на развитии сфер теневой экономики;

— во-вторых, для многих граждан стали непонятными, размытыми различия между реальными уголовниками и людьми, о которых в наше время говорят, что они «реабилитированные», «диссиденты», «амнистированные» и т. п. Подобная неразбериха и сумятица в голове не способствует формированию истинного правосознания. Рассмотренные обстоятельства закономерно отразились и на особенностях выборов. В частности, интеграция дельцов теневого бизнеса, преступных «авторитетов» и некоторых политиков сделала избирательные кампании в ряде регионов страны своего рода «криминальными разборками» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

7. Ситуация слабой действенности законов и правового нигилизма несомненно выгодны для определенных лиц и слоев в различных стратах общества, как «внизу», так и «вверху»: как говорится, «в мутной воде всегда лучше ловить рыбу». Именно поэтому со стороны некоторых политиков и даже лояльных лидеров общественного мнения, не говоря уже о криминальных «оппозиционерах» закону, демонстрируется явное пренебрежение к правовым нормам; считается признаком «хорошего тона» и даже чести умение «обойти» закон, игнорировать правовые постулаты, оказать помощь «собрату» по преступлениям и правонарушениям.

К этому присовокупляется то, что в скандалы и сенсации с нарушением законов вовлекаются представители и законодательных, и исполнительных, и правоприменительных органов. Такие люди быстро находят «прорехи» и «изъяны» в законах, используют свои профессионализм и власть для аргументации юридической правомочности своих корыстных интересов и нарушений.

А в условиях правового нигилизма, неразработанности важнейших вопросов современного права, целенаправленной дискредитации многих «советских» законов, традиционной двойственности оценок нарушения правовых норм подобные действия проходят совершенно безнаказанно.

Все перечисленные особенности взаимодействия морали и права в политической жизни России приводят к тому, что в ходе, например, избирательных компаний происходят значительные нарушения установленных законов и нормативно-правовых актов.

The Peculiarities of Morality and Law Interaction in Political Life of Contemporary Russia

C. S. Zhukov, А. D. Karnyshev

The problem of two types of regulations - legal and moral - in the politicians’ activity is considered. The characteristic of some peculiarities of morality - law interaction in political life of modern Russia is given.

Key words: legal regulations, moral regulations, morality - law interaction, political life, law education.

Жуков Константин Сергеевич - академик Академии наук педагогического образования, заслуженный профессор Иркутского государственного университета, заведующий лабораторией гуманитарных и политических технологий ИГУ, e-mail: kpgt@admin.isu.ru

Карнышев Александр Дмитриевич - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права, e-mail: psihologi@iza.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.