Н.Г. Кадников2 и А.П. Кузнецов, в свою очередь, в качестве дополнительного объекта настоящего преступления предлагают считать «...законные интересы предпринимателей и потребителей, интересы государства в сфере деятельности государственных органов, уполномоченных на организацию работы с пред-приятиями-банкротами, интересы собственников коммерческих организаций и работников коммерческих организаций, а также интересы иных лиц, удовлетворение требований которых предусмотрено законом»3.
Анализировать изложенные позиции не имеет смысла, так как все контраргументы нами были изложены уже ранее, однако, позицию признания наличия двойного объекта в составе преступления при неправомерных действиях при банкротстве следует в целом поддержать.
Завершая научный анализ содержания непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 195 УК РФ, следует указать на некую не совсем научно обоснованную точку зрения на такой факультативный признак объекта преступления, как ее предмет. По устоявшемуся в юридической литературе мнению, «предмет преступления - это овеществленный элемент материального мира, воздействуя на который виновный осуществляет посягательство на объект преступления»4 или «...это вещь материального мира, на которую посягает преступление»5. Разница, как мы видим, в этих определениях явно не существенна.6.
Согласно анализу научных точек зрения, сложившихся в современной уголовно-правовой доктрине в отношении предмета преступления, предусмотренного ст. 195 УК РФ, в качестве последнего выступает «...имущество и информация организации либо индивидуального предпринимателя при банкротстве или в предвидении банкротства»7. Эту позицию в свое время высказал А.Э. Жалинский. Иных точек зрения по настоящей проблеме нами не выявлено. Однако имущество есть предметы материального мира, на которые документально закреплены конкретные права собственника, последние в случае криминального посягательства на них, никак не страдают, а информация, напротив, явно не имеет материальной субстанции, т.е. к предметам материального мира относиться не может. Поэтому в качестве предметов преступления при неправомерных действиях при банкротстве следует относить всего лишь:
• предметы материального мира, выступающие в качестве имущества конкретного юридического лица, либо индивидуального предпринимателя;
• бухгалтерские и иные учетные документы, отражающие экономическую деятельность конкретного юридического лица, либо индивидуального предпринимателя.
УДК 342.8 С.В. Навальный
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ
Статья посвящена анализу правовой культуры избирательного процесса сегодняшней России, новым установкам в совершенствовании демократических начал в реформировании государства.
В настоящее время перед нашей страной стоят проблемы реформирования правовых, экономических политических, отношений. Их решение связано со сложными государственно-правовыми преобразова-
1 Российское уголовное право. Особенная часть: учеб. / под ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. - М., 1998. -
С. 186.
2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. Н.Г. Кадникова. - М., 2005. - С. 509.
3 Кузнецов, А.П. Указ. соч. - С. 11-12.
4 Курс уголовного права. Общая часть. Учение о преступлении / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. - М., 1999. - Т. 1. - С. 210.
5 Уголовное право. Общая часть / под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. - М., 1997. - С. 188.
6 Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1. Учение о преступлении / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. -М., 1999. - С. 210.
7 Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под. ред. А.Э. Жалинского. -М., 2005. - С. 581.
ниями, требующими системных исследований, в том числе в сфере правовой культуры избирательного процесса. Речь идет о поиске новых подходов в изучении проблем реализации избирательного права как на федеральном, так и на региональном уровне.
Переход к демократическим принципам организации жизнедеятельности людей потребовал личной сопричастности каждого гражданина к происходящим преобразованиям, ход которых во многом будет зависеть от юридически грамотного осуществления избирателями своих прав и свобод, осознанного выбора собственной позиции в период проведения избирательных кампаний по формированию представительных органов власти. Проблемы реализации гражданами избирательных прав в ходе свободных демократических выборов остро поставили вопросы совершенствования избирательной системы страны, повышения уровня правовой культуры участников избирательного процесса.
Правовая культура граждан выступает в качестве одного из условий прогресса общественных отношений. Она направлена на обеспечение стабильности общественного строя, выступает как средство обеспечения законности. Необходимо отметить, что многие проблемы формирования правовой культуры сегодня требуют нового осмысления. Это связано с принятием и функционированием новой демократической Конституции РФ, изменяющимся избирательным законодательством, расширением состава субъектов избирательных правоотношений (политические партии, избирательные объединения). В конечном итоге зрелая правовая культура граждан, общества в целом - это гарантия цивилизованного проведения назревших преобразований в интересах большинства населения страны.
Одной из основных задач правовой культуры является формирование предпосылок для создания юридического механизма, способного гарантировать человеку реальную свободу поведения в единстве с его ответственностью перед обществом за принимаемые им решения. Достичь этого возможно на основе актов свободного и открытого политического согласия граждан по результатам проведения демократических выборов. В этих условиях актуальным становится вопрос развития правовой культуры избирательного процесса, так как от ее уровня зависит степень реализации конституционного принципа народовластия. Мировой опыт свидетельствует о том, что это одно из важнейших направлений по формированию гражданского общества и правового государства.
Правовая культура избирательного процесса определяется правовой системой, практикой функционирования ее отраслей, правовых учреждений; формируется на основе социально-правового опыта граждан. Накопление и использование социально-правового опыта участников избирательного процесса связано с необходимостью изучения ими избирательного законодательства и правоприменительной практики. Учитывая то обстоятельство, что после принятия Конституции РФ в 1993 году создано принципиально новое избирательное законодательство, представляется необходимым исследование его эффективности на современном этапе развития государства. Вопрос состоит в том, что глобальные социально-политические преобразования в определенной степени снижают эффективность нормативно-правовых актов и приводят к повышению регулятивных свойств правосознания избирателей. Призывы голосовать сердцем, разумом подтверждают наличие данной проблемы. Поэтому сегодня крайне важно продолжать совершенствование избирательного законодательства.
Низкая эффективность проводимых в стране преобразований стала одним из условий отчуждения граждан от государства, их глубокого разочарования в проводимых реформах. Данные обстоятельства отразились на политико-правовой активности избирателей и в конечном итоге - на их возможности влиять на формирование органов власти. В целом, существующий уровень правовой культуры значительной части граждан сегодня не отвечает требованиям по реформированию общества. В этих условиях одним из направлений деятельности как государственных, так и общественных институтов, является повышение ее уровня с использованием возможностей правовых, политических, культурных традиций, которые основаны на социальной ментальности российского общества.
Мы предлагаем рассмотреть правовую культуру избирательного процесса во взаимосвязи с развитием общества, государства и права. При подобном подходе формируется целостное представление об этом феномене как правовом явлении, наличествует возможность рассмотреть уровни ее развития, определить ее роль и место на современном этапе государственного строительства.
Культура как социальное явление представляет собой созидательную деятельность человека, реализованную в ценностях, традициях, нормах (моральных, правовых), социально-политических институтах, обогащенную внутренними ценностными установками личности, социальной группы, общества в целом.
К числу критериев развития культуры необходимо отнести: во-первых, уровень отношения человека к человеку, обществу; во-вторых, общий уровень образованности в обществе; в-третьих, влияние религии на жизнь общества; в-четвертых, качественную оценку и степень познания превалирующих норм жизни;
в-пятых, общественную позицию человека как ведущего субъекта культуры, направленную на реализацию передовых образцов поведения.
В свою очередь, правовая культура выступает как совокупность позитивных компонентов правовой деятельности. Решающую роль в ее развитии играет осознание и реализация гражданами общественных интересов и потребностей, направленных на прогресс общества.
Круг субъектов правовой культуры достаточно широк. Это культура граждан и должностных лиц, действующих в правовой среде на основании социально-демографических, профессиональных критериев, а также выполняемых личностью социальных ролей. В этом контексте мы предлагаем выделять правовую культуру участников избирательного процесса. Она выступает как компонент правовой культуры общества, отражает степень и характер его развития, характеризует уровень образованности граждан, зависит от правового воспитания, обучения, культивирующейся в обществе системы ценностей.
Полагаем, что правовая культура избирательного процесса есть совокупность правовых норм, ценностей, юридических институтов, функционирующих как в его рамках, так и в политико-правовом пространстве государства в целом. Данную научную категорию необходимо рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле это культура поведения граждан в избирательном процессе. С нашей точки зрения, правовая культура избирателей - это, в определенной мере, степень и характер правового и политического развития граждан в целом. Она находит проявления в правомерной деятельности граждан в период избирательных кампаний. В широком смысле - это культура политического и государственно-правового строительства, законотворческой деятельности и правоприменения избирательного законодательства. В правовой культуре избирательного процесса отражаются все элементы реальной избирательной системы и, прежде всего, избирательное законодательство и широчайший круг вопросов правоприменительной практики. Следовательно, можно сделать вывод о том, что современное избирательное право эффективно лишь в той мере, в какой оно является отражением правовой культуры, ориентированной на активное участие граждан в формировании органов власти.
При исследовании правовой культуры избирательного процесса вполне оправданной будет постановка вопросов: о факторах ее развития и наследования; о ее взаимосвязи с социальной и экономической действительностью; о социально-территориальных особенностях; о ее обусловленности национальным характером; об особенностях менталитета населения страны; об отношении власти к развитию культуры.
Созданные человечеством культуры выступают в качестве многогранных и самобытных явлений и служат определенным показателем развития общества. Это означает одно - культуры отличны одна от другой. История их развития свидетельствует о разной степени зрелости сложившихся социальных отношений и бытия человека.
Классификация культур на основе исторического, правового и иных критериев позволяет выделить правовую культуру избирательного процесса, обосновать ее генезис, проследить уровни ее развития. Правовая культура в этом случае выступает составной частью общей культуры, предстает в качестве субкультуры, т.е. «культуры в культуре», имеющей четко очерченные границы знаний, норм, ценностей, образцов, представлений, традиций.
Процесс развития правовой культуры избирательного процесса в России тесно увязан с этапами развития государства. В контексте данного предположения уместно выделить периоды ее зарождения, изменения, перехода из одного качества в другое.
Методологически верным следует считать исследование происхождения и сущности общественного явления с анализа той его фазы, на которой оно возникает и проявляет свои потенциальные возможности, а в дальнейшем ведущие признаки и тенденции развития. Выборы как правовой социальный феномен проходят красной нитью через всю историю человечества, начиная с самых древних и примитивных человеческих сообществ и заканчивая современной цивилизацией. Происхождение этого феномена «...образно можно представить как некоторую точку, черту, границу в социуме, которая отчасти условна и, по-видимому, весьма подвижна»1. Следовательно, вопрос генезиса правовой культуры избирательного процесса можно рассматривать применительно к организации управления обществом в период первобытнообщинного строя.
На основе исследования первобытного общества мы приходим к выводу о том, что на процессы зарождения и развития культуры выборов в этот период оказывали влияние различные факторы, в том числе наличие элементов социальной регуляции, появление права в форме обычаев, постепенное выделение института властвования.
1 Семитко, А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс / А.П. Семитко. - Екатеринбург, 1996. - С. 77.
Право с самого начала формируется как специфический социальный язык и как универсальная форма социального взаимодействия. «Вся жизнедеятельность первобытного коллектива была жестко регламентирована системой тотемических ритуалов, обрядов, культов, представлений, знаков, символов, магических слов, действий и т.д.»1, - отмечает В.С. Нерсесянц. «Где общество, там право», - говорили древние, и это изречение отражало реальное положение вещей.
Анализ процесса возникновения права позволяет определить его влияние на развитие первичных элементов правовой культуры в условиях самоуправления. Наличие в обществе общеобязательных правил поведения способствовало установлению прав и обязанностей членов социума, выступало для индивидов в качестве своеобразных культурных кодов, давало им возможность действовать, осуществляя сознательный выбор того или иного варианта поведения.
Не менее важным фактором, способствующим зарождению и развитию правовой культуры, являются процессы институционализации. По мере развития общественных отношений происходит усложнение задач управления. Формируется первичное правосознание, которое «появляется лишь тогда, когда человек начинает осознавать себя в качестве индивидуального, автономного, самоценного субъекта, выделенного из общинной или иной формы коллективности. Эти процессы находили свое отражение в возникновении особых феноменов и институтов, в становлении политической и правовой сфер жизни общества»2.
Развитие первобытного общества привело к выделению политической власти как самостоятельного института. Его формирование продолжилось в рамках нарождающегося государства и связано с культурными процессами развития человека.
В целом представляется необходимым выделить несколько уровней развития правовой культуры избирательного процесса и рассматривать их с момента зарождения, становления и развития. Так, если родоплеменное общество характеризуется с точки зрения избирательной проблематики, прежде всего, выборностью и сменяемостью вождей по решению родового собрания, то первый полноценный избирательный опыт в рамках государственности автор связывает с античными полисами. Наследием данного периода стали такие элементы правовой культуры, как письменная фиксация процедурных норм выборов (главным образом, в трудах античных мыслителей); установление перечня избираемых должностных лиц; четкие временные периоды между выборами; два типа голосования (тайное и открытое); общие принципы деятельности выборных институтов: коллегиальность, законность, ответственность, добровольность и др.
В свою очередь, особенностями правовой культуры Средневековья стало зарождение элементов парламентаризма, как частный случай, и функционирование сословно-представительных учреждений как общая тенденция исторического развития. Значительный потенциал избирательной практики накоплен средневековыми городами. Одновременно в данную историческую эпоху прослеживается тенденция к легализации избирательных процедур и норм.
Новое время породило и качественно новый правопорядок, сущность которого сводилась к нормативному закреплению и практическому внедрению в общественно-политическую практику демократических учреждений и институтов. Речь идет о зарождении конституционализма, партийности, представительного правления в условиях буржуазной государственности. За этим последовала демократизация избирательного права, освоение новых избирательных процедур, постепенное оформление избирательных систем.
В свою очередь, необходимо отметить, что становление и развитие российской правовой культуры происходило на началах, характерных для данного процесса в целом и исследованных нами. Вместе с тем, данный процесс имел свои особенности, так как он основывался на специфике российской государственности, в основе которой традиции общинности, соборности, державности, социальной справедливости.
Рассматривая проблемы развития правовой культуры, мы ставим перед собой определенные цели: во-первых, отметить ее особенности, свойственные в целом тысячелетней российской культуре; во-вторых, выявить основные тенденции, характерные для ее развития.
Становление древнерусского государства «происходило на базе проникновения в государственноподобные структуры, патриархального кровнородственного, а позднее семейного начала»3. Это в определенной степени отражалось на слабости государственных начал, так как «именно патриархальный уклад государственности порождал соответствующие типы, нормативы регулирования общественных отношений: традиционные (обычаи, передаваемые изустно, через поведенческие акты) морально-религиозные и патри-
1 Нерсесянц, B.C. Общая теория права и государства / B.C. Нерсесянц. - М., 1999. - С. 200.
2 Cемитко, А.П. Указ. соч. - С. 106.
3 Кавелин, В.Д. Взгляд на юридический быт России I К.Д. Кавелин // Наш умственный строй. - М., 1989. - С. 27.
архально-семейные»1. В X-XI веках в экономической, политической и социальной структуре Киевского государства, Новгорода, Пскова произошли серьезные изменения, позволяющие в конечном итоге характеризовать это как феодальный тип. В этот период правовая культура формировалась с ориентиром «на личностные начала в культуре... и это была личность, главным образом, представителя господствующего класса».
Во многом становлению российской государственности и, как следствие, правовой культуры способствовала система создания и накопления определенных ценностей, свойственных данному обществу. Эту точку зрения разделяют О.А. Розанов, Э.А. Баллер и др. О.А. Розанов полагает, что именно «...система ценностей исторически и ситуативно изменяет и даже воспитывает, так как складывается естественным путем в ходе изменения способов организации жизни общества и в то же время формируется искусственно под силой политических, идеологических убеждений. А в конечном итоге указанная система имеет прямое влияние на формирование правовой культуры»2.
Рост образованности в середине XI века в определенной степени стимулировал рост национального самосознания, что способствовало решению насущных политико-правовых проблем: а) формированию российского государства; б) определению правящей династии; в) утверждению единства и суверенитета верховной власти; г) организации наилучшей формы правления, законности реализации высших властных полномочий, ответственности Великого князя за происходящее. Значительными в этот период были вопросы взаимоотношения светской и духовной властей, вопросы, связанные с реализацией таких правовых категорий, как право, закон, истина, выработка юридической терминологии, сыгравшей впоследствии значительную роль в формировании национальной правовой культуры.
С учетом решения этих вопросов происходило развитие и собственно правовой культуры избирательного процесса, которая концентрировала в себе на каждом этапе становления общества новые элементы, позволяющие постепенно достигнуть более высокого уровня участия различных групп населения в формировании органов власти.
С развитием правовой культуры в XVI-XVII веках связано появление первых письменных документов, позволивших юридически оформить принцип выборности. К ним относятся различные летописи, грамоты от имени Великого князя и др.
В XVIII веке под воздействием, прежде всего, развивающейся системы избирательного права Западной Европы в России появляются новые правовые акты, регламентирующие порядок выборов, правовой статус избирателей, депутатов. Эти изменения относятся к выборам Комиссии 1767 г. для подготовки проекта нового Уложения (Сборника Законов). На развитие правовой культуры этого периода влиял ряд факторов и, прежде всего, характер православного вероисповедания и характер взаимоотношений церкви и государства. М. Роев отмечал, что «...церковные акты частного права... и государственные права обладали тем же статусом, что и царские. Они объявлялись и распространялись таким же образом, как и документы мирской власти, и включались в своды законов и законодательных актов наравне с указами царя и Боярской Думы»3. Во-вторых, широкое использование неправовых регуляторов общественных отношений и, прежде всего, морально-религиозных, патриархально-семейных норм. В-третьих, преобладание патриархального сознания российского народа, приоритет в защите общих интересов в ущерб правам и интересов индивидов. В-четвертых, значительное влияние государственной идеологии и сохраняющее свои позиции крепостное право.
В целом, характеризуя данный уровень развития правовой культуры избирательного процесса, отметим, что происходившие в России перемены соотносились с общеевропейскими, способствовали формированию собственного правового мышления.
Новый уровень развития правовой культуры избирательного процесса связан с периодом середины XIX в. - начала XX в. Данный период отмечен небывалым расцветом русской правовой мысли в лице ученых А.С. Алексеева, П.Г. Виноградова, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и многих других, принявших непосредственное участие в разработке концепции правового государства. Несмотря на существенные различия во взглядах, всех их объединяло одно - отстаивание идей парламентаризма, законности, гарантий гражданских прав и в том числе избирательных.
В этот же период совершенствуется избирательное законодательство, принимаются демократические, с известной оговоркой, акты, устанавливающие порядок выборов в органы государственной власти.
1 Семитко, А.П. Указ. соч. - С. 257.
2 Розанов, О.А. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / О.А. Розанов. - М., 1994. - С. 53.
3 Роев, М. Понять революционную Россию / М. Роев. - London: Overseas Publitikations Interchange, 1990. - С. 12-14.
На развитие правовой культуры избирательного процесса в начале ХХ века оказало влияние то, что, во-первых, в этот период в России был заложен фундамент формирующихся представительных органов власти в лице Государственной думы России; во-вторых, поэтапное совершенствование избирательного законодательства; в-третьих, под воздействием исторических, общественных процессов сформировался статус избирателя.
Развитие правовой культуры избирательного процесса в советский период развития государства во многом состояло в пассивном подчинении граждан тоталитарному политическому режиму. Данный процесс сопровождался во-первых, значительным влиянием марксистско-ленинской идеологии; во-вторых, наличием в обществе правового нигилизма; в-третьих, подавляющим превосходством государства над человеком, его правами и свободами; в-четвертых, обесцениванием естественного права, как одного из регуляторов общественной жизни.
В современный период проблема статуса правовой культуры избирательного процесса вытекает из необходимости утверждения в обществе ценностей как индивидуального, так и общественного выбора, ответственности в вопросе самореализации каждого свободного человека, выбора многонациональным народом России своего пути развития на основе зарождающихся демократических традиций. И в этом плане развитие современного российского государства, направленное на укрепление демократических принципов его организации и деятельности, расширение его социальной основы, увеличение круга прав и свобод человека, способствует совершенствованию правовой культуры.
Правовое исследование уровней формирования правовой культуры избирательного процесса приводит нас к выводу о том, что, во-первых, она, возникнув на определенном этапе становления государственности, продолжает развиваться до настоящего времени, во-вторых, развитию данного вида культуры способствовало формирование источников права, а в последующем - познание и восприятие правовых ценностей, приобретение правового и политического опыта, появление у граждан собственных правовых ориентаций. В-третьих, логичным следует считать ее качественный переход, основанный не только на использовании возможностей государства, но и гражданского общества.
В качестве элементов правовой культуры избирательного процесса следует выделять: а) достигнутый уровень развития нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу избирательного права как на федеральном, так и на региональном уровне; б) правосознание субъектов избирательных правоотношений и их поведение; в) характер избирательных правоотношений; г) деятельность органов государства, органов местного самоуправления; д) уровень законности и правопорядка в сфере избирательного процесса.
Общеизвестно, что законы являются основополагающей культурной ценностью. Способность создавать качественные нормативно-правовые акты и есть зрелый элемент культуры общества. Во многом это зависит от уровня культуры тех людей, которые участвуют в правотворческом процессе.
Размышляя о правосознании субъектов избирательных правоотношений, отметим, что оно играет ведущую роль и выступает как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, включая в себя: правовую идеологию, правовую психологию и поведенческие элементы. Изменения социально-экономической формации общества, значительные перемены в устоявшемся укладе жизни привели нас к потере присущих обществу стабильных ценностей, что позволяет нам говорить о наличии сегодня кризиса правосознания граждан России. В этих условиях крайне важно разрешить дилемму между возрастающими потребностями общества в обеспечении законности избирательного процесса и наличествующими дефектами правосознания избирателей, исходной основой которых является кризис правосознания.
Наличие правовой идеологии как структурного элемента правосознания является важным условием функционирования общества. Народ России аккумулирует в себе основания для формирования национальной правовой идеологии. Считаем необходимым продолжить процесс формирования правовой идеологии с учетом менталитета народа, когда его национальные привычки, обычаи, стереотипы обуславливают характер отношения российского народа к правовым нововведениям и модернизациям.
В свою очередь, правовая психология, отражая область оценочно-эмоционального восприятия субъектов избирательных правоотношений, находит выражение в их эмоциях, стереотипах, ценностных установах. Правовая психология избирателей представляет собой своего рода стихийный слой правосознания, выражающийся в психических реакциях гражданина или социальной группы на политику государства, проводимые им реформы. Формирование побудительных сил, определяющих мотивацию поступков, действий, поведение избирателей во многом связано с их социальной сущностью. Мотивы же основываются на осознании избирателем своих моральных обязанностей, задач, стоящих перед обществом. И соответственно,
если моральные устои в силу различных обстоятельств подвержены коррозии, то и сами мотивы видоизменяются.
При характеристике поведенческого элемента правосознания субъектов избирательных правоотношений следует обратить внимание на возможности правовой политики государства, которая может быть реформаторской, консервативной, радикальной. Не менее важным является вопрос наличия у данных субъектов правовых установок. Речь идет о состоянии готовности конкретного субъекта избирательного права к действию в определенной ситуации, на основании действующего избирательного законодательства, правоприменительной практики, что способствует заданности устремлений, влияет на характер, форму и стиль поведения.
Правовая культура находит свое проявление в социально-правовой активности избирателей, с которой мы связываем сознательную, свободную деятельность граждан в отстаивании тех ценностей, которые складываются под влиянием социальных факторов, влияют на характер избирательных правоотношений.
При оценке правовой культуры избирательного процесса необходимо учитывать уровень и глубину познания субъектами избирательных правоотношений, правовых явлений, овладение ими.
Рассматривая правовую культуру с точки зрения ее глубины, необходимо учитывать то, что: а) ее уровень зависит от качества деятельности органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов;
б) для избирателей в большей степени характерен ее обыденный уровень.
Важный компонент правовой культуры - правовая действительность и уровень ее развития, которые складываются из правотворческой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления. Реформирование избирательной системы должно отражать происходящие в обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности. Это связано, прежде всего, с разработкой и принятием законов, которые будут направлены на совершенствование избирательной практики.
Принятие Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и последующее совершенствование его положений позволило решить ряд задач: а) привести в соответствие с нормами Федерального закона нормативно-правовые акты субъектов РФ; б) снять ряд ограничений активного и пассивного избирательного права; в) определить статус избирательных комиссий, их место и роль в избирательном процессе; г) урегулировать вопросы финансирования избирательных кампаний, проведение предвыборной агитации и др. Один из возможных путей дальнейшего развития избирательного законодательства - принятие избирательных кодексов субъектов РФ.
Отдельно стоит вопрос поиска оптимальной системы выборов (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). По нашему мнению, наиболее оптимальной на уровне субъектов федерации является смешанная система, учитывающая, с одной стороны, интересы территорий, а с другой - предоставляющая возможность развития общественных движений, политических партий - элементов гражданского общества. На федеральном уровне предпочтение отдается пропорциональной избирательной системе.
Однако следует оговориться, что для введения пропорциональной избирательной системы необходимо проделать значительный объем подготовительной работы. Основной вопрос в формировании стабильной партийной системы. В противном случае, качество выборов будет оставаться низким и, как следствие, развитие правовой культуры избирательного процесса будет тормозиться.
Изучая работы ученых в области прав человека, мы приходим к выводу о наличии особенностей, характерных для правовой культуры граждан в период реализации ими избирательных прав. Среди этих особенностей - наличие в обществе правового нигилизма. Его сущность - в неуважительном отношении граждан к праву, законам, правопорядку.
Анализируя содержание данного явления, необходимо отметить, что правовой нигилизм имеет в нашей стране достаточную базу для развития. Отказ от тоталитарных и переход к демократическим методам правления, акцентирование внимания на правах и свободах человека и гражданина ситуацию не изменили. Как показывает опыт, пути преодоления влияния правового нигилизма состоят в повышении общей и правовой культуры.
В работе по искоренению данного явления значительная роль принадлежит избирательным комиссиям. Деятельность этих комиссий должна быть нацелена на а) обеспечение надлежащей ориентации граждан в основных началах и принципах государственно-правовой жизни, б) создание нормативно-правовой, организационной базы для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права, в) обеспечение эффективной защиты избирательных прав граждан, г) обеспечение правомерного поведения субъектов избирательных правоотношений.
На развитие правовой культуры избирательного процесса определенное влияние оказывает правовой популизм. Учитывая то обстоятельство, что право воздействует на сознание субъектов благодаря двум сво-
им взаимозависимым атрибутам (информационно-психологическим средствам) - стимулам и ограничениям
- популизм может выступать как своеобразная правовая категория. Исходя из этого, он может претворяться в жизнь путем закрепления в юридических нормах как декларативных стимулов (прав, свобод, поощрений), так и ограничений (обязанностей, запретов, приостановлений).
Правовой популизм негативным образом сказывается на формировании правовой культуры, и, прежде всего, посредством воздействия на нее с помощью информационно-психологических средств. Оказывая влияние на формирование и развитие правовой культуры, правовой популизм нацелен на а) разрыв фактического и юридического содержания и формы, б) эксплуатацию отдельных правовых средств для достижения определенных политических целей; в) обман интересов и ожиданий избирателей, г) дискредитацию права как социальной ценности.
В качестве противодействия правовому популизму, с одной стороны, выступает множественность взглядов на происходящее, с другой - налаженная и доступная система информирования избирателей, в которой принимают участие как государственные органы, так и структурные элементы гражданского общества.
Одним из видов деформации правосознания избирателей выступает правовой фетишизм, который характеризуется завышенной оценкой права в жизни общества и государства. Оба эти сегмента правосознания питаются одними корнями - юридическим невежеством, дефицитом политико-правовой культуры. В этом плане необходимо совершенствовать работу по разработке механизмов преодоления данных явлений. В конечном итоге право не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их реализации.
Для правовой культуры участников избирательного процесса характерен абсентеизм, с которым мы связываем равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Следует выделить факторы, влияющие на развитие абсентеизма, которые а) носят социальный и политический характер, в том числе отсутствие интереса к политике, отчуждение граждан от власти, б) связаны с недостатками правотворческой деятельности в сфере избирательного права, в) сопряжены с особенностью конкретной избирательной кампании и работой избирательных комиссий непосредственно. Возможно ли правовыми способами изменить ситуацию по преодолении этих тенденций? Мы предлагаем а) предусмотреть возможность введения института выборщиков, б) поощрять различные формы правового стимулирования граждан,
в) соблюдать постоянство в осуществлении правовоспитательной работы с субъектами избирательных правоотношений. Фактически институт выборщиков начал свое функционирование посредством участия депутатов представительных органов власти субъектов РФ в процессе утверждения кандидатуры главы исполнительной власти региона.
Целесообразно выделить ряд институтов, которые функционируют в процессе реализации правовой культуры избирательного процесса. К их числу мы относим: а) институт функционирования избирательных комиссий; б) институт контроля за реализацией избирательного права граждан; в) институт разрешения избирательных споров и судебной защиты избирательных прав; г) институт отзыва депутатов.
Отметим, что в процессе формирования правовой культуры избирательным комиссиям принадлежит исключительная роль в обеспечении избирательных прав граждан. В первую очередь это относится к вопросу о конституционно-правовом статусе избирательных комиссий. Речь идет о независимом статусе избирательных комиссий в рамках государственного механизма. Именно такой статус избирательных комиссий в сочетании с нарождающимися структурами гражданского общества позволит сохранить тенденцию на развитие и сохранение демократических принципов избирательного права, послужит мощным стимулом развития правовой культуры. К сожалению, сегодняшние реалии свидетельствуют об обратном. Так, требуют корректировки вопросы о порядке назначения членов избирательных комиссий, вопросы взаимодействия с государственными органами, вопросы бюджетного финансирования, особенно на уровне субъекта федерации. К примеру, несмотря на то что избирательные комиссии имеют статус юридического лица, имеют возможность получать из бюджета денежные средства, а в отдельных случаях и кредит на подготовку и проведение выборов, в ситуации внеплановых выборов они зачастую попадают в финансовый цейтнот. Прямое следствие этого - финансовая зависимость избирательных комиссий и возможность, тем самым, косвенно влиять на принятие решений. Справедливости ради отметим, что в последний год сделан определенный шаг в преодолении негативных тенденций и, прежде всего, по линии усиления законодательных положений.
Слабым местом в механизме функционирования избирательных комиссий является вопрос об их праве на признание выборов недействительными. Закрепив в законе данную норму, законодатель не предусмотрел механизма ее решения. В ряде случаев это приводило к затяжным судебным процессам, расформированию избирательных комиссий. В целом, избирательные комиссии не могут выступать в качестве карающего органа, их основная задача - вопросы организации и проведения выборов. Что касается вопросов
отмены регистрации кандидатов, итогов голосования и результатов выборов, то это прерогатива судебных органов.
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав.», все избирательные комиссии РФ образуют единую систему, включающую в себя Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские) комиссии, участковые комиссии. Автор отмечает, что данная система не является централизованной и в зависимости от уровня выборов (федеральные, в субъекте РФ) изменяется соподчиненность и распределение полномочий между элементами этой системы. В случае федеральных выборов, задействовано федеральное законодательство, при выборах в субъектах РФ - федеральное и региональное законодательство. Вместе с тем, следует отметить, что современная избирательная практика свидетельствует об имеющих место ситуациях, связанных с вмешательством вышестоящих избирательных комиссий в деятельность нижестоящих, несмотря на то что законом это запрещено. Это свидетельствует о недостаточном профессионализме членов этих комиссий. В отдельных случаях политические интересы превалируют над правовыми нормами.
В научной литературе справедливо поднимается вопрос о наделении ЦИК РФ правом законодательной инициативы. Собственно так оно негласно и происходит. Вопрос в другом - в угрозе монополизации ЦИК РФ этой деятельности и переводе ее на режим администрирования. Необходимо отметить, что за более чем десятилетний срок функционирования этой организации значительно возросло количество ее полномочий, однако открытым остается вопрос качественного улучшения работы на отдельных направлениях. Недостаточным остается юридически грамотный отпор административному ресурсу власти, налицо лавирование и заискивание перед властными структурами. Эти издержки свидетельствуют о недостатках в работе этой организации, о ее закрытости для проникновения структур гражданского общества. Свидетельством этого является пример о внесении поправок в Закон о СМИ, инициированных ЦИК РФ и отмененных Конституционным судом РФ. Развитию правовой культуры граждан во многом будет способствовать независимый статус избирательных комиссий. Однако решение этого вопроса может быть достигнуто только особым порядком их формирования, детально регламентированным законом, где будет четко прописан статус члена избирательной комиссии с предусмотренными гарантиями его профессиональной и общественной деятельности, сформулированы критерии отбора.
Положительным явлением в плане развития правовой культуры следует считать введение института членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. По существу они вошли в число правовых консультантов кандидатов, политических партий, а их присутствие на всех этапах принятия решений расширяет рамки гласности избирательного процесса.
Острой остается проблема правовой регламентации института контроля над реализацией избирательного права граждан. Исходя из практики избирательных процессов, необходимо выделить следующие виды контроля: а) международный, б) государственный, в) общественный. В государственном выделяется контроль: а) избирательных комиссий, б) прокуратуры. В общественном контроле выделяется: а) контроль со стороны граждан, б) контроль СМИ, в) общественное мнение. Международный контроль осуществляется на основе общего принципа - Российская Федерация является частью мирового сообщества. В этой связи отметим, что свобода выборов и международное наблюдение за их организацией становятся важным и влиятельным фактором развития правовой культуры. Вместе с тем, осуществление международного контроля в определенной степени свидетельствует о том, что на переходном этапе демократических преобразований в стране не сложились устойчивые институты общественного контроля, значительным остается влияние тоталитарного прошлого, проявления которого находят место в использовании административного ресурса при формировании органов представительной власти со стороны государственного аппарата. Ведущее место в реализации избирательных прав занимает государственный контроль. В первую очередь автор отмечает возможности осуществления контроля со стороны избирательных комиссий. Так, ЦИК РФ, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, осуществляет контрольные проверки деятельности нижестоящих избирательных комиссий, а также органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, связанные с оказанием содействия комиссиям в реализации их полномочий. В развитии этого направления избирательные комиссии наделены рядом прав, в том числе правом привлекать к подготовке соответствующих заключений специалистов и ученых, правом отменять решения нижестоящих избирательных комиссий, принятых с нарушением требований избирательного законодательства, правом запрашивать от избирательных комиссий необходимую информацию. На практике эти установки реализуются не в полном объеме. Основная причина - отсутствие в России устойчивой традиции соучастия различных общественных сил во взвешенном обсуждении государственных дел. Создание Обще-
ственной палаты Российской Федерации - положительный шаг в данном направлении. Формирование этой традиции в дальнейшем возможно через развитие правовой культуры в условиях функционирования демократических ценностей.
Прокуратура РФ выступает в качестве системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением и исполнением законов на территории страны, в том числе, и в сфере избирательного права. Деятельность прокуратур всех уровней в данном вопросе оставляет желать лучшего. Это связано, прежде всего, с необходимостью постоянного и качественного информирования граждан в период избирательных компаний, обеспечением законности избирательного процесса, оперативностью принятия решений. В этом плане определенный интерес представляет мониторинг права, рассматриваемый как система постоянного отслеживания полного цикла нормативных избирательных актов с момента принятия до полной их отмены. Данный подход позволит органам прокуратуры постоянно получать необходимую информацию для комплексного анализа состояния избирательного законодательства, вырабатывать предложения по профилактике, предупреждению и раскрытию правонарушений, совершаемых субъектами избирательных правоотношений.
Общественный контроль находится на стадии развития. Однако, в силу слабости демократических институтов, пассивности исполнителей, налицо недостаточная эффективность данного института. Этому во многом способствует отсутствие четкого механизма рассмотрения жалоб со стороны наблюдателей, привлечения виновных к ответственности. В этой части автор солидарен с мнением о необходимости продолжать работу над проектом Федерального закона «Об общественном контроле за проведением выборов и референдумов и об открытости и гласности подведения итогов голосования».
Контроль со стороны СМИ в целом характеризуется высокой степенью их участия во всех процессах общественной жизни, в том числе в период проведения избирательных компаний. Вести речь о СМИ как институте гражданского контроля за ходом избирательных компаний можно с двух позиций. Первая связана с реализацией Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», где закреплено право на поиск, получение и распространение информации; право на публикацию и оглашение различных документов и материалов; право на проверку достоверности сообщаемой информации; право на изложение личных суждений и оценок. Вторая позиция сводится к вопросу о мониторинге избирательных компаний в целом, что предполагает систему наблюдений за осуществлением стадий избирательного процесса с последующим анализом обстоятельств, влияющих на него и соответственно принятием мер контроля проверок, прогноза. В общем плане, мониторинг СМИ направлен на повышение уровня правовой культуры, способствует становлению гражданского самосознания и ответственности избирателей.
В целом институт общественного контроля в России, несмотря на имеющиеся недостатки, имеет тенденцию к эволюционному развитию, что свидетельствует о постепенной демократизации российской избирательной системы.
Наличие в обществе устойчивой правовой культуры способствует цивилизованному разрешению избирательных конфликтов. Институт разрешения избирательных конфликтов мало изучен. Проведение избирательных кампаний предполагает наличие политической борьбы и, следовательно, каждый ее этап может быть оспорен сторонами конфликта. Статистический анализ свидетельствует о том, что тенденция подачи претензий, запросов в различные инстанции, жалоб и заявлений в суд сохраняется. Среди причин избирательных конфликтов следует выделить а) многочисленные коллизии федерального и регионального законодательства, б) правовой нигилизм участников избирательного процесса, в) недостаточный уровень профессионализма избирательных комиссий в организации избирательного процесса. Для преодоления избирательных конфликтов необходимо, во-первых, осуществлять взаимный оперативный обмен достоверной информацией среди субъектов избирательных правоотношений, во-вторых, взаимно воздерживаться сторонами конфликта от противоправных действий, в-третьих, правозащитным организациям участвовать в разрешении конфликтов. Фактически речь идет о том, что избирательные конфликты необходимо разрешать цивилизованными средствами.
Сегодня очевиден острый дефицит научно обоснованных принципов и методик выработки оптимальных решений при урегулировании подобного рода ситуаций.
Определенную роль в защите избирательных прав играют суды. Значительный вклад в разрешение избирательных конфликтов, приведение норм федерального и регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ внес Конституционный суд Российской Федерации.
В последние годы активизировали свою работу суды общей юрисдикции. Этому, по мнению автора, во многом способствовало принятие в 2000 году отдельной главы ГПК РФ «Производство по делам о защите
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Вместе с тем, учитывая сложный характер избирательных правоотношений, проблемными остаются вопросы профессионализма судей, их гражданская позиция. Подтверждением этому служит значительное число дел, возвращенных судами второй инстанции для их пересмотра. Актуальным остается вопрос подготовки проекта Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», так как именно федеральным административным судам будут подведомственны дела по избирательным спорам.
Определенной гарантией обеспечения избирательных прав граждан и, как следствие, повышения уровня правовой культуры избирательного процесса следует считать институт отзыва депутата представительного органа власти. В целом это способствует расширению возможностей граждан влиять на качество работы данного органа власти. Несмотря на то что институт отзыва депутатов получил процедурное оформление (в ряде субъектов РФ по этому вопросу приняты законы), он практически не реализуется из-за своей сложности. Проблемными в этой части остаются вопросы: а) об инициаторе возбуждения вопроса отзыва депутата; б) осуществления организационных мер по сбору подписей об отзыве; в) назначения голосования по отзыву депутата; г) финансирования компании по отзыву; д) гарантии участников процедуры отзыва и др. В целом проблема отзыва депутатов остается злободневной и требует дальнейшей проработки, глубокого изучения и законодательного обеспечения.
Обосновывая факторы развития правовой культуры избирательного процесса, следует указать на те возможности, которыми располагает государство и общество в этом процессе. К их числу необходимо отнести а) правовую политику государства, б) использование возможностей гражданского общества, в) реализацию программ по воспитанию и обучению участников избирательного процесса.
Мы исходим из того, что правовая политика - специфическая форма выражения деятельности государства, призванная управлять общественными процессами. В структуре правовой политики выделяются два направления: политика в сфере права (правотворческая и правоприменительная) и политика посредством права, которая находит выражение в различных юридических сферах жизни общества, в том числе в период реализации избирательных прав граждан. Правовая политика обладает рядом особенностей. Во-первых, в ее реализации участвует государство в лице его общефедеральных и региональных органов, во-вторых, она находит свое отражение в Конституции РФ, иных нормативно-правовых актах.
Для человека как объекта властных отношений, обладающего волей и возможностью выбора, характерно то, что он способен инициировать направленность своего бытия, отстаивать свой социальный и политический статус, свои права. Другими словами, речь идет об особом характере взаимоотношений человека и государства, при котором человек выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный его партнер.
Взаимодействие гражданина и права как социального фактора бытия происходит на различных направлениях, где политика определяется через: а) восприятие гражданином общественных явлений различными способами, в том числе, следование за предлагаемыми политическими установками с учетом уровня его правосознания; б) приобщение гражданина к праву и политике на основе их познания и последующего привыкания и использования их возможностей; в) влияние (непосредственное или опосредованное) на содержание, реализацию, изменение и отмену правового акта путем участия в установленных законом формах волеизъявления; г) действия гражданина, направленные на защиту себя и окружающих от воздействия тех актов, которые, по его мнению, не отвечают его требованиям, установкам, желаниям. Формы реагирования в данном случае возможны в активном неприятии, отчуждении, конформизме или иных видах пассивного, приспособленческого поведения.
Учитывая то, что гражданин взаимодействует с государством через право, значительная роль в этом принадлежит правотворчеству и, в том числе, возможностям государства влиять на формирование избирательных правоотношений.
Анализируя состояние современного российского избирательного законодательства, мы приходим к выводу о том, что оно требует дальнейшего совершенствования. Направлениями его дальнейшего развития должны стать вопросы: а) общественного контроля за выборами; б) обеспечения процесса финансирования избирательных компаний; в) развития цивилизованных отношений между СМИ и другими субъектами избирательных правоотношений; г) вовлечения политических партий в цивилизованный избирательный процесс; д) борьбы с «грязными технологиями»; е) исключения из данной сферы криминальных структур.
В контексте развития этого процесса значительная роль принадлежала Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ1. Данная программа предусматривала проведение долгосрочных и последовательных мероприятий образовательного, информационного, организационного характера. Основанная на подходе, учитывающем интересы граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, программа ставила главной целью повышение качественного уровня системы правового просвещения и обучения избирателей.
Следует отметить то обстоятельство, что Федеральная программа, определив круг средств, связанных с организацией деятельности субъектов право-воспитательной работы, так и не дала ответа на вопрос
об ее исполнителях. Отмеченная в программе проблема подготовки кадров для ее выполнения решения не нашла. На наш взгляд, решение этого вопроса в развитии центров правовой культуры в каждом субъекте РФ на паритетных началах государственных и общественных институтов.
В целом реализация программы позволила в определенной степени преодолеть сложившуюся в последние годы в общественном сознании политическую апатию избирателей и повысить их гражданскую активность и ответственность.
Этому также способствовало решение следующих задач: а) формирование избирательного законодательства; б) оказание помощи гражданам в осмыслении и практическом применении действующих законов о выборах; в) повышение заинтересованности избирателей в результатах выборов.
Принятие программы было первым шагом на пути развития правовой культуры. За ним последовали и другие, в том числе принятие «Комплекса мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей РФ на 2000-2005 гг.», утвержденный Постановлением ЦИК РФ № 113/1176-3 от 20 октября 2000 года.
Анализируя «Комплекс мер.» приходим к выводу о том, что их реализация нацелена на профессиональную подготовку кадров избирательных комиссий, и данное обстоятельство имеет решающее значение в формировании правовой культуры участников избирательного процесса. Через их правовое просвещение решается задача включения в избирательный процесс различных групп населения и особенно молодежи.
Принципиально новым для формирования правовой культуры является наделение субъектов РФ правом издания законов по вопросам своей компетенции. Это существенно увеличило их возможности в регулировании общественных отношений, в том числе избирательные. В этом случае фактически можно вести речь о формировании системы права в рамках каждого субъекта РФ.
Правовая политика государства в сфере реализации избирательных правоотношений находит свое концентрированное выражение в нормативно-правовых актах. По мнению диссертанта, с принятием Конституции РФ 1993 года, подтверждена жизнеспособность избирательной системы страны, так как в ее основе, во-первых, произошел отказ от единых подходов к системе выборов, во-вторых, за субъектами федерации признано право самостоятельно определять характер избирательной системы в зависимости от региональной специфики и местных традиций.
Положительной практикой послужило введение в субъектах РФ смешанной системы выборов, что позволило, во-первых, принять участие в выборах широкому кругу общественных объединений и, во-вторых, стимулировать партийное строительство.
В настоящее время государство играет все возрастающую роль в развитии правовой культуры, оказывает доминирующее воздействие на трансформацию политической системы и формирование гражданского общества.
По существу, организация демократических выборов органов власти - сегодня чрезвычайно важная политическая реальность, позитивно влияющая на процесс формирования гражданского общества в России. Вместе с тем, имеющиеся в избирательной системе проблемы свидетельствуют о том, что она переживает болезни роста и поэтому рано делать вывод о стабильности и устойчивости института выборов и о формировании в обществе выборных традиций. Полагаем, что сегодня уместно ставить вопросы развития правовой культуры в рамках формирующегося гражданского общества, нацеленного на решение фундаментальных задач: а) по обеспечению легитимности власти, ее получению (представительству) от избирателей, волеизъявление которых свободно в юридическом, политическом, социально-психологическом плане; б) по обеспечению эффективности системы гражданского представительства в органах государственной власти,
1 Федеральная целевая программа повышения правой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации: Указ Президиума РФ от 28 фев. 1995 г. // Вестн. ЦИК РФ. - 1995. - №2.
т.е. степени готовности и способности избранных депутатов выражать интересы граждан (избирателей) и решать их.
Мы отстаиваем точку зрения о том, что формирование гражданского общества возможно при условии активного участия в этом процессе государства в лице составляющих его структур. Важным является вывод
о том, что государство обслуживает гражданское общество, а не наоборот. При этом автор отмечает, что отношение государства и гражданского общества - многократно повторяющаяся взаимосвязь, построенная на взаимодополнении. В.Е. Чиркин утверждает, что собственно и невозможно представить себе «...реальное общество, которое после возникновения государства существовало бы без всякого государственного регулирования. государство всегда, хотя и по-разному, осуществляло регулятивную роль в обществе»1. Следовательно, речь может идти о степени и формах этого вмешательства, о весомости разных элементов саморегулирования общества. При этом необходимо учитывать то, что российское государство представляет собой устоявшийся феномен, с тысячелетней практикой функционирования, а гражданское общество, по существу, - формирующееся явление. Мы отмечаем, что взаимодействие государства и гражданского общества возможно через: а) качественное развитие образовательной системы; б) развитие институтов семьи и собственности; в) развитие институтов общественного контроля за деятельностью государственных структур; г) создание необходимой нормативно-правовой базы; д) учета особенностей нашей страны как многонациональной и федеративной по форме государственного устройства.
Новая концепция государственного и общественного развития должна строиться на усилении общественных функций, выполняемых гражданами самостоятельно, выработке механизмов ответственности всех ветвей власти перед гражданами. Роль государства в этом процессе сводится к выработке правового климата, способствующего развитию этих направлений. Только с таким государством могут взаимодействовать институты гражданского общества. Сила взаимодействия, в этом случае, будет измеряться поддержкой или отрицанием проводимых реформ.
В целом, формирование гражданского общества - это тот магистральный путь развития страны, который во многом будет определять и уровень правовой культуры.
Мы считаем, что политическая система страны должна находиться в состоянии динамической стабильности, то есть, с одной стороны, быть устойчивой к внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям, а с другой - обеспечивать собственный прогресс, обновление, развитие, быть восприимчивой к политическим, экономическим, социальным инновациям. По нашему мнению, этому во многом будет способствовать: а) изменение политических институтов; б) формирование новых партий и иных субъектов политической деятельности; в) трансформация партийной системы; г) коррективы, вносимые по необходимости в процесс взаимодействия ветвей власти; д) поправки, вносимые в Конституцию; е) референдумы по основным вопросам развития государства и общества; ж) договоры о согласии, о взаимоотношениях; з) существенные изменения в деятельности средств массовой информации.
В демократическом государстве развитие политических партий зависит от их способности активно участвовать в избирательных компаниях и соответственно получать то количество мандатов, с помощью которых они смогут влиять на происходящие в стране процессы. Для России участие политических партий в избирательном процессе - новая реальность. Учитывая то, что в обществе отсутствует практика функционирования многопартийной системы, необходимо в комплексе развивать как правовую, так и политическую культуру. Автор выделяет ряд причин, влияющих на развитие политических партий: а) недостаточный уровень развития экономики; б) неразвитость структур гражданского общества и сохраняющееся доминирование государственных структур во многих сферах общественной жизни; в) маргинализация значительной части населения страны.
К сожалению, принятый Федеральный закон «О политических партиях» не решил концептуальных вопросов партийного строительства: а) гарантии многопартийности; б) установления запрета на совмещение государственной службы с партийным участием; в) определения путей преодоления корпоративизма и монополизма. Практика свидетельствует, что именно эти вопросы являются ключевыми для современного российского государства. Процесс монополизации может быть остановлен только политически активными гражданами, обладающими достаточным уровнем правовой культуры.
Партии выступают в качестве посредников между государством и обществом. Современное законодательство - лишь начало в урегулировании деятельности политических партий, создания в России полноцен-
1 Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. - М., 2000. - С. 62.
ной партийной системы, взаимодействующей с обществом и с государством, способствующей развитию правовой культуры ее граждан.
Курс страны на осуществление реформ предполагает ориентацию на использование правового сознания как средства социального регулирования юридически значимого поведения гражданина. Правосознание индивидов формируется, прежде всего, под влиянием правового воспитания, которое выступает как система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм и принципов, представляющих ценности национальной правовой культуры. Конечная цель правового воспитания избирателей - выработка у граждан правовых установок на правомерное поведение, повышение их социальноправовой активности. Исходя из этого, особое значение приобретает весь комплекс вопросов, связанных с интенсификацией процесса перехода от пассивных форм усвоения элементов правовой культуры к активным формам восприятия ценностей правового характера и к непосредственному участию граждан в отстаивании ценностей цивилизованного общества.
Осуществление мероприятий правового воспитания избирателей предполагает наличие определенного механизма данной деятельности через реализацию федеральных и региональных программ повышения правовой культуры участников избирательного процесса.
В процессе правового воспитания необходимо учитывать взаимосвязь воспитания и обучения. Понимание роли и места избирателя в избирательном процессе невозможно без обучения. Мировая практика свидетельствует, что в создании политико-психологического климата, свойственного обществу с высокой правовой культурой, значительная роль отводится информированию, воспитанию и обучению избирателя, которые ведутся не от случая к случаю, а постоянно и на протяжении всего жизненного цикла гражданина с учетом некоторых его индивидуальных характеристик (например, грамотности, здоровья).
Данную работу необходимо начинать с семьи, школы. Этому будут способствовать дополнительные факультативы по изучению избирательного права, проведение конкурсов, олимпиад, конференций.
По нашему мнению, в современных условиях необходимо использовать самые разнообразные формы работы с гражданами: пропаганду избирательного права, проведение семинаров, конференций, конкурсов, тематических олимпиад, агитационную работу по месту их жительства в связи с проведением референдумов, выборов.
Современная ситуация в стране характеризуется дефицитом правовой культуры участников избирательного процесса. По мнению автора, это связано с кризисом правосознания общества, преобразованием устоявшейся системы мировоззрений. Преодолеть эту тенденцию возможно через качественное законодательное обеспечение выборов, развитие правовой и политической культуры избирателей, организаторов избирательного процесса1.
Взаимодействие правовой и политической культур имеет принципиальное методологическое значение, нацелено на развитие общества. Сила этого взаимодействия проявляется в поведении субъектов избирательных правоотношений. Оценивая роль правовых и политических норм в развитии политической системы общества, В.Е. Чиркин2 выделяет тенденцию политизации норм права, расширение сферы правового воздействия на политическую систему. Эти процессы могут быть ограничены рядом причин: а) невозможностью стандартизировать с помощью юридических норм многообразие политико-властных процессов; б) возможностью использовать иные правовые средства, в том числе договора между субъектами избирательных правоотношений. В этом во многом проявляется роль правовой культуры, ее традиции.
Вопрос состоит в том, что в ходе избирательных процессов демократические ценности и свободы постепенно закрепляются в праве и, тем самым, находят отражение в правовой культуре граждан, а элементы политической культуры обеспечивают ее формирование и развитие. В данном контексте правовая культура граждан выступает в качестве системы измерений и оценок деятельности политико-правовых институтов. Она способствует закреплению в сознании индивида правовых и политических символов.
Рассматривая тенденции развития правовой культуры, автор исследует их через призму общей характеристики поведения субъектов избирательных правоотношений. В основе их поведения лежат мотивы, реализуемые посредством определенных интересов избирателей. Это могут быть разнообразные интересы и в том числе классовые, политической элиты, определенной социальной группы. Эти интересы во многом определяются сущностью государства. В избирательном праве интерес находит свое отражение не только как объективное явление, но и как явление осознанное, субъективное. Другими словами, с одной стороны,
1 Чиркин, В.Е. - Указ. соч.
2 Там же.
избирательное право и законодательство отражают динамизм и действенность благодаря воле государства, с другой - индивидуальная воля конкретного избирателя является основой для формирования общей воли государства.
Следует выделить группу факторов, влияние которых на поведение субъектов избирательных правоотношений определяет модели их поведения. Влияние данных факторов, и, прежде всего, политического, экономического, социального зависит от особенностей эпохи, культуры, правосознания как отдельного индивида, так и групп индивидов. Особое внимание автор уделяет ценностным ориентациям, которые, по его мнению, играют значительную роль в определении свободы выборов избирателя. Так, на основе использованных социологических исследований выявлены основные причины участия избирателей в выборах. К их числу относятся: а) исполнение гражданского долга - 36%; б) надежда на улучшение социальных условий жизни - 29%; в) привычка участвовать в выборах - 12%; г) возможность выбрать достойных кандидатов -10%; д) способ выражения собственных интересов - 9%; е) другое - 5%. Напротив, те граждане, которые не участвуют в избирательных кампаниях, в качестве причин этого указывают на: а) бессмысленность участия в выборах - 29%; б) недоверие к избираемым органам власти - 18%; в) недостаток информации о кандидатах
- 8%; г) отсутствие времени - 10%.
Перемены, происшедшие в обществе в последние годы, переход к новым принципам организации государственной власти значительно повлияли на уровень правосознания граждан. Вместе с тем, мы полагаем, что трудности в формировании и развитии правовой культуры в переходный период развития государства состоят в недостаточном усвоении гражданами демократических ценностей и их реализация на практике.
Одним из показателей усвоения демократических ценностей гражданами является их отношение к выборам. В этом плане показательны данные социологических опросов. Отвечая на вопрос, могут ли граждане по существу изменить что-либо в жизни страны, участвуя в голосовании, от 47% до 53% избирателей видят в этом способ реального воздействия на развитие общей ситуации и лишь 30-35% исключают такую возможность, а 12-23% не знают ответа. Эти показатели в целом можно признать оптимистическими. Что касается вопроса активности избирателей на выборах, то на федеральном уровне он составил по различным возрастным категориям от 29% до 70%. Высоким остается процент протестного голосования. Связано это во многом с неудовлетворительной организацией выборов. В целом процесс внедрения в общественное сознание фундаментальных ценностей демократии характеризуется элементами неустойчивости. Опасность состоит в том, что запаздывание в освоении принципов демократии ведет к маргинализации большинства населения.
Свободные, периодические обязательные выборы объективно способствуют качественному изменению роли и значения избирательного права (как отрасли права), регламентирующего их организацию и поведение. По существу, сегодня в силу логики демократического развития происходит формирование самостоятельной отрасли права - избирательного права. Определяя эффективность избирательного права, следует отметить, что таким оно может быть лишь в той мере, в какой оно является отражением демократической правовой культуры. И в этой связи уместно говорить о функционировании относительно самостоятельной области правоотношений правовой культуры избирательного процесса. С одной стороны, правовая культура избирательного процесса определяется рамками правовой системы, практикой функционирования ее отраслей. С другой стороны, она оказывает определяющее воздействие на уровень социально-правовой активности участников избирательного процесса.
Одним из условий формирования правовой культуры избирательного процесса является выработка практики борьбы с фальсификациями, грязными избирательными технологиями, использованием административного ресурса. Основными причинами фальсификации мы считаем: а) пробелы в избирательном законодательстве; б) правовую неграмотность избирателей; в) недостаточную профессиональную подготовку организаторов выборов; г) слабый общественный контроль за ходом выборов. В качестве противодействия фальсификации итогов выборов предлагается юридическое сопровождение хода избирательной кампании. Это предполагает установку постоянного мониторинга хода избирательной кампании соперников, выявление допущенных ими нарушений, своевременную фиксацию и доведение данных нарушений до членов избирательных комиссий, судов. В случае масштабных избирательных кампаний а) создание мобильных юридических групп, б) общественный контроль за ходом избирательной кампании. Основная цель: а) не допустить манипуляций и нарушений со стороны соперников и избирательных комиссий в ходе голосования; б) общественный контроль за подсчетом голосов. Особая роль в этом отводится наблюдателям, их взаимодействию и распределению ими обязанностей по контролю; обеспечению контроля со стороны средств массовой информации. В свою очередь, использование административного ресурса сопровождается нарушением избирательного законодательства и состоит в использовании рычагов влияния на избирателей, которыми обла-
дают органы государственной власти и местного самоуправления. Причинами, способствующими использованию административного ресурса, являются: а) тоталитарное прошлое страны; б) отсутствие развитых структур гражданского общества; в) отсутствие четко сформулированной доктрины государственного строительства; г) административная зависимость избирательных комиссий от органов власти; д) маргинализация большинства граждан общества. Фальсификация итогов голосования, использование административного ресурса наносят огромный ущерб общественному сознанию, подрывают авторитет власти. Основными способами борьбы с данными явлениями следует считать совершенствование избирательного законодательства, развитие основ гражданского общества, повышение правовой и политической культуры граждан.
Необходимо остановиться на ряде причин, способствующих развитию процессов криминализации выборов. К их числу необходимо отнести: а) недостаточный уровень организации и соблюдения законности в период проведения избирательных кампаний; б) имеющиеся недостатки в законодательной базе, особенно в части финансирования выборов. Выход из сложившейся ситуации состоит в необходимости внесения изменений в законы о выборах, целенаправленной деятельности правоохранительных органов по проверке соискателей депутатских мандатов (предоставление декларации о доходах, прозрачность в вопросах финансирования избирательной кампании и т.п.). В целях решения данной проблемы предлагается продолжить работу над законопроектом "О коррупции", осуществлять публикацию сведений о кандидатах в депутаты и др. Окончательное решение вопроса выбора остается за избирателем.
Анализ федеральных законов, законов субъектов РФ свидетельствует о том, что они, закрепляя избирательные права граждан, определяют основные гарантии реализации этих прав. Развитию данного направления правовой культуры избирательного процесса во многом будет способствовать подготовка юридических кадров соответствующей специализации, использование международного опыта, совершенствование опыта работы избирательных комиссий.
Перспективным направлением следует считать развитие молодежных парламентов, которые, по существу, являются одной из форм привлечения молодежи к решению правых, социально-политических проблем в государстве.
Правовая культура избирательного процесса находится в ситуации формирования и развития. Ее совершенствование следует считать стратегическим направлением развития современного российского государства.
УДК 316.023.4 Т.П. Галкина
МАЛАЯ ГРУППА КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Автор статьи считает, что деятельность малых групп представляет собой систему, структура которой формируется во взаимодействии общественных и индивидуальных компонентов под влиянием специфических механизмов внутригрупповой интеграции.
Организация, являясь одной из важнейших характеристик окружающей нас действительности, изучается в разных аспектах различными науками: кибернетикой, биологией, техническими дисциплинами, экономикой, философией, социологией и др. Социология изучает организацию с точки зрения социального поведения индивидов, групп и других общественных образований.
Для социальной организации важно определить ее именно социальные свойства. К их числу могут относиться: организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала. Иными словами, организация формируется как социальная среда, включающая в себя социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства, отношения сплоченности-конфликтности и т.д.1.
1 Удальцова, М.В. Социология управления: учеб. пособие / М.В. Удальцова. - М.-Новосибирск: Инфра-М, 1998. -