Научная статья на тему 'Электоральная культура в республике Адыгея'

Электоральная культура в республике Адыгея Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
235
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИЗБИРАТЕЛИ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казыханов Фанюс Раисович

В статье рассматриваются такие аспекты общественного развития, как становление и развитие правовой культуры в целом и электоральной культуры в частности. Правовая культура рассматривается как одна из категорий общечеловеческих ценностей. Сущность электоральной культуры рассматривается через конкретные поведенческие акты избирателей на основе правовых знаний, сформированных на их основе представлениях и убеждениях и стереотипах электорального поведения. Приводятся данные социологических опросов по Республике Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электоральная культура в республике Адыгея»

УДК 316. 342.82 ББК 60. 561.328 К 14

Ф.Р. Казыханов ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассматриваются такие аспекты общественного развития, как становление и развитие правовой культуры в целом и электоральной культуры в частности. Правовая культура рассматривается как одна из категорий общечеловеческих ценностей. Сущность электоральной культуры рассматривается через конкретные поведенческие акты избирателей на основе правовых знаний, сформированных на их основе представлениях и убеждениях и стереотипах электорального поведения. Приводятся данные социологических опросов по Республике Адыгея.

Ключевые слова: правовая культура, электоральная культура,

избиратели, избирательный процесс, правосознание, правовые ценности.

Одним из актуальных вопросов социологии культуры небезосновательно является становление и развитие правовой культуры в целом и электоральной культуры в частности. Правовая культура включает в себя системную характеристику правовых культурных явлений, рассмотрение основных структурных элементов правовой культуры в определенной целостности.

Правовая культура формируется как особое общественное явление, воспринимаемое как качественное, правовое состояние как личности, так и общества, которое можно структурировать по различным основаниям. В каждом конкретном случае актуализируется один из критериев в понимании данной разновидности культуры. Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры. Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовую культуру личности и общества можно рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общегуманистических завоеваний человечества, она становится неотъемлемым компонентом цивилизованного правового государства. Анализ значительного числа теоретических подходов и мнений по вопросу

правовой культуры позволил нам принять в качестве интегрированного следующее определение:

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.[6]

В этом определении содержатся те критерии, которые являются основанием для рассмотрения правовой культуры в русле как социологии права, так и социологии культуры. Это, в свою очередь, объясняет и возможность рассмотрения в таком ракурсе и другого понятия -«электоральная культура» (в научной литературе часто используется понятие «электорально-правовая культура»).

В России проблемой электоральной культуры стали заниматься с конца 80-х годов прошлого столетия, когда, после проведения первых демократических выборов 1989 г., стал очевиден дефицит культуры выборов, главным действующим лицом которых является избиратель.

Существует ряд исследователей, рассматривающих электоральную культуру с позиций общего содержания понятий правовой культуры общества и личности. Так, Гомеров И.Н. дает определение понятия электоральной культуры как «системы знаний, оценок, норм политических выборов, включенных в избирательный процесс, деятельность и взаимоотношения электоральных субъектов».[3]

Веденеев Ю.А. выделяет в общей структуре культуры относительно самостоятельный фрагмент - культуру участия граждан в процессах и системе власти или электоральную (электорально-правовую) культуру граждан. Он отмечает, что электорально-правовая культура - это социальная категория. В узком смысле - это культура поведения граждан в избирательном процессе. В широком - культура политического и государственного строительства, законотворческой деятельности и правоприменения избирательного законодательства.^]

К базовым характеристикам электорально-правовой культуры можно отнести плюрализм возможных позиций в политическом процессе, свободу выбора (участие или неучастие в общих и местных выборах), право на оппозицию официальной политике при обязательном признании полученного решения по итогам выборов всеми его участниками электорально-правовой культуры.[2] Кроме того, этот тип культуры включает в себя знание и понимание избирательных норм и процедур, полномочий и деятельности участников избирательного процесса, интерес и отношение к выборам, к избирательным правам и возможностям участников избирательного процесса, оценки избирательного законодательства и практики его применения, всех этапов избирательной кампании, целесообразности и действенности своего участия в них, усвоенные образцы

и нормы поведения избирателей и других участников избирательного процесса.[7]

Таким образом, можно сделать следующий вывод: электоральная культура - это культура избирателей, характеризующаяся степенью усвоения норм демократического избирательного права, включением их в базовые ценности индивида и признание ими выборов в качестве одного из средств формирования органов власти.

Сущность электоральной культуры проявляется в конкретных поведенческих актах избирателей на основе правовых знаний, сформированных на их основе представлениях и убеждениях и стереотипах электорального поведения.

Уровень правосознания большей части населения оказывает существенное влияние на общественные правоотношения. Предполагается, что каждый гражданин знает избирательное законодательство, обнародованное в установленном порядке, следовательно, подавляющее большинство граждан в состоянии знать и понимать законы, регулирующие их избирательные права. Однако в современных условиях правовая осведомленность людей далека от необходимой и находится на минимально достаточном уровне.

Социальная значимость дефектов правосознания не вызывает сомнений, так как речь идет о влиянии, которое они могут оказать на фактические условия социальной жизни.

Массовая неосведомленность граждан о правах избирателей, кандидатов, об организации и порядке проведения выборов, о деятельности избирательных комиссий представляет серьезную угрозу соблюдению прав и законных интересов личности, а также обществу в целом.

Правосознание избирателей с полным основанием можно рассматривать как относительно самостоятельную целостную систему. Это вытекает из соответствия ее требованиям, предъявляемым к системам:

- интегративность;

- структурность;

- цель и целесообразный характер;

- функционирование;

- управление;

- развитие.

Структура правосознания избирателей - то способ организации, устойчивые внутренние связи правовых идей, взглядов, оценок, установок, деятельности всей системы правосознания и его функций как внешнего проявления его социальной роли. Структура и функции взаимно обусловливает друг друга.

В научной среде структура правосознания часто определяется как знание права, понимание права, осознание права, в совокупности образующие поведение субъекта. Однако, можно обладать каким-либо знанием, но не уметь практически применить его.

Познавая действительность, люди не остаются равнодушными к результатам познания, которые соотносятся с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями их деятельности. Познанные свойства объектов определенным образом оцениваются.

Таким образом, можно выделить оценочное отношение избирателей к выборам как компонент электоральной культуры.

Правовые ценности играют важную роль в деятельности всех субъектов избирательного процесса. В свою очередь их правосознание можно рассматривать как ценность, приобретающую особое значение в условиях формирования демократического правового государства.

В общественном, групповом и индивидуальном сознании ценности организованы в иерархическую структуру - шкалу ценностей, признанную в данной общности. Ценности, опосредованные правом, включены в ценностно-нормативную систему индивида (группы, общества). Практическое поведение зависит от того, какой системой предпочтения руководствуются люди и какое место занимает та или иная ценность в этой системе.

Ценностные ориентации в электоральной культуре - это относительно устойчивая система установок, определенным образом направляющая людей по отношению к этим ценностям в условиях их сложного взаимодействия. Это, в свою очередь, влияет на поведение избирателя на выборах.

В ряде моделей, предлагаемых учеными при характеристике электоральной культуры, поведение избирателей на выборах объясняется по-разному. Так, согласно модели Р. Вольфингера и С. Розенстоуна, в первую очередь активность участия избирателей в голосовании на выборах определяется установочными диспозициями, наличием соответствующих мотивировок и психологическими особенностями личности, ее предыдущим политическим опытом и правовой культурой (наличием чувства гражданского долга, интереса праву и политике и т.п.); во вторую очередь в расчет берутся такие характеристики избирателей, как пол, возраст, род занятий, образование, семейное положение.[4]

Вторая модель (И. Повел, Р. Джекман) предполагает, что, во-первых, активность участия избирателей в голосовании определяется иными детерминантами, чем все остальные формы политического участия; во-вторых, активность участия в выборах в большей степени зависит от характера политических институтов, нормативного регулирования избирательного процесса, чем от психологических качеств личности; в-третьих, в различных странах набор детерминант поведения избирателей на выборах далеко не одинаков. Например, в США наблюдается прямая связь между уровнем образования избирателя, его полом, возрастом и политическим интересом, а в Италии и Австрии большинство этих характеристик вообще не связаны с активностью избирателей на выборах.

Несмотря на то, что модели, обозначенные западными учеными, не применимы к российским условиям в чистом виде, ряд моментов могут быть использованы при характеристике электоральной культуры российских избирателей.

О некоторых сторонах электоральной культуры в Республике Адыгея можно судить по результатам опросов, проведенных в последние годы. Интересны позиции молодежи республики, которые были выявлены в ходе опросов «Пойду ли я на выборы?» и «Моя позиция», проведенных среди студентов Адыгейского государственного университета и охвативших около 10% студентов. Результаты опросов показали, что избирательная активность студентов в первую очередь зависит от их возраста. Так, среди первокурсников доля регулярно участвующих в выборах составила 11%, к пятому курсу этот показатель возрастает - 33%. Среди опрошенных студентов 29% не участвуют в выборах, так как не верят в демократичность избирательных процедур. Вместе с тем, 11% первокурсников и 18% студентов третьего-пятого курсов принимают участие в политической жизни общества в качестве членов партий и общественных движений. 52,2% студентов верят, что их голос "что-то значит".

Анализ итогов голосования при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, показал, что активность участия молодых избирателей (в возрасте от 18 до 30 лет) составляет по республике 46% от числа принявших участие в голосовании.

Очень интересными представляются социологические исследования предвыборной ситуации в Кошехабльском районе накануне выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и главы муниципального образования, проведенные отделением социологии Кубанского государственного университета 13-14 ноября 2007 года. Если говорить об общеполитической ориентации избирателей и их политических предпочтениях, то за последнее время произошли значительные изменения в политическом сознании и восприятии политической реальности. На вопрос «Важна ли для Вас при выборе того или иного кандидата его партийная принадлежность?» положительно ответили 35,7%. Для 54,8% партийная принадлежность кандидатов не играет определяющей роли. Тем не менее, если говорить о политических предпочтениях, измеряемых уровнем доверия к представителям тех или иных партий, то, по данным опроса, обнаруживается, что лидирующее место в общем рейтинге принадлежит партии «Единая Россия». Ее представителям высказали доверие 77,6% участников опроса. КПРФ была помещена на второе место со значительным отрывом от лидера - 10,5 %, по 3,3% соответственно поддержали ЛДПР и Справедливую Россию.

Что касается оценки ситуации в Кошехабльском районе (опрос также проводился в 2007 г.), то 72,8% опрошенных посчитали положение здесь хорошим или не отличающимся от других, то есть, более или менее приемлемым для жизни. Довольно значительная часть - 41,1 % - отметили, что за последние 4 года положение в районе изменилось в лучшую сторону. Это число оптимистически воспринимающих действительность жителей в два с половиной раза больше числа тех, кто воспринимали происходящее изменения с негативными оценками (17,2 %).

Оценили изменения в районе как движение в лучшую сторону респонденты возрастных групп 30-39 лет, 40-49 лет и особенно позитивно в возрастной группе 50-59 лет. Более критично к оценке положения дел в районе отнеслась молодежь в возрасте 2029 лет и люди пенсионного возраста.

Ответственность, как за позитивные, так и негативные изменения связывалась в большей степени с действиями районной администрации. Так, отметили, что это

положение «очень зависит» от республиканской администрации 59,7 % опрошенных, в то время как по такой же шкале оценки районная администрация определилась как более значимая и ответственная. По мнению 74,8 %, именно от нее «очень зависит» положение дел в районе. Чуть меньшая ответственность была возложена и на работу администрации по месту жительства (65,9 %).

Интересными явились и показатели, характеризующие электоральную активность. Так, 80,9 % опрошенных отметили, что они принимали участие в выборах 2003 г., 84,5% уверенно ответили «да» на вопрос о готовности принять участие в выборах 2 декабря 2007 г. С учетом склоняющихся принять участие в выборах число потенциальных участников голосования возросло до 92,7 %.

Очень важными для себя результаты выборов признали 64% опрошенных, а 51,2 % респондентов признали участие в выборах своим гражданским долгом. Более четверти (28,7%) определили выборы как способ формирования власти в интересах народа.

Напротив, среди тех, кто отказался голосовать, прочны убеждения, что выборы -это игры политиков, рядовые избиратели не влияют на происходящее в реальной жизни и от конкретной подачи голоса за того или иного кандидата ничего не зависит.

Следует отметить, что эти данные в целом отражают тенденцию по всей Республике Адыгея, что позволяет сделать следующие выводы.

Примечания:

1. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. 1997. № 8. С. 5.

2. Веденеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право. 1997. № 2. С. 36.

3. Гомеров И.Н. Электоральная культура: политологический анализ: автореф. дис. ...д-ра полит. наук. М., 1995. С. 38.

4. Дамаскин О.В., Корчиго Е.В., Сеченова Р.Р. Избирательный процесс и электоральноправовая культура. - М., 2005. С. 160.

5. Комаровский В.С. Информационно-аналитическое обеспечение избирательных кампаний. М., 2002.

6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 2001. С. 251.

7. Майтекович М.С. Проблемы правового регулирования выборов в законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации // Государство и право. 1998. № 7. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.