Научная статья на тему 'Правовая культура молодежи в современном избирательном праве'

Правовая культура молодежи в современном избирательном праве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
680
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ELECTORAL LAW / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ELECTORAL ACTIVITY / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖЬ / СОЦИУМ / SOCIAL AND LEGAL RESEARCHES / MODERN YOUNG PEOPLE / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Слесарев Юрий Васильевич

В данной статье рассматриваются современные формы правовой культуры молодежи в избирательном праве. На основе теоретико-правового анализа социологических данных проведенного исследования приводятся результаты изменения форм правовой культуры и электоральной активности современной молодежи. Раскрываются современные методы проведения избирательной кампании, способствующие формированию различных форм правовой культуры молодежи в социуме. В статье надлежит ответить на вопрос: какие социальные явления и отношения влияют на формирование правовой культуры различных слоёв общества, и в частности молодежи? Важными признаками электоральной активности современной молодежи в избирательной кампании являются протестный характер и апатия к выборам. Проведенное исследование выявило причины низкой электоральной активности и динамику изменения правового сознания способствующей повышению правовой культуры молодежи, которая является подтверждением позитивных изменений в обществе, определяющих правильный вектор социального развития, а также определило задачи и следующие социально-правовые направления работы с молодежью, такие как проведение правового «Всеобуча», правовое просвещение молодежи посредством интернета, создание и поддержка общественных молодежных организаций, способствующих формированию и развитию правовой и политической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE IN THE MODERN ELECTORAL LAW

Modern forms of legal culture in the electoral law are considered in the article. Some results of transformation of legal culture forms and modern young people electoral activity based on the theoretical and legal analysis of sociological data are presented in the article. Modern methods of waging election campaign contributing to the formation of different legal culture forms of young people in the environment are discussed in the article. The article answers the question: “What social phenomena and relations influence the formation of legal culture of different social layers, particularly young people?” The most important characteristics of modern young people electoral activity in an election campaign are voters’ protest and apathy. This research highlights the causes of low electoral activity and dynamics of legal consciousness transformation providing young people with correct direction of social development. It also defines objectives and social and legal issues of the collaboration with young people such as legal education for everybody, legal education via the Internet, establishment and support of public young people organizations providing formation and development of legal and political culture.

Текст научной работы на тему «Правовая культура молодежи в современном избирательном праве»

Slessarev Yuri Vassilyevich LEGAL CULTURE OF YOUNG .

juridical science

УДК 340

С 47

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

© 2017

Слесарев Юрий Васильевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой «История и право» Пензенский государственный технологический университет (440039, Россия, Пенза, пр. Байдукова/ ул. Гагарина, 1а/11, e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье рассматриваются современные формы правовой культуры молодежи в избирательном праве. На основе теоретико-правового анализа социологических данных проведенного исследования приводятся результаты изменения форм правовой культуры и электоральной активности современной молодежи. Раскрываются современные методы проведения избирательной кампании, способствующие формированию различных форм правовой культуры молодежи в социуме. В статье надлежит ответить на вопрос: какие социальные явления и отношения влияют на формирование правовой культуры различных слоёв общества, и в частности молодежи? Важными признаками электоральной активности современной молодежи в избирательной кампании являются протестный характер и апатия к выборам. Проведенное исследование выявило причины низкой электоральной активности и динамику изменения правового сознания способствующей повышению правовой культуры молодежи, которая является подтверждением позитивных изменений в обществе, определяющих правильный вектор социального развития, а также определило задачи и следующие социально-правовые направления работы с молодежью, такие как проведение правового «Всеобуча», правовое просвещение молодежи посредством интернета, создание и поддержка общественных молодежных организаций, способствующих формированию и развитию правовой и политической культуры.

Ключевые слова: избирательное право, правовая культура, электоральная активность, социально-правовое исследование, современная молодёжь, социум.

LEGAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE IN THE MODERN ELECTORAL LAW

© 2017

Slessarev Yuri Vassilyevich, PhD (History), associate professor, head of the "History and Law" chair

Penza State Technological University (440039 Russia, Penza, pr. Baidukova /st. Gagarina, 1a /11, e-mail: [email protected])

Abstract. Modern forms of legal culture in the electoral law are considered in the article. Some results of transformation of legal culture forms and modern young people electoral activity based on the theoretical and legal analysis of sociological data are presented in the article. Modern methods of waging election campaign contributing to the formation of different legal culture forms of young people in the environment are discussed in the article. The article answers the question: "What social phenomena and relations influence the formation of legal culture of different social layers, particularly young people?" The most important characteristics of modern young people electoral activity in an election campaign are voters' protest and apathy. This research highlights the causes of low electoral activity and dynamics of legal consciousness transformation providing young people with correct direction of social development. It also defines objectives and social and legal issues of the collaboration with young people such as legal education for everybody, legal education via the Internet, establishment and support of public young people organizations providing formation and development of legal and political culture.

Keywords: electoral law, legal culture, electoral activity, social and legal researches, modern young people, environment.

Современная форма древнейших правовых институтов, таких как изъявления народной воли и выборы претерпела в современном обществе существенные изменений, особенно в части правовой культуры общества в действии вышеуказанных правовых институтов. Развитие избирательной системы Российской Федерации, понимаемой в широком смысле как система норм и институтов, учреждений и ценностей, избирательное право по своему содержанию и смыслу представляет юридическую форму и способ взаимодействия гражданского общества и государства.

Тем не менее, прошедшие выборы в Государственную думу РФ, показали, что существует ряд проблем в этой области. Несмотря на то, что выборы из формальной, точнее административной, процедуры голосования превратились в политический институт, а волеизъявление граждан, выраженное в форме электоральных предпочтений, стало неотъемлемой частью механизма публичного власти и управления общественными процессами, электоральная активность молодежи оставляет желать лучшего.

Мы провели социально-правовое исследование среди молодежи, которые показали, что классические методы привлечения молодежи к избирательному процессу работают не достаточно эффективно.

В целях координации работы по реализации мероприятий по повышению правовой культуры и электоральной активности молодежи Пензенской области избирательной комиссией Пензенской области в преддверии парламентских выборов был утвержден «Сводный план мероприятий по повышению правовой культуры избирателей, обучению организаторов выборов, совер-

шенствованию и развитию избирательных технологий на 2016 год». В рамках которого на протяжении 2016 года избирательной комиссией Пензенской области совместно с территориальными избирательными комиссиями, учреждениями образования и культуры и др. учреждениями проводились викторины, конкурсы, КВН и другие мероприятия среди молодых и будущих избирателей в районах и городах Пензенской области.

В ходе проведенного социально-правового исследования было опрошено 500 жителей Пензенской области в следующих населенных пунктах: Пенза, Кузнецк, Б. Колояр, Березовка, Виляйки, Грабово, Засечное, Золотаревка, Колышлей, Калинино, Канаевка, Нижний Ломов, Рамзай, Рощино, Сердобск, Усть-Каримша. Отбор населенных пунктов, за исключением городов Пенза и Кузнецк, производился путем случайной выборки, в которой структура опроса по половозрастным параметрам соответствует данным государственной статистики для населения Пензенской области в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население Пензенской области по половозрастным показателям и географическому охвату. При анализе ответов респондентов принимались во внимание их возраст, образование, средний месячный доход и сфера занятости (рисунок 1).

Исследование показало, что возрастная структура избирателей одинакова для выборов всех уровней. Как показано на диаграмме, основной массив избирателей составляют люди в возрасте 25-54 лет (от 53,1% до 54,8%) и в возрасте 55 лет и старше (от 39,3% до 43%). Тогда как молодежи среди избирателей, участвующих в голосовании, мало.

юридические науки

Слесарев Юрий Васильевич ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ ...

Рисунок 1 - Распределение избирателей по возрасту Их доля колеблется от 3,2% до 6,1% (рисунок 2).

14,8%

39,3% 42,7% 43/}% 41,7% /

'—_ 52

54,8% 523%

53,1% 53,8% / 33,0%

53% 6,1%

4,2%

Выборы г^езццента Выборы депутатов Еыборы депутатов Выборы депутатов И' саз, печати из Ч)сс1«сксй Государств еннои Законодательного предстзвитегьното выборы Федорами Думы Собрания органа

мунципального образования

□ 13-24 пег 0 25-54 пет 0 65 лет и старш

Рисунок 3 - Избирательная активность электората

Исследование показало существенное влияние возраста на избирательную активность. Чем старше люди, тем охотнее они участвуют в голосовании. Респонденты в возрасте 55 лет и старше демонстрируют наибольшую активность - 66,3% принимают участие во всех выборах. В отличие от них только 48,9% респондентов в возрасте 25-54 лет принимают участие во всех выборах, тогда как 20,9% не участвуют в выборах (рисунок 4).

Рисунок 4 - Влияние возраста на избирательную активность

Наименее активной выглядит молодежь в возрасте 18-24 лет. Только 13,6% отмечают, что участвуют во всех выборах, и целых 54,5% не участвуют в выборах. Тем не менее, следует помнить, что большая часть из них не имеет опыта участия в голосовании в силу того, что на момент голосования они не достигли 18 лет (см. Рисунок 4.).

Для оценки намерений участвовать в предстоящих выборах 18 сентября 2016 года респондентам был задан следующий вопрос: «Планируете ли вы принять участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы седьмого созыва 18 сентября 2016 года?» (рисунок 5).

Рисунок 2 - Возрастная структура избирателей

Еще один вопрос, по которому оценивалась избирательная активность респондентов, был: «Опишите ваше участие выборах федерального, регионального и муниципального уровней». В ходе статистического анализа было получено следующее общее распределение ответов на данный вопрос. 50% респондентов ответили, что участвуют во всех выборах, 19,8% участвуют в большинстве выборов всех уровней власти, 9% участвуют в выборах редко. И большая группа респондентов 21,2% не участвует в выборах. Полученное распределение хорошо согласуется с ответами респондентов на первый вопрос блока (рисунок 3).

Рисунок 5 - Готовность избирателей к участию в выборах

Исследование показало, что 46,8% респондентов точно будут участвовать в голосовании, 20,4% скорее всего будут голосовать. 5,4% скорее всего не будут голосовать, а 7,8% точно не будут голосовать. К неопределившимся следует отнести 10% затруднившихся ответить и 9,6% тех, кто ответил «может быть буду голосовать, а может нет» (см. Рисунок 5.).

Среди респондентов в возрасте 25-54 лет только 44,4% выразили твердое намерение голосовать, 19% ответили, что, скорее всего, будут голосовать. 17,2% респондентов в этой возрастной группе ответили «точно не буду голосовать» (10,1%) и «скорее всего, не буду голосовать» (7,5%). Что касается Молодых людей в возрасте 18-24 лет, то они менее настроены на участие в голосовании. 36,4% выразили твердое намерение голосовать. 25,8% ответили, что, скорее всего, будут голосовать.

После детального анализа этих и других вопросов

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)

503

Slessarev Yuri Vassilyevich

LEGAL CULTURE OF YOUNG .

juridical science

(более подробно с этим исследованием можно познакомиться на сайте избирательной комиссии Пензенской области), мы пришли к выводу, что классические методы общения, диалога, как метода повышения интереса к избирательному процессу стали наименее эффективны. Именно по этому необходимы новые формы мероприятий, которые смогли увеличить электоральную активность. Ярким примером может служить акция «ГОЛОСУЙ-ТАНЦУЙ», организованная общественной организацией СМАК при поддержке избирательной комиссии Пензенской области. Суть акции заключалась в том, что молодой человек, приходя на свой избирательный участок, получал специальный флаеер, который позволял прийти ему на один из двух концертов. Специально для этой акции, в Пензу были приглашены звезды Россисйкого шоу-бизнеса: группа «Ума2ман» и DJ Леонид Руденко. В день голосования было роздано 27 тысяч флаееров (т.е. 27 000 избирателей), а непосредственно на концерты прошло около 15 000 человек, что показывает большую социальную эффективность, по сравнению, с разъяснительными беседами.

Во время предвыборной кампании в городе было создано несколько общественных организаций, для подготовки наблюдателей на избирательный участках. Общая численность молодых людей принявших участие в предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в России - 960 000 человек. Это были ребята, которые непосредственно участвовали в выборах уже не просто в качестве избирателей, а в роле организаторов правомерного избирательного процесса.

Существующие формы предвыборной агитации тоже претерпели некоторые изменения, кроме обычных бесед, обещаний и лозунгов, она перешла в новую сферу - интернет, которая пока слабо регулируется действующим законодательством Российской Федерации. Социальные сети стали главной ареной для политической борьбы, и это не могло не отразиться на электоральной активности молодежи. Но стоит отметить, что активность среди молодежи скорее носит протестный характер, что доказывает низкий уровень правовой культуры. После проведения социально-правового исследования, по выявлению электоральной активности и повышения уровня правовой культуры современной молодежи следует определить нижеследующие социально-правовые направления работы с молодежью:

1. Проведение правового «Всеобуча» среди молодежи и переноса аналогов выборов, со всеми составляющими предвыборного процесса (предвыборная гонка, агитация, наблюдатели, избирательная комиссия) во все органы студенческого самоуправления.

2. Правовое просвещение молодежи посредством интернета в области права, в частности избирательного права.

3. Создание грамотной, интересной и красочной социальной рекламы по избирательному праву, которая была бы интересна современной молодежи.

4. Создание и поддержка общественных молодежных организаций, способствующих формированию и развитию правовой и политической культуры современной молодежи не только во время предвыборной компании.

Стоит отметить, что предпосылки для реализации вышеуказанных направлений работы с молодежью уже есть, которая, как и народ в целом, уже не так политически пассивна. Позитивные социально-политические процессы в обществе и государстве способствуют повышению правовой культуры и грамотности современной молодежи и будут являться показателем развития демократии, культуры в общества в целом. Проведенное социально-правовое исследование по повышению правовой культуры современной молодежи в столь проблемном вопросе избирательного права является подтверждением позитивных изменений в социуме и имеющих правильный вектор социального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Князев, С.Д. Политическое представительство и выборы: публично-правовая природа и соотношение / С.Д. Князев // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 16. - С. 21 - 34.

2. Козин, В.И. Преобразование избирательного законодательства СССР как этап государственно-правовой модернизации (1987 - 1989 гг.) / В.И. Козин, // Конституционное и муниципальное право.-2005.-№ 3. - С. 17 - 22.

3. Комарова, В.В. Референдум и сходные формы непосредственного народовластия (соотношение и проблемы) / В.В. Комарова, // Конституционное и муниципальное право.-2005.-№ 9. - С. 16 - 19.

4. Коркунов, Н.М. Пропорциональные выборы / Н.М. Коркунов - СПб., 1896.

5. Котегова, М.А. Пропорциональные выборы в субъектах Российской Федерации в 2005 - 2007 годах: законодательство и практика / М.А. Котегова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 15. - С. 24 - 27.

Статья поступила в редакцию 02.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.