Научная статья на тему 'Электорально-правовая культура и механизм правового регулирования в сфере электоральных отношений'

Электорально-правовая культура и механизм правового регулирования в сфере электоральных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
870
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ELECTORAL AND LEGAL CULTURE / MECHANISM OF LEGAL REGULATION / LAW / STATE / OYUSCHESTVO / MODERNIZATION / ELECTORAL AND LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шахназарян Татьяна Григорьевна, Саркисова Кристина Андрониковна

В статье рассматривается электорально-правовая культура и механизм правового регулирования в сфере избирательных отношений, говорится о современной российской модернизации. Исследованию подвергается избирательная и правовая культуры как правовой феномен, а не политический или политико-правовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The electoral and legal culture and the mechanism of legal regulation in the sphere of electoral relations

In the article the electoral and legal culture, and the mechanism of legal regulation of electoral relations, talked about the current Russian modernization. Research exposed electoral and legal culture as a legal phenomenon, not a political or politico-legal.

Текст научной работы на тему «Электорально-правовая культура и механизм правового регулирования в сфере электоральных отношений»

нерство, объединяющее возможности органов местного самоуправления, коммерческих организаций и предпринимателей.

Существуют субъекты, в которых приняты законы о таком партнерстве. В частности, в 2009 году в Ставропольском крае был принят Закон "О государственно-частном партнерстве" [1], предусматривающий участие в партнерстве органов местного самоуправления.

В данном случае под государственно-частным партнерством понимается совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия (сотрудничества) между Ставропольским краем либо Ставропольским краем и муниципальным образованием (муниципальными образованиями) Ставропольского края, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в социально-экономической сфере на территории Ставропольского края, развития инновационного, инвестиционного, инфраструктурного потенциала Ставропольского края.

Важно отметить, что рыночные начала утверждаются не только в работе муниципальных предприятий, но и в деятельности муни-ципальныхучреждений. В связи с чем, хотелось бы заметить, что с учетом социального назначения местного самоуправления неприемлем переход муниципальных образований в рус-

ло рыночной экономики, так как в таком случае произойдет изменение природы муниципальной собственности. Такой подход, при котором главным фактором является гонка за максимальной рентабельностью, а также беспредельное извлечение прибыли из коммунальных предприятий может в дальнейшем стать причиной значительных убытков для предприятий и органов местного самоуправления [2, с. 17].

Примечания:

1. Закон Ставропольского края от 12.10.2009 № 67-кз (ред. от 24.12.2010) "О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае" / URL: http://www.consultant.ru

2. Беляева A.B. Развитие форм муниципальной собственности в современных условиях : автореферат дис. ... канд. экон. наук. - М., 2012.

3. Гладких Н.М. К вопросу о юридическом лице публичного права органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - №11. - 2010.

4. Забелина Е.П. Социальные полномочия муниципальной власти в Российской Федерации // Конституционное право и муниципальное право. - №6. - 2012.

5. Лесняк H.A. Право муниципальной собственности на современном этапе развития местного самоуправления в РФ:автореф. дис.... канд. юрид. наук.-М., 2011.

6. Михайлов А.Г. Право на управление и распоряжению муниципальной собственностью в РФ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2011.

LD

1-Н

О

-О Q-

Ш <

S

117

THE ELECTORAL AND LEGAL CULTURE AND THE MECHANISM OF LEGAL REGULA T/ON/N THE SPHERE OF ELECTORAL RELATIONS

Shahnazaryan Tatyana Grigoryevna, PhD of Juridical science, Senior Professor, Chair of Civil and Criminal Law

E-mail: tania-shahnazarian/S>yandex. ru

Sarkisova Christina Andronikovna, Student

E-mail: Kristina_sarkisova_ [email protected]

Russian State Social University (branch), Pyatigorsk

in the article the electoral and legal culture, and the mechanism of legal regulation of electoral relations, talked about the current Russian modernization. Research exposed electoral and legal culture as a legal phenomenon, not a political or politico-legal.

Keywords: electoral and legal culture; the mechanism of legal regulation; law; state; oyuschestvo; modernization; electoral and legal activity.

ЭЛЕКТОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КУЛЬ ТУРА И МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

В статье рассматривается электорально-правовая культура и механизм правового регулирования в сфере избирательных отношений, говорится о современной российской модернизации. Исследованию подвергается избирательная и правовая культуры как правовой феномен, а не политический или политико-правовой.

Ключевые слова: электорально-правовая культура; механизм правового регулирования; право; государство; общество; модернизация; электорально-правовая активность.

УДК 342.25

© Шахназарян Т.Г., 2015 © Саркисова К.А.,2015

X.

>

<

X ш

о ш =г

0_

2

118

ШАХНАЗАРЯН Татьяна Григорьевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель, кафедра Гражданского и уголовного права, 1ап1а-

[email protected]

САРКИСОВА Кристина Андрониковна, студентка Кп5йпа_5агМ50Уа_ [email protected]

Российский государственный университет (филиал), Пятигорск

Современная российская модернизация - стратегический курс, имеющий целью качественное совершенствование всех сторон жизнедеятельности общества, в том числе его правовой жизни, и не в последнюю очередь - электоральной сферы. Главным стратегическим направлением правового развития данной сферы является не простое воспроизводство по прошествии определённых периодов представительных властных структур как базовых элементов механизма государства^ преобразование всей системы властвования в стране, её модификация на демократической основе, формирование властного механизма, способного оперативно и эффективно реагировать на проблемы, обусловленныеусложнением и ускорением социальных процессов. Это - "задача первостепенной важности, стоящая сегодня перед всеми без исключения странами" [1, с.120-121 ].

Для решения этой чрезвычайно сложной задачи требуется в определённом смысле новый человек. Несомненно, прав В. Г. Голобо-ков, утверждая, что вызванная самим человеком научно-техническая революция, охватывая все сферы его жизнедеятельности, в то же время предъявляет ему самому такие требования, которые он может выполнять, лишь изменяя самого себя, поднимая уровень своего развития на более высокую ступень. Без собственного совершенствования человек не в состоянии справиться ни с новыми проблемами глобального характера, ни с проблемами собственной жизни [2, с.223].

Для выстраивания и совершенствования механизма правового регулирования в сфере электоральных отношений необходим гораздо более высокий в сравнении с имеющимся духовно-нравственный и интеллектуальный уровень если не всего населения, то, по крайней мере, значительной его части, прежде всего тех, кто составляет электорат, т.е. обладает правом избирать и избираться в представительные органы государственной власти и в представительные органы местного самоуправления. Трудно не согласиться с А. Д. Керимовым, отмечающим, что приступая к созиданию будущего, нужно начать с формирования более высокоразвитого и высокоорганизованного, более инициативного, интеллектуального и нравственного человека [3, с.121 ].

Конкретизируя сказанное применительно к теме нашего исследования, следует подчеркнуть, что эффективное функционирование механизма правового регулирования в сфере электоральных отношений возможно только при опоре на достаточно высокий уровень правовой культуры как общества в целом, так и его граждан, являющейся важнейшей составной частью общей культуры. Правовая культура - одно из основных средств формирования и укрепления дисциплины, организованности и, как следствие, - повышения активности в реализации прав и свобод в сфере электоральных отношений. Недисциплинированное поведение, неорганизованные действия никак не способствуют, а, наоборот, препятствуют достижению целей субъектами электоральных правоотношений.

В данном исследовании электорально-правовая культура рассматривается как правовое явление, а не политическое и не политико-правовое.

Структурными компонентами электорально-правовой культуры являются явления юридической действительности, проявляющиеся в качестве эталонов электорального поведения:

1) избирательное право и электоральное правосознание, т. е. исторически сложившаяся в конкретном обществе система взгля-

дов, идей, теорий, оценок, чувств, эмоций, отражающих субъективно-психологическое отношение людей к действующему и желаемому (идеальному) избирательному праву и сопутствующему ему законодательству, а также к практике его применения;

2) избирательные (электоральные) правовые отношения и законность действий их участников;

3) упорядоченность (урегулированность) сферы электоральных отношений; правомерный характер деятельности субъектов электоральных отношений.

Электорально-правовая культура может быть подразделена на электорально-правовую культуру общества, социальных групп и институтов (политических партий, иных общественных объединений граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих и др.), отдельных граждан.

Показателями уровня развития электорально-правовой культуры общества можно, по нашему мнению, считать следующие её характеристики:

1) качественный уровень избирательного права и сопутствующего ему законодательства - с учётом того, что предмет регулирования электоральных норм не может быть ограничен субъективными правами электората и процедурам их реализации, а должен охватывать собой механизмы воспроизводства представительной государственной и муниципальной власти, призванной обеспечить её гармоничное согласование с нуждами гражданского общества, предусматривающими ответственный характер гражданского участия в формировании выборных органов, а также подконтрольность электорату данных органов и их должностных лиц;

2) степень совершенства юридической электоральной практики, т. е. деятельности компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т. д.) электорально-правовых предписаний, взятой в единстве с уже накопленным электоральным опытом;

3) качество соблюдения и исполнения субъектами установлений действующего избирательного и сопутствующего ему законодательства;

4) уровень сознательной правомерной активности (электорально-правовой активности) субъектов электоральной сферы правовой жизни общества;

5) качество толкования соответствующих правовых норм. Значение данного показате-

ля велико, прежде всего, в связи с необходимостью обеспечения прозрачности избирательного процесса, недопущения снижения уровня правового влияния на него, в том числе на свободное волеизъявление избирателей. Речь идёт о том, что избирательное законодательство предусматривает доведение до сведения избирателей значительного объёма различной информации с тем, чтобы избиратели имели возможность сделать осознанный выбор [4, с. 146-147].

Формированию высокой электорально-правовой культуры государственных и муниципальных служащих должно быть уделено особое внимание, поскольку их электорально-правовая культура, отношение к действующему законодательству в данной сфере во многом определяют состояние правопорядка в обществе, обеспеченность и защищённость субъективных прав граждан, влияют на формирование их электорально-правовой культуры. Проще говоря, от электорально-правовой культуры государственных служащих, сотрудников муниципальных органов власти во многом зависитуровень соответствующей культуры всех остальных участников электоральных отношений.

В наиболее обобщённой форме электорально-правовая культура должностного лица (имеются в виду, прежде всего, должностные лица органов государственного управления, а также соответствующие муниципальные служащие) слагается из компонентов, свойственных электорально-правовой культуре любых избирателей (всех граждан). Вместе с тем представляется возможным выделить черты электорально-правовой культуры должностных лиц, связанные со спецификой их деятельности в электоральной сфере.

Электорально-правовая активность - один из важнейших видов правовой и социальной активности. Это интенсивная деятельность гражданина в сфере выстраивания и реализации электоральной политики, одна из форм юридически значимого бытия граждан, связанного с воплощением в жизнь их права на участие в управлении делами общества и государства.

Одним из главных условий развития гражданского общества и правового государства в России является активное участие граждан в общественно-политических процессах российских регионов [5, с. 67]

Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и

органы местного самоуправления. Поэтому основной целью как федерального законодательства, так и законодательства субъектов РФ является всемерное развитие этих форм осуществления власти народа. В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путём законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

В процессе правового регулирования электоральных отношений следует учитывать, что в настоящее время в субъектах Федерации вместе с обычными формами непосредственной демократии (выборы и референдум) используются также новые (народная инициатива, консультативный референдум, опросы и т.д.). В литературе отмечается, что институты непосредственной демократии в большинстве конституций республик в составе Российской Федерации регламентированы намного слабее, чем в уставах некоторых краёв и областей.

При выработке стратегии регулирования электоральных отношений важно учитывать, что согласно ст. 69 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Поэтому и федеральный законодатель, и законодатели субъектов РФ должны принимать необходимые меры, обеспечивающие эффективное участие в осуществлении власти на региональном и местном уровнях коренных малочисленных народов. Субъекты РФ должны иметь право устанавливать дополнительные гарантии народовластия. Такая самостоятельность позволит российским регионам максимально учитывать и развивать свои особенности. Всё это позволит укрепить отечественную государственность.

Механизм правового регулирования в сфере электоральных отношений в связи с его воздействием на повышение электорально-правовой культуры субъектов должен быть сориентирован на то, что:

1) в отечественной политической системе будет постоянно возрастать роль и правовой статус общественно-политических институтов, гражданских прав и свобод личности. Они всё более приобретают правовые свойства, позволяющие им быть самостоятельными и независимыми от государства. Это отражает перспективы становления эффективного гражданского общества и правового государства;

2) будут возрождаться и усиливаться обычаи и традиции местного самоуправления, поскольку именно оно в максимальной степени отражает и выражает социокультурные ценности общества. Усиление местного самоуправления и наращивание его независимости от государственных органов будут способствовать развитию демократических процессов в местном самоуправлении. А это, в свою очередь, позволит стимулировать становление модернизированных демократических институтов российской цивилизации в XXI веке [6, с. 55] В современной России реформы местного самоуправления не отражают ни прошлого опыта, ни современных реальностей;

3) в условиях открытого общества, развития процессов мировой глобализации и интеграции в большей мере будет возрастать роль и значение индивидуального начала (индивида) в российском обществе. Следовательно, будет возрастать и его не только социокультурный, правовой, политический, но и экономический статус. Наращивание экономической составляющей личности (частная собственность, расширение среднего класса) будет оказывать существенное воздействие на все стороны российской цивилизации, прежде всего, на временные рамки становления гражданского общества, правового государства и демократических институтов.

Примечания:

1. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории /А.Д. Керимов. - М., 2007. - С. 120-121.

2. Голобков В.Г. Логика формирующихся общественных систем / В.Г. Голобков. - М., 2005. - С. 223.

3. Керимов А.Д. Указ.соч. - С. 121.

4. Боботов C.B. Правовая социализация индивида // Правовая система социализма. Функционирование и развитие. Книга 2. - C.B. Боботов. - М., 1987. - С. 146-147; Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура: методологические проблемы / Н.М. Кейзеров. - M., 1983. - С. 118; Мартышин О.В. Национальная политическая и правовая культура в контексте глобализации // Государство и право. - 2005. - № 4; Рыбаков О.Ю. Право, отчуждение и согласие в современном Российском государстве / О.Ю. Рыбаков. - М., 2009. - С. 68,69.

5. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е.В. Аграновская - M., 1988.

- С. 67; Зельцер И.М. Правовая культура как фактор стабилизации отношений в обществе // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2006. - № 4.

б. Цветков A.B. О формировании правовой культуры в современной России // Власть. - 2007. - С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.