ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Загородский Владимир Викторович
соискатель кафедры государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России
(тел.: 89189990900)_
Правовая культура в контексте права избирать и быть избранным
Аннотация
Статья освещает вопросы повышения правовой культуры субъектов избирательного процесса в контексте непрерывного поддержания положительной мотивации граждан на участие в формировании выборных представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, культивирования у них ответственного отношения к своему политическому праву избирать и быть избранными.
Annotation
Article takes up questions of increase of legal culture of subjects of selective process in a context of continuous maintenance of positive motivation of citizens on participation in formation elective representative and executive powers of the government and local governments, development in them of the responsible relation to the political right to select and be the elite.
Ключевые слова: правовая культура, избирательный процесс, гражданское общество, права человека. Key words: legal culture, selective process, civil society, human rights.
Демократический путь
формирования гражданского общества предполагает радикальную реформу избирательной системы, повышение уровня правосознания и правовой культуры избирателей, совершенствование законодательства в части определения правового положения личности в различных сферах государственной деятельности, включая все формы политического участия.
Система ценностей современной правовой культуры выражена в идеологии политического права человека и гражданина избирать и быть избранным. Приоритеты этой системы определены в следующем суждении: человек, его права и свободы - высшая ценность.
В период посттоталитарного развития в России произошел качественный переход от принципиально неправовой культурно-политической ситуации к принципиально правовой, от системы, которая в принципе отрицала правовую свободу, к системе, которая в принципе допускает правовую свободу. Но, несмотря на этот переход, правовой тип личности отнюдь не стал и не мог стать доминирующим. Неразвитость российской правовой культуры объективно сдерживает процесс формирования гражданского общества.
Формирование гражданского общества напрямую зависит от легитимности избирательного процесса и от правовой культуры
избирателей. Обеспечение осознания ими собственной роли в управлении делами государства требует комплекса мер по воспитанию у граждан соответствующего понимания и отношения к выборам, поддержания положительной мотивации участия в формировании представительных органов власти, культивирования у граждан ответственного отношения к своему политическому праву избирать и быть избранными. По мнению И. А. Ильина, "есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою... Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны..." [ ].
В данном случае главными субъектами избирательных правоотношений выступают избиратели и кандидаты в депутаты, на пост президента, без которых невозможна реализация права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Очевидно, что именно они в первую очередь должны повышать свою правовую культуру, без чего выборы не могут быть признаны полностью легитимными и демократичными.
Правовая культура депутатов является важным фактором и условием повышения роли представительных органов власти, а также служит
56
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)
средством обеспечения демократических выборов и формирования истинно народной власти.
Существующий уровень правовой культуры значительной части депутатского корпуса нередко становится причиной нестабильности, сдерживает осуществление реформ, снижает доверие граждан к демократическим органам власти. Сказывается низкий профессионализм законодательной деятельности при принятии законов депутатами, неумение предвидеть последствия принимаемых решений, выражать и отстаивать интересы избирателей.
В работе "Правовая культура народных депутатов" Р. Ш. Ганеев на основе комплексного исследования предлагает определение правовой культуры депутатов как меры и способа освоения и использования ими правовых ценностей, проявляющихся в характере и уровне правовых знаний, оценок, убеждений, гражданских интересов, ценностных ориентаций и других элементов правосознания в их органическом единстве, а также в социально-активной деятельности, определяемой их правовым статусом. Таким образом, в данном случае правовая культура рассматривается как юридическая компетенция и профессионализм в практической деятельности народных представлений.
Переход от существовавшей при командно-административной системе правовой культуры к демократической культуре требует довольно много времени. Практический опыт в этой области наращивается с трудом, медленно растет квалификация депутатов. Позитивные изменения в этой сфере происходят сегодня очень медленно, главным образом на основе повышения уровня правотворческой деятельности. В связи с этим вполне обоснованным представляется предложение качественного повышения правовой культуры депутатов в целях усиления эффективности работы представительных органов власти.
Анализ правовой культуры депутатов в системе их общей культуры в соотношении с другими формами культуры - политической, нравственной, религиозной и др. - показывает особую роль парламента как выразителя разнообразных общественных интересов, взглядов и принципов. На этапе предвыборной кампании между избирателями и кандидатами в депутаты заключается своеобразный договор как правовая форма реализации интересов обеих сторон.
Особенно важным, по мнению правоведов, является аспект культурно-правовой преемственности. Отмечается, что для подлинной
культуры депутатов характерно соединение стремления к овладению достижениями правовой культуры мировой практики с внимательным изучением отечественного опыта.
Характерной чертой правовой культуры депутата является ее творческий характер. Даже термин "правотворчество", который отражает суть деятельности депутата, указывает на необходимость инициативы. А тенденция развития представительных органов состоит сегодня в том, что не только деятельность по созданию правовых актов, но и вся остальная деятельность приобретает все более творческое содержание.
Определяющей чертой правовой культуры депутата является ее базовый уровень. Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный, а также предложить вариант действия, отвечающий внутренним убеждениям и интересам, а также требованиям избирателей, принципам и нормам права, депутат должен обладать достаточным культурно-правовым потенциалом. В этом смысле можно говорить о двух уровнях правовой культуры депутатов: существующем и требуемом. Изучение изменения уровня культуры с точки зрения ее развития производится путем сравнения этих уровней.
Важной проблемой является соотношение различных уровней и аспектов правовой культуры общества и депутата. Оптимальным считается соотношение, когда правовая культура депутата и общества совпадают, и идеальным - когда культура депутата несколько опережает уровень культуры общества.
Другим важным аспектом правовой культуры выступает культура участия в избирательном процессе граждан-избирателей. Выборы могут выполнить свою политическую функцию только при наличии согласованного избирательного (гарантийного, отраслевого и структурного) законодательства и его исполнении всеми участниками избирательного процесса. Отсюда и выводится роль в демократических обществах институтов, осуществляющих электорально-правовое воспитание граждан, что в определенной мере обеспечивает профессионализацию избирательного процесса.
Наиболее наглядно уровень правовой культуры населения проявляется в его активности в день выборов или референдума. От выбора граждан зависит дальнейшее политическое будущее страны, и непонимание этого (а как следствие -игнорирование выборов) свидетельствует о низкой электорально-правовой культуре.
При проведении избирательной кампании и осуществлении мер по повышению правовой
57
культуры избирателей необходимо учитывать специфику национальной культуры, менталитет нации.
Важным моментом является то, что поведение избирателей, их восприятие избирательной кампании напрямую зависят от правовой культуры депутатов. Если избиратель не доверяет кандидату в депутаты, не находит ни одного политического деятеля, который бы выразил его интересы, он, естественно, проигнорирует выборы. Однако здесь виноваты прежде всего депутаты и кандидаты в депутаты, которые не смогли своими действиями убедить электорат в правомерности и эффективности проводимой в жизнь политики.
Сегодня многими исследователями отмечается низкая правовая культура российских граждан. Это явление можно объяснить многими причинами: усталостью от бесконечной череды выборов, ухудшением экономической жизни большинства людей, неверием в возможность изменить сложившуюся ситуацию посредством выборов, правовым нигилизмом и др. Поэтому очень остро сейчас стоит проблема повышения культурно-правового уровня граждан.
Как отмечает профессор А.И. Ковлер, "политический выбор избирателя не есть абсолютно свободное изъявление исключительно его собственной воли. Он является результатом невидимого глазу действия самых различных факторов, закономерных или случайных, но в большинстве случаев определяющих выбор избирателя задолго до того, как он переступит порог избирательного участка".
Отношение избирателей к носителям определенной политической культуры представляет большой интерес для выявления мотивов голосования. На первый план здесь выступают и сделанный ранее выбор политической культуры, и выбор программы, и выбор кандидата, хотя далеко не всегда политическая культура, выразителем которой служит программа кандидата, полностью соответствует ожиданиям избирателя, его политическим симпатиям. Политическая культура кандидата находит свое конкретное выражение в предвыборной программе, где отражается взаимодействие идеологической доктрины с требованиями экономической, политической, социальной конъюнктуры.
В организационном плане решение проблемы повышения правовой культуры было найдено через разработку и практическое осуществление Федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации. Идеология
Программы базируется на том представлении, что полная реализация прав граждан возможна только при наличии общественного доверия к государственным институтам. Очевидно, что такое доверие достигается открытой и свободной практикой участия в выборах.
Главным условием осознанного включения в избирательный процесс является непрерывное поддержание положительной мотивации граждан на участие в формировании выборных представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, культивирование у них ответственного отношения к своему политическому праву избирать и быть избранными. Нужно отметить, что поскольку конституционные выборы в демократически организованном обществе - это постоянно обновляемое по составу своих участников и событиям политическое действие, то проблема понимания его гражданского смысла существует всегда для каждого нового выборного цикла и нового политического поколения.
Федеральная программа ставит своей первоочередной целью создание единой системы качественного правового просвещения и образования, основанной на индивидуальном подходе, учитывающей интересы граждан. Задача повышения правовой культуры избирателей вытекает также из Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, направленного на обеспечение реализации и защиту прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Одной из главных задач Федеральной программы, по нашему мнению, является преодоление политической апатии, безразличия граждан к выборам. Федеральная программа предусматривает создание целевых региональных программ с учетом специфики отдельных территорий. Федеральная программа имеет непрерывный цикл, системность форм и методов правового просвещения граждан и рассчитана на долгосрочный период.
В каждой конкретной избирательной кампании реализуются сформировавшиеся ценности правовой культуры, проверяются правовые принципы и идеи. Процессы в сфере правовой культуры носят долговременный характер и развиваются параллельно с развитием законодательства и права. Поэтому необходимо постоянное совершенствование мероприятий по повышению правовой культуры.
Социальная эффективность выборов во многом
_58
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)
зависит от правовой культуры самих граждан и общества, государства и его должностных лиц как носителей определенных ценностей и ожиданий, профессиональных качеств и ориентации. Постепенное культивирование навыков и привычек правового общения, поддержание должного уровня доверия к институтам избирательной системы - условия надлежащего отношения должностных лиц к своей роли в избирательном процессе и ответственного участия граждан в выборах.
С точки зрения М.В. Масловской политическая и правовая культура избирателей складывается, в частности, из следующих факторов: а) понимания необходимости прежде всего собственного участия в выборах и б) осознания того, что выборы - наиболее эффективный способ формирования политической власти, и каждый, кто стремится повлиять на политическую и экономическую ситуацию в государстве, должен активно участвовать в формировании представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Пробельность и отставание правотворчества от реального развития общественных отношений позволяют недобросовестным кандидатам злоупотреблять предоставленной им свободой. Нередко на практике ими часто даются невыполнимые обещания, которые при определенных условиях можно оценить как подкуп избирателей. Общедозволительный тип правового регулирования предвыборных кампаний позволяет кандидатам и политическим партиям самостоятельно выбирать формы и методы предвыборной агитации, определять ее содержание. Этот принцип дозволенности предполагает высокий уровень правовой культуры участников выборов, их добросовестность, готовность вести честную борьбу, наличие внутреннего самоконтроля. Поскольку эти качества зачастую отсутствуют у "соискателей выборных должностей", реализация данного принципа ведет к произволу и беззаконию.
Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического решения, т.е. бойкота, но нередко оно выявляет элементарную апатию или отсутствие электорально-правовой культуры.
С позиции Н. В. Артамонова одной из причин неявки избирателей на выборы является низкая политическая и правовая культура населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него.
Для изменения данной ситуации необходимо общее воздействие на всех участников
избирательного процесса по повышению уровня их правовой культуры, изменению отношения к выборам в целом.
Четко систематизированное избирательное законодательство было бы более доступным для рядового избирателя и, несомненно, способствовало бы повышению правовой культуры избирателя. Отточив и упростив язык закона, законодатель может добиться большей активности граждан, знающих закон (трудно представить, чтобы гражданин, не имеющий специального образования, смог разобраться в "дебрях" нынешнего избирательного законодательства), а также повышения доверия граждан к выборам. Если большее число граждан будут доверять результатам выборов, это привлечет их к участию в избирательных кампаниях, то есть увеличит представительство в выборных органах государственной власти и местного самоуправления.
Литература
1. Ильин И. А. Предпосылки творческой демократии. М., 1951. С. 5.
2. Цитата по: Артеменко Т. А. Некоторые вопросы политической правовой культуры в деятельности должностных лиц исполнительной власти //Административное право и процесс, 2007, № 4.
3. Артеменко Т. А. Некоторые вопросы политической правовой культуры в деятельности должностных лиц исполнительной власти //Административное право и процесс, 2007, № 4.
4. Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 228 "О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации"//СЗ РФ, 06.03.1995, № 10, ст. 862; Постановление Правительства РФ от 17.05.1995 № 482 "О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации"//СЗ РФ, 29.05.1995, № 22, ст. 2063; Постановление Центризбиркома РФ от 14.04.2009 № 156/1111-5 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009 - 2011 гг."; Протокол заседания Центризбиркома РФ от 02.04.2009 № 154-1-5 (Выписка) "О выполнении Сводного плана основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей
59
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации на 2008 год" //Вестник Центризбиркома РФ", № 3, 2009; Постановление Центризбиркома РФ от 24.12.2008 № 142/10495 "О Сводном плане основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов, совершенствованию и развитию избирательных технологий в Российской Федерации на 2009 год" //Вестник Центризбиркома РФ, № 1, 2009.
5. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.05.2002) //СЗ РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
6. Масловская М. В. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности / /Конституционное и муниципальное право, 2006, № 3.
7. Фальков В. Н. Проблемы конституционно-правовой ответственности за нарушение правил предвыборной агитации в Российской Федерации // Проблемы юридической ответственности: история и современность: Статьи по итогам Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.Н. Чеботарева. Ч. 1. Тюмень, 2004. С. 99.
8. Артамонова Н. В. Абсентеизм избирателей в контексте принципа свободных выборов //Адвокат, 2006, № 11.
_60
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)