Научная статья на тему 'Рецензия на монографию С. В. Навального «Электорально-правовая культура: генезис и эволюция» Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2005. - 326 с'

Рецензия на монографию С. В. Навального «Электорально-правовая культура: генезис и эволюция» Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2005. - 326 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на монографию С. В. Навального «Электорально-правовая культура: генезис и эволюция» Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2005. - 326 с»

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ С.В. НАВАЛЬНОГО «ЭЛЕКТОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ»

Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2005. - 326 с.

Утверждение в России основ правового государства невозможно осуществить без реформирования правовых, экономических, политических отношений. Их решение связано с сложными государственноправовыми явлениями, требующими систематических исследований. Речь идет прежде всего о поиске новых подходов в развитии общественно-правовых процессов, происходящих в стране. В данном контексте правовая культура как элемент общественного самосознания общества способна стать не только важнейшим источником социальной активности граждан, но и одним из важнейших условий реформирования страны.

В последние годы тема реализации избирательных правоотношений является одной из наиболее востребованных в юридической науке. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации и в основном в сфере конституционного права. Преимущественно исследования затрагивают конституционно-правовые основы проблемы избирательного законодательства формирования нормативно-правовой базы, политикоправовые основы реализации избирательных прав граждан в современной России, вопросы юридической ответственности за нарушения избирательных прав и др.

На этом уровне достаточно актуальным является исследовательский взгляд на проблемы формирования правовой культуры участников избирательного процесса с точки зрения определения исторических истоков и методологических основ ее развития.

В современной научной литературе феномен правовой культуры до недавнего времени рассматривался в основном как с позиции права, так и позиции культуры. И это вполне объяснимо, так как первоначально разработка данного понятия проводилась с отраслевых позиций, не учитывая философско-правового и аксиологического аспектов данной проблемы. Однако изменившаяся ситуация в стране потребовала новых комплексных подходов в освоении данной правовой категории.

Следует приветствовать стремление автора к проведению самостоятельного комплексного исследования, включающего в себе выявление природы социально-правовых механизмов реализации гражданами собственной позиции в политике и правовой действительности.

Особое значение в новой оценке правовой культуры приобретает правовая культура участников избирательного процесса. Переход к демократическим принципам организации жизнедеятельности, возрастание инициативы и активности граждан требуют личной причастности каждого к происходящим преобразованиям, ход которых во многом зависит от юридически грамотного осуществления гражданами своих прав и свобод, осознанного выбора позиции в период проведения выборов, референдумов.

Учитывая то обстоятельство, что становление правовой культуры участников избирательного процесса представляет незавершенную картину, автор представляет собственное видение данного феномена как совокупности правовых норм, ценностей, методов и форм, институтов, функционирующих как в рамках отдельного избирательного процесса, так и в политико-правовом пространстве государства в целом (с. 11). Правовую культуру участников избирательного процесса характеризует прежде всего избирательное право, при помощи которого координируется взаимодействие граждан, регулируется их деятельность в ходе избирательных компаний. В категориальном осмыслении правовой культуры автор выделяет ценностный компонент как способность личностного восприятия и осмысления права, уяснение смысла и направленности развития избирательного права. Феномен правовой культуры рассматривается через призму совершенствования законодательства и юридической практики.

Анализ исторического процесса становления российской государственности позволяет автору выявить причины низкого уровня правовой культуры, в том числе историко-ментальные, правовые, социальнопсихологические. Автор обосновывает вывод о том, что переход к демократической правовой культуре потребует достаточного времени. Ускорение данного процесса возможно на основе:

а) оценки гражданами политико-властного потенциала;

б) формирование традиций, компромисса и согласия участников избирательных правоотношений;

в) определение гражданами устойчивых политико-идейных ориентаций и др.

ВестникКрасГЛУ. 2006. №10

Анализ методологических основ сущности правовой культуры позволяет сделать вывод о том, что она обусловливается правовым состоянием общества, основывается на ценностных ориентациях (взгляды, оценки, убеждения, установки). Правовая культура представляет собой единое социальное явление (с. 28).

Справедливость авторского суждения о том, что правовая культура участников избирательного процесса имеет ряд исторических уровней бесспорна. Однако едва ли «выборы можно считать социокультурным феноменом цивилизации». В частности, в локальных группах кочующих охотников-собирателей «обыкновенно нет ни выборов, ни иных специальных средств отбора лидеров» (см. Дробышевский, С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. - Красноярск, 1995. - С. 167). Другое дело, что электорально-правовая культура России составляет несколько уровней развития. Каждый из уровней развития правовой культуры характеризуется формированием определенной юридической терминологии, становлением элеменов юридической техники (см. Дробышевский, С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. - Красноярск, 1995. - С.167). Автор осуществляет анализ правовой культуры России через выделение и описание правовых ценностей, идеалов образцов, которые имели место в соответствующий период в сфере избирательного права (включая современный уровень).

Автор достаточно подробно анализирует структуру и функции электорально-правовой культуры, выделяя в ней право, правосознание, правовую деятельность. Он отмечает, что только системное, непротиворечивое избирательное право способно выполнить стоящие перед ним задачи, в условиях быстро меняющейся социально-экономической и политической обстановки в стране (с. 120).

В развитии правовой культуры правосознание субъектов избирательных правоотношений играет ведущую роль. Автор приходит к выводу о том, что изменения социально-экономического строя, значительные перемены в устоявшемся укладе жизни привели к потере присущих обществу стабильных ценностей, что позволяет говорить о наличии кризиса правосознания граждан России. Сегодня крайне важно разрешить дилемму между возрастающими потребностями общества в обеспечении законности избирательного процесса и наличиствующим дефектом правосознания избирателей в форме правового нигилизма, популизма, фетишизма, абсентеизма (с. 130-139).

Автор, анализируя содержание правового нигилизма, приходит к выводу о том, что он имеет в нашей стране достаточную базу для развития. Отказ от тоталитарных и переход к демократическим методам правления, акцентирование внимания на правах и свободах человека и гражданина ситуацию не изменили. Пути преодоления влияния правового нигилизма состоят в повышении общей и правовой культуры, напрямую связаны с профессиональной деятельностью избирательных комиссий всех уровней как непосредственных центров правовоспитательной работы.

Правовой популизм автор связывает с деятельностью, имеющей целью поддержание популярности отдельных лидеров, групп, партий в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Правовой популизм негативным образом сказывается на формировании правовой культуры прежде всего посредством воздействия на нее с помощью информационно-психологических средств.

Соглашаясь с мнением о том, что избирательным комиссиям принадлежит исключительная роль в обеспечении избирательных прав граждан, автор акцентирует внимание на проблемных вопросах их функционирования. В первую очередь это относится к вопросу о конституционно-правовом статусе избирательных комиссий. Речь идет о независимом статусе избирательных комиссий в рамках государственного механизма. Автор убежден, что именно такой статус избирательных комиссий, в сочетании с нарождающимися структурами гражданского общества, позволит сохранить тенденцию развития и сохранения демократических принципов избирательного права, послужит мощным стимулом развития правовой культуры.

Острой остается проблема правовой регламентации института контроля над реализацией избирательного права граждан. Автор исходит из положения о значимости контроля в плане совершенствования как законодательной базы по выборам, так и практики избирательных процессов и выделяет следующие виды контроля: а) международный; б) государственный; в) общественный. В государственном автор выделяет контроль: а) избирательных комиссий; б) прокуратуры. В общественном контроле автор выделяет: а) контроль со стороны граждан; б) контроль СМИ; в) общественное мнение (с. 152-154).

Обосновывая факторы развития правовой культуры, автор указывает на те возможности, которыми располагает государство и общество в этом процессе. К их числу диссертант относит правовую политику государства, использование возможностей гражданского общества, реализации программ по воспитанию и обучению участников избирательного процесса.

На основании сравнительно-правового анализа автор приходит к выводу о том, что современное российское избирательное законодательство требует дальнейшего совершенствования. Направлениями его дальнейшего развития должны стать вопросы: а) общественного контроля за выборами; б) обеспечение процесса финансирования избирательных компаний; в) развитие цивилизованных отношений между СМИ и другими субъектами избирательных правоотношений; г) вовлечение политических партий в цивилизованный

избирательный процесс; д) борьба с «грязными технологиями»; е) исключение из данной сферы криминальных структур.

По существу, всеобщность выборов органов власти - новая, чрезвычайно важная политическая реальность, позитивно влияющая на процесс формирования гражданского общества в России. Вместе с тем имеющиеся в избирательной системе проблемы свидетельствуют о том, что она переживает болезни роста и поэтому рано делать вывод о стабильности и устойчивости института выборов и о формировании в обществе выборных традиций.

Автор солидарен с теми учеными, которые считают, что политическая система страны должна находиться в состоянии динамической стабильности, то есть, с одной стороны, быть устойчивой к внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям, а с другой - обеспечивать собственный прогресс, обновление, развитие, быть восприимчивой к политическим, экономическим, социальным инновациям. Этому, по мнению автора, во многом будут способствовать: а) изменение политических институтов; б) формирование новых партий и иных субъектов политической деятельности; в) трансформации партийной системы; г) коррективы, вносимые по необходимости во взаимодействие ветвей власти; д) поправки, вносимые в Конституцию; е) референдумы по основным вопросам развития государства и общества; з) договоры о согласии, о взаимоотношениях; и) существенные изменения в деятельности средств массовой информации (с. 216-217).

Анализируется вопрос соотношения политической и правовой культуры участников избирательного процесса. Взаимодействие этих культур имеет принципиальное методологическое значение, нацелено на развитие общества. Сила этого взаимодействия проявляется в поведении субъектов избирательных правоотношений. Оценивая роль правовых и политических норм в развитии политической системы общества, автор выделяет тенденцию политизации норм права, расширение сферы правового воздействия на политическую систему. По мнению автора, эти процессы могут быть ограничены рядом причин: а) невозможностью стандартизировать с помощью юридических норм многообразие политико-властных процессов; б) возможностью использовать иные правовые средства, в том числе договоры между субъектами избирательных правоотношений. В этом во многом проявляется роль правовой культуры, ее традиции (с. 244-247).

Рассматривая тенденции развития правовой культуры, автор исследует их через призму общей характеристики поведения субъектов избирательных правоотношений. Автор полагает, что в основе их поведения лежат мотивы, реализуемые посредством определенных интересов избирателей. Это могут быть разнообразные интересы, в том числе классовые, политической элиты, определенной социальной группы. Эти интересы во многом определяются сущностью государства. В избирательном праве интерес находит свое отражение не только как объективное явление, но и как явление осознанное, субъективное.

В работе отмечается, что перемены, происшедшие в обществе в последние годы, переход к новым принципам организации государственной власти значительно повлияли на уровень правосознания граждан. Важным обстоятельством является то, что новый этап в развитии российского государства формируется на основе традиций преемственности. Вместе с тем автор полагает, что трудности в формировании и развитии правовой культуры в переходный период развития государства состоят в недостаточном усвоении гражданами демократических ценностей и их реализации на практике.

Было бы полезно для реализации замысла автора проанализировать особенности выборов в преимущественно диктаторских, равно как и в преимущественно демократических государствах, на основе выявлявшихся различий автор смог бы с большей конкретностью, чем присутствующая, показать закономерности модификации организации выборов и их правового регулирования в отечественном государстве в последние два тысячелетия.

Автор отмечает, что свободные, периодические обязательные выборы объективно способствуют качественному изменению роли и значения избирательного права (как отрасли права), регламентирующую их организацию и поведение. По существу, сегодня в силу логики демократического развития происходит формирование самостоятельной отрасли права - избирательного права. Автор отмечает роль и место избирательного права в системе права России, объективные основания для формирования, его предмет и метод, источники, институты. Определяя эффективность избирательного права, автор отмечает, что таким оно может быть лишь в той мере, в какой оно является отражением демократической правовой культуры.

При всей дискуссионности отдельных положений и выводов монографии С.В. Навального следует отметить, что она выполнена на основе анализа обширного теоретико-правового материала, нормативноправовых актов, разнообразных политичесих документов, научных и публицистических источников в сфере права, истории, политологии и социологии.

Монография информационно насыщена, представляет интерес для научных и практических работников, студентов, широкого круга читателей.

Рецензент д-р юрид. наук, профессор С.А. Дробышевский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.