Научная статья на тему 'Роль и место прав и свобод личности в структуре правовой культуры'

Роль и место прав и свобод личности в структуре правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / RIGHT AND LIBERTIES OF THE PERSON / SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE / LEGAL CULTURE / LAW UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Загородский Владимир Викторович

Работа посвящена определению роли и места прав и свобод личности в структуре правовой культуры в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место прав и свобод личности в структуре правовой культуры»

Загородский Владимир Викторович

соискатель Ростовского юридического института МВД России

(тел.: 89034510501)

Роль и место прав и свобод личности в структуре правовой кУльтуры

Аннотация

Работа посвящена определению роли и места прав и свобод личности в структуре правовой культуры в современной России.

Аnnotation

Work is dedicated to determination dug and place of the rights and liberties to personalities in structure of the legal culture in modern Russia.

Ключевые слова: права и свободы человека, социально-экономическое развитие, государство, правовая культура, правосознание.

^y words: right and liberties of the person, social-economic development, state, legal culture, law understanding.

помощью права обеспечивает-

Сся достижение многообразия целей личности: реализация прав и свобод человека, определение границ свободы, закрепление правовых основ правового статуса личности, охрана законных интересов, обеспечение всеобщего устойчивого правопорядка. Воплощая целый мир отношений - от главных, глубинных пластов жизни до самых житейских, - право тем самым объективизирует и реализует в законах требования правовой культуры, социального прогресса и цивилизации в целом [1, с. 57-58].

Права и свободы человека и гражданина устанавливаются на международном [2] и внутригосударственном - конституционном [3] и законодательном [4] уровне для того, чтобы регулировать поведение людей в обществе. Но это регулирование должно быть обеспечено соответствием между правовой системой и уровнем массовой правовой культурой. Соответствие может быть достигнуто, если в Конституции и законодательстве отражаются правовые представления, господствующие в обществе при одновременной целенаправленной деятельности по повышению уровня правовой культуры, массового правосознания и правомерного поведения.

В свою очередь необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на достаточно разветвленную научно-исследовательскую работу, проделанную в отечественной юридической науке по изучению понятия"правовая культура" необходимо признавать, что еще одной из проблем воз-

21

никшей перед нами в процессе теоретико-правового исследования понятия "правовая культура" как юридическая категория, является тот, необычайно важный факт, к которому привел анализ нормативно-правовых актов действующего российского законодательства. В результате данного анализа, было установлено, что, к большому сожалению ни в одном из нормативных и правовых актов действующего текущего российского законодательства не содержится законодательно закрепленного определение понятию "правовая культура", хотя данная категория употребляется достаточно часто как в наименованиях так и в основной части содержания законов, а также и в подзаконных актах [5].

Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается в ст. 2 Конституции: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" [6].

Признавая значимость этих конституционных норм, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы человека в реальности не стали высшей ценностью, и соответственно государство не в состоянии взять на себя в полном объеме те социальные обязанности, которые закреплены в Конституции.

Реалии политического и социально-экономического развития страны постепенно развеяли иллюзии части российского общества о том, что

демократические преобразования политико-правовой сферы, переход к рыночной экономике автоматически откроют России путь к построению правового и социального государства, формированию гражданского общества.

И это факт закономерный, определяемый как предшествующим социально-экономическим развитием государства, его исторически сложившимися традициями, менталитетом, уровнем политической и правовой культуры народа, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате объединения усилий всего общества в течение длительного времени. Еще в начале XX в. проф. П.И. Новгородцев, относившийся к России с большой любовью и веривший в неизбежность возрождения ее величия, пророчески говорил, что "русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков назад стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ... Среди этого всеобщего разрушения лишь с великим трудом будут пробиваться всходы новой жизни, не уничтоженные сокрушительным вихрем жестоких испытаний" [7, с. 577].

Однако несмотря на определенную негативную сторону, государство способствуя беспрепятственной реализации прав и свобод человека и гражданина в России, стремится предоставить человеку максимальную степень свободы и дает человеку право самому принимать решение об использовании или неиспользовании того или иного права или свободы. В данном случае определяющее значение имеет общая правовая культура населения, повышению которой в России в настоящее время не уделяется должного внимания [8].

В Российской Федерации правовая культура населения и уровень соблюдения прав и свобод человека и гражданина пока еще недостаточно высок и не может отвечать современным требованиям построения правового государства и гражданского общества. Этот вывод подтверждает В.Н. Бутылин, который указывает на то, что трудный путь России к правовому государству, господству прав человека осложняется рядом негативных факторов прошлого и настоящего: многовековыми традициями деспотизма и крепостничества, всесилием властей и бесправием населения, стойким правовым нигилизмом боль-

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4

шинства населения, несоблюдением и неисполнением законов, низкой правовой культурой управляющих и управляемых, в целом общества [9].

При этом как утверждает Н.В. Витрук Концепцию прав и свобод личности следует развивать с учетом утверждения новых принципов в экономических отношениях, углубления процессов демократизации и гуманизации социальных и правовых институтов, развертывания саморегуляции и самоуправления в обществе, обновления его нравственно-духовной атмосферы, роста политической и правовой культуры [10].

В качестве условий повышения уровня соблюдения прав и свобод человека и гражданина Б.С. Эбзеев выделяет эффективность действия соответствующих конституционных норм в данный механизм он включает совершенство конституции по содержанию и форме, согласованность и сбалансированность общефедеральных и региональных законодательных актов по вопросам регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, своевременную конкретизацию содержания и процессуальных форм реализации прав, свобод и обязанностей граждан, определение механизма юридической ответственности за их нарушение, повышение уровня политической и правовой культуры, профессионализма и других качеств тех, от кого зависит соблюдение прав, свобод и обязанностей граждан [11, с. 257].

Подводя итоги нашего исследования, попытаемся, не претендуя на истину в последней инстанции, сформулировать собственный конструкт понятия правовой культуры: правовая культура -это правовой режим, (качественное состояние правовой организации общества) совокупность материализованных идей, чувств и представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества.

Из содержания данного определения можно сделать вывод о том, что правовая культура как явление правовой действительности представляет собой сложную структурированную юридическую категорию. Механизм развития правовой культуры и составляющих её элементов, а также всего сущего предполагает определенные периоды и стадии, хотя и неодинаковые по своим количественным и качественным характеристикам, но, тем не менее, основанные на совокупности объективных и субъективных факторов. Вследствие этого всесторонний и полный процесс познания юридической природы того явления пра-

вовой действительности как правовая культура невозможен без исследования её составляющих структурных элементов.

Притом, что одной из объединяющих черт некоторых определений понятия "правовая культура" многие авторы называют именно её составляющие структурные элементы.

Так с позиции В.И. Цыганова к структурным элементам правовой культуры необходимо отнести: уровень правосознания, качественное состояние правовых норм и системы их источников, уровень совершенства правотворческой деятельности и юридической практики в целом, уровень законности и правопорядка, общественный статус государственно-правовых учреждений, качество и распространенность юридического образования, и развитость юридической науки. При этом указанные структурные элементы правовой культуры выделены достаточно условно [12, с. 310], так как все элементы структуры правовой культуры взаимосвязаны, взаимозависимы и постоянно взаимодействуют.

А.Р Ратинов в качестве элементов правовой культуры предлагает выделить: а) право; б) правоотношения; в) государственные органы и организации; обеспечивающие реализацию права; г) правосознание; д) правовое поведение, т.е. систему практической деятельности людей по исполнению и применению права [13, с. 203].

С.С. Алексеев выделяет четыре элемента, к которым относит: уровни правосознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику [14, с. 179-180]. А.П. Семитко также считает необходимым акцентирование внимания на уровне развития законодательства, правовой практики и правосознания при определении и характеристике структуры правовой культуры общества. По его мнению, структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы - правовые тексты, правовая деятельность, сознание и развитие субъектов, взятые в уровневом состоянии их развития [15, с. 21].

Литература

1. Алексеев С. С. Теория права. М. : Бек, 1994.

2. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" //Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994; Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах"//Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994; Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. (заключе-

на в Минске 26.05.1995) (вместе с "Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств", утв. 24.09.1993) // Собрание законодательства РФ, 29.03.1999, №

13, ст. 1489. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с "Протоколом [№ 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом №

4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом № 7"(Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) //Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.

3. Глава 2. "Права и свободы человека и гражданина". Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"(п-ринят ГД ФС РФ 22.05.2002) //Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) //Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802; Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от

05.04.2009) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.04.1999) //Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, № 18, ст. 2208; Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от

09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" //Ведомости СНД и ВС РФ, 13.05.1993, №

19, ст. 685. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006, с изм. от 25.12.2008) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" //Ведомости СНД и ВС РФ, 12.08.1993, № 32, ст. 1227. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1) (ред. от23.07.2008)//Ведомости СНД и ВС РФ, 19.11.1992, № 46, ст. 2615; Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания

и о содействии лицам, находящимся в местах ^ принудительного содержания" (принят ГД ФС

23

Постановление Центризбиркома РФ от

08.04.2009 № 155/1097-5 "О конкурсе среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры молодежи" // Вестник Центризбиркома РФ, № 4, 2009 и т.д.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

7. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.

8. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России/Под ред. Н.А. Михалевой. Деловой двор. М., 2008.

9. Бутылин В. Н., Гончаров И. В., Барбин В. В Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. Академия управления МВД России. М., 2007.

10. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности НОРМА. М., 2008.

11. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации.

12. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999.

13. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.

14. Алексеев С. С. Проблемы теории государства и права. Т. 1. Свердловск, 1974.

15. Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990.

24

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4

РФ 21.05.2008) //Собрание законодательства РФ, 16.06.2008, № 24, ст. 2789;

5. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004) //Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, № 27, ст. 2710; Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от

19.07.2009) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"(принят ГД ФС РФ 22.04.2005) //Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, № 21, ст. 1919; Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О выборах Президента Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.12.2002) //Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 171; "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ

05.10.2009) /Российская газета, № 198, 20.10.2009; Указ Президента РФ от 29.03.1994 № 607 "О взаимодействии федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств -участников Содружества Независимых Государств" //Собрание актов Президента и Правительства РФ, 04.04.1994, № 14, ст. 1049; "Национальный план противодействия коррупции" (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568)/Российскаягазета", № 164, 05.08.2008; Постановление Центризбиркома РФ от

14.04.2009 № 156/1111-5 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума), обучению организаторов выборов и референдумов и других участников избирательного и референдумного процессов в Российской Федерации на 2009 - 2011 годы"//Вестник Центризбиркома РФ, № 4,2009;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.