Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОПЕРАТИВНЫЕ АППАРАТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев Николай Дмитриевич, Шерхов Рустам Русланович, Вечкаев Николай Степанович

В статье рассматриваются вопросы правомерности и обоснованности применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений. Нормативно-правовая регламентация применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеев Николай Дмитриевич, Шерхов Рустам Русланович, Вечкаев Николай Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF TECHNICAL MEANS BY OPERATIONAL APPARATUS OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the issues of the legitimacy and validity of the use of technical means by the operational apparatus of correctional institutions. Normative-legal regulation of the use of technical means in operational-search activities.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_133 УДК 343.8

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОПЕРАТИВНЫМИ АППАРАТАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF TECHNICAL MEANS BY THE OPERATIONAL APPARATUS OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS

МОИСЕЕВ Николай Дмитриевич,

доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская область, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: sherhov007@mail.ru;

ШЕРХОВ Рустам Русланович,

научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, Москва, ул. Нарвская, 15А. E-mail: sherhov007@mail.ru;

ВЕЧКАЕВ Николай Степанович,

преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская область, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: nvechkaev@bk.ru;

MOISEEV Nikolay Dmitrievich,

Associate Professor of the Department of Organization of Operational and Investigative Activities of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: sherhov007@mail.ru;

SHERKHOV Rustam Ruslanovich,

Researcher at the FSU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 15A Narvskaya str., Moscow, 125130, Russia. E-mail: sherhov007@mail.ru ;

VECHKAEV Nikolay Stepanovich,

lecturer of the Department of Organization of Operational Investigative Activities of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: nvechkaev@bk.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются вопросы правомерности и обоснованности применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений. Нормативно-правовая регламентация применения технических средств в оперативно-розыскной деятельности.

Abstract: The article deals with the issues of the legitimacy and validity of the use of technical means by the operational apparatus of correctional institutions. Normative-legal regulation of the use of technical means in operational-search activities.

Ключевые слова: Оперативно-розыскная деятельность, правовая основа, технические средства, оперативные аппараты.

Keywords: Operational-search activity, legal basis, technical means, operational apparatus.

Дата направления статьи в редакцию: 12.11.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Обозначенное в Концепции[2] развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года дальнейшее повышение эффективности осуществления оперативно-розыскной деятельности немыслимо без совершенствования ее нормативно-правового регулирования. Именно разработка правовых основ оперативной работы позволяет использовать потенциал управляющего воздействия правовых норм в целях улучшения оперативно-розыскной деятельности, обеспечения соблюдения законности при ее осуществлении оперативными аппаратами исправительных учреждений.

Оперативно-розыскная деятельность становится все более наукоемкой, опирается на возможности современных информационных технологий, и в первую очередь на применение современных технических средств контроля, фиксации и обработки информации[3, с. 393].

Для получения оперативно значимой информации в целях предупреждения и раскрытия правонарушений, в учреждениях уголовно-исполнительной системы применяются различные по назначению и конструктивным особенностям технические средства, позволяющие фиксировать фактические данные на физическом носителе. Без применения оперативными аппаратами исправительных учреждений технических средств невозможно или затруднительно документировать факты противоправных деяний совершаемые осужденными.

Одним из основных условий, гарантирующих соблюдение законности применения технических средств для решения задач предупреждения и раскрытия правонарушений в исправительных учреждениях, исполняющих наказания, является соответствие технических средств и приемов их использования требованиям закона и подзаконных актов, составляющих правовую основу.

К основным принципам правомерного применения технических средств можно отнести: правомерность, целенаправленность, безопасность, этическую допустимость, надлежащее документальное оформление.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 2(206)

Правомерность заключается в том, что деятельность, связанная с применением технических средств, а также ее результаты и используемая аппаратура должны соответствовать требованиям и дозволениям, содержащимся в нормах права. При этом нормативные акты могут иметь различную степень регламентации, то есть либо прямо предписывать применение технических средств и соответствующих тактико-технических приемов, либо устанавливать общую допустимость их использования, либо предполагать возможность их применения при условии соответствия требованиям закона.

Целенаправленность подразумевает, что использование технических средств должно иметь целью обеспечение личной безопасности осужденных и персонала, выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказаний, раскрытие преступлений прошлых лет, а также розыск осужденных, совершивших побег, уклоняющихся от отбывания наказания.

Безопасность и этическая допустимость применения технических средств состоит в том, что технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья людей, применяться в соответствии с нормами нравственности и не должны наносить вред окружающей среде.

Правовую основу применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений в широком смысле можно представить как систему нормативно-правовых актов, имеющих различную юридическую силу, в виде своеобразной пирамиды. Ее вершиной является Основной Закон - Конституция Российской Федерации, следующий ниже уровень составляет ряд законодательных актов, в числе которых, прежде всего следует назвать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ряд законов, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной системы и исправительных учреждений.

Основой правового регулирования общественных отношений, в том числе связанных с применением технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений, является Конституция Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу, а ее нормы - прямое действие. В Конституции РФ содержатся основные предписания по вопросам безопасности, обеспечения прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка.

Осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, ограничены в отдельных конституционных правах, что предопределяет возможность использования в их отношении технических средств. Очевидно, что процесс применения технических средств должен сопровождаться соблюдением таких конституционных принципов, как законность, уважение прав и свобод человека и гражданина.

Сотрудники оперативных аппаратов исправительных учреждений в целях обеспечения правопорядка и безопасности в строгом соответствии с законодательством могут проводить оперативно-розыскные мероприятия, включая использование технических средств фиксации фото- и видеоинформации, в отношении не только осужденных, но и персонала исправительных учреждений, иных лиц. Это обстоятельство обязывает неукоснительно выполнять требования норм Конституции Российской Федерации о необходимости получения в установленном законом порядке судебного решения на проведение мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предоставил право (ст. 14) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность, производить регистрацию осужденных, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование.

Применение технических средств в исправительных учреждениях при исполнении наказания в виде лишения свободы регламентировано Уголовно-исполнительным кодексом РФ в ст. 83 «Технические средства надзора и контроля». В ч. 1 ст. 83 УИК РФ указано, что администрация исправительного учреждения вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения информации о поведении осужденных. Необходимо под расписку уведомлять осужденных о применении указанных средств надзора и контроля (ч. 2 ст. 83). Это производится сразу но прибытии осужденного, во время нахождения его в карантине. Перечень и порядок использования указанных технических средств устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 83).

Оперативные аппараты исправительных учреждений при решении задач оперативно-розыскной деятельности, обозначенных в ст. 84 УИК РФ, согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[1] (ст. 6) вправе использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационные системы, видео- и аудиозапись, фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Говоря о законности самостоятельного использования при проведении оперативно-розыскных мероприятий технических средств, в том числе аппаратуры для фото- и видеосъемки, сотрудниками оперативных аппаратов учреждений, исполняющих наказания, следует отметить, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1), устанавливает основания и условия ее осуществления, а также перечень оперативно-розыскных мероприятий, который является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом (ст. 6, 7 и 8).

Использование в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационных систем, видео- и аудиозаписи, фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, возможность которого предусмотрена ч. 3 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», имеет целью фиксацию хода и результатов проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и не является самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием. Применение технических средств, в том числе аппаратуры фотосъемки и видеозаписи, осуществляется в рамках общего порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и не предопределяет необходимости вынесения об этом специального судебного решения. Судебное решение признается обязательным условием для проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, а не для фиксации их хода и результатов.

На основании ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» можно использовать для решения задач ОРД помощь специалистов, обладающих научными, техническими и другими специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия. Вопросы порядка использования технических средств в оперативно-розыскной деятельности находятся в плоскости ведомственного правового регулирования^, с. 153].

Таким образом, законодательными нормами, как правило, устанавливается общая допустимость и возможность применения технических средств, оперативными аппаратами исправительных учреждений. Вместе с тем вопросы организации, порядка и условий использования указанных технических средств, способов их применения в предупреждении и раскрытии правонарушений находятся в сфере подзаконного (в большей мере ведомственного) нормативно-правового регулирования.

В современных условиях правовое обеспечение применения технических средств следует рассматривать как один из важных факторов, сопровождающих научно-техническое развитие оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и улучшение технологий оперативной работы, создание действующей системы сбора и обработки оперативно-розыскной информации, способной не только функционировать не только на ведомственном и локальном уровне в рамках исправительных учреждений, но и обеспечить межведомственное взаимодействие с системами иных субъектов оперативно-розыскной деятельности. Без надлежащего правового обеспечения затруднительно создать необходимые условия и предпосылки для совершенствования деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений.

Результаты анализа нормативных правовых актов и правовых материалов, определяющих систему правового обеспечения применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений, показывают необходимость совершенствования нормативного правового регулирования вопросов принятия решений на использование технических средств в гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятиях, особенно в связи с необходимостью реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года в области повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности, адекватного противодействия противоправным деяниям осужденных, в том числе совершаемым в информационно-телекоммуникационной сфере.

В заключении следует отметить, что в концепции исследования правовая основа применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений воспринимается как совокупность законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих допустимость использования технических средств и методов, регламентирующих организацию, порядок, условия, способы и результаты их применения для обеспечения выполнения функций, возложенных на оперативные аппараты. Представляется, что правовая основа в обозначенной предметной области получает возможность постоянного развития в результате целенаправленных теоретико-прикладных исследований в рамках предмета частной теории научно-технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, включая решение задачи правового и методического обеспечения применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144 - ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 01.07.2021).

2. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 апр. 2021 г. № 1138-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 20. Ст. 3397.

3. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 832 с.

4. Развитие и совершенствование правового обеспечения применения технических средств оперативными аппаратами исправительных учреждений / С. С. Епифанов, Н С. Вечкаев // Аграрное и земельное право. - 2019. - № 12 (180).

References (transliterated):

1. Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. №144 - FZ «Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti» (red. ot 01.07.2021).

2. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda : rasporyazhenie Pravi-tel'stva Ros. Fed-eracii ot 29 apr. 2021 g. № 1138-r // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2021. № 20. St. 3397.

3. Teoriya operativno-rozysknoj deyatel'nosti : uchebnik / pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, G.K. Sinilova. - M. : INFRA-M, 2006. - 832 s.

4. Razvitie i sovershenstvovanie pravovogo obespecheniya primeneniya tekhnicheskih sredstv operativnymi apparatami ispravitel'nyh uchrezhdenij / S. S. Epifanov, N S. Vechkaev // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2019. - № 12 (180).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.