Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебная власть / суд / судья / суды общей юрисдикции / система судов / правосудие. / њокимияти судӣ / суд / судя / судњои тобеияти умумї / низоми судї / адолати судї.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумилин А. В.

Статья посвящена актуальным для юридической науки Таджикистана вопросам, связанным с организацией и деятельностью судов общей юрисдикции республики на современном этапе развития общества, поскольку в связи с постоянно проводимыми судебно-правовыми рефор-мами они нуждаются в научном осмыслении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ORGANIZATION AND OPERATION OF THE COURTS OF GENERAL JU-RISDICTION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Маќола ба масъалањои марбут ба илми ҳуқуқшиносии Тоҷикистон вобаста ба ташкил ва фаъолияти судњои тобеияти умумии љумҳурї дар марҳалаи кунунии рушди ҷомеа бахшида шудааст, зеро дар раванди ислоҳоти судї-њуќуќии ҷараёндоштаи судӣ ба фањмиши илмии он ниёз дорад..

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

УДК 347.997

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

БАЪЗЕ МАСЪАЛА^ОИ ТАШКИЛ ВА ФАЪОЛИЯТИ СУДХ,ОИ ТОБЕИЯТИ УМУМИИ

^УМ^УРИИ ТОЧИКИСТОН

SOME ISSUES OF ORGANIZATION AND OPERATION OF THE COURTS OF GENERAL JURISDICTION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Шумилин А. В. Shumilin A.V.

Аспирант кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета

дружбы народов (г. Москва) Аспиранти кафедраи %окимияти суди, фаъолияти

%укукму%офизави ва %уцущифзнамоии Донишго%и россиягии

дустии халк^о (ш. Москва)

Postgraduate student of the Department of Judicial Power, Law

Enforcement and Human Rights Activities of the Peoples' Friendship

University of Russia (Moscow)

Научная специальность: 12.00.11 - судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность.

Ихтисоси илми: 12.00.11 - фаъолияти судй; фаъолияти прокурорй; фаъолияти хукукмухофизавй ва хукукхифзнамой.

Scientific specialty: 12.00.11 - Judicial activity; prosecutorial activities; human rights and law enforcement.

Рецензент: Муродзода А.А. - ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Национальной Академии наук Таджикистана, кандидат юридических наук.

Такриздих,анда: Муродзода А.А. - ходими пешбари илмии Институти фалсафа, сиёсатшиносй ва хукуки ба номи А. Баховаддинови Академия милии Точикистон, номзади илмхои хукукшиносй.

Reviewer: Murodzoda A.A. - Leading researcher at the Institute of Philosophy, Political Science and Law. A. Bahovaddinov of the National Academy of Sciences of Tajikistan, candidate of legal sciences

Аннотация: Статья посвящена актуальным для юридической науки Таджикистана вопросам, связанным с организацией и деятельностью судов общей юрисдикции республики на современном этапе развития общества, поскольку в связи с постоянно проводимыми судебно -правовыми реформами они нуждаются в научном осмыслении.

Ключевые слова: судебная власть, суд, судья, суды общей юрисдикции, система судов, правосудие.

Аннотатсия: Макола ба масъалахои марбут ба илми хукукшиносии Точикистон вобаста ба ташкил ва фаъолияти судхои тобеияти умумии чумхурй дар мархалаи кунунии рушди чомеа бахшида шудааст, зеро дар раванди ислохоти судй-хукукии чараёндоштаи судй ба фахмиши илмии он ниёз дорад..

Вожа%ои калиди: хокимияти судй; суд; судя; судхои тобеияти умумй, низоми судй, адолати судй.

e-mail:

a1esha_shum@mail.ru

Annotation-. The article is devoted to issues relevant for the legal science of Tajikistan related to the organization and activities of the courts of general jurisdiction of the republic at the present stage of development of society, since in connection with the ongoing judicial and legal reforms they need scientific understanding.

Key words. judiciary, court, judge, courts of general jurisdiction, court system, justice.

Конституция Республики

Таджикистан провозглашает Таджикистан суверенным, правовым, демократическим, социальным и светским государством, в котором обеспечиваются условия для достойной жизни и свободного развития каждого человека и гражданина. Права и свободы человека являются высшими ценностями, которые государство призвано защищать [1, с. 4-5]. Основными институтом защиты данных прав выступает судебная власть. На встрече с работниками судов в 2019 году Основатель мира и национального единства - Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон особо отметил важность роли судебной власти в управлении государством и развитии современного общества, так как именно судебная власть на основе Конституции и других законов способна защищать права и свободы человека и гражданина, интересы государства, учреждений, организаций, законность и правосудие [5].

Статья 9 Конституции Республики Таджикистан закрепляет, что

государственная власть в республике реализовывается по принципу разделения её на законодательную, исполнительную и судебную, при этом каждая её составная часть осуществляет возложенные на неё функции независимо от двух других. Что касается судебной власти, то в республике она реализовывается только судами в лице уполномоченных на то судей и привлекаемых к осуществлению правосудия народных заседателей. Возложенные на суды государством и обществом задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, интересов государства, учреждений и организаций республики, а также повсеместное укрепление законности и социальной справедливости

реализовывается при помощи

конституционного, гражданского,

семейного, экономического, уголовного и административного судопроизводств от имени государства. Также конституцией закреплено, что никакие другие органы государственной власти, местного самоуправления и лица не имеют права на осуществление правосудия.

На сегодняшний день в нормативных правовых актах Республики Таджикистан не существует официально закрепленного определения понятия «судебной власти». В современной правовой науке многие учёные трактуют данное понятие через близкие по родству категории, такие как «суд», «судебные органы», «судебная деятельность», «правосудие» и др.

В своей статье Г.Д. Ахмедов приходит к выводу, что категорию судебной власти нельзя рассматривать вне системы разделения властей, поскольку своим происхождением судебная власть обязана именно этой доктрине и является её неотъемлемой составной частью [6, с. 10-11].

Как справедливо отмечает Б.В. Санга-джиев в своей работе, посвященной институциональным характеристикам судебной власти, категория «власть» тесно связана с понятием «право, «закон», что позволяет увидеть и выделить в ней юридический аспект. Он утверждает, что управлять государством можно только используя механизм государственной власти, на результативности функционирования которого очень сказывается четкое распределение сфер деятельности. Судебная деятельность, осуществляемая государственными органами, именуемыми судами, является одной из таких сфер [11, с. 36-37].

Анализируя судебную власть, Р.С. Сорокин приходит к заключению, что судебная власть - это предоставленные специализированным государственным органам - судам - круга полномочий по разрешению от-

несенных к их компетенции споров, которые возникают при применении ими права [12, с. 43].

А.А. Мурадов, изучая понятие и признаки судебной власти в контексте принципа разделения властей, отмечает её независимость и самостоятельность, без которых невозможно обеспечить конституционную и правовую безопасность общества, государства и гражданина от неправомерных посягательств. Также в своём исследовании он подчёркивает важность постоянных поисков путей и методов по модернизации и совершенствованию судебной власти для качественного осуществления ею своих функций [8, с. 150-154].

Следует отметить, что за последнее десятилетие судебными органами Республики Таджикистан рассмотрено более 1 722 000 судебных дел. Из этого числа 40 500 случаев рассмотрены экономическими судами республики. Данная статистика судебных органов свидетельствует о том, что более 1 680 000 судебных дел, рассмотренных судами республики, приходится на суды общей юрисдикции, которые в рамках своей компетенции от имени государства разрешают споры, не отнесенные к компетенции Конституционного и экономических судов [5].

Х.М. Мирзамонзода в своём исследовании, посвященном конституционно-правовым основам деятельности судов общей юрисдикции Республики Таджикистан, анализируя компетенцию Конституционного суда и экономических судов, приходит к выводу, что их компетенция четко определена законодательством республики, остальные вопросы, подлежащие судебному порядку разрешения, не входящие в компетенцию Конституционного суда и экономических судов, рассматриваются в судах общей юрисдикции [7, с. 232].

Причину, по которой законодатель осознанно не прибегает к использованию перечня дел, относящихся к компетенции судов общей юрисдикции, определяет Р.А. Рябзин и приходит к такому выводу, что спектр правоотношений, складывающихся в жизни общества, настолько богат и разно-

образен, что определить его границы не представляется возможным, поэтому законодатель наделил суды общей юрисдикции компетенцией в сфере осуществления судопроизводства по гражданским, уголовным и административным делам. При этом в законе осознано не приводится перечень дел [10, с. 189-190].

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и деятельность судов общей юрисдикции Республики Таджикистан, являются: Конституция РТ, Конституционный Закон РТ «О судах РТ», процессуальное законодательство (Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Процессуальный кодекс об административных правонарушениях), Закон РТ «О доступе к информации о деятельности судов», Указ Президента РТ «О народных заседателях суда Горно-Бадахшанской автономной области, областных судов, суда города Душанбе, городских, районных судов» и другие [2, 3, 4]. Анализируя данные нормативные правовые акты, можно прийти к нижеследующим выводам.

Систему судов общей юрисдикции Республики Таджикистан составляют: Верховный Суд, военные суды, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, суды областей, города Душанбе, городов и районов. В рамках данной системы судов можно выделить две подсистемы: первая - это система общих судов и вторая - это система военных судов.

Первая подсистема судов состоит из: Верховного Суда Республики Таджикистан, Суда Горно-Бадахшанской автономной области, судов областей, суда города Душанбе, судов городов и районов. Вторая подсистема судов включает военные суды гарнизонов и Военную коллегию Верховного Суда Республики Таджикистан. Военная подсистема судов осуществляет правосудие в Министерстве обороны РТ, Национальной гвардии РТ, Государственном комитете национальной безопасности РТ, Главном управлении пограничных войск Государственного комитета национальной безопасности РТ и других организациях Вооруженных сил Республики Таджикистан. В

остальных случаях правосудие осуществляется в общих судах.

Что касается образования и расположения судов общей юрисдикции республики, то Конституцией и конституционным законом закреплено, что все суды общей юрисдикции республики формируются и функционируют по территориальному принципу во всех административно-территориальных единицах Таджикистана. Организация чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, запрещается. Суды районов и городов образуются и функционируют на территории городов и районов (ч.1 ст. 80 «О судах РТ»), местом расположения других судов является центр административно-территориальных единиц, где осуществляет свою деятельность соответствующий суд. Военные суды гарнизонов создаются на территории, где может находиться один или несколько военных гарнизонов, то есть по месту дислокации гарнизонов (ч.2 ст. 58 «О судах РТ»). По мнению автора, данный принцип, используемый в организации места нахождения судов республики, позволяет всецело реализовать право граждан на судебную защиту, а также то, что дело будет рассмотрено компетентным, независимым и беспристрастным на то судом.

Систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные идентичной компетенцией и структурой, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Перенеся данную концепцию на систему судов общей юрисдикции Республики Таджикистан, можно сделать вывод о том, что высшим звеном для системы является Верховный суд, средним звеном - Суд города Душанбе, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, два суда областей, основным звеном - суды городов и районов, общее количество которых равно 54. Применительно к подсистеме военных судов высшим звеном является Военная коллегия Верховного Суда Республики Таджикистан, основным звеном - военные суды четырёх

гарнизонов, исключая наличие среднего звена в системе.

Основное звено системы судов общей юрисдикции состоит из судов городов, районов и военных судов гарнизонов, которые по своим процессуальным полномочиям выступают судами первой инстанции, то есть они уполномочены в рамках своих компетенций рассматривать гражданские, уголовные, семейные и дела об административных правонарушениях, которые не относятся к компетенции вышестоящих судов по существу, вынося при этом соответствующий судебный акт от имени Республики Таджикистан и контролируя в пределах своих полномочий исполнение данных судебных актов. Также они выполняют иные полномочия, возложенные на них законом. Например, такими полномочия для военных судов гарнизонов являются дела по рассмотрению жалоб на действие либо бездействие, решения органов военного управления и воинских должностных лиц Вооруженных сил республики, установленных законом.

Стоит отметить, что большая часть судебных дел, которая рассматривается всеми судами общей юрисдикции, попадает под юрисдикцию (компетенцию) именно районных, городских и гарнизонных военных судов республики, что обусловливает огромную нагрузку на данное звено судебной системы судов общей юрисдикции республики.

В среднее звено системы судов общей юрисдикции Республики Таджикистан входят Суд города Душанбе, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, а также суды областей. Вышеупомянутые суды имеют более широкий круг полномочий (компетенций). В пределах своих компетенций они выступают судами первой инстанции для отдельных категорий дел, определенных процессуальным законодательством республики, которые не входят в компетенцию вышестоящих и нижестоящих судов. Выступают судами кассационной инстанции по обжалованию судебных актов нижестоящих судов, то есть имеют право на повторное рассмотрение дела на не вступившие в законную силу судебные акты судов первой инстанции. Выступают судами надзорной

инстанции по отношению к судебным актам первой инстанции, вступившие в законную силу, либо на решения суда кассационной инстанции. Помимо всего этого, на суды среднего звена ложатся дополнительные обязанности по обобщению и анализу судебной статистики и практики по применению законов нижестоящими судами, а также по контролю за исполнением принятых ими судебных решений.

Высшим звеном системы судов общей юрисдикции Республики Таджикистан является Верховный суд, который является высшим судебным органом и высшей судебной инстанцией, что исходит из его задач и полномочий. Одной из главных задач Верховного суда, исходя из его положения в системе судов, является судебный надзор за нижестоящими судами (общими и военными), то есть он в пределах своей компетенции рассматривает дела в первой инстанции в кассационном и надзорном порядках. В юридической науке данному процессуальному институту посвящено значительное количество научных работ, в которых отмечается, что осуществление надзорных функций за судебными органами выступает важным правовым гарантом в обеспечении права человека на судебную защиту [9, с. 38].

Одним из главных направлений деятельности Верховного Суда является сбор и последующий анализ статистики судов общей юрисдикции всех уровней, на основании которых Верховный Суд обобщает судебную практику, даёт разъяснения по применению законов и нормативных правовых актов, которые являются обязательными в деятельности судей, а также на основании проведенных анализов представляет предложения по модернизации судебной системы и усилению независимости судов.

В ходе проведенной судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан в 20152017 годах, в соответствии с внесёнными в Конституцию Республики Таджикистан имениями и дополнениями, с целью усиления независимости деятельности судебной власти Верховному Суду республики были даны полномочия, качающиеся организационного, материального, технического, кадрового и финансового обеспечения нижестоящих судов общей юрисдикции республики.

Помимо вышеназванного, Верховный Суд осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

Таким образом, суды общей юрисдикции Республики Таджикистан представляют собой централизованную, независимую в своей деятельности от органов государственной власти, систему судов, занимающуюся осуществлением правосудия, разрешением споров и рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции, вопросов посред-ствам гражданского, семейного, уголовного и административного судопроизводств, осуществляя правосудие на всей территории республики.

В данной системе можно выделить, во-первых, то, что существуют суды общие и военные, отличающиеся друг от друга сферами осуществления правосудия; во-вторых, что система судов общей юрисдикции поделена по звеньям, что подразумевает наличие одинаковых полномочий и структур судов одного звена, а также подведомственность нижестоящих судов вышестоящим. В рамках системы судов общей юрисдикции можно выделить Верховный Суд Республики Таджикистан, на который возложены задачи и функции по организации и координации работы всех судов общей юрисдикции республики.

Использованная литература

1. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. - Душанбе: Ганч, 2016. - 135 с.

2. О судах Республики Таджикистан: Конституционный Закон Республики Таджикистан от 26 июля 2014 года № 1084 (редакция от 20.04.2021) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. -2014. - № 7 (часть 1). - С. 380

3. О доступе к информации о деятельности судов: Закон Республики Таджикистан от 25 июня 2021 года № 1783 (редакция от 25.06.2021) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2021. -№6. - С. 383

4. О народных заседателях суда Горно-Бадахшанской Автономной области, областных судов, суда города Душанбе, городских, районных судов: Указ Президент Республики Таджикистан от 27 августа 1996 года № 563 // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.adlia.tj (дата обращения: 09.03.2022)

5. Выступление Основателя мира и национального единства - Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона на Встрече с работниками судебных органов 21 ноября 2019 года // [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.president.tj/ru/node/21845. (дата обращения: 09.03.2022)

6. Ахмедов, Г.Д. Место судебной власти Республики Таджикистан в системе разделения властей / Г.Д. Ахмедов // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. - 2012. - № 2. - С. 9-17.

7. Мирзамонзода, Х.М. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судов общей юрисдикции / Х.М. Мирзамонзода // Вестник Таджикского национального университета. - № 4. -2020.- С. 230-235.

8. Мурадов, А.А. Правовое положение Верховного Суда Республики Таджикистан: состояние и перспективы развития: монография / А.А. Мурадов. - Душанбе, 2015. - 205 с.

9. Османов, Т. С. Актуальные проблемы совершенствования деятельности суда надзорной инстанции: дис. ... канд. юрид. наук: [12.00.09] / Тамирлан Сейфуллаевич Османов. - М., 2006. - 203 с.

10. Рябзин, Р.А. Правовые основы деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: [12.00.11] / Роман Александрович Рябзин. - М., 2009. - 248 с.

11. Сангаджиев, Б.В. Институциональные характеристики судебной власти в Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис. ... докт. юрид. наук: [12.00.11] / Бадма Владимирович Сангаджиев. - М., 2013. - 368 с.

12. Сорокин, Р.А. Понятие и признаки судебной власти как вида государственной власти / Р.А. Сорокин // Судебная система и гражданское общество России: к 150-летию Судебной реформы: сборник научных трудов. - Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2015. -С. 41-43.

References

1. The Constitution of the Republic of Tajikistan of November 6, 1994. - Dushanbe: Ganch, 2016. -

135 p.

2. On the courts of the Republic of Tajikistan: Constitutional Law of the Republic of Tajikistan dated July 26, 2014 No. 1084 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. - 2014. - No. 7 (part 1). - Art. 380.

3. On access to information on the activities of the courts: Law of the Republic of Tajikistan dated June 25, 2021 No. 1783 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan. - 2021. - No. 6. - Art. 383.

4. On the people's assessors of the court of the Gorno-Badakhshan Autonomous Region, regional courts, the court of the city of Dushanbe, city, district courts: Decree of the President of the Republic of Tajikistan dated August 27, 1996 No. 563 // [Electronic resource] - Access mode: URL: http://www.adlia.tj (Date of access: 09.03.2022).

5. Speech by the Founder of Peace and National Unity - the Leader of the Nation, the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rahmon at the Meeting with the judiciary on November 21, 2019 // [Electronic resource] - Access mode: URL: http://www.president.tj/ru /node/21845. (Date of access: 09.03.2022)

6. Akhmedov, G.D. The place of the judiciary of the Republic of Tajikistan in the system of separation of powers / G.D. Akhmedov // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. Humanities Series. - 2012. - No. 2. - Р. 9-17.

7. Mirzamonzoda, Kh.M. Constitutional and legal foundations for the organization and activities of courts of general jurisdiction / Kh.M. Mirzamonzoda // Bulletin of the Tajik National University. - No. 4. -2020. - Р. 230-235.

8. Muradov, A.A. Legal status of the Supreme Court of the Republic of Tajikistan: state and development prospects. Monograph / A.A. Muradov. - Dushanbe, 2015. - 205 p.

9. Osmanov, T.S. Adtual problems of improving the activities of the supervisory сош!: diss. ... са^. of legal sciences: [12.00.09] / Tamirlan Seifullaevich Osmanov. - Moscow, 2006. - 203 p.

10. Ryabzin, R.A. Legal basis for the activities of courts of general jurisdiction in the Russian Federa-tron: diss. ... cand. of legal stie^es: [12.00.11] / Roman Aleksandrovkh Ryabzin. - Moscow, 2009. - 248 p.

11. Sangadzhiev, B.V. Institutional characteristics of the judiciary in the Russian Federation: questions of theory and practice: dis. ... doc. of legal sciences: [12.00.11] / Badma Vladimirovich Sangadzhiev. - Moscow, 2013. - 368 p.

12. Sorokin R.A. The concept and features of the judiciary as a type of state power / R.A. Sorokin // Judicial system and civil society in Russia: to the 150th anniversary of the Judicial reform: a collection of scientific papers. - Saratov: Volga Institute of Management named after P.A. Stolypin, 2015. - P. 41-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.