Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / СУДОУСТРОЙСТВО / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ПРАВОСУДИЕ / СТАТУС СУДЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шодиев И.Р.

Статья посвящена конституционные основы самостоятельности судебной власти в Республики Таджикистан в период приобретение независимости, развитию правовой базы судебной власти, формированию ее структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL BASILS INDEPENDENT OF JUDICIAL POWER IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN

This article is devoted to the constitutional basils independent of judicial power in Republic of Tajikistan, to develop the legal framework of judicial power, the formation of its structure.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

3. Иванов С. А. Соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.

4. Финочко Ф. Д. Процессуальные гарантии производстве дел об административных правонарушениях: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. - Харьков, 1968.

5. Чиркин В. Е. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2002.

6. Шокиров Г. Систематизация законодательства Республики Таджикистан: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук.- Душанбе, 2011.

7. Шаблинский И. Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995). - М., 1997.

8. Шувалов И. И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования.- М., 2005.

НОРМАТИВНОСТЬ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Аннотация. В представленной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с нормативными - правовыми актами Правительства Республики Таджикистан. Нормативность как юридическое свойство призвано определить разработку, принятие упорядочение нормативных правовых актов. К нормативным -правовым актам Правительства Республики Таджикистан указанные свойства имеют свои особенности, что и проанализировано в данной статье.

Ключевые слова: Правительство Республики Таджикистан, нормативность, нормативный правовой акт, закон Конституция.

NОRMATIVITY OF THE LEGAL ACTS OF THE GOVERMMMENT

OF TAJIKISTAN

Abstract. In the present article deals with current issues related to the normative - legal acts of the Government of the Republic of Tajikistan. Normativity as a legal property is to determine the development, adoption streamlining regulations. Normative - legal acts of the Government of the Republic of Tajikistan these properties have their own characteristics, as analyzed in this article.

Key words: Government of the Republic of Tajikistan, normativity, regulation, law Constitution.

Сведения об авторе: Камолов И. И. - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: kamolov_ii@yandex.ru

Information about the author: Kamolov I. I. - сandidate of sciences (Law), docent of the department of the Theory and history of state and law of the faculty of law of Tajik National University

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Шодиев И. Р.

Таджикский национальный университет

В процессе дискуссии о создании правового государства и реформировании общественной жизни еще более двадцати лет тому назад в качестве одной из главных задач было определено совершенствование судебной власти, занимающей важное место в

укреплении демократической государственности, формировании гражданского общества и свободной рыночной экономики.

Утверждение, что независимой Таджикской республике необходим доступный, эффективный, независимый и беспристрастный суд, злободневно и сегодня. В настоящее время в государстве практически нет сферы, на которую бы не влияла деятельность суда. Защищая права, свободы: и интересы гражданина, своими решениями суд оказывает серьезное воздействие на все стороны жизни общества.

За годы суверенитета удалось многого достичь в сфере государственного строительства, экономики, становления демократических институтов, серьезные изменения произошли и в судебной власти. Естественно, они не могли одномоментно избавить последнюю от всех недостатков, унаследованных от прежних режимов, и сделать полностью соответствующей всем требованиям, предъявляемым к подлинно демократическому суду, действующему в независимом, правовом государстве.

Положение ст. 9 Конституции о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную является тем фундаментом, на котором строятся правовые основы судебной власти. Заметим, что, в отличие от ранее действующей нормы (Конституция Таджикской ССР 1978 г.), новая формулировка подчеркивает самостоятельность судебной власти как важнейший принцип ее функционирования. Это означает, что у каждой из трех ветвей власти есть своя самостоятельная сфера реализации полномочий, своя сфера сдержек и противовесов. Однако, несмотря на то, что все три ветви власти самостоятельны, только носители судебной власти (судьи), согласно ст. 84 Конституции РТ, независимы [1, с. 55]. О независимости носителей законодательной власти и тем более исполнительной речь в Конституции не идет.

Понятие самостоятельности суда используется лишь как вспомогательное для раскрытия названного принципа. К примеру, институциональный аспект независимости суда определяется как «самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным и общественным органам» [2, с. 211]. А.В. Лазарева, исследуя роль судебной власти в современном обществе, говорит о необходимости обеспечения ее подлинной независимости как основном критерии ценности для названных институтов [3, с. 11]. Самостоятельность при этом не упоминается в числе ценностей и определяющих принципов деятельности суда. К. Будаев рассматривает конституционные основы судебной власти в основном через призму независимости судьи при осуществлении правосудия [4, с. 154]. Вслед за ним А. Цихоцкий характеризует правовой режим независимости судей как предпосылку самостоятельности суда и посвящает отдельную главу этой проблеме, название которой говорит само за себя: «Независимость как правовой принцип организации и деятельности судебной власти, предопределяющий эффективность правосудия по гражданским делам». В ней читаем: «Среди конституционных принципов стр.6 организации и деятельности судебной власти можно выделить важнейший, реализация которого в значительной степени способна обеспечить эффективность правосудия. Это принцип независимости, несомненно, определяющий статус суда в современном государстве» [5, с. 183]. В таком же ключе рассматривает проблемы статуса судебной власти Ю. Стецовский, который в составе конституционных основ судебной власти выделяет ее независимость, юридические гарантии независимости судей и требования, предъявляемые к судье [6, с. 398]. В содержание принципа независимости он включает в основном механизмы взаимодействия суда с правоохранительными органами и отделение его функций от функций органов уголовного преследования.

Далее можно выделить группу авторов, использующих на паритетных началах понятия самостоятельности и независимости в характеристике правового положения судебной власти. Так, Н. Чепурнова разделяет два конституционных принципа -принцип самостоятельности судебной власти и принцип независимости и неприкосновенности судей, анализируя их как однопорядковые явления в правовом

статусе судебной власти в Российской Федерации [7, с. 223]. Т. Махлаева, рассматривая судебную власть как институт системы разделения властей, пишет, что «система разделения властей обеспечивает самостоятельность и независимость судебной власти по отношению к другим основным властям - законодательной и исполнительной». И далее рассматривает некоторые признаки самостоятельности судебной власти, например самостоятельность ее органов [8, с. 21]. Интересна позиция Т. Савельевой, рассматривающей судебную власть как самостоятельную систему, обладающую суверенитетом и средствами взаимодействия с другими ветвями власти [9, с. 12]. Нельзя не отметить мнения Е. Абросимовой, позиция которой по анализируемой проблематике заметно эволюционировала в последние годы. Если в своих прежних работах она характеризовала статус судебной власти практически всегда через принцип независимости [10, с. 78], то в последней публикации отмечается существенное расширение используемых конституционно-правовых категорий и обращение к проблеме обособления, суверенизации, формирования самостоятельной судебной власти в системе российской государственности [11, с. 64]. Справедливости ради необходимо отметить, что, исследуя принцип независимости, Абросимова в своих работах анализировала весьма широкий спектр элементов статуса судебной власти, значительно выходящий за рамки этого принципа. Фактически она представляла в качестве содержания принципа независимости основной набор элементов статуса самостоятельной ветви государственной власти: его институциональные и функциональные составляющие.

С принятием Конституции Республики Таджикистан (6 ноября 1994 г.) начинается новый этап в развитии судебной системы. Ст. 84 Конституции устанавливала такую судебную систему: Конституционный суд, Верховный Суд, Высший экономический суд, Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской автономной области, суды областей, города Душанбе, городские и районные суды, Экономический суд Горно-Бадахшанской автономной области, экономические суды областей и города Душанбе [12, с. 55].

Конституция Республики Таджикистан 1994 г. является основополагающим правовым актом, в общих чертах определяющим суть судебной системы Таджикистана. Общеизвестно, что только в конституциях или в конституционных актах определяются порядок образования государственных органов, в том числе судебной системы, их основные функции, роль и место в общей государственной системе.

Конституция Республики Таджикистан 1994 г. регулирует широкий круг вопросов, непосредственно связанных с судебной системой. Из ста статей Конституции девять (8492) возводят в ранг конституционных основные принципы формирования судебной системы и осуществления судебной власти. На конституционной основе и конституционным законодательством осуществляется правовое регулирование составляющих элементов сферы судебной власти: системы судебных органов Республики Таджикистан и особенностей ее организации, раскрывается содержание принципов правосудия и форм судопроизводства, соответствующих звеньев и уровней судов, определяются правовой статус и деятельность судьи, порядок исполнения судебных актов, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

Принятие Конституции РТ 1994 г., в которой был провозглашен курс на построение правового демократического государства, означало, и это следует подчеркнуть, признание верховенства закона в гражданском обществе и судебного органа как самостоятельной ветви государственной власти. Ведь одним из главных гарантов обеспечения верховенства закона является судебная власть.

Понятно, что судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь власти в правовом демократическом государстве; без этой власти о правовом государстве не может быть и речи. Именно в правовом государстве суд обязан стать Судом -авторитетным, властным, самостоятельным и подлинно независимым. Общество нуждается в сильной эффективной судебной защите, а это станет возможным только

тогда, когда будет создана необходимая правовая, материально-техническая база, обеспечивающая в полной мере эффективную деятельность судебной системы, независимость судей и реальные условия для осуществления правосудия.

Однако, поскольку самостоятельность судебной власти часто отождествляется с независимостью судей, то необходимо подчеркнуть, что самостоятельность судебной власти связана с принципом разделения властей, с особой сферой приложения ее усилий, со специфическими способами ее взаимодействия с другими ветвями власти.

В период существования СССР сложившаяся в нем конструкция государственной власти в принципе отрицала разделение властей. В соответствии с советскими конституциями, в том числе и Конституцией Таджикской ССР, вся власть принадлежала Советам, в которых были соединены функции как законодательной, так и исполнительной властей. Суды рассматривались как часть власти Советов, формировались ими и были им подотчетны. От имени Верховного Совета СССР надзор за деятельностью судов осуществляли органы прокуратуры [13, с. 4]. Министерство же юстиции осуществляло организационное руководство судами, что открывало перед местными органами власти большие возможности по вмешательству в правосудие через свои отделы юстиции. На практике решающая роль принадлежала партийным структурам, которые вполне официально ставили перед судами задачи в различных областях правоприменения и через свой аппарат контролировали их выполнение. В таких условиях реальный круг политических, имущественных и личных прав и свобод субъектов общества определялся не законами и принципами права, а политическим усмотрением, в русле которого работали советские суды. Только в Конституции РТ 1994 г., в полном соответствии с принципом разделения власти, идея обособления различных ветвей власти нашла отражение в отдельной главе 8 «Суд», идущей вслед за главами «Маджлиси Оли», «Президент» и «Правительство».

В советских конституциях в одной главе закреплялись два важных государственных органа. Например, глава УШ Конституции Таджикской ССР, принятой 1 марта 1937 г., называлась «Суд и прокуратура» [14, с. 25], а Глава 18 Конституции Таджикской ССР, принятой 4 апреля 1978 г., - «Суд и Арбитраж» [15, с. 83].

Примечателен тот факт, что в названных советских конституциях и законодательстве использовались термины «правосудие» и «суд», а не «судебная власть». По нашему мнению, разграничение понятий «судебная власть», «суд» и «правосудие» - это весьма важный момент. Так, термин «судебная власть» заменил собой термин «правосудие» в конституционных актах: ст.152 Конституции ТаджССР 1978 г. начинается со слов «правосудие в Таджикской ССР осуществляется....», а ст. 84 Конституции РТ 1994 г. - со слов «судебная власть»; глава же 8 Конституции Республики Таджикистан по-прежнему называется «Суд».

В этом смысле ст. 9 Конституции РТ, устанавливая принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, констатирует лишь такой принцип деятельности государственной власти в целом. Но нам представляется, что в данной статье не предусмотрено само определение названных выше терминов. Глава 8 Конституции РТ называется «Суд». К сожалению, законодатель не проявил последовательности в провозглашенном разделении властей. Эту главу следовало бы назвать «Судебная власть», что вполне соответствовало бы провозглашенному в ст.9 Конституции принципу разделения власти.

Надо отметить, что по ч.5 ст.84 запрещается создание чрезвычайных судов. Чрезвычайные суды (в большинстве случаев — по уголовным делам) создаются в условиях авторитарных режимов, обычно — с целью решения текущих политических проблем, для решения которых по каким-либо причинам не удается использовать существующие в государстве судебные органы. Например, в Восточной Бухаре (ныне Центральный и Южный Таджикистан) были организованы чрезвычайные суды во время установления советской власти и борьбы с контрреволюционерами под

названием Чрезвычайная Диктаторская Комиссия [16, с. 154]. Деятельность чрезвычайных судов осуществляется с нарушением принципа разделения властей и сопровождается нарушением прав человека, отказом от основополагающих принципов правосудия — независимости суда, гласности, состязательности, права обвиняемого на защиту, законности. Таким образом, чрезвычайные суды, по сути, не являются судами в том понимании роли и значения этого института, которое нашло отражение в ряде международно-правовых документов.

На основе Конституции Республики Таджикистан 3 ноября 1995г. был принят ряд конституционных законов о судебных органах: «О судоустройстве»; «О Конституционном суде Республики Таджикистан»; «О Верховном суде Республики Таджикистан»; «О военных судах»; «О статусе судей в Республике Таджикистан»; «Об экономических судах Республики Таджикистан» - 4 ноября 1995 г. [17, с. 225, 229, 231, 241].

Надо отметить, что Конституция 1994 г. и названные конституционные законы не ликвидировали старых судебных органов, но изменили порядок избрания, назначения, полномочия судей, изменили организацию судебной системы.

В целом структура судебной системы страны определяется предписаниями не только Конституции РТ, но и ряда других законодательных актов: конституционными законами «О судах Республики Таджикистан» (принят 6 августа 2001 г. [18, ст. 225]) и «О Конституционном суде Республики Таджикистан» (принят 3 ноября 1995 г.) [19, ст. 225], действующими до настоящего времени с рядом внесенных в них дополнений и изменений [20, ст. 224]. В соответствии со ст.143 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан», действие всех законов, касающихся судебной власти и принятых до 4 ноября 1995 г. кроме закона «О Конституционном суде Республики Таджикистан», были отменены.

Новый закон не вносил изменений и дополнений в прежнюю судебную систему -просто все отдельные конституционные законы, касающиеся судебных органов, были заменены одним Конституционным законом «О судах Республики Таджикистан». В соответствии с содержанием Конституции и конституционного закона, под судебной системой понимается совокупность действующих судов государства, перечисленных в законодательстве, осуществляющих судебную власть в соответствии с их компетенцией, независимо от законодательной и исполнительной власти, и поставленными перед ними задачами и целями.

В связи с развитием новых общественных отношений и на основе правовых норм Конституции 1994 г., полномочия судей расширились, вдобавок были сформированы и новые судебные органы: Экономический суд и Конституционный суд. До преобразования в судебные органы они существовали в системе государственных органов и не входили в состав судебной системы.

Конституционный суд до принятия Конституции РТ 1994 г. существовал под названием Комитет конституционного надзора и был образован еще в апреле 1990 г. [21, с. 105]. В силу сказанного, Конституция 1994 г. считается единственной правовой основой для создания Конституционного суда в судебной системе РТ. Состав, статус, кандидат на должность судьи, полномочия и срок полномочий судьи Конституционного суда перечислены в ст.89 Конституции РТ. Согласно ч.3 ст.84 Конституции, организацию и порядок деятельности Конституционного суда определяет Конституционный закон «О Конституционном суде Республики Таджикистан». В соответствии со ст.1 этого закона, Конституционный суд Республики Таджикистан является органом судебной власти по защите Конституции Республики Таджикистан.

Конституционный суд РТ учрежден в целях обеспечения верховенства и непосредственного действия норм Конституции на территории Республики Таджикистан, защиты Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Правовые основы его статуса определены в Конституции, а организация и порядок деятельности детально регламентированы в Конституционном законе «О Конституционном суде Республики Таджикистан» от 3 ноября 1995 г. [22, ст. 225].

Конституционный суд РТ - это судебный орган конституционного контроля, который, в соответствии с принципом реализации государственной власти, осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Являясь одним из высших органов судебной власти, Конституционный суд РТ действует самостоятельно и независимо. Деятельность в процессуальной форме сближает его с судами общей юрисдикции. Поэтому положение о нем включено в главу 8 Конституции РТ, которая называется «Суд». В Конституции РТ отсутствует термин «конституционное судопроизводство», однако он назван в Конституционном законе «О Конституционном суде Республики Таджикистан». Однако надо отметить, что положения и полномочия Конституционного суда закреплены только в Конституции РТ 1994 г.

Определяя юридическую природу и предназначение Конституционного суда, «его место в механизме государственной власти», Б.С. Эбзеев [23, с. 88-111] выделяет следующие основные характеристики суда: его функциональное предназначение -осуществление конституционного контроля; статус - судебный орган; основополагающие принципы деятельности - самостоятельность и независимость, процессуальная форма деятельности.

В законодательстве называется целый набор целей деятельности Конституционного суда, доминирующей из них является «обеспечение верховенства Конституции на территории РТ» (ст. 1). Другими целями конституционного судопроизводства названы: защита конституционного строя, защита конституционных прав и свобод граждан.

Надо отметить, что Конституционный суд РТ не рассматривает гражданские, административные, уголовные и другие категории дел, которые входит в исключительную компетенцию судов общей, экономической и военной юрисдикции, а по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, в порядке, установленном конституционным законом.

В законе определен статус Конституционного суда РТ, сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов правовых актов. Этот суд занимает особое место: ему не подчиняются никакие суды, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов Таджикистана и тем самым влиять в целом на судебную практику. Все это позволяет сделать вывод о том, что Конституционный суд включается в судебную систему, т.е. систему органов судебной власти и является ее составной частью.

Экономические суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей в 1992 г. До этого компетенция арбитражей имела характер деятельности судебного органа, т.е., согласно ст. 164 Конституции Таджикской ССР 1978 г., арбитраж разрешал хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями [24, ст. 83], но не был судебным органом.

После Октябрьской революции экономического суда в системе судов вообще не существовало, но был такой орган, который по своей правовой природе исполнял функции нынешнего экономического суда. Назывался он Арбитражной комиссией (переименовывался ещё три раза) [25, с. 48-49].

Период с 1924 по 1994 г. стал временем формирования материальных и процессуальных предпосылок, послуживших основой для становления и развития системы экономических судов. Подготовительным этапом был 1992 г., когда были сделаны решающие шаги в прекращении деятельности ведомственного арбитража и превращении органов Госарбитража в Экономический суд, что было предопределено

произошедшими в Таджикистане изменениями социально-политического и экономического характера:

- отказом от административно-плановых методов управления экономическими процессами;

- закреплением в Конституции принципа равенства и самостоятельности судебной, законодательной и исполнительной ветвей власти и прав каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности. Все это обусловило формирование экономических судов в качестве специальных судебных органов.

Именно с формированием рыночных отношений возникла потребность в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. Вследствие этого арбитраж был преобразован в суд, дела стали рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства, которое протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты прав в равной мере всем хозяйствующим субъектам.

С принятием Закона «Об арбитражных судах Республики Таджикистан» (10 марта 1992 г. [26, ст.121]) на территории Таджикистана были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

Единую систему арбитражных судов, согласно ст. 8 Закона «Об арбитражных судах Республики Таджикистан», составляли: Высший Арбитражный суд, арбитражный суд Горно - Бадахшанской автономной области и арбитражные суды областей. Арбитражный суд со своей внутренней системой действовал до принятия Конституционного закона «Об экономических судах Республики Таджикистан» (4 ноября 1995 г.). На основе названного закона арбитражный суд был переименован в Экономический суд. В системе экономических судов наряду с областными судами сформировался Экономический суд города Душанбе. Согласно ст. 20 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан», система экономических судов состоит из Высшего экономического суда, экономического суда Горно-Бадахшанской автономной области, экономических судов областей и экономического суда города Душанбе.

Особую ветвь образуют военные суды. Военные суды до распада СССР существовали под названием военные трибуналы, они не входили в судебную систему ТаджССР. Военные трибуналы входили в единую судебную систему СССР и осуществляли правосудие в Вооруженных Силах СССР. По указу Президента Республики Таджикистан Р. Набиева, 2 апреля 1992 г. военные трибуналы, находящиеся на территории Республики Таджикистан, были включены в ее судебную систему. В ст.61 Конституционного закона «О судах Республики Таджикистан» сказано: Военные суды Республики Таджикистан входят в судебную систему Республики Таджикистан и осуществляют правосудие во всех частях, учреждениях, предприятиях, организациях Вооруженных Сил Республики Таджикистан, внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, пограничных войсках Комитета по охране государственной границы при Правительстве Республики Таджикистан, Министерства безопасности Республики Таджикистан, Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Республики Таджикистан, органах военного управления и других воинских формированиях.

В систему военных судов входят Военная коллегия Верховного суда Республики Таджикистан, военные суды гарнизонов Республики Таджикистан (ст. 65). Высшим звеном военных судов является Верховный Суд РТ, в составе которого функционирует военная коллегия. Специфика военных судов обусловлена тем, что к их ведению отнесены дела, касающиеся военнослужащих, и дела, связанные с правонарушениями в местах расположения воинских подразделений и иных структур.

Таким образом, в результате анализа развития судебной власти на основе Конституции Республики Таджикистан 1994 г. мы пришли к следующим выводам:

1) впервые в истории законодательства и государственности Таджикистана в Конституции РТ 1994 г. в ст. 9 закреплен принцип разделения властей. На основе этого принципа суд и судебная система стали самостоятельной ветвью государственной власти;

2) с учетом динамического развития общественных отношений в условиях рыночной экономики и насущной потребности общества в соответствии с Конституцией 1994 г. в судебной системе были образованы Конституционный суд и Высший Экономический суд и военные суд в структура Верховного суда Республики Таджикистан;

3) всю совокупность судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный суд РТ, в другую - Верховный Суд РТ и суды общей юрисдикции, а в третью - Высший экономический суд РТ и система экономических судов РТ;

4) в соответствии с формированием концепции разделения властей и ст.9 Конституции РТ, предлагаем назвать главу 8 Конституции РТ «Судебная власть».

Литература:

1. Конституция Республики Таджикистан 1994 г. - Душанбе, 2003.

2. Абросимова Е. Б. Независимость судебной власти // Судебная власть. - М., 2003.

3. Лазарева В. А. Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение. Самара, 1999.

4. Будаев К. А. О конституционных основах судебной власти в России // Конституционные основы судебной власти. Материалы Всероссийской научной конференции. М., 2004.

5. Цихоцкий А. В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. Новосибирск,1997.

6. Стецовский Ю. И. Судебная власть. Учебное пособие. М., 1999.

7. Чепурнова Н. М. Конституционные принципы судебной власти и проблемы формирования судебной системы в субъектах Российской Федерации. Ростов на/Д., 1999.

8. Махлаева Т. Н. Судебная власть в системе разделения властей. М., 2003.

9. Савельева Т. А. Судебная власть в гражданском процессе. Саратов, 1997.

10. Абросимова Е. Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты). М., 2002.

11. Абросимова Е. Б. Судебная, законодательная и исполнительная власть: проблемы взаимоотношений и пределы воздействия // Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации. М., 2006.

12. Конституция (Основной Закон) Таджикской ССР. Сталинабад, 1955.

13. Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1978. №8, Ст.83.

14. Конституция РТ. Душанбе, 2003.

15. Тахиров Ф.Т. История государства и права Таджикистана (1917-1929гг.) Т.2, Ч.1, Душанбе. 2001.

16. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1995 г., № 21, Ст. 225,229, 231, 241.

17. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2001 г. № 7. Ст. 225.

18. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1995 г., № 21, Ст. 225.

19. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2001. № 7.

20. Холиков К.Н. Становление и развитие института конституционного надзора в Таджикистана. Душанбе. 1998.

21. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1995 г., № 21, Ст. 225. Ст. 225.

22. Эбзеев Б.С. Конституционно - правовое государство. Конституционный суд. М., //Закон и право. 1996.

23. Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1978, №8, Ст.83.

24. Шодиев И.Р. Развитие экономического суда в Таджикистане //Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов, посвященной 60-летию победы в Великой Отечественной войне «Во имя мира и счастья на земле». Ч.2. Душанбе, 2005.

25. Ведомости Верховного Совета ТаджССР. Душанбе, 1992. № 8. Ст. 121.

26. Большая Советская Энциклопедия. Т. 5., 1971.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Аннотация. Статья посвящена конституционные основы самостоятельности судебной власти в Республики Таджикистан в период приобретение независимости, развитию правовой базы судебной власти, формированию ее структуры

Ключевые слова: суд, судебная власть, судебная система, разделение властей, правосудие, судоустройство, статус судей.

THE CONSTITUTIONAL BASILS INDEPENDENT OF JUDICIAL POWER

IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Abstract. This article is devoted to the constitutional basils independent of judicial power in Republic of Tajikistan, to develop the legal framework of judicial power, the formation of its structure.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: The court, the judiciary, the separation of powers, justice, judiciary, the status of judges.

Сведения об авторе: Шодиев И. Р. - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: shodiev77@list.ru

Information about the author: Shodiev I. R. - candidate of sciences (kw), docent of the department of the Theory and history of state and law of the faculty of law of Tajik National University

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Абдуллоев Ф. Н.

23 января 2015 г. Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон в Послании Парламенту страны отметил, что укрепление деятельности судебной власти является одним из главных направлений государственной политики, ибо деятельность судов неразрывно связана с человеком, его правами и свободами. Немного раньше 5 января 2015 года с целью дальнейшего укрепления судебной власти Указом Президента Республики была утверждена новая Программа судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2015-2017 годы. Реализация данной программы, отмечает Президент страны, должна придать серьёзный импульс еще большей структурной устойчивости судебных органов, продуктивности и эффективности их деятельности, укреплению сотрудничества судебных органов с другими правоохранительными органами, а также исполнению судебных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.