Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ / ФУНКЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВЕРХОВНЫЙ СУД / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / ПРАВОСУДИЕ / СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллоев Ф. Н.

Автор статьи раскрывает понятие конституционно-правовых основ предназначение, функции и формирование Верховного Суда Республики Таджикистан; анализирует нормативно-правовые нормы всех глав Конституции Республики Таджикистан, к которым относятся «Основы конституционного строя», «Права, свободы, основные обязанности человека и гражданина», «Маджлиси Оли», «Президент» и «Суд». К конституционно-правовым основам, определяющим предназначение, функции и формирование Верховного суда, в зависимости от отнесения их к тем или иным конституционным отношениям, как отмечает автор, следует отнести: конституционно-правовые основы, имеющие характер основ конституционного устройства; конституционно-правовые нормы, основывающиеся на правах и свободах человека и гражданина; конституционно-правовые основы, реализация которых находится в компетенции законодательного органа государственной власти; конституционно-правовые основы, реализаций которых находится в компетенции главы государства - Президента РТ; конституционно-правовые основы, связанные собственно с судебной властью, ее устройством и правосудием. Из сказано выше следует, что Конституция РТ устанавливает ряд положений и норм фундаментального характера, имеющих высшую юридическую силу, а также определяющих или регулирующих важнейшие вопросы организации и деятельности Верховного суда РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CONSTITUTIONAL LEGAL BASIS PURPOSE, FUNCTIONS AND FORMATION OF THE SUPREME COURT OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The author reveals the concept of constitutional and legal foundations of purpose, function and the formation of the Supreme Court of the Republic of Tajikistan; he analyzes the legal norms of all the chapters of the Constitution, which include "The bases of the constitutional system", "The right and freedom are the main duties of man and citizen", "Majlisi Oli", "The President" and "The Court". Constitutional and legal framework defining the purpose, function and the formation of the Supreme Court, depending on their assignment to the different constitutional subjects, as the author notes, constitutional and legal framework, having the character of the foundations of the constitutional system; constitutional and legal norms, based on the right and freedom of man and citizen; constitutional and legal framework, the implementation of which is within the competence of the legislature of the government; constitutional and legal framework, the implementation of the mentioned above is the Head of State - the President of the Republic of Tajikistan; constitutional and legal framework related to the proper judicial authority, its device and justice. To addition of all these, the Constitution of the Republic of Tajiistan establishes a number of regulations and rules of a fundamental base, having the highest legal force, as well as defining or regulating the most important issues of the organization and activities of the Supreme Court.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

22. Эбзеев Б.С. Конституционно - правовое государство. Конституционный суд. М., //Закон и право. 1996.

23. Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1978, №8, Ст.83.

24. Шодиев И.Р. Развитие экономического суда в Таджикистане //Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов, посвященной 60-летию победы в Великой Отечественной войне «Во имя мира и счастья на земле». Ч.2. Душанбе, 2005.

25. Ведомости Верховного Совета ТаджССР. Душанбе, 1992. № 8. Ст. 121.

26. Большая Советская Энциклопедия. Т. 5., 1971.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Аннотация. Статья посвящена конституционные основы самостоятельности судебной власти в Республики Таджикистан в период приобретение независимости, развитию правовой базы судебной власти, формированию ее структуры

Ключевые слова: суд, судебная власть, судебная система, разделение властей, правосудие, судоустройство, статус судей.

THE CONSTITUTIONAL BASILS INDEPENDENT OF JUDICIAL POWER

IN REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Abstract. This article is devoted to the constitutional basils independent of judicial power in Republic of Tajikistan, to develop the legal framework of judicial power, the formation of its structure.

Key words: The court, the judiciary, the separation of powers, justice, judiciary, the status of judges.

Сведения об авторе: Шодиев И. Р. - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: [email protected]

Information about the author: Shodiev I. R. - candidate of sciences (kw), docent of the department of the Theory and history of state and law of the faculty of law of Tajik National University

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Абдуллоев Ф. Н.

23 января 2015 г. Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон в Послании Парламенту страны отметил, что укрепление деятельности судебной власти является одним из главных направлений государственной политики, ибо деятельность судов неразрывно связана с человеком, его правами и свободами. Немного раньше 5 января 2015 года с целью дальнейшего укрепления судебной власти Указом Президента Республики была утверждена новая Программа судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2015-2017 годы. Реализация данной программы, отмечает Президент страны, должна придать серьёзный импульс еще большей структурной устойчивости судебных органов, продуктивности и эффективности их деятельности, укреплению сотрудничества судебных органов с другими правоохранительными органами, а также исполнению судебных актов.

Глава государства выразил убеждение в том, что руководство и сотрудники Верховного суда с осознанием высокой профессиональной ответственности примут все необходимые меры для проведения реформы и осуществления правосудия, обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина. Неразрывность деятельности суда с человеком, его правами и свободами, о чём не один раз отмечает Президент страны, являясь важной чертой судебной власти в системе государственной власти [15], напутствует нас молодых исследователей, на изучение и определение истинного предназначения судов Республики и претворения их решений в жизнь.

Обращение к конституционно-правовым основам, проблемам их понимания и претворения в жизнь является свидетельством поэтапного, эволюционного, культурного подхода к новым идеям, новым вызовам времени. В учебниках и в научных трудах в сфере правоохранительной деятельности традиционно конституционно -правовые основы называют принципами организации и деятельности судов или же демократическими принципами правосудия [5, 11, 22]. Мы намеренно для определения, уточнения основных вопросов организации Верховного суда РТ (предназначение, функции и формирование) используем выражение «конституционно-правовые основы», что, конечно же, по содержанию и кругу охвата норм намного шире, нежели принципы организации и деятельности судебной системы или же судебных органов. Актуальность вопросов конституционно-правовых основ предназначения, функций и формирования Верховного суда Республики Таджикистан обусловлена, прежде всего, тем значением, которое предъявляется юридической наукой к конституционно-правовым основам организации, деятельности или же отношений. Более того, общество, судьи и те органы, которые связаны постоянно с судебной деятельностью чувствуют повышение требований к справедливому судопроизводству и ожидают от высшего органа судебной власти - Верховного суда, как последней судебной инстанции обеспечение защиты прав человека и гражданина от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они ни исходили - от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, от государства в целом. Кроме этого, Верховный суд является локомотивом продвижения и реализации принятых программ по проведению судебно-правовой реформы и развитию судопроизводства в стране (2007, 2011, 2015). В связи с этим, с целью верного определения конституционно-правовых основ предназначения, функции и формирования Верховного суда, придачи серьезного импульса для большей структурной устойчивости Верховного суда, продуктивности и эффективности его деятельности, определение роли и места Верховного суда в системе разделения властей и их реализации, обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина нуждаются в дальнейшем изучении вопросов совершенствования организации Верховного суда РТ, как высшего судебного органа страны. Основываясь на актуальности поставленной задачи, мы должны определить, в первую очередь, понятия конституционно-правовых основ предназначения, функций и формирования Верховного суда РТ, изучить их содержание, сущность и правовую природу, сгруппировать и обосновать перспективы их внедрения путём законотворческой деятельности, совершенствования организации.

В связи с тем, что объектом настоящего исследования является действующая правовая база Республики Таджикистан о Верховном суде, поскольку исследование проводится путём использования метода сравнительного анализа, то всегда во всех вопросах мы параллельно будем обращаться к схожим нормативным правовым актам и опыту Российской Федерации.

Известно, что Конституция принимается всеобщим голосованием, считается основным законом страны, содержит фундаментальные нормы, которые закрепляют основы государственного устройства, правовое положение личности, определяют назначение, функции и задачи органов государственной власти, способы и пределы их осуществления, поэтому считаем целесообразным начать изучение и анализ организации Верховного суда РТ именно с его конституционно-правовых основ.

В юридической литературе понятие «конституционно-правовых основ» используется довольно часто с почти одинаковым содержанием и смыслом. Многие авторы учебников права и ученые достаточно часто используют выражение «конституционно-правовые основы» [1, 8, 12, 17, 18, 21]. Под ним обычно понимают правовые нормы фундаментального характера, закрепленные в Конституции, имеющие высшую юридическую силу, которые устанавливают, определяют или регулируют важнейшие вопросы основ государственного устройства, правовое положение личности, назначение, функции и компетенции государственных органов, пределы их реализации в общем отношении «человек - общество - государство» [7, с. 70-71]. Мы в рамках темы исследования попытаемся выделить правовые основы, касающиеся организации и деятельности Верховного суда, установленные Конституцией, изучить, определить их сущность, содержание и природу с тем, чтобы верно сформулировать их в законодательстве о судах. При этом всегда их будем сравнивать с положением законодательства Российской Федерации о судебной системе. Здесь необходимо отметить, что мы под конституционно-правовой основой подразумеваем не только нормы принципов организации и деятельности судебной системы, правосудия или же судопроизводства, что, несомненно, влияет на организацию и деятельность Верховного суда, но и нормы более общего порядка (государственного устройства) или даже так называемые нормы технического характера (избрание или отзыв судей), установленные в Конституции.

В литературе прослеживается частое использование понятий: демократические основы осуществления правосудия, принципы организации и деятельности судебной системы, принципы организации и деятельности Верховного Суда, принципы правосудия, принципы уголовного процесса или же принципы гражданского судопроизводства, при этом часто смешивают их [13, 16, 19, 20].

Х. Гафуров, отметив сложности и трудности в разграничении принципов построения судебной системы, правосудия и судопроизводства, всё же утверждает, что вполне возможно их разделить [3, с. 36-48].

А. Мурадов считает, что принципы организации и деятельности Верховного Суда РТ - это такие основные правила, руководящие положения, которые закреплены в законодательстве и определяют наиболее важные аспекты устройства, организации Верховного Суда, а также его деятельность и тесно взаимодействуют друг с другом. Такими принципами автор считает равноправие сторон, состязательность, устность и непосредственность судебного процесса, язык судопроизводства, право на судебную защиту, неприкосновенность судьи, законность, независимость, институциональный и инстанционный признаки организации Верховного Суда, принцип недопустимости вмешательства в деятельность Верховного Суда, гласность деятельности [14, с. 40].

Оба автора в рамках своей темы исследования правы. Мы, когда говорим о конституционно-правовых основах предназначения, функции и формирования Верховного суда РТ, имеем в виду не только собственно конституционные принципы организации Верховного суда, но и общие положения и отдельные нормы конституции, что по существу может влиять на определение, предназначение, функций судебной власти, в том числе его высшего звена - Верховного суда РТ.

Конституционно-правовые основы предназначения, функций и формирования Верховного суда - понятия достаточно широкие и включают в себя отдельные правовые нормы почти всех глав Конституции Республики Таджикистан, такие как: «Основы конституционного строя», «Права, свободы, основные обязанности человека и гражданина», «Маджлиси Оли», «Президент» и «Суд». По этому поводу нет сомнений, так как, во-первых, Конституция выступает основой современного права Таджикистана [7, с. 70], во-вторых, Конституция определяет государственную власть и направлена на признание, соблюдение и защиту прав, свобод и интересов человека, что нельзя не связывать с судом [15], в - третьих, на вершине судебной системы, чьей задачей является

защита прав и свобод человека, интересов общества и государства, стоит Верховный суд.

Изучение специальной литературы, анализ конституционно-правовых основ предназначения, функций и формирования Верховного суда свидетельствует, что они в Конституции изложены под различными юридическими категориями. Так, они могут быть выражены в конституционных правилах, положениях и полномочиях (ст.1, 5, 9, 10, 14, 56, 57, 69, 84, 85, 87, 88 Конституции РТ), в правах и свободах, законных интересах человека и гражданина [2, 6] (ст.17, 18, 19) и в конституционных гарантиях* [4, 9, 10] (ст. 19, 20, 21, 22, 23, 30, 91), также в юридических запретах (ст. 20, ст. 30, 90).

К конституционно-правовым основам предназначения, функций и формирования Верховного суда можно отнести в основном следующие нормы Конституции: Таджикистан - демократическое, правовое, светское государство (ст. 1); признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, уважение чести и достоинства человека, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством (ст. 5); право каждого на государственную защиту (ст. 5); разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 9); правило законности, примат конституционного и международного права (ст. 10); правило непосредственного осуществления прав и свобод человека и гражданина, примат интересов человека и гражданина над интересами государства, судебное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (ст.14); равенство всех перед законом и судом (ст. 17); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 17, 18, 19); право каждого на судебную защиту (ст. 19); право каждого на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, учреждённым в соответствии с законом (ст. 19); право лица пользоваться помощью адвоката с момента задержания (ч. 2 ст. 19); презумпция невиновности (ст. 20); запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 20); запрет полной конфискации имущества осуждённого (ч. 3 ст. 20); право потерпевшего на судебную защиту и компенсацию причиненного ущерба (ст. 21); неприкосновенность жилища (ст. 22); обеспечение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных личных сообщений, право на неприкосновенность личной жизни (ст. 23); право на выбор места жительства и свободу передвижения (ст. 24); обеспечение доступа каждого человека к документам, касающихся их прав и интересов (ст. 25); запрет на преследование за критику (ч. 3 ст. 30); право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, отдельных лиц (ч. 3 ст. 32); избрание и отзыв председателя, заместителей и судей Верховного суда по представлению Президента; решение вопроса о лишении неприкосновенности председателя, заместителей и судей Верховного суда (ст.56); образование судов (ст.57); Президент Республики Таджикистан является главой государства и гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Таджикистана (ст. 64).

К конституционным положениям, направленным непосредственно на определение предназначения, функций и формирования Верховного суда, можно также отнести принципы организации и деятельности судебной системы и правосудия, закреплённые в главе восьмой Конституции РТ: независимость, осуществление правосудия только судом и от имени государства (ст. 84); независимость судей и их подчинение только Конституции и закону (ст. 87); состязательность и равенство сторон в судебном процессе, гласность судебного разбирательства и язык судопроизводства (ст. 88).

* Особое место среди гарантий прав и свобод человека и гражданина занимают гарантии юридические, которые «охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина».

В деле реализации конституционно-правовых основ назначения, функций и формирования Верховного суда не менее важную роль играют нормативные правовые принципы организации и деятельности, предусмотренные в Конституционном законе «О судах Республики Таджикистан».

Перечисленные конституционно-правовые основы назначения, функций и формирования Верховного суда предопределяют перспективу развития организации и деятельности Верховного суда как высшего звена судебной системы общей юрисдикции. Одно лишь указание на широкий перечень конституционных положений свидетельствует, с одной стороны, о трудностях, с другой стороны - о широких нормативных возможностях Конституции по определению предназначения, функций и формирования Верховного суда с тем, чтобы обоснованно и правильно описывать в конституционном законе вопросы организации и деятельности Верховного суда РТ.

Таким образом, всё сказанное выше приводит к выводу о том, что предназначение, функции и вопросы формирования Верховного суда РТ, хотя и относятся к внутренним вопросам его организации (внутриорганизационное отношение), но не могут быть решены в отрыве от общих положений Конституций, таких как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, система государственной власти, пределы их компетенции и действия, принцип сотрудничества, сдержек и противовесов (конституционное отношение). На основе этого, следует различать конституционно-правовые основы, определяющие предназначение, функции и формирование Верховного суда РТ, то есть конституционные принципы организации Верховного суда (1) и конституционно - правовые основы деятельности Верховного суда (2). Они по правовой природе едины, взаимно дополняют друг друга.

Конституционно-правовые основы, определяющее предназначение, функции и формирование Верховного суда, в зависимости от отнесения их к тем или иным конституционным отношениям можно сгруппировать следующим образом:

1) конституционно-правовые основы, имеющие характер основ конституционного устройства;

2) конституционно-правовые нормы, основывающиеся на правах и свободах человека и гражданина;

3) конституционно-правовые основы, реализация которых находится в компетенции законодательного органа государственной власти;

4) конституционно-правовые основы, реализаций которых находится в компетенции главы государства - Президента РТ;

5) конституционно-правовые основы, связанные собственно с судебной властью, ее устройством и правосудием.

Таким образом, Конституция РТ устанавливает ряд положений и норм фундаментального характера, имеющих высшую юридическую силу, которые устанавливают, определяют или регулируют важнейшие вопросы организации и деятельности Верховного суда РТ - как высшего звена системы судов общей юрисдикции.

Литература:

1. Адвокатуры в России. Учебник / под ред. проф. Демидовой Л.А., Сергеева В.И. -М., 2004.

2. Витрук Н. В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. - М., 1979.

3. Гафуров Х. М. Судебная система Республики Таджикистан (сравнительно правовой анализ): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006.

4. Гельдибаев М. Х. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовно-процессуального принуждения: автореф. дис. ... док. юрид. наук. - СПб., 2001.

5. Гуценко К. Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник. - М.: Зерцало, 2002.

6. Дмитриев Ю. А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. - М., 1992.

7. Имомов А. Конституционное право Республики Таджикистан (на тадж. яз.). Учебник для вузов. 2-е изд. - Душанбе, 2004.

8. Искандаров З. Х. Правовые основы защиты прав человека в уголовном процессе Республики Таджикистан: дис. ...док. юрид. наук. - Ташкент, 2010.

9. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М., 1995.

10. Конституционный статус личности в СССР. - М., 1980.

11. Лазарев Л. В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. - 1996. -№ 6.

12. Лепихов М. И. Конституционно-правовые основы деятельности РФ по социальной защите населения. - М., 2005.

13. Михайловская И.Б. Цели, функции и принципы российского уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальная форма). - M., 2003.

14. Мурадов А. А. Правовые основы организации и деятельности Верховного суда Республики Таджикистан: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014.

15. Послание Президента Таджикистана Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 23.01.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.pre sident.tj/ru/node/8137

16. Правоохранительные органы Российской Федерации / под ред. Божьева В.П.

17. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / под ред. А.А Чувилева. - М., 1999.

18. Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации: учебник. - Ростов-на-Дону, 2002.

19. Судебная система России (коллектив авторов). - М., 2000.

20. Тыричев И.В. Принципы советского уголовного процесса .- M., 1983.

21. Шабуня В. В. Конституционно-правовые основы обеспечения реализации избирательных прав граждан РФ: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004.

22. Швецов В. И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. Учебник. - М., 2000.

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ

ТАДЖИКИСТАН

Аннотация. Автор статьи раскрывает понятие конституционно-правовых основ предназначение, функции и формирование Верховного Суда Республики Таджикистан; анализирует нормативно-правовые нормы всех глав Конституции Республики Таджикистан, к которым относятся «Основы конституционного строя», «Права, свободы, основные обязанности человека и гражданина», «Маджлиси Оли», «Президент» и «Суд». К конституционно-правовым основам, определяющим предназначение, функции и формирование Верховного суда, в зависимости от отнесения их к тем или иным конституционным отношениям, как отмечает автор, следует отнести: конституционно-правовые основы, имеющие характер основ конституционного устройства; конституционно-правовые нормы, основывающиеся на правах и свободах человека и гражданина; конституционно-правовые основы, реализация которых находится в компетенции законодательного органа государственной власти; конституционно-правовые основы, реализаций которых находится в компетенции главы государства - Президента РТ; конституционно-

правовые основы, связанные собственно с судебной властью, ее устройством и правосудием. Из сказано выше следует, что Конституция РТ устанавливает ряд положений и норм фундаментального характера, имеющих высшую юридическую силу, а также определяющих или регулирующих важнейшие вопросы организации и деятельности Верховного суда РТ.

Ключевые слова: конституционно-правовые основы, предназначение, функции, формирование, Верховный Суд, судебная власть, правосудие, соблюдение законодательных прав.

THE CONCEPT OF CONSTITUTIONAL LEGAL BASIS PURPOSE, FUNCTIONS AND FORMATION OF THE SUPREME COURT OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Abstract. The author reveals the concept of constitutional and legal foundations of purpose, function and the formation of the Supreme Court of the Republic of Tajikistan; he analyzes the legal norms of all the chapters of the Constitution, which include "The bases of the constitutional system", "The right and freedom are the main duties of man and citizen", "Majlisi Oli", "The President" and "The Court". Constitutional and legal framework defining the purpose, function and the formation of the Supreme Court, depending on their assignment to the different constitutional subjects, as the author notes, constitutional and legal framework, having the character of the foundations of the constitutional system; constitutional and legal norms, based on the right and freedom of man and citizen; constitutional and legal framework, the implementation of which is within the competence of the legislature of the government; constitutional and legal framework, the implementation of the mentioned above is the Head of State - the President of the Republic of Tajikistan; constitutional and legal framework related to the proper judicial authority, its device and justice. To addition of all these, the Constitution of the Republic of Tajiistan establishes a number of regulations and rules of a fundamental base, having the highest legal force, as well as defining or regulating the most important issues of the organization and activities of the Supreme Court.

Key words: constitutional and legal framework, the purpose, function, formation, the Supreme Court, the judiciary, justice, to keep legal rights.

СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ПОДВИДА ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ

Сангинов Д. Ш.

Таджикский национальный университет

По договору оказания образовательных услуг как подвида договора оказания социально-культурных услуг одна сторона (физическое или юридическое лицо сферы образования) обязуется по заданию потребителя (тертого лица) оказать услугу (обучение и воспитание потребителя), а потребитель обязуется оплатить оказание данной услуги.

Справедливо мнение Т. В. Жуковой о том, что: «Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования. Данная система образования состоит из сети реализующих образовательные программы учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов и форм собственности (то есть государственные, муниципальные, негосударственные)» [1, с. 114].

Возникает вопрос, кто может быть исполнитель, и кто является заказчиком договора на оказание образовательных услуг? Для определения сторон данного договора нужно анализировать законодательства и мнение ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.