ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования права на доступ к культурным ценностям в странах-участницах Содружества Независимых Государств. Особое внимание автор статьи уделяет деятельности Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ.
Ключевые слова: культурные ценности, право на доступ к культурным ценностям, правовое регулирование культурных ценностей, культурные ценности стран-участниц Содружества Независимых Государств, Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ.
THE LEGAL REGULATION OF THE RIGHT OF ACCESS TO CULTURAL VALUES IN THE COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES
Abstract. The article is devoted to the analysis of features of legal regulation of the right of access to cultural values in the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS). Particular attention is paid to the activities of the Council on Cultural Cooperation of the CIS Member States.
Key words: cultural values, the right of access to cultural values, legal regulation of cultural values, cultural values of the Commonwealth of Independent States, Council on Cultural Cooperation of the CIS Member States.
Сведения об авторе: Тарасова Анна Владиславовна - аспирант кафедры конституционного и административного права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, e-mail: anyataras ova1991@gmail .com
Information about the author: Tarasovа Anna - postgraduate student, Department of Constitutional and Administrative Law, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
ПРАВО НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ В ПОРЯДКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Холова Н. Р.
Таджикский национальный университет
В вопросе формирования демократического и правового государства принципы, которых закреплены в статье 1 Конституции РТ, важная роль отводиться Конституционному суду РТ, который осуществляет особую форму судебной защиты прав человека в форме конституционного судопроизводства.
В соответствии со статьей 14 Конституции РТ права и свободы человека и гражданина осуществляются непосредственно, и они определяют цели, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и местной властей, органов местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью.
Как отмечает Витрук Н.В. защита прав и свобод человека и гражданина, которая по Конституции является обязанностью всех органов государства и общества, в том числе правоохранительных и судебных, в конечном счете, замыкается на Конституционном Суде. [2, с. 277]. Чепурнова Н. М., Белоусов Д. В. указывают, что Конституционный суд выступает верховным стражем Конституции и гарантом конституционно-правового отношения государственной власти к соблюдению прав и свобод человека и гражданина [12, с. 87].
Холиков К. Н. раскрывая полномочия Конституционного суда РТ отмечает, что защита конституционных прав и свобод граждан относится к основным полномочиям Конституционного суда, которые установлены в Конституционном законе «О Конституционном суде Республики Таджикистан», и представляют собой главную цель и предназначение Конституционного суда, и основную сферу деятельности данного органа [10, с. 131-141].
При этом он отмечает ряд особенностей, которые присущи конституционному судопроизводству по защите прав и свобод человека. Во-первых, Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона не только примененного в конкретном деле, но и закона, подлежащего применению в конкретном правоотношении. Во-вторых, предметом конституционной жалобы является не только закон, но и другие нормативные правовые акты. В-третьих, Конституционный суд, определяет соответствие Конституции Республики Таджикистан закона, другого правового акта и руководящих разъяснений Пленумов Верховного суда, Высшего экономического суда, примененных судом в их отношении в конкретном деле, в порядке, определенном вышеназванным конституционным законом [9, с. 116].
Диноршоев А. М. анализируя место Конституционного суда РТ в системе механизмов защиты прав человека, указывает, что по своей природе Конституционный суд призван помогать гражданам при их споре с властью, в том числе с той, которая издала незаконный акт. Конституционный суд является единственным органом, призванным находить оптимальный баланс между властью и свободой, публичными и частными интересами, защищать личность, общество и государство от необоснованных посягательств, поддерживать состояние защищенности и безопасности конституционно-правового статуса всех и каждого субъекта правовых отношений. Такой подход вытекает из конституционных полномочий Конституционного суда [3, с. 92].
Из приведенных точек зрения можно сделать вывод, что Конституционный суд наделен двумя важнейшими функциями, которые вытекают друг из друга и тесно взаимосвязаны - защита Конституции и защита прав и свобод. Защита Конституции невозможно без защиты прав и свобод человека и гражданина, так как более половины норм Конституции направлены на их защиту. Как показывает практика Конституционного суда РТ более двух третей рассматриваемых им дел связаны с защитой конституционных прав и свобод человека и гражданина [5].
Морщакова Т. Г. исследуя вопросы судебной защиты основных прав граждан, в общем, и конституционном судопроизводстве, отмечает, что компетенция Конституционного Суда по охране прав граждан реализуется почти во всех, его процедурах: при осуществлении абстрактного контроля законов; разрешении споров о компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти; при осуществлении конкретного контроля законов по жалобам граждан или их объединений, а также по запросам судов относительно конституционности законов, подлежащих применению в процессе рассмотрения гражданских, административных или уголовных дел [7, с. 29-30].
Раскрывая вопрос о защите прав человека посредством конституционного судопроизводства следует отметить, что в Таджикистане он проходил в несколько этапов. Как отмечает Холиков К. Н. судя по первоначальным нормам Конституционного закона Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан» (ч. 3 ст. 14), Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверял конституционность закона, примененного в конкретном деле, т.е. предметом конституционной жалобы считался только закон, причем примененный в конкретном деле. Установленная процедура сузила сферы деятельности Конституционного суда Республики Таджикистан по защите конституционных прав и свобод граждан. В этой связи в период своего существования Конституционный суд Республики Таджикистан
рассмотрел незначительное количество дел по конституционным жалобам граждан и запросам судов о конституционности закона, примененного в конкретном деле. Например, в течение 2003-2007 гг. Конституционный суд Республики Таджикистан по жалобам граждан и запросам судов о конституционности закона, примененного в конкретном деле, рассмотрел лишь 25 дел, по которым вынес соответствующие решения [9, с. 118].
Новое правило, установленное в Конституционном законе «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан», от 20 марта 2008 г действительно расширило сферы деятельности Конституционного суда по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. В частности, ч.3 ст.14 Конституционного закона (в новой редакции) гласит: «Конституционный суд Республики Таджикистан рассматривает вопросы о нарушениях конституционных прав и свобод граждан по примененным или подлежащим применению закону и другому правовому акту в конкретном правоотношении, а также определяет соответствие Конституции Республики Таджикистан закона, другого правового акта и руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда Республики Таджикистан, Высшего экономического суда Республики Таджикистан, примененных судом в их отношении в конкретном деле в порядке, определенном настоящим конституционным законом».
Новый Конституционный закон РТ «О Конституционном суде» от 26 07. 2014 года оставил без изменений данные положения. Данный закон четко прописывает субъектов и основания для обращения в Конституционный суд РТ за восстановлением нарушенных прав и свобод человека.
Так в соответствии со статьей 34 в компетенцию Конституционного суда РТ входить рассмотрение ходатайств граждан о соответствии Конституции Республики Таджикистан закона, другого нормативного правового акта, руководящих разъяснений пленумов Верховного Суда Республики Таджикистан и Высшего экономического суда Республики Таджикистан, примененных государственными или общественными органами, а также судами в отношении их в конкретном деле, нарушающих, по их мнению, их конституционные права и свободы.
Исходя из этого, возникает вопрос, кто является участником конституционного судопроизводства по данной категории дел. Банников Г.Н. следующим образом дает понятие участников конституционного судопроизводства - это лицо, участвующее в деле, которое независимо от степени и мотива, непосредственно юридически заинтересовано в разрешении дела по существу, выступающее в процессе от своего имени и влияющее на его ход в силу обладания процессуальными правами, дающими ему такую возможность [1, с. 230].
Статья 27 Конституционного закона РТ «О Конституционном суде РТ» устанавливает, что участниками конституционного судопроизводства считаются стороны и их представители, свидетели, эксперты и переводчики.
Саликов М. С. исследуя данный вопрос, отмечает две особенности. Первой особенностью конституционного судопроизводства является законодательное определение и закрепление в законодательстве категории физических лиц, государственных органов и должностных лиц -участников конституционного процесса.
Второй отличительной чертой конституционного судопроизводства является множественность его потенциальных субъектов, притязания которых находятся в публично-правовой сфере в отличие от гражданского и арбитражного процесса, где участники отстаивают личные интересы [5, с. 80].
В научной литературе классификации видов участников конституционного судопроизводства разрабатываются в зависимости от различных критериев.
Так, В. А. Кряжков и Л. В. Лазарев пишут, что по своей роли, возможностям воздействовать на ход процесса, по характеру заинтересованности в исходе дела они делятся на три группы:
1) Конституционный суд как орган, осуществляющий правосудие;
2) стороны - органы и лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела;
3) лица, привлекаемые к участию в деле для содействия в осуществлении конституционного правосудия [6, с. 158]. Аналогичной позиции придерживается и Н. В. Витрук [2, с. 308].
Киреева Е.Ю., опираясь на нормы ст. 52 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ», участников конституционного процесса подразделяет на следующие виды:1) стороны; 2) представители сторон; 3) свидетели; 4) эксперты; 5) переводчики [4, с. 158].
В отличие от вышеприведенных мнений В.И. Русинов предлагает иную классификацию участников конституционного судопроизводства. Всех участников конституционного судопроизводства он подразделяет на две группы:
1) обязательные участники (Конституционный суд, стороны, действия и интересы которых в процессе противоположены друг другу);
2) факультативные (необязательные) участники - представители сторон, эксперты, переводчики, свидетели, специалисты, работники суда, обеспечивающие деятельность суда [5, с. 80].
Холиков К.Н. в результате анализа норм Конституции Республики Таджикистан, Конституционного закона «О Конституционном суде», Регламента Конституционного суда Республики Таджикистан и с учетом существующих критериев для классификации участников конституционного судопроизводства, подразделяет их на четыре вида:
1) Конституционный суд Республики Таджикистан как орган судебной власти, осуществляющий конституционное правосудие;
2) стороны и их представители в конституционном судопроизводстве;
3) участники конституционного судопроизводства, содействующие осуществлению конституционного правосудия;
4) иные лица, приглашенные Конституционным судом для участия в его заседаниях [9].
Чаптыков А.В., выделяет следующие три группы субъектов обращения с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод: 1) граждане; 2) объединения граждан; 3) иные органы и лица, указанные в законе [11].
Как было отмечено выше, согласно статье 34 конституционного закона «О Конституционном Суде Республики Таджикистан» правом на обращение в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Также по смыслу данной нормы возможность защиты прав и свобод посредством конституционного правосудия обеспечивается каждому, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Таким образом, Конституционный Суд РТ, обеспечивает конституционную законность и реализацию принципов, составляющих основы конституционного строя Республики Таджикистан, в частности положения статьи 5 Конституции РТ о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Данный принцип являются тем краеугольным камнем, на котором строится конституционный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.
Литература:
1. Банников Г.Н. Проблемы реализации права граждан на судебную защиту в
Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2006.
2. Витрук Н.В Конституционное правосудне в России (1991 -2001 гг.): Очерки теории и
практики. - М., 2001.
3. Диноршоев А.М. Механизмы защиты прав человека в Республике Таджикистан. -
137
Душанбе, 2014.
4. Киреева Е.Ю. Конституционный суд и конституционное судопроизводство: дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону. 1997.
5. Конституционный судебный процесс / под ред. Саликова М.С. - М., 2003.
6. Кряжков В. А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. - М.1998.
7. Морщакова Т. Судебная защита основных прав граждан в общем и конституционном судопроизводстве: соотношение и особенности // Судебный контроль и права человека. - М., 1996.
8. Сборник решений Конституционного суда Республики Таджикистан. - Душанбе, 2012.
9. Холиков К.Н. Конституционный суд и конституционное судопроизводство в Таджикистане. - Душанбе, 2014.
10. Холиков К. Н. Основные направления деятельности Конституционного суда в условиях глобализации //Национальная правовая система стран СНГ в условиях глобализации и региональной интеграции: Мат-лы Междунар. конф. -Душанбе, 2007. С.131-141.
11. Чаптыков А.В. Субъекты права на обращение в Конституционный суд РФ в порядке конкретного нормоконтроля // Государственная власть и местное самоуправление.- 2005. - № 4.
12. Чепурнова Н.М. Белоусов Д. В. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. -М., 2010.
ПРАВО НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ В ПОРЯДКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Аннотация. Конституционный суд Республики Таджикистан наделен двумя важнейшими функциями, которые вытекают друг из друга и тесно взаимосвязаны -защита Конституции и защита прав и свобод. Защита Конституции невозможно без защиты прав и свобод человека и гражданина, так как более половины норм Конституции направлены на их защиту. В этой связи Конституционный суд выступает в качестве основной формы реализации права граждан на защиту.
Ключевые слова: Конституционный суд, права человека, конституционное судопроизводство, жалоба.
THE RIGHT TO JUDICIAL PROTECTION UNDER CONSTITUTIONAL
PROCEEDINGS IN TAJIKISTAN
Abstract. The Constitutional Court of the Republic of Tajikistan is endowed with two important functions, which are derived from each other and are closely linked - the protection of the Constitution and the protection of rights and freedoms. Protection of the Constitution cannot be without the protection of the rights and freedoms of man and citizen, as more than half of the norms of the Constitution intended to protect them. In this regard, the Constitutional Court acts as the main form of the right of citizens to be protected.
Key words: Constitutional Court, human rights, constitutional proceedings, the complaint.
Сведения об авторе: Холова Нилуфар Рахматуллоевна - соискатель кафедры конституционного права юридического факультета Таджикского национального университета, e-mail: [email protected]
Information about the author: Kholova Nilufar Rahmatulloevna - œmpetitor of the Department of Constitutional Law at the Tajik National University