Научная статья на тему 'Место судебной власти в системе разделения властей в России, СНГ, европейском Союзе: сравнительно-правовой анализ'

Место судебной власти в системе разделения властей в России, СНГ, европейском Союзе: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1554
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / SEPARATION OF POWERS / THE JUDICIARY / THE CONSTITUTIONAL COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярошенко Наталья Ивановна

Статья посвящена принципу разделения властей и особому месту судебной власти. Исследование основано на анализе научных трудов российских авторов, Конституций России, стран СНГ и Европейского Союза, а также на правовых позициях Конституционного Суда России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place of judiciary in separation of powers in Russia, CIS, European Union: a comparative legal analysis

The article is dedicated to the principle of division of powers and a special place of the judiciary. The study is based on an analysis of scientific works of Russian authors, the Constitution of Russia, CIS countries and the European Union, as well as the legal positions of the Constitutional Court of Russia.

Текст научной работы на тему «Место судебной власти в системе разделения властей в России, СНГ, европейском Союзе: сравнительно-правовой анализ»

МЕСТО СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ, СНГ, ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Н.И. Ярошенко

Кафедра конституционного и муниципального права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Махлая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена принципу разделения властей и особому месту судебной власти. Исследование основано на анализе научных трудов российских авторов, Конституций России, стран СНГ и Европейского Союза, а также на правовых позициях Конституционного Суда России.

Ключевые слова: разделение властей, судебная власть, Конституционный Суд.

«Провозглашенный и последовательно проводимый курс на разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, укрепление независимости и самостоятельности судебной власти превращает суд из звена правоохранительной системы в центральный и наиболее эффективный механизм защиты прав и свобод личности» [5. С. 3]. Поэтому проводимая реформа судебной власти в России должна в первую очередь ставить перед собой цель — создать все условия для реальной защиты прав и свобод человека и гражданина, способствуя построению правового государства в России, несмотря на иной подход относительно принципа разделения властей в мире.

Так, в Англии многие решения исполнительной власти не могут быть оспорены в судебном порядке. В Германии созданы и существуют суды семи различных юрисдикций, они не имеют единого высшего органа, так как обладают различным соподчинением. В Голландии и Испании решения судов могут быть обжалованы во внесудебных инстанциях. В США судьи штатов назначаются губернаторами [7. С. 19-20]. Таким образом, российский вариант разделения властей имеет целый ряд особенностей и отличается от способов разделения властей в зарубежных странах.

Особое место судебной власти в системе разделения властей подтверждается анализом ст. 80, 85 Конституции России, наделившей Президента России полномочием по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, по использованию согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти, между органами государственной власти субъектов Федерации с правом передачи разрешения спора на рассмотрение соответствующего суда в случае недостижения соответствующего решения. Вот поэтому Президент России с по-

мощью судебной власти обеспечивает взаимодействие всех трех ветвей власти в стране, и, как отмечают Ю.А. Дмитриев и Г.Г. Черемных, «судебная власть является частью так называемой системы сдержек и противовесов, средством разрешения споров между органами государственной власти» [2. С. 49]. Конституционный Суд РФ также отметил преимущества судебной власти, исходя из принципа разделения властей, в осуществлении контроля за обеспечением верховенства и прямого действия Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России, поскольку это согласуется с сущностью судебной власти, по своей природе независимой и беспристрастной и в качестве таковой участвующей в разрешении разногласий между Россией и ее субъектами [6]. Этим отличается судебная власть от законодательной и исполнительной. «Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью» [1. С. 16], что говорит о превосходном положении судебной власти по отношению к другим видам власти и об особом месте в системе разделения властей, поскольку именно она оказывает активное влияние на решения и действия законодательной и исполнительной властей, уравновешивая их.

Роль судебной власти в схеме «сдержек и противовесов» очевидна. Ее особое место характерно не только для России, но и для других государств в мире, в конституциях которых уделяется немаловажное внимание проблемам организации и деятельности судов судебной системы страны, что в итоге позволяет понять место в системе разделения властей и, естественно, с учетом особенностей, характерных для каждого государства. В отличие от законодательной и исполнительной властей, статус которых детально определен и зафиксирован в конституционных нормах, статус судебной власти в конституциях зарубежных стран раскрыт через закрепление принципов правосудия, описание структуры и компетенции судов судебной системы каждой страны.

Более детально статус судебной власти раскрывается в законах о судоустройстве и иных актах, посвященных судебной системе, ее организации и деятельности. Анализ норм конституций стран Европейского Союза [3. С. 11-802] и стран СНГ [4. С. 11-715] позволяет сделать вывод о том, что конституционные нормы содержат положения о статусе судов и их компетенции, о судебных гарантиях прав и свобод, о статусе судей.

Так, согласно Конституции Австрии от 10 ноября 1920 г. власть строится по принципу разделения властей: законодательная власть осуществляется Национальным советом совместно с Федеральным советом (ст. 30); исполнительная власть принадлежит Федеральному президенту либо Федеральному канцлеру, вице-канцлеру и прочим федеральным министрам, которые в совокупности образуют Федеральное правительство (ст. 69); судебная власть исходит от Федерации (ст. 82).

При этом в силу ст. 89 суды неправомочны проверять, имеют ли законную силу опубликованные надлежащим образом законы, постановления и государ-

ственные договоры. Если суд сомневается относительно применения постановления в связи с его возможной противозаконностью, то он должен внести представление об отмене этого постановления в Конституционный суд.

Конституционный суд также рассматривает все имущественно-правовые требования, предъявляемые к Федерации, землям, районам, общинам и союзам общин, которые не подлежат ни разрешению в обычном судебном порядке, ни исполнению путем принятия решения органом управления. К его компетенции также относятся споры между судами и органами управления, между Административным судом и всеми иными судами, в частности между Административным судом и самим Конституционным судом, а также между обычными и другими судами, между землями, а также между землей и Федерацией.

Конституционный суд по представлению Федерального правительства или правительства земли устанавливает, относится ли законодательный акт или акт исполнительной власти к компетенции Федерации или земель. Суд рассматривает дела о противоконституционности законов Федерации или земель, государственных договоров, об опротестовании выборов Федерального президента, выборов в правительство земли и в исполнительные органы общины, дела в связи с обвинениями, влекущими предусмотренную Конституцией ответственность верховных органов Федерации и земель за допущенные ими в ходе их официальной деятельности виновные правонарушения, рассматривает жалобы на решения органов управления (ст. 137-148).

Согласно ч. III Конституции Бельгии от 7 февраля 1831 г. «О властях» федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом (ст. 36), исполнительная власть в пределах, определенных Конституцией, принадлежит Королю (ст. 37), судебная власть осуществляется судами и трибуналами, постановления и приговоры приводятся в исполнение именем Короля (ст. 40). В Конституции также обозначены виды судов и их компетенция (гл. V, VI) — Арбитражный суд рассматривает дела о конфликтах между законом, декретом и нормами Конституции; Кассационный суд не рассматривает дел по существу, за исключением осуждения министров и членов правительства сообщества и региона; есть также мировые судьи и судьи трибуналов и пять апелляционных судов, юрисдикция которых распространяется на соответствующие провинции.

В Великобритании отсутствует единый писанный акт высшей юридической силы, конституция представлена совокупностью законов (статутов), историческими документами, судебными прецедентами, законами и обычаями парламента, конституционными соглашениями. Органом законодательной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Палаты общин и Палаты лордов, исполнительную власть осуществляет правительство — кабинет и его глава — премьер-министр. В Акте о Парламенте 1911 г. в ст. 3 зафиксировано, что «всякое свидетельство, выданное Спикером Палаты общин в силу настоящего акта, окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом».

В ст. 20 Конституции Германии от 23 мая 1949 г. отражено, что вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства (бундестаг и бундесрат), исполнительной власти (федеральное правительство — Федеральный канцлер и федеральные министры) и правосудия (федеральный конституционный суд, федеральные суды — Федеральная судебная палата, Федеральный административный, Федеральный финансовый, Федеральный трудовой и Федеральный социальный суд, суды земель).

Конституционный суд выносит решения о толковании Конституции при наличии разногласий или сомнений относительно федерального права или права земель, при наличии разногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель, по другим публично-правовым спорам, по конституционным жалобам.

Для Греции также характерен принцип разделения властей, закрепленный в ст. 26 Конституции от 11 июня 1975 г. — законодательные функции осуществляются Парламентом и Президентом Республики, исполнительные функции осуществляются Президентом Республики и Правительством, судебные функции осуществляются судами, решения которых исполняются от имени греческого народа.

Государственный совет как суд высшей инстанции отменяет исполнительные акты административных властей вследствие превышения власти или нарушения закона; пересматривает окончательные решения административных судов; рассматривает административные разногласия существенного порядка.

Высший специальный суд проверяет авторитетность и результаты референдума, выносит решения о несовместимости функций депутата с иными функциями и лишении депутатского мандата, разрешает разногласия между судами и административными властями либо между Государственным советом и постоянными административными судами, с одной стороны, и гражданскими и уголовными судами — с другой, либо между Контрольным советом и прочими судами, разрешает сомнения относительно антиконституционности существа или трактовки положений формально принятого закона. Решения Высшего специального суда не подлежат пересмотру.

В Королевстве Дания также власть разделена на законодательную, осуществляемую Королем и Фолькетингом, исполнительную, принадлежащую Королю, и судебную, осуществляемую органами правосудия (ст. 3 ч. I Конституции Королевства Дании от 5 июня 1953 г.). Высокий суд Королевства рассматривает дела против министров по инициативе Короля или Фолькетинга. При отправлении правосудия суды должны быть всегда независимы от исполнительной власти. Суды имеют право рассматривать любой вопрос, касающийся объема полномочий органов исполнительной власти.

В Республике Ирландия в ст. 6 Конституции закреплены все власти — управление, законодательная, исполнительная и судебная. Юрисдикция Высокого суда распространяется на все вопросы действительности любого закона,

относящегося к Конституции. Никакой суд не должен осуществлять юрисдикцию по вопросам юридической силы закона или любого положения закона, законопроекта, который должен быть передан Верховному суду Президентом.

Согласно Конституции Испании от 29 декабря 1978 г. Генеральные кортесы (Конгресс депутатов и Сенат) осуществляют законодательную власть (ст. 66), исполнительные и распорядительные функции осуществляет Правительство (ст. 97), судебную власть — суды (раздел шестой). Конституционный суд рассматривает заявления о неконституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона; принимает решения о защите прав и свобод; разрешает споры о разграничении полномочий между государством и автономными сообществами либо между автономными сообществами. Правительство может обжаловать в Конституционный суд решения и постановления, принятые органами автономных сообществ. Решения публикуются в Официальном бюллетене государства, с указанием особого мнения его членов в случае необходимости, вступают в силу со дня, следующего за их опубликованием, и не подлежат обжалованию и применяются в обязательном порядке (ст. 159-165).

Законодательную власть Италии в силу ст. 55, 70 Конституции от 22 декабря 1947 г. осуществляет парламент, состоящий из Палаты депутатов и Сената Республики, исполнительную власть — правительство, состоящее из Председателя Совета и министров (глава III), судебную власть — суды (глава IV).

Конституционный суд выносит решения по следующим делам: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями и между областями; обвинения, выдвигаемые в соответствии с Конституцией против Президента Республики (ст. 134). Никакие жалобы на решения Конституционного суда не допускаются.

В Конституции Великого Герцогства Люксембург от 17 октября 1868 г. записано, что исполнительную власть осуществляет один Великий герцог (ст. 33), законодательную власть — Палата депутатов (ст. 46), судебную власть — суды и трибуналы от имени Великого герцога (ст. 49). Особым законом определяется организация Высшей судебной палаты. В своих решениях судебные органы могут опираться на регламенты и постановления государственной и местной администрации, если они не противоречат закону. В целом в Конституции закреплены только основные принципы организации судебной власти, а система судебных органов, их юрисдикция устанавливаются только законом.

Исполнительная власть в Королевстве Нидерланды согласно Конституции от 17 февраля 1983 г. принадлежит Королю и министрам, образующим Правительство (ст. 42); законодательная власть — Генеральным штатам, состоящим из второй и первой палаты (ст. 50, 51); судебная власть — судебным органам либо может передаваться по Акту парламента квазисудебным или иным учреждениям (ст. 112). При этом конституционность Актов парламента и договоров не подлежит контролю со стороны судов (ст. 120).

В Конституции Португалии от 2 апреля 1976 г. зафиксировано, что к органам государственной власти относятся Президент Республики, Ассамблея Республики, Правительство, суды (ст. 113). В силу ст. 114 Конституция определяет разделение власти и взаимозависимость органов государственной власти.

Суды являются органами власти с компетенцией отправления правосудия от имени народа. Выделяются следующие категории судов: Конституционный, Верховный и суды общей юрисдикции первой и второй инстанции, Верховный административный и остальные административные и фискальные суды, Счетная палата, военные трибуналы, морские суды и арбитражные суды, причем у каждого своя компетенция. Так, Конституционный суд отправляет правосудие в сфере вопросов юридико-конституционного характера.

В Финляндии в Конституции от 17 июля 1919 г. в разделе 1 параграфе 2 отражено, что законодательная власть осуществляется Эдускунтой вместе с Президентом Республики. Высшая исполнительная власть доверена Президенту Республики, при нем для общего управления государством образован Государственный совет, в который входят Премьер-министр и необходимое число министров. Правосудие осуществляют независимые суды; судами высшей инстанции являются Верховный суд и Верховный административный суд. Если Верховный суд и Верховный административный суд считают, что требуется изменение или толкование закона или указа, они вносят Президенту Республики предложение о принятии соответствующих законодательных мер.

Согласно Конституции Франции от 4 октября 1958 г. исполнительную власть возглавляет правительство (раздел III), законодательную власть — парламент, состоящий из Национального собрания и Сената (раздел IV), судебную власть — судьи (раздел VIII). Президент является гарантом независимости судебной власти, ему помогает Высший совет магистратуры, учреждается также Высокая палата правосудия, которая и судит Президента Республики Франции.

В Швеции вся государственная власть исходит от народа. В силу норм статей Конституции от 27 февраля 1974 г. законодательная власть принадлежит Риксдагу, исполнительная — Правительству, которое ответственно перед Риксдагом, судебная — судам.

Параграф 2 главы 11 Конституции гласит, что никакой орган, в том числе Риксдаг, не может установить, какой приговор должен вынести суд в конкретном случае и каким образом суд должен в иных случаях применить правовые нормы по определенному делу, т.е. закреплена независимость судебной власти, в том числе от законодательной. Если суд найдет, что предписание противоречит положениям основного закона или какого-либо акта вышестоящего органа либо что установленный порядок в каком-то важном отношении не соблюдается, он вправе не принять во внимание такое предписание. Но если предписание установлено Риксдагом или Правительством, такой подход допускается только тогда, когда совершена явная ошибка (параграф 14 главы 11).

В ст. 7 Конституции Азербайджана от 12 ноября 1995 г. закреплено, что государственная власть организуется на основе принципа разделения властей: за-

конодательную власть осуществляет Милли Меджлис; исполнительная власть принадлежит Президенту; судебную власть осуществляют суды — Конституционный Суд, Верховный Суд, Экономический Суд, общие и специальные суды.

Конституционный Суд решает вопросы о соответствии Конституции законов, указов и распоряжений Президента, постановлений Милли Меджлиса, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти; о соответствии законам Республики указов и распоряжений Президента, постановлений Милли Меджлиса, постановлений и распоряжений Кабинета Министров, нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти; о соответствии постановлений Кабинета Министров и нормативно-правовых актов центральных органов исполнительной власти указам Президента; о соответствии в предусмотренных законом случаях решений Верховного Суда Конституции и законам Республики; о соответствии актов муниципалитетов Конституции, законам, указам Президента, постановлениям Кабинета Министров; о разрешении споров, связанных с разграничением полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями.

В Конституции Армении от 5 июня 1995 г. (ст. 5) также прописано, что государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную (Национальное Собрание), исполнительную (Правительство) и судебную (суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный Суд, хозяйственный и военный суд, Конституционный Суд). Конституционный Суд также устанавливает соответствие Конституции законов, постановлений Национального Собрания, указов, распоряжений Президента, постановлений Правительства; устанавливает до ратификации международного договора соответствие Конституции закрепленных в нем обязательств; другие полномочия прописаны в главе 6 «Судебная власть» Конституции, которые позволяют говорить о высшем назначении Конституционного Суда в Армении.

Для Белоруссии также характерно разделение властей на законодательную (Национальное Собрание), исполнительную (Правительство — Совет министров) и судебную (суды). Причем в ст. 6 Конституции от 24 ноября 1996 г. закреплено, что государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Конституционному Суду в Белоруссии также отведено особое место среди всех судов судебной системы, и именно он дает заключения о соответствии Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным республикой, законов, декретов, указов Президента; о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции.

Принцип разделения властей также прописан в ст. 5 Конституции Грузии от 24 августа 1995 г., законодательная власть принадлежит Парламенту, испол-

нительная власть — Президенту, по предложению которого утверждается структура и порядок деятельности исполнительной власти, судебная власть — судам. Конституционный Суд учрежден как судебный орган конституционного контроля, который решает дела о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, высших органов власти; рассматривает споры по разграничению компетенции между государственными органами и осуществляет другие полномочия.

В Казахстане государственная власть едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную (Парламент, состоящий из двух палат — Сената и Мажилиса), исполнительную (Правительство) и судебную (Верховный Суд, местные суды, причем учреждение специальных и чрезвычайных судов не допускается) ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов (ст. 3 Конституции от 30 августа 1995 г.).

В Казахстане создан специальный орган — Конституционный Совет, к компетенции которого относится рассмотрение до подписания Президентом принятых Парламентом законов на их соответствие Конституции; дает официальное толкование Конституции; решает вопрос о правильности проведения выборов Президента, депутатов Парламента, проведения республиканского референдума, осуществляет также и иные полномочия.

В силу ст. 7 Конституции Киргизии от 5 мая 1993 г. одним из принципов, на которых основывается государственная власть, является принцип разделения на законодательную (Парламент — Жогорку Кенеш), исполнительную (Правительство) и судебную (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, местные суды) ветви, их согласованное функционирование и взаимодействие. Конституционному Суду Республики также отведена роль органа конституционного контроля, именно он рассматривает дела о конституционности актов — законов, решений органов местного самоуправления, правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан.

В Молдавии законодательная (Парламент), исполнительная (Правительство) и судебная (Высшая судебная палата, Апелляционная палата, трибуналы, суды, специализированные суды) власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив (ст. 6 Конституции от 29 июля 1994 г.). Отдельный раздел V Конституции посвящен Конституционному Суду, который является единственным органом конституционной юрисдикции в Республике, проверяет конституционность законов, регламентов и постановлений Парламента, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства; разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой, и осуществляет иные полномочия.

Государственная власть в Таджикистане основывается на принципе ее разделения на законодательную (Маджлиси Оли), исполнительную (Правительст-

во) и судебную (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Экономический Суд, Военный Суд, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные, города Душанбе, городские и районные суды) (ст. 9 Конституции от 6 ноября 1994 г.).

В ст. 89 Конституции прописаны компетенция Конституционного Суда, он разрешает дела о соответствии Конституции актов органов власти, разрешает споры между государственными органами относительно их компетенции. Решения Конституционного Суда окончательны.

18 мая 1992 г. была принята Конституция Туркменистана, ст. 4 которой зафиксировала, что государство основывается на принципе разделения властей — законодательной (Меджелис), исполнительной (кабинет министров) и судебной (Верховный Суд, Высший хозяйственный суд, военные и другие суды, предусмотренные законом, в форме гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства), которые действуют самостоятельно, сдерживая и уравновешивая друг друга.

В Узбекистане в силу ст. 11 Конституции от 8 декабря 1991 г. система государственной власти также основывается на принципе разделения властей на законодательную (Олий Мажлис), исполнительную (Президент и Совет министров, формируемый им и утверждаемый парламентом — Олий Мажлис) и судебную (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший хозяйственный Суд, Верховный суд Республики Каракалпакстан, Хозяйственный суд Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентского городского, районных, городских и хозяйственных судов). В ст. 108 четко прописано, что Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти.

В Украине государственная власть осуществляется по принципу ее разделения на законодательную (Верховная Рада), исполнительную (Кабинет Министров) и судебную (Конституционный Суд и суды общей юрисдикции) в силу ст. 6 Конституции от 28 июня 1996 г. Конституционному Суду как единственному органу конституционной юрисдикции в Украине посвящен отдельный раздел XII Конституции, где четко прописана его компетенция. Так, он решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции и законов. Объекты конституционного контроля зафиксированы в ст. 150 — это законы и иные правовые акты Верховной Рады, акты Президента, акты Кабинета Министров, правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Итак, в России власть организована по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом судебной власти отводится особое место, которое выражается в обеспечении системы сдержек и противовесов, в исключительном праве этой власти устанавливать истину в юридическом смысле этого слова.

Судебная власть, будучи разновидностью государственной, строит свои взаимоотношения с законодательной и исполнительной властями исключительно на основе Конституции РФ. Именно судебная власть разрешает споры между органами государственной власти.

Анализ норм статей конституций 15 государств Европейского Союза и 11 государств — участников СНГ показал, что в целом место судебной власти в системе разделения властей в России и в мире схоже. В Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Португалии и странах СНГ, чьи конституции были предметом исследования, место судебной власти в системе разделения властей также призвано сбалансировать все ветви власти, четко зафиксировано полномочие о проверки на конституционность актов, действий законодательной и/или исполнительной власти.

При этом особо отмечается место конституционных судов в тех странах, где они учреждены, в системе судов государства. В Великобритании, Нидерландах судебная власть не имеет полномочий по проверке решений законодательной власти, в Дании четко зафиксирована компетенция судов по рассмотрению любого вопроса в отношении исполнительной власти. В Финляндии суды выступают своего рода посредниками между законодательной властью и Президентом Республики, поскольку не наделены полномочиями по отмене или изменению актов. В Швеции судам предоставлено право не применять противоречащий Конституции акт. Приобретение российской судебной властью вышеперечисленных конституционных полномочий позволит поднять ее статус до уровня иных ветвей власти.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Безнасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

[2] Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. — 1997. — № 8.

[3] Конституции государств Европейского Союза / Под общей ред. Л.А. Окунькова. — М.: Издательская групп ИНФРА-М — НОРМА, 1997.

[4] Конституции государств — участников СНГ. — М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.

[5] Лазарева В.А Судебная власть. Судебная защита. Судебный контроль: понятие и соотношение: Лекции-очерки. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2000.

[6] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея» от 4 апреля 2002 г. №8-П // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 15. — Ст. 1497.

[7] Шаталов А.С. Судебно-правовая реформа в России: исторические аналогии, проблемы и возможные пути их решения // Судебная власть в России. Роль судебной практики: Учеб. пособие / Сост. Ю.А. Тихомиров. — М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

PLACE OF JUDICIARY IN SEPARATION OF POWERS IN RUSSIA, CIS, EUROPEAN UNION: A COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

N.I. Yaroshenko

The Department of Constitutional and Municipal Law Peoples' Friendship University of Russian

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The article is dedicated to the principle of division of powers and a special place of the judiciary. The study is based on an analysis of scientific works of Russian authors, the Constitution of Russia, CIS countries and the European Union, as well as the legal positions of the Constitutional Court of Russia. Key words: separation of powers, the judiciary, the Constitutional Court.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.