Научная статья на тему 'ПАРЛАМЕНТ И ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ПАРЛАМЕНТ И ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / СУДЬИ / ПАРЛАМЕНТ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ализода Зариф

В статье исследуются вопросы взаимоотношений и взаимодействия парламента, его отдельных палат с органами судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАРЛАМЕНТ И ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

квалифицированных рабочих кадров практическую помощь оказывали также профтехучилища Российской Федерации, Украины и других стран СНГ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В 90-х ГОДАХ ХХ ВЕКА

Шарофова М.

В начале 90-х годов образовательные учреждения начального профессионального образования, как и во всем бывшем Советском Союзе, переживали определённые трудности. Главной особенностью явилась отмена гарантированного материально-технического обеспечения. Распад СССР совпал с началом гражданской войны в Таджикистане, которая стала одной из причин развала таджикского образования в целом. Разрушались и опустошались ПТУ. Остро стояла проблема подготовки рабочих кадров из числа коренной национальности, обеспечения материально-технической базы ПТУ и перехода на самофинансирование.

Ключевые слова: индустриальный техникум, особенность, профессионально-техническое обучение, профессия, образование, государство, подготовка, ариентация, координация, задача, ориентация.

VOCATIONAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE 90th

YEARS OF THE XXth CENTURY

Sharofova M.

Educational institutions of the primary vocational education in all former Soviet Union countries went through difficulties AT the beginning of the 90th years. The main peculiarity was the abolition of guaranteed material and technical support. The collapse of the USSR coincided with the beginning of the civil war in Tajikistan, beaming the reason for the breakup of Tajik education at all. Vocational schools wrecked and ravaged as well. The burning problem was training of staff from indigenous people, providing material and technical support for vocational schools and transfer to the self-financing.

Key words: industrial technical school, feature, professional training, profession, education, state, preparation, coordination, task, orientation.

Сведения об авторе: Шаропова Мунаввара - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогическиго университета им. Садриддина Айни, тел.: (+992) 910 220182.

Information about the author: Sharopova Munavvara, Ph.D. in history, associate professor of the Chair of General History, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (+992) 910 220182.

ПАРЛАМЕНТ И ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ализода З.

Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан

В настоящее время в Республике Таджикистан идет процесс становления судебной ветви власти, последовательно она вбирает в себя все общепризнанные нормы, принципы и свойства судебной власти.

Как известно, в советское время принцип разделения властей отвергался и судебная власть не признавалась в качестве самостоятельной ветви государственной власти. На уровне Конституций Союза ССР и Таджикской ССР признавалось единовластие Советов народных депутатов, подотчетность и подконтрольность им

других государственных органов, в том числе и судебных органов. Например, в статье 2 Конституции Таджикской ССР 1978 года было сказано: «Вся власть в Таджикской ССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Таджикской ССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов».(1)

Только в процессе перестройки советского общества и демократизации его основ был признан принцип разделения властей, в том числе судебной власти в качестве самостоятельной ветви единой государственной власти.

В Таджикистане, как и в других республиках бывшего Союза ССР, этот процесс произошел в результате его суверенизации, т.е. принятия декларации о государственном суверенитете. В пункте третьем Декларации было установлено, что «государственная власть в Республике Таджикистан осуществляется по принципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную».(2) Больше об этих ветвях власти, в том числе и судебной, ничего не сказано. Только в пункте шестнадцатом отмечается, что Республика Таджикистан является сторонником общепризнанных принципов и норм международного права, и в пункте девятнадцатом говорилось о том, что Декларация является основой для разработки новой Конституции Республики Таджикистан.

Разумеется, имелось в виду, что принципы и нормы, касающиеся этих властей и вытекающие из признанных международных документов, будут закреплены в новой конституции страны. Последующая практика, разработка и принятие новой конституции республики подтвердили этот замысел авторов Декларации.

Действительно, разработчики проекта новой конституции республики при определении судебной власти, установлении её основных конституционных принципов и положений исходили из общепризнанных норм, касающихся судебной власти.

На уровне конституции судебная власть была признана самостоятельной ветвью единой государственной власти. Так, в статье 9 Конституции было закреплено, что «государственная власть осуществляется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную».(3) Этот основополагающий конституционный принцип, который закреплен в первой главе Основного закона - «Основы конституционного строя», имеет определяющее значение для других норм и принципов этой ветви власти.

Судебной власти, её организации и функционированию в конституции посвящена отдельная глава - глава восьмая. Она называется «Суд». В первой статье этой главы -статье 84 говорится об основных принципах организации и функционирования этой ветви государственной власти. Так, в ней указывается, что «судебная власть является независимой и осуществляется от имени государства судьями. Судебная власть защищает права и свободы человека и гражданина, интересы государства, организаций, учреждений, законность и справедливость. Судебную власть осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший экономический суд, Военный суд, Суд Горно-Бадахшанской Автономной области, суды областей, города Душанбе, городов и районов, Экономический Суд Горно-Бадахшанской Автономной области, экономические суды областей и города Душанбе. Организацию и порядок деятельности судов определяет Конституционный закон».(4)

Также определена система и организационная структура судебной власти. Как усматривается из приведенных положений, Основной закон при организации судебной системы исходит из принципа специализации судов, т.е. указывает на организационную систему судов, которая охватывают конституционную, экономических, военных и общих судов. С учетом осуществления Программы судебно-правовой реформы на уровне судов областей, города Душанбе и Верховного суда страны созданы также коллегии по семейным и административным делам.(5)

Существующая система судебной власти в определенной степени влияет на взаимоотношения и взаимодействие парламента с органами судебной власти. При определении их взаимоотношения следует исходит прежде всего из того, что эта власть, как и законодательная, и исполнительная, является независимой от них. Все они - три

ветви единой государственной власти, осуществляющие свои полномочия самостоятельно, независимо друг от друга и взаимодействующие с учетом требований конституционного принципа разделения властей. Исходя из этого, при определении взаимоотношений и взаимодействия парламента и органов судебной власти необходимо руководствоваться требованиям принципа разделения властей.

При определении их взаимоотношений и взаимодействия также необходимо учесть и организационную структуру парламента, его однопалатность или двухпалатность, поскольку определенные виды взаимодействия с органами судебной власти осуществляются палатами самостоятельно. С учетом сказанного, можно выделить следующие направления взаимодействия парламента с органами судебной власти: 1) определение законодательной основы деятельности судебных органов; 2) взаимодействие верхней палаты с органами судебной власти; 3) взаимодействие нижней палаты с органами судебной власти.

Как было отмечено выше, основополагающие принципы организации и деятельности судебной власти и ее организационной структуры определены в конституции страны. Иные вопросы организации и деятельности судов, как отмечено в статье 84 Конституции, регулируются конституционным законом.

Правовое закрепление организации и функционирования судов в форме закона, как известно, входит в полномочие обеих палат парламента. Согласно статьям 59 и 60 Конституции, все законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента. Они принимаются этой палатой и одобряются верхней палатой парламента.

Законодательное регулирование организации и деятельности судов страны в форме конституционного закона является не случайным. Как вытекает из конституции страны, при законодательном регулировании ветвей государственной власти, она исходит из того, что они занимают центральное место в системе государственной власти и с учетом этого им отводится такое положение.

Таким образом, организация и деятельность судов страны регулируются конституционным законом, что соответствует их статусу как отдельной и независимой ветви единой государственной власти.

Следует отметить, что после принятия Конституции страны в 1994 году законодательное регулирование судебной власти осуществлялось по старой, советской практике, т.е. каждый вид суда был предметом регулирования отдельного закона. После принятия конституции страны в ноябре 1994 года новый созыв парламента в ноябре 1995 года принял следующие законы, регулирующие судебную власть: Конституционные законы «О Конституционном суде Республики Таджикистан»; «О судоустройстве»; «О Верховном суде Республики Таджикистан»; «О статусе судей в Республике Таджикистан»; «Об экономических судах»; «О военных судах».

Такая форма правового регулирования организации и деятельности судов не являлась эффективной, поскольку единая ветвь - судебная власть - регулируются столь многими законами. Что касается законодательной и исполнительной властей, то их деятельность урегулирована одними законами.

С другой стороны, многие общие принципы и положения, касающиеся судебной власти, повторяются в этих законах, поскольку избежать такого повтора невозможно. Жизнь сама показала, что наиболее эффективным способом правового регулирования организации деятельности судебной власти является закрепление его в одном законе. Так и произошло. В 2001 году парламент страны объединил все указанные законы в одном отдельном законе и принял Конституционный закон «О судах Республики Таджикистан». Исключением из этого стал Конституционный суд республики, поскольку организация и функционирование этого суда отличается от других и процессуальная деятельность этого суда также регулируется этим же законом. Поэтому Конституционный закон «О Конституционном суде» не был объединен в этом общем законе о судах страны.

Такой способ правового регулирования судебной власти нашёл поддержку со стороны академических кругов.(6) Что касается законодательного регулирования

Конституционного суда, то нужно отметить, что он действительно является специфическим судебным органом по защите Конституции страны, обеспечению верховенства и непосредственного действия ее норм, а также защиты прав и свобод человека и гражданина. С другой стороны, как нам кажется, более целесообразным и эффективным является регулирование процессуальной деятельности Конституционного суда отдельным законом. Это, в свою очередь, даст возможность более подробно урегулировать процессуальную деятельность этого суда. В то же время это приблизит Конституционный суд к другим судам (общим и экономическим), процессуальная деятельность которых регулируется отдельными законами (кодексами).

Таким образом, взаимоотношения обеих палат парламента осуществляется путем законодательного регулирования организации и функционирования судов страны.

Следует отметить, что до внесений поправок в Конституции в 2003 году, Конституционный, Верховный и Высший экономический суды обладали правом законодательной инициативы. Исключение этих судов, видимо было обусловлено, во-первых тем, что в классическом понимании это право принадлежало членами парламента и главе государству. Во-вторых, суды в большинстве постсоветских государств только занимаются правоприменением, в этих странах отсутствует судебный прецедент. В-третьих, в период, когда указанные суды имели такое право (1994-2003), они крайне редко использовали его. В основном они использовали это право при внесении законов, регулирующих их деятельность.

Как известно, многие страны СНГ тоже пошли по этому пути. У них такое право представлено члену парламента и исполнительной власти. Например, в Республике Казахстан этим правом обладает депутаты парламента и правительство.(7) В Кыргызской Республики это право предоставлено депутатам парламента, Правительству и 10 тысячам избирателей.(8) В Армении это право принадлежит депутатам Национального Собрания и правительству.(9) В Украине такое право имеют Президент Украины, Кабинет министров и Национальный Банк Украины.(10) В Белоруссии этим правом обладают Президент, депутаты парламента, правительство и не менее 50 тысяч граждан, обладающим избирательным правом.(11)

Как было подчеркнуто выше, отдельные аспекты взаимодействия парламента осуществляются отдельно каждой палатой в соответствии с их полномочиями.

Основные полномочия верхней палаты закреплены в статье 56 Конституции. Два из этих полномочий относятся к судьям высших судов. Так, в указанной статье, в частях третьей и четвертой говориться об избрании, отзыве и лишении неприкосновенности председателей, заместителей и судей Конституционного, Верховного и Высшего экономического судов страны. Более подробно данный вопрос урегулирован в Конституционном законе «О судах Республики Таджикистан». (12)

В статье 11 названного закона предусмотрены требования, предъявляемые к кандидатам на должность указанных высших судов. Так, судьи Конституционного суда избираются из числа юристов не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющих профессиональный стаж работы не менее 10 лет. На должность судей Верховного суда, Высшего экономического суда избираются юристы не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющие стаж работы в качестве судьи не менее 5 лет. В данном законе также закреплены основания и процедуры отзыва и освобождения судьи Конституционного, Верховного и Высшего экономического судов республики.

Следует отметить, что избрание, отзыв и освобождение судей этих судов, согласно Конституции и указанному закону, осуществляются по представлению Президента страны. Такая процедура вытекает из конституционного принципа разделения властей, где законодательная и исполнительная ветви власти участвуют в формировании судебной власти.

Что касается судей нижестоящих судов, т.е. областных, экономических, военных судов гарнизонов, а также судей районных и городских судов, то они, согласно статье 69 Конституции, назначаются и освобождаются президентом страны по представлению Совета юстиции республики.

Такой подход, т.е. избрание и отзыв судей высших судов верхней палатой парламента по представлению президента, а нижестоящих судов самим президентом страны по представлению Совета юстиции республики, практически существует в большинстве стран бывшего СССР (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Узбекистан и др.).

Избрание и отзыв судей высших судов со стороны верхней палаты парламента по представлению президента имеют под собой научную и логическую основы. Во-первых, верхняя палата является как бы «государственной палатой», разрешающей государственные вопросы. Во-вторых, верхняя палата объединяет представителей территорий и, с учетом этого, передача названного вопроса в компетенцию этой палаты является оправданной. В-третьих, нижняя палата является «законодательной палатой» и нагромождать ее и этими вопросами является нецелесообразным.

С другой стороны, участие президента страны в этом процессе вполне оправданно, поскольку именно здесь реализуется конституционный принцип разделения властей, где две ветви государственной власти участвуют в формировании третьей власти.

Что касается полномочий нижней палаты парламента в отношении органов судебной власти, то они, кроме принятия законов, которое осуществляеться совместно с верхней палатой и с участием субъектов законодательной инициативы, являются незначительными.

Эти полномочия закреплены в статье 57 Конституции страны. К ним относятся образование судов и установление специальных званий для судей судов республики и чинов для работников аппарата судов. Этим вопросам в Регламенте нижней палаты посвящена специальная глава (глава 23). Так, в пункте 460 Регламента говориться, что «по предложению Президента Республики Таджикистан Маджлиси намояндагон образует суды». Второе полномочие закреплено в пункте 474 Регламента палаты. В нём отмечаеться, что «Маджлиси намояндагон устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и специальные звания». Для судей установлены специальные звания, а для работников аппарата судов - специальные чины.

Таким образом, в Республике Таджикистан идет процесс становления судебной ветви власти, проводятся судебно-правовые реформы для ее укрепления и усовершенствования, развивается взаимодействие между парламентом и органами судебной власти с учетом принципа сдержек и противовесов.

Литература:

1. Конституция (Основной Закон) Таджикской Советской Социалистической Республики - Душанбе: Ирфон, 1989.

2. Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР.-1990.- №15.- Ст. 236.

3. Конституция Республики Таджикистан.- Душанбе: Ирфон, 1994.

4. Конституция Республики Таджикистан.- Душанбе: Маджлиси намояндагон, 2003.

5. Бюллетень Верховного Суда Республики Таджикистан.- 2007.- №2.- С. 36-42.

6. Имомов А. Органы государственной власти Таджикистана. - Душанбе: Матбуот, 2007.- С. 378-379. (на тадж. яз.)

7. Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Казахстан, 1995.

8. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек, «Учкун», 2011.

9. Конституция стран - членов СНГ. - Ереван: Мхитар-Гош, 1997.-С. 173-195.

10. Там же. - С. 51-97.

11. Там же. - С. 100-134.

12. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. -2001.- №7.- Ст. 490.

13. Сборник нормативных правовых актов о деятельности Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - Душанбе: Шарки озод, 2011. - С.184.

ПАРЛАМЕНТ И ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ализода З.

В статье исследуются вопросы взаимоотношений и взаимодействия парламента, его отдельных палат с органами судебной власти.

Ключевые слова: суд, судебная власть, судьи, парламент, разделение властей.

PARLIAMENT AND BODIES OF JURIDICAL AUTHORITY: INTERACTION

PROBLEMS

Alizoda Z.

The paper investigates issues regarding the relationships and interaction of Parliament and its separate chambers with bodies of juridical authority.

Key words: court, the judicical authority, judges, parliament, separation of power.

Сведения об авторе: Ализода Зариф - кандидат юридических наук, Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан, Тел.: (+992 37) 2217989, e-mail: info@ombudsman.tj

Information about the author: Alizoda Zarif - Ph.D. in Law sciences, Ombudsman for Human Rights in the Republic of Tajikistan, tel: (+992 37) 2217989, e-mail: info@ombudsman.tj

ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ КАК ПРАВОВОЕ СОСТОЯНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Бабаджанов Исрофил Хусейнович

Институт философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан

Смерть - неизбежное явление, связанное с окончанием существования любого живого существа, в том числе и принадлежащего к биологическому виду Homosapiens. Однако смерть - не только биологический процесс, в человеческом обществе она приобретает и социальный характер. В основе понимания проблемы смерти лежит представление о социальной сущности человека как индивида и личности, его связи с обществом и человечеством в целом. Особенно важно диалектическое понимание единства и борьбы противоположностей родового и индивидуального в человеческом существовании. Сложность взаимоотношения родового и индивидуального достигает у человека своих предельных форм именно потому, что в биологическом смысле индивид всегда в некотором отношении лишь средство для вида в целом, поскольку именно через приспособительную жизнедеятельность индивида, завершающуюся воспроизведением потомства и смерть, вид обеспечивает свое существование как определенной формы жизни, длящейся в иных, чем для индивида, временных измерениях. Но если в биологическом смысле природа становится «равнодушной», «теряет интерес» к индивиду после завершения им репродуктивного возраста, то как раз тогда, когда отступает природа, возрастает интерес общества, т. к. развитие личности отдельного человека, в конечном итоге, является целью и средством существования и развития человечества - и как вида Homosapiens и как социальной общности, носителя разума и культуры на Земле [8; 9; 16; 19; 21; 27; 32; 33; 40; 41; 49, стр. 241-252; 59; 60; 61; 62; 63; 65; 66; 68; 70, стр. 158162; 72; 73; 74, стр. 3-11; 76; 77; 79; 83; 84; 85; 86; 90].

Действительно, стиль и образ жизни могут обусловить определенный вид или особенности смерти, но, с другой стороны, неизбежность смерти детерминирует жизнь человека. Кроме того, смерть - это правовое состояние, которое среди правовых состояний занимает особое место. И это связано не только с психологическим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.