правильным представляется размещение указанной главы в Общей части, что и было сделано в Избирательном кодексе Псковской области. И совершенно неправильным видится размещение такой главы в заключительных положениях, как в Избирательном кодексе Свердловской области.
По мнению Т.Ю. Нырковой, оценка демократизма избирательных систем в субъектах Федерации с позиции предоставленных им возможностей для собственного правового регулирования свидетельствует, что в полном объеме они регионами не используются, в основном прослеживается тенденция копирования элементов избирательной системы, применяемой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В связи с этим избирательные системы в субъектах Федерации приобретают все большее взаимное сходство, становятся более унифицированными, без учета региональной специфики1.
На наш взгляд, в целях совершенствования избирательного законодательства субъектов Российской Федерации необходимы разработка и принятие типового избирательного кодекса субъектов Российской Федерации. Указанный документ призван упорядочить и систематизировать нормы регионального законодательства в сфере организации и проведения выборов. Полагаем, что его структура должна быть последовательной и состоять из двух частей: Общей и Особенной, а содержание должно включать четкие формулировки.
1 См.: Ныркова Т.Ю. Указ. соч. С. 10-11.
З.М. Ализода,
кандидат юридических наук, Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан info @ombudsman. tj
Некоторые аспекты эволюции парламентаризма в Республике Таджикистан
Аннотация: в статье исследуются некоторые особенности эволюции парламентаризма в Республике Таджикистан, в том числе проблемы формирования постоянно действующего профессионального парламента в стране, влияние Соглашения о мире и национальном согласии и Комиссии по национальному примирению на процесс становления парламентаризма.
Ключевые слова: парламентаризм, полновластие народа, становление парламентаризма, разделение властей, свободный мандат депутата, профессиональный парламент.
Summary: in this article researches some features of the evolution of parliamentary in the Republic of Tajikistan, including the problems of formation of permanent acting Parliament in the country, influence of Agreement on peace and national consensus and Commission on national reconciliation on processes of parliamentary formation.
Key words: parliamentary, sovereignty of the people, becoming of the parliamentary, separation of powers, a free mandate of deputy, a professional parliament.
25
Парламентаризм как особый политический институт со своими принципами и ценностями вошел в теорию и практику государственного строительства постсоветских республик, и в том числе и Республики Таджикистан лишь в 90-гг. прошлого столетия. Этот институт в его традиционном понимании был чужд советской системе организации государственной власти.
Это наложило свой отпечаток на систему представительных органов, в том числе и высших представительных органов государственной власти Союза ССР и союзных республик. Советы народных депутатов, избираясь народом, считались формой проявления полновластия народа, единственными органами государственной власти, правомочными решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР и союзных республик1. Это было указано в Конституции СССР и Конституциях союзных и автономных республик. Так, например, в ст. 2 Конституции Таджикской ССР было закреплено, что вся власть в Республике принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть посредством Советов народных депутатов, составляющих политическую основу Таджикской ССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов2.
Демократические процессы и перемены, происходившие в советском
i обществе, выявили эти изъяны. Были предприняты попытки исправить по-^ ложение. Так, в Постановлении ЦК КПСС от 25 июля 1986 г. «О дальнейшем к совершенствовании партийного руководства Советами народных депутатов» ^ и в совместном Постановлении ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета § СССР и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению □l роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально-экономического развития в свете решений XXVII съезда КПСС» была отмечена необходимость избавления от мелочной опеки, дублирования и подмены Советов со стороны партийных органов, расширения полномочий Советов и повышения их ответственности за все сферы жизни на территории ° их действия3. Однако эти попытки и принятые меры были недостаточными, к надо было в корне изменить саму систему.
m После распада Советского Союза Республика Таджикистан, приобретая m независимость, последовательно прошла по пути становления современного парламентаризма.
Как известно, для института современного парламентаризма характер-2g ны следующие признаки: организация и функционирование парламента на
- основе принципа разделения властей и верховенства закона; существование
постоянно действующего парламента; наличие необходимых для парламента полномочий; специфические формы и методы работы и особые отношения членов парламента с избирателями. Процесс становления парламентаризма, указанные его признаки и свойства в Республике Таджикистан имеют свои особенности, связанные с национальной спецификой.
1 См., напр.: Советское государственное право / под ред. С.С. Кравчука. М., 1980. С. 400—412; Шевцов В.С. Общественно-политическое устройство СССР. М., 1978. С. 56—95; Барабашаев Г.В. Верховный Совет СССР. М., 1980. С. 64 и др.
2 См.: Конституция Таджикской Советской Социалистической Республики. Душанбе, 1987.
3 См.: КПСС о перестройке : сб. документов. М., 1988. С. 145-147; 234-250.
IZ
с
0J
о
0J
Важное место в эволюции парламентаризма, возник новении представлений и идей о парламентаризме и законодательной власти принадлежит Декларации о суверенитете Таджикской ССР, принятой 24 августа 1990 г.1 Объявляя государственный суверенитет, Декларация признала и закрепила общепризнанные принципы и нормы организации и функционирования государственной власти, в том числе относящиеся к парламенту и парламентаризму. Так, в п. 3 этого документа было зафиксировано, что «государственная власть в Таджикской ССР осуществляется по принципу
ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Впервые е
был признан важнейший принцип парламентаризма — принцип разделения Т властей, означающий признание парламента в качестве самостоятельной
ветви государственной власти наряду с исполнительной и судебной властью. ф
Закрепив эти принципы, Декларация заложила твердую почву для ста- о
новления парламентаризма, поскольку она явилась основой для разработки ^
новой Конституции страны. Ф
Следующим шагом в эволюции парламентаризма стало принятие новой О
Конституции суверенного Таджикистана в 1994 г. Она закрепила принципы Ц
демократической и правовой государственности, которые явились прочным |
фундаментом становления парламентаризма и формирования законодатель- а
ной власти в стране. Были конституционно оформлены такие принципы, а
как объявление Республики демократическим, правовым и светским государ- §
ством; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; признание а
народа носителем суверенитета и единственным источником государственной 33
власти; закрепление политического и идеологического плюрализма; разделе- а
ние властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство ™
Конституции и законов; признание международно-правовых актов как со- С
ставной части правовой системы страны и их верховенство над законами; б
законность; вступление в силу законов только после их официального опу- |
бликования; участие граждан в управлении государством посредством своих Ф
представителей; признание парламента в качестве высшего представительного д
и единственного законодательного органа; свободный мандат и свободное |
2 к
выражение воли депутата; неприкосновенность депутатского мандата и т. п.2 с
После приобретения государственной независимости в 1991 г. в стране Н началось общественное противостояние, а затем и гражданская война, что
воспрепятствовало становлению парламентаризма и формированию новой 27
государственности. Лишь после достижения мира и национального согласия -
в 1997 г. открылись широкие возможности для становления этого института.
Мир и национальное согласие в стране были достигнуты в результате переговорного процесса и заключения Соглашения о мире и национальном
ламентаризма и его дальнейшего развития, является создание профессионального, постоянно действующего парламента. Профессиональный харак-
1 См.: Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. 1990. № 16, ст. 236 .
2 См.: Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 1994.
3 См.: Усмон И. Книга о мире : сб. документов. Душанбе, 2001. С. 38—41.
со
согласии, подписанного 27 июня 1997 г.3 |
и
Одним из вопросов, имеющим важное значение для становления пар- ^
а
тер парламента позволяет ему полностью выполнить возложенные на него функции и полномочия.
Вопрос о создании профессионального парламента был поднят в процессе межтаджикских переговоров. Оппозиция хотела внести соответствующие изменения в Основной закон страны. Это было связано с тем, что, во-первых, во время принятия Конституции 1994 г., основная часть оппозиции и ее сторонников находились за пределами страны и не участвовали в голосовании по поводу принятия Основного закона. В переговорном процессе было решено внести поправки в Конституцию. Во-вторых, предложение о создании постоянно действующего, профессионального парламента было внесено еще в начале 1990-х гг., когда оппозиция только начала борьбу. Оппозиция выдвигала требования о проведении досрочных парламентских выборов, местах в парламенте, хотела использовать парламент как трибуну для своей политической борьбы.
В то время эта идея не была реализована, поскольку политическая борьба переросла в гражданскую войну. И в связи с началом переговорного процесса между правительством и оппозицией этот вопрос опять был поднят и долго обсуждался как в процессе переговоров, так и в Комиссии по национальному примирению.
Данный вопрос в общем виде был включен в третий блок повестки межтаджикских переговоров, а затем нашел свое конкретное закрепление ^ в Протоколе «Об основных функциях и полномочиях Комиссии по нацио-§ нальному примирению» и в Положении «О Комиссии по национальному □l примирению»1. В эти документы наряду с вопросами, связанными с внесени-s ем изменений и дополнений в Конституцию, также были включены вопросы < подготовки и внесения на утверждение парламента, а если потребуется, и на s всенародный референдум нового Закона о выборах в парламент и местные g представительные органы, а также внесения на рассмотрение парламента ° предложений о дате проведения выборов нового профессионального парсе: ламента под контролем ООН и ОБСЕ при участии стран-наблюдателей на m межтаджикских переговорах.
m Следует отметить, что вопрос о создании постоянно действующего про-[Зь фессионального парламента был центральным вопросом в поправках, вносимых в Конституцию страны, поскольку эти изменения в основном касались 2g парламента. С учетом этого был подготовлен проект поправок, вносимых
- в действующую Конституцию страны. Учитывая, что большинство норм
Конституции, регулирующих организацию и деятельность парламента, пре-^ терпели изменения, глава Конституции была изложена в новой редакции2.
Основу этой главы Конституции составляли следующие принципы и нормы парламентаризма. Парламент — Маджлиси Оли (Верховное собрание) — состоит из двух палат — Маджлиси намояндагон (Собрание представителей) и Маджлиси милли (Национальное собрание). Нижняя палата является постоянно действующей, а верхняя — функционирует на созывной
1 См.: Усмон И. Указ. соч. С. 335-337, 353-357.
2 См.: Достиев А.С. Конституция Республики Таджикистан 1994 г.: История разработки, принятия, внесения изменений и основные понятия. Душанбе, 2001. С. 180-182.
К
О
0J
основе. Депутаты нижней палаты избираются непосредственно населением страны по одномандатным и многомандатным избирательным округам, а члены верхней палаты — частично избираются косвенным путем — местными представительными органами, частично (8 членов) — назначаются Президентом страны. Экс-президент страны по праву является пожизненным членом верхней палаты, если он не откажется от этого права.
Были также закреплены и некоторые другие общепринятые нормы парламентской деятельности. В частности, первую сессию нового созыва обоих Маджлисов созывает Президент страны; очередные сессии нижней е палаты как постоянно действующей палаты созываются один раз в год и Т продолжаются с первого рабочего дня октября до последнего рабочего дня -§ июня; предусмотрены также парламентские каникулы, время для работы с ® избирателями и т. п. П
За каждой палатой были закреплены их собственные полномочия, а также Т установлены совместные полномочия палат, которые осуществляются на их Е совместных заседаниях. Полномочия между палатами были распределены с о учетом специфики каждой палаты. Законодательная деятельность была за- ц креплена за обеими палатами и другими субъектами права законодательной инициативы. Законодательной считается нижняя палата, все проекты законов направляются именно в эту палату и принимаются только ею. После принятия законов нижней палатой они передаются для одобрения в верхнюю палату. Исключения составляют законы о бюджете и амнистии, которые не передаются для одобрения в верхнюю палату, а прямо направляются для подписания и обнародования Президенту страны.
Таким образом, в Республике Таджикистан впервые на конституционном уровне были восприняты и закреплены основные общепризнанные нормы и принципы парламентаризма, которые были важными и нужными для становления этого политического института. Именно с этого времени в Республике Таджикистан начинается жизнь парламентаризма как самостоятельного института, с присущими ему свойствами, принципами и нормами.
В заключение нужно отметить, что становление парламентаризма со К всеми его признаками и свойствами в Республике Таджикистан происходит с не сразу, оно требует определенного времени. В период становления посте- н пенно преодолеваются старая психология и мышление, совершенствуются формы и методы парламентской работы; принципы и нормы парламентариз- 29
ма постепенно познаются и претворяются в жизнь; практика деятельности -
парламента, особенно его постоянно действующей палаты, отшлифовывает принципы и нормы парламентаризма с учетом реалии, специфики и особенностей страны; постепенно, с учетом вышеуказанных факторов, укрепляется ^ и совершенствуется нормативно-правовая база парламента, вырабатывается | определенная эффективная практика взаимодействия парламента с другими ^ ветвями государственной власти.
с
01 "О
ч и
"О
"О ®
01 п
со
а