Зариф Ализода,
кандидат юридических наук, уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН
Выборы, как известно, являются основой формирования парламента, посредством их члены парламента получают свой мандат от представителей народа-избирателей и, таким образом, приобретают полномочия для осуществления компетенции парламента.
В настоящее время в Республике Таджикистан идет процесс перехода от старой «советской избирательной системы» к новой общепризнанной демократической системе выборов членов парламента. Такой переход, как известно, начался ещё со времен перестройки и демократизации советского общества и продолжается по сей день. Как отмечает Л.Ш. Сафаров, «проблема демократизации избирательного процесса актуальна для постсоветских республик (в том числе и для Таджикистана), переживающих глубокую трансформацию всей системы общественных отношений. Для этих стран выборы стали неотъемлемой частью демократизации общественной жизни, вносящей в нее свежую струю и динамизм» [1].
Для осуществления перестройки и демократизации советского общества как на уровне федерации, так и на уровне республик Союза ССР были внесены соответствующие изменения в Конституции и законодательства, касающиеся выборов. В эти акты вносились такие изменения, которые вытекали в основном из постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему повышению роли и усилению ответственности Советов народных депутатов за ускорение социально - экономического развития в свете решений XXVII съезда КПСС», где предусматривались повышение роли Советов, дальнейшее развитие демократических начал в их деятельности, укрепление связи с народными массами и их организациями [2].
Эти изменения в основном были направлены на повышение роли представительных органов, лишение доступа руководителей органов и организаций, назначаемых и подотчетных соответствующему представительному органу, к депутатским мандатам, предоставление широкому кругу организаций и группам избирателей права на выдвижение кандидатов в депутаты и т.п. Так, было установлено, что лица, входящие в состав Совета Министров, местных Советов, руководители отделов и управлений исполкомов местных Советов народных депутатов, судьи, государственные арбитры не могут быть депутатами Советов, которые их
избирают или назначают. Право выдвижения депутатов в представительные органы было предоставлено, наряду с органами общественных организаций и трудовых коллективов, коллективам учащихся и студентов профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства. Также было установлено, что число кандидатов в депутаты не ограничивается и каждый избиратель может выдвигать свою кандидатуру на этих собраниях [3].
Эти изменения затем были закреплены в законе Таджикской ССР «О выборах народных депутатов Таджикской ССР», который был принят Верховным Советом страны 24 ноября 1989 года [4]. Закон установил также формы и условия осуществления этих нововедений. Особую роль здесь сыграли коллективы учащихся и студентов профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений и высших учебных заведений и собрания избирателей по месту жительства.
Наряду с трудовыми коллективами они получили право на выдвижение кандидатов в депутаты, т.е. коллективы преподавателей, учащихся и студентов профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, которые насчитывают не менее 200 человек. Те коллективы, которые насчитывали менее 200 человек, могли объединяться с другими коллективами, находящимися на территории данного избирательного округа.
Однако для собраний избирателей по месту жительства были установлены некоторые барьеры, которые затрудняли выдвижение ими кандидатов в депутаты. В статье 31 названного закона было закреплено, что «собрание избирателей по месту жительства по выдвижению кандидатов в депутаты созывается окружными избирательными комиссиями совместно с соответствующими Советами народных депутатов или их президиумами как по собственной инициативе, так и по инициативе органов общественной самодеятельности населения, поддержанной не менее 100 избирателями данного округа».
Предложение о созыве собраний избирателей рассматривалось окружной избирательной комиссией совместно с соответствующим Советом народных депутатов или его президиумом в течение трех дней. Отклонение предложений о созыве собрания избирателей можно было обжаловать в суде, и суд должен был рассмотреть эту жалобу в течение трех дней, что являлось важной гарантией осуществления данного права.
Другим важным условием проведения демократических выборов было то, что закон закрепил норму, согласно которой на собраниях можно было выдвигать неограниченное число кандидатов, предусматривалось также самовыдвижение. Кроме того, эти нормы были усилены и тем, что в них предусматривалось создание условий для обсуждения неограниченного числа кандидатур.
Коллективы преподавателей и служащих совместно с учащимися и студентами профессионально - технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений и собрания избирателей по месту жительства также могли наряду с другими субъектами, выдвигать кандидатов в депутаты, выдвигать своих представителей в состав избирательных комиссий.
Эти новшества на самом деле превзошли все ожидания. Особенно коллективы преподавателей и служащих совместно с учащимися и студентами профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений и собрания избирателей по месту жительства были очень активными. Они взяли инициативу в свои руки, выдвигали своих кандидатов, не подчинялись партийным органам, бурно обсуждали этих кандидатов, появились и самовыдвиженцы.
Подобное развитие событий было связано с тем, что в коллективах преподавателей и служащих, учащихся и студентов профессионально- технических училищ и средних специальных и высших учебных заведений работали представители научно-творческой интеллигенции, которые, как известно, в связи с партийной разнарядкой не были членами КПСС. Молодежь, учившаяся в учебных заведениях, также была очень подвержена этим нововедениям и поддержала своих наставников. В результате все это вышло за рамки заранее спланированного партийного сценария.
Собрания избирателей по месту жительства были более независимыми, чем трудовые коллективы, поскольку их участников объединяло только место проживания, и больше ничего. Они могли свободно выдвигать своих кандидатов в депутаты, всесторонне обсуждать их. Что касается трудовых коллективов, то там рабочие и служащие состояли в трудовых отношениях, они были в определенной степени зависимы друг от друга, к ним применялись партийные, профсоюзные, комсомольские и другие рычаги влияния, с помощью которых партийные организации выдвигали своих кандидатов в депутаты.
В результате этих новшеств усилилась предвыборная борьба, появились альтернативные кандидаты в депутаты, плюрализм мнений, избиратели сами стали более активными. Создавались инициативные группы и штабы «независимых» кандидатов, в результате чего в некоторых округах не прошли ставленники партийных организаций. Вместо них прошли независимые кандидаты.
Таким образом, все новшества, которые произошли в результате перестройки советского общества и были направлены на демократизацию советской политической системы, превзошли все ожидания и даже стали, в определенной мере, предпосылками распада этой системы. Указанные новшества, в свою очередь, были прорывом вперед в данном направлении, открыли дорогу к демократическим и свободным выборам.
Вопросы избирательного законодательства после распада СССР и приобретения Таджикистаном независимости стали также предметом особого внимания, в частности при разработке и принятии Конституции суверенного Таджикистана [5]. Одним из этих вопросов было объединение конституционных принципов и норм избирательного права в отдельной главе новой Конституции. Этот вопрос стал предметом острого обсуждения и критики. Указанные конституционные отношения по-разному были урегулированы в представленных проектах Конституции.
Так, известный конституционалист республики А.И. Имомов считает, что общность принципов, норм и процедур выборов требует, чтобы их сгруппировали в отдельной главе Конституции [6]. Объединение этих норм, по его мнению, во-первых, способствует формированию целостного института конституционного права - избирательной системе, во-вторых, указывает на демократический характер
общества, в-третьих, способствует изучению и применению норм избирательного права и, в-четвертых, с помощью изучения избирательной системы можно будет обнаружить ее преимущества и недостатки и исправить их. Следуя по этому пути, автор приходит к выводу о кодификации законодательства о выборах в едином конституционном законе или в едином Кодексе о выборах.
Действительно, избирательная система является важным институтом конституционного права каждой демократической страны, основой формирования государственной власти, определяющей «правила игры» политических сил, легитимацию их прихода к власти.
Из всех стран СНГ только в Конституции Белоруссии и Украины выборы и референдум закреплены в отдельной главе. В других странах СНГ, в том числе и в Таджикистане, эти вопросы урегулированы в главе, посвященной правам и свободам человека, а также в главах, посвященных парламенту, президенту и местной государственной власти. Эти главы по объему являются небольшими. В них урегулированы в основном принципы выборов, право голоса, избирательный возраст, свобода волеизъявления и ее гарантии, основания ограничения права голоса.
Закрепление вопросов избирательной системы в форме отдельной главы или раздела Конституции не распространено также и в мировой конституционной практике. Там в основном вопросы выборов урегулированы в разделах или главах, посвященных правам человека, и в соответствующих главах, посвященных парламенту и другим выборным органам власти.
С учетом указанных положений Конституции 1994 года был разработан и принят конституционный закон Республики Таджикистан «О выборах в Маджлиси Оли Республики Таджикистан» [7].
Существенные изменения в избирательном законодательстве страны произошли в связи с внесением первых поправок в Конституцию страны 1999 года и принятием нового закона о выборах в парламент республики. Указанные изменения и принятие нового избирательного закона осуществлялись в результате прекращения Гражданской войны, достижения национального согласия и подписания мирного соглашения. В связи с тем, что осуществление Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане было возложено на Комиссию по национальному примирению, Комиссия с самого начала своей работы стала заниматься подготовкой поправок в Конституцию страны и разработкой проектов законов о выборах в новый постоянно действующий парламент и в местные представительные органы.
Основные принципы формирования нового двухпалатного постоянно действующего парламента были закреплены в Проекте изменений и дополнений в Конституцию страны, подготовленном Комиссией по национальному примирению, одобренном парламентом республики и в последующем принятом народным голосованием 26 сентября 1999 года [8].
На основании этих конституционных положений о выборах Комиссией по национальному примирению был подготовлен проект конституционного закона «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан», который был принят парламентом 10 декабря 1999 года [9].
Список использованной литературы:
1. Сафаров Л.Ш. Избирательная система в Таджикистане: проблема и перспективы её совершенствования//Таджикистан и современный мир. - 2012. - № 1. - С.131.
2. КПСС о перестройке. /Сборник документов.-М.: Политиздат, 1988.- С. 234 - 250.
3. Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Таджикской ССР // Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. - 1989.- №19.-Ст. 157.
4. Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР. -1989.- №23.- Ст. 204.
5. Сайфиддинов А.А. Становление и развитие избирательного права в Таджикистане. -Душанбе: Деваштич, 2003. - 160 с.
6. Имомов А. И. Органы государственной власти в Республике Таджикистан. Душанбе: Матбуот, 2007. - С. 58-59 (на тадж. яз.).
7. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 1994.- №23-24.- Ст. 444.
8. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 1999.- №6. - Ст. 168.
9. Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- 1999.- №12.-Ст. 296.
З. Ализода
Некоторые вопросы формирования нового законодательства о выборах парламента
Республики Таджикистан
Ключевые слова: законодательство о выборах парламента, Маджлиси Оли Республики Таджикистан, комиссия по национальному примирению
В статье исследуется процесс формирования демократического законодательства о выборах парламента, который начался со времен перестройки в СССР и демократизации советского общества и продолжается по сей день. Этот процесс протекал в сложных исторических условиях Гражданской войны и достижения мира, отсутствия демократических традиций и т.д., что непосредственно влияло и влияет на процесс формирования избирательного законодательства страны.
Z. Alizoda
Certain Issues Concerned with Formation of New Legislation on Parlicmentary Elections in
Tajikistan Republic
Key words: legislation on parliamentary elections, Tajikistan Republic Majlisi Oli, Commission on national conciliation
The author of the article explores the process of the formation of democratie ligislation on parlicmentary elections which commenced since the times of perestroyka in the USSR and the democratization of the Soviet society and has been continuing up to nowadays. This process was going on under complicated historic conditions of the Civil War and attainment of peace, absense of democratic traditions and etc., the factors enumerated have been immediately affecting the process of the formation of the electoral legislation in the country.