Сарфароззода К.А.
О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ОРГАНАМИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ТАДЖИКИСТАНА
Цель: Исследование некоторых теоретических аспектов обеспечения защиты права человека на жизнь и здоровье органами судебной власти Таджикистана.
Методология: Использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: В данной статье сделан вывод, что деятельность органов судебной власти Таджикистана выступает основным государственным механизмом, обеспечивающим защиту права человека на жизнь и здоровье.
Новизна/оригинальность/ценность: Новизна статьи состоит в том, что автором впервые проведено исследование основных теоретических аспектов деятельности органов судебной власти Таджикистана по обеспечению защиты права человека на жизнь и здоровье.
Ключевые слова: судебная власть Таджикистана, право человека на жизнь и здоровье, правосудие, деятельность судебных органов, судебная защита прав и свобод человека.
Sarfarozzoda K.A.
ON SOME THEORETICAL ASPECTS OF ENSURING THE PROTECTION OF THE HUMAN RIGHT TO LIFE AND HEALTH BY JUDICIAL AUTHORITIES OF TAJIKISTAN
Purpose: To study of some theoretical aspects of ensuring the protection of the human right to life and health by the judicial authorities of Tajikistan.
Methodology: Formal legal and comparative legal methods were used.
Results: This article concludes that the activities of the judiciary in Tajikistan, acts as the main state mechanism to ensure the protection of the human right to life and health.
Novelty/originality/value: The novelty of the article is that the author for the first time conducted a study of the main theoretical aspects of the activities of the judiciary in Tajikistan to ensure the protection of the human right to life and health.
Keywords: Tajikistan's judiciary, human right to life and health, justice, the activities of the judiciary, judicial protection of human rights and freedoms.
Истоки правового термина «судебная власть» в юридической науке и законодательстве берут начало с обретением Таджикистаном государственной независимости. С принятием Конституции был установлен принцип разделения государственной власти, судебная власть была признана наравне с законодательной и исполнительной ветвями власти.
Б.Б. Сулейманов справедливо отмечает, что судебная власть является не только ветвью государственной власти, частью механизма государства, но и надежным гарантом прав и свобод человека. Независимый суд является атрибутом как правового государства, так и гражданского общества [14].
Обеспечение защиты права человека на жизнь и здоровье органами судебной власти выполняется в соответствии с процессуальными формами. В ст. 3 Конституционного Закона РТ «О судах РТ» закреплено, что судебная власть осуществляет свою деятельность посредством конституционного, гражданского, семейного, экономического, уголовного и административного судопроизводства.
Р.А. Рябзин отмечает, что законодатель наделил суды общей юрисдикции компетенцией в сфере осуществления судопроизводства по гражданским, уголовным и административным делам. При этом в законе осознанно не приводится перечень дел, относящихся к компетенции судов общей юрисдикции, поскольку спектр правоотношений, складывающихся в жизни общества, настолько богат и разнообразен, что определить его границы не представляется возможным [11].
Судебные органы, рассматривая и разрешая конкретные дела (гражданские, семейные, административные, уголовные и иные), восстанавливают нарушенные права и законные интересы лиц, выносят судебные акты, по гражданским делам - судебные решения, а по уголовным делам -приговоры, в которых дают правовую оценку доказательствам, предоставляемым сторонами, на основе применения норм действующего законодательства.
Т.А. Рукавишникова отмечает, что судебная защита прав и законных интересов человека осуществляется посредством определённых механизмов, установленных в законе. Деятельность
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 5 (42) 2019 <
АДВОКАТУРА
судебной власти занимает ведущее место в обеспечении прав и свобод человека [10].
И.С. Масликов справедливо отмечает, что соблюдение основных прав и свобод человека, охрана его законных интересов возможны только в том государстве, где обеспечивается верховенство закона, где функционирует полноценный государственный механизм разделения и взаимодействия властей, в котором особую роль играет судебная власть [6].
На судебную власть была возложена важнейшая государственная функция по защите прав, свобод личности, интересов государства, различных по своей форме организаций и обеспечения социальной справедливости и законности в таджикском обществе.
Согласимся с мнением С.В. Левина, который отмечает, что без судебной власти правовое государство не может выполнять функции охраны правопорядка, защиты прав и свобод граждан, поэтому признание государством ценности судебной власти, принятие идеи о самостоятельности последней означает, что государство признает необходимость самоограничения власти [5].
Н.И. Матузов отмечает, что «право на жизнь -первое фундаментальное естественное право человека, без которого все другие права лишаются смысла, ибо покойникам никакие права не нужны» [8]. Этой точки зрения придерживается и С.В. Черниченко, утверждающий, что «без обеспечения права на жизнь становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод» [9].
Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев отмечает, что права личности должны по-прежнему оставаться главным ориентиром деятельности судебных органов, чтобы конституционные положения об их высшей ценности не остались очередной декларацией, не реализованной в жизни [4].
Судебная власть по своей правовой природе является правоприменительным органом. Данный характер судов Таджикистана проявляется в следующем:
- это компетентная, уполномоченная деятельность органов судебной власти, направленная на защиту прав и свобод человека;
- данная деятельность основывается на таких основных принципах, как законность, целесообразность, обоснованность, социальная справедливость и др.;
- суды в своей деятельности применяют нормы материального и процессуального права;
- суды осуществляют правосудие по конкретным рассматриваемым делам;
- данная деятельность осуществляется в определённых законом процессах (например, установленных в гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном законодательстве и др.);
- обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных актов;
- данная деятельность обладает силой государственного принуждения.
В.А. Туманов подчеркивает, что, если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основы их гарантии, правосудие охраняет эти права от нарушителей, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод - сфера деятельности исполнительной власти [15].
Ю.И. Стецовский справедливо отмечает, что суды всех видов постоянно выполняют две важнейшие и взаимодополняющие друг друга функции - правозащитную и правовосстанови-тельную. Их не могут выполнять в полном объеме другие правоприменительные учреждения, так как решения судов после их подтверждения в окончательных судебных инстанциях приобретают обязательную силу для всех государственных органов и должностных лиц, а в случае необходимости обеспечиваются принудительно [1].
В высказывании Ю.И. Стецовского ключевыми являются правозащитная и правовосстанови-тельная функция деятельности судебных органов. Именно исходя из задач, которые возложены законодательством Таджикистана на судебные органы, осуществляются защита и восстановление нарушенных прав личности на жизнь и здоровье.
Исходя из вышеприведённого, считаем, что основным направлением деятельности органов судебной власти выступает осуществление правосудия, посредством которого суд (судебные органы) на основании предусмотренных конституционных и процессуальных принципов путем рассмотрения и разрешения различных категории дел защищает право человека на жизнь и здоровье.
Функция правосудия, как основной вид деятельности органов судебной власти, на наш взгляд, выступает наиболее важным процессуальным механизмом в деле реализации своих полномочий судебной властью и способом защиты права человека на жизнь и здоровье.
Для аргументации своих научных позиций сделаем несколько выводов.
Во-первых, деятельность судов, направленная на защиту права человека на жизнь и здоровье, относится к неопределённому количеству лиц, или, как справедливо отметил В.П. Кашепов, она носит характер всеобщности [13].
Статья 19 Конституции Таджикистана гласит, что каждому гарантируется судебная защита. Под термином «каждый» следует понимать неограниченное количество лиц. В судебные органы за защитой своего права на жизнь и здоровье могут обращаться все лица и граждане Таджикистана, иностранные граждане и лица без гражданства вне зависимости от расы, национальности, вероисповедания, пола, языка общения, политических взглядов, имущественного положения и социального статуса. Это право имеет универсальный характер и устанавливается нормами международного права.
Т.А. Савельева в своём диссертационном исследовании отмечает, что суд, являясь органом судебной власти, осуществляет правосудие по гражданским делам путём рассмотрения и разрешения, а также пересмотра и исполнения судебных постановлений [12].
Также статья 4 Гражданского процессуального кодекса РТ (ГПК РТ) устанавливает, что каждое заинтересованное лицо имеет право в порядке, установленном гражданским судебно-процессу-альным законодательством, на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Учёные справедливо отмечают, что именно от возможности лица обратиться в судебные органы и добиться объективного и справедливого, на основе закона, разрешения своего дела, возможности обжалования судебного акта и объективной проверки его законности и обоснованности зависит реализация такой важной гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, какой является судебная защита [2, 17].
Право человека и гражданина на судебную защиту своей жизни и здоровья не подлежит ограничению со стороны государства, так как это прямая обязанность государства.
Во-вторых, деятельность судов направлена на защиту права на жизнь и здоровье в предметном смысле, то есть судебной защите подлежат те права и свободы, законные интересы лиц, которые закреплены в национальном и международном законодательстве. Статья 14 Конституции РТ установила, что права и свободы человека и гражданина регулируются и охраняются Конституцией, законами республики, признанными Таджикистаном международно-правовыми актами.
В-третьих, деятельность судов по защите прав и свобод человека и гражданина осуществляется независимо от исполнительной, законодательной ветвей власти, государственных органов и их должностных лиц.
Председатель Верховного Суда России В.М. Лебедев отмечает, что судебная власть призвана обеспечить защиту прав и законных интересов граждан в целом от любых правонаруша-ющих действий и решений, от кого бы они ни исходили, в том числе от должностных лиц, обладающих властными полномочиями, и от государства в целом, и тем самым обеспечить господство права [3].
В-четвёртых, реальную судебную защиту право человека на жизнь и здоровье приобретает после принятия решения по конкретному делу, которое должно отвечать требованию законности, обоснованности и справедливости судебного акта, который вступил в законную силу. Судебный акт является обязательным для исполнения всеми государственными органами, органами самоуправления поселков и сёл, общественными организациями, должностными лицами, физическими и юридическими лицами и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Республики Таджикистан. Неисполнение или воспрепятствование исполнению влечёт за собой уголовную ответственность, установленную статьей 363 Уголовного кодекса Республики Таджикистан [16].
Посредством реального исполнения судебного акта происходит процесс, обеспечивающий защиту и восстановление нарушенного права человека на жизнь и здоровье.
Обращение личности в судебные органы для защиты своего права на жизнь и здоровье можно считать началом процесса судебной защиты нарушенного или оспариваемого права человека. Затем суд (судья) выполняет ряд целенаправленных процессуальных действий в рамках полномочий, установленных в законодательстве. Иными словами, процесс обращения личности в суд, рассмотрения и разрешения конкретного дела, принятия по нему судебного решения и его исполнения представляет собой механизм судебной защиты права человека на жизнь и здоровье.
Лицо, которое обратилось в органы судебной власти за защитой своих личных прав на жизнь и здоровье, имеет ряд процессуальных прав, которые позволят ему в судебном порядке восстановить или защитить отмеченное право.
В целом Республика Таджикистан в конституционных нормах установила, что права и свободы
ЕВРАЗИЙСКАЯ
человека и гражданина признаются, соблюдаются и защищаются государством, в данном контексте деятельности суда по защите права человека на жизнь и здоровье отводится особая роль.
Национальное законодательство предусматривает три основных судебных механизма, обеспечивающих защиту права человека на жизнь и здоровье; это рассмотрение и разрешение в судебном порядке гражданских, административных и уголовных дел.
В гражданском законодательстве Республики Таджикистан закреплены механизмы защиты прав человека на жизнь и здоровье, например компенсация морального вреда в случае причинения вреда жизни и здоровью, вытекающая из деликатных обязательств. Лицо имеет право обращаться с иском в суд с требованиями о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а также требовать компенсацию за моральный вред и др.
Из материалов обобщения судебной практики, связанной с рассмотрением и разрешением судом дел, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан, которое провёл Верховный Суд Республики Таджикистан, можно наблюдать, что суд (судьи) по-разному применяет нормы права, отнесённые к данным категориям дел [7].
Защита всех прав, свобод и законных интересов личности, в том числе права человека на жизнь и здоровье, представляет собой основную направленность деятельности судов Республики Таджикистан, которая подтверждается задачами, установленными перед судебной властью Конституцией Республики Таджикистан и Конституционным законом РТ «О судах РТ».
Подводя итоги, можно сделать вывод, что судебная защита права человека на жизнь и здоровье рассматривается как комплексное правовое явление, основной государственный механизм, обладающий специфическими свойствами, направленными на защиту и восстановление нарушенного права человека.
Пристатейный библиографический список
1. Стецовский Ю.И. Судебная власть. М., 1999. С. 67, 78.
2. Бобоев А.Х. Конституционно-правовое регулирование статуса человека и гражданина в Республике Таджикистан: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 154.
3. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России, проблемы становления и развития: монография. СПб.: Лань, 2001 С. 5.
4. Лебедев. В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности): монография.
- АДВОКАТУРА
М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.
5. Левин С.В. Судебный контроль над исполнительной властью в Российской Федерации // Российская юстиция. 2007. № 6. С. 53-55.
6. Масликов И.С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
7. Материалы обобщения судебной практики Верховного Суда Республики Таджикистан, связанные с делами по причинению вреда жизни и здоровью граждан, рассмотренные судами за 2010-2011 гг. // Архив Верховного Суда Республики Таджикистан. Душанбе, 2012.
8. Матузов Н.И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение. 1998 № 1. С. 198.
9. Международное право / под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. М.: Омега-Л., 2006. С. 306.
10. Рукавишникова Т.А. Обеспечение прав человека в контексте судебной реформы в Российской Федерации: Вопросы теории: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.
11. Рябзин Р.А. Правовые основы деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
12. Савельева Т.А. Судебная власть в гражданском процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1996. С. 181.
13. Судебная защита прав и свобод граждан / под ред. В.П. Кашепова. М., 1999.
14. Сулейманов Б.Б. Суд в системе государственной власти (методологические аспекты) // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 3. С. 239-244.
15. Туманов В.А. Теория государства и права. М., 1998.
16. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21.05.1998 № 575 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе, 1998. № 9. С. 149, 167.
17. Эльназаров Д.Х. Особенности административного и гражданского судопроизводства по защите прав и свобод человека и гражданина в Республике Таджикистан // Вестник российско-таджикского (славянского) университета. 2013. № 3 (42). С. 23.
References (transliterated)
1. Steczovckij Ju.I. Cudebnaya vlact". M., 1999. C. 67, 78.
2. Boboev A.X. Konstitucionno-pravovoe regulirova-nie statusa cheloveka i grazhdanina v Respublike Tadzhiki-stan: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2011. S. 154.
3. Lebedev V.M. Sudebnaya vlast" v sovremennoj Ros-sii, problemy" stanovleniya i razvitiya: monografiya. SPb.: Lan", 2001 S. 5.
4. Lebedev. V.A. Konstitucionno-pravovaya oxrana i zashhita prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossii (teoriya i praktika sovremennosti): monografiya. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2005.
5. Levin S.V. Sudebny"j kontrol" nad ispolnitel"noj vlast"yu v Rossijskoj Federacii // Rossijskaya yusticiya. 2007. № 6. S. 53-55.
6. Maslikov I.S. Sudebnaya vlast" v gosudarstvennom mexanizme Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1997.
> 5 (42) 2019 <
7. Materialy" obobshheniya sudebnoj praktiki Verxovnogo Suda Respubliki Tadzhikistan, svyazanny'e s delami po prichineniyu vreda zhizni i zdorov'yu grazh-dan, rassmotrenny'e sudami za 2010-2011 gg. // Arxiv Verxovnogo Suda Respubliki Tadzhikistan. Dushanbe, 2012.
8. Matuzov N.I. Pravo na zhizn" v svete rossijskix i mezhdunarodny'x standartov // Pravovedenie. 1998 № 1. S. 198.
9. Mezhdunarodnoe pravo / pod red. A.A. Kovaleva, S.V. Chernichenko. M.: Omega-L., 2006. S. 306.
10. Rukavishnikova T.A. Obespechenie prav chelove-ka v kontekste sudebnoj reformy" v Rossijskoj Federacii: Voprosy" teorii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2006.
11. Ryabzin R.A. Pravovy'e osnovy" deyatel'nosti su-dov obshhej yurisdikcii v Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009.
12. Savekeva T.A. Sudebnaya vlast" v grazhdanskom processe: dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 1996. S. 181.
13. Sudebnaya zashhita prav i svobod grazhdan / pod red. V.P. Kashepova. M., 1999.
14. Sulejmanov B.B. Sud v sisteme gosudarstvennoj vlasti (metodologicheskie aspekty") // Aktuakny'e prob-lemy" rossijskogo prava. 2013. № 3. S. 239-244.
15. Tumanov V.A. Teoriya gosudarstva i prava. M., 1998.
16. Ugolovny'j kodeks Respubliki Tadzhikistan ot 21.05.1998 № 575 // Axbori Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan. Dushanbe, 1998. № 9. S. 149, 167.
17. ETnazarov D.X. Osobennosti administrativnogo i grazhdanskogo sudoproizvodstva po zashhite prav i svo-bod cheloveka i grazhdanina v Respublike Tadzhikistan // Vestnik rossijsko-tadzhikskogo (slavyanskogo) universite-ta. 2013. № 3 (42). S. 23.
EURASIAN LEGAL PORTAL
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Наш портал состоит из следующих разделов:
а Законопроекты а Принятые законы а Судебная практика а Пресс-релизы а Юридические статьи а Юридические вузы а Юридическая школа в лицах а Новости а Наши партнеры а Институт законодательства а Бесплатная юридическая консультация
www.eurasialegal.info
Целями проекта являются:
1. Создание информативной актуальной научной базы в области права для успешного ориентирования в современном юридическом мире.
2. Свободный обмен теоретическими и практическими знаниями в области права в рамках Содружества Независимых государств (СНГ).
Наша задача заключается в постоянном усовершенствовании портала, предоставлении полной и достоверной информации пользователям, внедрении новых актуальных проектов, интересных юридических источников и привлечении к развитию проекта профессиональных юристов для взаимовыгодного сотрудничества.