Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ САНИТАРНОМУ МИНИМУМУ РАБОТНИКОВ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ САНИТАРНОМУ МИНИМУМУ РАБОТНИКОВ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ САНИТАРНОМУ МИНИМУМУ РАБОТНИКОВ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

надряженная работа длится более половины рабочего времени и др.). Увеличены также нормы освещенности помещений жилых и общественных зданий.

В существующих нормах регламентируется средняя освещенность для жилых помещений (комната в гостинице — 50 лк, комната в квартире — 25 лк, по новым нормам — 100 лк). Повышение освещенности предусматривается в лечебных и учебных помещениях. Положительной особенностью новых норм является то, что и для грубых работ предусматривается более высокая освещенность, чем в существующих нормах.

В проекте новых норм имеется ряд существенных особенностей. Так, для производственных помещений более дифференцировано нормируется освещение в зависимости от точности работы (предусмотрено большее количество разрядов), чем в СНиП-54; более четко учитывается контраст рассматриваемого предмета и светлота фона. В проекте новых норм предусматриваются различные условия, требующие повышения освещенности, и даны соответствующие указания об уровне освещенности в зависимости от этих условий. Уровень требуемой освещенности при разных условиях легко определяется по шкале установленных величин освещенности, в которой указывается освещенность, соответствующая каждой ступени.

Проект новых норм искусственного освещения изложен компактно, в нем легко ориентироваться.

К недостаткам проекта следует отнести чрезмерно низкую освещенность, предусмотренную для территории промышленных предприятий и железнодорожных станционных путей, а также для улиц и проездов (в некоторых случаях до 0,2 лк). Кроме того, завышена освещенность в палатах глазных отделений (освещенность в 10 лк). В остальном проект новых норм искусственного освещения заслуживает весьма положительной оценки. Введение его в действие явится большим шагом вперед.

Поступила 6/УП 1957 г

* -ЙГ *

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ САНИТАРНОМУ

МИНИМУМУ РАБОТНИКОВ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Санитарный врач А. Г. Корепанов

Из Перовской санитарно-эпидемиологической станции Московско-Рязанской

железной дороги

В статье Н. И. Шангина «Организация и методика гигиенической подготовки работников пищевых предприятий и общественного питания» 1 совершенно своевременно и правильно ставится вопрос о недостаточности гигиенической подготовки работников пищевого дела. Не лишены интереса приводимые в статье факты хорошей организации обучения санитарному минимуму. Однако нельзя согласиться с выводами автора о «реальности полного охвата обучением санитарному минимуму». В действительности положение с этим довольно неблагоприятно. Автор в своих выводах исходит из сочетания максимально благоприятных условий: крупные городские центры с наличием домов санитарного просвещения или постоянных курсов по санитарному минимуму при санитарно-эпидемиологических станциях, относительно крупные коллективы, подлежащие обучению, территориальная близость этих коллективов или возможность быстрого сооб-

1 Гигиена и санитария, 1957, № 8.

щения с местом занятий, разветвленная сеть ведомственных санитарных служб, обеспечение литературой, наглядными пособиями и т. д. В описанных условиях организационные формы обучения, рекомендуемые автором, могут дать определенный эффект.

К сожалению, автором упущен ряд важных организационно и технически неразрешенных вопросов обучения, например вопрос обучения работников мелких и мельчайших пищевых объектов, в особенности находящихся вне крупных городских центров, а также вопрос об обучении в индивидуальном порядке вновь поступающих на работу на пищевые объекты или поступивших, когда обучение основного коллектива уже закончено. Поэтому требование, чтобы каждый вновь поступивший сдал испытание по санитарному минимуму в течение месяца со дня поступления, является нереальным.

Автора не беспокоит отсутствие четкого определения понятия предмета обучения, называемого в официальных документах то санитарным минимумом, то санитарно-техническим минимумом. Практически это приводит нередко к резкому перевесу технической части обучения над санитарной и к разнобою в программах по одним и тем же разделам пищевого дела. Так, в учебной программе по санитарно-техническому минимуму в системе Главдорресторана на технические вопросы отводится 16 учебных часов, а на санитарные — 6 часов, тогда как в программах Всесоюзной государственной санитарной инспекции (ВГСИ) 1955 г. на этот же предмет отведено 14 часов. >

Н. И. Шангин ничего не говорит о серьезных недостатках и в самих учебных программах ВГСИ 1955 г., где непропорционально много учебного времени отведено на теоретические вопросы физиологии питания, а в программе по общественному питанию чрезмерно детализирован раздел гельминтологии (перечень видов гельминтов, не запоминающихся учащимися). От преподавателя требуется по программе ознакомить учащихся с «Санитарными требованиями к раздаче в столовых с самообслуживанием», тогда как такие санитарные требования до сего времени не разработаны государственной санитарной инспекцией. Программы сильно перегружены материалом, ввиду чего некоторые темы не могут быть изложены в отводимые 2 учебных часа.

Не разрешен сколько-нибудь удовлетворительно организационно вопрос с квалифицированными преподавательскими кадрами.

Нельзя согласиться с автором, утверждающим, что каждый участковый врач и фельдшер может преподавать санитарный минимум (гигиена питания, как и всякая отрасль медицинской науки, требует специальных знаний, которых у медицинских работников лечебного профиля обычно недостаточно). В результате этого качество преподавания в таких случаях низко. Кроме того, медицинских работников лечебного профиля зачастую трудно бывает привлечь к преподаванию в связи со значительными потерями времени на передвижение к местам преподавания и низкими ставками оплаты труда преподавателей. Отсутствие квалифицированных кадров преподавателей нередко является основной причиной недостаточного обучения санитарному минимуму и неиспользования отпускаемых на эти цели средств.

Автором не указано на отсутствие методической и учебной литературы для преподавателей и пособий (конспектов) для учащихся, а также на невысокое качество книг, выпускаемых по этому вопросу. Такова, например, книга В. П. Прокофьева «Гигиена в общественном питании» (1956). Книга эта слишком элементарна для врача и недоступна для учащегося из-за обилия медицинской терминологии, приведенной без каких-либо объяснений.

Автор не критикует наблюдающегося иногда формального отношения к обучению, в результате которого произвольно сокращаются учебные программы, проверочные испытания по санитарному минимуму проводятся

келейно — преподавателем и работником ведомственной санитарной службы, на них не приглашают представителя санитарно-эпидемиологической станции, к сдающим испытания предъявляются пониженные требования. Большой либерализм проявляют иногда и работники санитарно-эпидемиологической станции, вследствие чего не обученные санитарному минимуму лица годами занимают ответственные посты (заведующие производствами, цеховые мастера, техноруки, повара и т. д.). Крайне редки случаи отстранения от работы лиц, не сдавших испытания по санитарному минимуму.

В заключение следует отметить, что круг лиц, подлежащих обучению санитарному минимуму в обязательном порядке, совершенно неосновательно ограничен ¡работниками предприятий общественного питания, тогда как неуклонный рост материального благосостояния и культуры населения предъявляют требования и к работникам ряда других профессий: работникам детских и лечебно-профилактических учреждений, домов отдыха, санаториев, общежитий, туристских баз, парикмахерских, бань, прачечных и т. д. Обязательность обучения санитарному минимуму лиц перечисленных профессий стала неотложной задачей. Между тем этот вопрос даже не поднимается.

Из всего сказанного вытекает, что полный охват обучением санитарному минимуму контингентов, подлежащих этому обучению, является проблемой довольно сложной и требует для своего удовлетворительного разрешения значительных усилий ряда учреждений и ведомств.

Н. И. Шангин, к сожалению, неглубоко и благодушно отнесся в своей статье к этому важному вопросу, состояние которого не внушает большого оптимизма. Название статьи и выход ее из Института санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР обязывали автора всесторонне рассмотреть вопрос о гигиенической подготовке работников предприятий общественного питания.

Поступила 29/Х 1957 г

-Й- тйг тйг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.