Куров Альберт Иванович
Некоторые вопросы обеспечения личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел и пути их решения
В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов для обеспечения их личной профессиональной безопасности в условиях несения службы. Говорится о специфике методики развития физических качеств на занятиях по физической подготовке.
Ключевые слова: личная безопасность, физическая культура, психология, органы внутренних дел, профессиональная подготовка, полиция.
Some issues of providing personal safety staff department of Internal Affairs and their solutions
In the article questions of professional training of employees of law enforcement bodies for maintenance of their personal professional safety in the conditions of carrying out of service are considered. It is said about the specifics of the methodology of development of physical qualities in physical education classes.
Key words: personal safety, physical culture, psychology, department of Internal Affairs, professional training, police.
Сегодня проблема личной безопасности сотрудников правоохранительных органов приобретает особую актуальность и требует к себе пристального внимания. Ежегодно в России при решении профессиональных задач в повседневной деятельности, в дорожно-транспортных происшествиях и в других ситуациях погибает или получает ранения значительное количество сотрудников ОВД. По данным статистики, в 2016 г. в России погибли, выполняя служебный долг, 67 сотрудников ОВД и 1500 - получили ранения.
В ГУ МВД России по Краснодарскому краю 328 сотрудников навечно остались в строю кубанской полиции.
В соответствии с приказом МВД России от 26 октября 2011 г. № 1101 8 ноября объявлено Днем памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел.
Анализируя случаи, повлекшие гибель или ранение сотрудников ОВД, можно выделить основные их причины:
несвоевременно оказана медицинская помощь;
не проведен наружный осмотр или досмотр подозреваемых;
не использовались средства защиты; проявлена слабая боеготовность; не обратились за подкреплением; преследование велось в одиночку; потеря бдительности сотрудником ОВД;
неумение моделировать опасную ситуацию; низкий уровень навыков владения оружием; излишняя самоуверенность (переоценка своих возможностей).
В законодательстве Российской Федерации есть нормативные правовые акты, регламентирующие правоотношения между сотрудниками ОВД и обществом, к ним относятся:
гл. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», которая содержит ряд правовых норм, регулирующих порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации [1];
УК РФ, который включает перечень составов преступлений, предусматривающих ответственность за оскорбление, сопротивление сотруднику полиции и посягательство на его жизнь (ст. 295, 296, 317, 318, 319) [2];
КоАП РФ, предусматривающий привлечение к административной ответственности за злостное неповиновение сотруднику полиции (ч. 1 ст. 19.3., ч. 2 ст. 20.1) [3].
Безусловно, профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов связана с постоянным риском, как физическим, так и психологическим, поэтому чрезвычайно важна организация специальной работы по целенаправленному уменьшению риска до реально возможного предела.
80
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [1].
В настоящее время профессиональная подготовка состоит из трех элементов: первоначальная подготовка; плановая подготовка в рамках учебного процесса по месту прохождения службы, осуществляемая в течение учебного года;
повышение квалификации в специализированных учебных центрах.
Перед образовательными организациями МВД России стоит задача по формированию действенной системы профессиональной подготовки высококвалифицированных сотрудников правоохранительных органов, способных осуществлять функции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности, по обеспечению общественной безопасности в условиях повседневных и экстремальных ситуаций на фоне постоянной эмоциональной, физической и интеллектуальной напряженности.
В рамках комплексного обучения сотрудники ОВД приобретают навыки по следующим направлениям:
обеспечение личной безопасности, это направление представляет собой систему правовых, защитных, тактических и психологических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни и здоровья сотрудников ОВД при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий;
приобретение навыков психологической безопасности, т.е. умение управлять своими эмоциями на фоне накопленной усталости, перегрузок и стрессов, психологическая готовность применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, уверенность в законности своих действий и целеустремленность в их выполнении;
укоренение профессионально-нравственной безопасности, т.е. формирование принципиальной позиции сотрудника полиции при решении профессиональных задач, умение противостоять провокациям и шантажу со стороны криминальных элементов.
Однако одним из основных навыков сотрудника ОВД является умение обеспечить физическую безопасность, или применять боевые
приемы борьбы, выполнять действия с оружием, использовать специальные и подручные средства индивидуальной защиты и активной обороны, действовать тактически верно, как самостоятельно, так и в группе, при решении оперативно-служебных задач в условиях экстремальной ситуации, резко меняющейся оперативной обстановке.
Физическая подготовка как первоочередная часть служебно-боевой подготовки, представляет собой систему организованных мероприятий, направленных на общее повышение уровня физической подготовки, воспитание физических и психических качеств, привитие двигательных умений и навыков, необходимых при выполнении оперативно-служебных задач личным составом ОВД.
На занятиях по физической подготовке делается акцент на развитие основных пяти качеств: физической силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Методика развития физических качеств на занятиях по физической подготовке в структуре образовательных организаций МВД имеет свою специфику.
Занятия имеют прикладную направленность, способствуя формированию у слушателя конкретных навыков, определяющих успешность его профессиональной деятельности (занятия по преодолению искусственных, естественных, горизонтальных и вертикальных препятствий). На практических занятиях создаются такие условия, которые помогут слушателю почувствовать себя участником возможных событий в оперативно-служебной деятельности и потребуют молниеносного принятия решения о применении физической силы, специальных средств или оружия. Сотрудник должен быть готов к внезапному нападению, высокой скорости передвижения, быстрым изменениям обстановки, ощущению риска, самостоятельному принятию решений и действий, борьбе. Занятия по физической подготовке проходят в условиях постепенного увеличения продолжительности физических нагрузок.
Для подготовки сотрудника к несению службы отрабатываются и доводятся до автоматического выполнения такие упражнения, как: боевые стойки, удары и защита от ударов, задержание, броски, удушающие и болевые приемы, освобождение от захватов и обхватов, пресечение действий с огнестрельным оружием.
Умение действовать без страха и паники, способность рассуждать хладнокровно - эти качества должны развивать слушатели, чтобы
81
профессионально действовать в экстремальной ситуации [4, с. 183-187].
Во время обучения боевым приемам борьбы слушателя вводят в боевое психологическое состояние, близкое к состоянию, в котором сотрудник может оказаться в реальной экстремальной ситуации во время несения службы. При этом моделируются ситуации с появлением случайных лиц, добавлением количества нападающих, различными видами оружия, уменьшаются временные рамки на выполнение упражнений или вводятся дополняющие их элементы.
Таким образом, личная профессиональная безопасность сотрудников ОВД напрямую зависит от степени их подготовленно-
1. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультанПлюс».
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультанПлюс».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультанПлюс».
4. Шохин В. Е., Физические и профессиональные перегрузки в процессе освоения программ профессиональной подготовки // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2017. № 1(35).
сти к оперативно-служебной деятельности, в том числе и к выполнению служебных обязанностей в экстремальных ситуациях. Необходимо отметить, что процесс овладения сотрудниками тактикой и методами обеспечения безопасности по всем вышеперечисленным направлениям, а также процесс формирования и совершенствования профессионально значимых качеств личного состава правоохранительных органов должен быть непрерывным. Постоянное совершенствование навыков на занятиях по профессиональной служебной подготовке по месту службы поможет избежать возможных трагических последствий в процессе оперативно-служебной деятельности.
1. On the police: fed. law d.d. Febr. 7, 2011 № 3-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
2. Criminal Code of the Russian Federation d.d. June 13, 1996 № 63-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
3. Code on administrative offenses of the Russian Federation d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
4. Shohin V.E. Physical and emotional overworks in the development of training programs // Bull. of the Krasnodar University of Russian MIA. 2017. № 1(35).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Куров Альберт Иванович, старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Краснодасркого университета МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.I. Kurov, Senior Lecturer of the Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
82