Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
СОТРУДНИК / УПРАЖНЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ / ВНИМАНИЕ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бордачев А.Ю.

В этой статье описано упражнения для совершенствования огневой подготовки и методика профессиональной подготовки сотрудников полиции. Приведена актуальность темы статьи. Показано, как с помощью современных технических средств можно качественно провести занятия по огневой подготовки. Как применять эти упражнения в повседневной деятельности сотрудника полиции МВД России.This article describes exercises for improving fire training and methods of professional training of police officers. The relevance of the topic of the article is given. It is shown that with the help of modern technical means, it is possible to conduct high-quality fire training classes. How to apply these exercises in the daily activities of a police officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ»

УДК 355.359

Психолого-педагогические науки

Бордачев Александр Юрьевич, преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, Сибирский юридический институт МВД России

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ

Аннотация: В этой статье описано упражнения для совершенствования огневой подготовки и методика профессиональной подготовки сотрудников полиции. Приведена актуальность темы статьи. Показано, как с помощью современных технических средств можно качественно провести занятия по огневой подготовки. Как применять эти упражнения в повседневной деятельности сотрудника полиции МВД России.

Ключевые слова: сотрудник, упражнение, психология, внимание, огневая подготовка.

Abstract: This article describes exercises for improving fire training and methods of professional training of police officers. The relevance of the topic of the article is given. It is shown that with the help of modern technical means, it is possible to conduct high-quality fire training classes. How to apply these exercises in the daily activities of a police officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: employee, exercise, psychology, attention, fire training.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что криминальный мир не стоит на месте: он всегда совершенствуется, находит новые пути противодействия сотрудникам полиции. Для эффективного выполнения своих обязанностей, сотрудник всегда должен совершенствовать свои навыки и умения, идти в ногу со сложившейся ситуацией.

Служба в органах внутренних дел зачастую проходит в экстремальных условиях опасных для жизни. Безусловно, это подразумевает, что сотрудники правоохранительных подразделений должны иметь соответствующий уровень физической подготовки и уметь обращаться с огнестрельным оружием. Однако этого недостаточно для реализации возложенных на них задач.

При этом навыков точной стрельбы или знания приемов самообороны будет недостаточно без комплексного обучения тактическим действиям в различных условиях оперативной обстановки, в том числе боевой [1, а 126130].

За последний период времени при применении огнестрельного оружия в отношении правонарушителей или в обстановке наличия оснований для такого применения зафиксировано 8 фактов ранения сотрудников ОВД Красноярского края.

Указанные факты произошли при преследовании скрывающихся правонарушителей (1 случай), задержании мелких правонарушителей, находящихся в состоянии опьянения (3 случая, в одном из которых сотрудник был тяжело ранен и еще в одном погиб от огнестрельного ранения), задержании преступников (3 случая) и в результате заранее спланированного нападения на участкового уполномоченного полиции по месту его жительства (1 случай).

В связи с этим, обобщение имеющейся информации и подготовка на этой основе нашей статьи, основным содержанием которой является рекомендации по психологической подготовке сотрудника полиции к осуществлению профессиональной деятельности в ситуациях риска для жизни и по его тактической подготовке к действиям, является актуальным [2, с. 163-168].

В результате проведенного исследования и материалы изученных научных трудов позволяют предположить целесообразность формулирования для сотрудников ОВД базового алгоритма действий, предусматривающего выполнение общих условий обеспечения личной безопасности при применении огнестрельного оружия, а также специальных алгоритмов действий, позволяющих обеспечить личную безопасность в типовых ситуациях

применения огнестрельного оружия:

- для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

- для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

- для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

- для защиты другого лица либо себя от посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни или здоровья;

- для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием;

- в обстановке преследования и задержания правонарушителя (преступника) [3, с. 70-73].

В профессиональную подготовку сотрудников полиции львиную долю занимает это огневая подготовка. Стрелять из боевого оружия сотрудникам полиции необходимо.

В подготовке и дальнейшем совершенствовании стрельбы из табельного оружия основной является тренировка без патрона.

Затем стрелок производит наводку по горизонтальной линии. При спуске курка старается уменьшить вертикальные колебания оружия, не обращая внимания на его горизонтальные перемещения.

После этого стрелок наводит оружие на перекрестие. Плавно нажимая на спусковой крючок, он удерживает оружие с ровной мушкой в районе прицеливания, не стремясь сделать "выстрел" обязательно тогда, когда вершина мушки точно совпадает с перекрестием.

Затем стрелок переходит к тренировке по черному кругу. Подводит оружие с ровной мушкой под черный круг и, удерживая его в районе прицеливания, плавно нажимает на спусковой крючок, подавляя в себе желание произвести "выстрел" обязательно только в момент совпадения вершины

мушки с точкой прицеливания.

Наиболее опасны угловые смещения, к которым приводит резкий, неконтролируемый нажим на спусковой крючок.

При тренировках без патрона из пистолета целесообразно удлинять прицельную линию. Для этой цели можно вставить в канал ствола пистолета стержень из легкого дерева длиной 20-30 см. На конце стержня укрепить искусственную мушку (вставить спичку, окрашенную в черный цвет) такой высоты, чтобы она проектировалась в прорези прицела, не опуская сильно дульной части ствола, при этом настоящая мушка не должна быть видна.

Удлиненная таким способом прицельная линия дает возможность более устойчиво удерживать мушку в прорези прицела. Дополнительно к

тренировке по специальной мишени на короткие расстояния следует проводить тренировку без патрона по мишени где расстояние в соответствии с выполняемым упражнением.

Это закрепляет полученные навыки и облегчает переход к стрельбе. При отработке техники стрельбы из пистолета, очень важную роль играет психологическая подготовка стрелка.

Психологическая подготовка отнюдь не отдельная часть подготовки стрелка. Она органически входит во все разделы технической подготовки и воспитания и не может рассматриваться автономно. Взаимосвязь между состоянием стрелка и изменениями в технике стрельбы, индивидуальна и различна в разные периоды времени в зависимости от степени скученности стрелка.

В воспитательной работе значительна роль поощрения. Причем обучаемому необходимо напомнить, что успех приходит благодаря настойчивости, трудолюбию, которые проявляются во время тренировок.

Поощрение не должно создавать у обучаемого мнимого мнение о себе. Что он особо одарённый человек и о том, что он не такой, как другие в коллективе. Это - путь к зазнайству, нетерпимости ВСЮДУ.

Ясно, что поощряя одного, мы стимулируем этим других. Отрицательно

влияют на стрелков непривычные шумы /выстрелы соседей по огневому рубежу, разговоры за спиной и т.п./ во время стрельбы.

Выполняя упражнение, стараясь добиться высокого результата, стрелок воспринимает пробоину в мишени в виде определенного цифрового достоинства /десятка, девятка и т.д. Сумма результатов выстрелов зависит от количества пробоин, а «десятке», ну и конечно, стрелок невольно начинает думать о ней. Однако из-за этого он, сам того не замечая, ослабляет контроль над точностью выполнением элементов цикла выстрела.

Происходит погоня за «десяткой», и появляется плохая пробоина как следствие потери внимания. А неудачная пробоина порождает неуверенность при очередном выстреле. Надо постараться убедить себя в том, что плохой, выстрел - это ещё не поражение, но сигнал об возникших нарушениях и ошибках в действиях.

Внушите себе: при правильном производстве прицельного выстрела, гарантирован хороший результат. Мысленно повторите цикл выстрела. Конечно, возможны и другие тесты, благотворно действующие на нервную систему.

Снова повторим: достигнуть хороших результатов помогает уверенность в своих силах. Нужно стрелять просто, «смотреть» на «десятку» без трепета перед результатом.

Одним из приёмов снятия нервного напряжения является отвлечение внимания стрелка. Этого можно достичь, заставив искусственным путём перенацелить на небольшой период времени внимание (мысли) стрелка от непосредственной стрельбы.

Как негативный приём для снятия нервного напряжения были случаи принятия некоторыми несознательными стрелками перед стрельбой различных успокаивающих (психотропных средств). Это такие средства как содержащих алкоголь, что явно не соответствует спортивной чести и поведению стрелка, и является прямой предпосылкой к нарушению МЕР БЕЗОПАСНОСТИ, т.к. стрелок под воздействием этих препаратов теряет контроль над своими

действиями.

А положительный и полезный пример, если позволяют условия выполнения упражнения, целесообразно заряжать оружие по одному патрону, т.к. во время перезаряжания внимание стрелка будет направлено на заряжание оружия. Этого времени вполне достаточно для снятия нервного напряжения.

Не малую роль играет при стрельбе это высокая концентрация внимания на прицельные приспособления и мишень. К этому надо сказать, что само внимание к чему либо, очень важно и развивать его нужно постоянно. Как спортсмены развивают физические качества, так и концентрация внимания.

Для этого есть много упражнений, вот одно из них которое поможет сконцентрироваться на предмете или предметах некоторое время. Наблюдая за секундной стрелкой часов, необходимо минуту смотреть только на неё не отрываясь и стараться не думать.

Первые несколько раз будет очень сложно, но потом сами удивитесь своему результату. После этого увидите, как ваше внимание при стрельбе стабилизировалось. Станет намного легче удерживать мушку в целике и производить прицельный выстрел.

При этом следует уделять внимание тактике действий сотрудников ОВД в различных условиях, особенно уделять большое внимание действиям в нестандартных ситуациях, которые максимально приближенны к реальности. Постоянно проводить анализ таких действий и работать над ошибками [4, а 8992].

Таким образом, можно подвести итог вышесказанному по вопросу огневой подготовки сотрудника, что сам процесс совершенствование занимает очень много времени. Но эти навыки на долгие годы останутся с вами и со временем их можно только усиливать и вносить свои коррективы. Упражнения, которые мы привели не требуют специального оборудования и подготовки, их можно выполнять при повседневной служебной деятельности.

Библиографический список:

1. Черменев Д.А., Бордачев А.Ю. Особенности организации проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России// Научный компонент. 2022. № 1 (13). С. 126-130.

2. Струганов С. М., Литвинцева Т. Э., Грушко В. М. Личная безопасность сотрудников Органов внутренних дел в служебной деятельности // ВосточноСибирский институт МВД России. 2021 г. № 5 (50). С. 163-168.

3. Горячева Н. Ю., Огрыза А. В. О возможностях использования страйкбола в учебном процессе // Уфимский юридический институт МВД России. 2013 г. № 1 (59). С. 70-73.

4. Бордачев А.Ю. К вопросу психологической подготовки сотрудника полиции к экстремальным ситуациям// Е^сю. 2022. № 5 (68). С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.