Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / СПУСКОВОЙ КРЮЧОК / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Назаренко Борис Александрович

Рассматривается одна из типичных ошибок на занятиях по огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, характеризующаяся резким нажатием на спусковой крючок при стрельбе из пистолета Макарова. Анализируются причины данной ошибки. Предложен авторский метод исправления данной ошибки у курсантов на начальном этапе обучения.One of the typical mistakes in the classes of fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, characterized by a sharp pull on the trigger when firing a Makarov pistol, is considered. The reasons for this error are analyzed. The author's method of correcting this error among cadets at the initial stage of training is proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Назаренко Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 351.753

Психолого-педагогические науки

Назаренко Борис Александрович, б/с, б/з, старший преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки, Владивостокский филиал Дальневосточный юридический институт МВД

России, г. Владивосток e-mail: poliglot.76@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: Рассматривается одна из типичных ошибок на занятиях по огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, характеризующаяся резким нажатием на спусковой крючок при стрельбе из пистолета Макарова. Анализируются причины данной ошибки. Предложен авторский метод исправления данной ошибки у курсантов на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: сотрудник полиции, спусковой крючок, огнестрельное оружие.

Abstract: One of the typical mistakes in the classes of fire training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, characterized by a sharp pull on the trigger when firing a Makarov pistol, is considered. The reasons for this error are analyzed. The author's method of correcting this error among cadets at the initial stage of training is proposed.

Keywords: police officer, trigger, firearm.

Огневая подготовка является очень важной дисциплиной, которая изучается курсантами образовательных организаций МВД России на

протяжении всего периода обучения. Вне зависимости от того в какой службе или подразделении работают сотрудники полиции, каждый из них в первую очередь выполняет обязанности согласно ФЗ от 7.02.2011 №Э-ФЗ «О полиции» и лишь потом обязанности свойственные определенному направлению специфики работы сотрудника, поэтому все сотрудники полиции обязаны грамотно и законно применять огнестрельное оружие, для пресечения опасных противоправных действий со стороны правонарушителя в ситуациях, в которых сложились основания для его применения, согласно ФЗ «О полиции» [1] .

Вопросы повышения качества огневой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, всегда были и будут очень значимы, так как в процессе всего периода обучения, умения переходят в навык, который будут применять будущие сотрудники полиции при выполнении оперативно-служебных задач. От того насколько стабильный и качественный будет этот навык и будет зависеть результат, определяющий исход в ситуациях применения огнестрельного оружия в профессиональной деятельности сотрудников полиции [3] .

Одной из главных задач курсанта на занятии по огневой подготовки, является поражение цели, произведя при этом выстрел точно в мишень. Точный выстрел предполагает в свою очередь: во-первых, достижение кучности стрельбы; во вторых расположение кучности в центре мишени. Точный выстрел зависит от умения, навыка стрелка одновременно выполнять три действия: удержание прицельных приспособлений в направлении района прицеливания, осуществления медленного выдоха во время стрельбы и плавного, равномерного нажатия на спусковой крючок.

Конечно же, все вышеперечисленные действия играют важную роль в достижении точного выстрела, но все же правильное нажатие на спусковой крючок, является определяющим фактором, который в большей степени определяет точный выстрел. Соответственно огромное количество ошибок допускаемых курсантами при стрельбе, заключаются именно в неправильном нажатии на спусковой крючок. Даже такие ошибки, как небольшое колебание

руки с оружием во время стрельбы, неправильный хват оружия могут позволить курсанту поразить мишень, но ошибка, связанная с неправильным нажатием на спусковой крючок всегда будет способствовать промаху.

Самая распространённая ошибка, которую допускают курсанты на учебных занятиях по огневой подготовке при производстве выстрела, это резкое нажатие на спусковой крючок. Данная ошибка характеризуется резким нажатием на спусковой крючок с одновременным, чрезмерным напряжением мышц кисти удерживающей пистолет. Как правило, данная ошибка возникает у начинающих стрелков, курсантов 1 курса, которые после совмещения прицельных приспособлений в район прицеливания, выполняют резкое нажатие на спусковой крючок, не замечая того, что траектория в момент резкого нажатия изменяется и вместо прямолинейного нажатия, она отклоняется вниз или в сторону [4].

Следует отметить, что данную ошибку необходимо, как можно быстрее обнаружить и, используя различные средства и методические приемы исправить, так как в дальнейшем данное умение может перерасти в двигательный навык, который исправить будет сложнее, чем на ранних этапах.

Как правило, порядок огневой подготовки с курсантами заключается в том, что перед выполнением упражнений практического курса стрельб, курсанты совершенствуют свои умения, навыки с учебным оружием вхолостую, многократно повторяя такие элементы стрельбы как: изготовка, удержание пистолета, совмещение мушки с целиком, плавное нажатие на спусковой крючок и только после этого курсанты переходят к выполнению упражнений стрельб с боевым пистолетом.

Основная проблема на начальном этапе огневой подготовки заключается в том, что некоторые курсанты, при выполнении упражнений с боевым пистолетом продолжают допускать ошибки в стрельбе, связанные с резким нажатием на спусковой крючок, вследствие чего пули в самом лучшем случае поражают мишень хаотично, то есть отсутствует кучность стрельбы, а в худшем случае вообще не поражают. Данный факт можно объяснить тем, что

курсанты во время стрельбы испытывают психологическое напряжение, связанное с ожиданием выстрела.

Далее нами был проведен эксперимент, направленный на устранение у курсантов ошибки, заключающейся в резком нажатии на спусковой крючок.

В эксперименте приняло участие 11 курсантов первого курса, которые допускали ошибку, характеризующуюся резким нажатием на спусковой крючок, вследствие чего наблюдалось отсутствие кучности стрельбы и соответственно промахи. Данные курсанты были поделены на 2 группы: контрольная группа - 6 курсантов и экспериментальная группа - 5 курсантов.

Суть эксперимента заключалась в следующем, на спусковой крючок в месте, где накладывается указательный палец для производства выстрела, крепится пластиковый конусообразный выступ, длиной около 3 миллиметров и диаметром на конце 2 миллиметра. Далее курсанты экспериментальной группы выполняли стрельбу из боевых пистолетов с вышеуказанной накладкой, которая в момент нажатия курсантом на спусковой крючок, оказывает небольшое колющее воздействие на ногтевую фалангу пальца, соприкасающуюся с установленным выступом, без причинения какого-либо вреда здоровью. Данный эффект на наш взгляд должен заставить курсантов переключить внимание и сосредоточить его на плавном, медленном нажатии на спусковой крючок.

В течении месяца обе группы занимались на занятии по огневой подготовки согласно тематического плана, единственным отличием было то, что после тренировки с учебным оружием «в холостую», курсанты экспериментальной группы выполняли стрельбу из боевых пистолетов с установленной накладкой, а курсанты контрольной группы стреляли из обычных, боевых пистолетов без накладки.

По истечению месяца тренировок, был проведен контрольный срез по итогам которого курсанты обеих групп должны были выполнить упражнение стрельбы без ограничения по времени, 3 попытки по 3 выстрела.

Результаты были следующие: 3 курсанта экспериментальной группы во

всех попытках поразили мишень и кучность увеличилась в 3 раза, остальные два курсанта, также поразили мишень, но улучшения в кучности наблюдались не значительные; 3 курсанта экспериментальной группы также по всех попытках поразили мишень, но кучность расположения пробоин на мишени была не стабильная, остальные 3 курсанта этой группы мишень поразили не во всех попытках.

Анализируя полученные результаты можно заключить, что общий показатель кучности в экспериментальной группе оказался значительно выше, чем у курсантов контрольной группы, также курсанты экспериментальной группы после дальнейшего анкетирования пояснили, что колющее воздействие создаваемое накладкой заставляло их переключать внимание с «ожидания выстрела» на плавном нажатие спускового крючка, вследствие чего пули поражали мишень и кучность их расположения в мишени была лучше.

Сосредоточение внимание во время стрельбы на плавном нажатии на спусковой крючок, является важным элементом формирования навыка точной стрельбы из пистолета Макарова.

Конечно же, нельзя утверждать, что использование данного метода поможет всем курсантам справиться с данной ошибкой, соответственно необходимо использовать разнообразные средства и методы, позволяющие учитывать индивидуальные особенности курсантов, которые в свою очередь позволят добиться желаемого результата.

Библиографический список:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (с изменения и дополнениями) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2023).

2. Давыдов Л. В., Ткаченко А. Ю., Бантюков И. Б. Некоторые особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в различных ситуациях служебно-профессиональной деятельности // . - 2016. -№ 10-7. - С. 75-77.

3. Семенов В. В. Педагогическая сущность обучения применению огнестрельного оружия сотрудников полиции Российской Федерации // . - 2011. - № 2(21). - С. 106-108.

4. Хрысев Е. В., Митин А. А. Методика борьбы с ошибкой «Ожидание выстрела» в обучении стрельбе курсантов ведомственных ВУЗов системы МВД России // Цифровая трансформация системы МВД России : сборник научных статей по материалам Международного форума: в 2-х частях, Москва, 20 октября 2022 года / Под редакцией И. Г. Чистобородова. Том Часть 2. - г. Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 426-428.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.