Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конституция / Уполномоченный по правам человека / полномочия в предупреждении и профилактике правонарушений / определение понятия об Уполномоченном по правам человека. / Constitution / Commissioner for Human Rights / powers in the prevention and prevention of offenses / definition of the concept of Commissioner for Human Rights.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костоева Пятимат Магомедовна, Тамбиева Лейла Карим-Султановна

В статье рассмотрены основные вопросы реализации полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Костоева Пятимат Магомедовна, Тамбиева Лейла Карим-Султановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the main problematic issues of exercising the powers of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation in accordance with the provisions of the Constitution of the Russian Federation and the Federal constitutional law of February 26, 1997 № 1-FKZ «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation»

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КОСТОЕВА Пятимат Магомедовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория и история государства и права» Ингушского государственного университета, РФ, г. Магас, e-mail:kostoevap@inbox.ru

ТАМБИЕВА Лейла Карим-Султановна,

магистрант юридического факультета, Ингушского государственного университета,

РФ, г.Магас, e-mail: khava.tambieva@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы реализации полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «<Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Ключевые слова: Конституция, Уполномоченный по правам человека, полномочия в предупреждении и профилактике правонарушений, определение понятия об Уполномоченном по правам человека.

KOSTOEVA Pyatimat Magomedovna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department "Theory and History of State and Law'Ingush State University Russian Federation, Magas

TAMBIEVA Leila Karim-Sultanovna,

master's student of the Faculty of Law, Ingush State University Russian Federation, Magas

SOME ISSUES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article considers the main problematic issues of exercising the powers of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation in accordance with the provisions of the Constitution of the Russian Federation and the Federal constitutional law of February 26, 1997 № 1-FKZ «On the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation».

Key words: Constitution, Commissioner for Human Rights, powers in the prevention and prevention of offenses, definition of the concept of Commissioner for Human Rights.

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) весьма молод. Процесс становления и распространения института омбудсмена в России осложняется проблемами практического и концептуального характера, связанными с функциональными и структурно-организационными особенностями уполномоченного по правам человека в условиях россий-

ской политической системы. Это вызывает необходимость внесения предложений по совершенствованию и повышению эффективности функционирования данного правозащитного института.

14 марта 2020 г. принят Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

функционирования публичной власти», который вступил в силу 4 июля 2020 г.[2]

В новой редакции Основного закона, так же, как и прежней, Уполномоченному уделен пункт в одной статье, посвященной компетенции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).

Так в статье 103 Конституции Российской Федерации [1] прописано, что к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного, который действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Основные требования к кандидатуре Уполномоченного сведены к наличию гражданства Российской Федерации и постоянному проживанию на ее территории, отсутствие иностранного гражданства или вида на жительство, счетов (вкладов), денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, институт Уполномоченного на конституционном уровне остался практически неурегулированным, несмотря на то, что на данный конституционный пробел указывали не только российские, но и зарубежные исследователи [7, 29].

В статье 6 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (далее - 1-ФКЗ) [3] в число требований указано наличие гражданства Российской Федерации постоянное проживание на ее территории. Дополнительно установлены: возрастной ценз - не моложе 35 лет и наличие познаний в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Вне регулирования Конституции и 1-ФКЗ остались ряд вопросов, касающихся требований к рассматриваемому должностному лицу. Прежде всего, это касается предельного возраста, а также степени познаний кандидата в области прав человека и его опыта осуществления их защиты. Относительно отсутствия верхнего возрастного предела у Уполномоченного наблюдаются различные подходы исследователей. Так, А.П. Евдошенко предлагает установить верхний возрастной предел стандартный, как у судей высших судебных инстанций [4, 230]. Отсутствие требований к образованию и стажу профессиональной деятельности Уполномоченного, свидетельствующие о его предыдущей трудовой занятости, по мнению многих исследователей, является одним из недостатков действующего нормативного регулирования в рассматриваемой сфере [5, 91].

Некоторые исследователи высказывают предложения о целесообразности установления

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

таких требований к омбудсмену, как наличие экономического и психологического образования [6, 56].Такая необходимость по мнению автора отсутствует, так как в аппарат Уполномоченного входят специалисты разных профилей, которые могут разрешить возникающие в ходе правозащитной деятельности вопросы в соответствующих сфе-рахжизни.

Обращает внимание то, что в 1 - ФКЗ для кандидата отсутствует ограничение, связанное с признанием судом Уполномоченного недееспособным или ограниченно дееспособным.

В 1- ФКЗ отсутствует критерий отсутствия судимости, не исключая при этом погашенных и (или) снятых в установленном порядке. Исследователь А.Ю. Семенова указывает на необходимость добавления такого критерия, как обладание высокими моральными качествами, безупречной репутацией и авторитетом [9, 136]. Все перечисленное позволяют говорить о том, что требования к кандидату на замещение должности Уполномоченного значительно занижены, характеристики, закрепленные в законодательстве, не в полной мере соответствуют критериям оптимальности.

Согласно 1-ФКЗ (ст.1) должность учреждается в соответствии с Конституцией, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом определение понятия Уполномоченного в законе не прописано и при попытке сформулировать понятие можно опираться либо на неофициальные источники, либо обращаться к высказываниям ученых и юристов, либо самостоятельно формулировать данное понятие на основе содержания 1-ФКЗ. В данной ситуации видится, что должно быть сформулировано и прописано в законе четкое понятие (определение).

В закреплении деятельности Уполномоченного еще одной проблемой является регламентация статуса его рабочего аппарата. В соответствии с 1-ФКЗ Уполномоченный сам формирует аппарат, а также определяет его структуру и руководит им. Однако, перечень полномочий аппарата Уполномоченного 1-ФКЗ не регламентируется, а приведены только обобщенные сведения об аппарате. Полномочия и функции аппарата прописываются отдельно в Положении о рабочем аппарате Уполномоченного. Кроме того, считаем целесообразным чтобы фундаментальные функции и полномочия были заключены именно в рамках 1-ФКЗ, посвященного Уполномоченному, а Положение должно носить производный характер.

Цель Уполномоченного - способствовать восстановлению нарушенных прав. Следовательно, он может реагировать только на уже прои-

зошедшие правонарушения. Кроме того, Уполномоченный может реагировать не на все правонарушения, а только на те, по которым к нему поступила жалоба.

В 1-ФЗК (ст. 21) приведен исчерпывающий перечень исключений, согласно которым Уполномоченный может самостоятельно принимать решения, в числе которых: наличие у Уполномоченного информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан; наличие информации о случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. Однако, как показывает практика, круг случаев, требующих вмешательства со стороны Уполномоченного, гораздо шире.

Таким образом, круг возможностей, связанных с восстановлением нарушенных прав, значительно сужен. Наличие права Уполномоченного действовать по собственной инициативе в отношении правонарушений повысило бы эффективность действий, позволив действовать непосредственно, при поступлении информации о конкретном нарушении прав, например, из СМИ [8].

Нередко причиной нарушения прав является не действия или бездействие какого-либо государственного служащего, а неправомерный акт, изданный органом государственной власти или государственным органом. В 1-ФКЗ (ст. 29) указано, что Уполномоченный по результатам рассмотрения жалобы может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Из этого вытекает несколько проблем.

Во-первых, как отмечено ранее, у Уполномоченного нет свободы действий в предупреждении и профилактике правонарушений. Во-вторых, целесообразнее в такой ситуации наделить Уполномоченного правом обращения в Конституционный Суд с целью проверки соответствия нормативного правового акта высших органов государственной власти Конституции Российской Федерации. Такой подход, вполне, может обеспечить действие механизма предупреждения нарушений прав и свобод человека и гражданина. Ключевым моментом в данном случае выступает инициация самим Уполномоченным такого действия, проверки, а не возможность проверить нормативно правовой акт только после того, как заявитель обратится с жалобой и попросит о восстановлении нарушенных прав.

Подведя итог, можно отметить, что в деятельности Уполномоченного по правам человека в

Российской Федерации существует ряд проблем и неточностей, а рамки полномочий Уполномоченного несколько ограничены.

Разумное расширение таких рамок поспособствовало бы сокращению числа правонарушений со стороны должностных лиц, органов государственной власти, а также сокращению числа поступающих жалоб к Уполномоченному.Совер-шенствование норм права в данном направлении позволит российским омбудсменам эффективней реализовать возложенную на них основную функцию - восстановление нарушенных прав человека, а в некоторых ситуациях действовать на опережение, предупреждая различные формы дискриминации прав.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.12993 г. (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 2020. № 55-16.

[2] О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: федеральный конституционный закон от 14.03.2020 № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 2020 г. № 11-1416.

[3] Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 29.05.2023) // Российская газета. 1997 г. № 43-44.

[4] Евдошенко А.П. Место и роль Уполномоченного по правам человека в РФ в системе органов государственной власти // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. Спб. 2009. № 110. Ст. 227231.

[5] Засыпалова В.И. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 203 с.

[6] Корабельникова Ю.Л. Конституционно-правовые основы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в РФ и органов исполнительной власти в обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2007. 222 с.

[7] Мануэль Гарсиа Альварес. Об актуальных задачах конституционного реформирования института омбудсмена в Испании и России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. Ст. 29-33.

[8] Мшецян Д.А. Проблемы и пути совершенствования деятельности института Уполномоченного по правам человека в РФ [Электронный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

ресурс] / Д.А. Мшецян // 06 июля 2014 - Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/70/11974/ (дата обращения: 19.11.2023).

[9] Семенова А.Ю. Уполномоченный по правам человека в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2006. 246 с.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.12993 g. (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonom RF o popravkah k Konstitucii RF ot 14.03.2020 g. № 1-FKZ) // Rossijskaya gazeta. 2020. № 55-16.

[2] O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti: federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 14.03.2020 № 1-FKZ// Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2020 g. № 11-1416.

[3] Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii: federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 26 fevralya 1997 g. № 1-FKZ (v red. ot 29.05.2023) // Rossijskaya gazeta. 1997 g. № 43-44.

[4] Evdoshenko A.P. Mesto i rol' Upolnomo-chennogo po pravam cheloveka v RF v sisteme

organov gosudarstvennoj vlasti // Izvestiya RGPU imeni A.I. Gercena. Spb. 2009. № 110. St. 227-231.

[5] Zasypalova V.I. Institut Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii i sub-»ektah Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. 203 s.

[6] Korabel'nikova YU.L. Konstitucionno-pravo-vye osnovy vzaimodejstviya Upolnomochennogo po pravam cheloveka v RF i organov ispolnitel'noj vlasti v obespechenii konstitucionnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina: dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2007. 222 s.

[7] Manuel' Garsia Al'vares. Ob aktual'nyh zad-achah konstitucionnogo reformirovaniya instituta ombudsmena v Ispanii i Rossii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 1. St. 29-33.

[8] Mshecyan D.A. Problemy i puti sovershen-stvovaniya deyatel'nosti instituta Upolnomochennogo po pravam cheloveka v RF [Elektronnyj resurs] / D.A. Mshecyan // 06 iyulya 2014 - Rezhim dostupa: URL: https://moluch.ru/archive/70/11974/ (data obrash-cheniya: 19.11.2023).

[9] Semenova A.YU. Upolnomochennyj po pravam cheloveka v mekhanizme obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina v RF: dis. ... kand. yurid. nauk. Tyumen', 2006. 246 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.