Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОМБУДСМЕН / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕХАНИЗМЫ / ОБРАЩЕНИЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батова Оксана Сергеевна, Шалыгина Инга Сергеевна

Статья посвящена сравнительному анализу правового статуса уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. Авторы предлагают ввести дополнительные цензы к лицам, претендующим на должность омбудсмена с учетом характера, осуществляемых полномочий, а также обосновывают необходимость усовершенствования механизма назначения Уполномоченного по правам человека в РФ в части расширения субъектов, которые могут внести предложение по кандидатуре в Государственную Думу Российской Федерации. В статье сделан анализ федерального и регионального законодательства в части процедуры согласования кандидата на должность регионального омбудсмена и предложены пути по устранению правовой неопределённости в отношении сроков и порядка назначения его на должность. Авторы предлагают рассмотреть вопрос об увеличении состава субъектов законодательной инициативы в рамках федерального и регионального законодательных процессов, с учетом предусмотренного полномочия по совершенствованию законодательства в части защиты прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE INSTITUTION OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to a comparative analysis of the legal status of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation and the Commissioner for Human Rights in the constituent entities of the Russian Federation. The authors propose to introduce additional qualifications to persons applying for the position of an Ombudsman, taking into account the nature of the authority exercised, and also justify the need to improve the mechanism for the appointment of an authorized person in the Russian Federation in terms of expanding subjects who may make a proposal to the State Duma of the Russian Federation. The article has an analysis of federal and regional legislation regarding the procedure for coordinating a candidate for the position of regional Ombudsman and proposed ways to eliminate legal uncertainty in relation to the terms and procedure for appointing it to the position. The authors propose to consider an increase in the composition of the constituent entities of the legislative initiative within the framework of federal and regional legislative processes, taking into account the powers of the authority to improve legislation in terms of protecting the rights and freedoms of man and citizen.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

12. Минаева А.И. Право на цифровое забвение как субъективное право индивидуальных субъектов права: вопросы теории и практики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. 2022. №03. С. 162-166.

13. Борисов М.А. Право на забвение: доктрина, регулирование, правоприменение // Труды по интеллектуальной собственности. 2019. №3-4. Т. XXXIV. С. 89-118.

References and Sources

1. Tolkovyj slovar' S.I. Ozhegova: Elektronnyj resurs. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=7873 (data obrashcheniya: 01.07.2022).

2. Vojnikanis E.A. Pravo byt' zabytym: pravovoe regulirovanie i ego teoreticheskoe osmyslenie // Pravovedenie. 2016. № 3. S. 70-89.

3. Gerasimova E.V. Pravo na zabvenie v praktike organov konstitucionnogo pravosudiya Rossijskoj Federacii i FRG // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2020. T. 6. № 3 (23). S. 170-187.

4. Chikishev N.A. Pravo na zabvenie v evropej skom cifrovom zakonodatel'stve (na primere Francii) // Mediaskop. 2017. Vyp. 3 // (Elektronnyj resurs). URL: http://www.mediascope.ru/2348 (data obrashcheniya: 03.07.2022).

5. Kerimhanova D.S. Pravo na zabvenie // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2015. №7. S. 316-317.

6. Loginova T.D. «Pravo na zabvenie» kak sposob obespecheniya informacionnoj bezopasnosti lichnosti // Aktual'nye problemy prestuplenij i inyh pravonarushenij: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2 fevralya 2018 g. / pod red. d-ra yurid. nauk, docenta YU.V. Anohina Barnaul: Barnaul'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2018. S. 225-226.

7. Google proigral delo v sude ES o zashchite personal'nyh dannyh // (Elektronnyj resurs). URL: https://www.forbes.ru/news/257113-google-proigral-delo-v-sude-es-o-zashchite-personalnykh-dannykh (data obrashcheniya: 04.07.2022).

8. Mytishchinskij gorodskoj sud Moskovskoj oblasti: oficial'nyj sajt // (Elektronnyj resurs). URL: http://mitishy.mo.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=103 (data obrashcheniya: 04.07.2022).

9. Opredelenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 26.11.2018 № 3087 O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina K. na narushenie ego konstitucionnyh prav punktom 1 stat'i 3 i chast'yu 1 stat'i 8 Federal'nogo zakona „Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii"» // (Elektronnyj resurs). URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-26112018-n-3087-o (data obrashcheniya: 03.07.2022).

10. Podrabinok E.M. Osobennosti osushchestvleniya prava na zabvenie v epohu cifrovizacii obshchestva // Permskij yuridicheskij al'manah. 2019. № 2. S. 290-300.

11. Transparency Report («YAndeks»): Obrashcheniya po zakonu «o prave na zabvenie» // Elektronnyj resurs. URL: https://yandex.ru/company/privacy/transparencyreport (data obrashcheniya 01.07.2022).

12. Minaeva A.I. Pravo na cifrovoe zabvenie kak sub"ektivnoe pravo individual'nyh sub"ektov prava: voprosy teorii i praktiki // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: ekonomika i pravo. 2022. №03. S. 162-166.

13. Borisov M.A. Pravo na zabvenie: doktrina, regulirovanie, pravoprimenenie // Trudy po intellektual'noj sobstvennosti. 2019. №3-4. T. XXXIV. S. 89-118.

ПАРОНЯН КАРЭН МАРТИНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры отраслевых юридических дисциплин Таганрогского института (филиала) им. А.П. Чехова Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). PARONYAN, KAREN M. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Sectoral Legal Disciplines, Taganrog institute (branch) named after A.P. Chekhov Rostov State Economic University (RINH) (pkm2000@mail.ru).

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 342.94(470) DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-48-53

БАТОВА О.С., ШАЛЫГИНА И.С. К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: омбудсмен, права человека, институт защиты прав человека, механизмы, обращение, уполномоченный.

Статья посвящена сравнительному анализу правового статуса уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. Авторы предлагают ввести дополнительные цензы к лицам, претендующим на должность омбудсмена с учетом характера, осуществляемых полномочий, а также обосновывают необходимость усовершенствования механизма назначения Уполномоченного по правам человека в РФ в части расширения субъектов, которые могут внести предложение по кандидатуре в Государственную Думу Российской Федерации. В статье сделан анализ федерального и регионального законодательства в части процедуры согласования кандидата на должность регионального омбудсмена и предложены пути по устранению правовой неопределённости в отношении сроков и порядка назначения его на должность. Авторы предлагают рассмотреть вопрос об увеличении состава субъектов законодательной инициативы в рамках федерального и регионального законодательных процессов, с учетом предусмотренного полномочия по совершенствованию законодательства в части защиты прав и свобод человека и гражданина.

BATOVA, O.S., SHALYGINA, I.S. ON THE ISSUE OF IMPROVING THE INSTITUTION OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: Ombudsman, human rights, institution for the protection of human rights, mechanisms, complaint, commissioner.

The article is devoted to a comparative analysis of the legal status of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation and the Commissioner for Human Rights in the constituent entities of the Russian Federation. The authors propose to introduce additional qualifications to persons applying for the position of an Ombudsman, taking into account the nature of the authority exercised, and also justify the need to improve the mechanism for the appointment of an authorized person in the Russian Federation in terms of expanding subjects who may make a proposal to the State Duma of the Russian Federation. The article has an analysis of federal and regional legislation regarding the procedure for coordinating a candidate for the position of regional Ombudsman and proposed ways to eliminate legal uncertainty in relation to the terms and procedure for appointing it to the position. The authors propose to consider an increase in the composition of the constituent entities of the

legislative initiative within the framework of federal and regional legislative processes, taking into account the powers of the authority to improve legislation in terms of protecting the rights and freedoms of man and citizen.

Уполномоченный по правам человека в России - это, с одной стороны, должностное лицо, с другой - государственный орган с особым статусом, не входящий в систему разделения властей, учрежденный конституционно-правовыми нормами (п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Для реализации конституционного положения в 1997 году был принят федеральный конституционный закон, в котором определены правовой статус, особенности компетенции и формы деятельности федерального омбудсмена [1]. Следует отметить, что сам институт появился в России в 1994 году, и до принятия соответствующего правоустанавливающего акта, осуществлял свои полномочия в соответствии с Указом Президента РФ, который в течении трех лет выполнял функции по восполнению пробелов правового регулирования [2].

В это же время в России зарождается институт региональных омбудсменов. Так, с 1996 по 2004 год новый правозащитный механизм возник в 29 регионах страны, среди которых приоритет принадлежал республике Башкортостан [3, c. 200]. Хотя законодательное закрепление на федеральном уровне должности уполномоченного по правам человека в субъекте РФ было введено только в 2015 году в ст. 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [4], переломным для данного института стал 2012 год, когда Президент РФ заметил, «что из 83 субъектов, институт омбудсмена действует только в 67» [5], что стало сигналом для введения «в пожарном порядке» данного института и в оставшихся шестнадцати регионах. Наконец, важным этапом в развитии института региональных уполномоченных стал 2020 год, когда появился рамочный федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» [6], о необходимости которого долгое время велись жаркие дискуссии на страницах научных журналов и в Государственной Думе.

Еще в 2001 году Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Астраханским областным Представительным Собранием были внесены законопроекты «Об Уполномоченном по правам человека в субъекте РФ», которые были отклонены заключением профильного комитета, в котором отмечалось, что «в случае учреждения должности регионального Уполномоченного субъект РФ имеет право наделить его такими полномочиями, которые обусловлены компетенцией субъекта РФ, а регулирование федеральным законом статуса регионального Уполномоченного может рассматриваться как ограничение сферы деятельности субъектов Российской Федерации» [7]. Но в 2019 году в заключении Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений на проект федерального закона № 573725-7 поддерживался уже установления «единых принципов организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, их взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества» [8].

В 2022 году исполнилось двадцать пять лет со дня принятия ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и двадцать шесть лет со дня принятия первого регионального закона [9]. В связи с этим представляется актуальным сравнительный анализ правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

Прежде всего, обратимся к требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность. Для кандидата федерального уровня установлено в качестве обязательных требований: наличие гражданства РФ; возраст не моложе 35 лет; постоянное проживание на территории РФ; наличие познаний в области прав и свобод человека и гражданина; опыт защиты прав и свобод человека и гражданина. Для кандидата регионального уровня - наличие гражданства РФ; возраст более 30 лет (законом субъекта РФ возраст может быть увеличен, но не более чем на пять лет); постоянное проживание в РФ; безупречная репутация; наличие высшего образования; познания в области прав и свобод человека и гражданина; опыт защиты прав и свобод человека и гражданина.

Если анализировать минимальный объем требований для кандидатов на должности уполномоченных, обладающих универсальной компетенцией, то сразу следует отметить, что и федеральный конституционной закон 1997 года и федеральный закон 2020 года требуют

ужесточения цензов к кандидатам на должности уполномоченных с учетом специфики их полномочий.

В качестве обязательного требования необходимо закрепить «наличие высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция» (специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», «Судебная экспертиза», «Судебная и прокурорская деятельность»), как минимум с квалификацией (степенью) «бакалавр», а также убрать формулировку оценочного значения «познания в области прав и свобод человека и гражданина», так как в нашей стране познания в данной сфере формируются при изучении курса по обществознанию при освоении школьной программы. Учитывая объем полномочий уполномоченных по правам человека РФ (как федерального, так и регионального уровней) в части представления интересов, обращения с исковым заявлением, считаем, что введение в качестве обязательного требования к кандидату наличия юридического образования (уровня бакалавриат) является вполне обоснованным.

Важное значение имеет также порядок назначения на должность. Согласно закону, в Государственную Думу с предложением о кандидатах на должность Уполномоченного может обратиться достаточно ограниченный круг субъектов. При этом в нем отсутствуют лица, имеющие непосредственное отношение к гражданскому обществу. В этой связи предлагаем расширить список субъектов, которые могут внести предложение по кандидатуре Уполномоченного в нижнюю палату федерального парламента, дополнив его Общественной палатой РФ и законодательными органами субъекта РФ по аналогии с региональным уровнем. На региональном уровне субъекты, обладающие правом вносить в законодательный орган субъекта РФ предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, устанавливаются региональным законом, который, как правило, включает прямо перечисленных в федеральном законодательстве лиц. Но ряд законов субъектов, например, в Саратовской, Нижегородской области, Приморском крае этот перечень, на наш взгляд, вполне обоснованно дополняют также Общественной палатой области (края) [10-12].

Процедура назначения Уполномоченного в регионе регулируется законами субъектов, но при этом федеральным законодательством установлена необходимость согласования рассмотренной в региональном парламенте кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ с Уполномоченным по правам человека в РФ. При этом ни один нормативный акт не содержит процедуру согласования и правовые основания для отказа в согласовании кандидатуры. В принципе, не совсем понятно, зачем это согласование предусмотрено в принципе, так как уполномоченные двух уровней - федерального и регионального - не образуют в нашей стране единой системы государственных органов со специальным статусом. Об этом, в частности, красноречиво свидетельствует норма, устанавливающая, что подача жалобы Уполномоченному по правам человека федерального уровня не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы Уполномоченным по правам человека регионального уровня и наоборот (см.: ч.3 ст. 16 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Даже если допустить, что процедура согласования несет позитивную нагрузку, необходимо четко определить сроки, порядок, форму и последствия для такого согласования. Сейчас, по сути, эта процедура урегулирована только на уровне субъектов РФ, и далеко не всегда, к сожалению, законами, так как практикуется данные нормы помещать в отдельные главы Регламентов законодательных органов субъектов РФ, где содержатся, например, положения следующего содержания:

1. Определяется срок направления предложения для согласования. Например, в количестве 3-х рабочих дней со дня принятия решения законодательным органом субъекта РФ [13]. При этом следует отметить, что решение это промежуточное, как правило, принятое на заседание профильного комитета, к ведению которого отнесен данный вопрос или специальной комиссии, которая назначается каждый раз для рассмотрения кандидатур. Считаем, установление такого срока достаточно оптимальным. Однако предлагаем предусмотреть возможность направления на согласование не одной кандидатуры, а всех, которые набрали большинство голосов или равное количество (если такое имело место быть).

2. Во многих субъектах установлен срок для окончательного рассмотрения вопроса о назначении уполномоченного по правам человека после согласования - не позднее 60 календарных дней со дня получения документов от федерального омбудсмена [14]. На этом фоне достаточно некорректно, с точки зрения юридической техники, звучит формулировка, закрепленная в Регламенте Законодательного Собрания Вологодской области о рассмотрении данного вопроса на ближайшей сессии [13].

3. Очень своеобразен подход, который применили законодатели Свердловской области, где законом субъекта РФ устанавливается срок для согласования кандидатуры регионального омбудсмена Уполномоченным по правам человека в РФ. Председатель законодательного органа не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрение вопроса о назначении на должность Уполномоченного в Свердловской области направляет Уполномоченному по правам человека в РФ документы, необходимые для такого согласования [15].

Предлагаем, прописать механизм согласования в федеральном законе, где четко установить сроки для:

- направления предложений по кандидатурам для законодательных органов субъектов РФ,

- согласования кандидатуры Уполномоченным по правам человека в РФ и в случае отказа

- предоставить мотивированное заключение;

- рассмотрения вопроса на сессии регионального парламента.

Особо следует рассмотреть право законодательной инициативы. В ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона прямо предусмотрено, что федеральный омбудсмен способствует совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, но при этом поправками Конституции РФ 2020, не учтены доктринальные предложения о расширении круга субъектов права законодательной инициативы, о наделении данным правом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [16, с. 98], что было бы направлено на дальнейшее совершенствования правового регулирования деятельности заявленного правозащитного института.

В соответствии с частью 2 ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [17], конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, в том числе и уполномоченному по правам человека в субъекте РФ, учитывая, что региональный омбудсмен также способствует совершенствованию законодательства субъекта РФ, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако если проанализировать законодательство субъектов, то можно обнаружить, что право законодательной инициативы уполномоченного по правам человека закреплено лишь в небольшой части регионов, например, в республике Дагестан, республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской республике, Карачаево-Черкесской республике, республике Татарстан, республике Тыва, Алтайском крае, Пермском крае, Тверской области [18].

Подводя итоги, отметим, что институт уполномоченных, защищающих права человека в РФ, проделал уже достаточно длинный путь развития и доказал свою состоятельность. При этом необходимо дальнейшее совершенствование норм законодательства, определяющих правовой статус омбудсмена как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этой связи мы поддерживаем мнение тех ученых [19-20], которые полагают, что нормы об особом статусе Уполномоченного по правам человека должны найти закрепление в Конституции РФ.

Литература и источники

1. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

2. О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека: указ Президента РФ от 04.08.1994 № 1587 (утратил силу) // СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1713.

3. Волков Н. А. Зарождение института региональных уполномоченных по правам человека в новейшей истории России (1994

- 2004 гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-2(64).

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека: федеральный закон от 06.04.2015 № 76-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 14. Ст. 2016

5. Президент Путин называет Омбудсманов своими союзниками по вопросам защиты прав граждан //URL: http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/russia/prezident-putin-nazvaet-ombudsmanov-svoimi-soyuznikami-po-voprosam-zashit-prav-grazhdan (дата обращения: 12.08.2022).

6. Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 18.03.2020 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СЗ РФ. 2020. № 12. С. 1640.

7. Законопроект «Об Уполномоченном по правам человека в субъекте РФ» № 151807-3 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/151807-3 (дата обращения: 18.08.2022).

8. Законопроект «Об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ» № 573725-7 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/573725-7(дата обращения: 18.08.2022).

9. Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека: закон Республики Башкортостан от 29.04.1996 № 31-з // URL: https://base.garant.ru/17701611/ (дата обращения: 18.08.2022).

10. Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области: закон Саратовской области от 30.06.2020 № 74-ЗСО (в ред. от 29.06.2021) // URL: https://srd.ru (дата обращения: 12.09.2022)

11. Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 30.12.2020 № 171 -З (ред. от 10.12.20221) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5200202012300005 (дата обращения: 12.09.2022)

12. Об Уполномоченном по правам человека в Приморском крае: закон Приморского края от 11.12.1997 № 110-КЗ (ред. от 28.02.2022) // URL:https://ombu.primorsky.ru/ (дата обращения: 12.09.2022).

13. О Регламенте Законодательного Собрания Вологодской области: постановление Законодательного Собрания Вологодской области от 23.12.2015 № 972 (ред. от 29.06.2022) // Красный Север. 2016. 2 февраля.

14. Об Уполномоченном по правам человека в Забайкальском крае: закон Забайкальского края от 06.04.2021 № 1923-ЗЗК (ред. от 14.12.2021) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7500202104070020(дата обращения: 16.09.2022).

15. Об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области : закон Свердловской области от 18.10.2010 № 72-ОЗ (ред. от 25.05.2022) // URL: https://ombudsman.midural.ru/ (дата обращения: 16.09.2022)

16. Золотухина Т.А. О целесообразности расширения перечня субъектов права законотворческой инициативы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. № 10(259).

17. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 52 (часть I). Ст. 8973.

18. См.: ст. 69 Конституции республики Дагестан; ст. 81 Конституции республики Ингушетия; ст. 106 Конституции Кабардино-Балкарской республики; ст. 87 Карачаево-Черкесской республики; ст. 76 Республики Татарстан; ст. 108 Республики Тыва; ст. 75 Устава Алтайского края; ст. 19 Устава Пермского края; ст. 100 Устава Тверской области.

19. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. 2018. № 12. С. 52-59.

20. Альварес М.Г. Об актуальных задачах конституционного реформирования института омбудсмена в Испании и России // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 29-33.

References and Sources

1. Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii: federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 26.02.1997 № 1-FKZ (red. ot 09.11.2020) // SZ RF. 1997. № 9. St. 1011.

2. O merah po obespecheniyu konstitucionnyh funkcij Upolnomochennogo po pravam cheloveka: ukaz Prezidenta RF ot 04.08.1994 № 1587 (utratil silu) // SZ RF. 1994. № 15. St. 1713.

3. Volkov N. A. Zarozhdenie instituta regional'nyh upolnomochennyh po pravam cheloveka v novejshej istorii Rossii (1994 - 2004 gg.) // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 4-2(64).

4. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celyah sovershenstvovaniya deyatel'nosti upolnomochennyh po pravam cheloveka: federal'nyj zakon ot 06.04.2015 № 76-FZ // SZ RF. 2015. № 14. St. 2016

5. Prezident Putin nazyvaet Ombudsmanov svoimi soyuznikami po voprosam zashchity prav grazhdan //URL: http://euro-ombudsman.org/ombudsmen_activities/russia/prezident-putin-nazvaet-ombudsmanov-svoimi-soyuznikami-po-voprosam-zashit-prav-grazhdan (data obrashcheniya: 12.08.2022).

6. Ob upolnomochennyh po pravam cheloveka v sub"ektah Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 18.03.2020 № 48-FZ (red. ot 30.04.2021) // SZ RF. 2020. № 12. S. 1640.

7. Zakonoproekt «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v sub"ekte RF» № 151807-3 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/151807-3 (data obrashcheniya: 18.08.2022).

8. Zakonoproekt «Ob upolnomochennyh po pravam cheloveka v sub"ektah RF» № 573725-7 // URL: https://sozd.duma.gov .ru/bill/573725-7(data obrashcheniya: 18.08.2022).

9. Ob Upolnomochennom Respubliki Bashkortostan po pravam cheloveka: zakon Respubliki Bashkortostan ot 29.04.1996 № 31-z // URL: https://base.garant.ru/17701611/ (data obrashcheniya: 18.08.2022).

10. Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Saratovskoj oblasti: zakon Saratovskoj oblasti ot 30.06.2020 № 74-ZSO (v red. ot 29.06.2021) // URL: https://srd.ru (data obrashcheniya: 12.09.2022)

11. Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Nizhegorodskoj oblasti: zakon Nizhegorodskoj oblasti ot 30.12.2020 № 171-Z (red. ot 10.12.20221) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5200202012300005 (data obrashcheniya: 12.09.2022)

12. Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Primorskom krae: zakon Primorskogo kraya ot 11.12.1997 № 110-KZ (red. ot 28.02.2022) // URL:https://ombu.primorsky.ru/ (data obrashcheniya: 12.09.2022).

13. O Reglamente Zakonodatel'nogo Sobraniya Vologodskoj oblasti: postanovlenie Zakonodatel'nogo Sobraniya Vologodskoj oblasti ot 23.12.2015 № 972 (red. ot 29.06.2022) // Krasnyj Sever. 2016. 2 fevralya.

14. Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Zabajkal'skom krae: zakon Zabajkal'skogo kraya ot 06.04.2021 № 1923-ZZK (red. ot 14.12.2021) // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7500202104070020(data obrashcheniya: 16.09.2022).

15. Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Sverdlovskoj oblasti : zakon Sverdlovskoj oblasti ot 18.10.2010 № 72-OZ (red. ot 25.05.2022) // URL: https://ombudsman.midural.ru/ (data obrashcheniya: 16.09.2022)

16. Zolotuhina T.A. O celesoobraznosti rasshireniya perechnya sub"ektov prava zakonotvorcheskoj iniciativy // Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2017. № 10(259).

17. Ob obshchih principah organizacii publichnoj vlasti v sub"ektah Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 21.12.2021 № 414-FZ (red. ot 14.03.2022) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2021. № 52 (chast' I). St. 8973.

18. Sm.: st. 69 Konstitucii respubliki Dagestan; st. 81 Konstitucii respubliki Ingushetiya; st. 106 Konstitucii Kabardino-Balkarskoj respubliki; st. 87 Karachaevo-Cherkesskoj respubliki; st. 76 Respubliki Tatarstan; st. 108 Respubliki Tyva; st. 75 Ustava Altajskogo kraya; st. 19 Ustava Permskogo kraya; st. 100 Ustava Tverskoj oblasti.

19. Moskal'kova T.N. Institut upolnomochennyh po pravam cheloveka v gosudarstvennom mekhanizme Rossii // Administrativnoe pravo i process. 2018. № 12. S. 52-59.

20. Al'vares M.G. Ob aktual'nyh zadachah konstitucionnogo reformirovaniya instituta ombudsmena v Ispanii i Rossii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 1. S. 29-33.

БАТОВА ОКСАНА СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (ВИПЭ ФСИН России) ШАЛЫГИНА ИНГА СЕРГЕЕВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного института (филиала) университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). BATOVA, OKSANA S. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Government-Legal Disciplines, Law Faculty, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation (oksana.batova77@mail.ru). SHALYGINA INGA S. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer, Department of State and Legal Disciplines, Northwest Institute (Branch) of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) (Inga1307@bk.ru).

УДК 342.529:340.131.5 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-53-60

МИЖАРЕВА Н.В.

ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: Российская Федерация, Конституционный суд РФ, публичная власть, конституционный контроль, органы государственной власти, органы местного самоуправления, муниципальное образование.

В статье произведен анализ правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации в части взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления, рассмотрены принципы единства системы государственной власти в законодательстве субъектов Федерации. Исследована роль Конституционного Суда Российской Федерации в области организации и деятельности органов публичной власти России. Анализ правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации по вопросам организации и деятельности органов публичной власти России показывает, что выводы, содержащиеся в них, можно считать вкладом данного судебного органа не только в теорию конституционного права, но и область законотворчества и правоприменения. Неизменность конституционных приоритетов, таких как стабильность основ конституционного строя, гарантии соблюдения прав и свобод личности, равенства всех перед законом, справедливого правосудия, исполнения законов, служат основой доверия граждан к институтам государственной власти.

MIZHAREVA, N.V.

ISSUES OF INTERACTION BETWEEN LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODIES OF STATE POWER OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND REPRESENTATIVE BODIES OF MUNICIPALITIES IN THE DECISIONS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Key words: Russian Federation, the Constitutional Court of the Russian Federation, public authority, constitutional control, public authorities, local governments, municipality.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article analyzes the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation in terms of the interaction of public authorities of the constituent entities of the Russian Federation with local governments, considers the principles of unity of the system of state power in the legislation of the constituent entities of the Federation. The role of the Constitutional Court of the Russian Federation in the field of organization and activities of public authorities in Russia has been studied. An analysis of the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation on the organization and activities of public authorities in Russia shows that the conclusions contained in them can be considered the contribution of this judicial body not only to the theory of constitutional law, but also to the field of lawmaking and law enforcement. The invariability of constitutional priorities, such as the stability of the foundations of the constitutional order, guarantees of respect for the rights and freedoms of the individual, equality of all before the law, fair justice, and the implementation of laws, serve as the basis for citizens' trust in the institutions of state power.

Жизнь современного общества напрямую связана с функциональностью государства, поэтому возникновение конфликтов непосредственно во властной вертикали неизбежно отражается как на эффективности работы различных ее звеньев, так и на самочувствии гражданского общества в целом. С учетом этого поиск путей разрешения конфликтов внутри публично-правовых образований играет ключевую роль в практике Конституционного суда РФ. Органы конституционной юстиции не только разрешают сложившиеся конфликты, но и выполняют функцию по демократизации политической системы государства.

В данном контексте отметим, что характер отношений между законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления порождает ряд процессуальных и институциональных вопросов о порядке и способах взаимодействия вышеуказанных органов. Суть проблемной ситуации заключается в том, что отношения Российской Федерации и ее субъектов, выстроенные на конституционном принципе федерализма, довольно детально регламентированы нормативно-правовыми актами, в то время как способ выстраивания отношений Российской Федерации и ее субъектов, вместе взятых и каждого из них в отдельности, с муниципальными образованиями (органами местного самоуправления), не получил своего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.