74
Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2020, № 6, с. 74-80
УДК 342.9
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ
© 2020 г. Т.В. Колобова
Воронежский государственный университет, Воронеж
Аппарат Уполномоченного по правам человека в Воронежской области, Воронеж
Поступила в редакцию 10.09.2020
Предложено определение государственного контроля уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. На основе анализа федерального и регионального законодательства выделено два основных направления контрольной деятельности омбудсменов, с помощью сравнительно-правового метода проанализированы и систематизированы их полномочия. Предложены рекомендации по совершенствованию нормативных правовых актов и правоприменительной практики в целях повышения эффективности государственной контрольной деятельности региональных уполномоченных по правам человека.
Ключевые слова: государственный контроль, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, региональный омбудсмен, органы публичной власти, направления контрольной деятельности, контрольные полномочия, эффективность.
Контрольная функция является одним из важнейших направлений деятельности государства и общества. В современных реалиях контроль представляет собой реализуемый государственными и муниципальными органами, общественными организациями и гражданами способ обеспечения законности и прав человека в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в государственном управлении. В настоящее время контрольную деятельность в этой сфере нельзя назвать эффективной. По данным МВД России, в прошлом году зарегистрирована почти 31 тысяча преступлений коррупционной направленности, что на 1.6% больше показателей 2018 года [1]. Как следует из доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [2], в ходе ежегодно проводимых опросов граждан увеличивается доля респондентов, которые в числе актуальных проблем называют коррупцию в органах власти (в 2019 году - 25% от числа участников опроса; в 2018 году - 24%; для сравнения: в 2015 году - 18%). Федеральный Уполномоченный отмечает, что разрыв между обязательствами государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и их практическим воплощением в жизнь «довольно большой» [2].
В этой связи обоснованным является развитие института уполномоченных по правам человека как средства контроля над публичной властью, занимающего особое положение в государственном аппарате. Данный институт был реципирован российской правовой системой из за-
рубежных стран, где впервые появился под названием «омбудсмен» и затем получил широкое распространение [3]. Основное назначение контрольных функций данных должностных лиц состоит в повышении эффективности деятельности органов государственной власти. Омбудсмены выступают посредниками в разрешении административных споров, контролируют соблюдение публичной администрацией прав и свобод человека и гражданина [4, с. 51].
Об актуальности и развитии контрольной деятельности данного института в России свидетельствует принятие Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» [5], который установил единые основы правового статуса региональных омбудсменов как лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации, и наделил их новыми контрольными полномочиями, не закрепленными в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [6].
Государственный контроль уполномоченных по правам человека - это важнейшая функция российских омбудсменов, способ обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов публичной власти и должностных лиц, включающий проведение самостоятельно либо с иными контрольными либо надзорными органами проверок информации о
нарушениях, их выявление и принятие мер по восстановлению прав граждан, совершенствованию законодательства и административных процедур. Главным образом уполномоченный реализует свои контрольные полномочия при работе с обращениями граждан и организаций, сообщениями СМИ в целях выявления нарушений прав человека и содействия их восстановлению. Отдельным направлением контрольной деятельности омбудсменов является противодействие коррупции. Рассмотрим эти направления подробнее.
1. Контроль соблюдения и уважения прав человека в деятельности органов публичной власти и их должностных лиц.
Осуществляется в рамках регламентированной Федеральным законом «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и законами субъектов Федерации специальной административной процедуры рассмотрения омбудсменами жалоб и иных обращений граждан. В ее основе - установленная Федеральным законом от 18.03.2020 № 48-ФЗ компетенция региональных уполномоченных по правам человека, которая распространяется на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Федерации (кроме законодательных (представительных)), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
В процедуре осуществления омбудсменами государственного контроля выделим следующие стадии с установленными сроками (ст.ст. 9-11 Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ): прием жалоб и иных обращений к рассмотрению либо принятие решения о реализации контрольных полномочий по собственной инициативе; проведение проверки информации о нарушении прав человека и гражданина органами публичной власти и их должностными лицами; принятие восстановительных и корректирующих мер в случае выявлений нарушений по итогам контрольных мероприятий.
В ходе первой стадии уполномоченным изучается обращение; осуществляется его классификация - жалоба, предложение или заявление; анализируется соответствие содержания установленным законом требованиям; проверяется соблюдение пресекательного срока подачи жалобы (один год со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об этом), а также наличие прилагаемых материалов, подтверждающих обоснованность
жалобы. Согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ, условием принятия омбудсменом жалобы к рассмотрению является обжалование заявителем решений или действий (бездействия), по его мнению, нарушивших (нарушающих) его права и свободы, в судебном либо административном порядке. До принятия вышеуказанного федерального закона аналогичные требования уже были закреплены в законах ряда субъектов Федерации [7-10].
Данные нормы сконструированы по аналогии с ч. 1 ст. 16 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [11]. Однако региональные омбудсмены, в отличие от федерального, не обладают правом обжаловать судебные решения. Поэтому предлагаем исключить из Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ и законов субъектов Федерации норму-требование об обращении граждан к региональному уполномоченному по правам человека за защитой после того, как вопрос был рассмотрен в рамках судебного разбирательства.
Вышеуказанный федеральный закон предусматривает варианты действий уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации при получении обращения: рассмотреть его по существу; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; направить обращение на рассмотрение в компетентный государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Отдельное внимание закон уделяет процедуре рассмотрения жалобы. В течение 15 дней со дня ее регистрации уполномоченный должен уведомить заявителя о принятом решении: принять жалобу к рассмотрению, если она соответствует всем установленным требованиям, либо мотивированно отказать в рассмотрении.
Получение обращения не является единственным основанием для начала омбудсмена-ми процедуры государственного контроля: в соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Вторая стадия процедуры государственного контроля региональных уполномоченных по правам человека - проведение проверки информации о нарушении прав граждан самостоятельно или совместно с компетентными органами публичной власти и их должностными лицами. Омбудсмен обязан информировать о принятии жалобы к рассмотрению государственные и муниципальные органы, а также организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. Согласно закону, уполномоченный вправе предложить им обосновать свою позицию в целом.
Для осуществления государственного контроля в распоряжении регионального омбудсме-на имеются законодательно установленные полномочия - совокупность прав и обязанностей. Федеральный закон от 18.03.2020 № 48-ФЗ впервые закрепляет право уполномоченного обратиться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу. Кроме того, устанавливается, что омбудсмен вправе посещать государственные и муниципальные органы, организации; запрашивать и получать от них необходимую информацию; привлекать экспертов; пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В региональном законодательстве закреплены, в частности, право безотлагательного приема уполномоченного руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания [12, 13]; право посещать психиатрические больницы, воинские части по согласованию с руководителями соответствующих организаций [14], а также посещать без специального на то разрешения учреждения и органы, исполняющие наказания, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и др.
Третья стадия - принятие восстановительных и корректирующих мер по итогам контрольных мероприятий. Согласно федеральному закону, информация о результатах должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки. В случае подтверждения фактов нарушений прав или свобод гражданина уполномоченный по правам человека должен будет воспользоваться имеющимися в его распоряжении правовыми, в том числе административно-правовыми, механизмами за-
щиты прав и свобод. В соответствии с Федеральным законом от 18.03.2020 № 48-ФЗ, по итогам рассмотрения жалобы омбудсмен вправе выбрать один из вариантов:
- действовать собственными правовыми средствами - направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых уполномоченный усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свои письменные рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению прав и свобод;
- обратиться в компетентные государственные или муниципальные органы, в том числе прокуратуру, с ходатайством: о возбуждении дисциплинарного производства или производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина; о рассмотрении вопроса об уголовном преследовании вышеуказанных должностных лиц; о проверке вступившего в законную силу приговора суда;
- прибегнуть к механизму судебного разрешения спора между гражданином и органом публичной власти или должностным лицом -обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод заявителя, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе.
Кроме того, по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы, а также обратиться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также участвовать в них.
Согласно ч. 2 ст. 11 вышеуказанного федерального закона, законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные меры, принимаемые уполномоченным по правам человека по результатам рассмотрения жалоб. В частности, в региональном законодательстве закреплены права омбудсмена: обратиться в прокуратуру с заявлением о рассмотрении вопроса о внесении представления или протеста на нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы человека и гражданина [14]; вносить на рассмотрение законодательного (представительного) органа власти субъекта
Федерации и высшего должностного лица субъекта вопросы о нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина [15], а также представлять заключения и предложения по указанным вопросам [16]; вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина и др.
Эффективности контрольной деятельности омбудсменов препятствует отсутствие у них императивных полномочий, еще больше подчеркнутое Федеральным законом от 18.03.2020 № 48-ФЗ. Данный нормативный правовой акт не использует традиционный для законодательства и юридической науки термин «заключение Уполномоченного по правам человека», который заменен на «рекомендации». В отсутствие властных полномочий, позволяющих оперативно устранять нарушения прав и свобод граждан органами публичной власти, возможное воздействие омбудсменов на органы публичной власти может быть неэффективным и во многих случаях базироваться только на авторитете уполномоченного. Считаем необходимым наделить омбудсмена полномочием выносить обязательные для органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц решения в случае установления факта нарушения прав граждан и предлагаем исключить в п. 2 ч. 1 ст. 11 вышеуказанного федерального закона слова «свои рекомендации» и заменить на слово «заключение», которому придать юридическую силу под угрозой применения мер административной ответственности в случае неисполнения.
2. Вторым направлением контрольной деятельности уполномоченных по правам человека является противодействие коррупции.
В п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1 7] дается развернутое определение коррупции. По своей сути это злоупотребление служебным положением или полномочиями, дача или получение взятки, а также иное незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц. Противодействие коррупции данным законом определяется как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению ее причин (профилактика коррупции); по
выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Основными направлениями деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции, согласно закону, являются:
- проведение единой государственной политики в этой области противодействия;
- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; оптимизация и конкретизация полномочий государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- введение антикоррупционных стандартов -установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции;
- создание механизма взаимодействия государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- принятие мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц, и др.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ не упоминает деятельность в этой сфере уполномоченных по правам человека, игнорируя следующие особенности института омбудсмена, обусловливающие его особую роль в системе противодействия коррупции:
- уполномоченный обладает реальной информацией о состоянии государственного аппарата и получает ее «из первых уст», т.к. именно к омбудсмену идут пострадавшие граждане с жалобами на органы публичной власти;
- независимость омбудсмена (политическая и юридическая) позволяет оценить деятельность органа исполнительной власти, органа местного самоуправления «вне интересов системы» [18, с. 12].
Именно данная служба благодаря вышеуказанной специфике имеет возможность проведения независимого анализа условий и причин
возникновения коррупционных отношений в публично-правовой сфере. На практике имеется опыт учреждения специализированной государственной должности субъекта Федерации -Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области. Соответствующая должность была учреждена в 2009 году, однако упразднена в 2018 году [19] после принятия Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы [20], предусматривающего проведение комплексных мероприятий в сфере противодействия коррупции высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. В Закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» [21] были внесены соответствующие изменения. Сайт, на котором размещалась информация об уполномоченном по противодействию коррупции, в настоящее время освещает деятельность комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих правительства Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов [22].
Отметим, что за время работы Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области было сделано многое. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО (в настоящее время данный пункт утратил силу [23]) уполномоченный проводил антикоррупционный анализ. Им была разработана анимированная антикоррупционная карта, реализовывался проект «Антикоррупционная почта Ульяновской области». В регионе проводились недели антикоррупционных инициатив, недели права и общественного контроля. Был создан Молодёжный инициативный антикоррупционный центр при Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области, во всех образовательных организациях высшего образования на территории области работали студенческие антикоррупционные комиссии. В 2016 году была принята областная целевая программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» со сроком реализации до 2019 года и разработан типовой кодекс этики и служебного поведения работников организаций, подведомственных органам государственной и муниципальной власти. В регионе был создан институт общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области во всех муниципальных образованиях и в каждом
населённом пункте Ульяновской области - около 530 человек.
По нашему мнению, опыт работы Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области следует взять на вооружение региональным уполномоченным по правам человека. Выделим следующие возможные формы противодействия коррупции в их деятельности:
- выявление фактов коррупции из обращений граждан и информирование правоохранительных органов;
- антикоррупционное просвещение населения, а также информационная работа с государственными и муниципальными служащими в целях формирования нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционный анализ нормативных правовых актов;
- выработка предложений по оптимизации и конкретизации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц по итогам изучения их деятельности;
- участие в разработке и реализации государственных программ субъекта Федерации по противодействию коррупции.
Предлагаем внести изменения в ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части включения федерального и региональных уполномоченных по правам человека в число субъектов, осуществляющих противодействие коррупции.
Таким образом, на сегодняшний день омбудсмены являются специализированным средством государственного контроля в отношении органов публичной власти и должностных лиц, доступным для граждан в силу простоты обращения, относительно быстрых сроков и бесплатности процедуры. Однако действующее законодательство нуждается в совершенствовании в целях повышения эффективности контрольной деятельности уполномоченных, в том числе в части корректирования процедуры осуществления государственного контроля, наделения омбудсменов властными полномочиями и законодательного закрепления их роли в противодействии коррупции.
Список литературы
1. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2019 года // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genp roc/news-1817130/ (дата обращения: 10.08.2020).
2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: https://ombudsmanrf.org/ content/doclad2019 (дата обращения: 20.08.2020).
3. Зеленцов А.Б., Касаткина Н.М., Лафитский В.И. и др. Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах: Монография / Отв. ред. В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко // СПС «КонсультантПлюс», 2015.
4. Шамрин М.Ю., Мигачева Е.В. Административно-правовые механизмы защиты прав человека в зарубежных государствах // Административное право и процесс. 2017. № 9. С. 50-53.
5. Федеральный закон от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» // Российская газета. 20.03.2020. № 60.
6. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 19.10.1999. № 206.
7. Закон Ивановской области от 08.12.2010 № 140-ОЗ (ред. от 30.06.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области» // Ивановская газета. 10.12.2010. № 227.
8. Закон Костромской области от 29.12.2010 № 24-5-ЗКО (ред. от 07.07.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Костромской области» // СП-нормативные документы. 31.12.2010. № 56.
9. Закон Липецкой области от 27.08.2001 № 155-ОЗ (ред. от 13.11.2019) «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области» // Липецкая газета. 06.09.2001. № 174.
10. Закон Орловской области от 16.10.2007 № 705-ОЗ (ред. от 07.07.2017) «Об Уполномоченном по правам человека в Орловской области» // Орловская правда. 20.10.2007. № 174.
11. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Российская газета. 04.03.1997. № 43-44.
12. Закон Брянской области от 08.12.2004 № 80-З (ред. от 04.12.2017) «Об Уполномоченном по правам человека в Брянской области» // Брянская неделя. 16.12.2004. № 50.
13. Закон Калужской области от 10.06.2002 № 124-ОЗ (ред. от 17.06.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Калужской области» // Весть. 19.06.2002. № 142.
14. Закон Курской области от 09.03.2005 № 16-ЗКО (ред. от 26.09.2017) «Об Уполномоченном по правам человека в Курской области» // Курская правда. 26.03.2005. № 56-60.
15. Закон Тверской области от 06.06.2012 № 36-ЗО (ред. от 10.06.2019) «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области и Уполномоченном по правам ребенка в Тверской области» // Тверские ведомости. 08-14.07.2012. № 23.
16. Закон города Москвы от 15.04.2009 № 6 (ред. от 28.06.2017 года № 18) «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 17.07.2009. № 6. Ст. 140.
17. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Российская газета. 30.12.2008. № 266.
18. Зражевская Т.Д. Институт уполномоченного по правам человека как фактор противодействия коррупции // Омбудсмен. 2012. № 2. С. 12-16.
19. В Ульяновской области упразднен институт у полномоченного по противодействию коррупции. URL: https://media73 .ru/2018/v-ulyanovskoy-oblasti-uprazdnen-institut-upolnomochennogo-po-protivodeyst viyu-korruptsii (дата обращения: 19.08.2020).
20. Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2018.
21. Закон Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО (ред. от 13.12.2018) «О противодействии коррупции в Ульяновской области» // Ульяновская правда. 24.07.2012. № 78.
22. Противодействие коррупции // Официальный сайт Правительства Ульяновской области. URL: http://anticorrupt.ulgov.ru (дата обращения: 20.08.2020).
23. Закон Ульяновской области от 13.12.2018 № 145-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ульяновской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2018.
STATE CONTROL OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT, DIRECTIONS, POWERS
T.V. Kolobova
The article provides the concept of state control performed by commissioners for human rights in the subjects of the Russian Federation (regional ombudsmen). Based on the analysis of federal and regional legislation the author comes to a conclusion about two main directions of control activities of the ombudsmen. The author analyzes and systematizes their powers using the comparative legal method. The article contains recommendations for improving legal acts and law enforcement practice in order to encrease the efficiency of the state control activities of commissioners.
Keywords: state control, the Commissioner for human rights in the subject of the Russian Federation, regional ombudsmen, public authorities, directions of control activities, control powers, efficiency.
References
1. General'noj prokuraturoj Rossijskoj Federacii pro-analizirovano sostoyanie korrupcionnoj prestupnosti po itogam 2019 goda // Oficial'nyj sajt General'noj proku-ratury Rossijskoj Federacii. URL: https://genproc.gov.ru/ smi/news/genproc/news-1817130/ (data obrashcheniya: 10.08.2020).
2. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2019 god // Oficial'nyj sajt Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii. URL: https://ombudsmanrf.org/content/doc lad2019 (data obrashcheniya: 20.08.2020).
3. Zelencov A.B., Kasatkina N.M., Lafitskij V.I. i dr. Tendencii razvitiya kontrolya za deyatel'nost'yu publich-noj administracii v zarubezhnyh gosudarstvah: Mono-grafiya / Otv. red. V.I. Lafitskij, I.G. Timoshenko // SPS «Konsul'tantPlyus», 2015.
4. Shamrin M.Yu., Migacheva E.V. Administra-tivno-pravovye mekhanizmy zashchity prav cheloveka v zarubezhnyh gosudarstvah // Administrativnoe pravo i process. 2017. № 9. S. 50-53.
5. Federal'nyj zakon ot 18.03.2020 № 48-FZ «Ob upolnomochennyh po pravam cheloveka v sub"ektah Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 20.03.2020. № 60.
6. Federal'nyj zakon ot 06.10.1999 № 184-FZ (red. ot 13.07.2020) «Ob obshchih principah organizacii za-konodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 19.10.1999. № 206.
7. Zakon Ivanovskoj oblasti ot 08.12.2010 № 140-OZ (red. ot 30.06.2020) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Ivanovskoj oblasti» // Ivanovskaya gazeta. 10.12.2010. № 227.
8. Zakon Kostromskoj oblasti ot 29.12.2010 № 24-5-ZKO (red. ot 07.07.2020) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Kostromskoj oblasti» // SP-normativnye dokumenty. 31.12.2010. № 56.
9. Zakon Lipeckoj oblasti ot 27.08.2001 № 155-OZ (red. ot 13.11.2019) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Lipeckoj oblasti» // Lipeckaya gazeta. 06.09.2001. № 174.
10. Zakon Orlovskoj oblasti ot 16.10.2007 № 705-OZ (red. ot 07.07.2017) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Orlovskoj oblasti» // Orlovskaya pravda. 20.10.2007. № 174.
11. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 26.02.1997 № 1-FKZ (red. ot 31.01.2016) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 04.03.1997. № 43-44.
12. Zakon Bryanskoj oblasti ot 08.12.2004 № 80-Z (red. ot 04.12.2017) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Bryanskoj oblasti» // Bryanskaya nedelya.
16.12.2004. № 50.
13. Zakon Kaluzhskoj oblasti ot 10.06.2002 № 124-OZ (red. ot 17.06.2020) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Kaluzhskoj oblasti» // Vest'. 19.06.2002. № 142.
14. Zakon Kurskoj oblasti ot 09.03.2005 № 16-ZKO (red. ot 26.09.2017) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Kurskoj oblasti» // Kurskaya pravda.
26.03.2005. № 56-60.
15. Zakon Tverskoj oblasti ot 06.06.2012 № 36--ZO (red. ot 10.06.2019) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Tverskoj oblasti i Upolnomochennom po pravam rebenka v Tverskoj oblasti» // Tverskie ve-domosti. 08-14.07.2012. № 23.
16. Zakon goroda Moskvy ot 15.04.2009 № 6 (red. ot 28.06.2017 goda № 18) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v gorode Moskve» // Vedomosti Moskovskoj gorodskoj Dumy. 17.07.2009. № 6. St. 140.
17. Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ (red. ot 24.04.2020) «O protivodejstvii korrupcii» // Rossijskaya gazeta. 30.12.2008. № 266.
18. Zrazhevskaya T.D. Institut upolnomochennogo po pravam cheloveka kak faktor protivodejstviya korrupcii // Ombudsmen. 2012. № 2. S. 12-16.
19. V Ul'yanovskoj oblasti uprazdnen institut upolnomochennogo po protivodejstviyu korrupcii. URL: https://media73.ru/2018/v-ulyanovskoy-oblasti-uprazd nen-institut-upolnomochennogo-po-protivodeystviyu-korruptsii (data obrashcheniya: 19.08.2020).
20. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29.06.2018 № 378 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2018-2020 gody» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www. pravo.gov.ru, 30.06.2018.
21. Zakon Ul'yanovskoj oblasti ot 20.07.2012 № 89-ZO (red. ot 13.12.2018) «O protivodejstvii korrupcii v Ul'yanovskoj oblasti» // Ul'yanovskaya pravda. 24.07.2012. № 78.
22. Protivodejstvie korrupcii // Oficial'nyj sajt Pravi-tel'stva Ul'yanovskoj oblasti. URL: http://anticorrupt. ulgov.ru (data obrashcheniya: 20.08.2020).
23. Zakon Ul'yanovskoj oblasti ot 13.12.2018 № 145-ZO «O vnesenii izmenenij v otdel'nye za-konodatel'nye akty Ul'yanovskoj oblasti i priznanii utra-tivshimi silu otdel'nyh polozhenij zakonodatel'nyh aktov Ul'yanovskoj oblasti» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2018.