1. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (с изменениями и дополнениями) //СЗ РФ, 2004. №28. Ст.2901
2. Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017) //Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. №52 (ч. 1). Ст. 6249
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. №6.
4. Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 26. Ст. 2729.
5. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» //http://regulation.gov.ru/projects#npa=73033 (дата посещения - 15 сентября 2017 года)
6. Доклад об осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и надзора в сфере социальной защиты населения за 2016 год //www.rostrud.ru
References and Sources
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 iyunya 2004 g. №324 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj sluzhbe po trudu i zanyatosti» (s izmeneniyami i dopolneniyami) //SZ RF, 2004. №28. St.2901
2. Federal'nyj zakon ot 26.12.2008 №294-FZ (red. ot 01.05.2017) «O zashchite prav yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2017) //Sobranie zakonodatel'stva RF. 29.12.2008. №52 (ch. 1). St. 6249
3. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24.03.2005 №5 (red. ot 19.12.2013) «O nekotoryh voprosah, voznikayushchih u sudov pri primenenii Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2005. №6.
4. Federal'nyj zakon ot 19.06.2000 №82-FZ (red. ot 19.12.2016) «O minimal'nom razmere oplaty irada» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2000. № 26. St. 2729.
5. Proekt Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti povysheniya minimal'nogo razmera oplaty truda do prozhitochnogo minimuma trudosposobnogo naseleniya» //http://regulation.gov.ru/projects#npa=73033 (data poseshcheniya - 15 sentyabrya 2017 goda)
6. Doklad ob osushchestvlenii gosudarstvennogo nadzora za soblyudeniem trudovogo zakonodatel'stva i inyh normativnyh pravovyh aktov, soderzhashchih normy trudovogo prava, i nadzora v sfere social'noj zashchity naseleniya za 2016 god //www.rostrud.ru
САПФИРОВА АПОЛЛИНАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой земельного, трудового и экологического права Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.
SAPFIROVA, APOLLINARIA A. - - Doctor of Law, Professor, Head, Department of Land, Labor and Environmental Law of the Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ([email protected]).
УДК 342.7
БЕЛЯСОВ С.Н.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ РФ
Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека в регионе, защита прав и свобод, совершенствование законодательства, закон, Конституция Российской Федерации, Координационный совет российских уполномоченных по правам человека.
В статье отмечается, что, в силу рекомендательного характера полномочий региональных омбудсменов, достаточно сложно определить критерии эффективности их деятельности, направленной на обеспечение дополнительных гарантий государственной защиты прав человека и гражданина. Отрицательным фактором, который негативно сказывается на деятельности регионального уполномоченного, является отсутствие административных полномочий в его деятельности. Уполномоченный, только лишь вправе отправить эффективные предложения по устранениям нарушений права и свобод человека и гражданина, а органы, которым эти предложения направлены, не обязаны их исполнять. Автор приходит к выводу, что введение критериев эффективности в деятельность региональных омбудсменов потребует внесения изменений в соответствующее законодательство, а также разработке «модельного закона» в деятельности региональных уполномоченных по правам человека.
BELYASOV, S.N.
IMPROVING OF THE INSTITUTE OF HUMAN RIGHTS OMBUDSMAN IN THE SUBJECT OF
RUSSIAN FEDERATION
Keywords: human rights ombudsman in the region, protection of rights and freedoms, improving of legislation, law, the Constitution of the Russian Federation, Coordination Council of Russian human rights ombudsmans.
In the article it is noted that due to the advisory character of regional ombudsmen's powers it's rather hard to define the effectiveness criteria of their activities, aimed at the provision of additional guarantees of human and civil rights state protection. Negative factor, which negatively affects the activities of the regional ombudsman, is the lack of administrative authority in his activities. The ombudsmen has only the right to send effective proposals for the elimination of violations of the rights and freedoms of a person and a citizen, and the authorities to whom these proposals are directed are not obliged to execute them.The author comes to a conclusion that the introduction of the effectiveness criteria into regional ombudsmen's activities will require the introduction of changes into the appropriate legislation and the design of «a model law» in regional human rights ombudsmen's activities.
Актуальность данного исследования связана с тем, что положение с правами и свободами человека в Российской Федерации на современном этапе порождает глубокую озабоченность. К сожалению, права и свободы человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерации реальной ценностью. Основная роль Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации, призвана обеспечить гарантию реализации нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также на своевременную их защиту.
С тех пор, как в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека в РФ и в регионах, процесс совершенствования и поиск оптимальной ниши для данного института в условиях российской действительности не прекращается.
Очевидным является тот факт, что ряд вопросов, которые возникают в правоприменении, в действующем законодательстве остаются неурегулированными, а ряд норм явно устарели и требуют совершенствования.
В процессе многочисленных заседаний Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, неоднократно были рассмотрены вопросы необходимости совершенствования законодательства в части восполнения пробелов правовой регламентации, а также поднимались вопросы о более действенном механизме взаимодействия различных уполномоченных.
В результате многочисленных заседаний в 2015 году предложения по совершенствованию обозначенного института поддержал Президент Российской Федерации, а впоследствии эти идеи нашли отражение в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» [ 1].
Так были закреплены новые формы взаимодействия федерального и региональных Уполномоченных и установлены основы статуса региональных уполномоченных. Также Уполномоченные по правам человека получили новые и важные процессуальные полномочия [2].
Необходимо отметить, что новые законодательные изменения поставили перед уполномоченными в регионах очередную сложную задачу, которая была связана с приведением регионального законодательства к единому стандарту, сформулированному в вышеуказанном законе. Такая трудность выражается как в части понимания конкретной нормы закона, так и в необходимости уточнения ряда его положений, а также порождает сложность и ряд вопросов о взаимодействии с органами власти субъектов РФ.
До принятия вышеназванного Закона № 76-ФЗ, Координационный совет российских уполномоченных по правам человека на заседаниях в 2015 году неоднократно обсуждал разнообразные аспекты совершенствования законодательства, которые направлены на
регулирование деятельности уполномоченных по правам человека и выработку позиции о независимости от государственного влияния (воздействия, надзора, контроля) данного правозащитного института.
Некоторые регионы неоправданно ограничили задачи для которых создается уполномоченный в субъекте РФ, смешав их с компетенциями, например, Закон Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» [3], где задачи косвенно изложены в ст. 14 «Компетенция Уполномоченного». Большинство субъектов, например, Ивановская область[4], Владимирская[5], Самарская[6], Московская[7], выносят задачи в отдельные статьи, немаловажным замечанием является то, что нет единого подхода к определению задач, для которых создается региональный уполномоченный.
Помимо задач, некоторые региона сократили компетенцию уполномоченного, например, в Московской, Саратовской, Ростовской, Самарской областях, уполномоченный рассматривает жалобы, направляет свои предложения по совершенствованию регионального законодательства в области права и свобод человека. Более обширны полномочия в Тверской, Ивановской, Владимирской областях. Там Уполномоченный помимо приема жалоб и рекомендаций, наделен более широким объемом полномочий. Например, ст. 9 Закона № 140-03 «Об уполномоченном в Ивановской области» отмечается, что в компетенцию Уполномоченного входят:
- прием граждан;
- проверяет сообщения о фактах нарушения прав и свобод;
- ведет разъяснительную работу по формам и способам защиты нарушенных прав;
- осуществляет административное урегулирование споров между гражданами и должностными лицами, действия которых оспаривается;
- направляет рекомендации и заключения к должностным лицам, если в их действиях усматриваются факты нарушения прав и свобод, в которых могут указываться конкретные меры по восстановлению прав, а также в отдельных случаях информирует правоохранительные органы о выявленных фактах нарушения прав.
Помимо предупредительных полномочий, Уполномоченный по правам в регионе наделяется и рядом законодательных полномочий, таких как, возможность вносить предложения по совершенствовании механизма обеспечения и защиты; вправе принимать участие в разработке нормативных правовых актов, которые затрагивают права и свободы граждан.
Наличие подобного права вполне оправданно и своевременно, так как указанная возможность усиливает роль уполномоченного в законотворческом процессе, а, следовательно, и усиление гарантий государственной защиты прав и свобод граждан.
В Тверской области в ст. 6 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области», Уполномоченный помимо вышеназванных осуществляет и оказание бесплатной юридической помощи гражданам по вопросам защиты права и свобод [8].
Вопреки нормам федерального закона в части максимального гарантирования организационной, политической, финансовой, а также иной независимости уполномоченного, в законов некоторых субъектов федерации по-прежнему была предусмотрена подотчетность уполномоченных иным высшим органам власти, через создаваемый аппарат уполномоченного. Например, в Ивановской области ст. 16 Закона «Об уполномоченном» показывает зависимость уполномоченного от Правительства. В статье отмечается, что «Функции аппарата Уполномоченного возлагаются на отдел по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам человека в Ивановской области аппарата Правительства Ивановской области ... ».
Как отмечает ряд авторов [9], [10], [10], одним из острых вопросов в деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте - это его положение по взаимоотношению с судебными органами. Согласно закону, отмечают они, Уполномоченный по правам человека не имеет полномочий как-то влиять на приговор или определения суда.
Согласно законодательству, Уполномоченному не запрещается присутствовать в зале суда в качестве обычного гражданина, но чтоб Уполномоченный имел права особого мнения, такого нигде нет. По мнению вышеназванных авторов, которые предлагают прописать особый статус Уполномоченного по правам человека и придать ему особый статус, чтоб его мнение было заслушано в судебном процессе. Свое решение они основывают на аналогии закона, в том, что подобная оговорка сделана в отношении представителя исправительного учреждения и прокурора - при решении вопроса об условно-досрочном освобождении
Уже неоднократно упоминался Федеральный закон от 06.04.2015 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека», который показал актуальность создания данного института в регионе.
На основании этого закона, в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» появилась ст. 16.1 «Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации».
Главной особенностью, которую предопределил законодатель, является то, что теперь Уполномоченный является контрольным органом по отношению к территориальным органам. В п. 23 ст. 16.1 отмечается, что «При рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации».
Обозначенные проблемы способствуют созданию неравных условий для осуществления деятельности уполномоченного в ряде регионов, от такой двойственности толкования законодательства, возникают негативные факторы в области защиты права и свобод человека в соответствующем субъекте, а, следовательно, влечет прямое нарушение норм Конституции РФ и иных законов гарантирующие и закрепляющие права и свободы человека и гражданина.
Способом разрешения указанной проблемы Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации считает выработку и предложение регионам в качестве образца «Модельный закон» — методическое пособие, который бы включал организационные и правовые положения в рамках назначения на должность, а также предопределял процессуальные вопросы в деятельности Уполномоченного по правам человека в соответствующем регионе.
Необходимо отметить, что «Модельный закон» должен формироваться с учетом аналитических данных многочисленных информационных источников, а также с учетом анализа обращений, которые поступают к федеральному Уполномоченному от региональных уполномоченных, совокупности положительного опыта регионального законодательства, то есть, в тексте указанного закона содержалось все лучшее, выработанное правоприменением.
Попытки принять «Модельный закон» уже были, но они не увенчались успехом. Так, 7 декабря 2015 года в Москве на заседании Координационного совета российских Уполномоченных с участием почти всех субъектов РФ, он был представлен.
Данный Модельный закон по итогам рассмотрения замечаний и предложений был направлен во все регионы и размещен на сайте Уполномоченного по правам человека в РФ.
Благодаря этому институт Уполномоченного по правам человека в РФ может приобрести новую правозащитную роль, а также вывести данный институт на новый уровень общественные отношения, которые складываются в сфере правозащитной деятельности государства.
Как показывает практика, решение всех организационно-правовых вопросов должно строится сверху - «на федеральном уровне», а не идти из регионов, так как это никак не будет способствовать выработке единых нормативных актов в деятельности регионального уполномоченного. В данном случае устранить возникающие проблемы в деятельности
региональных уполномоченных призван «Модельный закон», «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации».
В указанном рамочном законе необходимо установить основные принципы образования Уполномоченного и его деятельности в субъекте Российской Федерации, в том числе и специализированные. В частности, определить конкретный стандарт, который должны соблюдаться при разработке регионального законодательства об Уполномоченном, кроме того, урегулировать его взаимоотношения с органами власти всех уровней.
Отрицательным фактором, который негативно сказывается на деятельности регионального уполномоченного, является отсутствие административных полномочий в его деятельности. Данное высказывание подтверждается тем, что уполномоченный, только лишь вправе отправить эффективные предложения по устранениям нарушений права и свобод человека и гражданина, а органы, которым эти предложения направлены, не обязаны их исполнять, что естественно занижает роль уполномоченного про правам человека в регионе. Например, п. 11 ст. 9 (закона Московской области «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области»), в случае если он усматривает нарушения, то направляет рекомендации относительно нарушенных права по их восстановлению.
Необходимые меры и соответствующие предложения по совершенствованию законодательства в области защиты прав и свобод человека, а также необходимые рекомендации должностным лицам, уполномоченный отражает только в ежегодных докладах.
К сожалению, действующее федеральное и региональное законодательство не придает докладам регионального уполномоченного сильного юридического значения. В правоприменительной практике, доклад имеет информационную значимость, который только обозначает выявленные проблемы.
Как верно отмечает Кручинин Ю.С. «такое обстоятельство, что доклады имеют номинальную значимость для тех органов, которым он адресован приводит к тому, что органы власти и местного самоуправления - получатели докладов - не только не предпринимают рекомендуемых мер, но зачастую даже не знакомятся с содержанием докладов» [12].
Сложившаяся ситуация, негативно сказывается на укреплении механизма по защите и восстановлению нарушенных права, чтоб исправить сложившуюся ситуация, органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо выстраивать диалог по выполнению рекомендаций, которые отражены в докладе.
Помимо негативных факторов в деятельности регионального уполномоченного по правам человека, отмечается и положительный опыт. На основании анализа регионального законодательства, можно отметить два подхода в решении обозначенной проблемы:
1. На основании доклада регионального уполномоченного, законодательные органы субъекта Российской Федерации принимают постановления на основании тех положений и рекомендации, которые содержатся в докладе. Такое положение, позволяет на высоком уровне привлечь внимание к тем рекомендациям, которые отражаются в докладе, и уже возникает строгая отчетность исполнения принятого постановления с принятием конкретных мер. Такая практика сложилась в Ивановской и Свердловской областях, Красноярском крае.
2. На основании доклада регионального уполномоченного, глава субъекта Российской Федерации созывает совещание исполнительного органа, и по итогам этого совещания принимается постановление, которое утверждает план мероприятий по реализации доклада Уполномоченного [13]. Такое положение позволяет высшему должностному лицу субъекты РФ сгруппировать все вопросы по направлению, обозначит срок их исполнения, срок отчетности по исполнению, а также определить тех лиц, которые будут ответственны за исполнения этого плана. В Самарской и Свердловской областях имеется опыт принятия постановлений органов исполнительной власти, обеспечивающих исполнение рекомендаций уполномоченных, по результатам рассмотрения специальных докладов омбудсменов [12].
На основании положительного опыта, который складывается в практике, необходимо в ст. 16.1 закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внести ряд дополнений, которые усилят значимость доклады уполномоченного, а именно: «По итогам рассмотрения ежегодного доклада уполномоченного по правам человека, государственные органы субъектов Российской Федерации, закрепляют обязанность обязательно рассматривать доклад на своих заседаниях, а также принимают решения по выработке конкретных мер по выработке конкретных мер совершенствования законодательства, а также выработке плана исполнения этих мер». Такое положение, придаст докладу особый юридический статус «обязательного документа» для исполнения, который акцентирует внимание на проблемных вопросах в области прав и свобод.
Перспективным представляется предложение, выработанное совместно с институтом политической инфраструктуры, при проведении исследования деятельности уполномоченных по правам человека. В частности, предлагается расширить полномочия уполномоченных по правам человека в том, чтобы их решения (заключения) имели императивный (обязывающий) характер.
Полагаем также, что необходимо четко определить на федеральном уровне особый статус государственного органа - Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, а также его место и роль в системе государственной правовой защиты. Кроме того, считаем целесообразным законодательно закрепить в федеральном законе положения о статусе Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата как государственного органа субъекта Российской Федерации с правом юридического лица и полномочиях по руководству его деятельностью, утверждению структуры, численности и штатного расписания аппарата в пределах сметы расходов.
Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации рассматривает Уполномоченных в регионах как возможный, но не обязательный институт по защите прав и свобод человека и гражданина в субъекте Российской Федерации. Вместе с тем, полагаем данную позицию неверной, поскольку институт Уполномоченного должен существовать во всех субъектах, а также на всей территории страны необходимо унифицировать его организационные аспекты и функции.
Совершенствование законодательства Российской Федерации об Уполномоченном по правам человека в субъектах Федерации в сфере его компетенции представляется необходимым осуществлять по следующим направлениям.
На федеральном уровне целесообразно:
- установить способы и формы взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с региональными уполномоченными по правам человека, так как отсутствие в Федеральном конституционном законе нормы о таком взаимодействии в целом снижает эффективность деятельности указанного института;
- принять отдельный федеральный закон «Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации».
На уровне субъектов Российской Федерации необходимо совершенствовать законы субъектов Российской Федерации посредством внесения изменений и дополнений в конституцию (устав) субъектов РФ:
- внесение изменений в действующее законодательство, которым определяется компетенция уполномоченного в субъекте Российской Федерации;
- внесение изменений и дополнений в иные нормативные правовые акты, такие как регламент законодательного органа субъекта РФ, в закон об административных правонарушениях, в реестр государственных должностей о регулирования компетенции региональных уполномоченных.
Внесение указанных необходимых изменений и дополнений в законы субъектов Российской Федерации по вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека, станет импульсом развития института Уполномоченного в целом.
Литература и источники
1. Федеральный закон от 06.04.2015 № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека» // Собрание законодательства РФ. 2015, № 14, ст. 2016.
2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/docs/appeals/d2015w.pdf (дата обращения 30.09.2017).
3. Закон Саратовской области «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области» // http://docs.cntd.ru/document/977400225 (дата обращения 30.09.2017).
4. Закон Ивановской области от 08.12.2010 г. №140-03 «Об Уполномоченном по правам человека в Ивановской области» // http://docs.cntd.ru/document/895280846 (дата обращения 30.09.2017).
5. Закон Владимирской области от 09.07.2013 г. №70-03 «Об Уполномоченном по правам человека в Владимирской области» // http://docs.cntd.ru/document/460170658 (дата обращения 30.09.2017).
6. Закон Самарской области от 24.11.2000 г. №45-ГД «Об Уполномоченном по правам человека в Самарской области» // http://docs.cntd.ru/document/945005199 (дата обращения 30.09.2017).
7. Закон Московской области от 12.01.2001 г. № 4/2001-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MOB&n=243966&rnd=285391.444614124&from=5255-0#0 (дата обращения 30.09.2017).
8. Закон Тверской области от 06.06.2012 г. № 36-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Тверской области» // http://docs.cntd.ru/document/936014709 (дата обращения 30.09.2017).
9. Федоров А.Д. Роль и значение уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - №1.
10. Ухтияров А.И. Уполномоченный по правам человека как публично-правовой институт защиты прав граждан // Омбудсмен. - 2013. - № 1.
11. Мусаева Г.М., Гаджимахадов В.К. Уполномоченный по правам человека Российской Федерации как специализированный институт по содействию защиты прав и свобод граждан // Юридический вестник ДГУ. -2014. - № 2.
12. Кручинин Ю.С. Вопросы совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность региональных омбудсменов // Российская юстиция. - 2015. - №8.
13. Омарова У.А. Реализация положений докладов регионального уполномоченного: формы и уровни взаимодействия с органами власти // Омбудсмен. - 2013. - №2.
References and Sources
1. Federal'nyj zakon ot 06.04.2015 № 76-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celyah sovershenstvovaniya deyatel'nosti upolnomochennyh po pravam cheloveka» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015, № 14, st. 2016.
2. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2015 god // http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/docs/appeals/d2015w.pdf (data obrashcheniya 30.09.2017).
3. Zakon Saratovskoj oblasti «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Saratovskoj oblasti» // http://docs.cntd.ru/document/977400225 (data obrashcheniya 30.09.2017).
4. Zakon Ivanovskoj oblasti ot 08.12.2010 g. №140-0Z «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Ivanovskoj oblasti» // http://docs.cntd.ru/document/895280846 (data obrashcheniya 30.09.2017).
5. Zakon Vladimirskoj oblasti ot 09.07.2013 g. №70-0Z «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Vladimirskoj oblasti» // http://docs.cntd.ru/document/460170658 (data obrashcheniya 30.09.2017).
6. Zakon Samarskoj oblasti ot 24.11.2000 g. №45-GD «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Samarskoj oblasti» // http://docs.cntd.ru/document/945005199 (data obrashcheniya 30.09.2017).
7. Zakon Moskovskoj oblasti ot 12.01.2001 g. № 4/2001-OZ «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Moskovskoj oblasti» // http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MOB&n=243966&rnd=285391.444614124&from=5255-0#0 (data obrashcheniya 30.09.2017).
8. Zakon Tverskoj oblasti ot 06.06.2012 g. № 36-OZ «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Tverskoj oblasti» // http://docs.cntd.ru/document/936014709 (data obrashcheniya 30.09.2017).
9. Fedorov A.D. Rol' i znachenie upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2012. - №1.
10. Uhtiyarov A.I. Upolnomochennyj po pravam cheloveka kak publichno-pravovoj institut zashchity prav grazhdan // Ombudsmen. - 2013. - № 1.
11. Musaeva G.M., Gadzhimahadov V.K. Upolnomochennyj po pravam cheloveka Rossijskoj Federacii kak specializirovannyj institut po sodejstviyu zashchity prav i svobod grazhdan // YUridicheskij vestnik DGU. - 2014. - № 2.
12. Kruchinin YU.S. Voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva, reglamentiruyushchego deyatel'nost' regional'nyh ombudsmenov // Rossijskaya yusticiya. - 2015. - №8.
13. Omarova U.A. Realizaciya polozhenij dokladov regional'nogo upolnomochennogo: formy i urovni vzaimodejstviya s organami vlasti // Ombudsmen. - 2013. - №2.
БЕЛЯСОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Государственого гуманитарно-технологического университета
BELYASOV, SERGEY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department in Public Law, State University of Humanities and Technology ([email protected])