Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МОЛОДЕЖНОГО СОВЕТА ПРИ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МОЛОДЕЖНОГО СОВЕТА ПРИ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
омбудсмен / уполномоченный по правам человека / молодежный совет / молодежь / права и законные интересы молодежи.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Будзишвили Ц.З.

Объектом исследования в статье является Молодежный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Целью исследования является выявление особенностей конституционно-правового статуса Молодежного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Молодежный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации является консультативным коллегиальным органом решения которого носят рекомендательный характер. Также в статье определены перспективы развития данного института в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МОЛОДЕЖНОГО СОВЕТА ПРИ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-12-62-66 БУДЗИШВИЛИ Цира Зурабовна,

NIION: 2018-0076-12/22-1183 соискатель кафедры конституционного

MOSURED: 77/27-023-2022-12-1381 и административного права Казанского

(Приволжского) федерального университета, e-mail: budzishvili_ tsira@mail.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МОЛОДЕЖНОГО СОВЕТА ПРИ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Объектом исследования в статье является Молодежный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Целью исследования является выявление особенностей конституционно-правового статуса Молодежного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Молодежный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации является консультативным коллегиальным органом решения которого носят рекомендательный характер. Также в статье определены перспективы развития данного института в Российской Федерации.

Ключевые слова: омбудсмен, уполномоченный по правам человека, молодежный совет, молодежь, права и законные интересы молодежи.

BUDZISHVILI Tsira Zurabovna,

applicant for the department of constitutional and administrative law,

Kazan (Volga) Federal University

CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE YOUTH COUNCIL UNDER THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article researches the Youth Council under the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. The purpose of the research is to identify the features of the constitutional and legal status of the Youth Council under the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. The Youth Council under the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation is an advisory collegial body whose decisions are advisory in nature. The article also defines the prospects for the development of this institute in the Russian Federation.

Key words: ombudsman, rnmmissioner for Human Rights, youth council, youth, rights and legitimate interests of youth.

Согласно определению Международной ассоциации юристов, омбудсмен - это служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти, возлагаемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады [15, с. 10].

Институт уполномоченного по правам чело-века/омбудсмена зародился в Швеции из-за необходимости урегулирования полномочий короля дополнительными полномочиями парламента через назначение особого должностного лица (парламентского комиссара, омбудсмена), в ком-

петенцию которого входило осуществление контроля и надзора за соблюдением органами исполнительной и судебной власти правовых актов, издаваемых парламентом. При этом следует отметить, что основным направлением деятельности омбудсмена являлось обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвола государственных органов и их должностных лиц при осуществлении ими своих государственно-властных полномочий.

История современного развития института уполномоченного по правам человека или омбудсмена отсчитывается с даты назначения омбудсмена парламентом Швеции в 1809 г., что нашло свое отражение в Конституции 1809 года, королевская власть была значительно ограничена, и парламент получил право избирать в противовес королевскому канцлеру юстиции парламентского

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

уполномоченного для осуществления независимого контроля над администрацией и судами. Назначенный парламентом омбудсмен контролировал действия короля, гарантируя правильное применение норм права, а также ликвидацию недостатков в сфере управления, отправления правосудия, равно как и рассмотрение жалоб граждан [14, с. 43].

Институт омбудсмена функционирует в большинстве государств Европы, Америки, Азии, Африки, Океании. В разных государствах уполномоченный по правам человека называется по-разному, например, омбудсмен, парламентский комиссар, общественный прокуратор, но независимо от названия, которое носит должностное лицо, представляющее данный общественно-политический институт, его суть заключается в обеспечении, охране и защите прав и законных интересов граждан от произвола и неправомерных действий государственных органов.

Следует отметить, что с распадом Советского Союза и образованием Содружества Независимых Государств государственные правозащитники появляются в бывших союзных республиках: в Литве (1994), в Украине, в Молдавии, в Грузии (1999), в Азербайджане (2002), в Армении (2004), в Республике Казахстан (2002), в Киргизской Республике (2002). В этой группе стран омбу-дсмен/уполномоченный по правам человека понимается главным образом как защитник прав индивида. А.Ю. Сунгуров называет их: классическая и модель, сложившаяся с поставторитарным режимом (или поставторитарная) [16, с. 71]. Россия, как и другие страны, пошла по пути создания независимых внесудебных правозащитных институтов на федеральном и региональном уровнях -уполномоченных по правам человека. Р.Р. Ами-рова справедливо отмечает, что Институт Уполномоченного по правам человека необходимо рассматривать, с одно стороны, как особую, относительно самостоятельную юридическую гарантию, с другой - как неотъемлемую составную часть всего правового механизма защиты прав человека, взаимодействующую с каждой из его составляющих [12, с. 8].

Согласно ст. 3 гл. I. Общие положения Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод [1]. Объектом деятельности Уполномоченного по правам человека являются проблемы и противоречия, связанные с нарушением гарантируемых государством прав

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

граждан [13, с. 54], при этом часть из них носит локальный (разовый) характер, а другая системный, примерами которых могут быть, например, незаконное действие или бездействие конкретного чиновника, отсутствие должного уровня обеспечения прав человека [13].

При этом следует отметить, что федеральные и региональные уполномоченные по правам человека являются не зависимыми друг от друга должностными лицами. Каждый Уполномоченный по правам человека осуществляет предоставленные ему компетенции самостоятельно, не вмешиваясь в деятельность других Уполномоченных по правам человека. Взаимосвязи уполномоченных по правам человека строятся на основе сотрудничества и оказания друг другу помощи в решении возложенных задач [13, с. 96]. Так, взаимодействие между федеральными и региональными Уполномоченными по правам человека осуществляются вертикальное, а горизонтальное - между регионами. В отличие от межрегионального характера сотрудничества уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, их взаимодействие со специализированными омбу-дсменами (например, уполномоченный по правам ребенка [4; 7], уполномоченный по защите предпринимателей [5; 6]) имеет смысл прежде всего внутри одного региона.

Следует отметить, что молодежь представляет собой социально-демократическую группу лиц, которой Уполномоченные по правам человека традиционно уделяют большое внимание.

Молодежный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (далее - Молодежный совет) был создан 1 сентября 2021 г. и является консультативным коллективным органом, образованный с целью выработки предложений по обеспечению прав, свобод и законных интересов молодежи, а также привлечению молодых граждан к правозащитной деятельности, содействию формированию у молодежи активной гражданской позиции в вопросах прав и свобод граждан. Вместе с тем следует отметить, что Молодежный совет осуществляет свою деятельность на основе таких принципов как: законность, объективность, справедливость, уважение прав и свобод человека и гражданина, независимость, открытость и гласность [2; 3].

Молодежный совет осуществляет следующую деятельность:

- участвует в разработке программных (концептуальных) документов Уполномоченного по правам человека в области обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов молодежи;

- обсуждает и готовит предложения Уполномоченному по правам человека по совершенство-

ванию законодательства о правах и свободах молодежи;

- готовит заключения по отдельным проектам, затрагивающим права, свободы и законные интересы молодежи;

- подготавливает для Уполномоченного обобщения по проблемам в области соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов молодежи, в том числе содержащимся в обращениях, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека;

- сотрудничает с молодежными, студенческими и иными общественными объединениями, и институтами гражданского общества по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов молодежи;

- содействует популяризации деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и так далее.

Молодежный совет осуществляют свою деятельность в форме общих (с приглашением всех его членов для обсуждения наиболее важных вопросов, связанных с деятельностью Уполномоченного по правам человека) и специализированных (тематических), которые проводятся по отдельным вопросам деятельности Уполномоченного по правам человека в соответствии с целями и задачами Молодежного совета (на них приглашаются члены Совета, обладающие необходимыми познаниями и опытом практической деятельности) заседаний Молодежного совета.

Решения, принятые на заседаниях Молодежного совета, носят рекомендательный характер, а по окончании календарного года Совет представляет Уполномоченному по правам человека отчет о своей деятельности.

При этом следует отметить, что в некоторых регионах Российской Федерации также функционируют Молодежные советы, так, например, Молодежный общественный совет при Уполномоченном по правам человека в Ивановской области является коллегиальным, совещательным, экс-пертно-консультативным органом, решения которого носят консультативный и рекомендательный характер и оформляются в виде заключений, предложений, замечаний, рекомендаций и осуществляет свою деятельность в форме общих и специализированных (тематических) заседаний Совета [7]; Молодежный общественный совет при Уполномоченном по правам человека в Смоленской области представляющий собой постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, решения которого носят рекомендательный характер [8; 9; 10; 11]; Молодежный экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Ярославской области - экспертно-консуль-тативный орган, решения которого носят рекомен-

дательный характер и принимаются путем открытого голосования большинством голосов, решения оформляются протоколом [10]; Молодежный общественный экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в городе Москве, который является экспертно-консульта-тивным коллегиальным совещательным органом, формирующийся из представителей молодежи, занимающих социально-активную гражданскую позицию в возрасте от 18 до 35 лет [11]; Молодежный совет при Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге - консультативный коллективный орган, осуществляет свою деятельность на общественных началах, решения которого также носят рекомендательный и консультативный характер [8].

В связи с изложенным Молодежный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации является консультативным коллективным органом, его решения носят рекомендательный характер. Вместе с тем представляется возможным развитие сотрудничества с молодежными общественными объединениями, например с молодежными парламентами и дальнейшее его закрепление в документах, регулирующих их деятельность, как на федеральном так и региональном уровнях.

Список литературы:

[1] Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (в ред. от 09 ноября 2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // «Российская газета». 04.03.1997. № 43-44.

[2] Распоряжение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 01.09.2021 № 110 «О Молодежном общественном совете при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - URL: ombudsmanrf.org (дата обращения: 12.11.2022).

[3] Распоряжение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 08.11.2021 № 123 «О внесении изменений в распоряжение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 01.09.2021 № 110 «О молодежном общественном совете при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - URL: ombudsmanrf.org (дата обращения: 12.11.2022).

[4] Закон Республики Калмыкия от 01.04.2011 № 254-IV-3 (в ред. от 26 марта 2019) «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республики Калмыкия» // Хальмг унн. 02 апреля 2011. № 54.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

[5] Закон Республики Татарстан от 05.07.2013 № 54-ЗРТ (в ред. от 16 июля 2021) «Об Уполномоченном при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2013. № 7. - Ст. 963.

[6] Закон Самарской области от 18.11.2013 № 103-ГД (в ред. от 23 июля 2021) «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Самарской области и внесении изменений в Закон Самарской области «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» // «Волжская коммуна». 19 ноября 2013. № 378 (28794).

[7] Закон Тульской области от 01.04. 2013 № 1891-ЗТО (в ред. от 29 сентября 2022) «Об уполномоченном по правам ребенка в Тульской области» // «Тульские известия». 11 апреля 2013. № 53.

[7] Приказ Уполномоченного по правам человека в Ивановской области от 07.10. 2021 № 20-01/05 «Об утверждении Положения о Молодежном общественном совете при Уполномоченном по правам человека в Ивановской области» // [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Ивановской области. - URL: ombudsman.ivanovoobl.ru (дата обращения: 12.11.2022).

[8] Приказ Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге от 05.04. 2022 № 17-п [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. - URL: ombudsmanspb.ru (дата обращения: 12.11.2022).

[9] Приказ Уполномоченного по правам человека в Смоленской области от 24.12. 2018 № 30 «Положение О молодежном общественном Совете при Уполномоченном по правам человека Смоленской области» // [Электронный ресурс]. -Сайт Уполномоченного по правам человека в Смоленской области. - URL: upolchel.admin-smolensk.ru (дата обращения: 12.11.2022).

[10] Положение о Молодежном экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Ярославской области / Утв. Уполномоченным по правам человека в Ярославской области [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Ярославской области. - URL: up76.ru

[11] Распоряжение Уполномоченного по правам человека в городе Москве от 25.09.2017 № 66 [Электронный ресурс]. - Сайт Уполномоченного по правам человека в городе Москве. - URL: ombudsman.mos.ru (дата обращения: 12.11.2022).

[12] Амирова Р.Р. Организационно-правовые вопросы деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

(на примере Республики Татарстан): Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Казань, 2013.

[13] Зражевская Т.Д., Белоножкин В.И., Колобова Т.В. Методологические основы организации эффективной деятельности региональных уполномоченных по правам человека в современных условиях: монография. - Москва: Проспект, 2020. - 208 с.

[14] Калинина Е.Г. Специализированные уполномоченные по правам человека в РФ: новый элемент в системе внутригосударственного механизма защиты прав человека // Российской юридический журнал. - 2014. - № 5. - С. 43.

[15] Колобова Т.В. Современное понимание института омбудсмена в России и зарубежных странах // Омбудсмен. - 2013. - № 1. - С. 44.

[16] Сунгуров А.Ю. Институт омбудсмена: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). - СПб.: Норма, 2005. - С. 71.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 26.02.1997 № 1-FKZ (v red. ot 09 noyabrya 2020) «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii» // «Rossijskaya gazeta». 04.03.1997. № 43-44.

[2] Rasporyazhenie Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii ot 01.09.2021 № 110 «O Molodezhnom obshchestven-nom sovete pri Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs]. - Oficial'nyj sajt Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii. - URL: ombudsmanrf.org (data obrashcheniya: 12.11.2022).

[3] Rasporyazhenie Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii ot 08.11.2021 № 123 «O vnesenii izmenenij v rasporyazhenie Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii ot 01.09.2021 № 110 «O molodezhnom obshchestvennom sovete pri Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii» // [Elektronnyj resurs]. - Oficial'nyj sajt Upolno-mochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Fed-eracii. - URL: ombudsmanrf.org (data obrashcheniya: 12.11.2022).

[4] Zakon Respubliki Kalmykiya ot 01.04.2011 № 254-IV-Z (v red. ot 26 marta 2019) «Ob Upolnomochennom po pravam rebenka v Respubliki Kalmykiya» // Hal'mg unn. 02 aprelya 2011. № 54.

[5] Zakon Respubliki Tatarstan ot 05.07.2013 № 54-ZRT (v red. ot 16 iyulya 2021) «Ob Upolnomochennom pri Prezidente Respubliki Tatarstan po zashchite prav predprinimatelej» // Vedomosti Gosu-darstvennogo Soveta Tatarstana. 2013. № 7. - St. 963.

[6] Zakon Samarskoj oblasti ot 18.11.2013 № 103-GD (v red. ot 23 iyulya 2021) «Ob Upolnomo-chennom po zashchite prav predprinimatelej v Samarskoj oblasti i vnesenii izmenenij v Zakon Samarskoj oblasti «O licah, zameshchayushchih gosudarstvennye dolzhnosti Samarskoj oblasti» // «Volzhskaya kommuna». 19 noyabrya 2013. № 378 (28794).

[7] Zakon Tul'skoj oblasti ot 01.04. 2013 № 1891-ZTO (v red. ot 29 sentyabrya 2022) «Ob upol-nomochennom po pravam rebenka v Tul'skoj oblasti» // «Tul'skie izvestiya». 11 aprelya 2013. № 53.

[7] Prikaz Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Ivanovskoj oblasti ot 07.10. 2021 № 20-01/05 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Molodezh-nom obshchestvennom sovete pri Upolnomochen-nom po pravam cheloveka v Ivanovskoj oblasti» // [Elektronnyj resurs]. - Oficial'nyj sajt Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Ivanovskoj oblasti. -URL: ombudsman.ivanovoobl.ru (data obrash-cheniya: 12.11.2022).

[8] Prikaz Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Sankt-Peterburge ot 05.04. 2022 № 17-p [Elektronnyj resurs]. - Oficial'nyj sajt Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Sankt-Peterburge. -URL: ombudsmanspb.ru (data obrashcheniya: 12.11.2022).

[9] Prikaz Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Smolenskoj oblasti ot 24.12. 2018 № 30 «Polozhenie O molodezhnom obshchestvennom Sovete pri Upolnomochennom po pravam cheloveka Smolenskoj oblasti» // [Elektronnyj resurs]. - Sajt Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Smolenskoj oblasti. - URL: upolchel.admin-smolensk.ru (data obrashcheniya: 12.11.2022).

[10] Polozhenie o Molodezhnom ekspertnom sovete pri Upolnomochennom po pravam cheloveka v Yaroslavskoj oblasti / Utv. Upolnomochennym po pravam cheloveka v YAroslavskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. - Oficial'nyj sajt Upolnomochennogo po pravam cheloveka v YAroslavskoj oblasti. - URL: up76. ru

[11] Rasporyazhenie Upolnomochennogo po pravam cheloveka v gorode Moskve ot 25.09.2017 № 66 [Elektronnyj resurs]. - Sajt Upolnomochennogo po pravam cheloveka v gorode Moskve. - URL: ombudsman.mos.ru (data obrashcheniya: 12.11.2022).

[12] Amirova R.R. Organizacionno-pravovye voprosy deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v sub"ekte Rossijskoj Federacii (na prim-ere Respubliki Tatarstan): Avtoref. dis. kand. yurid. nauk. - Kazan', 2013.

[13] Zrazhevskaya T.D., Belonozhkin V.I., Kolo-bova T.V. Metodologicheskie osnovy organizacii effe-ktivnoj deyatel'nosti regional'nyh upolnomochennyh po pravam cheloveka v sovremennyh usloviyah: monografiya. - Moskva: Prospekt, 2020. - 208 s.

[14] Kalinina E.G. Specializirovannye upolno-mochennye po pravam cheloveka v RF: novyj element v sisteme vnutrigosudarstvennogo mekhanizma zashchity prav cheloveka // Rossijskoj yuridicheskij zhurnal. - 2014. - № 5. - S. 43.

[15] Kolobova T.V. Sovremennoe ponimanie instituta ombudsmena v Rossii i zarubezhnyh stranah // Ombudsmen. - 2013. - № 1. - S. 44.

[16] Sungurov A.Yu. Institut ombudsmena: evolyuciya tradicij i sovremennaya praktika (opyt sravnitel'nogo analiza). - SPb.: Norma, 2005. -S. 71.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.