законодательного развития, формирования гражданского общества, его укрепления. Этот процесс должен осуществляться с учетом особенностей России, которые обусловлены ее государственным строем и международными интересами. Тот факт, что в России только начинается формирование гражданского общества, вполне закономерен. Причем сегодня для этого процесса складывается далеко не лучшая ситуация. Причиной тому является то обстоятельство, что Россия стоит перед необходимостью срочного укрепления своей государственности, налаживания системы государственного управления нового демократического общества.
Литература и источники
1. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. №3. С.85.
2. Тихомиров Ю.А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. №10. С.4.
3. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. С.24.
4. Савноков Л.Л. Некоторые подходы к осмыслению гражданского общества// Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 7 С. 101-105.
5. Маркс К. К критике политической экономии. М.: Ленанд, 2018. С. 87.
6. Мельник Ю.П. Гражданское общество как основатель демократического правового государства // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/09/3847
7. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 3.
8. Савченко И.А. Гражданское общество в дискурсивном измерении // Власть. 2015. № 5. С. 122-126.
9. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юрайт, 2017. С. 114.
10. Дурнова И.А. Правовой механизм защиты основ конституционного строя Российской Федерации. Саратов, 2013. С. 82.
11. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки общественных движений, фондов и учреждений как институтов гражданского общества в России. // Адвокат. 2010. №12. С. 35.
References and Sources
1. Matuzov N.I. Grazhdanskoe obshchestvo: sushchnost' i osnovnye principy // Pravovedenie. 1995. №3. S.85.
2. Tihomirov YU.A. Grazhdanskoe obshchestvo v fokuse prava // Zhurnal rossijskogo prava. 2013. №10. S.4.
3. Gegel'. Filosofiya prava. M.: Mysl', 1990. S.24.
4. Savnokov L.L. Nekotorye podhody k osmysleniyu grazhdanskogo obshchestva// Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. № 7
5. 101-105.
5. Marks K. K kritike politicheskoj ekonomii. M.: Lenand, 2018. S. 87.
6. Mel'nik YU.P. Grazhdanskoe obshchestvo kak osnovatel' demokraticheskogo pravovogo gosudarstva // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2013. № 9 [Elektronnyj resurs]. URL: http://human.snauka.ru/2013/09/3847
7. Konstituciya Rossijskoj Federacii, prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g. // SZ RF. 2014. № 31. St. 3.
8. Savchenko I.A. Grazhdanskoe obshchestvo v diskursivnom izmerenii // Vlast'. 2015. № 5. S. 122-126.
9. Komkova G.N., Kolesnikov E.V., Lipchanskaya M.A. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. M.: YUrajt, 2017. S. 114.
10. Durnova I.A. Pravovoj mekhanizm zashchity osnov konstitucionnogo stroya Rossijskoj Federacii. Saratov, 2013. S. 82.
11. Grudcyna L.YU. Gosudarstvenno-pravovoj mekhanizm formirovaniya i podderzhki obshchestvennyh dvizhenij, fondov i uchrezhdenij kak institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossii. // Advokat. 2010. №12. S. 35.
КАГЕРМАНОВ АБУ-САЛИХ САЙДАЛИЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Чеченский государственный университет.
ХАКИМОВА МАРХА РАМЗАНОВНА - ассистент кафедры теории и истории государства и права, Чеченский государственный университет.
KAGERMANOV, ABU-SALIH S. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of the Theory and History of State and Law, Chechen State University.
KHAKIMOVA MARKHA R. - Assistent, Department of the Theory and History of State and Law, Chechen State University.
УДК 341.231.14 - 051- 057.177.321
ЗИНОВЬЕВА Л.Г., ТИМОФЕЕВА Т.Ф. ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОМОЩНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА2
Ключевые слова: общественный помощник, права человека, защита прав, Уполномоченный по правам человека, муниципальные образования.
В статье ставится вопрос о совершенствовании правового регулирования института общественных помощников Уполномоченного по правам человека. На основе теоретико-правового анализа положений об общественных помощниках Уполномоченного по правам человека и практической деятельности, авторы исследуют новеллы данного института гражданского общества, уделяя особое внимание результатам проведенных мероприятий за 2016-2018 годы. Выявляются не закрепленные основополагающие принципы в положениях об общественных помощниках Уполномоченного по правам человека во многих субъектах Российской Федерации. Рекомендованы пути повышения правового обеспечения работы общественных помощников Уполномоченного по правам человека. Рассмотрен порядок назначения общественного помощника Уполномоченного по правам человека, порядок принятия решений общественным помощником Уполномоченного по правам человека, конфиденциальности сведений, получаемых общественным помощником Уполномоченного по правам человека.
2 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Кабинета Министров Чувашской Республики в рамках научного проекта № 18-411-210007.
ZINOVIEVA L.G., TIMOFEEVA T.F.
INSTITUTE OF PUBLIC ASSISTANTS IN THE ACTIVITIES OF THE AUTHORIZED HUMAN RIGHTS
Keywords: public assistant, human rights, protection of rights, Commissioner for Human Rights, municipalities.
The article raises the question of improving the legal regulation of the institution of public assistants of the Commissioner for human rights. The authors on the basis of theoretic-legal analysis of the provisions on public assistants of the Commissioner for human rights and practical activities exploring the stories of the institution of civil society, paying particular attention to the results of the events in the years 2016-2018 as a result of activities Authorized on human rights, and reveal many of the subjects of the Russian Federation is not fixed fundamental principles in the provisions on public assistants of the Commissioner for human rights. The ways in favor of increasing the legal support for the work of public assistants of the Commissioner for human rights are recommended. The conclusions are the authors relate to the legal status of public assistant of the Commissioner for human rights, appointments of public assistant of the Commissioner for human rights, the decision-making procedure of public assistant of the Commissioner for human rights, confidentiality of information, received social assistant of the Commissioner for human rights.
В современных условиях появление общественных помощников Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченного) во всех муниципальных образованиях является принципиальным вопросом, так как решает проблему доступности правозащитного института. Общественные помощники Уполномоченного выступают дополнительным ресурсом, обеспечивающим защиту прав и законных интересов граждан и нацелены на разрешение вопросов граждан, связанных с получением бесплатных консультаций о наиболее эффективных методах защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов, разъяснений по правам человека в различных сферах жизнедеятельности, составлением обращений в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, правоохранительные и судебные органы и др.
В 2012 году Владимир Лукин высказал мнение о том, что «региональные уполномоченные ... должны иметь своих представителей на местах, которые смотрят за тем, как выполняется Конституция, как выполняются российские законы, как защищаются права граждан, что делают главные защитники прав человека. Я имею в виду, судебную систему, систему внутренних дел, систему генпрокуратуры, систему следствия и т.д.» [1].
По мнению Уполномоченного в Нижегородской области Надежды Отделкиной: «именно общественные помощники на уровне муниципалитета могут нести координирующую функцию по объединению усилий органов власти и заинтересованных структур и ведомств, в поле деятельности которых защита прав и свобод граждан. Приоритет - помочь конкретному человеку, объединить усилия в решении наиболее важных проблем, возникающих в области миграционного законодательства, социального, трудового права, а также других актуальных сферах правозащитной деятельности» [2].
Как справедливо отмечает Уполномоченный в Архангельской области Любовь Анисимова: «часто люди в силу разных причин просто не могут добраться в областной центр и обратиться за помощью. Поэтому появление общественных помощников Уполномоченного во многих районах области является принципиальным вопросом, так как существенно решает проблему доступности правозащитного института» [3].
Уполномоченный в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Наталья Стребкова считает, что «общественные помощники Уполномоченного по правам человека выполняют просветительские функции и способствуют правовому просвещению населения на вверенных им территориях в рамках имеющихся полномочий, оказывают помощь в формировании обращения граждан в соответствующий орган власти или организацию, а также к Уполномоченному по правам человека для рассмотрения проблемных вопросов по компетенции» [4].
Представляет интерес позиция об общественных помощниках Уполномоченного в Ленинградской области Сергея Шабанова, отметившего: «из года в год большую помощь в правовом просвещении населения Уполномоченному оказывают общественные помощники -граждане с активной позицией, энтузиасты, бескорыстно защищающие права своих земляков. Помощники - это наши «глаза и уши», информирующие о текущем положении дел в городах и поселениях. Это надежные и преданные общему делу люди, в которых мы уверены, к которым в любое время можем обратиться за содействием на территории, и знаем, что всегда получим необходимую помощь. Не всегда у Уполномоченного есть возможность выехать на место немедленно, чтобы проверить обстоятельства полученной жалобы и безотлагательно принять
меры, поскольку заявитель находится за сотни километров. Тогда участие общественных помощников на местах является особенно важным и необходимым» [5].
Мы считаем, что деятельность общественных помощников Уполномоченных - важный элемент развития институтов гражданского общества и правового государства, пример реализуемой сегодня общественной инициативы, направленной на оказание практической правовой помощи на местах.
Общественный помощник Уполномоченного в своей деятельности опирается на нормы международного права, Конституцию Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство, распоряжение (приказ) Уполномоченного, положение об общественном помощнике Уполномоченного. Например, в Чувашской Республике - Положение об общественных помощниках Уполномоченного по правам человека в Чувашской Республике, утвержденное распоряжением Уполномоченного в Чувашской Республике от 17 декабря 2012 г. № 6, в Саратовской области - это Положение об общественном помощнике Уполномоченного по правам человека в Саратовской области на основании Закона Саратовской области № 50-ЗСО от 12 октября 1998 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области», в Республике Татарстан - Положение об общественных приемных и общественных помощниках Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, утвержденное Постановлением Государственного совета Республики Татарстан от 20 ноября 2003 г. № 2376, в Нижегородской области - Положение об общественных помощниках Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, утвержденное распоряжением Уполномоченного в Нижегородской области от 30 мая 2016 г. № 15, в Рязанской области - Положение об общественных помощниках Уполномоченного по правам человека в Рязанской области в городских округах и районах Рязанской области, утвержденное распоряжением Уполномоченного в Рязанской области от 28 марта 2012 г., в Ивановской области - Положение об общественных помощниках Уполномоченного по правам человека в Ивановской области, утвержденное приказом Уполномоченного от 25 апреля 2019 г. № 20-01/04 и т.д.
Деятельность общественных помощников строится на основе ценностей, имеющих максимально широкую сферу применения, которая может выходить за рамки отдельных областей знания. Анализ положений об общественном помощнике Уполномоченного говорит об их многообразии. Среди них общие и специальные принципы. К общим принципам можно отнести принцип законности, принцип ответственности, принцип приоритета прав, свобод и законных интересов граждан, принцип гуманности, принцип справедливости, принцип открытости. К специальным принципам относятся принцип инициативности, принцип объективности и доступности, а также принцип взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления муниципальных образований, органами государственной власти, их должностными лицами, организациями вне зависимости от форм собственности и физическими лицами.
Работа по созданию института общественных помощников Уполномоченных проводится во многих регионах при активном сотрудничестве и взаимодействии с органами местного самоуправления, заинтересованными ведомствами и структурами в области права, министерством внутренней региональной и муниципальной политики, законодательным собранием. Большинством органов местного самоуправления заключены Соглашения с Уполномоченными по осуществлению деятельности их общественных помощников.
Общественные помощники Уполномоченного оказывают содействие Уполномоченному и его аппарату по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного. Они организуют работу общественных приемных Уполномоченного, проводят личный прием граждан по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного, ведут учет посетителей с указанием вопросов, с которыми они обращались, и результатов их рассмотрения. На них возлагается анализ информации районной, городской прессы, содержащей факты массовых или грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории района, города и передачи данных Уполномоченному. Ежегодно общественные помощники представляют аналитическую справку о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории района, города. В их компетенцию также входит разъяснение порядка подачи жалобы Уполномоченному и порядка защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В рамках своей деятельности
общественный помощник хранит, систематизирует, осуществляет передачу документов, поступающих на имя Уполномоченного.
В основном мероприятия по правовому просвещению и консультированию граждан на основе информационно-методических материалов Уполномоченного осуществляются общественными помощниками в ходе мероприятий (встреч) с населением, а также посредством формирования и размещения, совместно с руководителями библиотек и руководителями администраций муниципальных образований, стендов (правовых уголков) Уполномоченного. На стендах (правовых уголках) указываются контактные данные Уполномоченного и информация о работе общественного помощника, размещаются методические материалы, разработанные аппаратом Уполномоченного по различным тематикам в сфере защиты прав граждан. В отдельных случаях указанная информация, а также информация о работе общественного помощника размещается на официальных сайтах администраций муниципальных образований и средствах массовой информации.
Стоит отметить, что многие из общественных помощников имеют значительный опыт работы с населением в социальной или управленческой сфере, что позволяет лучше ориентироваться в правозащитном поле при работе с гражданами, понимать, каким образом в каждой конкретной ситуации необходимо поступить, куда обратиться, какие меры предпринять. Среди общественных помощников заместители глав муниципальных образований, директора библиотек, районные депутаты, медицинские работники и работники культуры и образования, главные редакторы районных периодических изданий, что в целом расширяет спектр видения правозащитных проблем и позволяют оперативно восстанавливать права граждан. Например, к общественному помощнику Уполномоченных в г.о.г. Бор поступило коллективное обращение родителей и педагогов Линдовской школы искусств по поводу некорректного, по мнению заявителей, поведения двух педагогов. Общественный помощник неоднократно выезжала в образовательную организацию, встречалась со всеми сторонами затяжного конфликта. В ходе посещений школы была проведена кропотливая работа с педагогами, родителями и детьми. К разрешению конфликта были привлечены Управление образования и молодежной политики г.о.г. Бор, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители прокуратуры. В результате слаженной работы, которую координировала общественный помощник Уполномоченных, конфликт удалось разрешить. В ноябре 2018 года общественный помощник Уполномоченных в Городецком районе оказала содействие лицу из числа сирот, который был исключен из списка на получение жилья, как имеющий в собственности У дома, 1915 года постройки. В результате вмешательства в ситуацию общественного помощника Уполномоченных дом признан непригодным для проживания, а молодой человек включен в список на получение жилья, ему предоставлено маневренное жилье. В Перевозском районе общественный помощник Уполномоченных оказал содействие гражданину, которого уволили с места работы без соответствующего уведомления и выплаты заработной платы за последний месяц работы. За защитой своих прав заявитель обращался в МО МВД России «Перевозский», однако по данному факту было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В ходе рассмотрения обращения общественный помощник Уполномоченных установила все обстоятельства ситуации, но основной причиной в отказе в возбуждении уголовного дела стало отсутствие трудового договора с бывшим работодателем и регистрация организации в другом субъекте РФ. Благодаря взаимодействию с районной прокуратурой общественному помощнику Уполномоченных удалось решить вопрос заявителя в досудебном порядке. Задолженность по зарплате ему была выплачена.
В Чувашской Республике институт общественных помощников был сформирован в 2017 году для организации приема граждан и правового просвещения при Уполномоченном согласно статье 23 Закона Чувашской Республики от 02 октября 2012 г. № 54 «Об Уполномоченном по правам человека в Чувашской Республике». В Чувашской Республике осуществляют деятельность 20 общественных помощников Уполномоченного. Всего в 2018 году к общественным помощникам Уполномоченного обратилось более 800 человек по вопросам, касающимся трудовых, жилищных, земельных правоотношений, социального обеспечения и др. Первый общественный помощник Уполномоченного в Архангельской области появился в начале 2016 года. В настоящее время общественные помощники осуществляют свою работу в 16 муниципальных районах и городах Архангельской области. На
территории Югры Уполномоченным назначены 119 общественных помощников. В 2018 году была продолжена положительная практика по организации и проведению встреч и приемов общественными помощниками с жителями автономного округа, в том числе в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах. Общее количество приемов составило более 500. Например, в 2018 году общественными помощниками Уполномоченного Нижегородской области было принято и рассмотрено 608 обращений граждан, проведено 423 приема граждан, из них 278 личных и 145 совместных с органами местного самоуправления, что примерно соответствует уровню 2017 года (600 обращений граждан, 374 личных и 176 совместных приемов). Подобная результативность свидетельствует об организованном взаимодействии органов местного самоуправления с институтом общественных помощников Уполномоченного.
Институт общественных помощников дополняет существующие средства защиты прав граждан на местах, обеспечивает доступность института Уполномоченного для населения, позволяет оперативно реагировать на обращения граждан, является связующим звеном между населением и Уполномоченным. Однако деятельность общественных помощников ведется без четкой методологической, научной и организационной базы. Вызывает озабоченность слабая работа общественных помощников, либо отсутствие регулярной информации о проделанной работе предоставляемой Уполномоченным. В связи с этим затруднительно объективно оценить их вклад в дело правовой поддержки населения во многих муниципальных образованиях. Стоит отметить, что в Ивановской области данный институт был создан только в апреле 2019 года, а в Хабаровском крае он поглощен Общественным советом при Уполномоченном. В докладах Уполномоченных ряда регионов, а также на официальных сайтах в телекоммуникационной сети «Интернет» деятельность общественных помощников не освещена. Например, в Тульской области, в Чеченской Республике, в Пермском крае и др.
В ходе анализа правового регулирования муниципальных общественных помощников Уполномоченных были выявлены существенные различия в правовом статусе муниципальных общественных помощников, их правах, обязанностях и организационных основах деятельности. Во многих действующих положениях об общественных помощниках Уполномоченного отсутствует четкая концепция об обязанностях общественного помощника, порядке его назначения, порядке принятия решений общественным помощником Уполномоченного, о конфиденциальности сведений и др. Безусловно, такое положение, в свою очередь, ставит в неравные условия и жителей различных регионов, обращающихся за защитой прав. Поэтому назрела необходимость в унификации правовой базы деятельности общественных помощников Уполномоченных. Система общественных помощников Уполномоченных должна быть основана на общих принципах организации их деятельности, иметь единые подходы к формированию, базироваться на одинаковом понимании всеми государственными органами и, что не менее важно, самими Уполномоченными, задач и объема компетенции данного института.
Мы предлагаем унифицировать общий инструментарий правозащитной деятельности общественных помощников Уполномоченного, взяв все лучшее, что наработано практикой институтом уполномоченных и ввести в правовые акты, регулирующие деятельность общественного помощника Уполномоченного следующие положения:
1) общественный помощник организует личный прием граждан города, района не реже 2 дней в месяц в удобное для жителей города, района время;
2) общественный помощник обязуется воздерживаться от высказываний, суждений и оценок в СМИ в отношении деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов, прокуратуры, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Литература и источники
1. «Омбудсмен, это не супермен» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mk.ru/social/2012/08/27/741093-ombudsmen-eto-ne-supermen.html (дата обращения: 20.11.2019).
2. Общественные помощники Уполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правам ребёнка получили удостоверения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.upchnn.ru/index.php/news/item/344-063 (дата обращения: 01.12.2019).
3. Уполномоченный в Архангельской области провела семинар для общественных помощников [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ombudsmanrf.org/news/v_rossii/view/upolnomochennyj_v_arkhangelskoj_oblasti_provela_seminar_dlja_obshhestvennykh_po moshhnikov (дата обращения: 01.12.2019).
4. О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе в 2018 году: доклад Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре / Н.В. Стребкова. Ханты-Мансийск: ООО «Печатный мир г. Ханты-Мансийск», 2019. 284 с.
5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области в 2018 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ombudsman47.ru/files/5479/uppch_doklad-2018_na-sayt-pdf.pdf (дата обращения: 03.12.2019).
References and Sources
1. «Ombudsmen, eto ne supermen» [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.mk.ru/social/2012/08/27/741093-ombudsmen-eto-ne-supermen.html (data obrashcheniya: 20.11.2019).
2. Obshchestvennye pomoshchniki Upolnomochennogo Фpo pravam cheloveka i Upolnomochennogo po pravam rebyonka poluchili udostovereniya [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.upchnn.ru/index.php/news/item/344-063 (data obrashcheniya: 01.12.2019).
3. Upolnomochennyj v Arhangel'skoj oblasti provela seminar dlya obshchestvennyh pomoshchnikov [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://ombudsmanrf.org/news/v_rossii/view/upolnomochennyj_v_arkhangelskoj_oblasti_provela_seminar_dlja_obshhestvennykh_pomoshhnikov (data obrashcheniya: 01.12.2019).
4. O soblyudenii i zashchite prav, svobod i zakonnyh interesov cheloveka i grazhdanina v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge v 2018 godu: doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge - YUgre / N.V. Strebkova. Hanty-Mansijsk: OOO «Pechatnyj mir g. Hanty-Mansijsk», 2019. 284 s.
5. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Leningradskoj oblasti v 2018 godu [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ombudsman47.ru/files/5479/uppch_doklad-2018_na-sayt-pdf.pdf (data obrashcheniya: 03.12.2019).
ЗИНОВЬЕВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова ([email protected])
ТИМОФЕЕВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова ([email protected])
ZINOVIEVA LARISA G. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Theory and History of State and Law, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov ([email protected]).
TIMOFEEVA TATYANA F. - - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Civil Law Disciplines, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov ([email protected]).
УДК 342.547
ХАРИТОНОВ И.К., ЯБЛОНСКИЙ И.В. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Ключевые слова: государственный служащий, правовой статус, государственная служба, конституционный статус государственного служащего.
В статье рассматриваются отдельные аспекты правового статуса государственного служащего. Анализируются конституционные нормы, регулирующие отдельные элементы данного правового статуса. Кроме того, особое внимание уделяется законодательству, закрепляющему различные виды правового положения государственного служащего в зависимости от вида государственных должностей и уровня государственной службы. Показано, что Конституция Российской Федерации является основой для действующего законодательства, регулирующего вопросы государственной службы различных видов и одновременно выступает системообразующим, универсальным документом, позволяющем установить внутренние и внешние связи между различными видами и уровнями государственной службы. В заключение формулируются предложения по дальнейшему совершенствованию правового положения государственного служащего в Российской Федерации.
KHARITONOV, I.K., YABLONSKY, I.V.
SEPARATE PROBLEMS OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS
OF THE CIVIL SERVANT
Keywords: civil servant, legal status, civil service, constitutional status of civil servant.
The article deals with some aspects of the legal status of a civil servant. The article analyzes the constitutional norms regulating certain elements of this legal status. In addition, special attention is paid to the legislation that enshrines different types of legal status of civil servants, depending on the type of public office and the level of public service. It is shown that the Constitution of the Russian Federation is the basis for the current legislation regulating the issues of public service of various types and at the same time acts as a system-forming, universal document that allows establishing internal and external relations between different types and levels of public service. In conclusion, proposals for further improvement of the legal status of civil servants in the Russian Federation are formulated.
Современный этап формирования публичной службы характеризуется повышенным вниманием к вопросам обеспечения ее эффективности, взаимосвязи разных видов публичной службы, модернизации статуса государственного служащего. В теории и на практике дискуссионным остается вопрос - каким образом в дальнейшем будет совершенствоваться система государственного управления в различных сферах жизнедеятельности и как будет развиваться законодательство, регулирующее правовой статус государственного служащего. В литературе называют несколько путей развития. Первый - это унификация правового статуса государственного служащего. Второй - это дальнейшая дифференциация статуса в зависимости от сферы государственного управления.