Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА'

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ОМБУДСМЕН / ПОСРЕДНИК / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРАВОЗАЩИТА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS / PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS / OMBUDSMAN / MEDIATOR / STATE OF LAW / CIVIL SOCIETY / STATE LEGAL PROTECTION / COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репин Владимир Васильевич

В статье представлен краткий анализ институциональных аспектов зарождения и становления института уполномоченного по правам человека в мире и в России, раскрыты правовые основы и содержание его деятельности, основные задачи и полномочия, показаны роль и место в системе современного российского общества и государства. Также на примерах деятельности Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области и его аппарата затрагиваются и раскрываются отдельные проблемы, связанные с обеспечением, соблюдением и защитой прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Репин Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTION OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS AS AN ADDITIONAL GUARANTEE OF STATE PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS

The article presents a brief analysis of the institutional aspects of the establishment and formation of the institution of the Commissioner for Human Rights in the world and in Russia, reveals the legal basis and content of his activities, the main tasks and powers, shows the role and place in the system of modern Russian society and the state. Examples of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Tambov region and his staff also address and reveal certain problems related to the promotion, observance and protection of the rights of citizens.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

УДК 342.72/.73

Владимир Васильевич Репин, Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области E-mail: post@ombudsman.tambov.gov.ru

Vladimir Vasilyevich Repin, The Human Rights Ombudsman in the Tambov region

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ГАРАНТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В статье представлен краткий анализ институциональных аспектов зарождения и становления института уполномоченного по правам человека в мире и в России, раскрыты правовые основы и содержание его деятельности, основные задачи и полномочия, показаны роль и место в системе современного российского общества и государства. Также на примерах деятельности Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области и его аппарата затрагиваются и раскрываются отдельные проблемы, связанные с обеспечением, соблюдением и защитой прав граждан.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина, омбудсмен, посредник, правовое государство, гражданское общество, государственная правозащита, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации.

INSTITUTION OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS AS AN ADDITIONAL GUARANTEE OF STATE PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS, FREEDOMS AND LEGITIMATE INTERESTS

The article presents a brief analysis of the institutional aspects of the establishment and formation of the institution of the Commissioner for Human Rights in the world and in Russia, reveals the legal basis and content of his activities, the main tasks and powers, shows the role and place in the system of modern Russian society and the state. Examples of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Tambov region and his staff also address and reveal certain problems related to the promotion, observance and protection of the rights of citizens.

Key words: human and civil rights and freedoms, protection of human and civil rights and freedoms, ombudsman, mediator, state of law, civil society, state legal protection, commissioner for human rights in the constituent entity of the Russian Federation.

Традиционно начало становления института уполномоченного по правам человека относят к началу XIX в.1, когда в 1809 г., в новой Конституции королевства Швеции, была учреждена должность парламентского омбудсмена («омбудсмена юстиции»)2. Начиная с первой половины ХХ вв. аналогичные должности - парламентского уполномоченного, посредника и др. вводились и в некоторых других странах. На первоначальном этапе возникновения институт омбудсмена фактически выступает как один из элементов правового контроля законодательной власти над исполнительной, а его появление в первую очередь характерно для ряда европейских государств в рамках генезиса правового государства.

После окончания Второй мировой войны, в ходе которой погибли десятки миллионов людей, мировое сообщество осознало тот факт, что необходимо заново определить ценности современной цивилизации, защита и соблюдение которых выступили бы настоящей и эффективной гарантией предотвращения аналогичных трагедий. Именно тогда возобладал под-

1 Сунгуров А.Ю. Институт омбудсмена: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005. С. 21.

2 Следует отметить, что ещё ранее, в 1713 г., король Швеции Карл XII издал Закон об учреждении на время его отсутствия в стране должности Королевского омбудсмена (с 1719 г. - «канцлер юстиции»), которому предписывалось осуществлять контроль за тем, чтобы надлежаще исполнялись и соблюдались нормативные акты (статуты и законы), чтобы служащие (чиновники) четко выполняли свои обязанности.

ход, что главная ценность современного общества - это человек, его права и свободы. Принятая в 1948 году ООН Всеобщая Декларация прав человека впервые в истории нашей цивилизации от имени объединенных наций провозгласила, что соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека является самой главной обязанностью всех государств мира1.

Принцип примата прав и свобод человека и гражданина в современном обществе является основополагающим и для Российской Федерации. Так, статья 2 Конституции нашей страны определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Кроме того, согласно статье 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием2.

Таким образом, становление современного института уполномоченного по правам человека фактически началось с середины ХХ в. после принятия вышеуказанной Декларации ООН, поскольку по своему институциональному содержанию он полностью отличается от «омбудсмена юстиции». Если последний выполнял функции конституционного контроля за соблюдением законов, а также играл роль посредника между ветвями власти (как правило, между верховной (исполнительной) и законодательной), то главная задача уполномоченного по правам человека заключается в содействии соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина либо определённых групп граждан (уполномоченный по правам ребенка или студентов, по правам малочисленных этносов либо предпринимателей и др.) в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

В настоящее время институт уполномоченного по правам человека функционирует уже более чем в 100 государствах3, но разумеется процесс его становления находится в постоянном развитии в том числе и в нашей стране, о чем речь пойдет ниже. На данном этапе в мире реализуются в основном две модели института уполномоченного по правам человека, как одного из элементов совокупного механизма государственной правозащиты: либо уполномоченный, назначенный (избранный) высшим должностным лицом государства (исполнительной властью) или представительным органом (законодательной ветвью власти) соответственно подотчетен этим структурам, т. е. фактически зависим от них, либо назначенный (избранный) на должность одним из вышеуказанных способов омбудсмен после назначения никому не подотчетен и независим в своей государственной правозащитной деятельности от органов власти и должностных лиц. В Российской Федерации в настоящее время реализована именно вторая модель, что в нашем понимании позволяет с уверенностью относить уполномоченного не только к институту государственной правозащиты (к государственному органу), но и включать его в структуру гражданского общества. Это очень важно подчеркнуть, поскольку эффективная защита прав и свобод человека и гражданина немыслима без консолидированных действий и усилий как со стороны государства, так и со стороны представителей гражданского общества, в том числе научного сообщества и сферы образования.

Российский опыт организации уполномоченных по правам человека является во многом уникальным в мировой практике. Ни в одной стране мира нет такой разветвленной системы национальных учреждений по защите прав и свобод человека, как в России, которая

1 «Государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод». - Извлечение из Преамбулы Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г. (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998.

2 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации -http://www.pravo.gov.ru.

3 Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. 2018. № 12. С. 55.

включает в себя как общефедеральный1, так и региональный уровни, причем на уровне субъекта РФ выстроена практически такая же структурная модель уполномоченных, что и на федеральном2.

Должность уполномоченного по правам человека в нашей стране была фактически учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года .

Разработанный и принятый на основе Конституции РФ Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» вступил в силу в марте 1997 года4. Постепенно стали учреждаться институты уполномоченного по правам отдельных социальных групп5, уполномоченного по правам человека в субъектах РФ (процесс учреждения уполномоченного по правам человека в субъектах РФ был завершен только в 2016 г.).

В Тамбовской области должность Уполномоченного по правам человека была учреждена в

2013 г.6, а через год (31.01.2014), на пленарном заседании Тамбовской областной Думы по результатам голосования депутатов был назначен первый Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области (автор настоящей статьи)7.

Правовую основу деятельности регионального Уполномоченного по правам человека составляют не только Конституция РФ и вышеуказанные законы, но и Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»8, Устав (Основной Закон) Тамбовской области9), другие законы и нормативные правовые акты федерального и регионального уровней. Например, Уголовно-исполнительный кодекс РФ (от 08.01.1997 № 1-ФЗ) наделяет уполномоченного по правам человека в субъекте РФ правом без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы в целях осуществления контроля за соблюдением прав граждан, содержащихся в данных учреждениях10.

1 На общефедеральном уровне в России в настоящее время функционируют четыре института уполномоченных: по правам человека, по правам ребенка, по защите предпринимателей, а также по правам студентов, деятельность последнего не регламентирована Законом.

2 В отдельных из них также учреждены должности уполномоченных по правам коренных малочисленных народов (Краснодарский край, Камчатский край, Республика Саха (Якутия), Республика Алтай и др.).

3 В статье 103 Конституции России (пункт «е» часть 1) была установлена норма о том, что к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Это конституционное положение фактически также заложило правовую основу порядка назначения уполномоченных по правам человека и в российских регионах, в части его назначения (избрания) законодательным органом субъекта РФ.

4 Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», с изменен. и дополнен. // Официальный интернет-портал правовой информации -http://www.pravo.gov.ru.

5 Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», с изменен. и дополнен. // Официальный интернет-портал правовой информации -http://www.pravo.gov.ru; Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

6 Закон Тамбовской области от 29.01.2013 № 236-З «Об Уполномоченном по правам человека в Тамбовской области» (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 25.01.2013 № 689), с изменен. и дополнен. // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru.

7 В марте 2019 г. автор настоящей статьи был назначен Уполномоченным по правам человека в Тамбовской области на второй пятилетний срок.

8 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», с изменен. и дополнен. // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru.

9 Устав (Основной закон) Тамбовской области Российской Федерации (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.11.1994 № 84), с изменен. и дополнен. // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru.

10 Статья 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ, с изменен. и дополнен. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Одним из основных принципов деятельности института регионального Уполномоченного по правам человека является то, что он выступает дополнительной гарантией государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина и при этом не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц1.

Таким образом, Уполномоченный по правам человека не наделён какими-либо властными полномочиями, он не может «отдать приказ» органам власти или должностным лицам предпринимать юридически значимые действия либо издавать нормативно-правовые акты в защиту конкретных граждан или неопределенного круга лиц. В связи с этим, во многом определяющим в правозащитной деятельности является личный авторитет уполномоченного как среди граждан и представителей гражданского общества, так и во всех властных структурах и у должностных лиц. Именно поэтому, одним из важнейших положений всех законов об уполномоченных по правам человека является требование о том, что на должность уполномоченного назначается гражданин Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией.

Личный авторитет, а также публичность деятельности уполномоченного по правам человека и постоянное использование современных медийных инструментов для привлечения общественного внимания к проблемам соблюдения и защиты прав человека и гражданина позволяют уполномоченным в определенной мере компенсировать отсутствие властных полномочий в ходе реализации основных направлений государственной правозащитной деятельности. При этом очевидно и то, что авторитет и соответствующая поддержка со стороны граждан, общества и государственных структур не возникнут лишь в силу статуса, уполномоченный должен заслужить и постоянно поддерживать свой авторитет в ходе своей деятельности.

Так, в августе 2018 г. к Уполномоченному обратился многодетный отец Ж., воспитывающий троих малолетних детей (бывшая супруга Ж. решением суда была лишена родительских прав). Ранее супруги Ж. приобрели в ипотеку квартиру, получив кредит в ПАО «Сбербанк», при этом заявитель полагал, что молодой семье вполне по силам выполнить свои обязательства перед банком-кредитором, поскольку на покупку жилья можно было использовать средства федерального (в связи с рождением второго ребенка) и регионального (в связи с рождением третьего ребенка) материнского (семейного) капитала. Однако бывшая супруга Ж., преднамеренно и втайне от него, действуя не в интересах членов своей семьи и фактически грубо нарушая их права и законные интересы, реализовала средства федерального материнского капитала на покупку объекта недвижимости в одном из сёл Саратовской области, которое фактически непригодно для проживания. В итоге суд вынес решение о передаче купленной в ипотеку квартиры в собственность ПАО «Сбербанк», т. к. заявитель Ж. не смог в одиночку выполнять свои обязательства перед кредитором, который в свою очередь обратился в суд с иском о выселении семьи Ж., не имеющей другого жилища, из квартиры. Формально все в рамках действующего законодательства. При этом неоднократные обращения Уполномоченного в целях расторжения сделки о приобретении объекта недвижимости в Саратовской области за средства материнского капитала и их возврата, о признании незаконными действий бывшей супруги Ж. с возбуждением уголовного дела в различные органы и к должностным лицам к желаемым результатам не привели. В связи с этим, для разрешения возникшей крайне сложной ситуации многодетной семьи Уполномоченный провел встречи с руководством Тамбовского отделения ПАО Сбербанк, которое согласилось передать квартиру в собственность многодетного отца при внесении определенной суммы, размер которой был существенно снижен по сравнению с балансовой

1 Закон Тамбовской области от 29.01.2013 № 236-З «Об Уполномоченном по правам человека в Тамбовской области» (принятый Постановлением Тамбовской областной Думы от 25.01.2013 № 689 с последующими изменениями), часть 3 статьи 1.

стоимостью квартиры, принятой банком в свою собственность. Однако и таких денег у многодетного отца не имелось. Поэтому Уполномоченным была фактически организована благотворительная акция и благодаря помощи всех неравнодушных людей необходимая сумма денег поступила на счет Тамбовского регионального отделения общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд». 19 сентября 2019 г., был заключен договор купли-продажи квартиры и, таким образом, проблема многодетной семьи в буквальном смысле остаться без крыши над головой была благополучно решена. Спасибо всем, кто воспринял беду семьи Ж. как свою и помог ей!

В связи с этим важно отметить, что признанный авторитет уполномоченного при отсутствии властных полномочий, а также независимость и неподотчетность уполномоченного перед каким-либо государственным органом и должностным лицом, позволяет ему выступать посредником между гражданами и властью, между гражданским обществом и государством и тем самым организовывать взаимодействие и сотрудничество между ними в целях обеспечения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В том числе и для этого Закон1, в качестве гарантий обеспечения деятельности, предоставляет Уполномоченному право быть безотлагательно принятым руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти области, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, правом беспрепятственно посещать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, а также организаций федерального подчинения и другими полномочиями.

Основными задачами регионального Уполномоченного по правам человека являются : содействие в беспрепятственной реализации и восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина; совершенствование законодательства области в этой сфере; участие в правовом просвещении и разъяснении гражданам их прав и свобод, а также форм и методов их защиты; содействие развитию различных форм сотрудничества в области защиты прав человека.

Компетенция регионального Уполномоченного предусматривает, в том числе: проведение приемов находящихся на территории Тамбовской области граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; рассмотрение их жалоб по вопросам нарушения прав и свобод человека территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, а также организациями федерального подчинения, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, их должностными лицами, областными государственными и муниципальными учреждениями4. Важно отметить, что рассмотрение указанных жалоб заявителей на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц предусмотрено в случае, если ранее заявитель обращался в эти органы или к должностным ли-

1 Закон Тамбовской области от 29.01.2013 № 236-З «Об Уполномоченном по правам человека в Тамбовской области» (принятый Постановлением Тамбовской областной Думы от 25.01.2013 № 689 с последующими изменениями), статьи 10, 11.

2 Там же, статья 3.

3 Там же, статьи 9-12.

4 Приемы граждан Уполномоченным, а также сотрудниками его аппарата осуществляются на постоянной основе во все рабочие дни недели. Кроме того, в целях обеспечения доступности, во всех муниципальных образованиях области Уполномоченный проводит выездные приемы граждан, которые заблаговременно информируются об этом в СМИ, в том числе через интернет - ресурсы. Как правило, к участию в таких приемах привлекаются компетентные должностные лица (главы муниципальных образований, сотрудники прокуратуры и др.). Также в течение календарного года проводятся приемы граждан во всех учреждениях стационарного социального обслуживания граждан, в учреждениях, исполняющих наказания и следственных изоляторах, расположенных на территории Тамбовской области.

цам, но не согласен с принятыми ими решениями, либо его обращение осталось без рассмотрения. В случае если заявитель ранее не обращался в органы власти, местного самоуправления или к должностным лицам, такое обращение в соответствии с требованиями законодательства будет направлено по компетенции, при этом, обращение гражданина будет оставаться на контроле в аппарате Уполномоченного до его окончательного рассмотрения по существу.

В случае принятия обращения к рассмотрению в органы власти, местного самоуправления или к должностным лицам направляются запросы на предоставление информации о том, как ранее было рассмотрено поступившее к ним обращение гражданина или по каким причинам оно не было рассмотрено вообще. При усмотрении нарушения прав граждан Уполномоченный принимает все необходимые и предусмотренные законодательством меры по их восстановлению и защите, в том числе может обратиться в органы прокуратуры, иные правоохранительные и государственные органы, наделенные специальной компетенцией или направить свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем. Законом Тамбовской области от 29.01.2013 № 236-З предусмотрена и иная компетенция Уполномоченного, а также принятие других мер в целях защиты прав граждан, например, право законодательной инициативы в Тамбовской областной Думе по вопросам своего ведения, право обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства РФ1. Уполномоченный имеет право получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, запрашивать и получать сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб, проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами проверку деятельности органов и организаций и их должностных лиц и другое.

Начиная с 2014 г., когда в Тамбовской области начал функционировать институт Уполномоченного по правам человека, ежегодно составляются и публикуются Доклады о деятельности Уполномоченного, о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина в Тамбовской области, в которых не только дается оценка состояния и уровня защищенности конституционных прав граждан, но и содержатся рекомендации Уполномоченного органам власти, местного самоуправления и должностным лицам относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем.

Все рекомендации Уполномоченного основаны на результатах рассмотрения и анализа обращений граждан, иной информации и, тем самым, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного обращают внимание органов власти и местного самоуправления, а также должностных лиц на существующие проблемы соблюдения и обеспечения прав граждан.

Указанные доклады ежегодно, не позднее 1 апреля, представляются в Тамбовскую областную Думу и главе администрации области. По поручению главы администрации Тамбовской области региональные органы исполнительной власти должны учитывать и использовать содержащиеся в докладах рекомендации Уполномоченного в своей работе.

Ежегодно к федеральному и к региональным уполномоченным по правам человека поступают десятки тысяч обращений граждан. Так, в 2018 г. поступило более 200 тыс. обращений, в том числе к федеральному уполномоченному более 40000 обращений2. В Тамбовской

1 Статьи 40 и 218 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации - http://www.pravo.gov.ru.

2 Москалькова Т.Н. Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина (региональное измерение): Сборник материалов международной научно-практической конференции. Владивосток: Уполномоченный по правам человека в Приморском крае, 2019. С. 5.

области начиная с 2016 г. к Уполномоченному поступает более 1000 обращений граждан ежегодно1.

Анализ поступивших в 2014-2019 гг. к Уполномоченному по правам человека в Тамбовской области обращений граждан, показывает, что большинство жалоб затрагивают вопросы:

- соблюдения социальных и экономических прав граждан (жилищные и трудовые права, качество и доступность медицинской помощи, стоимость и качество коммунальных услуг, благоприятная окружающая среда и комфортные условия проживания и многое другое);

- соблюдения и обеспечения права на правосудие (обоснованность и справедливость приговоров и иных судебных решений, обоснованность отказов в возбуждении уголовного дела по заявлению о преступлении, а также решений о прекращении и приостановлении производства по делу и другое);

- соблюдения прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания, а также по вопросам постпенитенциарной ресоциализации осужденных (обеспечение условий содержания, доступность медицинской помощи, отказы в переводе в другие исправительные учреждения, отсутствие специализированных учреждений для лиц без определенного места жительства и другое).

Важно отметить, что по результатам рассмотрения подавляющей части обращений граждан не устанавливается нарушений их прав, поскольку органы и должностные лица, как правило, действуют в правовом поле и в соответствии с имеющейся у них компетенцией, тогда как граждане часто находятся в своего рода добросовестном заблуждении о своём праве на получение каких-либо льгот, мер социальной поддержки, денежных выплат и т. п.

В то же время для торжества принципа справедливости и достижения благополучия граждан уполномоченный по правам человека в своей деятельности не может ограничиться только лишь констатацией того, что нарушений прав человека не установлено. Ни одно государство, в том числе и Россия, не имеют совершенного законодательства и не обладают безупречным (универсальным) механизмом правового регулирования многогранной общественной жизни, которая постоянно развивается и изменяется. К тому же, нередко бывает, когда с позиций действующего законодательства будет все правильным, но интересам граждан и всего общества в целом это может и не соответствовать.

Так, в ходе проведения личного приема граждан в Никифоровском районе Тамбовской области к Уполномоченному обратился житель района С. по вопросу оказания содействия в предоставлении его несовершеннолетнему сыну, являющемуся инвалидом по заболеванию «сахарный диабет 1 типа» расходных материалов к инсулиновой помпе, поскольку такие материалы (сменный резервуар для инсулина, подлежащий замене каждые 3 дня) не входят в перечень медицинских изделий, отпускаемых для больных сахарным диабетом бесплатно, при этом у них очень высокая стоимость, что сказывается на материальном положении семьи. Кроме того, как оказалось, такая ситуация затрагивает интересы десятков других семей.

В целях оказания содействия С. Уполномоченный обратился по существу затрагиваемых в обращении вопросов в управление здравоохранения Тамбовской области и Государственное учреждение - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Однако из ответов, полученных из указанных органов, следовало, что расходные материалы к инсулиновой помпе не включены в Перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. Также указанные расходные материалы не включены и в перечень технических средств реабилитации

1 Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека, о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина в Тамбовской области в 2018 году. URL: https://ombudsman.tmbreg.ru/institut-upolnomochennogo/ (дата обращения 24.09.2019).

и услуг, представляемых инвалиду. Вместе с тем, Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено право детей-инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В этот набор включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Таким образом, по мнению Уполномоченного, дети-инвалиды, страдающие сахарным диабетом, имеют право на получение необходимых медицинских изделий и расходных материалов к ним бесплатно. Усмотрев нарушение прав на гарантированное государством бесплатное оказание медицинской помощи, Уполномоченный обратился в Правительство РФ с просьбой рассмотреть и положительно решить вышеуказанную проблему. По результатам рассмотрения обращения инициатива Уполномоченного была поддержана Правительством РФ, которое издало соответствующее распоряжение (от 31.12.2018 г. № 3053-р), предусматривающее включение расходных материалов к инсулиновым помпам в перечень медицинских изделий, отпускаемых бесплатно по рецептам врача в рамках предоставления набора социальных услуг гражданам из числа инвалидов.

Учитывая объективные факторы постоянной изменчивости общественных процессов, а также несовершенства законодательства и правового регулирования в целом, уполномоченные по правам человека должны всегда «смотреть» немного вперед или в будущее и делать все возможное для торжества принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Основным препятствием в надлежащей реализации прав граждан в нашей стране на сегодняшний день следует признать достаточно серьезное недофинансирование социальной сферы, в том числе по обязательствам, обеспечение которых непосредственно взяло на себя государство. Это в первую очередь затрагивает права граждан различных льготных категорий - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане с инвалидностью, многодетные семьи, пенсионеры и некоторые другие.

Проблема недофинансирования социальной сферы часто выражается и в том, что переданные ранее региональным властям и органам местного самоуправления различные полномочия (возложенные на них обязанности) - например, по обеспечению жильем малоимущих граждан, по строительству и поддержанию надлежащей дорожной инфраструктуры, по обеспечению городов и поселений питьевой водой, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям и многое другое в большинстве случаев не учитывают финансово-экономические возможности абсолютно подавляющего числа российских регионов и муниципалитетов.

Например, в 2016 г. Правительством РФ было издано Постановление от 09.07.2016 № 6491, которым предусматривается обеспечение условий доступности жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме для нужд инвалидов, исходя из особенностей их заболеваний. Очень нужный и содержательный нормативный акт, его реализация будет во многом способствовать устранению «барьеров недоступности» для вовлечения инвалидов в полноценную жизнь по причине неприспособленности жилых помещений, в которых они проживают, с учетом нужд инвалидов. Однако указанное постановление имеет, на наш взгляд, серьезный недостаток - а именно то, что фактически на все мероприятия по адаптации жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме не выделено никаких финансовых средств, все это опять-таки возложено на региональные власти и органы местного самоуправления, большинство из которых не имеют ресурсов для этого, несмотря на то, что Конвенция о правах инвалидов в 2012 г. была ратифицирована от имени

1 Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (вместе с «Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме») // Официальный интернет-портал правовой информации - www.pravo.gov.ru.

Российской Федерации. В итоге, до настоящего времени, адаптация жилья под нужды инвалидов практически не осуществляется.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что действующий в России институт федерального и региональных уполномоченных по правам человека показывает свою востребованность и необходимость, он является достаточно эффективным механизмом в общей системе государственной защиты прав граждан, а также одним из элементов совокупной системы гражданского общества и государства по обеспечению, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Дальнейшее развитие института уполномоченных, в том числе в рамках принятия проекта федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»1, будет способствовать повышению эффективности правозащитной деятельности уполномоченных по правам человека. Например, в настоящий момент компетенция регионального уполномоченного не распространяется на территориальные органы федеральных министерств и ведомств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (правоохранительные органы и «силовой блок»). В то же время, значительная часть жалоб, поступающих к уполномоченному в субъекте РФ, относится к деятельности указанных органов (полиция, исправительные учреждения и т. д.). Достаточно ограничены возможности регионального уполномоченного по правам человека и по самостоятельному использованию судебных форм защиты в интересах граждан. Принятие указанного законопроекта, возможно, будет способствовать устранению и этих пробелов.

Список литературы

1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека, о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина в Тамбовской области в 2018 году. URL: https://ombudsman.tmbreg.ru/institut-upolnomochennogo/.

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. - М.: Рус. яз., 2000. -В 2-х т. - 1209 с.

3. Москалькова Т.Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. - 2018. - № 12. - С. 52-59.

4. Москалькова Т. Н. О совершенствовании законодательного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. -2018. - № 1. - С. 4-7.

5. Москалькова Т.Н. Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина // Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина (региональное измерение): Сборник материалов международной научно-практической конференции. -Владивосток: Уполномоченный по правам человека в Приморском крае, 2019. - 220 с.

6. Середа Е.В. Проблемы становления института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации // Омбудсмен. - 2012. - № 1. - С.43-48.

7. Сунгуров А. Ю. Институт омбудсмена: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). - СПб.: Норма, 2005. - 364 с.

List of references

1. Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka, o soblyudenii i zashchite prav i svobod che-loveka i grazhdanina v Tambovskoy oblasti v 2018 godu. - [Report on the activities of the Commissioner for Human Rights, on the observance and protection of human and civil rights and freedoms in the Tambov Region in 2018]. URL: https://ombudsman.tmbreg.ru/institut-upolnomochennogo/.

2. Efremova T.F. Novyy slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-obrazovatel'nyy. - [The new dictionary of the Russian language. Intelligent and educational]. - M.: Rus. Yaz., 2000. - In 2 volumes. - 1209 p.

3. Moskalkova T.N. Institut upolnomochennykh po pravam cheloveka v gosudarstvennom mekhanizme Rossii // Administrativnoye pravo i protsess. - [Institute of Commissioners for Human Rights in the State Mechanism of Russia // Administrative Law and Process]. - 2018. - № 12. - Pp. 52-59.

1 Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении в текущем году.

4. Moskalkova T.N. O sovershenstvovanii zakonodatel'nogo obespecheniya deyatel'nosti upolnomochennykh po pravam cheloveka v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii //Konstitutsionnoye i munitsipal'noye pravo. [On improving the legislative support for the activities of human rights ombudsmen in the constituent entities of the Russian Federation // Constitutional and municipal law]. - 2018. - № 1. - Pp. 4-7.

5. Moskalkova T.N. Vladivostok: Upolnomochennyy po pravam cheloveka v Primorskom kraye, 2019. - Upol-nomochennyye po pravam cheloveka v Rossiyskoy Federatsii v mekhanizme obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina // Aktual'nyye voprosy obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina (regional'noye izmereniye): Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - [Commissioners for human rights in the Russian Federation in the mechanism for ensuring the rights and freedoms of man and citizen // Actual issues of ensuring the rights and freedoms of man and citizen (regional dimension): Collection of materials of the international scientific and practical conference]. - Vladivostok: Commissioner for Human Rights in the Primorsky Territory, 2019. -220 p.

6. Sereda E.V. Problemy stanovleniya instituta upolnomochennogo po pravam cheloveka v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii // Ombudsmen. - [Problems of formation of the institution of the Commissioner for Human Rights in the subjects of the Russian Federation // Ombudsman]. - 2012. - № 1. - Pp. 43-48.

7. Sungurov A.Yu. Institut ombudsmena: evolyutsiya traditsiy i sovremennayapraktika (opyt sravnitel'nogo analiza). - [Ombudsman Institute: evolution of traditions and modern practice (comparative analysis experience)]. - St. Petersburg: Norma, 2005. - 364 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.