Научная статья на тему 'ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уполномоченный по правам человека / права и свободы военнослужащих / защита прав и свобод / Уполномоченный по правам военнослужащих / Commissioner for Human Rights / rights and freedoms of military personnel / protection of rights and freedoms / Commissioner for the rights of military personnel

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солдатова Алена Владимировна, Солдатов Яков Владимирович

В статье рассматриваются отдельные вопросы правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, выявляются особенности его функционирования в современных условиях, анализируются статистические данные по обращениям к омбудсмену по вопросам нарушений прав военнослужащих и членов их семей. Авторы приходят к выводу о необходимости и целесообразности учреждения специализированного института Уполномоченного по правам военнослужащих при Президенте Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHTS AND FREEDOMS OF SERVICEMEN: THE HUMAN RIGHTS ACTIVITIES OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines certain issues of the legal institution of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, identifies the features of its functioning in modern conditions, analyzes statistical data on appeals to the Ombudsman on violations of the rights of servicemen and their family members. The authors conclude that it is necessary and expedient to establish a specialized institute of the Commissioner for the Rights of Military Personnel under the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_77 УДК 342

ПРАВА И СВОБОДЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE RIGHTS AND FREEDOMS OF SERVICEMEN: THE HUMAN RIGHTS ACTIVITIES OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

СОЛДАТОВА Алена Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права УВО «Университет управления «ТИСБИ». 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, 13. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

СОЛДАТОВ Яков Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права УВО «Университет управления «ТИСБИ». 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, 13. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

Soldatova A.V.,

the candidate of the legal Sciences, associate Professor,

the associate Professor of the Department of the theory and history of state and law the University of management "TISBI". 13 Mushtari str., Kazan, 420012, Republic of Tatarstan. E-mail: soldatovaalena@yandex.ru;

Soldatov Ya.V.,

the candidate of the historical Sciences, the associate Professor,

the associate Professor of the Department of the theory and history of state and law

the University of management "TISBI".

13 Mushtari str., Kazan, 420012, Republic of Tatarstan.

E-mail: soldatovaalena@yandex.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы правового института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, выявляются особенности его функционирования в современных условиях, анализируются статистические данные по обращениям к омбудсмену по вопросам нарушений прав военнослужащих и членов их семей. Авторы приходят к выводу о необходимости и целесообразности учреждения специализированного института Уполномоченного по правам военнослужащих при Президенте Российской Федерации.

Abstract. The article examines certain issues of the legal institution of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, identifies the features of its functioning in modern conditions, analyzes statistical data on appeals to the Ombudsman on violations of the rights of servicemen and their family members. The authors conclude that it is necessary and expedient to establish a specialized institute of the Commissioner for the Rights of Military Personnel under the President of the Russian Federation.

Ключевые слова: Уполномоченный по правам человека, права и свободы военнослужащих, защита прав и свобод, Уполномоченный по правам военнослужащих.

Keywords: Commissioner for Human Rights, rights and freedoms of military personnel, protection of rights and freedoms, Commissioner for the rights of military personnel.

Для цитирования: Солдатова А.В., Солдатов Я.В. Права и свободы военнослужащих: правозащитная деятельность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 77-79. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_77.

For citation: Soldatova A.V., Soldatov Ya.V. The rights and freedoms of servicemen: the human rights activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation //Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 77-79. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_77.

Статья поступила в редакцию: 23.08.2023

Мировая цивилизация на современном этапе своего развития находится в достаточно глубоком кризисе, отягощаемом все новыми и новыми факторами различного генеза (политического, экономического, социального и даже духовно-культурного). Традиционно в подобных ситуациях наиболее уязвимым становится институт прав и свобод человека, в целом, а также прав и свобод отдельных категорий граждан. В свете событий последнего года становится очевидным недостаточный уровень защищенности прав и свобод таких категорий субъектов, как военнослужащие и мобилизованные лица. Проведение Российской Федерацией специальной военной операции, объявление частичной мобилизации, необходимость повышения обороноспособности страны выявили определенные проблемы в сфере соблюдения и защиты их прав и свобод. Правовые механизмы защиты, нормально функционировавшие в обычных, мирных условиях, дали сбой в неординарных, чрезвычайных обстоятельствах. Сказанное актуализирует научные исследования данных вопросов, что позволит в будущем придать принимаемым на практике мерам системный, а не реактивный характер.

Не претендуя на полный и комплексный анализ обозначенных проблем, в рамках настоящей работы нам бы хотелось сосредоточить внимание на таком элементе правового механизма защиты прав и свобод военнослужащих и военнообязанных, как институт Уполномоченного по правам человека. В российской правовой системе ему отводится значительная роль в соблюдении, обеспечении и защите прав и свобод человека, что подтверждается высоким уровнем его правовой регламентации - наличие специального федерального конституционного закона, а также его основным предназначением - обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения органами

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 9(225)

публичной власти и должностными лицами. В этой связи в научной литературе даже высказывалась точка зрения о том, что омбудсмен соединяет в себе «силу законодательной, энергичность исполнительной и мудрость судебной власти». [1, С. 4]

Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что в Российской Федерации Уполномоченный по правам человека является особым государственным институтом, специфика которого заключается в том, что он принимает участие в реализации всех элементов механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: охрана, защита, пропаганда, оказание квалифицированной юридической помощи. Данный вывод подтверждается содержанием стоящих перед омбудсменом задач: восстановление нарушенных прав и свобод; осуществление посреднических действий, заключающихся в предложении сторонам определенного компромиссного решения возникшей проблемы; участие в совершенствовании нормативно-правового массива; правовое информирование, просвещению и воспитание населения. Как следствие, вполне обоснованным представляется и выделение в специальной литературе трех основных функций Уполномоченного по правам человека: контрольная функция (за соблюдением прав и свобод), консультационная (информирование), координационная (организация согласования действий органов публичной власти по обеспечению прав и свобод человека и гражданина). [6]

Как видится, еще одной особенностью рассматриваемого института является то, что среди всех иных государственных органов именно Уполномоченный по правам человека наиболее тесно взаимодействует с институтами гражданского общества, в том числе негосударственными правозащитными организациями, а также наиболее доступен для непосредственного обращения граждан.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что институт омбудсмена наделен атрибутами государственной структуры, по своей сути и природе его вполне обоснованно можно отнести к элементам гражданского общества, так же как и деятельность негосударственных правозащитных организаций, которые зачастую работают в тандеме с Уполномоченным по правам человека, повышая тем самым эффективность негосударственных правовых механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. [2] В связи с этим, учреждение и функционирование института омбудсмена рассматривается в качестве одного из эффективных и перспективных элементов механизма взаимодействия общества и государства. В соответствии с современной концепцией социального государства, каковым согласно Основному закону России является наше государство, обеспечение и гарантирование прав и свобод человека, в том числе прав отдельных категорий граждан, относится к одной из юридических обязанностей государства, за надлежащим исполнением которой необходимо осуществлять контроль со стороны гражданского общества. Как справедливо обосновывает Сайфуллин А.И., юридическая ответственность органов публичной власти, как следствие неисполнения ими своих юридических обязанностей, в современном обществе составляет одну из основ социальной ценности российского права [7]

Отметим еще одну особенность функционирования рассматриваемого элемента государственного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина - Уполномоченный по правам человека не является государственным органом первичного обращения граждан по вопросу нарушения своих прав и свобод. Жалобы принимаются при условии ранее совершенного обжалования неправомерных с точки зрения обращающегося лица решений или действий либо бездействий органов публичной власти, должностных лиц в административном или судебном порядке. Установленное в законе ограничение возможности обращения к Уполномоченному является объективно необходимым для своего рода фильтрации жалоб, не подпадающих под его юрисдикцию.

Наряду с рассмотрением конкретных жалоб российский омбудсмен выполняет еще один значимый вид деятельности - своеобразный обобщающе-аналитический. В его обязанности входит обобщение и систематизация огромного информационного массива по «правонарушаемо-сти», количеству обращений, их видам и т.д. Результаты такого труда оформляются в ежегодные доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека, которые подлежат обнародованию, направляются Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству, в Конституционный Суд, Верховный Суд и Генеральную прокуратуру. Материалы докладов не содержат анализа закономерностей или тенденций развития ситуации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, не выявляют причины сложившейся ситуации. Вместе с тем, содержащиеся в них данные могут быть использованы учеными и специалистами в качестве эмпирического, статистического материала в качестве доказательственной базы для обоснования конкретных выводов и предложений правотворческого, правореализационного и иного характера в правозащитной сфере.

Так, в опубликованном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год вопросы защиты прав военнослужащих упомянуты лишь в 1 главе текста доклада, посвященной динамике и структуре обращений граждан за отчетный период, в том числе коллективных. При этом информация по обращениям этой категории граждан не выделана в отдельный раздел и приводится в объединенном с информацией по защите прав сотрудников правоохранительных органов виде. Из приведенных данных следует, что «адресную помощь в защите своих прав и прав членов их семей получили 38 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов по 25 индивидуальным и 2 коллективным жалобам, в том числе неопределенный круг лиц — по 4 жалобам». [3]

Ввиду проведения нашим государством специальной военной операции и частичной мобилизации в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 год защите прав военнослужащих отведено особое место в Главе 2 «Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите прав человека в условиях проведения специальной военной операции». Раздел 2 данной главы посвящен исключительно защите прав военнослужащих и членов их семей. Необходимо подчеркнуть, что в самостоятельный раздел выделены данные о защите прав мобилизованных граждан и членов их семей. И объем работы на данном участке будет только возрастать. Анализ приведенных данных свидетельствует о многократном росте обращений данных категорий граждан. За отчетный период поступило 10817 обращений, в том числе 531 коллективное [4]. Отельная статистика приведена по обращениям мобилизованных граждан - в период с 23 сентября по 31 декабря 2022 г. всего поступило 3493 обращения, из них 260 коллективных [4].

Очевидно, что в ближайшее время потребность в оказании действенной юридической помощи в данной сфере будет возрастать, в том числе за счет обращений ветеранов боевых действий. Уже очевидна проблема серьезного увеличения нагрузки на Уполномоченного по правам человека, что может в определенной степени негативно повлиять на эффективность его деятельности в будущем. Также сложившаяся ситуация может быть чревата зарождением процессов отчуждения человеческого бытия определенной части рассматриваемой категории граждан от жизни социума. В данном контексте именно право является одним из наиболее действенных средств борьбы с данными негативными социальными явлениями. [8]

Ввиду обозначенных особых обстоятельств, представляется целесообразным введение специализированного института Уполномоченного по правам военнослужащих по аналогии с уже функционирующим институтом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. На наш взгляд, подобное нововведение в системе правозащитных институтов России позволит улучшить ситуацию с решением вопросов, возникающих при несоблюдении прав военнослужащих, членов их семей, мобилизованных граждан, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу, повысит оперативность реагирования и эффективность принимаемых решений.

Как справедливо отмечается в научной литературе, к особенностям правового статуса военнослужащих следует отнести наличие большего количества ограничений по сравнению с правовым статусом обычных граждан и одновременное наличие дополнительных прав, льгот и поощрений. [5, C. 170] Исходя из этого можно сделать предположение о том, что наибольшее количество нарушений прав военнослужащих может быть связано, с одной стороны, с ущемлением реализации специальных прав на дополнительные блага, предоставляемые государством в свиязи с их особым статусом, и, с другой стороны, со злоупотреблением служебными полномочиями путем установления в директивной форме ограничений и обязанностей в большем объеме, чем это предусмотрено законодательством и подзаконными актами, в том числе воинскими уставами, совершенные умышленно либо вследствие ошибочного, необоснованно расширительного толкования содержащихся в них норм.

Как видим, нарушаемость прав и свобод в рассматриваемой сфере обладает определенной спецификой, поэтому защита прав данной группы граждан должна координироваться и контролироваться специалистом в этой области на систематической основе, что также актуализирует сформулированное нами предложение по учреждению института Уполномоченного по правам военнослужащих при Президенте Российской Федерации.

Библиография:

1. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека. Mировой опыт. M., 1996.

2. Газизянова, А. X. Негосударственные формы защиты прав и свобод человека и гражданина: актуальные проблемы теоретического правоведения / А. X. Газизянова, А. В. Солдатова // Основные тенденции развития современного права: проблемы теории и практики : материалы VI Национальной научно-практической конференции, Казань, 25 февраля 2022 года. - Казань: Университет управления "ТИСБИ", 2022. - С. 272-276. - EDN APDSYB.

3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 г. [Электронный ресурс] https://ombudsmanrf.org/documents/ezhegodnye-doklady (дата обращения: 23.01.2023)

4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 г. [Электронный ресурс] https://ombudsmanrf.org/documents/ezhegodnye-doklady (дата обращения: 23.06.2023)

5. Куликова, Н. M. Анализ изменений в Федеральный закон «о статусе военнослужащих» / Н. M. Куликова, С. А. Григорьев, M. В. Плахов // Mежвyзовский сборник научных трудов : Сборник статей. Том Выпуск 26. - Краснодар : Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» Mинистерства обороны Российской Федерации, 2022. - С. 168-172. - EDN UECEXY.

6. Лагун, И. В. Комментарий к ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» / И. В. Лагун, А. Б. Юдина. — Саратов : Ай Пи Эр Mедиа, 2010. — С. 46-48 — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/1270.html (дата обращения: 22.01.2023).

7. Сайфуллин, А. И. Институт юридической ответственности органов публичной власти как социальная ценность права в современном обществе / А. И. Сай-фуллин // Основные тенденции развития современного права: проблемы теории и практики : Mатериалы V Национальной научно-практической конференции, Казань, 26 февраля 2021 года. - Казань: Университет управления "ТИСБИ", 2021. - С. 150-155. - EDN RCIPGP.

8. Степаненко, Р.Ф. Право как возможность минимизации отчуждения в социальном государстве / Р. Ф. Степаненко, А. В. Солдатова // Роль права в обеспечении благополучия человека : Сборник докладов XI Mосковской юридической недели: в 5 частях, Mосква, 23-26 ноября 2021 года. - Mосква: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина ^ГЮА), 2022. - С. 256-261. - EDN KMZKUS.

References:

1. Bojcova V.V. Sluzhba zashchity prav cheloveka. Mirovoj opyt. M., 1996.

2. Gazizyanova, A. H. Negosudarstvennye formy zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina: aktual'nye problemy teoreticheskogo pravovedeniya / A. H. Gaz-izyanova, A. V. Soldatova // Osnovnye tendencii razvitiya sovremennogo prava: problemy teorii i praktiki : materialy VI Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 25 fevralya 2022 goda. - Kazan': Universitet upravleniya "TISBI", 2022. - S. 272-276. - EDN APDSYB.

3. Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2021 g. [Elektronnyj resurs] https://ombudsmanrf.org/documents/ezhegodnye-doklady (data obrashcheniya: 23.01.2023)

4. Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2022 g. [Elektronnyj resurs] https://ombudsmanrf.org/documents/ezhegodnye-doklady (data obrashcheniya: 23.06.2023)

5. Kulikova, N. M. Analiz izmenenij v Federal'nyj zakon «o statuse voennosluzhashchih» / N. M. Kulikova, S. A. Grigor'ev, M. V. Plahov // Mezhvuzovskij sbornik nauch-nyh trudov : Sbornik statej. Tom Vypusk 26. - Krasnodar : Federal'noe gosudarstvennoe kazennoe voennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Krasnodarskoe vysshee voennoe aviacionnoe uchilishche letchikov imeni Geroya Sovetskogo Soyuza A.K. Serova» Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii, 2022. - S. 168-172. - EDN UECEXY.

6. Lagun, I. V. Kommentarij k FKZ ot 26 fevralya 1997 g. № 1 -FKZ «Ob upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii» / I. V. Lagun, A. B. YUdina. — Saratov : Aj Pi Er Media, 2010. — S. 46-48 — ISBN 2227-8397. — Tekst : elektronnyj // Elektronno-bibliotechnaya sistema IPR BOOKS: [sajt]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/1270.html (data obrashcheniya: 22.01.2023).

7. Sajfullin, A. I. Institut yuridicheskoj otvetstvennosti organov publichnoj vlasti kak social'naya cennost prava v sovremennom obshchestve / A. I. Sajfullin // Osnovnye tendencii razvitiya sovremennogo prava: problemy teorii i praktiki : Materialy V Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kazan', 26 fevralya 2021 goda. - Kazan': Universitet upravleniya "TISBI", 2021. - S. 150-155. - EDN RCIPGP.

8. Stepanenko, R.F. Pravo kak vozmozhnost minimizacii otchuzhdeniya v social'nom gosudarstve / R. F. Stepanenko, A. V. Soldatova // Rol' prava v obespechenii blagopoluchiya cheloveka : Sbornik dokladov XI Moskovskoj yuridicheskoj nedeli: v 5 chastyah, Moskva, 23-26 noyabrya 2021 goda. - Moskva: Izdatel'skij centr Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA), 2022. - S. 256-261. - EDN KMZKUS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.